Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. (Ключевский)

Добровольное присоединение Башкирии

к Русскому государству и покорение ее царской Россией

Тяжелая участь выпала Башкортостану и башкирам, которые не покорялись произволу, отчаянно боролись за свои оговоренные «договорами» (жалованными и иными грамотами) права. Волна за волной прокатывались по территории Башкортостана восстания башкир, к которым часто присоединялись и другие народы Волго-Уральского региона. Башкирские восстания жестоко подавлялись царизмом: предводители восставших подвергались казни, семьи повстанцев (жен, детей) брали в плен, подвергали насильственному крещению и отправляли во внутренние губернии России.

Непокорный Башкортостан препятствовал реализации стратегических целей царизма. После выхода русских землепроходцев, воинов и купцов к берегам Тихого океана взоры Русского государства обращаются на восток и юго-восток – на Казахстан и Туркестан; уже тогда зарождаются честолюбивые замыслы проложить через Туркестан российские пути в далекую Индию. Но имея в тылу постоянно борющийся Башкортостан, невозможно было и думать о продвижении на восток. Так, в начале XVIII в. в окружении Петра 1 рождается гигантский план строительства крепостей и крепостных линий с форпостами и редутами вокруг Башкортостана и по всему течению р. Яик от верховьев (Верхнеу­ральская крепость) до устья (Гурьевская крепость на побережье Каспийского моря). По замыслу авторов плана, создавались военные условия для окончательного покорения башкир. Яицкая крепостная линия укрепляла новую границу России на востоке и одновременно создавала позиции для движения на восток. Крепости и крепостные линии заселялись в основном казаками.

Осуществление проекта началось уже после смерти Петра I, в начале 30-х годов XVIII в. Были построены Самарская, Исетская, Уйская, Тобольская линии, строились крепости на Сакмаре, возводились крепости и форпосты на Яицкой линии. На месте современного Орска было решено заложить главный город на Яицкой линии – Оренбург, укреплялась Уфа.

Башкиры ответили грандиозным выступлением, которое продолжалось с 1735 по 1740 год. По своим масштабам, числу участников, характеру организации оно стало национально-освободительной, антиколониальной войной башкирского народа. Движение было подавлено жесточайшим образом: третья часть башкирского народа была уничтожена, казнена, выслана на каторгу вдалекий Рогервик и другие строящиеся порты Балтии, насильственно крещена и продана в крепостные в центральные губернии России. Страна была разорена и опустошена. Башкортостан практически был покорен и стал превращаться во внутреннюю область Русского государства.

Но упорное сопротивление башкир, война за соблюдение «условий» присоединения заставила царских правителей внести коррективы и в свою политику. Башкир не коснулись жестокости массовой христианизации в первой половине XVIII в. Царизм подтвердил их вотчинные права на земли, хотя после подавления восстания 1735-1740 гг. часть земель была роздана участникам карательных операций. После Крестьянской войны 1773-1775 гг. Екатерина II и ее правительство переходят к политике «сотрудничества», которая в разных модификациях колониального характера продолжалась до начала XX в. Стержнем политики «сотрудничества» было завершение превращения Башкирии во внутреннюю территорию России, включение ее в российскую губернскую административно-политическую систему, перестройка социальной структуры башкирского общества и создание преданных царизму социальных групп, русская аккультурация и, по возможности, ассимиляция башкир, насильственное распространение землепашества там, где сохранялось еще кочевое хозяйство, разрушение патриархальных традиций и замена обычного права сложившимся в России юридическим правом.

К началу XIX в. царизм достаточно преуспел в осуществлении указанной политики. Башкиры (расселявшиеся в основ­ном в Уфимской и Оренбургской губерниях) стали жителями внутренних губерний России и прошли определенный этап хозяйственной, социально-экономической и культурной интеграции. Процесс был закреплен в XIX в. строительством Ново-Илецкой крепостной линии (1811-1825 гг.), отделившей башкир от казахов Букеевской Орды и калмыков, и двух новых линий – первая от Орска до Троицка (1835-1845 гг.), вторая, несколько позже, от Орска до устья р.Уй. Новые линии и обширная территория между ними и Яиком (с конца XVIII в. р.Урал) были заселены казаками и нагайбаками. Новые линии окончательно разделили и изолировали башкир и казахов Средней Орды.

