Перейти на главную страницу
В книге представлены занятия по обучению грамоте детей с нарушениями речи 5—6-летнего возраста.
Данное пособие включает большой лексический материал, игровые упражнения на формирование грамматических категорий, а также на развитие внимания, памяти, мышления.
Книга предназначена для логопедов, воспитателей, работающих в специализированных дошкольных учреждениях, может быть использована учителями-дефектологами.
Настоящее пособие включает 65 конспектов занятий по обучению грамоте детей с нарушениями речи. В основу методики положена неразрывная связь между психическими процессами и речью со всеми ее компонентами: произношением, звукобуквенным анализом, словарем, грамматической стороной и связной речью.
Система занятий построена так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису и в конечном итоге предупредить различные нарушения письма и чтения.
Пособие имеет общеразвивающую направленность, что позволяет использовать его в работе с детьми даже 5-летнего возраста в группах ФФНР, «Заикание», а также с детьми 6-летнего возраста в группах ЗПР, ОНР (III уровень).
Для логопедов это апробированная система коррекционных занятий, помогающая решать проблемы системности и последовательности в планировании учебного процесса.
Предлагаемая в пособии последовательность отработки звуков и букв заимствована у Г.А. Каше (см.: Каше Г.А.Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М.: Просвещение, 1985). Практическое многолетнее применение этой последовательности доказало ее эффективность в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Закрепить навык четкого произношения звука а; учить выделять звук а из ряда гласных; развивать слуховое внимание; образовывать множественное число имен существительных; познакомить с буквой а.
Сядут дети 1-го ряда, затем второго ряда.
«Какой звук мы учили на прошлом занятии?» (Звук у.)
«Вспомним артикуляцию и характеристику звука у».
«Вспомним слова со звуком у».
Логопед показывает картинку с изображением мальчика и говорит: «Это Алик». Подчеркивает, что в слове Алик на первом месте звуке. Аналогично демонстрируется и анализируется картинка с изображением девочки Ани.
Педагог выставляет новые картинки: альбом, автомат, апельсин, антенна, автобус. Дети произносят первый звук в названии каждой картинки.
IV. Артикуляция звука а (рот широко открыт). Дети произносят звук хором и по одному.
V. Характеристика звука а (гласный звук).
VI. Выделение звука в из ряда гласных звуков. Логопед произносит гласные звуки а-у-о-ы-а-и-э-у..
Услышав звук а, дети хлопают в ладоши.
Далее доводится аналогичная игра на беззвучную артикуляцию.
VII. Дидактическая игра «Один—много».
VIII. Физкультминутка. Игра «Пожалуйста».
Дети выполняют инструкцию логопеда тогда, когда услышат слово пожалуйста.
Показ буквы.
Нахождение буквы в кассе.
«Из скольких элементов состоит буква?»
Выкладывание буквы из палочек.
Прорисовывание буквы в воздухе.
Печатание буквы.
X Подведение итога занятия.
Тема. Звук у. Буква у.
Цель
Закрепить навыки четкого произношения звука у, учить выделять звук из ряда гласных; формировать умение образовывать множественное число имен существительных; развивать слуховое внимание; познакомить с буквой у.
Садятся девочки, затем мальчики.
Логопед показывает картинку с изображением девочки: «Это Юля». (Имя повторяют сначала все хором, затем отдельные дети.)
Логопед говорит, что в этом слове на первом месте стоит звук у.
Педагог размещает предметные картинки: уши, ужи, утюг, улитка. Задает вопрос: «Какой звук мы слышим в начале каждого слова?» (Звук у.)
Губы трубочкой; зубы не смыкаются, закрыты губами. Дети произносят звук у хором и по одному.
Логопед произносит гласные звуки: а-о-у-и-а-э-у-а-и-о-у... Услышав звук у, дети хлопают в ладоши.
Педагог объясняет условия игры: «Я буду говорить про один предмет, а вы — про много».
Словарный материал: улитка—улитки, утюг—утюги, утка—утки, ухо—уши, уж—ужи, ус—усы, улыбка—улыбки, улица—улицы.
VII. Физкультминутка.
Дети идут по комнате. Логопед произносит гласные звуки. На звук у дети останавливаются.
Показ буквы.
Нахождение буквы в кассе.
