Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ДИЗАЙН ВАРИАТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Харитонова А. М., соискатель кафедры дизайна
Cоциальная ситуация наших дней диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как личности, умениями преобразования общества и общественных отношений, способном транслировать образцы культурных взаимодействий во всем многообразии социальных отношений с людьми, природой.

Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый учащийся школы сможет самореализоваться, самопределиться, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных и личностных проблем; реализовать творческие запросы различными средствами развивающей деятельности.

Способы поисков разработки образовательных моделей, направленных на выполнение нового социального заказа, ведутся в разных направлениях. Одним из них является и поисковая деятельность школ по разработке собственных моделей вариативной учебно-воспитательной среды.

Вариативность образования, согласно учебному пособию «Менеджмент образовательных учреждений», составленному профессором Дальневосточного Государственного Университета, Гришаном И. П. – это качество образовательной системы, характеризующее ее способность создавать и предоставлять учащимся варианты образовательных программ или отдельных видов услуг для выбора в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями; способность образовательного учреждения предоставлять учащимся достаточно большое многообразие специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей выбора такой траектории (1).

Вариативность – один из основополагающих принципов и направлений развития современной системы образования в России, в отличие от установки на её унифицированность в советское время. Она нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования.

Таким образом, вариативный образовательный процесс – взаимосвязанная деятельность участников учебного процесса по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов), средств и способов деятельности и общения, протекающая в специально организованном образовательном пространстве. Дифференциация и индивидуализация при этом выступают как условия проектирования этого пространства. Вместе с тем, задачи сохранения единого образовательного пространства, повышения социальной востребованности образования, овладевания обучающими базовыми гражданскими и культурными ценностями, обеспечения духовного и физического здоровья каждого ученика должны оставаться приоритетными в деятельности каждого образовательного учреждения.


В этом отношении поистине уникальные возможности предоставляет возможность реализации модели вариативной образовательной среды на основе традиционной культуры разных регионов России. Народная художественная культура – целостная, самодостаточная система духовной жизни народа в контексте его философии, эстетики, психологии, морали, веры и менталитета.

В различных регионах России традиционная культура, к сожалению, ранее воспринималась как архаичная, устаревшая, её старались растворить в усреднённой современной массовой культуре, вместо того, чтобы выделить и использовать самобытность народных традиций, стилизовать их, и, привнеся черты современности, придать им новую окраску. Национальная культура – это не просто историческое достояние, но сильнейший фактор модернизации нашей цивилизации, важнейшая стратегия ее развития.

Различные области современной культуры демонстрируют в той или иной мере национальную специфику – сегодня существует национальная литература и национальная музыка, национальную стилистика в живописи, архитектуре и дизайне, что свидетельствует о сильнейшем воздействии на эти специализированные области этнических культурных традиций и этнического менталитета.

В последнее десятилетие прошлого – в начале нынешнего столетия в отечественной науке изменились подходы к изучению культурной составляющей традиций народов нашей страны, пришло понимание того, насколько важно изучать конкретные формы бытования культуры разных народов России. Исследования позволяют значительно увеличить знания о региональных особенностях культурного поля нашей страны – создают общее представление о каждом регионе, о его природном и культурном наследии, истории и этнографии, традиционной культуре народов, населяющих территорию России.

Исследования ведутся на исторических, культурологических кафедрах различных университетов. Профессором факультета философии и культурологии РГУ Заковоротной М. В. разработан специализированный курс «Глобализм-локализм: проблемы этнической культуры» (3), предметом которого является исследование изменений этнической культуры в рамках контекста глобализации.

В 2002 г. сотрудниками Томского государственного университета (к.и.н. Э. Л. Львовой, к.и.н. И. В. Нам, к.и.н. Н. И. Наумовой, д.и.н. О. М. Рындиной) было проведено этносоциологическое исследование населения Томской области, позволившее выявить узловые характеристики регионального сообщества в этнокультурном плане (6). В качестве очевидной реальности общественного сознания выступает этническая самоидентификация, обострение этнического самосознания, что может быть вызвано ущемлением его прав на культурное самовыражение. Н. И. Наумова и О. М. Рындина продолжают научный поиск путей трансформации этноса в традиционной и модернизованной культуре. Проблемы культурной неповторимости региона изучаются междисциплинарными средствами – с привлечением историков, этнологов, археологов, лингвистов, филологов, краеведов.

