Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
На правах рукописи



СТАРОСТИНА Светлана Ефимовна

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания

(естествознание)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук


Чита – 2011

Работа выполнена на кафедре физики, теории и методики обучения физике

физико-математического факультета

Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского


Научный консультант:

доктор педагогических наук, профессор

БОРДОНСКАЯ ЛИДИЯ АЛЕКСАНДРОВНА


Официальные оппоненты:




доктор философских наук, профессор

КНЯЗЕВ ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ




доктор физико-математических наук, профессор

РУДОЙ ЮРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ




доктор педагогических наук, профессор

СОКОЛОВА ИРИНА ИВАНОВНА


Ведущая организация:

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ




Защита диссертации состоится 26 сентября 2011 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.05 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 119435 г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 29, ауд. 49.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ по адресу:

119992 г. Москва, ул. М. Пироговская, д.1.

Автореферат разослан «___»___________2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

Л.А. Прояненкова



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В современном обществе особая роль отводится образованию: оно отражает специфику и особенности настоящего этапа цивилизационного развития и одновременно во многом определяет их. В связи с этим изменяются ориентиры и приоритеты образования, иначе формулируются его задачи. Образование должно быть адекватным современной цивилизации. Поэтому реформирование образования, обусловленное необходимостью его корреляции с современным уровнем научных знаний, с требованиями к современному образованному человеку, с реалиями современного мира – объективное требование времени.

Новый этап общественного развития требует в ХХI веке от системы высшего образования подготовки людей, способных жить и эффективно трудиться в условиях современной информационной цивилизации, для которой характерно создание инновационной экономики, внедрение наукоемких и ресурсосберегающих технологий, предупреждение экологических катастроф, решение задач, которые носят интегративный, комплексный характер. Человек, способный решать такие задачи, должен быть инициативным, самостоятельным, уметь работать с информационными потоками, быть способным к созидательной деятельности, иметь определенный запас знаний для вступления в диалог с представителями иных сфер культуры, обладать творческим, нестандартным мышлением.

Естественные науки не только служат фундаментом технологической базой современной цивилизации, но и способствуют созданию у человека целостного представления о мире. В связи с этим особое значение имеет естественнонаучное образование (ЕНО), так как именно ЕНО готовит человека к жизни в высокотехнологичном обществе как личности, осознающей последствия техногенной цивилизации, целостность и единство мира, взаимосвязь явлений и процессов; личности, способной жить в информационном обществе при увеличении источников и потоков информации. Исходя из этого, федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) определяют компетенции, формированию которых должно способствовать знакомство всех студентов с областью естественнонаучных знаний.

Практически все ученые, осуществляющие исследования в области ЕНО (В.И. Аршинов, В.Г. Буданов, О.Н. Голубева, В.Н. Князев, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, С.А. Лебедев, Ю.Г. Рудой, И.И. Соколова, А.Д. Суханов и др.), сходятся во мнении, что в современной педагогической действительности высшей школы необходимо обновление не только специального ЕНО (образование студентов, для которых естественные науки являются предметом будущей профессиональной деятельности), но и, а может быть, даже в первую очередь, обязательного общего ЕНО (образование студентов, для которых естественные науки не являются предметом будущей профессиональной деятельности, т.е. студентов-гуманитариев).

Сегодня студенты гуманитарных направлений подготовки знакомятся с современным естествознанием в рамках курса «Концепции современного естествознания», включенного во все основные образовательные программы государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения. Проведенный анализ теории и практики преподавания основ естествознания студентам-гуманитариям позволяет констатировать, что для высшей школы разработаны различные концепции, модели ЕНО, авторские программы, учебники, элективные курсы естественнонаучного содержания (М.Г. Базаева, О.Н. Голубева, В.В. Горбачев, Т.Я. Дубнищева, В.А. Канке, С.И. Коурова, А.Н. Мансуров, С.В. Матвеева, В.М. Найдыш, В.В. Свиридов, В.М. Симонов, И.А. Смирнов, И.И. Соколова, А.Д. Суханов, В.А. Ятманов и др.). В то же время в ЕНО существует ряд проблем: недостаточно обоснованы концептуальные подходы к формированию содержания курса, наблюдается его несоответствие современным требованиям; организация образовательного процесса в основном осуществляется в рамках «знаниевой» парадигмы; не учитываются индивидуальные особенности личности; проблемы профессиональной ориентации студентов гуманитарных направлений подготовки в рамках естественнонаучных курсов не рассматриваются.

Результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента также подтверждают наличие проблем в ЕНО: качество школьной естественнонаучной подготовки студентов-гуманитариев является низким, содержание естественнонаучных дисциплин не в полной мере соответствует современному состоянию естественных наук, отсутствует мотивация к занятиям по естествознанию, усиливается разрыв между естественнонаучным и гуманитарным образованием, образовательный процесс ориентирован на экстенсивные методы обучения.

Поскольку современное естествознание имеет огромное значение для становления личности, формирования ее научного мировоззрения, критического, нелинейного мышления, то обновление ЕНО должно войти в число приоритетных задач развития системы высшего образования. Обновление ЕНО – это сложный процесс, требующий изменения всех его структурных компонентов с учетом основных тенденций развития ЕНО в различных странах мира, использования богатейшего опыта преподавания дисциплин естественнонаучного цикла в нашей стране; процесс, который невозможно реализовать без высокой мотивации его участников, базирующихся на устойчивом интересе к естествознанию.

Переход системы высшего профессионального образования на ФГОС ВПО ставит под сомнение возможность реализации ЕНО студентов гуманитарных направлений подготовки, поскольку курс естественнонаучного содержания исключен из базовых дисциплин отдельных образовательных программ (направления «гуманитарные науки», «культура и искусство», «экономика и управление», «сфера обслуживания» и др.). Исходя из сложившейся ситуации, необходим поиск вариантов реализации ЕНО студентов-гуманитариев.

Какой бы вариант ни был реализован, при создании методической системы ЕНО студентов гуманитарных направлений подготовки нельзя не учитывать интеграционные процессы в науке, современное состояние естественных наук, а также игнорировать психологические особенности студентов, их профессиональные интересы. При этом следует учесть, что естествознание для студентов гуманитарных направлений подготовки не является основой будущей профессии, хотя их профессиональная деятельность предполагает решение задач системного и междисциплинарного характера, задач, требующих комплексного решения.

Таким образом, исследование теории и практики ЕНО студентов гуманитарных направлений подготовки, а также результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента позволили выявить ряд противоречий:

– между потребностью общества в специалистах, обладающих базовыми естественнонаучными знаниями, которые позволяют им полноценно жить в высокотехнологичном мире, специалистах, имеющих научное мировоззрение, и реальным качеством ЕНО на уровне высшего профессионального образования в гуманитарной сфере;

– между современным состоянием естественнонаучного знания и содержанием ЕНО для студентов-гуманитариев, не отражающим в полной мере современный уровень развития естественнонаучного знания, интеграционные процессы в нем;

– между профессиональными интересами, намерениями студентов, лежащими в гуманитарной области, и необходимостью получения естественнонаучного образования всеми студентами-гуманитариями;

– между необходимостью создания условий для организации активной познавательной деятельности студентов-гуманитариев при изучении основ современного естествознания и существующей методикой обучения, не учитывающей психологические особенности студентов, их профессиональные интересы;

– между необходимостью формирования общекультурных компетенций, становление которых происходит при изучении естественных наук, и отсутствием в некоторых ФГОС ВПО гуманитарных направлений подготовки дисциплин естественнонаучного содержания в базовой части.

Необходимость разрешения данных противоречий обусловливает актуальность исследования и его научную проблему, состоящую в поиске ответа на вопрос, какими должны быть концепция, модель и практическая реализация ЕНО студентов гуманитарных направлений подготовки.



Объект исследования – процесс естественнонаучного образования студентов высших учебных заведений.

Предмет исследования – естественнонаучное образование студентов гуманитарных направлений подготовки высших учебных заведений в условиях интеграции научного знания.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и реализации концепции естественнонаучного образования студентов гуманитарных направлений подготовки высших учебных заведений в условиях интеграции научного знания.

Гипотеза исследования формулируется следующим образом.

