Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3
ГККР ДО № 1 «Гульдер»

Перспективное планирование и конспекты занятий

по развитию речи для детей

старшего дошкольного возраста

Разработала: воспитатель коррекционной группы Шохова С.И.



Введение.

В послании Президента страны к народу Казахстана – долговременной программе развития и процветания Республики до 2030 года – предусматривается разработка и претворение в жизнь стратегии обновления всех сфер общества, в том числе и образования.

Реформа дошкольного образования, провозгласившая педагогику развития, личностно-ориентированнное отношение к ребенку, акцентировала внимание на целенаправленное формирование обогащения и совершенствования детской речи.

Цель программы: создание содержательной языковой системы знаний, направленной на расширение активного словаря и выразительности речи.

Задачи программы: 1) Укреплять артикуляционный и голосовой аппараты, постановку дыхания;

2) Способствовать четкому и ясному произношению звуков, предупреждать закрепление неправильного произношения трудных звуков;

3) Формирование языковых обобщений;

4) Обогащать, уточнять и активизировать словарь;

5) Закреплять умение правильно называть на казахском языке названия отдельных предметов;

6) Развитие интереса к разным сторонам языковой действительности;

7) Обогащение творческого воображения, гибкости мышления, памяти и внимания, познавательной активности;

8) Помочь овладеть умением рассуждать, опровергать, отстаивать свою точку зрения;

9) Доведение речевого развития до нормы предшкольного обучения.

В структуре программы выделяется комплекс занятий из 32 заданий игрового характера. Занятия проводятся 1 раз в неделю, планируются по инвариативной части Госстандарта.

В программу включены следующие разделы: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи.

Результаты работы с дошкольниками по развитию речи выражаются в умении придумывать сказки, описывать предметы, составлять рассказы по картинам, перевоплощаться в образ героя.

Многие занятия включают элементы логоритмики пальчиковых игр, имеющие оздоровительную направленность: ОРУ, работа над речевым дыханием, простейшие приемы массажа. Это способствует формированию устойчивого интереса к речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное отношение.

В предложенной программе предлагаются разнообразные приемы, виды работы, методы изложения материала на наглядно-образной основе, предусматривают частую смену видов деятельности, насыщенный дидактический и речевой материал помогает обогатить словарный запас детей, эффективно усваивать словесный материал.

В основе системы этой программы лежит комплексный подход, который заключается в том, что на занятии, чаще всего на одном содержании, решаются все речевые задачи, органически сочетающиеся между собой. Важность содержания в том, что внимание детей не отвлекается на новые пособия, а на базе уже знакомых слов и понятий с ними проводятся грамматические, лексические, фонетические упражнения. Поэтому переход к построению связного высказывания становится для ребенка естественным и несложным.

В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка: во время наблюдений игры, труда и учебных занятий он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка, чувствовать средства выразительности.

При такой организации обучения возникает эффект саморазвития, когда ребенок начинает самостоятельно, помимо взрослого, экспериментировать, ориентироваться в сфере языка и речи, играть со словом, со звуками.

Предлагаемые готовые разработки тематического планирования, по которым мы долго работали, построены на разрозненном материале, который порой не совпадает с темой занятия, также не достаточна словесная нагрузка для овладения словарным запасом, чтобы на нужном уровне сформировать речь.

Для того, чтобы дети могли развивать языковые навыки во время познавательной деятельности, наша программа рекомендует конкретные практические упражнения, игры, задания для решения всех речевых задач на одном занятии, в том числе и для закрепления слов на казахском языке. Все задания взаимосвязаны, исходят одно от другого, объединены общей темой. Подобранные физминутки, упражнения дыхательной и артикуляционной гимнастики сопровождают каждое занятие и также соответствуют теме. В приведенной программе литературные произведения предназначены не для пассивного прослушивания, а для усвоения языковой информации, чтобы дети понимали, что над ним нужно поразмыслить, умели объяснить, заменить другим словом или выражением новое слово.

Все части занятия подробно раскрыты в содержании работы. Представленным материалом педагогу можно варьировать, использовать отдельные приемы или все в целом, в зависимости от приобретенных детьми навыков в предыдущих группах.

Успешная работа по нашей программе возможна только тогда, когда будет создана развивающая среда. Игры, игровой материал, речевые упражнения должны использоваться в течение всего дня.

Только таким образом возможно постичь богатство родного языка, обогатить словарь, заставить мыслить, анализировать, высказывать свою точку зрения по любому вопросу.



Рецензия
На программу по развитию речи для детей подготовительной группы, разработанную воспитателем дошкольной организации № 8 «Балбобек»

Шоховой Светланой Ивановной

Обучение дошкольников родному языку рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.

По общей системе дошкольного воспитания формирование речи занимает одно из главных мест. Главная задача в этой области – формирование языковых обобщений и элементарного осознания языка и речи. Решить эту задачу и пытается автор программы.

В этой связи рецензируемая программа представляет огромную практическую значимость в том плане, что ее содержание предполагает реализацию потенциальных возможностей ребенка.

В структуре программы представлено 32 занятия игрового характера с использованием современных технологий, где раскрываются задачи, методы и приемы развития речи. Представлены игры, упражнения, задания для решения всех речевых задач на одном занятии, в том числе и для закрепления слов на казахском языке. Ценность программы состоит в том, что автором отображена научно обоснованная система обучения родному языку детей на протяжении всего учебного года.

Автор в своей работе сделал успешную попытку помочь ребенку овладеть умением полноценно общаться, пользоваться в целях общения разными формами и типами высказываний. Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе.