Как видно, завоевание Среднего Поволжья и добровольное присоединение Башкирии было лишь началом гораздо более сложного, длительного и трудного процесса покорения этих народов царизмом и интеграции их в составе России. Покорение Башкирии заняло около 200-250 лет; еще 100 лет потребовалось для закрепления «победы», для политичес­кой и социальной интеграции края в составе России.

Источник: https://narodi-rb.krasnousolskii.com/

Добровольное вхождение в состав России.

Образование Калмыцкого ханства.

Калмыки были известны русским еще во второй половине XVI в. В «Сибирской летописи» сообщается: «А когда станут в те крепости приходить к Якову и Григорию торговые люди бухарцы и калмыки и казанские орды и инных земель с какими товары, и у них торговати повольно беспошлинно». Этот документ датируется 30 мая 1574 г. (время правления Ивана IV). В дальнейшем сообщения о калмыках не прекращаются. В документе 1591 г. несколько раз говорится о калмыках: сибирский хан Кучум «… от неначаяния рати русской утече на калмытской рубеж, на вершины рек Ишима и Нор-Ишима… похитил у калмыков коней многое число. Калмыки же гнаша во след его…». Из этого следует, что уже в 90-х гг. XVI в. калмыцкое кочевье вплотную подошло к верховьям рек Ишима и Оми. В 1604 г. калмыки уже кочевали под городом Тара, вступали в непосредственный контакт с русскими и подвластным России населением Сибири. «Да буде (калмыки — У. Э.) под нашею царскою высокою рукою быти похотят, и шерть по своей вере, и заклады в город на Тару подают, и похотят кочевати блиско Тарского города… наш ясак платили на Тару мягкою или иною какою рухлядью или лошадьми…».

Русское правительство всячески поощряло торговлю с ойратами, которых оно называло калмыками, многократно давало распоряжения: «торговать с ними беспошлинно, пусть пришлют они лучших своих людей для заключения договора о подданстве, тесноты не чинить, не побивать, оберегать их от недругов», а ойраты не прекращали отправлять в ближайшие города, которыми владели русские, в частности, в Тару, Томск, даже в Уфу, посольства с просьбой принять их в русское подданство. В документе, датированном 16 июня 1607 г., говорится: «…Приехали на Тару колмацкий тайша Кугонай Тубиев, а с ним колмацких людей 20 человек. А в распросе вам Кугонай-тайши сказал, что прислали его, Кугоная, колмацкие люди тайши Баатырь да Ичиней с товарищи нам, великому государю, бити челом, чтоб нам их пожаловати, воевати их не велети, и велети им быти под нашею царскою высокою рукою, и кочевати на нашей земле вверх по Иртышу к Соленым озерам, а де нам с них, с колмацких людей, имати годно коньми или верблюды или коровами, и они де тем нам бьют челом». Обращались другие тайши, в том числе Урлюк (Хо-Орлюк). Только Далай Баатыр с Ичинеем, со всеми подвластными им тайшами, выступал от имени 13 санов, а в сану было по 10000 человек. Так ойраты — предки калмыцкого народа — решили навеки связать свою судьбу с судьбой великого русского народа, что явилось важнейшей вехой в их истории. Две культуры — оседлая русская земледельческая и калмыцкая кочевая скотоводческая — вступили не только в непосредственное соприкосновение, но и в плодотворное сотрудничество. Оба народа окончательно пришли к выводу о необходимости установления более устойчивых и активных связей.

