Перейти на главную страницу
Закрепить навык четкого произношения звука с' в слогах, словах, фразах; учить согласованию прилагательных с существительными в роде, образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей; работа со схемой предложения; закрепить навык пересказывания; познакомить со звуко-слоговой схемой слов; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Садится тот, кто назовет звуки в словах сам, сок, сук, сын, суп, сыт, сух.
«С каким звуком мы знакомились на предыдущем занятии?» (со звуком с).
Уточнение артикуляции звука и его характеристики.
Задание назвать слова со звуком с в начале, середине, конце слова.
Логопед произносит слова: сирень, Сёма, сироп, серьги, сито, сетка, сила, синяк, сено, сифон, семь.
Задает вопрос: «Какой звук слышится в начале этих слов?» (звук с').
Артикуляция звука.
Характеристика звука (согласный, глухой, мягкий).
Речевая зарядка:
Выделение звука с' из ряда слогов:
«Запомните и повторите слова со звуком с'».
Дидактическая игра «Договори слово».
Педагог начинает слово, ребенок договаривает, произнося его полностью.
не... (си) но... (си) па... (си)
ей... (си) ко... (си) га... (си)
Называние действия по картинке:
Образование форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей.
Согласование прилагательных с существительными в роде. Дидактическая игра «Про что можно сказать синий, синяя, синее, синие» (проводится по картинкам).
Дидактическая игра «Закончи предложение». Среди спелых колосьев синеет . (василёк). Распустилась весенняя (сирень) Весеннюю песенку спела ... (синица)
Среди листьев спеет красивый ... {персик).
У Симы серебряные ... {серьги)
Работа со схемой.
Просыпайся! — Просыпаюсь!
Поднимайся' — Поднимаюсь!
Умывайся! — Умываюсь!
Обливайся! — Обливаюсь!
Вытирайся! — Вытираюсь1
Одевайся! — Одеваюсь!
Собирайся! — Собираюсь!
И прощайся! — Я прощаюсь!
V. Пересказ рассказа «Сима»
Это Сима. Симе семь лет Сима любит всё синее. У неё синее пальто и синяя косынка. В косе у Симы синий бант. На ногах у Симы синие носки и синие туфли.
Ответы на вопросы: Кто это? Сколько Симе лет? Что любит Сима? Что у неё синее Что у Симы в косе? Что у Симы на ногах?
Пересказ.
Педагог уточняет, что такое слог (часть слова), как он обозначается на схеме (желтой полоской), знакомит детей с правилом: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Закрепить навыки четкого различения и произношения звуков с, с в слогах, словах, фразах; выделение звуков с, с' в начале, середине, конце слова; учить словообразованию относительных прилагательных, согласованию их с существительными; упражнять в составлении предложений с предлогами; закрепить навык пересказывания; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Садится тот, кто назовет слова со звуками с, с'.
Уточнение артикуляции звуков и их характеристики.
Речевая зарядка.
Са-са—са — в лесу бегает лиса.
Со-со-со— у Вовы колесо.
Усь—усь—усь — на лугу пасется гусь.
Су-су-су — холодно в лесу.
Си—си-си — сук в руке неси.
На столах у детей картинки. Ребенок называет картинку и определяет позицию звуков в словах.
Словообразование относительных прилагательных. Согласование прилагательных с существительными.
а) осень—осенний апельсин—... фасоль—...весна—весенний ананас—... мясо—...сосна—сосновый слива—... стекло—...осина—осиновый капуста—... кокос—...
б) осенний осенняя осеннее осенние лист погода небо листья воздух листва солнце поля костюм слякоть пальто сады
лес, сад обувь поле леса
Составление предложений по опорным словам. Спит, кот, сено, на. Коляска, с, Сима, стоит. Собака, сосна, под, спать. Стол, на, стоит, сито. Сад, беседка, в, стоит. Стол, апельсин, со, упал.
Составление рассказа по вопросам:
а) Наступила (что?) осень. С лип, кленов, осин осыпаются на землю (что?) сухие листья. Соня, Саня, Вася и Сима гуляют (где?) в осеннем саду. Они поднимают с земли (что?) осенние листья. Из осенних листьев они сделают (что?) осенний букет. Дети поставят букет (куда?) в синюю вазу;
б) Логопед читает текст;
в) Вопросы по тексту: Какое время года наступило? С чего осыпаются сухие листья? Кто гуляет в осеннем саду? Что делают дети? Из чего они сделают осенний букет? Кто поставит букет в вазу?;
г) Повторное чтение с установкой на запоминание;
д) пересказ текста.
Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков з, з' в слогах, словах, фразах; учить образовывать форму множественного числа родительного падежа существительных, согласовывать прилагательные с существительными; упражнять в употреблении предлогов за, из-за; познакомить с понятием «родственные слова», учить звукослоговому анализу слов; познакомить с буквой з; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Садится тот, кто назовет звуки в словах пух, кот, кит, сок, мох, мак, сын, тут, ток, сук, сам.