Внедрение в программу элементов логоритмики пальчиковых игр, имеющих оздоровительную направленность: ОРУ, работу над речевым дыхание, простейшие приемы массажа, являются весьма творческим подходом воспитателя, способствуют формированию устойчивого интереса к речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение.

Данная программа по развитию речи старших дошкольников представляет ценность для педагогов предшкольных групп и классов, заслуживает внимания всех специалистов дошкольного воспитания и может быть рекомендована к изданию и распространению.

Рецензент – КПН,

доцент кафедры дошкольного

воспитания и

начального обучения АкГПИ Туребаева К.Ж.


Программа

«Мы играем, мы играем, свою речь мы развиваем»




Звуковая культура речи

Словарная работа

Связная речь




Занятие № 1

Как мы говорим? Наша речь.

Программное содержание: Раскрыть детям понятие слова «речь»: речь служит для выражения мыслей и чувств, умению владеть родным языком. Учить слушать речь, отвечать на вопросы. Познакомить с понятием «артикуляционная гимнастика», донести до сознания детей правило: чтобы была правильная и красивая речь, надо верно произносить звуки. Для этого следует вырабатывать речевое дыхание, подвижность губ и языка

Содержание занятия: 1.Беседа о понятии слова «речь».

2.Речевой этюд «Стучалочка».

дыхательная гимнастика.

Игры и упражнения. Худ. слово.

«Стучалочка» (с движениями).

Тук-тук-тук-тук-

Из ворот слышен стук.

(ладошка с кулачком стучит по возду в воображаемые ворота ).

Двери отворяйте

В дом гостей впускайте ,

(ручки в разные стороны раскрыть, корпус туловища чуть вперед наклонить, доброе лицо, улыбка).

Веселых ребятишек :

Девчонок и мальчишек!

(руки на поясе, голова качается вправо- влево, веселое лицо, смех).

С языком случилось что- то:

Он толкает зубы!

Будто хочет их за что- то

Вытолкнуть за губы!...

Он на место

Возвращается

И чудесно расслабляется!

Дыхательная гимнастика:

1 упр.- ие: широко открыть рот, как при звуке «а», и произвести длительный выдох.

2 упр.- ие: растянуть губы в улыбку, как при звуке «и», и произвести длительный выдох.

3 упр.- ие: округлить губы, как при звуке «о», и произвести длительный выдох.

Артикуляционная гимнастика.

1) Трубочка.

2) Болтушка.

3) Рупор.



Занятие № 2

Второй мой дом – детский сад

Программное содержание: Расширять словарный запас детей в ходе формирования представлений и знаний об окружающем. Упражнять в образовании имен существительных множ. числа Род. падежа, в словообразовании. Обогащать речь детей синонимами. Закреплять

слова на казахском языке (сотрудников д/с). Учить умению составлять рассказ по опорным картинкам. Формировать способность говорить ясно, выразительно четко произносить звуки. Воспитывать грамматически правильную речь.



Содержание занятия:

1)Дыхательная и артикуляционная гимнастика

2)Беседа о жизни детского сада.

3)Д/и «Что из чего?»

4)Д/и»Знаешь ли ты…» (продукты и соответствующая посуда).

5)Физ-ка.

6)Словесная игра «Скажи по другому».

Составление рассказа из жизненного опыта.



Игры и упражнения. Худ. слово.

1) Дыхательная гимнастика:

Чтоб правильно в слова играть надо правильно дышать.

а) упр.- ие: надуть обе щеки,

вытянуть губы вперед трубочкой и постепенно выдыхать.

б) упр.- ие: вытянуть губы вперед, округлить их, как при звуке «э» , и произвести , постепенный выдох.

Артикуляционная гимнастика.

а) упр.- ие «Вкусное варенье».

б) упр.- ие: «Выпьем молочко».

2) Стихотворение о детском саде.

Я хочу вам рассказать

Про любимый детский сад,

Где научат дошколят

Книжки школьные читать,

Игрушки беречь, друзей уважать,

Правила дорожного движения знать,

Природу любить, животных беречь,

Сколько вам знаний дадут,

Что не счесть!

3)Физминутка.

Кач-кач-кач-летят качели.

Так захватывает дух!

Все сильнее бьется сердце:

Тук-тук-тук-тук.

Вверх и вниз и снова к солнцу.

Словно птица ты летишь.

Выше, выше,выше, выше!-

Вновь товарищам кричишь.



Материалы: Сюжетная картина из жизни д/с,предметные картинки на данную тему для детских рассказов

Занятие № 3

Моя семья

Программное содержание: Закрепить у детей пред-ставление о понятии «семья». Пополнить сло-варный запас детей словами - признаками, предметами, действиями.Повторитьправильное называние членов семьи по- казахски: ке (папа), ана (мама), әаже (бабушка), ата (дедушка), апа (старшая или тетя),ага (старший брат или дядя),іні (младший брат), карындас (младшая сестра). Учить детей отвечать на вопросы полными предло-жениями. Предложить составить рассказ о своей семье с помощью вопросов воспитателя, используя семейное фото. Воспитывать уважение к старшим и младшим родственникам, формировать способность соблюдать традиции и обычаи своей семьи.

Содержание программы:

1)Загадки.

2)Д/и «Кому что принадлежит».

3)Беседа.

4)Д/и «Моя родня».

5)Знакомство с казахской пословицей о семье.

6)Физминутка.

7)Рассказ о своей семье по фотографии.