Так же создаются информационные ресурсы в международном Интернете, представляющие многонациональную культуру России и её историко-культурные регионы, например, проект «Культура регионов России», созданный при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Согласно «Википедии», историко-культурные регионы (историко-этнографические области) – территории, у населения которых в силу общности исторических судеб, социально-экономического развития и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые особенности. Историко-культурные области проявляются в материальной культуре – типах традиционного жилища, средств передвижения, пищи и утвари, одежды, обуви, украшений и т. п., а также в традиционной духовной культуре – календарные обряды и обычаи, верования, фольклор и народное творчество.

Наиболее продуктивными сегодня являются исследования в сфере научной, образовательной, эстетической деятельности людей, проживающих в конкретном регионе. Изучение региональных научных школ и образовательных систем в настоящее время разрабатывается в рамках истории образования и науки. Художественная составляющая региональной жизни в современных исследованиях находится, преимущественно, в плоскости изучения местных художественных и литературных школ, творчества отдельных художников в контексте русской культуры. Отличительной особенностью исследования региональной художественной культуры становятся феномены, несущие на себе так называемый «местный колорит» и осмысление логики развития региона как специфической формы существования локальной культуры внутри культуры страны.

Назревшей на сегодняшний день задачей является включение этих знаний в образовательную среду – в её эстетическую организацию и содержание образования. Данные компоненты очень важны и в системе образования в России связаны с тенденцией регионализации образования. Россия – страна многонациональная. Народы России принадлежат к различным расовым и этническим группам, ко многим конфессиям.

Это предполагает введение этнографического, историко-культурного, духовно-регионального опыта конкретной территории в содержание и организацию регионального образования. Регионализация способствует становлению этнического самосознания личности, обновлению содержания образования, обеспечивает важнейшее для формирования личности ребёнка право обучения и воспитания с учётом этнокультурных традиций, стимулирует инновационные процессы в образовательных учреждениях.

Целенаправленно формируемое региональное культурно-образовательное пространство представляет собой совокупность условий и возможностей личностного развития, определяемых не только деятельностью образовательных учреждений, но и качеством социально-культурной среды жизнедеятельности учащихся – художественной, исторической, духовно-нравственной.


Национально-региональный компонент находит реализацию в учебных планах и организации образовательной среды национальных школ, гимназий. Анализируя учебные планы данных учебных заведений, можно выделить такие предметы, как история религии, фольклор, национальная культура, риторика, культура общения, народный этикет, ритмика и театральное искусство, художественный труд, декоративно-прикладное искусство.

Наряду с содержанием образования, не менее важное значение имеет формирование образовательного пространства, а именно, организация учебно-воспитательной среды с использованием элементов региональной культуры.

Духовное совершенствование школьно-образовательной сферы предполагает включение всё большего числа предметов художественно-эстетического цикла, в ряду которых дизайнерско-образовательный компонент занимает решающее место согласно новому Госстандарту образования: основы дизайна включены в педагогическое образование, учителей как начальных, так и старших классов. Учитывая эту объективную реальность современного педагогического образования, необходимо продумать и реализовать имеющиеся возможности эстетизации учебно-воспитательного пространства школы средствами дизайна (9), в том числе и дизайн школьного интерьера.

Современные исследования определяют интерьер пространства школы и, в частности, учебных помещений как одно из важнейших средств интенсификации и эффективности процесса обучения в школе, а также как предметно-пространственную среду, предоставляющую возможность гармоничной организации процесса работы и усвоения знаний учащимися. Каждому учебному заведению любого типа и профиля необходимо грамотно, опираясь на законы дизайна, уметь организовать предметную среду, как основу эффективной работы учащихся. Архитектура и дизайн школьного пространства должны соответствовать содержанию и смыслу процессов, в ней проистекающих. Таким образом, построение всего комплекса учебно-воспитательного процесса школы как целостной системы будет направлено на гармоничное развитие мышления, интеллекта, кругозора, творческого потенциала учащихся; воспитание эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру. "Проектируя школу, – говорил американский зодчий Луис Канн (5), – я ищу душу школы, а не просто практическое воплощение школы. Я думаю о школе как среде такого пространства, где хорошо учиться". К сожалению не все архитекторы могут подписаться под этими словами, потому много наших школ напоминают мрачные, безликие коробки. При их проектировании не всегда тщательным образом прорабатываются вопросы архитектурно-художественной выразительности школьной среды, не учитываются этнические особенности культуры данного региона, не предусматриваются национальные элементы монументального и декоративно-прикладного искусства.