После неоднократных переговоров 7 февраля 1608 г. дербетовские тайши (феодалы) в качестве послов прибыли в Москву, где были приняты в Посольском приказе дьяком Василием Телепневым, а затем царем Василием Шуйским. В документе говорится: «В прошлом во 116 году приезжали к царю Василию колматские татарове Баучина да Девлет да Арлай да Кесенчак. Февраля в 7 день. И наперед на приезде были в посольской палате у дьяка у Василья у Телепнева. И Василий их расспрашивал про их приезд.

Февраля же в 14 день. А как оне были у царя Василья на дворе, и посыланы по них приставы их да толмач… А как вошли оне наперед в Посольской приказ и дожидались государева выходу в посольской палате… И государь пожаловал послов к руке. И послы, быв у государя в руки, били челом государю от тайшей о том же, о чем в Посольском приказе дьяку Василью на приезде говорили… государь пожаловал послов, подавал им в ковшех мед». Так было официально оформлено добровольное вхождение калмыцкого народа в состав Русского государства. Это присоединение носило прогрессивный характер. Было положено начало новому этапу в истории калмыков.

Были причины, которые толкали оба народа на установление не только торгово-экономических, но и более тесных политических связей. Русское правительство стремилось обеспечить мир на границах вновь приобретенных земель Западной Сибири. Для приобретения новых районов на востоке у России не было ни сил, ни средств. Оно рассматривало ойратов (калмыков) как союзников в борьбе с Сибирским ханством Кучума, который пытался организовать совместную борьбу с ногайскими феодалами против России.

Ойраты, несомненно, были глубоко заинтересованы в союзе с русским централизованным, сильным государством, подавшим им руку дружбы навеки. Благодаря добровольному вхождению они избавились от кровавых междоусобиц, сопровождавшихся огромными человеческими жертвами, уничтожением материальных и духовных ценностей. Победители угоняли скот — единственный источник средств существования простого народа, разрушали домашние очаги, разоряли бедный люд. Кроме того, была реальная угроза существованию ойратского народа не только со стороны восточно-монгольских феодалов, но и прежде всего со стороны феодального Китая. Принятие предками калмыков русского подданства положило конец опасности порабощения их императорским Китаем. Наконец, нельзя не отметить тот факт, что добровольное вхождение было посильным вкладом калмыков в образование великой семьи народов России, объединившихся вокруг русского народа.

Царь Михаил Федорович Романов специальной жалованной грамотой от 14 апреля 1618 г. на имя калмыцкого тайши Далая-Богатыря подтвердил принятие его в русское подданство. В ней говорится: «…А ты, Богатырь-тайша, со всею Колматцкою ордою нашему царскому величеству хочешь служить « на непослушников наших, куда вам наше царское повеление будет, с своими ратными людьми, хочешь ходить. И мы, великий государь, наше царское величество, тебя, тайша Богатыря, в том похваляем… хотим тебя и всю Колматцкую орду держать в нашем царском жалованье… быть в любви и в дружбе, бед вам и задоров никаких чинить не велели».

Калмыкия оказалась в сфере товарно-денежных отношений развивающейся общероссийской экономики. Расширилась торговля скотом и всевозможными видами животноводческой продукции и сырья. На различные стороны материальной и духовной культуры благотворное влияние стала оказывать более высоко развитая русская культура. Произошло слияние его судьбы с историческими судьбами народов России, что приблизило время получения им полной свободы и освобождения от эксплуатации и неравенства.

Присоединение калмыков к Русскому государству оказалось положительным во многих отношениях и для России. Она приобрела рынок сбыта русских ремесленных и промышленных товаров и источник сырья для легкой промышленности. Калмыки освоили огромное степное пространство юго-востока европейской части России, крайне редко заселенное. Сухая, безводная степь покрылась огромным количеством крупного рогатого скота, отарами овец, табунами лошадей и многочисленным поголовьем верблюдов. Калмыки привели в Россию такие породы сельскохозяйственных животных, которые были приспособлены к нелегким условиям степей Нижнего Поволжья и Предкавказья. Ими так же была разработана система использования обширных степных пастбищ. Это было положительно оценено в свое время в русской литературе. Академик И. И. Лепехин писал о калмыках: «От них польза есть. Они занимают пустые степи, ни к какому обитанию неугодные. В них мы имеем, кроме других военных служб, хороших и многочисленных сберегателей наших пределов от набегов киргизкайсаков и кубанцев. От скотоводства получаем наилучший убойный и рабочий скот».