8)Речевое упражнение: «Как можно назвать иначе своих близких?»

(напр., мама - веселушка, бабушка -… (заботушка), папа -…(хозяйственник),

с сестренка -… (улыбушка), дедушка -…(голубчик),братишка -…(затейник).

Игры и упражнения. Худ. слово.

1) Загадки – описания о членах семьи.

2) Казахская народная пословица: Своя семья- самые верные друзья.

3) Физминутка:

Как у деда Андырбая

Вся семейка небольшая

(две ладони перед собой,кончики пальцев соединены).

Только сам, да сама,

(показывают большие пальцы на обеих руках).

Только брат, да сестра,

(показывают указательные пальцы).

Да два сына с усами,

(показывают средние пальцы).

Да две дочки с косами,

(показывают безымянные

пальцы).


Да две внучки на печи

( показ мизинцев).

Уплетают калачи.

(руки в замок перед собой,

покачивают вверх-вниз).

Материалы: Сюжетная картина «Вся семья дома», семейные фотографии детей, атрибуты к игре «Кому что принадлежит»: очки, палочка, спицы, фартук, газета, машина, кастрюля, пылесос, посуда, топор, тапочки, молоток, сетка с продуктами (можно использовать предметные картинки), атрибуты к игре: плоскостной домик с выдвижными окошками, в которые выглядывают члены семьи.

Занятие № 4

Овощи и фрукты

Программное содержание: Продолжать вырабаты-вать у детей речевое ды-хание, подвижность губ и языка. Ввести в актив-ный словарь слова –названия частей расте-ний, овощей и фруктов. Закрепить названия пло-дов на казахском языке: алма (яблоко), жүзім (виноград), алмүрт (груша), қияр (огурец), пияз (лук), картоп (картофель), сәбіз (морковь), жеміс (фрук-ты), овощтар (овощи). Обращать внимание на правильность понимания и употребления обоб-щающих слов, активи-зировать их использование в речи. Пополнить словарь такими понятия-ми как крона, плоды, семена, консервирова-ние. На основе схем вырабатывать наблюда-тельность, умение находить общие и индивидуальные признаки, сравнивать по ве-личине, форме, цвету, составлять описательные рассказы. Воспитывать четкость и выразительность речи.

Содержание программы:

1. Дыхательная и арти-куляционная гимнасти-ка.

2.Стихотворение-загадка.

3) Д/и «Овощи и фрукты».

4). С/и «Что мы едим у разных овощей?».

5). Речевое упр.-ие: «Сравним овощи по цвету, форме» (напр., а) морковь оранжевая, а помидор... и т.д.

б) огурец овальный, а репа... и т.д.».

Физминутка.

6)Описательные рассказы по схемам.

7)Витаминный салат «Осенние фантазии».



Игры и упражнения. Худ. слово.

1).Дыхательная гимнастика (педагог говорит, дети выполняют).

- Вот как шарик надуваем!

-А рукою проверяем (вдох).

-Шарик лопнул, выдыхаем, наши мышцы расслабляем. (Дышится легко... ровно... глубоко...).

Артикуляционная гимнастика.

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся.

а) упр-ия «Язычок перешагивает через зубы».

Рот открыт. Губы в улыбке. Движение языка: широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;

б) рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка пройтись по верхним зубам с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз, влево-вправо.

2)Стихотворение-загадка.

Мы сами сажали весной огород.

Мы сами сажали, пололи. И вот...

Расселся, разлегся

В большущей корзине,

И красный, и желтый, и черный, и синий,

Здоровый такой Разноцветный народ

3) Физминутка

«Яблоки».

Веточки на яблоньке повисли от печали.

(поднять руки вверх, кисти опущены).

Яблоки на веточках висели и скучали.

(покачать опущенными кистями).

Девочки и мальчики ветки раскачали.

(покачать поднятыми вверх руками).

Яблочки о землю громко застучали.

(поднимать и опускать руки, согнутые в локтях, ладони выпрямлены, пальцы соеденены).



Материалы: Две сюжетные картины с изображением сада и огорода и соответственно на них фрукты и овощи, натуральные овощи и фрукты (или муляжи), карточки-схемы для описания предметов по теме,тарелочки,салфетки,ножи, дощечки, салатница.
Занятие № 5

Одежда. Обувь.

Программное содержание: Продолжать работу по развитию артикуля ционного аппарата. Обогащать словарный запас детей словами- синонимами, ввести в словарь детей новые понятия «Отчизна», «Отечество». Повторить обозначения символики Р.К. познакомить с новым рассказом М. Садовского о республике.Продолжать учить составлять рассказ по опорным сюжетным картинкам. Вырабатывать умение использовать разные грамматические формы дляы выражения одной мысли. Развивать способность объяснять пословицы, предложить пословицы казахского и русского народов с единым смыслом , подвести к выводу, что народы эти дружны между собой, у них много общего, даже мысли едины. Чрез игру закрепить названия предметов казахской одежды, используя вречи сложные предложения. Воспитывать уважение к народам, живущим в нашей республике, любовь к Родине.

Содержание программы:

  1. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

  2. Чтение стихотворения о Казахстане.

  3. Беседа о республике и словарная работа.

  4. Чтение рассказа «Казахстан».

  5. Физминутка.

  6. Составление рассказов о своей республике.

  7. Чтение пословиц.

  8. Реч. упр.- ие «Одень детей к празднику» (пример: девочка надела куйлек а мальчик надел...)

Игры и упражнения. Худ. слово.

1)Дыхательная гимнастика.

