Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6

II. Тренинг по определению метафор в тексте.

1.В отрывке из «Евгения Онегина А. С. Пушкина укажите известные вам тропы. Приведите СВОИ примеры метафор из хрестоматийных произведений.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

2. . Найти в приведенном поэтическом отрывке метафоры.

1. Губы веющего ветра

Ищут, что поцеловать...

В. Брюсов

2. Под бровями в солнечном покое

Тихо светит небо голубое.

Я. Смеляков

3. По дорогам усохшие вербы

И тележная песня колес...

Ни за что не хотел я теперь бы,

Чтоб мне слушать ее привелось.

С. Есенин

4. Равнодушен я стал к лачугам,

И очажный огонь мне не мил,

Даже яблонь весеннюю вьюгу

Я за бедность полей разлюбил.

С. Есенин

5. Ветхозаветная тишина.

Сизой полыни крестик.

Похоронили поэта на

Самом высоком месте.

М Цветаева

6. Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы

Старинной короной своих восходящих лучей!

Н. Рубцов

7. И там, светясь, в тумане тонет

Глава безмолвного кремля...

Н. Рубцов

8. В глаза бревенчатым лачугам

Глядит алеющая мгла,

Над колокольчиковым лугом

Собор звонит в колокола!

Н. Рубцов

9. По мокрым скверам проходит осень,

Лицо нахмуря!

На громких скрипках дремучих сосен

Играет буря!

В обнимку с ветром иду по скверу

В потемках ночи...

Н. Рубцов

10. Я вспоминаю, сердцем посветлев,

Какой я был взволнованный и юный!

И пусть стихов серебряные струны

Продолжат свой тоскующий напев.

Н. Рубцов

11. Сверкает моря горизонт.

Вчера там солнце утонуло,

Сегодня выплыло — и вдруг,

Гляди, нам снова протянуло

Лучи, как сотни добрых рук.

Н. Рубцов

12. И с каждой буквой из моей строки

Крапивой лезет жгучая досада...

К. Спицина

13. И храма маленькое тело

Одушевленнее стократ

Гиганта, что скалою целой

К земле, беспомощный, прижат!

О. Мандельштам

14. Есть обитаемая духом

Свобода — избранных удел.

Орлиным зреньем, дивным слухом

Священник римский уцелел.

И голубь не боится грома,

Которым церковь говорит;

В апостольском созвучьи: Romа! —

Он только сердце веселит.

О. Мандельштам

15. Под соломой-ризою

Выструги стропил,

Ветер плесень сизую

Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха

Вороны крылом,

Как метель, черемуха

Машет рукавом.

С. Есенин

16. Едва туманами клубящаяся мгла

С опаявших бугров сползла и топь болота,

И ясный вспыхнул день, на землю низошла

Весенней кутерьмы спешащая забота.

П. Радимов

17. За темной прядью перелесиц,

В неколебимой синеве,

Ягненочек кудрявый — месяц

Гуляет в голубой траве.

В затихшем озере с осокой

Бодаются его рога, —

И кажется с тропы далекой —

Вода качает берега.

С. Есенин

18. За отряд улетевших уток,

За сквозной поход облаков

Мне хотелось отдать кому-то

Золотые глаза веков...

А крылами взмахнувших уток

Мне прикрыла лишь осень очи,

Но тебя и слепой — зову так,

Что изорвано небо в клочья.

Н. Асеев


19. И так же будет ветр гореть,

Упругим летом лен тревожа,

Со смуглых плеч твоих морей

Слетает волн седая голубь.

И горы голубые грома

Нагромоздив в гудящей полумгле,

Бросаешься в небесный омут—

В младенчество апрельских лет.

Г. Петников

20. Простоволосые ивы

Бросили руки в ручьи.

Чайки кричали: «Чьи вы?»

Мы отвечали: «Ничьи!»

Н. Асеев


21. Какой густой овладевает ветер,

По заводям зацеловав траву, —

А ласточек моих все нет и нету!..

