Перейти на главную страницу
Закрепить навык четкого произношения звуков п, п', т, т' в слогах, словах, фразах; формировать умение дифференцировать эти звуки; развивать фонематический слух; учить образованию и употреблению притяжательных прилагательных с суффиксом -ин; знакомить с предложением; учить работе со схемами; развивать внимание, память, мышление.
Садится тот, кто «скажет мягко» (произнесет слово с мягким согласным).
Назовите согласные звуки (п, п', т, т).
«Почему они называются согласными?»
«Какие бывают согласные звуки?» (твердые и мягкие).
Уточнение артикуляции звуков.
Речевая зарядка. Какой слог надо произнести?
Детям дается задание назвать первый звук в словах палка, Тоня, пила, тени, панама, туфли, пион, тюбик, пирог, теремок, тачка, папка, тюль, пол, печенье, тарелка, торт.
Дидактическая игра «Какое слово я задумала?». Словарный материал: ...еленок, ...очта, ...ерец, ...анк, ...еченье, орт, ...олка, ...очка, ...ижама, ...арк, ...юльпан, ...уча.
Образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом -ин (работа по картинкам).
У Толи петух. — Это Толин петух. У Пети утка. — Это Петина утка. У Тани панама. — Это Танина панама. У Тины пирог. — Это Тинин пирог. У Паши танк. — Это Пашин танк. У Поли тюльпан. — Это Полин тюльпан.
III. Физкультминутка.
Раз-два— все вставайте,
Три-четыре — приседайте,
Пять-шесть — повернись,
Семь-восемь — улыбнись,
Девять-десять — не зевайте,
Свое место занимайте.
IV. Составление предложений по опорным картинкам.
Таня — тюльпан. Папа — помидор.
Тётя — утюг. Почтальон — письмо.
Тома — панама. Таня — тарелка.
Телёнок — трава. Петя — автомат.
Работа над предложениями. Логопед уточняет понятие «предложение».
Предложение состоит из слов. В предложении может быть одно слово или несколько. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка.
Предложение обозначается длинной черной полоской, а слово — короткой черной полоской. Сколько в предложении слов, столько и коротких черных полосок.
Дети составляют схемы предложений.
V. Подведение итога занятия.
Тема. Звуки к, к'. Буква к.
Цель
Закрепить навыки произношения и различения этих звуков в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; формировать навыки работы над предложением; упражнять в пересказывании текста; познакомить с буквой к; развивать внимание, память, мышление.
Садится тот, кто определит первый звук в следующих словах: аист, туфли, индюк, паук, улитка, танк, ива, эхо, полка, автомат, тень, этаж.
Логопед задает вопросы: «Как кричит петух? Как кукует кукушка? Как крякает утка? Как каркает ворона? Как квакает лягушка? Какой звук слышен в словах чаще других?» (звук к).
Артикуляция звука.
Характеристика звука (согласный, глухой, бывает твердым и мягким).
Логопед произносит слоги, дети хлопают в ладоши, услышав слог со звуком к'.
Словарный материал:
Педагог выставляет картинки: кот, кит, компот, кони, кепка, кирпичи, кролик, дети отбирают картинки с мягким звуком к и картинки с твердым звуком к.
Дидактическая игра «Узнай слово».
Словарный материал: ...от, ...ит, ...омпот, ...они, ...епка, ...ирпичи, ...ролик.
Дидактическая игра «Измени слово». Словарный материал:
пора—кора маска—каска полено—колено лом—ком розы—козы роса—коса
пони—кони рот—кот цапля—капля
пол—кол норка—корка ворона—корона
«Закончи предложение подходящим по смыслу словом со звуком к или к'».
На голове у клоуна клетчатая (кепка). Кира испекла сладкий (кекс).
Максим купил газеты в (киоске).
На солнышке греется пушистая (кошка).
У Вики и Ники билеты в (кино).
Пересказ рассказа «Котята».
У тёти Киры пять котят. Одного котёнка тётя Кира отдала маленькому Коле. У Коли теперь котёнок. Коля будет любить котёнка.
Вопросы: Сколько котят у тёти Киры? Кому отдала котёнка тётя Кира? Как Коля будет относиться к котёнку?
