Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4 ... страница 7страница 8
Тема. Звук с'.

Цель

Закрепить навык четкого произношения звука с' в слогах, словах, фразах; учить согласованию прилагательных с существительными в роде, образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей; работа со схемой предложения; закрепить навык пересказывания; познакомить со звуко-слоговой схемой слов; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.



Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет звуки в словах сам, сок, сук, сын, суп, сыт, сух.



II. Повторение пройденного.

«С каким звуком мы знакомились на предыдущем занятии?» (со звуком с).

Уточнение артикуляции звука и его характеристики.

Задание назвать слова со звуком с в начале, середине, конце слова.



III. Знакомство с новым материалом.

Логопед произносит слова: сирень, Сёма, сироп, серьги, сито, сетка, сила, синяк, сено, сифон, семь.

Задает вопрос: «Какой звук слышится в начале этих слов?» (звук с').

Артикуляция звука.

Характеристика звука (согласный, глухой, мягкий).

Речевая зарядка:



сясё—сю сюся~сё асьось—усь

си—сеся ся—сисе устась—ось

Выделение звука с' из ряда слогов:



ми—тё—си—кю—мясё—ню—ей—сяписе—тю—ля—сюмё—си—ви—ся.

«Запомните и повторите слова со звуком с'».



василёкпионгвоздиканоготки дятел—гусьворобей—грач, яблоко—груша—апельсин—банан окунькарпселёдка—лещ такси—трамвай—метроэлектричка зима—весна—осеньлето

Дидактическая игра «Договори слово».

Педагог начинает слово, ребенок договаривает, произнося его полностью.

не... (си) но... (си) па... (си)

ей... (си) ко... (си) га... (си)

Называние действия по картинке:



проснул... (ся) умыл... (ся)

причесал... (ся) спустил... (ся)

потянул... (ся) вытер... (ся)

обул... (ся) пробежал... (ся)

поднял,., (ся) одел... (ся)

застегнул... (ся) примчал... (ся)

Образование форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей.



гусигусёнокгусята лосилосёнок—лосята

рысирысёнокрысята лисы—лисёноклисята

Согласование прилагательных с существительными в роде. Дидактическая игра «Про что можно сказать синий, синяя, синее, синие» (проводится по картинкам).

Дидактическая игра «Закончи предложение». Среди спелых колосьев синеет . (василёк). Распустилась весенняя (сирень) Весеннюю песенку спела ... (синица)

Среди листьев спеет красивый ... {персик).

У Симы серебряные ... {серьги)

Работа со схемой.



IV. Физкультминутка. Дети называют действия и показывают их с помощью жестов.

Просыпайся! — Просыпаюсь!

Поднимайся' — Поднимаюсь!

Умывайся! — Умываюсь!

Обливайся! — Обливаюсь!

Вытирайся! — Вытираюсь1

Одевайся! — Одеваюсь!

Собирайся! — Собираюсь!

И прощайся! — Я прощаюсь!

V. Пересказ рассказа «Сима»

Это Сима. Симе семь лет Сима любит всё синее. У неё синее пальто и синяя косынка. В косе у Симы синий бант. На ногах у Симы синие носки и синие туфли.

Ответы на вопросы: Кто это? Сколько Симе лет? Что любит Сима? Что у неё синее Что у Симы в косе? Что у Симы на ногах?

Пересказ.



VI. Знакомство со звукослоговой схемой слов.

Педагог уточняет, что такое слог (часть слова), как он обозначается на схеме (желтой полоской), знакомит детей с правилом: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.



VII. Составление звукослоговой схемы слов гуси, сито.

VIII. Подведение итога занятия.

Тема. Звуки с. с Буква с

Цель

Закрепить навыки четкого различения и произношения звуков с, с в слогах, словах, фразах; выделение звуков с, с' в начале, середине, конце слова; учить словообразованию относительных прилагательных, согласованию их с существительными; упражнять в составлении предложений с предлогами; закрепить навык пересказывания; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.



Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет слова со звуками с, с'.



II. Логопед спрашивает: «Как вы думаете, о каких звуках мы сегодня будем говорить?» (о звуках с, с').

Уточнение артикуляции звуков и их характеристики.

Речевая зарядка.

Са-саса в лесу бегает лиса.

Со-со-соу Вовы колесо.

Усь—усь—усь на лугу пасется гусь.

