Перейти на главную страницу
Какими способами Бог обеспечил человека для наслаждения общением и развития социального аспекта его сущности? Многие пользуются брачными отношениями. Свойственно всем людям членство в семье. Помимо этого люди ищут и развивают дружеские отношения с единомышленниками. Далее, все люди растут и воспитываются в некоей культуре, и тем самым делятся с другими общим языком, историей, обычаями, и т.п. Наконец, все люди находятся в определенной государственной структуре, и взаимодействуют с другими и на этом уровне.
В свете того, что Библия дает мало повелений относительно добрачных отношений, давайте сравним разные уже предложенных в истории моделей с целью установления наилучшего порядка для добрачных людей. Можно рассмотреть данную практику в греко-римской культуре, древнееврейской культуре, традиционной русской церкви, и современной церкви.
Какой порядок велся в греко-римской культуре библейского времени. Тогда считалось, что по сравнению с государством семья -- второстепенной важности. Брак и семья существуют, чтобы производить сильных, способных детей для служения государству. Считалось важным мужчину жениться на том, кто может родить прекрасных детей. Внебрачные связи считались для мужчин нормальным явлением, но, как правило, они были запрещены женщинам. Не только в отношении внебрачных связей, но в общем жена занимала низкое положение в обществе, не лучше, чем положение раба. Очевидно, что данный порядок не соответствует библейским нормам. Во-первых, такое неуважение в адрес жены неприемлемо. Далее, по Библии семейные отношения важнее служения государству. Наконец, Писание категорически запрещает измену супруге. Поэтому, в греко-римской системе нет ничего хорошего или достойного подражания.
Как насчет древнееврейской культуры? Какие у нее были особенности? Во-первых, нам известно, что родители устраивали брак для своих детей. Иногда они выбирали конкретного человека для сына или дочери, а иногда они ограничивали выбор сына. Иногда родители просто ободряли выбор сына. Интересно заметить, что Исав женился без согласия родителей, что создал типа скандала.
В устройстве договора брака представлял жениха друг жениха, который и переговаривался с представителем отца невесты. В случае Ревекка, отец спросил ее согласия. Жених должен работать некоторое время для тести. Дочь также получила брачный подарок от отца: то ли слуг, то ли землю. Обычно нельзя было вступать в брак с человеком другого народа, или с близким родственником. После брачного договора, жених сделал предложение невесте, представляя ей подарок и говоря: «Тем ты выделена мне по закону Моисея и Израиля». С тех пор отношения между женихом и невестой носили юридический характер. Можно было порвать отношения только через юридический акт по причине прелюбодеяния. Помолвка длилась 12 месяцев, в течение которых жених готовил дом, невеста готовила брачную одежду, и семья невесты готовила брачный пир. В брачный день жених зашел за невестой, чтобы повести ее к браному пиру у нового дома. Люди стали возле дороги, держа светильники. Свадьба состояла из (1) благословения пары, (2) заключения брачного договора, (3) надевания брачной одежды, и (4) проведения брачного пира по семи дней или дольше, где люди ели, пили, танцевали.
В этой системе имеются определенные плюсы и минусы. Положительная сторона такова, что система пользуется мудростью родителей, которые часто знают своего ребенка лучше, чем он или она знает себя. Также замечаем, что много лет в Израиле эта практика длилась, но Бог никогда не исправил или запретил ее. Но с другой стороны, такой порядок: (1) не позволяет молодой паре хорошо знакомиться друг с другом до свадьбы, (2) брак не всегда по любви, (3) родители могут пользоваться случаем, чтобы лично обогащаться через эту сделку.
У более традиционных славянских церквей проводится определенный порядок для молодых, ищущих брака. Молодежь между собой знакомится и общается неформально в группах, но свидание наедине не позволяется. Если молодой парень интересуется кем-нибудь, то он в первую очередь подходить к пастору, чтобы получить разрешение сделать ей предложение. Родители девушки также вовлечены в решение. Если дело одобрено и девушка согласится, то тогда помолвка объявлена. Но все же пара не могут встречаться наедине до свадьбы. Преимущества этой системы в том, что она пользуется мудростью пастора в решении вопроса, и сохраняется между молодыми людьми сексуальная чистота.