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся.

Сделав активный вдох, на выдохе отрывесто произносить звуки «х», «ш», «с», энергично работая мышцами живота. Руки кладут на живот.

Артикуляционная гимнастика.

а) упр.-ие: рот открыт; губы растянуты в улыбке. При высовывании языка наружу языку придается возможно более заостренная форма. Следить,чтобы кончик языка не загибался.

б) упр.-ие: высунуть

узкий язык, тянуться им то к носу, то к подбородку.

2) С короговорка.

Расскажите про покупки.

Про какие про покупки.

Про покупки, про покупки,

про покупочки мои.

3)Физминутка.

(пальчиковая гимнастика)

Не плач, куколка моя, (укачивание)

Не могу с тобой играть,

Нужно мне перестирать:

Твои платья и носки,

(загибаются поочередно пальцы)

юбки и чулки,

Свитер,варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет.

Я налью воды чуток,

В таз насыплю порошок.

(имитировать движения, описанные в стихотворении).

Пену снежную взобью,

Постираю и пойду.

Пока светит солнышко, Натяну веревочку.

К ней одежду при

Твои креплю,

Ветерком все просушу.

Утюгом туда-сюда

Белье быстро глажу я.

Поработали вдвоем,

А теперь и отдохнем.

(положить ладони на колени).

4)Скороговорка.

Встречают по одежке – провожают по уму.



Материалы:

Изображения 2-х девочек (в виде альбома)., по середине- на уровне шеи и немного выше колен- прикреплены листы бумаги в виде альбомных листов, на которых нарисованы предметы одежды (майки, трусики, 2 платья разного фасона; 2 платья с фартуками; юбка с блузкой и сарафан с блузкой; блузка, без рукавка и юбка, свитер, надетый поверх сарафана; пальто и куртка. При перели

стывании страниц альбома девочки «меняют» наряд).
Занятие № 6

Моя –республика Казахстан.

Программное содержание: Продолжать работу по развитию артикуля ционного аппарата. Обогащать словарный запас детей словами- синонимами, ввести в словарь детей новые понятия «Отчизна», «Отечество». Повторить обозначения символики Р.К. познакомить с новым рассказом М. Садовского о республике.Продолжать учить составлять рассказ по опорным сюжетным картинкам. Вырабатывать умение использовать разные грамматические формы дляы выражения одной мысли. Развивать способность объяснять пословицы, предложить пословицы казахского и русского народов с единым смыслом , подвести к выводу, что народы эти дружны между собой, у них много общего, даже мысли едины. Чрез игру закрепить названия предметов казахской одежды, используя вречи сложные предложения. Воспитывать уважение к народам, живущим в нашей республике, любовь к Родине.

Содержание программы:

1)Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

2)Чтение стихотворения о Казахстане.

3)Беседа о республике и словарная работа.

4)Чтение рассказа «Казахстан».

5)Физминутка.

6)Составление рассказов о своей республике.

7)Чтение пословиц.

8)Реч. упр.- ие «Одень детей к празднику» (пример: девочка надела куйлек а мальчик надел...)

Игры и упражнения. Худ. слово.

1)Дыхательная гимнастика.

Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке «у» и произвести длительный выдох.

а)упр.-ие:положить широкий язык на нижнюю губу и выдохнуть на кончик языка;

б) упр.-ие: рот открыт, губы в улыбке; широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, затем втянуть язык в рот до середины неба.Следить, чтобы язык был все время широким.

2)Стихотворение о Казахстане.

Наш Казахстан- счастливая,

Могучая страна.

Наша Родина любимая

Богатствами полна.

Как стена,-хлеба стоят,

Медом пахнут травы,

А кругом сады шумят,

Шелестят дубравы.

Наш край казахстанский

Широк и богат:

Есть золото, уголь, свинец,

Есть у нас самый заветный клад-

Богатство людских сердец.

3) Физминутка.

(пальчиковая гимнастика)

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик- мамочка,

Этот пальчик- я.



Материалы:

Текст стихотворения, фотоиллюстраций по теме,текст М. Садов

ского о Р.К., набор опорных картинок для составления рассказа о Родине,куклы: мальчик и девочка с набором предметов казахской одежды (или их плоскостные изображния).
Занятие № 7

Игрушки.

Программное содержание: Продолжать работу над постановкой дыхания и артикуляционного аппарата. Учить находить слова по первому и последнему звуку. Упражнять в выборе предмета путем исключения названных педагогом признаков; развивать наблюдательность. Вырабатывать в речи использование сложноподчиненных предложений. Формировать логическое мышление. Закрепить слова на казахском языке. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, умение придерживаться правила: поиграл-

убери на место.



Содержание программы:

  1. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

  2. Загадка по теме занятия.

  3. Д/и «Подумай, не торопись».

  4. Д/и «За покупками в магазин».

  5. Физминутка.

  6. Работа по опорным картинкам или игрушкам.

  7. Реч. упр.- ие «Придумай предложение, в которых все слова начинались бы со звука «и» (напр., Ира и Илья интересно играют. Индюк ищет индюшат).

Чтение про игрушку- лошадку.

Игры и упражнения. Худ. слово.

1) Дыхательная гимнастика.

Шарик мой воздушный,

Какой ты не послушный!

Зачем ты отвязался,

Зачем помчался ввысь?

Вернись скорее, шарик! Вернись! (поднять руки вверх- вдох, медленно опускать вниз- длительный выдох с произнесением звука ( «ш- ш- ш »).

Артикуляционная гимнастика.