Су-су-су холодно в лесу.

Си—си-си — сук в руке неси.

На столах у детей картинки. Ребенок называет картинку и определяет позицию звуков в словах.

Словообразование относительных прилагательных. Согласование прилагательных с существительными.

а) осень—осенний апельсин—... фасоль—...весна—весенний ананас—... мясо—...соснасосновый слива—... стекло—...осина—осиновый капуста—... кокос—...

б) осенний осенняя осеннее осенние лист погода небо листья воздух листва солнце поля костюм слякоть пальто сады

лес, сад обувь поле леса

Составление предложений по опорным словам. Спит, кот, сено, на. Коляска, с, Сима, стоит. Собака, сосна, под, спать. Стол, на, стоит, сито. Сад, беседка, в, стоит. Стол, апельсин, со, упал.

Составление рассказа по вопросам:

а) Наступила (что?) осень. С лип, кленов, осин осыпаются на землю (что?) сухие листья. Соня, Саня, Вася и Сима гуляют (где?) в осеннем саду. Они поднимают с земли (что?) осенние листья. Из осенних листьев они сделают (что?) осенний букет. Дети поставят букет (куда?) в синюю вазу;

б) Логопед читает текст;

в) Вопросы по тексту: Какое время года наступило? С чего осыпаются сухие листья? Кто гуляет в осеннем саду? Что делают дети? Из чего они сделают осенний букет? Кто поставит букет в вазу?;

г) Повторное чтение с установкой на запоминание;

д) пересказ текста.



III. Физкультминутка.

IV Знакомство с буквой.

V. Анализ и синтез слогов: са, ус, сы, ис, су, ос, сэ.

VI. Звукослоговой анализ слов:, сук, сом, сок, Сима.

VII. Подведение итога занятия.

Тема. Звуки з, з’ Буква з.

Цель

Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков з, з' в слогах, словах, фразах; учить образовывать форму множественного числа родительного падежа существительных, согласовывать прилагательные с существительными; упражнять в употреблении предлогов за, из-за; познакомить с понятием «родственные слова», учить звукослоговому анализу слов; познакомить с буквой з; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.



Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет звуки в словах пух, кот, кит, сок, мох, мак, сын, тут, ток, сук, сам.



II. Знакомство с новым материалом.

1. Логопед вывешивает картинки: зима, ваза, газета, зубы, земляника и т.п.

Какой звук чаще других вам встретился в этих словах?

Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем знакомиться?

Уточнение артикуляции звука з.

Характеристика звуков з, з'.

Речевая зарядка:

за—зя—зё—зю зда—здозду—зды

зё—зя—зю~зи зма—змозму—змы

За-за-за — уходи домой коза.

Зу-зу-зу моем Катю мы в тазу.

Зы-зы-зы — у Зои нет козы.

Образование формы множественного чиста родительного падежа существительных (работа по



мороз—морозыморозов арбуз—арбузы —арбузов

карниз—карнизы—карнизов паровоз—паровозы—паровозов

рассказрассказырассказов водолаз—водолазы—водолазов

грузгрузы—грузов газгазы—газов

Дидактическая игра «Измени слово». губы—зубы наборзабор кефирзефир гнатьзнать намокзамок пелёнка—зелёнка дверизвери смей—змей вал—зал, дуб—зуб

Согласование прилагательных с существительными.

а) отбор картинок к признакам зелёный, зелёная, зелёное,

б) придумывание предметов к признакам:

зимний зимняя зимнее день ночь утро

вечер шапка небо

ветер одежда пальто

свитер погода платье

холод шуба яблоко

воздух метель море

Подбор родственных слов.



Зима — зимний, зимник, зимовье, зимовка, зимовщик. Зелень зелёный, зелёнка, озеленение, зеленеть.

Упражнение в употреблении предлогов за, из-за. Преобразование деформированной фразы:



Зина, беседка, цветы, посадить, за. Зоя, беседка, выглянуть, из-за. Зонт, спина, за, спрятать, Лиза. Коза, куст, выглядывать, из-за. Коза, за, пастись, лес.

III. Физкультминутка.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать,

Руки поднимать,

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать.

IV. Знакомство с буквой з.

На эту букву посмотри — Она совсем, как цифра три.

Показ буквы з.

Нахождение з в кассе букв.

«Из скольких элементов состоит буква?»

Прорисовывание з в воздухе.