В современной церкви практика ухаживания за девушкой мало отличается от мирской практики, кроме того, что они должны, конечно, воздерживаться от блуда. Молодые люди знакомятся и в группах, и отдельно на свиданиях. По поводу помолвки разрешение родителей и пастора желательно, но не считается обязательным. Положительные стороны данной системы в том, что она позволяет развитие отношений и хорошее знакомство до брака. Также хорошо, что уважается свобода выбора будущей супружеской пары. Но отрицательные моменты следующие. Молодые люди еще не созревали, и нуждаются в совете пастора и родителей. Также, когда молодая пара встречается наедине, то бывает большая возможность попасть в сексуальное искушение.
Давайте предложим несколько советов для ищущих супружеских отношений. Во-первых, в отличие от мнения многих, Бог не выбирает для человека одного особенного партнера, которого ему или ей надо как-то искать и встретить. Есть особенные случаи, когда Бог берет инициативу, чтобы устроить встречу и развитие отношений. Но Библия свидетельствует всего лишь об одном таком примере – это пример Исаака и Ревекки. В подавляющем большинстве случаев, выбор остается у человека, на ком он будет жениться, или за кого она выйдет замуж. Ключевым стихом в этом отношении находится в 1Кор. 7:39, где читаем: «Если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе». Здесь приводится руководящий принцип для ищущих партнера для жизни – можно вступить в брак с кем угодно, а только в Господе.
Хотя Бог дает каждому ищущему супруге или супругу свободу выбора, тем не менее следует соблюдать несколько правил для того, чтобы принять мудрое решение в этой связи. Как уже было сказано, Библия настаивает на том, чтобы это было верующим человеком. Желательно, чтобы они ходили вместе в церковь, чтобы они легко между собой общались, чтобы они разделяли между собой общее направление в жизни, чтобы они нашил друг друга привлекательными, и чтобы имелись хорошие отношения с родителями с обеих сторон.
Единственная Божья заповедь, которая касается неженатых и незамужних – это воздержание от блуда (1Фесс. 4:3). Любопытно подметить, что люди физически уже готовы вступить в брак далеко до того, как они готовы с финансовой или эмоциональной точки зрения. Почему существует такое не равновесие относительно времени поступления в брак?
Можно предположить следующее разрешение вопроса. В браке, даже самом счастливом, бывают искушения изменить своей супруге или супругу. Поэтому, в брачных отношениях для того, чтобы оставаться верным, нужна сдержанность. Откуда человек может развивать такое качество? Может быть Божий план состоит в том, чтобы с того времени, когда человек физически готов вступить в брак, до того времени, когда он действительно готов, человек пользовался этим промежутком времени для развития сдержанности, и учился как обуздывать свои сексуальные аппетиты. Скорее всего, человеку, которому удалось остаться чистым до брака, будет легче оставаться верным после брака. Поэтому, совет Павла юному Тимофею имеет смысл: «Юношеский похотей убегай...» (2Тим. 2:22). Значит, в период до брака стоит человеку осторожно обращаться с сексуальными темами, чтобы не топить огня своих сексуальных аппетитов.
В Троице наблюдаются следующие особенности. Есть три Лица в Боге, Отец, Сын, и Святой Дух, но существует лишь один Бог. Значит, есть единство во множестве. Согласно правильному пониманию Троицы все Лица равны по природе и достоинству. Одно Лицо не выше или лучше других. Наконец, Лица Троицы отличаются друг от друга по функции. Каждое играет определенную роль в выполнении Божьего плана.