III. Физкультминутка.
Поднимайте плечики, Сели, травушку покушали,
Прыгайте, кузнечики, Тишину послушали.
Прыг-скок, прыг-скок. Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко. Прыгай на носках легко.
IV. Знакомство с буквой к.
V. Анализ и синтез слогов ак, ук, ик, эк, ка, ку, ки, кэ.
Печатание слогов.
Закрепить навык четкого произношения звуков п, т, к в слогах, словах, фразах; формировать умения дифференцировать эти звуки, выделять первый и последний звуки в слове; развивать фонематический слух; учить работать над предложением; учить образованию форм единственного и множественного числа, именительного и родительного падежей имен существительных, согласованию притяжательных местоимений с существительными, анализу и синтезу слогов; развивать память, внимание, мышление.
Садится тот, кто вспомнит слова, которые начинаются на звуки п, п', т, т', к, к', П.
Уточнение артикуляции этих звуков.
Характеристика звуков.
Речевая зарядка.
Словарный материал: по—то—ко пу—ту—ку пя—тя—кя ки—пи—ти
Выделение звука в начале слова. На первую полоску дети выставляют картинки со звуком л, на вторую полоску — картинки со звуком л', на третью полоску — картинки со звуком т и т.д.
III. Дидактическая игра «Угадай слово».
Словарный материал: ...уман, ...авлин, ...люта, ...анки, ...етух, ...вас, ...ечень, ...елега, ...нопка, ...ила, ...елефон, ...ит, ...аук.
Дидактическая игра «Составь предложение» (по опорным словам).
Толя — кепка — полка. Коля — пила — тополь. Корова — поле — трава. Пекарь — торт — кухня. Корзина — помидор — Таня. Пингвин — тюлень — плавать.
IV. Физкультминутка.
Грамматический строй и словообразование.
1. Образование форм единственного и множественного числа именительного и родительного падежей имен существительных.
Словарный материал: танк — танки — танков, компот — компоты — компотов, пила — пилы — пил, кепка — кепки — кепок, телефон — телефоны — телефонов и др.
2. Согласование притяжательных местоимений с существительными. На столах у детей картинки. Дети называют картинки со словами мой—моя—моё—мои.
V. Анализ открытых и закрытых слогов. Синтез открытых слогов (работа с кассой букв).
VI. Подведение итога занятия.
Тема. Звуки м, м. Буква м.
Цель
Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м' в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; упражнять в подборе антонимов; учить понимать и правильно объяснять крылатые выражения; работать над предложением; познакомить с буквой м; развивать память, внимание, мышление.
Садится тот, кто придумает слова со звуками к, к’
Логопед выставляет картинки: мак, компот, мухи, дома, мох, машина, мел, мельница, миска, мяч, помидор и др.
Дети отвечают на вопрос, какой звук чаще других звуков встречается во всех этих словах? (звуки м, м').
Артикуляция звука (губы сжаты и напряжены).
Характеристика звука (согласный, твердый, мягкий).
Речевая зарядка. Словарный материал:
Дидактическая игра «Кто больше?».
Дети перечисляют продукты, в названиях которых есть звуки м, м' {маргарин, масло, мясо, макароны, молоко, мука, манная крупа и др.).
Дидактическая игра «Камень— вата».
Педагог читает стихотворение. Дети поднимают синий кружок, если в последнем слове стихотворной строки услышат твердый согласный звук м, и поднимают зеленый кружок, если в последнем слове стихотворной строки услышат мягкий звук м.
На полу скребется мышка, Убежала в норку мышка, Спит в берлоге бурый мишка, Спать залег в берлогу мишка, Этот мишка очень мил, Мальчик мал, но очень мил. Только лапы он не мыл. Он водичкой руки мыл.
Дидактическая игра «Наоборот». Словарный материал:
война — мир ссориться — мириться быстро — медленно твердый — мягкий глупый — умный большой — маленький
Знакомство с крылатыми выражениями:
а) медвежья услуга — услуга, которая приносит вместо помощи вред, неприятность;
б) махнуть рукой — перестать обращать внимание на что-либо, перестать заниматься кем-либо или делать что-либо;
в) мутить воду — специально запутывать какое-либо дело, вносить неразбериху во что-либо.