Однако, в последнее время, общество приходит к выводу, что в учебно-воспитательной среде необходимо создать такую атмосферу, которая сможет помочь юному поколению адаптироваться в новых социально-культурных условиях, приучит детей видеть и понимать прекрасное и будет стимулировать их стремиться создавать это прекрасное. Многие учебные учреждения, в частности школы, целенаправленно пошли по этому пути – задались целью сделать школу такой, чтобы она не только импонировала посетителям, но и несла информацию, воспитывала. В любой школе должна существовать своя внутренняя культура, отражающая определённые традиции и особую атмосферу.

В этом отношении, при эстетизации учебно-воспитательного пространства российских школ может помочь опыт американских архитекторов, разрабатывающих дизайн современных школ, в частности, архитектурного бюро Селина, штат Огайо, основанного корпорацией Фаннинг Хауи. Вот несколько проектов, в которых дизайнерам удалось создать культурно-образовательную среду, оказывающую позитивное влияние на учащихся – на их чувство собственного достоинства и успешности.

Браунингская средняя школа, находящаяся в индейской резервации Блэкфит (Чёрная нога) в городе Браунинг, штат Монтана, сохраняет богатую историю племени Черноногих, используя элементы культуры индейцев во всех аспектах дизайна.

Главный вход школы обращён лицом на восток, в соответствии с национальной традицией встречать Солнце по утрам, и его характерная черта – навес в форме типи – конусообразного шалаша, традиционного жилища кочевых индейцев. Внутри школы, окружность на полу в классных комнатах позволяет учащимся располагать их парты по кругу, как по традиции собираются индейцы для совершения ритуала в вигваме или типи. Кроме того, цвета, используемые в классах – белый, черный, красный и желтый – традиционные цвета племени Блэкфит.

Учащимися, в количестве более 700 человек и сотрудниками школы Чейф Леши, в городе Пьюаллап, штат Вашингтон, представлены более чем 90 различных племен индейцев. Эта школа является моделью образовательной программы для коренных американцев по всей стране, демонстрирующей возможности будущего образовательных технологий и образовательной среды. Дизайн этой школы однозначно выражает традиции культуры северо-западных индейцев.

Например, наружные стены зданий кирпичной кладки орнаментированы колоритными узорами, которые используются индейцами в традиционных плетёных корзинах Салиш. Так же, используются натуральные, природные цвета «от Матери-Земли». Большие окна на крыше верхнего этажа разработаны в виде пера, чтобы подчеркнуть значение традиционного национального Американского символа – орлиного пера. Внутри каждого здания в центре помещений находится изображение священного круга, символизирующего ориентацию четырех направлений сторон света, а такие общественные места, как библиотека, столовая, общая комната и небольшой тренажерный зал расположены ближе к центру здания.

Средняя школа Цезарь Чейвз в городе Планада, штат Калифорния, является реальным примером школы, отражающей культуру Латино. В этом случае району требовался дизайн, который бы отражал сильные стороны культуры латиноамериканского сообщества и заслуживал внимания общины. В результате, дизайн является ярким примером мексиканского стиля архитектуры с использованием её характерных элементов и ярких цветов, отражающих латинскую культуру.
«Современные школы должны отражать разнообразие культур, представителями которых являются наши учащиеся, сотрудники и население», – говорит Джоэл К. Симс, основатель «Schooldesigner.com», – это включает в себя регионы, в которых существуют исторически устоявшиеся культурные общины и регионы, где обитают иммигранты, адаптирующиеся к американской жизни. «Многие должностные лица и руководители образовательных учреждений достаточно прогрессивны в своем мышлении и видят возможности, которые открываются на пути разработки дизайна школ с учетом пространственных и эстетических связей с культурными традициями, которые отражают этнические особенности учащихся, например, из Центральной Америки, Мексики, стран Карибского бассейна, афроамериканцев, афроевропейцев. У нас будут школы, в которых студенты смогут отождествлять себя со своей культурой», – подтверждает Стивен Р. Льюис, главный архитектор инженерно-строительной фирмы GSA Парсон.