Главный пристав калмыцкого народа Н. А. Страхов обращал внимание царского правительства на то, что «калмыцкий народ по приносимым хозяйственным пользам, заслуживает внимание правительства, обращая миллионы десятин земли бесплодной и иссушенной солнцем в миллионные табуны и стада, пустую степь — в надежный и богатый конный и скотный двор для целой России».

Процесс включения калмыков в состав России не был единовременным актом. Заселение пустующих ногайских земель, расположенных между реками Уралом и Волгой, шло довольно медленно и не встречало серьезного препятствия со стороны ослабевших ногаев, часть которых ушла на Кубань, а оставшиеся оказались в полном подчинении у царских воевод. М. Л. Кичиков, посвятивший специальную работу этому историческому шагу калмыцкого народа, прослеживает два этапа в освоении им приволжской степи. По его мнению, один из них охватывает 1607— 1630 гг., когда калмыки заселили бассейны рек Иртыша, Ишима и Тобола. Второй этап начинается с 1630 г. и продолжается по 1637 г. В этот период они уже освоили степи Эмбы и Иргиза и прикочевали к Волге.

В 1634—1635 гг. калмыки кочевали в степях Нижней Волги. Границы их кочевий были определены: «Кочевать по крымской стороне до Царицына, а по ногайской стороне — до Самары». Зимой разрешалось калмыкам кочевать «в мочагах или в иных местах», беспошлинно торговать в Черном Яре, в Царицыне, Саратове и Самаре. Необходимо отметить, что заселение ойратами (калмыками) степей Нижней Волги происходило в основном мирно, без каких-либо столкновений с русским и другими народами. Сведения о расселении весьма скудны. К 50-м годам XVII в. Хо-Орлюк привел до 50 тысяч кибиток. После 1642 г. в приволжских степях расселилось до 7000 дербетских кибиток, прибывших из Джунгарии. В 1670 г. Ha Волгу прибыла родная сестра Аюки-хана, бывшая замужем за хошеутовским тайшой Цереном (после его смерти). Она привела до 1000 хошеутовских кибиток. По мнению С. К. Богоявленского, к границам России прикочевало около 80 тысяч калмыцких воинов и 200 тысяч остального населения. Калмыцкому хану Мончаку за верную службу России было разрешено кочевать в пределах Придонья. К концу 60-х — началу 70-х гг. XVII в. калмыки заняли уже не только приволжские степи, но и оба берега Дона. Их пастбища простирались от Урала на востоке и до северной части Ставропольского плато, от Кумы и северо-западного побережья Каспийского моря на юге и до нижнего течения рек Хопер и Медведица на севере и верховья реки Самары на северо-востоке.

Такому скорому заселению калмыками обширных степных пространств на юго-востоке России способствовало тяжелое внутреннее и международное положение Русского государства. В 1603 г. вспыхнуло восстание холопов и крестьян под предводительством Хлопка. Страна находилась в состоянии сильного политического кризиса и экономического упадка. В последующие годы положение России оставалось крайне тяжелым. В 1632— 1634 гг. русские войска воевали против Польши и потерпели ряд поражений. Крепостные крестьяне и обездоленные городские низы не прекращали своей борьбы против крепостного гнета. Не улучшилось международное положение России и в 50-е годы XVII в. Тревожное положение сложилось на юге. Турецкие и крымские феодалы опустошали южную окраину страны своими грабительскими набегами. Еще более ухудшилось внешнеполитическое положение России в связи с длительной войной с Польшей (1654—1667 гг.) Этой обстановкой воспользовался шведский король Карл X Густав, который начал войну против России. И, конечно, в таких тяжелых условиях русское правительство не хотело вступать в конфликты с калмыками, мирно продвигавшимися на запад и постепенно заселявшими степи Приволжья и Предкавказье. Тем более, что калмыки принимали активное участие в охране южных и юго-восточных границ России.