Составление предложений по опорным картинкам. Составление схем предложений.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы топаем ногами:
Топ-топ-топ.
Мы руки опускаем:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведем,
По кругу все пойдем.
IV. Знакомство с буквой.
Показ буквы.
Нахождение буквы в кассе букв.
«Из скольких элементов состоит буква?»
Выкладывание буквы из палочек.
Прорисовывание м в воздухе.
Печатание буквы.
V. Анализ слогов ом, ум, эм, им, ма,му, ми, мэ. Синтез этих слогов (работа с кассой букв). Чтение слогов.
VI. Подведение итога занятия.
Тема. Звук х. Буква х.
Цель
Закрепить навык различения и правильного произношения звука х в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; учить выделять звук л: в начале и в конце, слова; работать над предложением; познакомить с буквой х; развивать память, внимание, мышление.
Садится тот, кто назовет первый звук в словах паук, ток, конфета, потолок, торт, палатка, карта, тапочки, полка, такси, каток, танк.
Логопед выставляет картинки: халат, хлеб, хомяк, халва, хлопушка, художник, хобот и др.
Спрашивает, какой звук чаще всего слышится в названиях картинок (звук х).
Уточняется артикуляция звука (теплая струя воздуха выдыхается).
Характеристика звука (согласный, твердый, глухой).
Выделение звука х из ряда слогов: ка—то—ху—мы—по—ти—ха—мо—ху—ат—ик—ух—ок—ох—ым—ых.
Логопед произносит слова без последнего звука. Дети договаривают звук х и называют слово полностью.
Словарный материал:
Дидактическая игра «Замени первый звук в слове на звук Х».
Словарный материал:
салат — халат шрам — храм
голод — холод свалить — хвалить
сор — хор гудеть — худеть
год — ход Глеб — хлеб
Отгадывание предметов по описанию. Выделение звука в начале, середине и конце слова:
б) мягкий, но не хлеб, пушистый, но не мех, белый, но не снег (пух);
в) с красным гребнем, зерно клюет, голосисто поет (петух),
г) маленькая, черная, по комнате летит, звонко жужжит (муха).
8. Дидактическая игра «Запомни и назови» (по картинкам).
9. Дети составляют предложения по опорным картинкам - Работа со схемой предложения.
Показ буквы.
Нахождение в кассе букв.
«Из скольких элементов состоит буква?»
Выкладывание буквы из палочек.
Прорисовывание в воздухе.
Печатание буквы.
Анализ и синтез слогов: ах, ух, их, эх, ох, ха, ху, хи, хэ, хо.
Печатание слогов в тетрадях.
V. Подведение итога занятия.
Тема. Звуки к— х.
Цель
Закрепить навыки различения и произношения этих звуков; развивать фонематический слух; упражнять в употреблении количественных числительных в косвенных падежах с существительными; упражнять в составлении предложений по опорным картинкам; работать по схемам; учить анализу и синтезу слогов; развивать внимание, память, мышление.
Садится тот, кто определит последний звук в словах мох, ток, пух, мак, бак, порох, сок, горох, огонёк, свисток, пастух.
Уточняется артикуляция звуков.
Уточняется характеристика звуков.
Речевая зарядка. Словарный материал':
а) ка—ха—ко—хо ку—ху кэ—хэ ки—хи
б) отгадайте, какой слог надо произнести:
«Замени звук— измени слово». Словарный материал:
«Доскажи словечко».
По ночам во мне Ванятка
До того задремлет сладко,
Что не хочется вставать.
Что за штука я? (Кровать.)
Кто альбом раскрасит наш?
Ну конечно... (Карандаш.)
Отгадать легко и просто:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник)
Упражнения на употребление количественных числительных в косвенных падежах с существительными.
а) Рано утром мы услышали пение двух голосистых (петухов).
б) Мама поставила на стол букет из пяти алых {маков).
в) Ласточка поймала и принесла своим птенцам девять (мух).
г) Дети сложили домик из девяти (кубиков).
д) Спортсмены вышли в море на двух (яхтах).
е) Дети купали в реке пять вороных {коней).
Составление предложений по опорным картинкам. Работа по схемам.