Интересно заметить, что все эти особенности, присущие Троице, предписаны супружеской паре. Они обязаны хранить единство во множестве. Перед Богом одни стали одной плотью. Далее, перед Богом они равны по достоинству. Один не лучше или выше другого по качеству. Обо равнозначно достойны уважения. Наконец, они отличаются друг от друга по функции. Несколько обязанностей в семейной жизни Библия отводит мужу, а другие -- жене. Итак, Троица служит прекрасным образцом для проведения успешных брачных отношений. Раскроем каждый из этих аспектов в отдельности.
Как в Ветхом, так и в Новом Завете встречается упоминание о единстве в браке (Быт. 2:24; Еф. 5:31-32; Мф. 19:5-6). Муж и жена становятся одной плотью. Но, к сожалению, это не всегда реализуется в жизни. Очень распространенное явление в наши дни – это развод. Начнем нашего разбора вопроса развода с ветхозаветного учения. Дело в том, что в Ветхом Завете Бог разрешил развод и повторный брак при определенных условиях (Вт. 24:1). Но тем не менее Божье основное отношение к разводу было отрицательным (Мал. 2:16).
Для того, чтобы правильно перевести Мал. 2:16 нам приходится смотреть на еврейский оригинал, который во многом отличается от синодального перевода.
В первых, первое слово в еврейском тексте, (ки), чаще переводится не «если», а «потому что». Дальше, слова «ты» в тексте нет. Тоже отсутствует местоимение «ее». Глагол «ненавидишь» стоит в форме причастия, и выступает в роли подлежащего, т.е. «ненавидевший». После него идет инфинитив «послать». Дословный перевод получается: «Ибо ненавидящий послать (или отпустить), говорит Господь Бог Израилев». Вопрос в том, к кому относится подлежащее «ненавидевший». Судя по контексту, в котором о вероломном отношении к жене запрещается, маловероятно, что тот, кто может ненавидеть жену – это муж. Более правдоподобно предположить, что «ненавидевший» -- это Бог, который ненавидит «отпустить», т.е. развод. Следовательно, в современных переводах Ветхого Завета имеется перевод: «Ибо я ненавижу развод, говорит Господь Бог Израилев».
Подробно рассмотрим стих Писания Вт. 24:1. Так написано: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего». Ключевое для нас слово – это «противное», поскольку оно определяет условие для разрешения развода. Слово «противное» в действительности переводит два еврейских слова, (эрват) и (давар). Поищем значения этого словосочетания.
Раввины, исследовав этот вопрос, пришли к отличающимся друг от друга мнениям.53 Шаммай думал, что дело касается аморального полового поступка со стороны жены. А Хилел считал, что (эрват давар) относится к любому недовольству у мужа. Значит, он может с ней развестись по любой причине. В поддержку школы Шаммая ссылаются на исходного значения самого выражения, которое дословно переводится «нагое дело».54 Также ссылаются на Вт. 23:15, где данная фраза связана с нечистотой. Также интересно сравнить учение Шаммая с учением Иисуса. Иисус тоже учил, что развод позволен только по причине прелюбодеяния, что может служить подтверждением взгляду Шаммая. А с другой стороны учение Хилела тоже пользуется некоей поддержкой. В Вт. 22:22 за измену мужу не разрешается развод, а предписывается казнь. Также, в Вт. 24:2 развод разрешается, если муж просто ненавидит жену.
Переходя к Новому Завету, выделим 4 места Писания, где Иисус конкретно говорит о разводе и повторном браке. В Ев. от Марка 10:11-12 написано, что «если муж разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует». Далее, согласно Мф. 5:32: «если муж разводится с женою своею, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». Подразумевается, что в обратном случае подобные последствия имеются, т.е. если жена разводится с мужем, она подает ему повод прелюбодействовать; и кто выходит замуж за разведенного, тот прелюбодействует. Те же самые условия повторяются в Луки 16:18 и Мф. 9:9. Подводя итоги, скажем, что нигде Иисус не столько запретил развод, сколько запретил повторный брак разведенного человека.
