Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6

Занятие 6. Гипербола и литота

Цель занятия: дать понятие о гиперболе и литоте, их роли в создании выразительности речи, использовании в художественной литературе; учить находить гиперболу и литоту в тексте.

  1. Лекция учителя

В сто сорок солнц закат пылал

В. Маяковский

Эти слова конечно, никто не принимает всерьез, понимая, что это преувеличение, но такой образ помогает нам представить необыкновенное по яркости небо, освещенное заходящим солнцем.

Образное выражение, преувеличивающее размеры, силу, красоту описываемого, называется г и п е р б о л о й. Гиперболизация — излюбленный стилистический прием В. Маяковского. Вспомним, например, такие его строчки: Одни дома длиною до звезды, другие — длиной до луны; до небес баобабы; Белей, чем облаков стада, величественнейший из сахарных королей; Много за жизнь повымел Вилли — одних пылинок целый лес... На гиперболах у Маяковского строится образность сатирических произведений «Трус», «Столп», «Подлиза», «Птичка божия». В гиперболизации поэт находил источник юмора; вот, например, одна из его шуток: Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива...

«Королем гиперболы» в русской прозе был Н. В. Гоголь. Помните его описание Днепра? Редкая птица долетит до середины Днепра; Чудный воздух... движет океан благоуханий. А сколько комизма в гоголевских бытовых гиперболах! У Ивана Никифоровича... шаровары в таких широких складках, что если бы раз дуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением...

Русские писатели любили прибегать к гиперболизации как к средству насмешки. Например, Ф. М. Достоевский, пародируя взволнованную речь, выстраивает в ряд гиперболы: При одном предположении подобного случая вы бы должны были вырвать с корнем волосы из головы своей и испустить ручьи... что я говорю! реки, озера, моря, океаны слез!

Нельзя не сказать и о стилистическом приеме, противоположном гиперболе.

Образное выражение, преуменьшающее размеры, силу и значение описываемого, называется л и т о т о й. Например: мальчик с пальчик.

Литоту именуют еще обратной гиперболой.

Гипербола и литота имеют общую основу — отклонение в ту или иную сторону от объективной количественной оценки предмета, явления, качества. Поэтому эти два тропа могут в речи совмещаться, переплетаться. Например, на этих тропах построено содержание шуточной русской народной песни «Дуня-тонкопряха», в которой поется о том, что Дуня куделюшку три часа пряла, три нитки напряла, и нитки эти потоньше полена, потолще колена...

Как и другие тропы, гипербола и литота могут быть общеязыковыми и индивидуально-авторскими. Есть немало общеязыковых гипербол, которые мы используем в повседневной речи: ожидать целую вечность, на краю земли, всю жизнь мечтать, высокий до неба, испугатьс до смерти, задушить в объятиях, любить до безумия. Известны и общеязыковые литоты: ни капли, море по колено, капля в море, рукой подать, глоток воды, кот наплакал и т. п. Эти гиперболы и литоты относятся эмоционально-экспрессивным средствам языка и находят применение в художественной речи.

Занятие7. Перифразы.

Цель: познакомить с выразительно-изобразительной ролью перифразы в тексте, формирование умения находить перифразы в тексте.

I.Лекция учителя

Солнце русской поэзии.

Так мы называем А. С. Пушкина. Но для него можно придумать и другие образные определения: гордость нашей литературы, гениальный ученик Г. Р. Державина, блестящий преемник В. А. Жуковского... В стихотворении «Смерть поэта» М. Ю. Лермонтов о нем писал: невольник чести, дивный гений, наша слава. Все это перифразы.

П е р и ф р а з о й (от греческого пери — «вокруг», фраза — «говорю») называется описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова. Наши перифразы употреблены вместо имени поэта.

Как и всякие тропы, перифразы могут быть общеязыковыми и индивидуально-авторскими. Общеязыковые перифразы обычно получают устойчивый характер. Например: город на Неве, страна голубых озер, зеленый друг, наши меньшие братья и т. д. Многие из них постоянно используются в языке газет, где о врачах пишут: люди в белых халатах, о шахтерах — добытчики черного золота, об альпинистах — покорители горных вершин.