Здесь и далее везде — словарный (речевой) материал дается как примерный.
III. Физкультминутка.
Мы расправили вес спину
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Анализ слогов: ок, ах, ук, эх, ик.
Синтез слогов: ко, ха, ку, хэ, ки.
Чтение слогов.
Печатание слогов под диктовку: ок, ах, ук, эх, ик, ко, ха, ку, хэ, ки.
IV. Подведение итога занятия.
Тема. Звук ы. Буква ы.
Цель
Закрепить навык четкого произношения звука ы в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; учить различать окончания существительных в единственном и множественном числе, выделять последний гласный звук в словах; работать над предложением; познакомить с понятием «предлог»; познакомить с буквой ы; развивать память, внимание, мышление.
Садится тот, кто повторит цепочку слов: антенна—ива-панама, танк—петух—утюг, улыбка—мох—эхо, индюк—кот-пол, кит—хомяк—угол, ток—мак—тина, пила—автобус—игла, пирог—усы—иволга.
1. Логопед выставляет картинки: дым, дыни, ягоды, лимоны, губы, панамы, банты. Задает вопрос: «Как вы думаете, какой звук чаще всего встречается в этих словах?» (звук ы).
Артикуляция звука ы (язык находится глубоко во рту). Дети произносят звук ы хором и индивидуально.
Характеристика звука ы (гласный).
Воспроизведение слоговых рядов:
пы—ты—кы—хы ты—кы—хы—пы кы—хы—пы—ты хы—пы—ты—кы ых—ык—ып—ыт ык—ып—ыт—ых ып—ыт—ых—ык ыт—ых—ык—ып
Выделение звука ы на слух.
Логопед называет слова. Дети поднимают светофор, если услышат звук ы.
Словарный материал:
Различение окончаний у существительных в единственном и множественном числе. Выделение последнего гласного в словах.
Поочередно выставляются пары картинок. Логопед произносит конечный гласный (а или ы), вызванный ребенок угадывает, какая картинка задумана, и четко произносит слово
Словарный материал: конфета — конфеты, лента — ленты, тыква — тыквы, липа — липы и т.д.
Составление словосочетаний.
Дети подбирают существительные к прилагательным: умный ... быстрый ... длинные ... высокие ... . дежурный ... старый ... медленный ... красивый ..
Составление предложений по опорным картинкам. Ознакомление с понятием «предлог». Работа со схемами.
III. Физкультминутка.
Знакомство с буквой ы.
Вот топор.
Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква ы.
Все мы знать её должны!
«Из скольких элементов состоит буква ы?»
Прописывание буквы в воздухе.
Печатание ы в тетрадях.
Анализ и синтез слогов.
Печатание и чтение слогов.
Закрепить навыки четкого различения и произношения звуков ы — и; развивать фонематический слух; учить выделять гласный звук в середине и в конце слова; работать над предложением; закрепить навык пересказывания небольшого текста; развивать внимание, память, мышление.
Садится тот, кто назовет гласный звук в словах мак, суп, кот, пух, кит, сыр, ток, сын, ком, страх, сок, торт, мир.
Логопед говорит, что сегодня дети будут повторять звуки ы — и. Уточняется характеристика этих звуков (гласные). Дети объясняют, почему ы и и относятся к гласным звукам.
Логопед предлагает произнести звук и. Уточняется артикуляция звука (язык за нижними зубами, губы в улыбке).
Логопед предлагает произнести звук ы. Уточняется артикуляция звука (язык оттягивается от зубов).
Поочередное произношение звуков ы — и детьми. Сравнение артикуляции звуков.
Речевая зарядка.
Выделение гласного звука в середине слова:
Дидактическая игра «Закончи фразу».
Логопед называет пару слов, дети по смыслу заканчивают фразу одним из этих слов.
Был—бил — Яв походе ... (был). В барабан я ... (бил).
Выл—вил — Волк в лесу ... (выл). Я веревки ... (вил).
Мыл—мил — Малыш был очень ... (мил). Он руки мылом ... (мыл).
Логопед выставляет пары картинок: маки—пионы, тыквы—дыни, утки—дубы, конфеты—вафли, ленты-клетки. Произносит конечный гласный звук (ы или и), вызванный ребенок угадывает задуманное слово.