«Из скольких элементов состоит буква?»
Выкладывание буквы из палочек.
Прорисовывание буквы в воздухе.
Печатание буквы.
IX. Подведение итога занятия.
Тема. Звуки а, у. Буквы а, у.
Цель
Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков а, у; учить дифференцировать эти звуки; развивать фонематический слух; формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, чтения слогов; развивать память и внимание.
Садится тот, кто назовет слово, которое начинается на звук а или у.
«Какие звуки мы учили?» (А, у.)
Уточнение артикуляции звуков а, у.
Угадывание звуков по беззвучной артикуляции.
Характеристика звуков (гласные звуки).
Логопед предъявляет картинки со звуками а, у в названиях. Дает детям задание: на первое полотно поставить картинки со звуком а, на второе полотно — картинки со звуком у в названиях.
Педагог говорит: «Я стану загадывать слова. Чтобы отгадать слово, вам надо будет поставить к нему первый звук — а или, у. Отгадывать слова вам помогут картинки на полотне. Словарный материал: ...пельсин, ...тюг, ...льбом, ...ши, ...нтенна, ...жи, ...сы, ...втобус, ...тята, ...стра.
Дети маршируют на месте. На звук а останавливаются, на звук у приседают.
Педагог называет слоги, задает вопросы. Например:
1. «АУ— сколько звуков я произнесла?» (Два.)
Какой первый звук? (А) (Дети дают характеристику звука.) Какой второй звук? (У) (Дети дают характеристику звука.)
2. Первый звука. Второй звук». Что получилось? (су) Аналогично разбирается слог уа.
VII. Чтение слогов ау, уа. Печатание слогов.
VIII. Подведение итога занятия.
Тема. Звук о. Буква о.
Цель
Закрепить навыки четкого различения и произношения звука о в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух, учить выделять звук в начале, середине и конце слова; работать над предложением; познакомить с понятием «предлог»; развивать память, внимание, мышление.
Садится тот, кто назовет слова, начинающиеся на гласный звук.
Педагог выставляет картинки: окна, осы, Оля, облако, овощи. Задает вопросы:
— Какой звук повторяется во всех этих словах? (звук о).
— Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться? (со звуком о).
Артикуляция звука (губы вытянуты вперед, округлены).
Характеристика звука (гласный). Дети должны объяснить, почему о относится к гласным звукам.
Проговаривание звука хором и по одному.
Выделение звука о из ряда других гласных звуков: а—у—о—и—э—о—ы—у—о—а—о...
а) упражнения на развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Запомни и назови»;
б) выделение звука в начале слова (работа по карточкам).
Логопед называет несколько одинаковых предметов, а ребенок говорит название одного такого же предмета. Словарный материал:
Педагог дает задание определить позицию звука о в слове (работа по карточкам).
Дидактическая игра «Телефон».
Одному ребенку предлагается запомнить ряд из трех слов. Другой ребенок называет слово, в котором звук о находится в середине.
Работа по карточкам .
Работа над предложением:
а) логопед произносит ряд предложений, затем просит воспроизвести их по первому слову.
б) составление схемы предложения: Оля лепит домик.
Знакомство с буквой о.
Педагог читает стихотворение.
В этой букве нет угла, До того она кругла, Оттого она кругла. Покатиться бы могла.
Показ буквы.
Нахождение буквы в кассе.
Прорисовывание о в воздухе.
Печатание буквы о
Закрепить навыки различения и правильного произношения звука и; учить выделять ударный гласный звук; развивать фонематический слух; формировать навыки анализа и синтеза слогов; развивать память, внимание, логическое мышление.
Садится тот, кто вспомнит слова, начинающиеся на звук а или у. И. Повторение пройденного.
«Какие звуки мы учили?» (А, о, у.)
«Назовите звук, при произношении которого губы сложены трубочкой (У.) Назовите звук, при произношении которого рот широко открыт» (а), губы немного округлены (о).
Дидактическая игра «Живые звуки» (ау, уа).
1. Педагог декламирует четверостишие:
Инна, Нина и Марина,
Лида, Игорь и Ирина
Вышли в прятки поиграть,
Букву и в словах искать.
Задает вопрос: «Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться?» (Со звуком и.)
2. Артикуляция звука и (губы в улыбке).