В стилистическом отношении важно разграничить о б р а з н ы е

п е р и ф р а з ы, т. е. такие, в основе которых лежит употребление слов в переносном значении, и н е о б р а з н ы е, представляющие собой переименования предметов, качеств, действий. Ср.: буревестник революции и автор «Песни о Буревестнике». Первое словосочетание носит метафорический характер, второе представляет собой наименование, состоящее из слов, употребленных в их точном лексическом значении.

Образные перифразы выполняют в речи эстетическую функцию, их отличает яркая эмоционально-экспрессивная окраска. Например: Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье... (А. С. Пушкин). Здесь перифразы, заменяющие слово осень, образно характеризуют это время года. Поэт любил использовать перифразы при описании картин русской природы: Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льется дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья...

С помощью перифраз Пушкин описывает и своих героев. Вот как, например, он характеризует Евгения Онегина: Театра злой законодатель, непостоянный обожатель очаровательных актрис, Почетный гражданин кулис...

Образные перифразы могут придавать речи самые различные стилистические оттенки, выступая то как средство высокой патетики, например в оде «Вольность» А. С. Пушкина: Беги, сокройся от очей, Цитеры слабая царица! Где ты, где ты, гроза царей, Свободы гордая певица?, то как средство непринужденного звучания речи, имеющей нередко ироническую окраску, как в одном из лирических отступлений в «Евгении Онегине»: Меж тем как сельские циклопы Перед медлительным огнем Российским лечат молотком Изделье легкое Европы, Благословляя колеи и рвы отеческой земли... Замените здесь перифразы обычными словами (сельские циклопы — кузнецы, изделье легкое Европы - карета и т. д.), и вы увидите, сколько юмора вложил поэт в эти блестящие тропы.

Индивидуально-авторские перифразы всегда изобразительны, они дают возможность писателю обратить внимание на те черты описываемых предметов и явлений, которые особенно важны в художественном отношении. Эстетическая ценность таких перифраз, как и всяких тропов, зависит от их самобытности, свежести.

Языковые, часто необразные, перифразы выполняют в речи не эстетическую, а смысловую функцию, помогая точнее выразить мысль, подчеркнуть те или иные особенности описываемого предмета. Например, рисуя литературный портрет Максима Горького, можно назвать его первым пролетарским писателем, автором романа «Мать», создателем первой пьесы о босяках и т. д. Каждая из этих лексических перифраз подчеркивает разные стороны деятельности Горького. Обращение к таким перифразам может быть продиктовано и стилистическими соображениями: перифразы помогают избежать повторения фамилии писателя, о котором идет речь.

Перифразы можно использовать лишь в том случае, если в тексте уже употреблялось прямое наименование предмета. Так, в статье об А. С. Пушкине оправданно употребление перифраз великий ученик Жуковского, автор «Евгения Онегина», создатель русского литературного языка и т. д. Но если имя Пушкина еще не упоминалось, то нельзя сказать: «Нам задали выучить биографию создателя русского литературного языка». Неоправданна перифраза и в таком предложении:«В классе висит портрет великого преобразователя природы». Употребление перифраз вместо конкретных названий тех предметов, о которых говорится впервые, может затемнить смысл высказывания, лишить его точности.

Увлечение перифразами таит в себе опасность многословия. Особое пристрастие к перифразам отличало представителей карамзинской школы. Сам Н. М. Карамзин использовал, например, такие перифразы: вечная подруга живых и мертвых (рубашка); вместилище Лизина праха (могила) утро дней (юность). А. С. Пушкин в статье «О русской прозе» осудил авторов, которые использовали перифразы ради красивости слога: «Эти люди никогда не скажут дружба, не прибавя: сие священное чувство, коего благородный пламень...» По наблюдениям поэта, в заметках любителей театра обязательно встречается перифраза: «сия юная питомица Талии и Мельпомены...». «Боже мой, — восклицал А. С. Пушкин, — да поставь эта молодая хорошая актриса...» Выступая против жеманства, великий поэт требовал «вещи самые обыкновенные» изъяснять просто, не впадая в фальшивую декламацию. К этому мудрому совету следует прислушаться.

II. ТРЕНИНГ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГИПЕРБОЛЫ, МЕТОНИМИИ, ПЕРИФРАЗ

1.В данных отрывках из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» укажите различные тропы, определяя их стилистические функции в тексте.