Но из этого правила есть исключения. Справедливо предположить, что в Мф. 19:9 и 5:32 Иисус учил, что повторный брак разрешается, если развод случается по причине прелюбодеяния. Этот взгляд зиждется на предположении, что если следующее правильно действует: «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует», обратный случай также имеет силу: «Кто разведется с женою своею за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] не прелюбодействует».
Но стоит посмотреть поближе на слово, переведенное «прелюбодеяние». Это – порнэйя). Словарные определения этого слово – это «проституция, блуд, неправильные половые отношения всякого вида».55 Вопрос в том, относится ли порнэйя) к блуду до брака, о котором супруг или супруга раньше не знал, или к прелюбодеянию в браке? Существует и третий вариант. Может быть Иисус разрешает повторный брак и по одной и по другой причине.
В поддержку позиции, что порнэйя) означает блуд до брака, обращаемся к Мф. 15:19, где слово порнэйя) упоминается в списке пороков в отличие от прелюбодеяния. То же самое находится в Мк. 7:21. В пользу теории, что имеется в виду прелюбодеяние в браке, есть ссылки на небиблейские книги, где порнэйя) указывает на прелюбодеяние (Сирах 23:23; Пастырь Гермис-М 4.1.5). Хотя Сирах и Пастырь Гермис – неканонические книги, тем не менее это доказательство ценно, поскольку эти книги датируются около времени написания Нового Завета. Поэтому, они отображает употребление этого слова в новозаветное время.
Также, может служить в качестве довода в пользу этой позиции Мф. 5:32. Там написано, что «кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, т.е. порнэйя), тот подает ей повод прелюбодействовать». Скорее всего, обратный смысл также имеет место для существования, т.е. «кто разводится с женою своею по причине прелюбодеяния, т.е. порнэйя), тот не подает ей повода прелюбодействовать». Почему в этом случае он не дает ей повода прелюбодействовать? Дело в том, что она уже совершила прелюбодеяние, когда она совершила порнэйя). Вывод таков: порнэйя) -- это прелюбодеяние.
Наконец, в защиту позицию, что порнэйя) относится и к блуду до брака, и к прелюбодеянию, скажем, что если Евангелисты хотели точно указать на прелюбодеяние, то они смогли бы использовать более специфическое слово с этим значением, т.е. мойхэйай. Выбор порнэйя) вместо мойхэйай может указывать на то, что Иисус имел в виду больше, чем просто прелюбодеяние. Также интересно сравнить данное учение Иисуса с тем, что написано в Вт. 22:20-22, где речь идет в одном контексте как о блуде до брака, так и о прелюбодеянии. Судя по всему, самые убедительные аргументы выдвинуты в пользу третьего варианта, что имеется в виду либо блуд до брака, о котором супруг или супруга раньше не знал, либо к прелюбодеянию в браке.
Данное разрешение также соответствует принципу «одна плоть», о котором Иисус говорил в Мф. 19:6. Принцип состоит в том, что когда люди, женатые или неженатые, имеют половые отношения, то они считаются одной плотью. Даже половые отношения с блудницею приводит к союзу «одной плоти» с ней (1Кор. 6:16). Согласно этому принципу предполагается, что повторный брак разрешается в тех случаях, когда супруга или супруг нарушает этот принцип, либо совершая блуд до брака, либо прелюбодействуя. Нарушение же этого принципа одним или другим образом освобождает невиновную сторону снова вступить в брак.
Принимается Писанием еще одно исключение для разрешения повторного брака после развода. Оно находится в учении Павла, находящееся в 1Кор. 7:10-15. Там написано, что «Если же неверующий [хочет] развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких [случаях] не связаны к миру призвал нас Господь». Не все согласны с тем, что Павел здесь разрешает повторный брак. Вопрос зависит от значения слов «мир» и «связаны». Подобное выражение встречается в 1Кор. 7:39 и Рим. 7:2-6, где речь конкретно идет о разрешении повторного брака после смерти мужа, хотя другой греческий глагол «связывать» используется. Плюс к этому, можно сравнить слово «мир» с наставлением Павла в 1Кор. 7:9, что лучше жениться, чем разжигаться. Соответственно, фраза «Господь призвал нас к миру» может указывать на разрешение повторного брака.