В период добровольного вхождения в состав России калмыцкое общество переживало стадию развитого феодализма и сравнительно высокой культуры. Оно не было таким примитивным, каким изображают его некоторые исследователи. Г. В. Вернадский в вышедшей в США книге пишет, что «таким образом, к началу XVIT в. ойраты-калмыки представляли собою кочевое объединение племен (улусов) и подплемен (аймаков). Четыре крупных ойратских племени были следующие: торгуты, хошоуты, дэрбэты и хойты. Каждый аймак, как было сказано выше, являлся сборищем отдельных аилов»

Калмыки прочно заняли территорию, необходимую для образования ханства на юго-востоке России. Это было важнейшей предпосылкой для создания государства калмыков, подвластного ей. Движение за образование Волжского Калмыцкого ханства опиралось на такую большую экономическую и политическую силу, как многочисленное ламаистское духовенство, которое в свою очередь находило ревностную поддержку главного калмыцкого тайши Дайчина. а также Мончака и других калмыцких феодалов, даривших хурулам не только скот, ценные вещи, но и людей.

Таковы были внутренние и внешнеполитические условия, в которых образовалось Калмыцкое ханство в составе России в 50—60-х гг. XVII в. Оно было официально признано летом 1664 г. русским правительством, наделившим правителя калмыцкого народа Мончака символами государственной власти — «серебряной с позолотой, украшенной яшмами булавой и белым с красной каймой царским знаменем, а также ценными подношениями».

Источник: Сайт об Истории КалмыкииНачало формы.

Присоединение Восточной Армении к России.

В 1639 г. в результате длительных и кровопролитных войн между Турцией и Ираном большая часть некогда могущественного Армянского царства вошла в состав Турции, а меньшая (приблизительно территория нынешней Армянской ССР) была присоединена к Ирану. Этот раздел принес неисчислимые бедствия армянскому народу. Ведь для иранских и турецких правителей Армения, как и другие покоренные страны, была дополнительным источником обогащения. Завоеватели лишали угнетенные народы всех. прав и презирали их обычаи. Безжалостно уничтожали они памятники древней культуры, разрушали или превращали в мечети армянские христианские церкви. Лучшие земли были отняты у местного населения и отданы турецким и иранским феодалам. Многочисленные шахские и султанские чиновники тщательно переписывали армянское население, с тем чтобы никто не смог укрыться от сборщика податей. Вез всякого суда любой армянин мог лишиться своего состояния и даже жизни. По городам и селам ездили гонцы султана и шаха, разыскивая и забирая девушек и женщин в гаремы своих владык.

И после раздела Армении султан и шах продолжали воевать, стремясь отнять один у другого побольше чужой земли. Эти войны разоряли Армению. Каждый турецкий или иранский полководец, потерпевший поражение, приказывал опустошать территорию, через которую отступала его армия.

Жителей обычно насильно переселяли с родной земли. Так, в начале XVII в. по приказу иранского шаха Аббаса в Иран была переселена большая часть жителей Восточной Армении. Уцелели лишь те, кто успел укрыться в горах и лесах.

Но армянский народ не был покорной и бессловесной жертвой чудовищного произвола и деспотического гнета. Неоднократно крестьяне и горожане Армении поднимали восстания, но все они были неорганизованными и разрозненными и в конце концов беспощадно подавлялись турецкими и иранскими властями. Тогда наиболее дальновидные армянские деятели стали искать поддержки и помощи у могущественного северного соседа — России.

Уже с XVII в. армянские купцы торговали в Астрахани, Москве, Нижнем Новгороде и других русских городах. Существовали на Руси и армянские колонии купцов и ремесленников, покинувших родину из-за притеснений шахских и султанских властей. Через эти колонии в Армении знакомились с Россией — страной более прогрессивной, культурной, экономически развитой, чем отсталые феодальные деспотии — Турция и Иран. Постепенно все больЩее число армян видело в России единственно возможного избавителя от турецкого и иранского ига, которое грозило армянскому народу физическим уничтожением.