ХХVIII

Вставая с первыми лучами,



Теперь она в поля спешит

И, умиленными очами

Их озирая, говорит:

«Простите, мирные долины,

И вы, знакомых гор вершины,

И вы, знакомые леса;

Прости, небесная краса,

Прости, веселая природа;

Меняю милый, тихий свет

На шум блистательных сует...

Прости ж и ты, моя свобода!

Куда, зачем стремлюся я?

Что мне сулит судьба моя?»

ХХIХ


Ее прогулки длятся доле.

Теперь то холмик, то ручей

Остановляют поневоле

Татьяну прелестью своей,

Она, как с давними друзьями,

С своими рощами, лугами

Еще беседовать спешит.

Но лето быстрое летит.

Настала осень золотая.

Природа трепетна, бледна,

Как жертва, пышно убрана...

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идет волшебница зима.

ХХХ

Пришла, рассыпалась; клоками



Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

Не радо ей лишь сердце Тани.

Нейдет она зиму встречать,

Морозной пылью подышать

И первым снегом с кровли бани

Умыть лицо, плеча и грудь:

Татьяне страшен зимний путь.

2. Задание. Найти в приведенном поэтическом отрывке примеры гиперболы, метонимии и указать, какова их стилистическая роль. Указать перифразы, раскрыть их значение.

1. Тлен не растлил, и сила не сломала.

И медлит та, с косою на горбе...

В. Солоухин

2. Придут друзья — обрадуемся встрече,

На стол поставим пушкинские свечи,

Чтоб свет во тьме, как прежде, не погас!

В. Солоухин

3. Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, ЧТО живых коней

Победила стальная конница?

С. Есенин

4. Мы разучились нищим подавать,

Дышать над морем высотой соленой,

Встречать зарю и в лавках покупать

За медный мусор золото лимонов.

Н. Тихонов

5. Давным-давно окончен бой.

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей.

С. Орлов


6. На дне она, где ил

И водоросли... Спать в них

Ушла, — но сна и там нет!

М. Цветаева

7. Русь металась в голоде и буре,

Все смешалось, сдвинутое враз,

Гул вокзалов, крик в комендатуре,

Человечье горе без прикрас.

Н. Заболоцкий

8. Кипящих звуков катится волна.

Их прекратить теперь уж невозможно,

Их усмирить не в силах даже пушки,

Как невозможно усмирить вулкан.

В. Солоухин

9. И в день, когда в огне и в буре

Он, неповинный, шел ко дну,

Мы в бездну канули с лазури,

Мы пили смертную волну.

В. Брюсов

10. Шли в школу дети. Четверо мальчишек,

И с ними рядом девочка одна.

Ее опрятный фартучек так ярко

(Как бы большая свежая ромашка)

Светился средь весенней желтизны!

И вот они обидели ромашку,

Забрызгали ее водой из лужи,

Наляпали на фартук грязных пятен

И довели до горьких-горьких слез.

В. Солоухин

11. Заря в разгаре — как она прекрасна!

И там, где парус реет над волной,

Встречая день, мечтательно и страстно

Поет о счастье голос молодой.

Н. Рубцов

12. Каким наитием,

Какими истинами,

О чем шумите вы,

Разливы лиственные?

М. Цветаева

13. Давно ли, гуляя, гармонь оглашала окрестность... Н. Рубцов

14. Слезы — на лисе моей облезлой!.. М Цветаева

15. Каркает около стога

Стая озябших ворон...

Н. Рубцов

16. «Чудный месяц плывет над рекою», —

Где-то голос поет молодой...

Н. Рубцов

17. ...То ночь новогодняя

Бьет хрусталем о хрусталь.

М. Цветаева

18. Но ее я любил,

Как сорок тысяч братьев

Любить не могут!

— Гамлет!

М. Цветаева

19. По небу синему грозный Илья прокатился.

Бросил, Громовник, стрелу — змейкой свернулась она.

Из-за попова сарая надвинулась гулкая туча...

П. Радимов

Занятие 8.Звукопись

Цель урока: дать понятие звукописи(аллитерации, ассонанса); формировать умение находить звукопись в художественном тексте.

Полночной порою в болотной глуши чуть

слышно, бесшумно шуршат камыши.