Едет, едет наш Петрушка,

Похваляется конем.

Не беда что конь- игрушка,

Можно ездить и на нем.

(Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к небу (язык присасывается) и со щелком оторвать. следить, чтобы губы были в улыбке, рот широко открыт).

2) Загадка о слове «иг рушки».

3) Физминутка.

Вот солдатики стоят,

Начинается парад.

1-5-начинаем мы шагать.

Бум-бум! Тра –та-та!

Барабан гремит с утра-

Зайчики играют, лапкой ударяют. (прыжки с одной ноги на другую). Медвежонок взял гармошку, поиграть решил немножко. (показ). Вот матрешки- крошки, пестрые одежки, яркие платочки, розовые щечки.

(пружинка, с раскачиванием рук).

В заключении занятия:

Ну, теперь за дело дружно,

Убирать игрушки нужно!

Убирать и не ломать-

Завтра будем вновь играть.

Материалы:

Набор игрушек к описательным загадкам: барабан, заяц, машина, кукла, мяч.

Текст рассказа К. Ушинского.

Альбомный лист (А-3): на нем в2 ряда изображения 3-ходинаковых игрушек, отличающихся друг от друга некоторыми признаками (величиной, цветом, деталями).



Занятие № 8

Хлеб

Программное содержание: Продолжать работу над формированием

Артикуляционного аппарата. Развивать логическое мышление, умение рассуждать при анализе рассказа. Учить детей подбирать слова- родственники к слову «хлеб» и использовать их в повседневной жизни. Познакомить с новым видом элемента

ТРИЗ- методом фокальных объектов. Упражнять в подборе недостающей части слова, начинающейся с начального слога. Воспитывать качественную сторону лексики.

Содержание программы:


  1. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

  2. Разбор пословицы.

  3. Беседа по рассказу Я. Тайца «Хлеб».

  4. Занимательные вопросы:

а) без чего хлеб не испечешь?;

б) какая часть хлебного растения нужна, чтобы испечь хлеб? (зерно).

5) Физминутка.

6) Д/и «Что с начала- что потом?»

7) Слов.-ая игра «Подбери слова» (к слову «хлеб»).

8) Слов.-ая игра «Какому быть хлебу».

9)Игра «Хорошо- плохо».

Игры и упражнения. Худ. слово.

1) Стихотворение –загадка В. Белова

С неба солнце золотое

Золотые льет лучи.

В поле дружною стеною

Золотые усачи…

Шевелят они усами

И тихонько шелестят

Дни сменяются ночами,

А они стоят, стоят.

А когда уходят с поля

Золотые усачи,

В нашей печке золотятся

Золотые калачи

2) Дыхательная гимнастика и артикуляционная гимнастика.

Дует легкий ветерок -ш-ш-ш…

И качает колосок- ф-ф-ф…

Спелый колосок на стебельке сидит,

Спелый колосок детям говорит: «а-а-а»,

«и-и-и»,


«о-о-о»,

«у-у-у».


3) Пословица:

Хлеб- всему голова.



Материалы:

Набор сюжетных картинок на тему «Откуда

хлеб пришел?».

Предметные картинки:

Каравай хлеба, цыпленок и трюмо.
Занятие № 9

Перелетные птицы

Программное содержание: .Продолжать работу по формированию артикуляционного аппарата. Напомнить детям, кто такие перелетные птицы, выяснить, почему их так называют. Закрепить знания о них. Познакомить с понятиями «насекомоядные», «водоплавающие» птицы, объяснить, как образуются эти слова (путем слияния 2-х слов), подвести к тому, что эти слова называются сложными. Упражнять в классификации, сравнении, обобщении, В умении подбирать синонимы к прилагательным. Обогащать словарный запас словами порхать, взмывать, скользить. Вырабатывать внимание, наблюдательность, быстроту реакции. Учить составлять описательные предложения по предложенным картинкам. Используя чистоговорки, обращать внимание на правильное произношение звуков и развитие голосового аппарата. Воспитывать стремление говорить правильно.

Содержание программы:

1) Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

2) Загадки о птицах.

3) Беседа по иллюстрациям. Чтение диалога Н. Сладкова « Ласточка, ласточка».

4) Д/и «Каждую птицу на свое место».

5) Физминутка.

6) Чистоговорки.

7) Д/и «Кто у кого и у кого кто?»

8) Составление загадки- описания о птицах (2-3 картинки).

Игры и упражнения. Худ. слово.

1) Дыхательное упр.-ие:

Надувала цапля шар,

А цапленок ей мешал:

Подошел и лапкой – топ! цапли

А у цапли шарик- лоп!

Ш-ш-ш…

Артикуляционная гимнастика.



а) «заборчик»: губы в улыбке. Верхнии и нижние резцы видны.

б) «качели»: губы в улыбке. Рот от

крыт. Широкий язык положить сначала на верхнюю губу, затем на нижнюю.

2) Загадки.

а) Весной за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (грач)

б) Домик без окон, только вход есть да балкон.

В дом забраться не легко, он над нами высоко.

Ни ступенек, ни крыльца…

Для какого он жильца? (для скворца).

в) Стали братья на ходули, ищут корму на пути.

На бегу ли, на ходу ли- им с ходулей не сойти. (журавли)

3) Физминутка.

Мы лепили куличи, («лепить пирожки»).

Прилетели к нам грачи. (помахать крыльями ладошками).

Первый грач испек пирог,

А второй ему помог, (поочередно массировать каждый палец, начиная с большого).