ЕНО студентов гуманитарных направлений подготовки высших учебных заведений будет эффективным, если:

- организовать процесс ЕНО с учетом интеграции научного знания как на уровне содержания, так и на уровне организации образовательного процесса;

- учитывать при отборе учебной информации современный уровень развития естественнонаучного знания;

- построить образовательный процесс с учетом специфики будущей профессиональной деятельности студентов-гуманитариев;

- перенести при организации образовательного процесса акценты с предметного содержания естественнонаучной дисциплины на приобретение опыта и овладение способами естественнонаучной деятельности как основного условия познания данной предметной области;

- организовать образовательный процесс в соответствии с интересами, психологическими особенностям, познавательными способностями студентов;

- применить в целях интенсификации образовательного процесса структурно-логический подход к организации и представлению естественнонаучной информации.

Под эффективностью обучения будем понимать сформированность общекультурных компетенций, наличие мотивации к изучению естественных наук.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ состояния ЕНО в соответствии с современными достижениями естествознания и теоретически обосновать необходимость естественнонаучной подготовки для современного человека в условиях интеграции научного знания.

2. Выявить состояние проблемы ЕНО студентов гуманитарных направлений подготовки в педагогической теории и практике.

3. Определить теоретико-методологические основы ЕНО студентов-гуманитариев в условиях интеграции научного знания с учетом направлений их профессиональной подготовки.

4. Сформулировать концептуальные положения, касающиеся целей, содержания и организации ЕНО студентов-гуманитариев в условиях интеграции научного знания.

5. Построить модель ЕНО студентов-гуманитариев, отражающую структурные компоненты методической системы, а также учитывающую направления профессиональной подготовки студентов и их психологические особенности.

6. Разработать и апробировать в соответствии со сформулированной концепцией и созданной моделью методику реализации ЕНО студентов-гуманитариев.

7. Создать учебно-методическое обеспечение организации ЕНО студентов-гуманитариев.

8. Экспериментально проверить возможность получения запланированных результатов реализации варианта ЕНО студентов-гуманитариев при использовании разработанного учебно-методического обеспечения.



Методологическую основу исследования составляет системный подход. Он позволяет анализировать ЕНО на разных системных уровнях (образовательная программа, цикл дисциплин, учебная дисциплина) и использовать в системе компетентностный, личностно-деятельностный, контекстный подходы, обеспечивая становление личности студента, повышение уровня его общекультурной и профессиональной компетентности, формирование индивидуального стиля творческой деятельности, необходимого для успешной реализации будущей профессиональной деятельности.

Теоретическая основа исследования:

  • идеи, раскрывающие особенности современного постиндустриального информационного общества (Р.Ф. Абдеев, Д. Белл, П. Дракер, М.С. Каган, Н.Н. Моисеев, И. Пригожин, И. Стенгерс, А. Тоффлер и др.);

  • работы в области философско-методологических оснований естествознания (Н. Бор, В.Г. Буданов, М.В. Волькенштейн, В. Гейзенберг, Б. Грин, Б.М. Кедров, В.Н. Князев, Е.Н. Князева, Т. Кун, С.П. Курдюмов, С.А. Лебедев, А. Пуанкаре, В.С. Степин, Р. Фейнман, Э. Шредингер, А. Эйнштейн и др.);

  • работы ученых, выявляющие сущность системного подхода в образовании (Ю.К. Бабанский, И.В. Блауберг, Э.Н. Гусинский, Л.Я. Зорина, В.В. Краевский и др.), дидактические аспекты моделирования образовательного процесса (В.Б. Беспалько, В.С. Идиадулин, Ф.И. Перегудов и др.);