Печатание буквы в тетрадях.

V. Звукослоговой анализ слов козы, зима.

VI. Подведение итога занятия.

Тема. Звуки с, с', з, з'.

Цель

Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков с, с', з, з' в слогах, словах, фразах; закрепить правильное употребление предлогов; работать над предложением; закрепить навык пересказывания; учить звукослоговому анализу слов; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.



Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто повторит слова:



сом—зонт—сук зайка—сумказавод

зима—ситокозы сок—ваза—сом

лист—земляника—апельсин собаказаноза—семь

зубы—сода—зал совы—замок—ананас

Зоялистзима лоза—лось—зелень

II. Сообщение темы.

1. Речевая зарядка.



сасаза за—за—са сна—сназна са—заза засаса

сназна—сна са—заса за—са—са знасна—сна

2. У детей на столах картинки со звуками с, с', з, з' в названиях. Дается задание: определить, какой из вышеназванных звуков в каждом слове и какова его позиция.

Логопед дает задание: выставить на первую полоску наборного полотна картинки со звуком с в названиях, на вторую полоску — со звуком с' в названиях, на третью полоску — со звуком з в названиях, на четвертую полоску — со звуком з' в названиях.

3. Дидактические игры «Запомни и повтори», «Что изменилось» (работа по картинкам).

Дидактическая игра «В слове слог договори и слово снова повтори».

бу... (сы) та... (зы) колба...(сы) зано.., Сзы) ча... (сы) ко... (сы) поло... (сы) ароу... (:*ы) гро... (зы) берё... (зы) рель... (сы) серей., (зы)

5. Упражнение на правильное употребление предлогов.

а) Зайка сидит ... кустом. Зоя стоит ... сосной. Дети встают ... постели. Зайка выглядывает ... куста.

Зоя посадит незабудки ... беседкой.

Козы пасутся ... лугу.

б) Работа со схемой предложения.

6. Пересказ рассказа «Зимой».

Наступила зима. В саду много снега. Зоя и Соня идут в сад. Зоя возит Соню на санках. За ними бегает собака. Собаку зовут Тузик.

Вопросы по тексту: какое время года наступило? Чего много в саду? Куда идут Зоя и Соня? Кого возит Зоя на санках? Кто бегает за ними? Как зовут собаку?

Пересказ.



III. Физкультминутка.

Звукослоговой анализ слов сук, коса, зима.

Печатание слов под диктовку: сок, сук, сам, коза, коса, зима.

IV. Подведение итога занятия.

Тема. Звуки н, н'. Буква н.

Цель

Закрепить навык произношения звука и в слогах, словах, фразах; учить подбирать слова, противоположные по смыслу; работать над предложением; познакомить с буквой; учить звукобуквенному анализу и синтезу слогов и слов, печатанию слогов и слов; познакомить с правилом употребления прописной буквы в именах; развивать память, внимание, мышление.



Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет первый звук в своем имени.



II. Знакомство с новым материалом.

1. Логопед называет слова: нос, носки, нота, стакан, лимон, нитки, тень, конь и т.д. Задает вопрос: «Какой звук чаще всего слышится во всех этих словах?» (звук н и н’).

2. Характеристика звука (согласный, твердый, мягкий, звонкий).

3. Воспроизведение слоговых радов:



нано-—нуны анон—ун—ын

ня—не—ню—ни сна—сно—снусны

мна—мно—мну—мны яньеньюньинь

4. Педагог называет слова. Дети хлопают в ладоши, услышав звук н.

Словарный материал: ком, сон, торт, сосна, пила, Нина, Римма, сено, весло, сосна, тень, день.

5. Дидактическая игра «Наоборот». Словарный материал:



верхний—нижний высушитьнамочить веселый—грустный короткий—длинный

налево—направо снятьнадеть высоко—низко под—над

6. Упражнение «Составь предложение». Словарный материал:



Кот, спать, окно, на, Васька. Сидеть, на, диван, Ната. Дети, гора, с, кататься. Нина, деревня, ехать, в. Антон, линейка, на, класть, книга. Ботинки, с, ноги, снимать.

Составление схемы предложений с предлогами.



III. Физкультминутка.

Хлопаем в ладошки — А когда скажу «Вставай»,

Пусть попляшут ножки. Им рукой не помогай.

Пусть попляшут ножки Ножки вместе, ножки врозь.