1. Логопед вывешивает картинки: зима, ваза, газета, зубы, земляника и т.п.
Какой звук чаще других вам встретился в этих словах?
Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем знакомиться?
Уточнение артикуляции звука з.
Характеристика звуков з, з'.
Речевая зарядка:
за—зя—зё—зю зда—здо—зду—зды
зё—зя—зю~зи зма—змо—зму—змы
За-за-за — уходи домой коза.
Зу-зу-зу — моем Катю мы в тазу.
Зы-зы-зы — у Зои нет козы.
Образование формы множественного чиста родительного падежа существительных (работа по
Дидактическая игра «Измени слово». губы—зубы набор—забор кефир—зефир гнать—знать намок—замок пелёнка—зелёнка двери—звери смей—змей вал—зал, дуб—зуб
Согласование прилагательных с существительными.
а) отбор картинок к признакам зелёный, зелёная, зелёное,
б) придумывание предметов к признакам:
зимний зимняя зимнее день ночь утро
вечер шапка небо
ветер одежда пальто
свитер погода платье
холод шуба яблоко
воздух метель море
Подбор родственных слов.
Упражнение в употреблении предлогов за, из-за. Преобразование деформированной фразы:
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
IV. Знакомство с буквой з.
На эту букву посмотри — Она совсем, как цифра три.
Показ буквы з.
Нахождение з в кассе букв.
«Из скольких элементов состоит буква?»
Прорисовывание з в воздухе.
Печатание буквы в тетрадях.
V. Звукослоговой анализ слов козы, зима.
VI. Подведение итога занятия.
Тема. Звуки с, с', з, з'.
Цель
Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков с, с', з, з' в слогах, словах, фразах; закрепить правильное употребление предлогов; работать над предложением; закрепить навык пересказывания; учить звукослоговому анализу слов; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Садится тот, кто повторит слова:
1. Речевая зарядка.
2. У детей на столах картинки со звуками с, с', з, з' в названиях. Дается задание: определить, какой из вышеназванных звуков в каждом слове и какова его позиция.
Логопед дает задание: выставить на первую полоску наборного полотна картинки со звуком с в названиях, на вторую полоску — со звуком с' в названиях, на третью полоску — со звуком з в названиях, на четвертую полоску — со звуком з' в названиях.
3. Дидактические игры «Запомни и повтори», «Что изменилось» (работа по картинкам).
Дидактическая игра «В слове слог договори и слово снова повтори».
бу... (сы) та... (зы) колба...(сы) зано.., Сзы) ча... (сы) ко... (сы) поло... (сы) ароу... (:*ы) гро... (зы) берё... (зы) рель... (сы) серей., (зы)
5. Упражнение на правильное употребление предлогов.
а) Зайка сидит ... кустом. Зоя стоит ... сосной. Дети встают ... постели. Зайка выглядывает ... куста.
Зоя посадит незабудки ... беседкой.
Козы пасутся ... лугу.
б) Работа со схемой предложения.
6. Пересказ рассказа «Зимой».
Наступила зима. В саду много снега. Зоя и Соня идут в сад. Зоя возит Соню на санках. За ними бегает собака. Собаку зовут Тузик.
Вопросы по тексту: какое время года наступило? Чего много в саду? Куда идут Зоя и Соня? Кого возит Зоя на санках? Кто бегает за ними? Как зовут собаку?
Пересказ.
Звукослоговой анализ слов сук, коса, зима.
Печатание слов под диктовку: сок, сук, сам, коза, коса, зима.
IV. Подведение итога занятия.
Тема. Звуки н, н'. Буква н.
Цель
Закрепить навык произношения звука и в слогах, словах, фразах; учить подбирать слова, противоположные по смыслу; работать над предложением; познакомить с буквой; учить звукобуквенному анализу и синтезу слогов и слов, печатанию слогов и слов; познакомить с правилом употребления прописной буквы в именах; развивать память, внимание, мышление.
Садится тот, кто назовет первый звук в своем имени.
1. Логопед называет слова: нос, носки, нота, стакан, лимон, нитки, тень, конь и т.д. Задает вопрос: «Какой звук чаще всего слышится во всех этих словах?» (звук н и н’).
2. Характеристика звука (согласный, твердый, мягкий, звонкий).
3. Воспроизведение слоговых радов:
4. Педагог называет слова. Дети хлопают в ладоши, услышав звук н.
Словарный материал: ком, сон, торт, сосна, пила, Нина, Римма, сено, весло, сосна, тень, день.
5. Дидактическая игра «Наоборот». Словарный материал:
6. Упражнение «Составь предложение». Словарный материал:
Составление схемы предложений с предлогами.