Также в пользу этого вывода можно сравнить данный случай с тем, что сказано в том же контексте о разводе между верующими.
1Кор. 7:10-16:
В случай верующих повторный брак после развода не разрешается. Но сразу после этого противопоставляется этому примеру развод с неверующим. В случае неверующего не написано, что надо оставаться в безбрачии, или примириться, а говорится, что «брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь». Скорее всего, Павел здесь разрешает повторный брак после развода, если неверующий человек разводится с верующим человеком.
Далее, муж и жена равны по достоинству. Они оба имеют свободный доступ к Богу через Христа. Павел об этом пишет в Гал. 3:28 – «Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». Любопытно здесь заметить, что в Ветхом Завете обрезание, которое служило признаком включения в Божий народ, касалось лишь мужчин. А в Новом Завете принимают водное крещение женщины, равно как и мужчины.
Наконец Библия повествует о разных функциях между мужем и женой в браке. Будем касаться здесь лишь одной из них, которая представляет собой самую спорную – это лидерство мужа.56 Четыре раза Новый Завет указывает, что в супружеских отношениях данный порядок уместен. Можно выдвинуть несколько библейских свидетельств о приемлемости лидерство мужа в доме. Во-первых, имеется конкретное новозаветное учение о повиновении жены мужу, которое несколько раз повторяется (Еф. 5:22; 1Кор. 11:3; Кол. 3:18; 1Пет. 3:1). Дальше, надо учитывать порядок сотворения, т.е. Адама, а затем Еву. Павел использует именно этот аргумент в 1Тим. 2:13 для констатации лидерства в церкви. Также, Адам дал Еве свое имя, что может указывать на его лидерство. Также принимаем во внимание, что при грехопадении Бог обращался в первую очередь не к Еве, которая первая согрешила, а к Адаму благодаря его положению как лидер первой семьи (Быт. 3:9).
Давайте обсудим несколько возражений на данную позицию. Во-первых, интересно заметить, что слово «помощник» в Быт. 2:18 – это (эзейр), которое обычно используется в отношении Бога, когда Он оказывает людям помощь. Аргументируется, что поскольку Бог, будучи помощником человеку, ему не подчиняется, жена, будучи помощницей мужу, не обязательно подчиняется ему. Но с другой стороны, хотя этот стих не подтверждает лидерства мужа в семье, он и не исключает его, особенно в свете ясного новозаветного учения на этот счет.
Второе возражение звучит так: предполагается, что слово «соответственного», т.е. (кэнэгэд), может указывать на равенство по власти в семье. Но в ответ надо учитывать, что в свете того, что в этом контексте Бог отвечает на нужду Адама в общении, вероятнее всего, слово «соответственного» здесь указывает на соответствие не по власти, а по природе.
Третий момент в этой связи следующий. В Еф 5:23 и 1Кор 11:2 говорится о муже как о главе жены, используя греческое слово кэфалей). Но кэфалей) также может означать «источник». В этом случае муж не глава жены, а ее источник в том смысле, что он заботится о ней и защищает ее. Оттенок значения «источник» ассоциируется с этим словом в Кол. 2:19 и Еф. 4:15-16. Но в противовес этому замечаем, что слово кэфалей) не всегда обозначает «источник», но и «власть». Ключевым местом для разбора этого момента является Еф. 5:22-24, где говорится о муже как о главе церкви, ясно используя слово кэфалей) в смысле «власть».
Еще одно возражение на данный тезис заключается в том, что в Еф. 5:21 Павел наставляет всех верующих подчиняться друг другу. Но в этом случае лидерство мужа не исключается. Оно даже упоминается в следующем стихе. Скорее всего, здесь имеется в виду роль жены, как советник для мужа. В Библии наблюдается немало случаев, когда жена служила для мужа хорошей советницей, принося ему слово мудрости от Бога. В таких случаях мудрый муж будет слушать свою жену, и подчиняться ее совету.