И бродит март по талому двору.

Г. Петников

22. Я знаю: все плечи смело

ложатся в волны, как в простыни,

а ваше лицо из мела

горит и сыплется звездами.

Вас море держит в ладони,

с горячего сняв песка,

и кажется, вот утонет

изгиб золотого виска...

Н. Асеев


III.Лекция учителя

Все флаги в гости будут к нам.

А. С. Пушкин

В одном из рассказов А. Н. Толстого можно прочитать: Прошли гуськом последние посетители дворца-музея — полушубки, чуйки, ватные куртки. Иной читатель подумает: «Что же получается: у полушубков, ватных курток выросли ноги и они ходят? Чего только не выдумают писатели!» И действительно, в художественной литературе можно встретить и не такое: «Это верно, что дорого», — вздыхают рыжие панталоны (А. П. Чехов. «Лишние люди»); «Больше всех скандалит выцветшее пальто с собачьим воротником: «Сама втерлась, а других не пускает». (А. Гладилин. «Дым в глаза»).

Если бы мы такие фразы понимали буквально, то пришлось бы представить странную картину: предметы одежды оживают и не только ходят, но и вздыхают и даже скандалят... Однако речь идет не о полушубках и пальто, а об их владельцах, и употребление названий одежды для обозначения людей, одетых соответствующим образом, — это особый стилистический прием, который используют авторы для усиления выразительности речи. В основе подобного переноса названий лежат ассоциации по смежности.

Перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности называется м е т о н и м и е й (от греческого слова метонимия — «переименование»).

Метонимия позволяет, например, так построить фразу: «Экий ты бестолковый, братец!» — укоризненно сказала телефонная трубка (В. Козлов. «Безумный день»). Мы понимаем, что реплика принадлежит человеку, разговаривающему по телефону, хотя у автора сказала телефонная трубка.

Метонимические замены дают возможность более кратко сформулировать мысль. Например, опуская глагол болеть, часто спрашивают:



Что, прошло у вас горло? (А. П. Чехов. «Иван Матвеич»); Прошла головка? (М. Горький. «Варенька Олесова»). Или говорят так: Сердце у Раисы прошло (А. Н. Толстой. «Приключения Растегина») и т. д.

При обозначении времени метонимические замены также позволяют выразить мысль предельно кратко: Они не виделись с Москвы (И. С. Тургенев. «Дворянское гнездо»); Мама после чая продолжала вязать (И. Бунин. «Митина любовь»). Если бы в таких случаях автор не использовал метонимии, ему пришлось бы писать: после встречи в Москве, после того как выпили чай.

Метонимия служит источником образности Вспомним пушкинские строки: Все флаги в гости будут к нам. Устами Петра Первого поэт предсказал, что город-порт, построенный на берегу Финского залива, будет принимать корабли с флагами всех стран мира. А вот другой широко известный пример метонимии у А. С. Пушкина: Янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе И, чувств изнеженных отрада, духи в граненом хрустале. Здесь поэт использовал название материалов для обозначения сделанных из них предметов при описании роскоши, окружавшей Онегина.

Конечно, этими хрестоматийными строчками далеко не исчерпываются случаи метонимии у Пушкина Этот троп лежит в основе многих его замечательных образов. Например, к метонимии прибегал поэт, рисуя «волшебный край» театральной жизни: Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла — все кипит; создавая картины русского быта: ...И жаль зимы старухи, И, проводив ее блинами и вином, Поминки ей творим мороженым и льдом. Подобных примеров подлинно художественного применения этого тропа у Пушкина множество

Как стилистический прием метонимию следует отличать от метафоры. Для переноса названия в метафоре сопоставляемые предметы должны быть обязательно похожи, а при метонимии такого сходства нет, художник слова опирается только на смежность предметов. Другое отличие: метафору легко переделать в сравнение с помощью слов как, вроде, подобно. Например, бахрома инея иней, как бахрома, сосны шепчут — сосны шумят, будто шепчут. Метонимия такой трансформации не допускает.