И в нашей, моногонациональной, стране социокультурная ситуация, сложившаяся в последнее время, обусловила переосмысление ценностей, формирование на их основе новых образовательных программ, возрождение и появление новых типов образовательных учреждений, обеспечивающих важнейшее для формирования личности ребёнка право обучения и воспитания с учётом этнокультурных традиций.

Примером образовательного учреждения, ориентированного на региональную культуру, является татарская школа Яктылык (в переводе с татарского «свет») из Самары, начавшая свою работу в сентябре 1998 года. Об этом рассказала директор этой школы Хариде Дашкина в национальной газете «Бердђмлек» (12): «В многонациональной Самаре открытие татарской школы явилось достижением не только для нас, но и для всей татарской общественности». Всё началось с открытия воскресного класса, куда ходили не только дети, но и их родители, бабушки и дедушки, так как в свои школьные годы они были лишены возможности изучать родной язык и общаться друг с другом. В интерьере школы преобладает белый цвет, символизирующий чистоту помыслов граждан Татарстана, цвет крылатого барса, покровителя детей, изображённого на гербе Республики. Парты и доски в школе – белые. Девочки носят белые платки, мальчики – тюбетейки.

Стены актового зала декорированы геометрическим орнаментом – образованными различными комбинациями прямых и ломаных линий решетками из зигзагов, треугольников, квадратов, ромбов. Школьная столовая так же украшена национальным орнаментом, в котором представлены яркие и своеобразные страницы художественного творчества татарского народа. Каждый день, посещая столовую, учащиеся видят узоры и изображения различных бытовых изделий, в которых отражено богатство художественного мышления народа, тонкое чувство ритма, пропорции, понимание формы, цвета. Эти орнаменты знакомят учащихся с обычаями и традициями татарского народа, историей декоративно-прикладного искусства и национальной культурой Татарстана, воспитывают нравственность и обогащают духовный мир.

Удачным дополнением интерьера являются стилизованные скамейки, расположенные в коридорах, а так же, витражи – стекла лестничных пролетов, расписанные учащимися яркими, солнечными цветочными орнаментами. Эффект красочной, веселой  мозаики поднимает настроение, поддерживает оптимизм, чувство успешности и мотивацию к учёбе. «В нашей школе делается все для того, чтобы воспитать по-настоящему творческую личность, нацеленную на высокий результат» – говорит директор Хариде Дашкина.

Чувашский национальный центр образования им. Г.С. Лебедева, реорганизованный в МОУ «Лицей-интернат им. Г.С. Лебедева города Чебоксары», ставит перед собой цель воспитания нравственности и духовной культуры лицеистов на обычаях и традициях чувашского народа в контексте общечеловеческих ценностей и подготовке их к жизнедеятельности в современных условиях. Лицей, являющийся интернатным учреждением, функционирует в режиме полного дня и отличается своей уникальностью – в нём ведётся гендерное обучение в отдельных классах, некоторые общеобразовательные предметы изучаются на английском языке, профильными предметами являются чувашский язык и литература. Режим работы обеспечивает занятость воспитанников по интересам во второй половине дня предметами дополнительного образования и в кружках, что даёт дополнительные возможности для участия детей в оформлении учебно-воспитательного пространства лицея своими силами.

На всех ступенях обучения осуществляется приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям, к эстетическим и нравственно-этическим ценностям своего народа. Особое место в народном творчестве занимает народный костюм. Изучение чувашского национального костюма на уроках изобразительного искусства и дополнительных занятиях, позволяет воспитывать в школьниках определенную культуру восприятия материального мира, способствует формированию эстетического отношения к действительности. Вначале учащиеся знакомятся с этическими группами чувашского народа, которые отличаются не только особенностью языка, но традициями в одежде, затем изучают чувашский орнамент с раскрытием его смыслового значения. Затем переходят к изготовлению кукол и воплощению кукольных чувашских национальных костюмов и головных уборов тухьи и хушпу. Эти поделки находят своё место в школьном музее национальной культуры.