Далее, согласно Быт. 3:16 подчинение мужу составляет часть проклятия, данное Богом в связи с грехопадением. Но верующие не живут под проклятием, и должны стараться избавиться от него. Это значит, что жене нужно освободиться от подчиненного положения по отношению к мужу. Но в опровержение скажем, что до грехопадения уже имелся такой порядок -- муж как глава семьи. Быт. 3:16 не устанавливает лидерство мужа в доме, а вводит затруднение в этот уже установленный порядок. После грехопадения муж будет более сурово относиться к жене. Вот проклятие, от которого христианская семья должна стараться избавиться.
Последнее возражение для нашего рассмотрения заключается в том, что в Быт. 3:16 слово (машал), которое там переводится «господствовать», также носит значение «быть подобным». Поэтому, можем ли мы перевести так: «к мужу твоему влечение твое, и он будет подобным тебе», т.е. иметь то же влечение»? Но по поводу значение (машал) «быть подобным», этот перевод осложняется тем, что в недалеком контексте то же слово используется в смысле «господствовать» (см. Быт. 4:7). Плюс к этому, если муж будет «прободным жене» во влечении к ней, то каким образом ее проклятие отличается от него в этом отношении? Ведь, Бог дал каждому согрешившему свои проклятия в отдельности, и не ввел бы новое проклятие мужу в контексте проклятий, отведенных жене.
Библия освещает нас, что безбрачие – это дар от Бога (1Кор. 7:7; Мф. 19:11). Естественное желание человека – это иметь интимные отношения с противоположенным полем. Поэтому, для того, чтобы спокойно оставаться в безбрачном состоянии, нужно от Бога сверхъестественный дар, противоборствующий естественные полевые импульсы человека. Следовательно, человек может узнать, есть ли у него такой дар, или нет, тем, насколько хорошо он или она может справляться с сексуальными искушениями в безбрачном состоянии. Если у человека не получается, то вот совет Павла: «Если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор. 7:9). Иисус, говоря о даре безбрачия, посоветовал имеющим такой дар, им пользоваться (Мф. 19:12).
Божьего творения. Нет никакой другой твари, которую можно сравнить с Божьим творением человека. В древних библейских языках смысл «человек» выражается разными словами. По-еврейски
14 12 2014
5 стр.
В греческом тексте Нового Завета встречаются еще два метафорических выражения внутреннего человека – это
10 10 2014
1 стр.
Священного Писания. Постмодернисты не возражают на то, чтобы люди верили в Бога. Но, по их мнению, вера должна действовать только в субъективном плане
01 10 2014
1 стр.
Слово «плюрализм» используется в обществе сегодня в разных значениях. Есть социологический плюрализм, философский плюрализм и религиозный плюрализм. Наше обсуждение в главном посвя
27 09 2014
1 стр.
На протяжении всей человеческой истории мыслители и философы бьются над вопросом, как мы можем знать истину с уверенностью. Даже употребляется специальный термин для описания этого
14 12 2014
3 стр.
Иосифе Прекрасном. Отталкиваясь от древней легенды, Томас Манн говорит о неизбежности победы светлого разума и человечности над нравственным хаосом. Роман тетралогия об Иосифе и ег
14 10 2014
38 стр.
Великий немецкий писатель Томас Манн (1875—1955) задумал роман «Признания авантюриста Феликса Круля» еще до Первой мировой войны, а завершил в 1954 году
07 10 2014
25 стр.
Епископ Иларий (Шишковский), игумен Филарет (Егоров), проф. Томас Бремер, свящ. Дидье Берте, прот. Николай Макар, свящ. Петр Октаба, проф. Поль Валлиер, проф. Павел Гаврилюк, Андре
14 09 2014
1 стр.