  • исследования отечественных и зарубежных специалистов в области образования по проблемам повышения качества высшего профессионального образования (Г.А. Бордовский, С.С. Мкртчян, А.И. Субетто, А.П. Тряпицына и др.), фундаментализации образования (В.И. Байденко, В.А. Балханов, Л.А. Бордонская, О.Н. Голубева, Ю.Г. Рудой, А.И. Субетто, А.Д. Суханов, В.Е. Шукшунов и др.), реализации компетентностного подхода в высшем образовании (Г.А. Бордовский, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.А. Козырев, В.И. Коломин, О.Е. Лебедев, Н.Ф. Родионова, А.В. Хуторской, и др.), организации образовательного процесса на основе личностно-деятельностного, культурологического и контекстного подходов (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, Л.А. Бордонская, А.А. Вербицкий, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.В. Сериков, Ю.Г. Татур, И.С. Якиманская и др.), реализации педагогических стратегий обучения и использования новых образовательных технологий (Б.В. Авво, В.П. Беспалько, Н.В. Бордовская, Е.С. Заир-Бек, А. Крофорд, И.В. Муштавинская, О.Н. Олейникова, Е.С. Полат, Г.К. Селевко, М.А. Чошанов и др.);

  • научные труды в области психологии по проблемам асимметрии мозга и целостности мышления (В.С. Библер, Л.М. Веккер, Е.Д. Хомская и др.), когнитивной психологии (Б.М. Величковский, Л.С. Выготский, Р.Л. Солсо, В.А. Холодная и др.), процессов познания (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.), теории деятельности (Л.С. Выготский, В.В  Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.), теории диссонанса (Л. Фестингер), теории мотивации (А. Маслоу), развития нестандартного, нелинейного мышления (Э. де Боно, И.С. Добронравова);

  • теоретико-методологические и психолого-педагогические основы визуализации учебного материала и «уплотнения» информации (А.А. Остапенко, А.М. Сохор, П.М. Эрдниев и др.), структурирования учебной информации, в том числе в виде знаковых символов, фреймов (Р.В. Гурина, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, В.Ф. Шаталов, А.М. Сохор и др.);

  • работы, в которых рассматриваются проблемы профессиональной подготовки студентов в области естественных наук (Л.В. Масленникова, С.В. Матвеева, М.И. Махмутов, Л.В. Медведева, А.И. Наумов, Е.Б. Петрова и др.), межпредметных связей и интеграции в образовании (М.Н. Берулава, И.И. Соколова, Н.Ф. Талызина, А.В. Усова, Н.В. Чечеткина, О.А. Яворук), теории и методики вариативного построения содержания образования (Е.Б. Петрова, Л.В. Королева Н.С. Пурышева, И.И. Соколова и др.), совершенствования преподавания естественных наук в высшей школе (Г.А. Бордовский, Л.А. Бордонская, О.Н. Голубева, Ю.А. Гороховатский, Е.П. Левитан, А.Н. Мансуров, Н.С. Пурышева, А.Д. Суханов и др.).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  • теоретические – анализ содержания нормативных документов по модернизации Российского образования; изучение литературы, посвященной вопросам философии естествознания; анализ научной, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, систематизация, классификация, сравнение, сопоставление); теоретическое моделирование методической системы ЕНО студентов-гуманитариев; выдвижение гипотезы;

  • экспериментальные – психодиагностические (наблюдение, анкетирование, беседа, интервьюирование, метод экспертных оценок, самооценка), анализ результатов деятельности студентов; личное преподавание интегрированного естественнонаучного курса студентам гуманитарных направлений подготовки; педагогический эксперимент в различных его видах; методы математической статистики для количественной оценки результатов эксперимента.

Этапы исследования. Исследование включало четыре этапа и проводилось с 1998 года.

На первом этапе (1998 – 2004 гг.) изучались и анализировались нормативные документы, касающиеся приоритетов развития образования и его модернизации, работы, раскрывающие особенности современной науки, научные труды в области философско-методологических оснований естествознания. На этом этапе были сформулированы цель, предмет и задачи исследования, проводилось изучение существующей педагогической практики. Для обоснования концепции и формирования методологической основы исследования осуществлялись изучение и анализ литературы по философии, психологии, педагогике и методике изучения естественных наук. Теоретическое изучение проблемы и результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента позволили выявить проблемы в ЕНО и наметить пути их решения.

На втором этапе (2004 – 2007 гг.) был продолжен анализ литературы по проблеме исследования, который позволил переосмыслить и дополнить теоретические основы исследования с позиций личностно-деятельностного, компетентностного и контекстного подходов. Разрабатывались основные положения концепции естественнонаучной подготовки студентов-гуманитариев. Был завершен констатирующий этап педагогического эксперимента. В ходе поискового эксперимента уточнены основные положения концепции, проведена частичная апробация элементов методической системы.