При метонимии предметы, явления, получающие одинаковое название, связаны самыми различными ассоциациями по смежности. Название места употребляется для обозначения людей, Которые там находятся: Ликует буйный Рим (М. Ю. Лермонтов). Название сосуда используется в значении содержимого: Я три тарелки съел (И. А. Крылов). Имя автора заменяет название его произведений: Траурный Шопен громыхал у заката (М. Светлов). Названия отличительных признаков людей или предметов Используются вместо их обычных наименований: Фраки носились врозь и кучами там и там (Н. В. Гоголь).

Особый интерес представляет метонимия прилагательных. Например, А.С. Пушкин назвал одного из светских щеголей: перекрахмаленный нахал. Безусловно, по смыслу определение может быть отнесено лишь к существительным, называющим какие-то детали туалета модного франта, но в образной речи такой перенос названия возможен. В художественной литературе немало примеров подобной метонимии прилагательных: Белый запах нарциссов, счастливый, белый, весенний запах (Л. Н. Толстой); Потом приходил коротковатый старичок в изумленных очках (И. Бунин).

Метонимию можно встретить не только в художественных произведениях, но и в нашей повседневной речи. Мы говорим: класс слушает, нет меди, люблю Есенина, слушал «Онегина». Разве не приходится иногда отвечать на «усеченные» вопросы: Вы были у Ермоловой? (имеется в виду Театр имени Ермоловой); Он в Сеченова учится? (т. е. в Медицинской академии имени Сеченова); Касса работает? А вот такие же «усеченные» сообщения: Весь пароход сбежался. Подобные метонимические переносы возможны лишь в устной речи. Однако в сочинениях неудачные метонимические переносы названий порождают досадные речевые ошибки: «В это время писатель и создал свою «Мать»; «Герой решил летать на костылях». Подобный «лаконизм» в выражении мысли приводит к неуместным каламбурам, и читатель не может сдержать улыбку там, где текст требует совсем иной реакции...

К метонимии очень близки и некоторые другие тропы. Своеобразную ее разновидность представляет с и н е кд о х а, которая состоит в замене множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего, и наоборот. Например, на использовании синекдохи строится выразительность речи в отрывке из поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»: На восток, сквозь дым и копоть, Из одной тюрьмы глухой По домам идет Европа, Пух перин над ней пургой. И на русского солдата Брат-француз, британец-брат, Брат-поляк и все подряд С дружбой будто виноватой, Но сердечною глядят... Здесь обобщенное наименование Европа употребляется вместо названия народов, населяющих европейские страны; единственное число существительных солдат, брат-француз и др. заменяет их множественное число. Синекдоха усиливает экспрессию речи и придает ей глубокий обобщающий смысл.

Однако и этот троп может стать причиной речевых ошибок. Как понимать, например, такое заявление: «В нашем кружке ведется серьезный поиск: ребята создают интересные модели. Но не хватает рабочих рук: у нас их пока только семь»?



IV. Тренинг по определению метонимии и синекдохи

1.В отрывке из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина укажите

известные вам тропы, особо выделите метонимию.

Прочитайте строки, получившие в тексте аллегорический

(иносказательный) смысл.

I. В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал,

В те дни в таинственных долинах,

Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

Моя студенческая келья

Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,

Воспела детские веселья,

И славу нашей старины,

И сердца трепетные сны.

II. И свет ее с улыбкой встретил;

Успех нас первый окрылил;

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил.

Занятие 5. Олицетворение

Цель: познакомить с олицетворением как одним из самых распространенных художественных тропов, формирование умения находить олицетворения в художественных текстах.

...Звезда с звездою говорит.