При перестройке школьного здания, в его архитектуру были привнесены элементы национальной культуры. У чувашей четыре угла здания называются столбами – четыре колонны фасада, символизирующие эти столбы, поддерживающие небо, – фронтон здания. Дверь в дом в чувашских обрядах несла смысл входа в иной мир. Карниз над дверью иногда украшался широкой фигурной доской с вырезанным на нем мелким орнаментом, символизирующим мировое древо. Такими карнизами в школе декорированы входные двери в школьный музей, в котором представлены образцы ещё одной, аналогичной, чувашской традиции, свойственной также и другим народам, например, мексиканским индейцам – это изображение знаков огня под крышей крыльца, имеющее значение сакрально очищающего элемента. Знак огня, присутствующий в орнаменте дома, завершает композицию его декора и подразумевает очищение входящего в дом человека из мира хаоса в мир человеческий. Подобную же нагрузку несут в себе кованые козырьки крылец в г. Чебоксары на здании Художественного училища (дом начала XVIII века) и здании Чувашской национальной галереи (дом конца XIX века). На здании Художественного училища мы видим характерную для чувашей шестилучевую розетку-солнце. По сторонам от нее два знака мироздания (четыре столба, держащих четыре стороны небосвода) — орнамент, имевший широкое распространение в древнем мире. Вся композиция обрамлена по краям символами огня. Эти элементы монументально-декоративного искусства получили развитие на принципах этнической культуры, и перекликаются с традиционными чувашскими орнаментами (7).

Администрация и педагогический коллектив лицея-интерната стремятся создать условия для развития индивидуальности, самореализации каждого ученика, получения полноценного качественного образования и развития национального самосознания.

Культура России имеет богатую историю. При правильном планировании можно разработать школьное пространство, которое будет отражать особенности культуры определённой этнической группы.

Дизайн, воссоздающий культуру различных общин, предлагает больше возможностей, чем обычное украшение пространства. Например, повышается комфортность пребывания учащихся в школе, где они проводят достаточно много времени, ведь школа для учащихся – это второй дом.

Кроме того, есть дети, которые испытывали безнадзорность, при отсутствии возможностей и низком уровне культуры, настолько длительное время, что безразличие и низкие ожидания стали для них стандартными. Их воспитание и обучение может оказаться чрезвычайно сложной задачей. «Если дети формировались в среде, содержащей негативные элементы современной культуры, нужно изменить среду, сделав её основой для формирования чувства собственного достоинства и значимости учащихся, – говорит Стивен Р. Льюис, и тогда они увидят мир новых возможностей, к которому могут стремиться. Строительство школ, которые отражают специфику культуры своего региона, или культуру обучающихся в ней детей, гораздо лучше, чем разработка школы, не представляющей никакую культуру».

Очевидно, что продвижение культурных элементов в дизайне школ требует обучения и затрат. Это может быть нелёгкой задачей, но преимущества такого учебно-воспитательного пространства намного превосходят проблемы. Этот процесс должен продолжаться и не ограничиваться только сегодняшними проектами строительства школ. Возможно, сохранение открытого диалога послужит расширению культурного самовыражения разных народностей и в будущих проектах.

В феврале 2010 года Президентом Российской Федерации Д. Медведевым была утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», предполагающая не только переход на новые образовательные стандарты, но и изменение школьной инфраструктуры. Согласно проекту документа, школы должны стать современными зданиями с оригинальными дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной архитектурой. В проекте документа предполагается получение реальной отдачи, если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной, спортивной и культурной жизни. С помощью архитектурного конкурса будут выбраны новые проекты строительства и реконструкции современных школьных зданий, которые начнут использоваться повсеместно с 2011 года (10).