3. Характеристика звука - гласный).
Логопед задает вопросы, почему звук и гласный, что такое звук?
Проговаривание звука хором и по одному.
Выделение звука и из ряда гласных. На звук и дети поднимают красные светофоры.
Педагог выставляет следующие картинки: ива, индюк, Игорь, Инна, иголка, ирис. Дети проговаривают названия и определяют место звука в словах.
Дидактическая игра «Посмотри и запомни» (5 картинок).
Дети маршируют на месте. На звук а останавливаются, на звук у приседают, на звук и хлопают в ладоши.
Показ буквы.
Нахождение буквы в кассе.
«Из скольких элементов состоит буква?»
Выкладывание буквы из палочек.
Прорисовывание и в воздухе.
Печатание буквы и.
VI. Анализ и синтез слогов аи, иу, ауи.
VII. Подведение итога занятия.
Тема. Звуки п, п'. Буква п.
Цель
Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков п, п'; развивать фонематический слух; формировать навыки анализа и синтеза слогов; развивать память, мышление.
Садится тот, кто вспомнит слова, начинающиеся на звуки а, у, и.
«Сейчас мы с вами повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки, отгадайте сами». (Отгадывание звуков а, у, о, и по беззвучной артикуляции.)
«Какие это звуки?» (Гласные.) «Почему они называются гласными? Что такое звук?»
Анализ и синтез слогов аи, уи, ау, уа.
1. Педагог читает загадку:
Он круглый и красный.
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней (помидора).
Задает вопрос: «Какой первый звук в слове помидор?» (звук п).
Логопед произносит звук л. Уточняет его артикуляцию (губы сжаты и «стреляют»).
Дети произносят л хором и по одному.
Логопед дает характеристику звука (согласный, твердый)
Педагог декламирует: Если всё ты будешь знать,
То получишь в школе (пять).
Проводится работа, аналогичная описанной выше. При характеристике звука уточняется, что он согласный, мягкий.
Логопед спрашивает: «Как вы думаете, с какими Звуками мы сегодня будем знакомиться?» (со звуками п,п').
2. Речевая зарядка.
па—пя an—апь
по—пё on—опь
пу—пю уп—упь
пы—пи ыпь—ипь
3. Выделение звуков п, п' из ряда других звуков.
На звук л дети поднимают синий квадрат, на звук п' — зеленый.
4. Игровое упражнение «Отгадай загадку».
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу.
Он охотно пыль вдыхает,
Не болеет, но чихает.
(Пылесос.)
Два брюшка, четыре ушка.
(Подушка.)
В печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда.
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят.
(Пирог.)
5. Игровое упражнение «Дополни предложение».
Педагог выставляет картинки: помидор, письма, пальто, пирог. Дети проговаривают названия. Далее дополняю! предложения:
На огороде выросли красные... . Мама испекла вкусный... . Мальчик отправил... . Полина сняла... .
Мы, как серые зайчата,
Прискакали на лужок.
Прыг-скок, прыг-скок.
Ветер травушку качает,
Влево-вправо наклоняет,
Вы не бойтесь ветра, зайки,
Веселитесь на лужайке.
Прыг-скок, прыг-скок.
V. Знакомство с буквой п.
Педагог объясняет, что звуки п, п' на письме обозначаются одной буквой п.
Показ буквы.
Нахождение буквы в кассе.
«Из скольких элементов состоит буква п?»
Выкладывание п из палочек.
Прорисовывание п в воздухе.
Печатание буквы.
Анализ слога an.
Синтез слога an.
Логопед предлагает детям выложить на столе букву а, затем вторую букву —пи прочитать то, что получилось (an).
Аналогично выкладываются и прочитываются уп, ип.
9. Печатание этих слогов.
VI. Подведение итога занятия.
Тема. Звуки а, у, и, п, п'. Буквы а, у, и, п.
Цель
Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков; развивать фонематический слух; формировать навыки анализа и синтеза слогов; учить согласовывать притяжательные местоимения с именами существительными; развивать память, внимание, мышление.
Организационный момент.
Садится тот, кто назовет слова, которые начинаются со звука а, у, и, пили я'.
I. Повторение пройденного.
«Какие звуки мы учили?» {А, у, и, п, п'.)