М. Ю. Лермонтов

I. Лекция учителя.

Под пером писателей окружающие нас предметы оживают: море дышит полной грудью; волны бегут, ласкаются к берегу; лес настороженно молчит; травы шепчутся с ветром; озера смотрят в бесконечные дали... А в одной песне даже поется про остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озер! В этом волшебном мире поэтических образов, по словам Ф.И. Тютчева, «на всем улыбка, жизнь во всем». И мы готовы поверить поэту, что в тот час, когда спит земля в сиянье голубом (как писал М. Ю. Лермонтов), звезды обретают дар речи...

Все эти превращения в художественных произведениях обязаны замечательному стилистическому приему — о л и ц е т в о р е н и ю. Олицетворением называется наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками, речью. Вот как, Например, А. Гайдар использует этот троп в рассказе «Голубая чашка»: Сбежались отовсюду облака. Окружили они, поймали и закрыли солнце. Но оно упрямо вырывалось то в одну, то в другую дыру. Наконец вырвалось и засверкало над огромной землей еще горячей и ярче. При олицетворении описываемый предмет может внешне уподобляться человеку: Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд (С.Есенин). Еще чаще неодушевленным предметам приписываются действия, которые доступны лишь людям: Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами (А.А.Фет); На родину тянется туча, Чтоб только поплакать над ней (А. А. Фет); И цветущие кисти черемух Мыли листьями рамы фрамуг (Б.Пастернак).

Особенно часто писатели обращаются к олицетворению, описывая картины природы. Мастерски использовал этот троп С. Есенин. К клену поэт обращался как к старому доброму знакомому: Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел... В его поэзии Заря окликает другую; Плачут вербы, шепчут тополя; Спит черемуха в белой накидке; Стонет ветер, протяжен и глух; Цветы мне говорят — прощай, головками склоняясь ниже; Липы тщетно манят нас, в сугробы ноги погружая... Влюбленный в родную русскую природу поэт с особой нежностью писал березах: Я навек за туманы и росы полюбил у березки стан, И ее золотистые косы, И холщовый ее сарафан. Именно олицетворение создает прелесть многих поэтических образов С. Есенина, по которым мы безошибочно узнаем его стиль.

Очень самобытны олицетворения у В. Маяковского. Как не вспомнить его «встречу» и «разговор» с солнцем: Что я наделал? Я погиб! Ко мне по доброй воле само, раскинув луч-шаги, шагает солнце в поле! В произведениях В. Маяковского этот стилистический прием явился средством эмоционально-напряженного и нередко драматического звучания поэтической речи: А на седых ресницах — да! — на ресницах морозных сосулек слезы из глаз — да! — из опущенных глаз водосточных труб («Облако в штанах»). Как сильное изобразительное средство выступает олицетворение и в художественной прозе. Например, у К. Паустовского:

Я думал о нем (о старом деревенском саде), как о живом существе. Он был молчалив и терпеливо ждал того времени, кои да я пойду поздним вечером к колодцу за водой для чайника. Может быть, ему было легче переносить эту бесконечную ночь, когда он слышал бренчанье ведра и шаги человека.

(«Золотая роза»)

Олицетворение широко используется не только в художественных текстах. Стоит раскрыть любой номер газеты, и вы увидите забавные заголовки, построенные на олицетворении: «Солнце зажигает маяки». «Ледовая дорожка ждет», «Матч принес рекорд», «Железобетон опустился в шахты»... Часто к нему обращаются публицисты для создания эмоционально выразительных образов. Так, в годы Великой Отечественной войны А.Н.Толстой писал в статье «Москве угрожает враг», обращаясь к России:

Родина моя, тебе выпало трудное испытание, но ты выйдешь из него с победой, потому что ты сильна, ты молода, ты добра, добро и красоту ты несешь в своем сердце. Ты вся в надеждах на светлое будущее, его ты строишь своими большими руками, за него умирают твои лучшие сыны.

Прием олицетворения помог писателю создать величественный образ России, вынесшей на своих плечах все тяготы войны и открывшей народам путь к миру и счастью.



II. Задания для тренинга по определению олицетворения

1. ЗАДАНИЕ

В стихотворении С. Есенина укажите лексические образные средства: эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры и др.

