I. Подготовительная часть.
1. Организационный этап.
2. Повторение изученного материала.
3. Вводная беседа (создание эмоциональной заинтересованности учащихся.
|
1. Общая организация детей.
2. Вступительное слово учителя:
- Наш урок продолжает цикл уроков «Листок календаря» и сегодня мы совершим незабываемое путешествие в осенний лес. А поможет разобраться в красках осени добрая фея – Палитра.
3. Беседа:
-
Что означает слово «палитра»?
-
Почему именно Палитрой назвали добрую фею, которая совершит с нами экскурсию в осенний лес?
-
Назовите основные цвета, которые подчеркивают признаки осенних месяцев.
-
К каким тонам они относятся?
- Почему же фею, пришедшую на урок, называют доброй феей?
Представьте, что мы с вами попали в лес.
4. Фонограмма пения птиц:
-
Опишите, что вы услышали.
- Молодцы! И вот Палитра приводит нас на лесную поляну.
5. Определение эмоционального настроения через музыкальное оформление.
«Волшебная поляна».
Предварительное задание (на развитие воображения через слуховые впечатления)
- Нарисуйте мысленно картину, соответствующую этому времени года.
6. Беседа:
-
Какие цвета вы бы взяли для передачи услышанного?
-
Какое настроение у вас в настоящее время?
-
Стихи какого поэта передают те же чувства и отношения к природе?
|
Проверка подготовки необходимых учебных принадлежностей.
Фронтальная работа.
Ответы учащихся:
- дощечка для смешивания красок;
- разнообразие цвета и цветовых оттенков в осеннем лесу;
-
зеленый, желтый, красный.
-
Теплые тона.
-
Краски теплых тонов особо подчеркивают время года – осень.
-
Поют птицы, прекрасная теплая погода, светит солнце.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса;
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото одетые леса.
|
II. Основная часть.
1. Анализ объекта изображения.
2. Актуализация представлений, повторное привлечение внимания детей к объекту изображения.
3. Указания к началу работы (рекомендации по технике исполнения рисунка).
4. Работа учащихся над рисунком.
|
1. Сообщение темы урока и способа оценивания ответов учащихся.
«Деревья осенью».
За успехи в ходе работы на уроке учащиеся получают красные, зеленые и желтые осенние листочки.
2. Беседа о наблюдениях за природой, деревьями в осенний период.
Обобщения ответов учеников.
Мы наблюдали за деревьями различных пород. Они отличаются друг от друга по форме, цвету стволов и листьев. Ветки у них тоже располагаются не одинаково. Но у всех деревьев стволы толще внизу и тоньше кверху; ветки располагаются вокруг ствола; на больших и маленьких веточках располагаются листья. Основания передних деревьев мы видим ниже, чем основания дальних; основания деревьев расположены на земле, а за деревьями видно небо.
3. Беседа по картине И. Левитана «Золотая осень».
-
Нравится ли эта картина?
-
Почему, по вашему мнению, художник ее так назвал?
-
Что хотел передать И. Левитан?
-
Назовите деревья, которые вы видите на картине.
-
Какие деревья на переднем плане?
-
На дальнем?
-
Почему мы сразу видим, какие деревья ближе расположены к нам, какие дальше.
Сейчас вам, как настоящим художникам, предстоит трудная работа. Вы должны вспомнить свои наблюдения и попытаться передать свои чувства и отношение к природе осенью.
Рисунок будете выполнять во весь лист, положив его по горизонтали (предлагает обозначить землю вдвое уже, чем небо).
К нам на помощь спешит добрая фея – Палитра.
(показывает, как подобрать на палитре цвет неба, как нарисовать облака).
Рассказывает, как с помощью цвета обозначить землю (коричневая+желтая+зеленая краска).
Объяснение учителя, как надо писать (уточняются приемы работы: широкие и плавные мазки и линии, концом кисти, примакиванием кисти к бумаге, мелкими мазками).
Физкультминутка «Раскачивающее дерево».
Исходное положение – стоя. Предложите ребенку представить себя каким-нибудь деревом. Корни – это ноги, ствол – туловище, крона – руки и голова. Начинает дуть ветер, и дерево плавно раскачивается – наклоняется вправо и влево (3 – 5 раз), вперед и назад.
Иллюстративный материал убирается, чтобы не мешал детям использовать личные впечатления.
Во время работы тихо включается грамзапись пьесы «Октябрь» из альбома П. Чайковского «Времена года».
Предлагается индивидуальная помощь.
|
Ответы учащихся:
-
изменение природы осенью;
-
наряд деревьев, кустов и трав;
-
разнообразие листвы (цвет, оттенки, количество);
-
различия деревьев по форме, цвету стволов и листьев.
Фронтальная работа.
Ответы учащихся (впечатления о картине).
-
Красоту природы. Яркость и разнообразие осенних красок, с помощью которых отражена эта картина.
Ответы учащихся (по картине).
Определяем по размерам цветовым оттенкам.
Во время выполнения движений необходимо стремиться соблюдать ритмичность дыхания. В результате выполнения упражнения усиливается деятельность внутренних органов, улучшается эластичность легких, особенно нижних отделов, и кровообращение головного мозга.
Творческая работа учащихся (под звуки тихой музыки)
Дифференцированное задание: более слабым учащимся предлагается выполнять работу на цветной бумаге (цвет неба заменит ее цвет).
|