I.Лекция учителя

Поэты часто стараются в звучании стиха передать музыку жизни,

реальные голоса природы. Вам не кажется, что в эпиграфе (это двустишие из стихотворения К. Д. Бальмонта «Камыши») доносится «шепот» сухих листьев этих болотных растений?

Художники слова давно заметили, что повторение шипящих звуков

в русском языке напоминает шум, шуршание, тихие шорохи ветвей...Во всяком случае, так нам кажется.

Конечно, чтобы услышать в поэзии эти волшебные звуки, нужно обладать воображением, потому что звучание речи не может с абсолютной точностью повторять реальные голоса из мира вещей, животных, растений. Но язык выработал свои приемы для отражения этих слуховых впечатлений.

Среди хорошо известных нам слов есть особые — звукоподражательные, они обозначают различные звучания: шуршать, хрустеть, тикать, булькать, цокать, шипеть, чирикать, каркать и т. п. Мы часто употребляем их без особого стилистического задания. Однако эти же слова используют писатели, чтобы воссоздать те или иные звуки:

тихоструйное треньканье балалайки (Н. В. Гоголь); и хруст песка, и храп коня (А. Блок); слуховые впечатления: зенькал звоночек и тарабарил с деревьями гром (А. Белый). Фонетическую выразительность звукоподражательных слов можно усилить, подбирая созвучные им другие слова: Довольный праздничным обедом, сосед сопит перед соседом (А. С. Пушкин); Вот дождик вкрадчиво прокрапал (А. Твардовский); Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь (И.Северянин).

При столь искусном фонетическом подборе лексики мы можем уловить звуковые образы, которые создает поэт музыкой слов. Однако напрашивается вопрос: а не помешает ли это благозвучию речи? Ведь в ней повторяются созвучия, слоги.

Опасения напрасны: если поэт «изображает звуками» какую-то картину, их перекличка эстетически оправданна. Кстати, М. Горький учил молодых писателей избегать шипящих звуков лишь там, где «они не звукоподражательны». Если же поэт обращается к звукописи как к стилистическому приему, стараясь придать речи особую фонетическую выразительность, то повторение гласных, согласных становится сильным источником образности. В этом случае чем больше звуков вовлекается в «перекличку», тем лучше: поэтические строки с яркими звуковыми повторами приносят наибольшее удовлетворение нашему эстетическому чувству.

Поэты знают этот секрет восприятия стихов и подбирают слова, сходные в фонетическом отношении. Вспомним знаменитые строки из «Евгения Онегина»: В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит; А Петербург неугомонный уж барабаном пробужден. Или из лирики С. Есенина: Гой ты, Русь моя родная! Хаты — в ризах образа. Не видать конца и края. Только синь сосет глаза...

Достичь такой гармонии непросто, и поэты много трудятся, работая над фоникой. Об этом можно судить, изучая их черновики. Например, рукописи А. С. Пушкина отразили его стилистическую правку, свиде-тельствующую о неустанном поиске поэтом наиболее яркого звукового

выражения мысли. Сравните:

Черновые наброски Напечатано

Морозной пылью серебрится

Его соболий воротник... бобровый

Сквозь печальные туманы

Пробирается луна... волнистые

И горек был холодный их привет небратский

Любви печальную тревогу

Я слишком, может быть, узнал. безумную

безотрадно испытал

Чего же добиваются поэты, неустанно шлифуя фонику? Ведь далеко не всегда звуковые повторы в этих случаях продиктованы звукоподражанием. Действительно, искусная фонетическая организация речи не обязательно бывает обусловлена конкретной задачей: передать какие-то реальные звуковые впечатления. Поэта часто увлекает просто красота звучания речи, в которой гармонически повторяются музыкальные созвучия. Вслушайтесь в эту музыку: У Черного моря чинара стоит молодая... (М. Ю. Лермонтов); Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром (С. Есенин). Разве вам не нравятся эти красивые звуковые повторы?

Есть целая наука об искусстве звуковой организации стиха, описание различных «узоров» из повторяющихся звуков, которыми можно украсить поэтическую речь. Простейшие из них а л л и т е р а ц и я, т. е. повторение согласных, и а с с о н а н с — повторение гласных. Попробуйте узнать их в таких, например, хорошо известных отрывках: Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою (Н. А. Некрасов); Задремали звезды золотые, За дрожало зеркало затона... (С. Есенин).