Образование формы множественного числа существительных и выделение гласного звука в конце слова.
ель — ели клён — клёны
липа — липы олень — олени
веник — веники лимон — лимоны
лента — ленты охотник — охотники
Дидактическая игра «Запомни предложение». Словарный материал: У дома ивы и липы. Инна покупает конфеты и вафли. Это пионы и маки. У канавы утки. Ким любит дыни. На окне лежат лимоны.
Это новый дом. У дома поляна. Алик и Коля копают ямы. Тут будут ели, липы и клёны.
Закрепить навык четкого произношения звука с в слогах, словах, фразах; учить согласованию притяжательных местоимений с существительными; познакомить с предлогом; учить образовывать сложные слова, слова-антонимы; выделять звук в начале, середине, конце слова; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Садится тот, кто назовет лишний предмет: помидор—лук-слива; яблоко—груша—капуста; клён—дуб—сова; платье—рубашка—стакан; волк—медведь—сорока; голуби—ворона—лиса.
1. Логопед выставляет картинки: стакан, скамейка, миска, сова, насос, суп, сук, капуста, сом, сумка, посылка, пылесос. Задает вопросы:
Какой звук чаще других встречался в этих словах? (звуке).
Как вы думаете, с каким звуком мы будем знакомиться? (со звуком с).
Артикуляция звука (губы в улыбке, язык «горочкой»).
Характеристика звука (согласный, твердый, глухой).
Речевая зарядка:
са—су—сы ска—ску—скы сма—сму—смы
ас—ус—ыс ста—сто—сту спа—спо—спу—спы
Выделение звука с в словах (уточнение позиции звука в слове).
Работа с картинками на доске.
Согласование притяжательных местоимений с существительными (про какую картинку можно сказать мой, моя, моё, мои?)
Образование сложных слов:
листья падают — листопад снег падает — снегопад сады разводит — садовод сам катит — самокат
сам летит — самолёт сам ходит — самоход
пыль сосет — пылесос сам варит — самовар
Дидактическая игра «Наоборот»:
мир — ссора трусливый — смелый
кислый — сладкий пасмурно — солнечно
тесная — свободная (обувь)
Логические задачи.
Дети отвечают на вопросы, которые задает педагог:
Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон)
Какую ноту кладут в суп? (Соль)
Как называется группа птиц? (Стая)
Предмет для сидения? (Стул)
Стой, остановись! Как сказать по-другому? (Стоп)
Работа над предложением (по опорным картинкам). Знакомство с предлогом.
Где стоит миска с капустой? (На столе)
Откуда упали кубики? (Со стола)
Над чем летит самолет? (Над лесом)
Где спит кот? (Под скамейкой)
Куда входит Саня? (В автобус)
Откуда вынули мясо? (Из сумки) Составление схем предложений с предлогами.
III. Физкультминутка.
IV. Звуковой анализ и синтез следующих слов: суп, сок, сук, сам, сом, сыт.
Дидактическая игра «Живые звуки».
Книга предназначена для логопедов, воспитателей, работающих в специализированных дошкольных учреждениях, может быть использована учителями-дефектологами
26 09 2014
8 стр.
Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации. Поэтому детям, имеющим нарушения речи, следует вовремя оказать помощь, исправить деф
01 10 2014
1 стр.
Орг момент. Раздать материалы к уроку (текст, задания, таблицы «Стили речи» и «Типы речи»)
11 10 2014
1 стр.
Хорошо известно, что в речи нормально развивающихся детей есть множество отклонений от нормативного языка. Эти отклонения, нарушения нормы затрагивают все компоненты языковой компе
18 12 2014
1 стр.
Цель: Содействовать стремлению детей к преодолению нарушений в речи и двигательной сфере, субъективно – ценностному отношению к своему здоровью
15 10 2014
1 стр.
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе
08 10 2014
1 стр.
Основным направлением моей профессиональной деятельности является и развитие формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
13 10 2014
1 стр.
Однако в данном случае речь идет не только и не столько о содержании учебных предметов, сколько о необходимости изучения в школе раздела «Пожарная безопасность» курса «Специальна
27 09 2014
1 стр.