На третьем этапе (2007 – 2008 гг.) были сформулированы основные положения концепции профессионально направленного ЕНО, позволившие создать модель методической системы естественнонаучной подготовки студентов-гуманитариев, конкретизировать содержательный, технологический и организационно-методический аспекты методической системы, разработать комплекс педагогических условий, позволяющий наиболее эффективно реализовать ЕНО, и критериально-оценочный комплекс, на основе которого определялся уровень достижения поставленных целей и сформированности общекультурных и профессиональных компетенций студентов. На данном этапе завершен поисковый этап педагогического эксперимента, в ходе которого были проведены апробация и внедрение разработанной методической системы, скорректировано имеющееся и разработано новое учебно-методическое обеспечение.

На четвертом этапе (2008 – 2010 г.) был проведен обучающий эксперимент, статистически обработаны его результаты, осуществлена рефлексия хода и результатов исследования. На данном этапе результаты исследовательской работы были внедрены в практику обучения естествознанию студентов гуманитарных направлений подготовки ряда вузов России. Параллельно теоретические и практические результаты исследования были обобщены и оформлены в виде диссертации.

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем.

1. В условиях интеграции научного знания обоснованы необходимость и возможность осуществления естественнонаучного образования (ЕНО) студентов-гуманитариев с учетом направлений их профессиональной подготовки и психологических особенностей.

2. Создана концепция ЕНО студентов-гуманитариев, включающая основание (цели ЕНО, источники и факторы), теоретический блок (ведущие идеи, основополагающие принципы, теоретико-методологический базис, основные положения), модель ЕНО студентов гуманитарных направлений подготовки (динамический вид, аспектный уровень, уровень элементов, уровень учебного курса), прикладной блок (варианты учебных курсов, предлагаемых в базовой и вариативной частях основной образовательной программы, структура учебно-методического комплекса по интегрированному естественнонаучному курсу, варианты дидактических средств).

3. Сформулированы основные положения концепции, определяющие варианты реализации ЕНО, задающие требования к формулировке целей ЕНО, его содержанию и структуре, к организации образовательного процесса:



  1. ЕНО – обязательный элемент профессиональной подготовки студентов-гуманитариев;

  2. ЕНО должно соответствовать современному уровню развития естественных наук, интеграционным процессам в естествознании, взаимосвязи естественнонаучной и гуманитарной сфер культуры;

  3. эффективность ЕНО студентов-гуманитариев может быть обеспечена профессиональной направленностью ЕНО в соответствии с направлениями подготовки;

  4. осуществлять ЕНО студентов-гуманитариев в современном вузе возможно через интегрированные учебные курсы естественнонаучного содержания, включающие фундаментальное ядро (инвариантную составляющую) и вариативную часть, за счет которой обеспечивается рассмотрение естествознания в контексте жизненных и профессиональных проблем;

  5. ЕНО студентов-гуманитариев через интегрированные курсы естественнонаучного содержания может быть реализовано в двух вариантах в связи с наличием или отсутствием в базовой части ФГОС ВПО соответствующих дисциплин.

При наличии дисциплин естественнонаучного содержания в базовой части ФГОС ВПО («Концепции современного естествознания», «Естественнонаучная картина мира», «Научная картина мира» и др.) интегрированный курс естественнонаучного содержания должен включать инвариантную и вариативную составляющие в рамках основного курса, а также дополнительную вариативную часть, реализуемую в серии дисциплин естественнонаучного содержания по выбору студентов.

При отсутствии дисциплин естественнонаучного содержания в базовой части ФГОС ВПО интегрированный курс естественнонаучного содержания, включенный в основные образовательные программы за счет дисциплин по выбору студентов, должен содержать инвариантную составляющую и вариативную в соответствии с направлениями профессиональной подготовки;



  1. интегрированный курс естественнонаучного содержания должен удовлетворять ряду требований.

