1.4. Анализ демографической ситуации и градообразующая база
В настоящее время динамика естественного движения населения городского округа Сызрань свидетельствует о том, что для него характерны процессы депопуляции. Уровень смертности на протяжении последнего десятилетия превышал уровень рождаемости в среднем на 10,4 промилле. Естественная убыль населения с 1996 по 2001 год увеличивалась на 3 промилле.
Миграционный прирост до 1996 года покрывал естественную убыль населения, но с 1997 года внешняя миграция существенно сокращалась и в 2003 году приобрела отрицательные значения. В последние годы наметились перемены в лучшую сторону – уровень рождаемости вырос с 7,2 промилле в 1999 г. до 10,2 в 2004 г., что связано, прежде всего, с увеличением доли населения, входящего в репродуктивный возраст. По сравнению с 2001 годом, за пять прошедших лет коэффициент естественной убыли уменьшился на 1,5 промилле, и составил в 2005 году -10,4 промилле.
РОЖДАЕМОСТЬ
На протяжении последнего десятилетия показатели уровня рождаемости в г.о. Сызрань практически не отличались от показателей по городскому населению Самарской области и составил 9,4 промилле против 9,7 промилле по региону.
Как показывают данные по Самарской области в структуре родившихся по очередности доминируют первые и вторые рождения, что является доказательством твердых ориентиров семей на одно-двухдетную модель семьи, при явно выраженном предпочтении однодетной модели.
В результате ориентации семей на малодетность, откладывания первых рождений, снижения репродуктивных возможностей сформировался суженный характер естественного воспроизводства населения.
СМЕРТНОСТЬ
По сравнению со средними показателями по городскому населению Самарской области смертность в г.о. Сызрань в течение последних 10 лет была на 3 - 4 промилле выше. В структуре умерших по полу наблюдается преобладание мужчин.
По данным администрации муниципального района Сызранский в период с 2001 по 2006 гг. в районе наблюдался высокий уровень заболеваемости болезнями сердечно-сосудистой системы; злокачественными новообразованиями. Эти болезни занимают первые места в структуре причин смертности населения в городском округе Сызрань. Наблюдается рост смертности от несчастных случаев, в том числе, травм.
В целях сохранения накопленных потенциальных трудовых ресурсов встает необходимость проведения мероприятий, направленных на снижение смертности населения в рабочих возрастах.
Приоритетным направлением демографической политики, в г.о. Сызрань, должно стать снижение уровня младенческой смертности и, прежде всего, снижение уровня перинатальной смертности.
В целом снижение смертности населения в настоящее время является одним из эффективных способов противостоять тенденциям депопуляции. Для этого необходимы меры, направленные на повышение уровня жизни населения, улучшение экологической обстановки, повышение доступности качественного здравоохранения. Для снижения заболеваемости – одного из основных факторов высокой смертности, необходима широкая пропаганда здорового образа жизни, направленная на изменение самосохранительного поведения населения.
ПОЛОВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА
В Сызрани превышение численности женщин над численностью мужчин начинается с 25-29 лет и последовательно возрастает, т.о. диспропорция в сторону женского населения заметна в довольно активном детородном возрасте, что негативно отражается на воспроизводстве населения. Для уменьшения этой диспропорции целесообразно способствовать миграции мужского населения из других регионов.
Демографические тенденции 90-х годов сказались и на возрастной структуре населения Сызрани, соотношении численности лиц нетрудоспособного и трудоспособного возрастов. В 2006 году доля населения в возрасте моложе трудоспособного составила 14,8% (против 20,5% в 1998 г.), в трудоспособном возрасте – 62,6%, старше трудоспособного – 22,6. Происходящие изменения в возрастной структуре населения влекут за собой изменения показателей демографической нагрузки. В 2006 году на 1000 лиц трудоспособного возраста пришлось 603 нетрудоспособных, таким образом, уровень демографической нагрузки в г.о. Сызрань на 8,4% выше по сравнению с аналогичным показателем по городскому населению Самарской области.
МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Не смотря на то, что Самарская область является миграционно привлекательным регионом, в г.о. Сызрань наблюдается противоположная тенденция – среди городских округов региона в последние годы здесь отмечается миграционная убыль населения.
В настоящее время для городского округа Сызрань важно обеспечить регулирование миграционных процессов. Особое значение имеет создание благоприятных условий для закрепления молодых специалистов, приехавших в поисках работы. Преодолеть процесс депопуляции, развивающийся в этом городском округе, невозможно без притока внешних мигрантов, в связи с чем настоятельной необходимостью является создание на его территории новых рабочих мест, стимулирующих миграционные процессы.
