Перейти на главную страницу
Хайдарканский ртутный комбинат под названием «Комбинат №5» образован в 1941 как производство, альтернативное Никитовскому ртутому комбинату на Украине, оккупированному во время Второй мировой войны германскими войсками.
В 1950 г. он переименован в Хайдарканский ртутный комбинат (ХРК). В 1990 г. на ХРК работало более трех тысяч человек.
В 1995 г. на ХРК была проведена реконструкция с использованием средств гранта Всемирного Банка в размере 24 млн. сомов и кредита в сумме 4 млн. сомов на пополнение оборотных средств. В ходе реконструкции и рационализации была проведена интенсификация работ на руднике; правительство снизило роялти с 12% до 2%. Однако, в это же время возросли цены на топливо и электроэнергию. В результате экономическое состояние комбината улучшилось незначительно. Численность персонала снизилась до с 3500 человек до 1300 человек.
В 1996 г в связи с резким падением мировых цен на ртуть ХРК был признан банкротом и по программе PESAC преобразован в Хайдарканское ртутное государственное акционерное общество со списанием всех долгов по налогам и платежам.
В 2002 г. государственный статус акционерного общества был снят, и комбинат переименован в Хайдарканское ртутное акционерное общество (ХРАО), хотя государственная доля участия сохранилась на уровне 95%.
За время деятельности комбинат отработал несколько месторождений ртути, включая Чаувай, Сымап, Чонкой, которые в настоящее время законсервированы из-за неблагоприятных горнотехнических условий отработки, несмотря на наличие запасов руд. В настоящее время отрабатываются глубокие горизонты Хайдарканского месторождения. Первоначально добывались монометальные ртутные руды, с 1968 г начата отработка запасов комплексных руд участков «Медная» и «Плавиковая гора» Хайдарканского рудного поля. С целью их переработки построена обогатительная фабрика, выпускающая ртутно-сурьмяный и флюоритовый концентраты.
Главной продукцией комбината являются металлическая ртуть и ее соединения, а также сурьмяный и плавиковошпатовый концентраты. Ртуть направляется на экспорт через посредников из США, Нидерландов, России, Казахстана. Импортерами плавикового шпата выступают страны СНГ: Россия, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан. Материально техническое снабжение проводится за счет импорта из СНГ.
В состав РПР-1 входят: Шахта «Вспомогательная», «Новая», «Восточная», «16».
В настоящее время добыча руды ведется на глубоких горизонтах, эксплуатируются две из пяти шахт.
1) Шахта «Вспомогательная» достигает максимальной глубины 400м, и насчитывает восемь горизонтов добычи. Интенсивный приток грунтовых вод (240 м3/час) требует непрерывной откачки воды до 1000 м3/час.
Статический уровень воды расположен примерно на глубине 260-300 м, вследствие чего для добычи руды на четырех нижних горизонтах необходима постоянная откачка воды с расходом электроэнергии 2600 кВт/час
2) Шахта «Восточная» производительностью 50-70 тыс.т руды, эксплуатируется на трех горизонтах на глубине 240м. Все оборудование шахты «Восточная» находится в рабочем состоянии, руда подается из двух горизонтов №3 и №5, где добывается ежесуточно 100-150 тонн руды. Годовая плановая производительность до 70 тыс. тонн руды, 200 тонн металла в год. Среднее содержание ртути в руде - 0,3%,.
Шахта «Западная» в настоящее время остановлена в связи с финансовыми затруднениями ХРАО, до остановки добыча руды проводилась на глубине 582 м. Все оборудование находится в рабочем состоянии, кроме отдельных узлов.
По первоначальному плану он должен был выдавать 300 тыс.т руды в год, но на сегодняшний день производительность Шахты «Западной» составляет 300 тонн руды в сутки, годовая производительность 100 тыс.тонн руды.
Содержание полезных компонентов в руде: CaF2 – 13-15%, Hg – 0.04%, Sb – 0,5%.
Добытая руда Шахты «Западной» перерабатывается на обогатительной фабрике, плановое извлечение ртути – 92%; сурьмы – 42%; флюорита – 42%.
При таком извлечении ожидается выпуск товарной продукции в год в количестве:
План разведки и горноподготовительных работ, направленных на производство руды в будущем, не выполняется.
По заключению японских экспертов [11] выемочные машины не подходят для работы с имеющимися рудными телами и повышают разубоживание руд.