Ассонанс на у особенно заметен в конце приведенного отрывка из «Железной дороги» Н. А. Некрасова (у-у-у-у); а у С. Есенина аллитерацию на з трудно не заметить, потому что этот звук начинает каждое слово (это тоже стилистический прием—единоначатие, или анафора).

Иногда поэт настолько увлекается звуковой инструментовкой (ассонансами, аллитерациями), что использует только слова определенного звучания. Такова, например, фоника стихотворения К. Д. Бальмонта «Челн томленья»:

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн.

Чуждый чистым чарам счастья,

Челн томленья, челн тревог

Бросил берег, бьется с бурей,

Ищет светлых снов чертог.

Хотя автору и нельзя отказать в мастерстве, но подобная звуковая организация речи не может не казаться искусственной, а всякое насилие над языком наносит ущерб художественной форме: «игра в звуки» нас отвлекает, и мы не можем серьезно углубиться в содержание произведения.

В. Маяковский иронизировал по поводу звукописи в поэзии Бальмонта и вскоре после выхода в свет сборника его стихов написал на «Камыши» пародию, в которой аллитерации на ш обыгрываются в шутливых строчках:

«Пустяк у Оки»: ...Нежно говорил ей — мы у реки шли камышами:



Слышите: шуршат камыши у Оки. Будто наполнена Ока мышами...

С. Я. Маршак в эпиграмме еще более резко осмеял поэта, преувеличивающего значение звукописи:

Без музыки не может жить Парнас.

Но музыка в твоем стихотворенье

Так вылезла наружу, напоказ,

Как сахар прошлогоднего варенья.

Из этого, конечно, не следует, что всякое обращение к звукописи рискованно для поэта. Искусство совершенного звукового выражения мысли заслуживает и внимания, и вдумчивого анализа. Большие поэты всегда старались подкрепить звукописью образность речи, придать особую убедительность описанию, усилить эмоциональность лирических строк. Не случайно в высокохудожественных произведениях особенно выразительно звучание наиболее совершенных отрывков. Вспомним «Евгения Онегина». Кто не восхищался гармонией в таких, например, описаниях:

Настанет ночь; луна обходит

Дозором дальний свод небес,

И соловей во мгле древес

Напевы звучные заводит...

Укажите в этих строчках повторяющиеся звуки, и вы увидите замечательные аллитерации, ассонансы. Ими поэт выделяет наиболее важные для него слова, усиливает их звучание. Разве можно этого не заметить в таких, например, строчках: Ей рано нравились романы; Как он язвительно злословил; И раб судьбу благословил; Почтил он прах патриархальный; Чья благосклонная рука потреплет лавры старика.

В таких случаях звукопись выполняет важную смысловую функцию: она помогает нам расставить логические акценты. Этот секрет фоники знают все поэты, не только А. С. Пушкин. Обратимся к другим авторам.

Как усиливают звуковые повторы идейно важные слова, например, в речи жены декабриста княгини Трубецкой в поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины»: Нет! Я не жалкая раба, Я женщина, жена! Пускай горька моя судьба — Я буду ей верна! А вот другой отрывок из этого же произведения, где звукопись подчеркивает образность речи: Байкал, Переправа — и холод такой, Что слезы в глазах замерзали...

Не думайте, что тонкости звуковой организации речи были доступны лишь поэтам ХIХ века, которых мы так часто цитируем. Художники слова всегда будут искать новые выразительные возможности.

В. Маяковский особенно любил резкие, жесткие созвучия. Вырази- тельность слов, скрепленных звукописью, он подчеркивал и графически, располагая стихи «лесенкой». Поэт, боровшийся с «гладкосочинитель-ством», сознательно подчеркивал звуковой инструментовкой непоэти-ческие, грубые слова:

Мой стих

трудом


громаду лет прорвет

и явится


весомо,

грубо,


зримо,

как в наши дни

вошел водопровод,

сработанный

еще рабами Рима.

Глубоко заблуждаются те, кто думает, что «неэстетические» созвучия в поэзии В. Маяковского были следствием пренебрежения к стилю. . Поэт много работал над языком своих произведений, и такой звуковой подбор слов отвечал его художественной установке.