С добрым утром!

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

2.Задание.

Найти в приведенном поэтическом отрывке олицетворения.

1.Темнеет вдали,

Приуныл подорожник.

Н. Рубцов

2. А голос был все глуше, тише,

Жизнь угасала навсегда,

И стало слышно, как над крышей

Тоскливо воют провода...

Н. Рубцов

З. Я долго ехал волоком.

И долго лес ночной

Все слушал медный колокол,

Звеневший под дугой.

Н. Рубцов

4. ... И третий, кажется, автобус

Бежит по линии шестой.

Н. Рубцов

5. Ольха цветет, надеется, зовет,

Еще не зная страшного подвоха...

В. Солоухин

6. Я тех мест святыми не считаю,

Я от тех лесов почти отвык.

Там по мне, наверно, не скучает

Очень звонкий маленький родник.

7. Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Н. Рубцов

8. И лишь продрогшая рябина

Стучится кистью о стекло,

Вокруг нее размокла глина,

Рябине хочется в тепло.

В. Солоухин

9. Черные тени узорной решетки

Ясно ложатся по белому снегу.

Тихие звезды — задумчиво-кротки,

Месяц пророчит истому и негу.

Черные окна немого собора

Смотрят угрюмо на белое поле...

В. Брюсов

10. Приуныли в поле колокольчики.

Для людей мечтают позвенеть,

Но цветов певучие бутончики

Разве что послушает медведь.

Н. Рубцов

11. Стаи птиц. Дороги лента.

Повалившийся плетень.

С отуманенного неба

Грустно смотрит тусклый день.

К. Бальмонт

12. «Кого? Для чего? — камыши говорят, —

Зачем огоньки между нами горят?»

Но месяц печальный безмолвно поник.

Не знает. Склоняет все ниже свой лик.

И, вздох повторяя погибшей души,

Тоскливо, бесшумно шуршат камыши.

К Бальмонт

13. Темны, теплы тихие стены,

И давно камин без огня...

И я жду от цветов измены, —

Ненавидят цветы меня.

3. Гиппиус

14. Мне в очи смотрит ночь нагая,

Унылая, как темный день.

Лишь тучи, низко набегая,

Дают ей мертвенную тень.

3. Гиппиус

15. Дрожит волнистая черта,

На нем и в нем все что-то дышит...

И ласково его колышет,

Смиряясь, злая пустота.

Нет, мы не здесь, в юдоли дольней,

Мы с ним летим к завесе туч!

И серый луч скользит, колюч,

Над удивленной колокольней.

3. Гиппиус

16. Неужели я снова

В этих березовых рощах?

Снова сияет майское солнце,

Склоняясь над розовым полем.

Пахнет аиром,

И плакучие прибрежные ивы

(Милые! Милые! Те самые!)

Без движенья дремлют над прудом.

С. Соловьев

17. Небо нас совсем свело с ума:

То огнем, то снегом нас слепило,

И, ощерясь, зверем отступила

За апрель упрямая зима.

Чуть на миг сомлеет в забытьи-

Уж опять на брови шлем надвинут,

И под наст ушедшие ручьи,

Не допев, умолкнут и застынут.

Но забыто прошлое давно,

Шумен сад, а камень бед и гулок,

И глядит раскрытое окно,

Как трава одела закоулок.

Лишь шарманку старую знобит,

И она в закатном мленьи мая

Все никак не смелет злых обид,

Цепкий вал кружа и нажимая.

И. Анненский

18. Вдруг—точно яркий призыв,

Даль чем-то резко разъялась:

Мягкие тучи пробив,

Медное солнце смеялось.

И. Анненский

19. Леса вдали чернеют голые, —

Ветвей запутанная сеть.

Лишь ветер песни невеселые

В них, иней вея, смеет петь.

В. Брюсов

20. ...Весенние ветви души,

Побеги от древнего древа,

О чем зашептались в тиши?