  • В качестве критериев отбора содержания интегрированного естественнонаучного курса должны выступать соответствие содержания интеграционным процессам в естествознании и современным достижениям естественных наук; включение материала общекультурного и общенаучного характера, иллюстрирующего единство и целостность науки и культуры; создание условий для осмысления студентами мировоззренческих проблем и усвоения методов их решения; ценностно-ориентационная, личностная значимость для студента; отражение практической направленности, предполагающей рассмотрение в контексте жизненных и профессиональных проблем; включение материала, рассмотрение которого способствует формированию критического, нелинейного мышления.

  • Курс должен представлять собой систему дидактических модулей, причем в каждом из которых необходимо предусмотреть уплотнение учебного материала за счет его обобщения и систематизации, исключения вопросов частного характера.

  • Содержание и форма представления учебной информации должны соответствовать психологическим особенностям студентов-гуманитариев, способствовать организации самоуправляемой самостоятельной работы, обеспечивать формирование целостного, нелинейного мышления, предусматривать возможность оперативного взаимодействия преподавателя и студентов.

  • При проектировании образовательного процесса по ЕНО необходимо перенести акценты с предметного содержания естественнонаучного курса на приобретение опыта и овладение способами естественнонаучной деятельности как основных условий познания данной предметной области; в качестве основных педагогических стратегий обучения выбрать модульное, самоуправляемое, критичное, контекстное обучение и обучение в партнерстве.

  • Дидактические средства для организации самостоятельной работы студентов по овладению основами естествознания должны обеспечивать возможность самостоятельного изучения и переработки информации, включать задания, предполагающие квазипрофессиональную деятельность, предусматривать создание условий для формирования индивидуальной образовательной траектории, развития инициативы и творчества студентов, построения системы контроля за ходом формирования всех составляющих общекультурных компетентностей с проекцией на профессиональную деятельность.

4. Разработана модель ЕНО студентов-гуманитариев, учитывающая интеграционные процессы в науке, направления профессиональной подготовки студентов, которая включает целевой, содержательный, технологический и организационно-методический аспекты. Модель представлена в динамическом виде, на аспектном уровне, уровне элементов и уровне учебного курса.

5. Разработаны отдельные методики, реализуемые в рамках ЕНО студентов-гуманитариев: 1) структурирования учебной информации в структурно-логические конструкции трех уровней обобщенности и обучения студентов на основе данных конструкций; 2) организации самоуправляемой самостоятельной работы студентов; 3) мониторинга эффективности учебного процесса.

6. Создан учебно-методический комплекс для организации ЕНО студентов гуманитарных направлений подготовки, включающий программы курсов (базовой и вариативной части основной образовательной программы), диагностическую и технологическую карты, учебные и учебно-методические пособия, терминологический словарь, информационные материалы по современному естествознанию; электронный образовательный ресурс.


следующая страница>


Естественнонаучное образование студентов гуманитарных направлений подготовки в условиях интеграции научного знания 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания

Естественнонаучное образование студентов гуманитарных направлений подготовки в условиях интеграции научного знания

784.33kb.

14 12 2014
5 стр.


Научно-методические основы изучения математики технических специальностей вузов в условиях кредитной технологии обучения 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания

Теория и методика обучения и воспитания

620.82kb.

18 12 2014
3 стр.


Методика соизучения языков и культур в основной школе в условиях мегаполиса

Специальность 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания

477.91kb.

08 10 2014
4 стр.


Рабочая программа для студентов направления подготовки 050 100. 62 «Педагогическое образование»

«История, теория, методика и технологии музыкального образования». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050 100. 62 «Педагогическое

817.32kb.

04 09 2014
3 стр.


Лингводидактические основы технологии интегративного обучения русскому языку иностранных студентов подготовительного профиля 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания

Работа выполнена на кафедре теории и практики преподавания русского языка и литературы Казахского национального педагогического университета имени Абая

512.31kb.

15 10 2014
3 стр.


Методика осуществления межпредметных связей при изучении курса геометрии основной школы 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (математика)
344.81kb.

07 10 2014
1 стр.


Модели функционирования организма спортсменов в экстремальных условиях спортивной деятельности 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

749.21kb.

18 12 2014
5 стр.


Комплексное развитие и контроль скоростно-силовых способностей у юношей-учащихся средних специальных учебных заведений 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

291.79kb.

30 09 2014
1 стр.