В первой четверти XVIII в. в Армении развернулось широкое национально-освободительное движение, его руководители — Давид-бек и другие — были тесно связаны с Россией.

В 1722 г., предпринимая поход по побережью Каспийского моря против Персии, Петр I установил связи с Арменией и Грузией. Армянское население оказало русским войскам активную помощь. Многотысячные армянские и грузинские войска готовы были прийти на помощь русской армии. Это не произошло только потому, что Турция стала угрожать России войной и Петру I пришлось заключить мир с Персией.

В начале XIX в. территория Восточной Армении, входившая в состав Ирана, называлась Ереванским ханством. Ереванский хан был жестоким и кровожадным деспотом. Еще более поражал своей бесчеловечностью брат хана — Хасан-хан. По словам великого армянского просветителя Хачатура Абовяна, это чудовище в человеческом облике не могло дня прожить без того, чтобы не убить человека. Даже глава армянской церкви — католикос подвергался постоянным оскорблениям.

В 1801 г. Грузия добровольно присоединилась к России. Теперь границы России непосредственно примыкали к Армении, и надежды армян на русскую помощь окрепли. Но иранский шах, считавший себя повелителем всего Кавказа, не хотел смириться с присоединением Грузинского царства к России; он прилагал все силы к тому, чтобы вновь захватить Грузию и кровавой резней отомстить грузинам за «измену» Ирану.

Во время первой русско-иранской войны 1804 — 1813 гг., спровоцированной шахом и состоявшими при нем английскими и французскими советниками, армяне оказали большую помощь русским войскам. Однако осада русскими Ереванской крепости оказалась неудачной: это было первоклассное по тому времени укрепление, оборудованное по последнему слову военной техники французскими инженерами и офицерами. По Гюлистанскому мирному договору 1813 г. азербайджанские земли перешли под власть России, Ереванское ханство осталось в составе Ирана.

После окончания этой войны шах, не оставляя замыслов отнять у России ее владения на Кавказе, занялся обучением новой армии с помощью английских офицеров. В 1826 г. иранская армия вторглась в Северный Азербайджан, входивший уже в состав России, но вскоре была разбита русскими войсками. Перейдя в наступление, русская армия вошла в пределы Ереванского ханства и снова осадила Ереванскую крепость. 1 октября 1827 г. древний армянский город Ереван был взят русскими войсками.

В этой войне армяне всячески помогали русским войскам и проявляли героизм и самопожертвование. В первые же дни после вторжения иранских войск в Азербайджане, где жило много армян, начали создаваться армянские дружины. Они действовали вместе с русскими войсками. Так, в конце июля 1826 г., когда войска наследника иранского престола Аббас-Мирзы осадили город Шушу, на помощь русскому гарнизону пришло 1500 армянских дружинников. В осаде Еревана участвовало армянское ополчение, в которое входило более 1000 человек.



Штурм крепости Ереван 1 октября 1827 г. Литография по рисунку с натуры.

В апреле 1827 г. крестьянин Ованес Асланян вызвался доставить русскому командующему секретный пакет. По дороге он был схвачен иранским разъездом. Его привели к иранскому хану. Патриот отказался отвечать на вопросы. Тогда хан приказал пытать его. Асланяну выкололи глаз, отрезали нос, язык, но ничего не смогли от него добиться. Он потерял сознание, палачи сочли его мертвым и бросили на дороге. Когда истерзанный пыткой герой пришел в чувство, он, собрав последние силы, сумел добраться до русского лагеря и выполнить данное ему поручение.

Во время сражения русских и иранских войск под Ошаканом в августе 1827 г. произошел такой случай. В иранскую армию было насильно набрано много армян. В разгар сражения армянин Акоп Арутюнян, служивший пушкарем в иранской армии, направил огонь своего орудия против иранцев. Его схватили и замучили насмерть.