По ровненькой дорожке. Ножки прямо, ножки вкось,

Ножки накрест — опускайся Ножки здесь и ножки там,

И команды дожидайся, Что за шум и что за гам?

IV. Знакомство с буквой.

Показ буквы н.

Печатание буквы.

Упражнение с разрезной азбукой. Выкладывание и преобразование слогов и слов. Чтение их. Словарный материал:



ан—на—нам—нас—носсон—сын—сы—усы но—нотынота—Ната

Знакомство с правилом употребления прописной буквы в именах. Печатание слогов и слов под диктовку:



ан—он—унин—ын—ни—на—нону—ны

намнас—нос—сон—сын—Ната—НинаИнна

Игра «Закончи слово». Словарный материал: ко..., пио..., бана..., сы..., де.,., со..., пельси... ,лимо..., пе..., бато..., стака..., те..., дива..., экеа...тюле..



V. Подведение итога занятия.

Тема. Буква я.

Цель

Познакомить с буквой я, учить образованию относительных прилагательных, составлению предложений по опорным словам, составлению схем предложений; преобразованию слов; закрепить правило написания прописной буквы; учить чтению и печатанию слов под диктовку; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.



Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет гласный звук в словах сок, мак, кит, пух, сом, ток, танк, кот, нос, пар, куст, сын.



II. Знакомство с новым материалом.

1. Развитие фонематического слуха.

Дети хлопают в ладоши, если услышат слог с мягким согласным.

Словарный материал:



ба—мяко—тя—сы—хя—яд— мы—зя—жакятуля и т.д.

2. Дидактическая игра «Скажи мягко».

Логопед называет слог с твердым согласным, а дети — с мягким согласным:

папя та—тя ма—мя какя лаля и т.п.

3. Дидактическая игра «Назови имя девочки или мальчика».

Словарный материал:

Ва-ся То-ня Та-ня Ва-ля Ва-ня Ко-ля Се-ня Ма-ня

4. Образование относительных прилагательных. Словарный материал:



лён — льняное платье ягода ягодный компот вкус вкусное яблоко

яйцо яичный пирог земляника земляничная поляна

5. Составление предложений с этими словосочетаниями.

Составление схем предложений.

III. Физкультминутка.

Знакомство с буквой я.

Показ буквы я.

Нахождение в кассе букв.

Печатание буквы в тетрадях.

Логопед выкладывает слогма. Дети читают. Уточняется характеристика звуков. Логопед вместо буквы а ставит букву я. Дети читают новый слог. Уточняется характеристика согласного звука. Аналогичная работа проводится со слогами на, та, ка, па.

Логопед уточняет, какую букву пишут после мягкого согласного.

Работа с кассой букв: МаняТаняПаня.

Печатание имен в тетрадях. Закрепление правила употребления прописной буквы.

IV. Подведение итога занятия.

Тема. Звуки б, б’. Буква б.

Цель

Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков б, б’ в слогах, словах, фразах; учить выделять первый и второй слоги в словах; работать над предложением; закрепить навык преобразования слов; познакомить с буквой б; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.



Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет слоги в словах соки, носы, супы, маки, суки, киты, мята.



II. Знакомство с новым материалом.

1. Вывешиваются картинки: белка, бант, бинт, бумага, береза, бочка, банан, бинокль. Логопед задает вопросы:

Какой звук во всех этих словах слышится чаще других?

Как вы думаете, с какими звуками мы будем сегодня знакомиться?

2. Речевая зарядка. Логопед произносит слоги. Дети хлопают в ладоши, если услышат слог со звуком б или б'.

Словарный материал: та—па—ба—ко—би—по—пы—би— дано—бы—ка—то—би.



Бабо—бы на дворе стоят столбы.

Бу—бы—ба — из окна торчит труба.

3. Упражнение «Назови слоги в словах»:



1-й слог

2-й слог

бегемот

губы

банан

кабан

белок

забор

булавка

верба

бинокль

тумба

банка

клумба

берег

работа

белка

кубики

4. Дидактическая игра «Звук заблудился».

а) Жучка будку (булку) не доела, Неохота, надоело.

б) Ехал дядя без жилета (билета), Заплатил он штраф за это.

в) На островок налетел ураган,

На пальме остался последний баран (банан).