III. Обогатительная фабрика перерабатывает комплексную руду Рудника №2 с целью получения в первую очередь плавикового шпата. Ртуть и сурьма являются попутными компонентами. Фабрика состоит из линии десульфурирующей флотации для извлечения киновари и антимонита и линии для флотации плавикового шпата.
Производительность фабрики 300 тонн руды в сутки, в год она способна перерабатывать 100 тыс.т руды. В процессе обогащения комплексные руды, подвергаются измельчению и флотации.
Все оборудование обогатительной фабрики находится в рабочем состоянии, но требуется реконструкция отдельных узлов (узел фильтрации и сушки). Японские эксперты, проводившие обследование производства в 1998 г [11], пришли к выводу о значительной изношенности оборудования, низком уровне автоматизации и отсутствии контрольно-измерительного оборудования. Численность персонала -71 человек, в том числе рабочих – 62 человека; ИТР – 9 человек.
Рис 4 Технологическая схема обогатительной фабрики Хайдарканского комбината
Хвостовое хозяйство обогатительной фабрики эксплуатируется с 1967 года. Площадь хвостохранилища - 22,8 га, емкость - 8.4 млн.т, годовой объем уложенных хвостов – 28 тыс.т. Пульпа с фабрики транспортируется на хвостохранилище по хвостопроводу, протяженностью 5500 м. В состав пульпы входят вредные для окружающей среды компоненты: ртуть (0,003 мг/л), мышьяк (0,005 мг/л), сурьма (21,5 мг/л), сульфаты, нитриты, хлориды (26,5 мг/л), а также химические реагенты: ксантогенат, сернокислый алюминий, глинозем, жидкое стекло, сульфанат, флотомасло.
Химическая очистка пульпы осуществляется подачей раствора сернокислого алюминия и известкового молока в хвостовый зумпф на Обогатительной фабрике, что позволяет очистить пульпу от солей металлов и реагентов и исключить накопление шламов в воде. Хвостохранилище сооружено без водонепроницаемого слоя.
В настоящее время состояние хвостопроводов неудовлетворительное, фиксируются постоянные протечки пульпы, содержащей ртуть, мышьяк, сурьму, флотореагенты. Установленные пьезометры не работают.
Основным оборудованием завода является дробилка, обжиговые печи и конденсатор ретортного типа. В состав металлургического завода входят два основных подразделения: участок обслуживания трубчатой вращающейся печи и участок печи кипящего слоя.
1) Трубчатая вращающаяся печь (ТВП) перерабатывает руду 2-х сортов (богатые и рядовые), а также кеков и оборотных продуктов завода. Комплекс ТВП включает барабан, форсуночные и пылевые камеры, циклоны для очистки от пыли системы конденсации для улавливания ртути, газоходы, технологический вентилятор, приемные бункера для руды, бункера для огарков.
В настоящее время эксплуатируется одна печь из трех (d=2,2; L-22 м), производительность каждой печи 10-12 т/час, суточная - 240-280 т.
Кроме того, на металлургическом заводе задействованы 3 щековые дробилки марки СМД-9, одна молотковая дробилка для дробления концентратов, отделение отбивки ртути, отделение фильтрации, отделение розлива ртути, цех санитарной очистки газов, два сгустителя, очистные сооружения, отстойники шламов (шламохранилище).
Основное топливо - природный газ (резервное мазут). Расход природного газа - 6-8 тыс. м3/сутки; расход электроэнергии 6-7 тыс. кВт/час в сутки.
Износ оборудования по ТВП порядка 30%; нуждается в ремонте верхнее и нижнее уплотнение печей, система конденсации и футеровка печей.
2) Печь кипящего слоя «КС» – перерабатывает ртутно-сурьмяные концентраты. Производительность печи 2 т/час, суточная – 48 т.
Печной комплекс «КС» состоит из корпуса печи, узла загрузки концентратов, узла разгрузки огарков циклона, системы конденсации, технологического вентилятора, скруббера для очистки газов от пыли, кран-балки, рудного тельфера и распределительной решетки.
Обжиг концентрата ведется в непрерывном режиме с автоматическим регулированием загрузки и разгрузки материала. Оборудование печи «КС» находится в рабочем состоянии, требуется частичный ремонт.
Рис 5 Технологическая схема переработка руды на металлургическом заводе
VI. Лаборатория (ОТК и Химическая лаборатория)
В состав лаборатории (41 чел) входят два участка:
Потребители воды: РПР-1, Металлургический завод, Обогатительная фабрика, Компрессорная станция, поселок Хайдаркан, кишлак Ормош. Вода следует по трем ниткам водовода диаметром 273-530 мм и распределяется потребителям. Обслуживанием занимается 4 чел.: 3 слесаря и 1 электрогазосварщик.
