Цель урока:
-
способствовать формированию многоаспектного понимания учащимися понятия «свобода» как важнейшей ценности жизни человека и общества в целом.
Задачи урока:
-
Предоставить учащимся информацию о таких понятиях как свобода, ответственность, необходимость, выбор, фатализм, волюнтаризм.
-
Проанализировать следующие философские, социально-политические и морально-этические проблемы:
-
свобода и необходимость;
-
свобода и ответственность;
-
свобода и выбор.
-
Формировать навыки работы в команде;
-
Стимулировать интерес учащихся к изучению явлений общественной жизни.
Материалы.
-
4 листа батмана;
-
скотч;
-
ножницы;
-
маркеры;
-
картонки с понятиями «свобода», «необходимость», «фатализм», «волюнтаризм».
-
стакеры;
-
рисунок «Воздушный шар»;
-
листы формата А4 для написания синквейнов (по числу учащихся);
-
раздаточные материалы (4 комплекта):
-
рабочий лист № 1 «Подходы к пониманию соотношения свободы и необходимости»
-
рабочий лист № 2 «Определение понятий ответственность, выбор, свобода».
-
рабочий лист № 3 «Мудрые мысли по темам: «Ответственность», «Свобода», «Выбор»».
-
рабочий лист № 4 «Различные аспекты понятия «Свобода»».
-
рабочий лист № 5 «Документ М. Малерб «Свобода»».
-
рабочий лист № 6 «Понятия волюнтаризм, фатализм, необходимость».
Ход урока.
-
Учащиеся в произвольном порядке занимают приготовленные для групповой работы места.
-
Учитель приветствует учащихся и предлагает обратить внимание на доску, чтобы самостоятельно определить тему урока.
-
Учащиеся выполняют упражнение «Мудрые .мысли», которые заключается в том, что в предложенных высказываниях Н.А. Бердяева и К. Ясперса имеются пропуски одного слова, вставив которое получаем формулировку темы урока.
«Человек - раб потому, что ___________________ трудна, рабство лее легко».
Н.А. Бердяев.
«Сохранить свободу можно лишь там, где она осознанна и где ощущается
__________________________ за неё».
К. Ясперс
|
Ученикам предлагают подставить в изречения понятия «свобода» и «ответственность». Учитель формулирует на основе ответов учащихся тему урока: «Свобода и ответственность в деятельности человека».
-
Учитель предлагает учащимся сформулировать ответ на вопрос: «Ребята, что предстоит нам выяснить в рамках новой темы на уроке?» Корректируя ответы учащихся, учитель формулирует цель и задачи урока.
-
Учитель предлагает прослушать учащимся притчу «Награда, за настойчивость « и определить в чём её смысл.
«Награда за настойчивость»
«Великий бог — мудрец Нарада странствовал по свету. Однажды, проходя через лес, он увидел человека, который так долго был погружен в глубокое размышление, что термиты выстроили вокруг его тела огромный муравейник. Он попросил Параду, который шёл на небо, спросить у главного бога, когда он ниспошлет милость и дарует ему свободу.
Нараде пошёл дальше и увидел другого человека. Тот пел, плясал и прыгал. Он тоже попросил узнать, когда получит свободу.
Некоторое время спустя Нарада возвращался. Он опять увидел человека в муравейнике и передал ответ Бога: «Ты родишься ещё четыре раза и тогда будешь свободен». Человек стал плакать и рыдать, клясть свою судьбу и ж:аловаться.
Нарада пошёл дальше и встретил другого человека. Тому он тоже передал ответ: «Посмотри на то дерево, ты должен родиться столько раз, сколько листьев на этом дереве и только тогда ты достигнешь свободы». Человек от радости воскликнул: «Неужели я так скоро получу свободу!» и от радости снова стал плясать. Тогда с неба раздался Голос: «Дитя моё, ты уже свободен»
Обсуждая притчу подвести учащихся к пониманию её сути категории свободы.
-
Затем учащиеся выполняют упражнение «Путешествие на воздушном шаре».
-
Учитель прикрепляет на доске ватман с изображением воздушного шара.
-
раздайте детям по листку бумаги формата А4.
-
предложите нарисовать воздушный шар и себя в корзине шара.
-
предложите взять с собой в путешествие шесть важных жизненных ценностей:
работа, деньги, свобода, власть, здоровье, развлечения
(понятия вывешиваются на карточках).
-
предложите дописать ещё две жизненных ценностей, которые они хотели взять с собой в путешествие
-
Расскажите историю о том, что воздушный шар начал свое «небесное путешествие» опишите красивые ландшафты, приятную погоду. Далее остановитесь на том, что шар получил внезапное повреждение и начал снижаться. Чтобы продолжить путешествие и облегчить массу шара, предложите отказаться от двух ценностей, вычеркнув их. Отметьте, что это не помогает и шар продолжает падать; необходимо исключить ещё две ценности, затем ещё две ценности. Таким образом, осталось самые важные для каждого из нас: свобода и здоровье. Это и есть важнейшие жизненные ценности каждого человека и общества в целом.
-
На следующем этапе урока проведите упражнение - ассоциацию. Объясните
что, значит «ассоциация», чем она отличается от определения. Сделайте акцент, что ассоциация это чувства и мысли, которые возникают спонтанно «Свобода - это ...»
-
Раздайте учащимся по пять листочков - стакеров и предложите продолжить фразу: «Свобода — это ...»
-
Предложите ещё раз продолжить фразу «Свобода - это ...»
-
Когда учащиеся напишут, предложите в третий раз продолжить фразу «Свобода — это ...».
-
Предложите ещё два раз подобрать ассоциацию к понятию «Свобода – это …».
-
Предложите прикрепить стакеры на доске и выбрать одно высказывание, которое более всего заинтересовало, показалось необычным.
-
Когда учащиеся возвратятся на места, предложите им прокомментировать свой выбор.
-
Подводя итог выступления учащихся, обратите внимание на многоаспектное понимание ими свободы. Поблагодарите за выполненное задание.
-
Произведите разбивку учащихся на группы соответственно одному из подходов в философии к соотношению свободы и необходимости. (В произвольном порядке выбирают карточки с буквами «М», «Ф», «В» и «С»).
I группа - представляет позицию сторонников фатализма
(«Ф»)
II группа - представляет позицию сторонников волюнтаризма («В»)
III группа - представляет позицию марксистов («М»)
IV группа - представляет позицию современных ученых («С»)
-
Группы учащихся начинают работу по теме урока согласно полученной инструкции (смотри приложение 1). Время работы - 15-20 минут.
-
После завершения работы группы представляют свои результаты следующим образом:
-
раскрывают понятие свобода, ответственность, выбор, фатализм, волюнтаризм;
-
выражают понятие свобода символом - рисунком;
-
раскрывают суть предложенного группе подхода и пониманию соотношения свобода и необходимость,
-
выражают свое отношение к предложенному подходу (согласие, несогласие);
-
предлагают наглядное изображение модели свободного общества (время выступления - 7 минут)
-
Предложите учащимся написать синквейн «Свобода» (Правила написания синквейна - приложение 2)
-
Пожелайте учащимся использовать полученные на уроке знания для ответственного выбора в отношении ценностей здорового образа жизни.
-
Завершая урок, предложите учащимся осуществить рефлексию на листах процентного усвоения темы по следующей форме:
100% - 75%
|
75% - 50%
|
50% - 25%
|
25% - 1%
|