В. Иванов

21. Солнца контур старинный, золотой, огневой,

апельсинный и винный убежал на покой.

А. Белый

22. Свирель поет: взошла звезда,

Пастух, гони стада.

И под мостом поет вода...

А. Блок

23, Опять заря! Осенний ветер влажен,



И над землею, за день не согретой,

Вздыхает дуб, который был посажен

Императрицею Елизаветой.

Г. Иванов

24. Сонный зимний ветер надо мной поет,

Усыпляет песней, воли не дает,

Путь заносит снегом, по полю бежит,

Вместе с колокольчиком жалобно дрожит...

И. Бунин

25. Равнина вод на горизонте млеет,

И в ней луна столбом отражена.

Склонив лицо прозрачное, светлеет

И грустно в воду смотрится она.

И. Бунин


26. Тянулась арба за арбою,

И месяц глядел, как живой,

На шлях, на шагавшие тени,

На борозды с мерзлой ботвой.

И. Бунин

27. Запал багровый день. Над тусклою водой

Зарницы синие трепещут беглой дрожью.

Шуршит глухая степь сухим быльем и рожью,

Вся млеет травами, вся дышит душной мглой.

М. Волошин

28. Старый дом. Он с трудом доживает,

Оттесняя крылечком траву,

Всеми окнами к людям взывает,

Только я в нем уже не живу

К. Спицина

29. ...И сосен темный ряд

Вдруг зашумит,

Застонет, занеможет,

И этот шум

Волнует и тревожит,

И не понять,

О чем они шумят.

Н. Рубцов

30. Позднее время — спешат запоздалые дроги.

Плачет звезда, холодея, над крышей сарая...

Н. Рубцов

31. Я полюбил полярный этот город

И вновь к нему из странствия вернусь.

За то, что он испытывает холод,

За то, что он испытывает грусть...

Н. Рубцов

32. Бесстрастно в вышине печалилась луна,

Стонала вдалеке беспечная волна.

В. Брюсов



<предыдущая страница | следующая страница>


Элективный курс по русскому языку «Средства и приемы выразительной речи»

Данный элективный курс выстраивается на уровне межпредметных связей (русский язык и литература), рассчитан на 12 часов. Элективный курс направлен на углубление и расширение знаний

947.23kb.

10 10 2014
6 стр.


Программа по русскому языку для вступительного экзамена

Тестовые задания охватывают основные разделы школьной программы и программы по русскому языку для поступающих в высшие учебные заведения и позволяют выявить знания из области орфог

19.88kb.

01 10 2014
1 стр.


Элективный курс «Создание web-сайтов»

Данный элективный курс является предметом по выбору для учащихся 10-ых классов и рассчитан на 34 часа

993.48kb.

16 12 2014
3 стр.


Колпашниковой Людмилы Александровны, учителя математики п. Степановка. 2011г пояснительная записка Предлагаемый элективный курс

Элективный курс предназначен для реализации в 11классе общеобразовательной школы

117.35kb.

11 10 2014
1 стр.


Элективный курс «Эффективное общение»

Данный элективный курс будет способствовать активизации школьной внеурочной деятельности через осознанное участие в ней учеников для получения возможности оценивания их достижений

166.27kb.

01 10 2014
1 стр.


Элективный курс «Медицинская география»

Данный элективный курс рекомендуется для учащихся, планирующих в будущем выбрать профессию врача, продолжить обучение в медицинском колледже или химико-биологическом профиле в 10 –

105.5kb.

11 09 2014
1 стр.


Элективный курс для 10 х классов «С экзаменом на ты»

Данный элективный курс предназначен для учащихся профильного обучения. Программа рассчитана на 34 часа

110.59kb.

23 09 2014
1 стр.


Элективный курс для учащихся 9-х классов специальное православно-художественное направление

Данный элективный курс, предполагает изучение евангельского текста. В то же время, евангельские сюжеты не всегда доступны учащимся в связи с их аллегоричностью и сложностью языка

188.23kb.

18 12 2014
1 стр.