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол,

Пятый долго не зевал

И пирог у них склевал. (постучать пальцами по коленям)

1.2.3,4,5 , ( поочередно загибать пальчики)

Выходи грачей считать!

Резко вытянуть руки вперед, ладоня

ми вверх).

4) Чистоговорка.

Цы –цы -цы – улетят от нас скворцы.



Материалы:

Иллюстрации и сюжетные картины с изображением перелетных птиц. Таблица, разделенная на 9 клеток. В 1 столбике изображены ласточка, журавль, гусь. Предметные картинки с изображением птиц: скворца (насекомоядные птицы), цапли (болотные), лебедя (водоплавающие).


Занятие № 10

Гуля на прогулке.

Программное содержание: Укреплять артикуля-ционный аппарат. Учить образовывать глагольные формы множественного числа, закрепить понятие «слово- действие».Обогащать

словарный запас существительных с уменьшительно- ласкательными и увеличительными суффиксами. Закрепить знания о том, из каких частей состоит человек, запоминание этих слов на казахском языке, обобщить их фразой «части тела человека».Развивать гибкость мышления. Формировать освое -ние осознанного использования слов.Предложить детям составить описательный рассказ по картине с использованием серии картинок (элементы ТРИЗ). Воспитывать чувство радости от полученного результата творческой работы



Содержание программы:

1)Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

2)Чтение стихотворения

3) Словесная игра «Подбери быстро слово».

4)Словесная игра «Какое слово?».

5)Рассматривание картины и беседа по ней.

6)Физминутка

7)Составление рассказов с использованием элементов ТРИЗ



Игры и упражнения. Худ. слово.

1) Дыхательная гимнастика:

Чтоб правильно в слова играть надо правильно дышать.

а) упр.- ие: надуть обе щеки,

вытянуть губы вперед трубочкой и постепенно выдыхать.

б) упр.- ие: вытянуть губы вперед, округлить их, как при звуке «э» , и произвести , постепенный выдох.

Артикуляционная гимнастика.

а) упр.- ие «Вкусное варенье».

б) упр.- ие: «Выпьем молочко».

2) Стихотворение «Гулины помощники»

Гуля весело бежит

К речке по дорожке,

А для этого нужны

Нашей Гуле ножки.

Гуля ягодки берет,

По две, по три штучки,

А для этого нужны

нашей Гуле ручки.

Гуля ядрышки грызет –

Падают скорлупки,

А для этого нужны

Нашей Гуле зубки.

Гуля смотрит на кота,

На картинки сказки,

А для этого нужны

нашей Гуле глазки

3) Физминутка

1,2,3 (три хлопка)

Беру я мяч. (соединяют большие и указательные пальцы, показывая мяч)

1,2,3 (три хлопка)

Он мчится вскач. (руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Поочередно поднимать и опускать руки)

1,2,3 (три хлопка)

Бегу за ним (руки согнуть в локтях, пальцы сжать в кулаки. Поочередно поднимать и опускать руки)

Красно-желто-голубым.

4) Перед составлением рассказа

Вы обдумайте рассказ,

Не заучивая фраз.

И задумайтесь о том:

Что рассказано? о чем?

Что за чем произошло?

И к чему все привело?

Посмотрите еще раз – и запомните рассказ



Материалы:

Сюжетная картина, серия картинок помощников для составления рассказов (ТРИЗ)


Занятие № 11

Дикие животные

Программное содержание: Продолжать укреплять мышцы артикуляционного аппарата. Познакомить детей с рассказом Е. Чарушина «Что за зверь?» , подвести детей к разгадыванию загадки, которая спрятана в рассказе. Продолжать упражнять в пересказе произведения по опорным схемам - картинкам. Обучать правильному употреблению существительных множественного числа в родительном падеже с предлогом «у». Обогащать словарный запас словами - родственниками. Помочь запомнить слова, обозначающие различные звуки: треск, шуршание, хруст, скрип, шипение, визг, скрипение. Развивать логическое мышление, слуховое внимание, вслушиваться в звучание слов, быстро находить отсутствующий звук в слове, четко произносить все звуки. Воспитывать стремление говорить правильно.

Содержание программы:

  1. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

  2. Чтение рассказа Е. Чарушина «Что за зверь?» и беседа;

  3. Пересказ рассказа по опорным картинкам;

  4. Дидактическая игра «У кого кто и кто у кого?»;

  5. Физминутка;

  6. Словесная игра «Подбери слово» (однокоренные к слову лес);

  7. Словесная «Цепочка слов»;

  8. Д/и «Какое слово задумал?»;

Занимательный вопрос

Игры и упражнения. Худ. слово.

1).Дыхательная гимнастика (педагог говорит, дети вы-полняют).

- Вот как шарик надуваем!

-А рукою проверяем (вдох).

-Шарик лопнул, выдыхаем, наши мышцы расслабляем. (Дышится легко... ровно... глубоко...).

2) Физминутка «Зайки».

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

В барабан он громко бьет,

(по коленям хлопки)

В чехарду играть зовет.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись!

Лапки ставим на бочок

На носочках скок, скок, скок.

А за тем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

3) Занимательный вопрос «Под каким деревом прячется от врагов заяц во время дождя?»



Материалы:

Текст рассказа Е Чарушина «Что за зверь?», сюжетная картина «Зайцы», предметные картинки с изображением взрослых диких животных и их детенышей, опорные картинки-схемы для пересказа.