Дидактическая игра «Бом и Бим». У детей на столах лежат картинки (булка, белка, банан, бинт, бумага, бинокль, ботинки, берёза, баранки, кубики, букет, бельё, буквы, голуби). На звук б встают друзья Бома, на звук б’ встают друзья Бима.

Составление предложений с вышеназванными картинками.

Работа со схемами предложений.



III. Физкультминутка.

Буратино


Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.



IV. Знакомство с буквой.

Буква б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

Нахождение буквы б в кассе букв.

Прописывание буквы в воздухе.

Печатание буквы в тетрадях.



V. Преобразование слов (работа с кассой букв). Словарный материал:

бокбакбыкбук бутонбатон

VI. Печатание слов.

VII. Чтение предложений. Тут Боба. У Бобы кот.

VIII. Подведение итога занятия.

Тема. Звуки б, б', п, п'.

Цель

Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков б, б', п, п' в слогах, словах, фразах; учить определять и называть второй слог в словах; формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.



Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет первый звук в словах пакет, белый, бочка, пень, банка, пирожок, белка, пух, букет, палатка, пыль, бинокль, пена, булавка.

II. Логопед задает вопрос: «Как вы думаете, о каких звуках мы будем говорить сегодня?»

Уточнение артикуляции звуков.

Характеристика звуков.

Воспроизведение детьми слоговых рядов.



бапа—па ба—ба—па ба—паба

пи—пи—би пи—би-би пи—били

Игровое упражнение «Отбери картинки».

На первую полоску дети выкладывают картинки со звуком я; на вторую полоску— картинки со звуком и'; на третью полоску — картинки со звуком б; на четвертую полоску — картинки со звуком 6 в названиях.

Дидактическая игра «Чего не стало».

Игровое упражнение «Измени звук в слове». Словарный материал:

бас—пас бар—пар бух—пух

балкапалка бочка—почка пилить—белить

бетон—питон бить—пить бабочка—папочка

Игровое упражнение «Назови второй слог в словах». Словарный материал:



жаба репа рыба

липа верба лапа

шуба шляпа тумба

лампа шайба ступа

Игровое упражнение «Запомни и назови слова со звуками п, б».

Словарный материал:

В булочной у нас баранки, булки, бублики, буханки, пирожки, батоны, плюшки, и плетенки, и пампушки, курабье, бисквит, печенье, бутерброды, чай с вареньем, много пряников, конфет, пастила есть и шербет, и пирог с начинкой сладкой, и полено, и помадка... Называйте, не стесняйтесь, выбирайте, угощайтесь!



III.Физкультминутка.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Пушок».



IV. Подведение итога занятия.


<предыдущая страница | следующая страница>


Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи

Книга предназначена для логопедов, воспитателей, работающих в специализированных дошкольных учреждениях, может быть использована учителями-дефектологами

993.85kb.

26 09 2014
8 стр.


Опыт работы учителя-логопеда

Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации. Поэтому детям, имеющим нарушения речи, следует вовремя оказать помощь, исправить деф

68.93kb.

01 10 2014
1 стр.


Анализ текста. Виды тропов и стилистических фигур. Подготовка к егэ

Орг момент. Раздать материалы к уроку (текст, задания, таблицы «Стили речи» и «Типы речи»)

45.01kb.

11 10 2014
1 стр.


«Нормальные» ошибки в речи детей

Хорошо известно, что в речи нормально развивающихся детей есть множество отклонений от нормативного языка. Эти отклонения, нарушения нормы затрагивают все компоненты языковой компе

88.06kb.

18 12 2014
1 стр.


Конспект спортивно музыкального праздника «Малая Универсиада» Подготовительная к школе логопедическая группа

Цель: Содействовать стремлению детей к преодолению нарушений в речи и двигательной сфере, субъективно – ценностному отношению к своему здоровью

103.01kb.

15 10 2014
1 стр.


Образовательная программа по туризму и краеведению «Малая Родина» для детей 8-10лет

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе

142.66kb.

08 10 2014
1 стр.


Звуковая культура речи

Основным направлением моей профессиональной деятельности является и развитие формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

118.09kb.

13 10 2014
1 стр.


Рекомендации по обучению мерам пожарной безопасности в школе-интернате №45

Однако в данном случае речь идет не только и не столько о содержании учебных предметов, сколько о необходимости изучения в школе раздела «Пожарная безопасность» курса «Специальна

262.32kb.

27 09 2014
1 стр.