Угадывание звуков по беззвучной артикуляции (при этом уточняются артикуляция и характеристика звуков).
Речевая зарядка
На столах у детей картинки. Каждый ребенок должен на первую полоску поставить картинки, начинающиеся на звук а, на вторую полоску— картинки, которые начинаются на звук у, на третью полоску— картинки, которые начинаются на звук и, и на четвертую полоску — картин и, которые начинаются на звук п или л'.
Далее дети называют картинки и определяют первый звук словах.
Согласование притяжательных местоимений с существительными («О каких предметах можно сказать моя, мой, моё, мои?»).
Составление предложений по опорным словам.
II. Физкультминутка.
1. Девочки и мальчики
Прыгают, как зайчики,
Ножками топают,
Ручками хлопают,
Головками кивают
И тихо приседают.
III. «Скажи мягко» (игра с мячом):
па — пя
пу — пю
по — пё
пы — пи
IV. Анализ и синтез слогов.
Анализ слогов an, уп, ип, а-пу, у-па.
Синтез слогов (работа с кассой букв).
Чтение слогов.
Печатание слогов.
V. Подведение итога занятия.
Тема. Звук э. Буква э.
Цель
Закрепить навыки различения и правильного произношения звука э; развивать фонематический слух; учить образовывать форму родительного падежа единственного числа имен существительных; согласованию притяжательных местоимений с существительными; формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, чтения слогов; развивать память, внимание, мышление.
Садятся сначала те, у кого имя начинается на гласный звук, затем те, у кого имя начинается на согласный звук. П. Повторение пройденного.
«Что такое звук?»
«Какие гласные звуки вы знаете?»
«Почему эти звуки называют гласными?»
«Назовите согласный твердый звук. Согласный мягкий звук».
«Почему эти звуки называют согласными?»
«Назовите слова, которые начинаются на звук п, на звук п'».
1. Логопед выставляет следующие картинки: этажерка, экскаватор, Элла, эскалатор, этаж, называет их. Дает детям задания:
а) назвать одинаковый звук в этих словах (э);
б) подумать и сказать, с каким звуком они будут сегодня знакомиться (со звуком э).
Артикуляция звука (губы «смеются»).
Проговаривание звука хором и по одному.
Характеристика звука (гласный).
Выделение звука э из ряда гласных звуков.
Речевая зарядка:
зп—оп—ап уп—эп—оп ип—уп—эп
ип—эп—an эп—an—эп on—уп—эп
Дидактическая игра «Чего не стало?» (по картинкам).
Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
В мешочке лежат игрушки. Ребенок берет игрушку, называет ее со словом «это». Говорит, чья это игрушка. Например: «Это кукла. Это моя кукла».
Дидактическая игра «Запомни» на развитие памяти
IV. Физкультминутка.
По ногам мы хлопаем
Ниже, ниже, ниже.
Руки вместе поднимаем
Выше, выше, выше.
V. Знакомство с буквой э.
Показ буквы.
Нахождение в кассе букв.
«Из скольких элементов состоит буква э?»
Прорисовывание э в воздухе.
Печатание буквы.
Анализ слогов эп, an, yn, ил.
Синтез слогов (работа с кассой букв).
Печатание слогов.
VI. Подведение итога занятия.
Тема. Звук т. Буква т.
Цель
Закрепить навыки четкого произношения звука т в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; учить пересказывать рассказ; учить анализу и синтезу слогов; познакомить с буквой; развивать внимание, память.
Дети садятся в определенной последовательности: сначала те, кто стоит
«Назовите гласные звуки».
«Назовите согласный твердый звук».
«Назовите согласный мягкий звук».
«Придумайте слова со звуками э, п, п'. Составьте с этими словами предложения».
III. Знакомство с новым материалом.
«Как стучит молоток?» (тук-тук-тук).
«Какой первый звук в этих словах?» (звук т).
«С каким звуком мы будем сегодня знакомиться на занятии» (со звуком т).
Артикуляция звука (язык ударяется о бугорки).
Проговаривание звука хором и по одному.
Характеристика звука (согласный, твердый).
Речевая зарядка: та—то—ту—ты am—от—ут—ыт
Проговаривание чистоговорок:
Узнавание звука т в словах: дидактическая игра «Светофор».