Большую помощь русским солдатам оказали и армянские женщины. В селении Эчмиадзин был организован госпиталь, в котором армянские женщины самоотверженно ухаживали за ранеными.

Успехи русских войск заставили шахское правительство просить мира. Мир был заключен в феврале 1828 г. в селении Туркманчай при ближайшем участии известного русского писателя и дипломата А. С. Грибоедова. Одним из условий Туркманчайского договора было присоединение Ереванского ханства к России.

Это событие было встречено с огромной радостью всеми армянами. Хачатур Абовян в романе «Раны Армении» писал: «У кого было в груди сердце, тот явно видел... что и разрушение ада не имело бы для грешников той цены, как взятие Ереванской крепости для армян». Вскоре после присоединения Восточной Армении к России тысячи армян из Ирана стали переселяться в страну своих предков. Большую помощь переселенцам оказывала русская дипломатическая миссия в Иране во главе с А. С. Грибоедовым. Приведенные в ярость иранские феодалы и духовенство организовали в Тегеране убийство русского посла А. С. Грибоедова.

Присоединение Восточной Армении к России имело огромное историческое значение. Конечно, армяне не были избавлены от социального и национального гнета. Но только благодаря присоединению к России значительная часть армян была спасена от угрозы физического истребления. Приобщаясь к жизни России, Армения получала больше возможностей экономического, политического и культурного развития. Расширились хозяйственные связи с другими областями Закавказья и с Центральной Россией. Оживились ремесла и торговля. В городах открывались армянские школы.

Передовые деятели армянской культуры и просвещения все теснее связывались с русскими революционерами-демократами, идеи которых оказали огромное влияние на армянскую литературу, искусство, науку. И главное, присоединяясь к России, армянский народ навеки связывал свою судьбу с судьбой русского народа, русского рабочего класса.



следующая страница>


История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. (Ключевский) Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству и покорение ее царской Россией

Волго-Уральского региона. Башкирские восстания жестоко подавлялись царизмом: предводители восставших подвергались казни, семьи повстанцев (жен, детей)

541.29kb.

25 12 2014
3 стр.


Курс лекций по русской истории»); Ключевский Л.

«История государства Российского» и др.); Костомаров И. Н. («Русская история в жизнеописаниях» и др.); Платонов С. Ф. («Полный курс лекций по русской истории»); Ключевский Л

42.16kb.

05 09 2014
1 стр.


Утверждено “ 10 ” 10 2011г. Председатель методического объединения Агранат Т. В. Методический паспорт проекта «Как формируется образ тирана»

Иван IV грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной С

98.95kb.

13 10 2014
1 стр.


Очерки колонизации павлодарского прииртышья царской россией

Вв. Проблема колонизации края освещается в четырех аспектах: военная колонизация, казачья колонизация, крестьянская колонизация, духовная экспансия царизма

3219.05kb.

13 09 2014
18 стр.


1. Причины переезда царской семьи в Тобольск

Сейчас много пишут о судьбе династии Романовых, разного рода мистических совпадениях и, особенно, о последних месяцах царской ссылки

134.96kb.

25 12 2014
1 стр.


Покорение ума при помощи Сакши-бхаваны

Текст "Покорение ума" (Свами Шивананда). Садху питается божественностью и чистым видением. Обретение внутренней чистоты. От размышления о пространстве к вичаре. Контроль ума привод

145.92kb.

08 10 2014
1 стр.


Критерии оценки письменного перевода на государственном экзамене

Напр.: неправильное прочтение текста, незнание каких-либо грамматических и лексических явлений языка перевода, незнание контекста и т д. Такие ошибки приводят к тому

18.47kb.

11 09 2014
1 стр.


Отношение православной церкви к государству и воинской службе

Русские философы об отношении христианина к воинской службе и государству. Христианство и политик

1820.32kb.

25 09 2014
10 стр.