Реализация задач качественного, доступного и эффективного процесса обучения и воспитания на уровне образовательного учреждения, – считает профессор Рашид Хунагов, ректор Адыгейского государственного университета, – может стать важной предпосылкой социально-экономического, интеллектуального и духовного воспроизводства российского общества, его безопасного вхождения в мировое цивилизационное сообщество (11).

Библиография:


  1. Гришан И. П. Менеджмент образовательных учреждений: Учебное пособие. Владивосток. ТИДОТ ДВГУ, 2002.

  2. Жоголь Л. Е. «Декоративное искусство в современном интерьере». «Будивельник». Киев, 1986.

  3. Известия Уральского государственного университета, №4 (70). Екатеринбург, 2009.

  4. Кара-Мурза С. Г. «Демонтаж народа». Алгоритм. Москва, 2007.

  5. Картер Вайзмен. Луис И. Кан. Вне времени и стиля: Жизнь в архитектуре. Нью-Йорк Таймс. 2009. (Carter Wiseman. Louis I. Kahn. Beyond Time and Style: A Life in Architecture. The New York Times. 2009).

  6. Львова Э. Л, Нам И. В., Наумова Н. И., Рындина О. М. Томское Общество изучения Сибири. Труды. – Томск. D-Print, 2004. — 127 с. 20.

  7. Мадуров Д. Ф.Традиционное декоративное искусство и праздники чувашей. Чувашское книжное издательство. Чебоксары, 2004.

  8. Мурзина И. Я. Региональная культура как предмет философско-культурологического исследования. Издательство УрГУ. – 2004. - №29, с.86-97.

  9. Осипова Н. В. Эстетизация усебно-воспитательного пространства школы. – М.: Изд-во МГОУ, 2002.

  10. Учительская газета. 7 апреля 2009 г. N 14.

  11. Хунагов Р. Д. Глобализация и регионализация образования. Вестник Тюменского государственного университета. 2009. С.19-22.

  12. Шафигуллина Фания. Газета «Бердђмлек», №40, 30 сентября – 6 октября, 2007.

Школа дизайна. Выпуск № 19. Издатель Джоэл К. Симс, AIA. Март 2008.






Дизайн вариативного образовательного пространства школы с использованием элементов региональной культуры

Ует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как личности, умениями преобразования общества и общественных отношений

164.09kb.

12 10 2014
1 стр.


Учебный курс для вариативного компонента начальной школы Учебное пособие

Мухина С. Е. Учимся учиться. Учебный курс для вариативного компонента начальной школы (1-2 класс)./ Под ред. Мурадяна В. Е. Черноголовка, 2011. – 6 п л., Гну иним рао

1966.37kb.

16 12 2014
8 стр.


Программа информатизации

Цель информатизации образовательного процесса школы создание модели школы, отражающей систему организации учебно воспитательного процесса с использованием информационных технологий

106.03kb.

25 12 2014
1 стр.


Программа развития муниципального образовательного

Охватывает своей деятельностью по созданию воспитательно-образовательного пространства детей с 2 до 18 лет

2272.38kb.

16 12 2014
11 стр.


Программа развития гоу сош с углубленным изучением английского языка

Создание в школе образовательного пространства, способствующего здоровьесбережению и формированию личной успешности обучающихся в обществе на основе интеллектуальной и духовно – нр

776.79kb.

12 09 2014
5 стр.


Лекция №19 Банаховы алгебры

Ранее мы изучали линейные нормированные пространства. Был выделен важный класс – банаховы пространства. Эта лекция посвящена введению в теорию банаховых алгебр, т е банаховых прост

317.5kb.

06 10 2014
1 стр.


Цели и задачи дисциплины Формирование культуры проектирования и целостного представления о взаимосвязи «этнос-дизайн-среда»

Формирование культуры проектирования и целостного представления о взаимосвязи «этнос-дизайн-среда» с учётом этнографического сходства и различия

103.16kb.

01 10 2014
1 стр.


Миссия начальной школы – создание единого образовательного пространства, содержащего психолого-педагогические условия для саморазвития субъектов воспитательного процесса

В этот период формируются чувства социальной и психологической компетенции и чувство дифференцированности своих возможностей. Центром жизни младшего школьника выступает учитель, им

422.48kb.

15 09 2014
4 стр.