Словарный материал: книга, танк, дом, таблетка, дверь, кулак, туфли, дым, топор, клюква, дорога, калоши, тумбочка, дыня, компот, ток.
Дидактическая игра «Какое я слово загадала?»
Словарный материал: ...арелка, ...апочки, ...анец, ...аракан, ..алон, ...учи, ...опор, ...ыква, ...ополь, ...аблетка
Пересказ рассказа «Тома и Толя».
Это Тома. Это Толя. У Томы — кукла Ната. У Толи — танк. Тома купает Нату. Толя катает танк.
Ответы на вопросы по тексту.
Чтение с установкой на запоминание.
Пересказ.
Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали,
Да ноги-то оттопали.
V. Знакомство с буквой.
1. Показ буквы.
2. Нахождение в кассе.
3. Из скольких элементов состоит буква.
4. Выкладывание из палочек.
5. Прорисовывание в воздухе.
6. Печатание буквы.
7. Анализ слогов ат, от, ит, эт.
8. Синтез слогов (работа с кассой).
VI. Подведения итогов.
Тема. Звуки т, т'.
Цель
Закрепить навыки различения и четкого произношения т, т' в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; учить образовывать форму родительного падежа имен существительных; учить пересказывать текст; развивать внимание, память, мышление.
Садится тот, кто назовет слова со звуком т.
«С каким звуком мы знакомились на предыдущем занятии?» (со звуком т).
Артикуляция звука.
Характеристика звука.
1. Логопед выставляет следующие картинки: телефон, тетрадь, телевизор, тигр, теленок, тюлень, тетерев, тягач.
Дети называют картинки и определяют первый звук в словах.
Педагог спрашивает: «Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться?» (со звуком и').
Уточнение артикуляции звука (язык напряжен и ударяется о бугорки).
Характеристика звука (согласный, мягкий).
Речевая зарядка.
а) дидактическая игра «Скажи мягко».
б) проговаривайие чистоговорок:
Дидактическая игра «Том и Тим».
У детей на столах картинки со звуками т, т’ в названиях. На звук т' встают друзья Тима. На звук т встают друзья Тома.
Образование формы родительного падежа имен существительных в дидактической игре «Чего не стало».
Дидактическая игра «Закончи предложение».
У Томы ... (тарелка). У Темы тёплые ... (туфли). В комнате стоит большой ... (телевизор). У Тамары ... (тачка). Почтальон принёс ... (телеграмму). У Тани в руке красивые ... (тюльпаны).
Я на скрипочке играю, А теперь на барабане Тили-тили-тили. Бум-бум-бум,
Скачут зайки на лужайке, Трам-трам-трам! Тили-тили-тили. В страхе зайки разбежались по местам.
V. Пересказ рассказа «Таня и Тима».
Дома Таня и Тима. Они сидят за столом. Тима лепил танк. Таня рисовала тюльпаны. Тима отдал танк брату Толе. А Таня подарила тюльпаны сестре Томе. Толя и Тома рады.
Ответы на вопросы по тексту.
Чтение рассказа с установкой на пересказ.
Пересказ.
VI. Подведение итога занятия.
Книга предназначена для логопедов, воспитателей, работающих в специализированных дошкольных учреждениях, может быть использована учителями-дефектологами
26 09 2014
8 стр.
Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации. Поэтому детям, имеющим нарушения речи, следует вовремя оказать помощь, исправить деф
01 10 2014
1 стр.
Орг момент. Раздать материалы к уроку (текст, задания, таблицы «Стили речи» и «Типы речи»)
11 10 2014
1 стр.
Хорошо известно, что в речи нормально развивающихся детей есть множество отклонений от нормативного языка. Эти отклонения, нарушения нормы затрагивают все компоненты языковой компе
18 12 2014
1 стр.
Цель: Содействовать стремлению детей к преодолению нарушений в речи и двигательной сфере, субъективно – ценностному отношению к своему здоровью
15 10 2014
1 стр.
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе
08 10 2014
1 стр.
Основным направлением моей профессиональной деятельности является и развитие формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
13 10 2014
1 стр.
Однако в данном случае речь идет не только и не столько о содержании учебных предметов, сколько о необходимости изучения в школе раздела «Пожарная безопасность» курса «Специальна
27 09 2014
1 стр.