1.5. Внешняя транспортная инфраструктура городского округа
Городской округ Сызрань - один из крупнейших транспортных узлов Поволжского региона, который сформирован тремя видами транспорта: автомобильным, железнодорожным и водным.
Автомобильными составляющими транспортного узла являются автодороги Москва-Челябинск («Урал» М-5), Ульяновск–Сызрань (А-151), Сызрань-Саратов – Волгоград (Р-228).
Транспортное движение в направлении Москва-Самара проходит по автомобильной дороге федерального значения (М-5) за пределами городской застройки.
Внешнее сообщение г.Сызрань с областным центром г.Самара осуществляется по автодороге территориального значения «Москва-Челябинск»- Сызрань и автомагистрали федерального значения Москва-Челябинск «Урал» М-5» . Расстояние до международного аэропорта «Курумоч» по той же магистрали «Москва-Челябинск» М-5» составляет 110 км.
В сложившейся ситуации, для организации автомобильного транзитного движения (в направлении на Волгоград) по территории города используются городские улицы, технические характеристики которых не соответствуют использованию их для организации транзитного движения, в том числе и грузового, что противоречит нормативным требованиям и негативно влияет на внутренние процессы жизнедеятельности города.
Строительство новой обводной дороги в обход с западной стороны города Сызрань с выходом на автодорогу Москва-Самара позволит снизить интенсивность транзитного движения в южных районах городского округа.
Автобусная междугородняя станция г.Сызрань расположена на ул. Московская, 14, неподалеку от железнодорожного вокзала Сызрань – 1. В настоящее время действует 5 пригородных и 45 междугородных маршрутов, в т.ч. в Мордовию, Чувашию, Татарстан, Грузию, города Тольятти, Самару, Ульяновск, Саратов, Пензу, Астрахань. Из областного центра до Сызрани пять раз в сутки ходит автобус № 606 (время в пути 4 часа). Из Тольятти автобусы на Сызрань отбывают в среднем раз в час – полтора.
Основной проблемой сложившегося транзитного движения автомобильного транспорта через город Сызрань является необходимость его общей системной реконструкции с целью оптимизации транспортных процессов.
На территории города пересекаются два направления
железной дороги, в направлении «север-юг» и «запад-восток» и формируют железнодорожный узел федерального значения.
Город Сызрань обслуживается Сызранско-Октябрьским железнодорожным узлом расположенным на пересечении федеральных железных дорог: «Москва-Рязань-Саранск-Самара-Уфа-Челябинск», «Сызрань-Пенза», «Саратов-Сызрань», «Сызрань-Ульяновск», «Смышляевка-Жигулёвское море-Сызрань».
Через железнодорожный узел осуществляется связь районов Урала, Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии с районами центра, запада РФ.
От города в разных направлениях отходят 6 ж/д линий: 2 на Москву – через Рузаевку и Пензу; на Самару, Тольятти, Саратов и Ульяновск. В Сызрани останавливаются все проходящие поезда, что обеспечивает прямое сообщение города с большинством регионов европейской части России, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии.
Железнодорожный узел включает в себя
станции: Сызрань I, Сызрань II, Сызрань – город, а также -
грузовые парки Южный и Новосызранский. Локомотивное и вагонное депо расположено на станциях Сызрань I. Кроме того, на территории городского округа имеются железнодорожные станции Новообразцовое и Кашпир.
В городском округе Сызрань - четыре
железнодорожных вокзала:
Сызрань – 1,. расположен на вокзальной площади. Здесь останавливаются все поезда дальнего следования и электопоезда московского (западного) и самарского (восточного) направления. Электропоезда до станций Самара (10-12 в сутки), Жигулевское море (Тольятти), Кузнецк (пензенское направление), Инза (рузаевское направление);
Сызрань-город, расположен на ул. 2-я Сланцевая. Отсюда отбывают поезда в ульяновском (северном) и саратовском (южном) направлении. Есть пригородные поезда до станции Молвино (северное направление) и станции Сенная (южное направление);
Сызрань – 2,. расположен на станции Сызрань-2;
Кашпир, - на улице Маяковского, 41.
Речной порт в городском округе Сызрань расположен в центральном районе города, на левом Берегу р. Сызранка, Пассажирская пристань и грузовой причал, действуют в период навигации.
Трубопроводный транспорт
Через городской округ Сызрань (в направлении с северо-запада на юго восток) проходят два магистральных нефтепровода:
-
Зольное-Сызранский НПЗ (диаметр трубы 529 мм);
-
Зольное Нефтебаза СНПЗ (диаметр трубы 272 мм).
<предыдущая страница | следующая страница>