Занятие № 12

Домашние животные

(составление описательного рассказа)

Программное содержание: Продолжать работу по укреплению артикуляционного аппарата. Расширять словарный запас в ходе формирования представлений и знаний о животном мире. Закреплять названия домашних животных на казахском языке. Формировать умение сравнивать животных по картинам, выделять существенные признаки. Укреплять овладение монологической речью. Ввести в лексикон детей слова: подкова, кумыс, байга. Развивать наблюдательность, слуховое внимание, правильную грамматическую сторону речи, умение строить сложносочиненные предложения с союзом «а». Упражнять в отрабатывании дикции: внятно и отчетливо произносить слова с различной интонацией и темпом. Воспитывать речевое общение.
Содержание программы:

  1. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

  2. Решение кроссворда по загадкам о домашних животных;

  3. Описательно-сравнительные рассказы о корове и лошади по картинам.

  4. Словесная игра «Вот какие мамы» например, кошка (заботливая, пушистая, ловкая), верблюдица (гордая, неповоротливая, неуклюжая), корова (рогатая, щедрая, добрая), собака (смелая, храбрая, отважная, злая).

  5. Физминутка.

  6. Речевое упражнение «Подбери слова -родственники» , например, лошадь (лошадник, лошадиный, лошадиная, лошадка, лошадушка), коза (козочка, козлятина, козлиный, козлята), собака (собачий, собачка, собачата, собачатина).

  7. Речевое упражнение «Кто что делает?» (корова дает молоко, а овца….(шерсть).Собака охраняет дом, а лошади и верблюды возят…. (грузы), курица несет яйца, а петух всех … (будит)

  8. Разбор пословицы.

  9. Словесная игра «Образуй сложные слова»: а) если у верблюда длинные ноги, то его можно назвать …. (длинноногий), б) если у лошади большие глаза? в) если у коровы длинный хвост? г) Если у ослика длинные уши?

  10. Чтение скороговорки.

Игры и упражнения. Худ. слово.

1)Дыхательная и артикуляционная гимнастика

а) Дует легкий ветерок- ф-ф-ф…

И качает так листок- ф-ф-ф…

Дует сильный ветерок -ф-ф-ф…

И качает так листок -ф -ф-ф…

.б) упр. –ие «кошка умывается» (рот открыт, поднимать и опускать широкий язык поочередно к верхней и нижней губе.Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, а язык не сужался).

упр. –ие: «кошка лакает молоко» (широким кончиком языка погладить небо, делая движения вперед- назад.

Язык должен быть широким, а кончик доходить до внутренней поверхности верхних зубов и не высовывался изо рта.

2) Загадки к кроссворду:

а) Заплелись густые травы,

Закудрявились луга, да и сам я весь

кудрявый, даже завитком рога. (баран).

б) С бородою родится, никто не ди

вится.(козел).

в) Серый, да не волк, длинноух,

да не заяц. С копытами, да не лошадь. (осел)

г)Стоит копна посреди двора, спереди вилы, сзади метла. (корова) .

3) Физминутка «На лошадке».

Конь ретивый, с длинной гривой

Скачет по полям тут и там.

Натянув «поводья», не отрывая носков ног от пола, сильно пружинить ногами, слегка постукивая пятками, сгибая и разгибая руки,двигая ими от себя и к себе).

На молоденькой лошадке- (двигаться прямым галопом).

Трюх-трюх- трюх!

А на старой да на кляче- (медленно «ехать»). Бух! (присесть)

4) Пословица. Изобилие скота и хлеба от твоих трудов, а не от неба.

5) Скороговорка.

От топота копыт пыль по полю летит.



Материалы:

Чарушина «Что за зверь?», сюжетная картина «Зайцы», предметные картинки с изображением взрослых диких животных и их детенышей, опорные картинки-схемы для пересказа.


Занятие № 13

День НезависимостиРеспублики Казахстан.

Программное содержание: Продолжать развивать голосовой и артикуляционный аппарат. Уточнить знания детей о своей стране, обозначения символики Р.К. о городе, в котором они живут. Провести беседу о достопримечательностях города. Выяснить знания о названии улицы, на которой живут дети. Вспомнить пословицы казахского и русского народов о Родине. Продолжать вырабатывать умение использовать разные грамматические формы для выражения одной мысли. Воспитывать гордость за страну, в которой мы живем.

Содержание программы:

1) Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

2) Беседа, словарная работа по иллюстрациям

и фотографиям.

3) Д/и «Как тебя зовут?».

4) Физминутка.

5) Д/и «Гости Актобе».

6) Словесная игра «Назови противоположную пословицу».



Игры и упражнения. Худ. слово.

1) Дыхательная и артикуляционная

гимнастика.

Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке «у» и произвести длительный выдох.

а)упр.-ие:положить широкий язык на нижнюю губу и выдохнуть на кончик языка;

б) упр.-ие: рот открыт, губы в улыбке; широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, затем втянуть язык в рот до середины неба.Следить, чтобы язык был все время широким.

2) Физминутка.

(пальчиковая гимнастика)

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик- мамочка,

Этот пальчик- я.

Вместе- дружная семья.

3) Пословицы казахского народа

По труду и плоды.

Настоящий батыр познается в час испытаний.

Пословицы русского народа.

Что посеешь, то и пожнешь.

Друг познается в беде.



Материалы:

Иллюстрации с изображением Республики. Фотографии достопримечательностей г. Актобе.


Занятие № 14

Вот зима настала.