Водоснабжение промплощадок ХРАО осуществляется от водозабора «Гауян» водопроводом диаметром 273 мм. Годовое потребление воды по ХРАО составило:
Обслуживание: дежурные машинисты – 7 чел, слесарь ремонтник – 5 чел, электросварщик – 1 чел.
Численность рабочих 18 человек из них 9 токарей, 1 – фрезеровщик, 1 – кузнец, 2 – сварщика, 3 – слесаря, 1 резчик на пилах и станках, 1 – кладовщик.
В состав ХРАО входят 2 подстанции – «Хайдаркан» и «Фабричная». На каждой из них находятся по 2 трансформатора ТМ – 5600 - 35/6 кв. и ТМ – 6300 - 35/6 кв. соответственно. Подстанции связаны между собой ЛЭП 35 кв. что обеспечивает надежность электроснабжения ХРАО, как потребителя 1-ой категории.
Месячный расход электроэнергии потребителями составляет 4,830 кВт/час. Общее годовое потребление электроэнергии по предприятию составляет 42-54 млн. кВт/час
Лаборатория «КИПиА» - осуществляет ремонт и наладку электрооборудования, средств измерения и автоматизации приборов и оборудования для подземных и поверхностных работ. Численность работников – 10 человек.
VIII. Автотранспортный цех
Численность работников – 78 человек, в том числе ИТР – 9 человек. На балансе цеха числится 41 единица техники, из них в рабочем состоянии 28 ед.
Наименование техники |
Тип, марка |
Кол-во, исправ. Ед. |
Кол-во, неисправ. Ед. |
Погрузчик |
К-701 |
- |
1 |
Погрузчик |
ТО-30 |
- |
1 |
Автомобиль грузовой самосвал |
КРАЗ -256 |
3 |
2 |
Автомобиль бортовой грузовой |
КАМАЗ 5320 |
3 |
1 |
Автомобиль грузовой спецтягач |
КАМАЗ 5410 |
1 |
1 |
Автомобиль бортовой грузовой |
МАЗ-53234 |
1 |
- |
Автомобиль грузовой самосвал |
КРАЗ -6510 |
1 |
- |
Автомобиль грузовой самосвал |
КАМАЗ -5511 |
1 |
- |
Автомобиль грузовой самосвал |
БЕЛАЗ-540 |
- |
2 |
Автомобиль грузовой самосвал |
Синотруп |
2 |
- |
Автомобиль грузовой самосвал |
МАЗ -5549 |
2 |
- |
Автомобиль грузовой самосвал |
МАЗ-5551 |
1 |
- |
Автобус |
ПАЗ-3205, 4234 |
2 |
- |
Вахтовка |
ГАЗ-66 |
1 |
- |
Автомобиль легковой |
ГАЗ-3130, 3129 |
2 |
- |
Автомобиль легковой |
ВАЗ-21213 |
1 |
- |
Автомобиль микроавтобус |
УАЗ-3303 |
- |
1 |
Грузопассажирский Автомобиль |
УАЗ-39094 |
1 |
- |
Автокран |
ЗИЛ-130 ГИА |
1 |
- |
Автомобиль специальн. поливоч. |
ЗИЛ-43412 |
1 |
- |
Автомобиль грузовой платформа |
Шидай |
1 |
- |
Бульдозер |
Т-130 |
1 |
- |
На балансе цеха имеется:
Обзор возможностей для альтернативного развития и потенциала для осуществления мер восстановления окружающей среды в районе Хайдаркана, кыргызстан
09 10 2014
15 стр.
10 10 2014
1 стр.
Общая экономическая характеристика ООО «Сансара» работает на рынке г. Южно-Сахалинска с 2002 года и является предприятием с безупречной репутацией, многолетним опытом работы и высо
09 10 2014
1 стр.
14 10 2014
1 стр.
Экономика и управление народным хозяйством
17 12 2014
1 стр.
Экономическая статика и экономическая динамика — это связанные друг с другом стадии исследования экономических систем, отличающихся характерными проблемами и методологическими подх
11 10 2014
1 стр.
Целью настоящей работы является анализ и эколого-социально-экономическая оценка применения пестицидов в сельскохозяйственном производстве Алтайского края
18 12 2014
1 стр.
В условиях перехода к рыночной экономике особое значение приобретают проблемы развития сельского хозяйства, регулирования земельных отношений
06 10 2014
1 стр.