У поэтов ХХ века звукопись осталась таким же благодатным источником выразительности речи. Высокохудожественным образцом гармонического слияния звука и слова может быть поэзия А. Т. Твардовского. Приведем только один пример тонкой звукописи в его описании сенокоса. Обратите внимание на ассонансы и аллитерации в этих стихах и посмотрите, каких звуков старается не употреблять поэт, изображая музыку работы косарей:

-Покос высокий, как постель,

Ложился, взбитый пышно,

И непросохший сонный шмель

В покосе пел чуть слышно.

И с мягким махом тяжело

Косье в руках скрипело.

И солнце жгло,

И дело шло,

И все, казалось, пело:

Коси, коса,

Пока роса,

Роса долой —

И мы домой.



II. Тренировочное задание

Укажите ассонансы и аллитерации в строках из произведений

А. С. Пушкина. Сгруппируйте материал в соответствии

с классификацией звуковых повторов: единоначатие (или анафора), концовка (или эпифора).

1. Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм... 2. Был вечер, небо меркло. Воды струились тихо. Жук жужжал. 3. Войны кровавые забавы. 4. С своим бесчувствием холодным ходил народ. 5. Как часто милым трепетаньем иль упоительным лобзаньем... 6. Мутно небо, ночь мутна. 7. Прозрачный сумрак, блеск безлунный. 8. И блеск, и шум, и говор балов. 9. Дождь капал, ветер выл уныло. 10. Мрачный вал плескал на пристань, ропща пени и бьясь о гладкие ступени. 11. Треща, горит костер, и вскоре пламя, воя... 12. Смеркалось; на столе, блистая, шипел вечерний самовар. 13. Журчат ручьи, блестят брега безмолвны. 14. Славянские ль ручьи сольются в русском море. 15. И бога браней благодатью наш каждый шаг запечатлен. 16. И милости моей мятежное теченье. 17. Запутанный в сетях судьбы суровой. 18. Улыбка на устах увянувших видна. 19. Когда под соболем согрета и свежа... 20. Куда как весело, вот вечер, вьюга воет. 21. Пастух, плетя свой пестрый лапоть, поет про волжских рыбарей. 22. И смерти мысль мила душе моей.


<предыдущая страница | следующая страница>


Элективный курс по русскому языку «Средства и приемы выразительной речи»

Данный элективный курс выстраивается на уровне межпредметных связей (русский язык и литература), рассчитан на 12 часов. Элективный курс направлен на углубление и расширение знаний

947.23kb.

10 10 2014
6 стр.


Программа по русскому языку для вступительного экзамена

Тестовые задания охватывают основные разделы школьной программы и программы по русскому языку для поступающих в высшие учебные заведения и позволяют выявить знания из области орфог

19.88kb.

01 10 2014
1 стр.


Элективный курс «Создание web-сайтов»

Данный элективный курс является предметом по выбору для учащихся 10-ых классов и рассчитан на 34 часа

993.48kb.

16 12 2014
3 стр.


Колпашниковой Людмилы Александровны, учителя математики п. Степановка. 2011г пояснительная записка Предлагаемый элективный курс

Элективный курс предназначен для реализации в 11классе общеобразовательной школы

117.35kb.

11 10 2014
1 стр.


Элективный курс «Эффективное общение»

Данный элективный курс будет способствовать активизации школьной внеурочной деятельности через осознанное участие в ней учеников для получения возможности оценивания их достижений

166.27kb.

01 10 2014
1 стр.


Элективный курс «Медицинская география»

Данный элективный курс рекомендуется для учащихся, планирующих в будущем выбрать профессию врача, продолжить обучение в медицинском колледже или химико-биологическом профиле в 10 –

105.5kb.

11 09 2014
1 стр.


Элективный курс для 10 х классов «С экзаменом на ты»

Данный элективный курс предназначен для учащихся профильного обучения. Программа рассчитана на 34 часа

110.59kb.

23 09 2014
1 стр.


Элективный курс для учащихся 9-х классов специальное православно-художественное направление

Данный элективный курс, предполагает изучение евангельского текста. В то же время, евангельские сюжеты не всегда доступны учащимся в связи с их аллегоричностью и сложностью языка

188.23kb.

18 12 2014
1 стр.