Программное содержание: Продолжать вырабатывать правильное движение языка и челюсти. Развивать способность разгадывать кроссворды, активизировать мыслительный аппарат. Расширять словарный запас детей однокоренными словами. Вырабатывать способность определять их наличие на слух в стихотворении. Обогащать запас словами- синонимами. Учить придумывать сказку на основе картинок- схем, не повторяя содержания рассказов других детей, использовать выразительные средства. Укреплять умение быть наблюдательным, различать признаки предмета. Воспитывать

способность творческого проявления.



Содержание программы:

1) Дыхательная и артикуляционная

гимнастика.

2) Разгадывание темы в кроссворде занятия

3) Чтение стихотворения «Снежная сказка», выявление однокоренных слов.

4) Речевое упражнение: «Подбери слово».

5) Физминутка.

6) Игра «Хорошо- плохо».

7) Сказка- миниатюра «Как встретились Осень и Зима».

8) Д/и «Угадай по описанию».



Игры и упражнения. Худ. слово.

Дыхательная гимнастика:

1 упр.- ие: широко открыть рот, как при звуке «а», и произвести длительный выдох.

2 упр.- ие: растянуть губы в улыбку, как при звуке «и», и произвести длительный выдох.

3 упр.- ие: округлить губы, как при звуке «о», и произвести длительный выдох.

Артикуляционная гимнастика.

1) Трубочка.

2) Болтушка.

3) Рупор.

2)Загадки к кроссворду.

А) Какой это мастер на стекла нанес и листья, и травы, и заросли роз? (мороз)

Б) Ни снег, ни лед, а серебром деревья уберет. (иней)

В) Гуляет в поле- да не конь,

Летает на воле- да не птица. (метель)

Г) Все лето стояли, Зимы ожидали. Дождались поры, помчались с горы. (санки)

3) Стихотворение «Снежная сказка».

Поплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песни просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке.

Звонко носятся снежки,

Режут лед снегурки.



Материалы:

Кроссворд, тексты загадок, стихотворение «Снегопад». Предметные картинки на тему «Зима», «Осень» (ТРИЗовский метод), схема картинки для составления сказки.


Занятие № 15

Новогодние превращения

Программное содержание: Вырабатывать умение правильно дышать, укреплять артикуляционный аппарат. Учить детей замечать красоту зимнего пейзажа. Обогащать словарь новыми словами, объяснить их смысл. Развивать слуховое внимание. Продолжать упражнять в подборе синонимов и слов- определений. Формировать умение придумывать фантастические новогодние истории, опираясь на предложенные схемы. Активизировать в речи сложные предложения. Предложить детям выразить различные эмоции. Воспитывать желание следить за своей речью и речью товарищей.

Содержание программы:

1) Дыхательная и артикуляционная

гимнастика.

2) Беседа о зимнем времени года. Чтение рассказа Т. Нуждиной «Зима».

3) Определение темы («Новый год») по первым звукам слов, изображенных на предметных картинках;

4)Чтение стихотворения –шутки



  1. Игра «Да или нет».

  2. Физминутка.

  3. Сочинение сказки «Новогодние превращения» (2-3 варианта схем-картинок).

  4. Игра «Мимика и жесты». Ситуации:

    • Представить, что находишься на Северном полюсе, сильно замерз, т.к. надето только летнее платье или шорты и футболка (колени сомкнуть, одно колено прикрывает другое, руки около рта, дышать на пальцы, дрожь во всем теле);

    • За праздничным столом попросил маму приготовить тебе чай, а твой братишка подшутил над тобой вместо и сахара насыпал в чашку соли, тебе принесли соленый чай. Как ты его будешь пить? (глаза прищурены, брови нахмурены, нос сморщен).

Игры и упражнения. Худ. слово.

1) Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

“Подул ветер”: У-У-У

(дети произносят на длительном выдохе, делая голосом “волну”, глиссандируя от низкого звука к высокому и обратно, показывая движение звука рукой). “Срываются последние осенние пожухлые листья” (Ф-Ф-Ф)

(произносить на коротком энергичном выдохе, резко встряхивая опущенными кистями).

“П-П-П” (опустить постепенно руки), “Деревья шумят”: Ш-Ш-Ш (разводят и сводят пальцы).

2) Стихотворение-шутка


следующая страница>


Гккр до №1 «Гульдер» Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

В послании Президента страны к народу Казахстана – долговременной программе развития и процветания Республики до 2030 года – предусматривается разработка и претворение в жизнь стра

722.58kb.

25 12 2014
3 стр.


Система заданий для совместной работы родителей и ребенка дома по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
108.3kb.

09 10 2014
1 стр.


Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста

Программа воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста

3429.96kb.

14 10 2014
20 стр.


Бакалаврская. Индивидуальный подход в процессе занятий по развитию- речи в средней группе детского сада

Научно-теоретические основы организации индивидуального подхода к детям среднего дошкольного возраста

616.99kb.

14 12 2014
4 стр.


Ритмодекламация для детей старшего дошкольного возраста музыкальный руководитель Высшей квалификационной категории мдоу «црр-д/с №153»

В области искусства речи, пения, музыки эмоциональный слух, отмечает В. П. Морозов, — это способность тонко чувствовать эмоциональные интонации голоса артиста, звука инструмента

80.09kb.

01 10 2014
1 стр.


Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой народов Севера
1330.16kb.

09 09 2014
6 стр.


Психологическое сопровождение в развитии общей одаренности детей старшего дошкольного возраста
55.31kb.

14 10 2014
1 стр.


Психолого-педагогические условия психологической адаптации детей старшего дошкольного возраста к поликультурной среде
394.96kb.

01 10 2014
3 стр.