Хлопаем в ладошки — А когда скажу «Вставай»,
Пусть попляшут ножки. Им рукой не помогай.
Пусть попляшут ножки Ножки вместе, ножки врозь.
По ровненькой дорожке. Ножки прямо, ножки вкось,
Ножки накрест — опускайся Ножки здесь и ножки там,
И команды дожидайся, Что за шум и что за гам?
IV. Знакомство с буквой.
Показ буквы н.
Печатание буквы.
Упражнение с разрезной азбукой. Выкладывание и преобразование слогов и слов. Чтение их. Словарный материал:
Знакомство с правилом употребления прописной буквы в именах. Печатание слогов и слов под диктовку:
Игра «Закончи слово». Словарный материал: ко..., пио..., бана..., сы..., де.,., со..., пельси... ,лимо..., пе..., бато..., стака..., те..., дива..., экеа...тюле..
Познакомить с буквой я, учить образованию относительных прилагательных, составлению предложений по опорным словам, составлению схем предложений; преобразованию слов; закрепить правило написания прописной буквы; учить чтению и печатанию слов под диктовку; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Садится тот, кто назовет гласный звук в словах сок, мак, кит, пух, сом, ток, танк, кот, нос, пар, куст, сын.
1. Развитие фонематического слуха.
Дети хлопают в ладоши, если услышат слог с мягким согласным.
Словарный материал:
2. Дидактическая игра «Скажи мягко».
Логопед называет слог с твердым согласным, а дети — с мягким согласным:
па—пя та—тя ма—мя ка—кя ла—ля и т.п.
3. Дидактическая игра «Назови имя девочки или мальчика».
Словарный материал:
Ва-ся То-ня Та-ня Ва-ля Ва-ня Ко-ля Се-ня Ма-ня
4. Образование относительных прилагательных. Словарный материал:
5. Составление предложений с этими словосочетаниями.
Составление схем предложений.
III. Физкультминутка.
Знакомство с буквой я.
Показ буквы я.
Нахождение в кассе букв.
Печатание буквы в тетрадях.
Логопед выкладывает слогма. Дети читают. Уточняется характеристика звуков. Логопед вместо буквы а ставит букву я. Дети читают новый слог. Уточняется характеристика согласного звука. Аналогичная работа проводится со слогами на, та, ка, па.
Логопед уточняет, какую букву пишут после мягкого согласного.
Работа с кассой букв: Маня— Таня—Паня.
Печатание имен в тетрадях. Закрепление правила употребления прописной буквы.
IV. Подведение итога занятия.
Тема. Звуки б, б’. Буква б.
Цель
Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков б, б’ в слогах, словах, фразах; учить выделять первый и второй слоги в словах; работать над предложением; закрепить навык преобразования слов; познакомить с буквой б; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Садится тот, кто назовет слоги в словах соки, носы, супы, маки, суки, киты, мята.
1. Вывешиваются картинки: белка, бант, бинт, бумага, береза, бочка, банан, бинокль. Логопед задает вопросы:
Какой звук во всех этих словах слышится чаще других?
Как вы думаете, с какими звуками мы будем сегодня знакомиться?
2. Речевая зарядка. Логопед произносит слоги. Дети хлопают в ладоши, если услышат слог со звуком б или б'.
Словарный материал: та—па—ба—ко—би—по—пы—би— да—но—бы—ка—то—би.
3. Упражнение «Назови слоги в словах»:
1-й слог |
2-й слог |
бегемот |
губы |
банан |
кабан |
белок |
забор |
булавка |
верба |
бинокль |
тумба |
банка |
клумба |
берег |
работа |
белка |
кубики |
а) Жучка будку (булку) не доела, Неохота, надоело.
б) Ехал дядя без жилета (билета), Заплатил он штраф за это.
в) На островок налетел ураган,
На пальме остался последний баран (банан).
Дидактическая игра «Бом и Бим». У детей на столах лежат картинки (булка, белка, банан, бинт, бумага, бинокль, ботинки, берёза, баранки, кубики, букет, бельё, буквы, голуби). На звук б встают друзья Бома, на звук б’ встают друзья Бима.
Составление предложений с вышеназванными картинками.
Работа со схемами предложений.
Буратино
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Буква б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Нахождение буквы б в кассе букв.
Прописывание буквы в воздухе.
Печатание буквы в тетрадях.
Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков б, б', п, п' в слогах, словах, фразах; учить определять и называть второй слог в словах; формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
I. Организационный момент.
Садится тот, кто назовет первый звук в словах пакет, белый, бочка, пень, банка, пирожок, белка, пух, букет, палатка, пыль, бинокль, пена, булавка.
II. Логопед задает вопрос: «Как вы думаете, о каких звуках мы будем говорить сегодня?»
Уточнение артикуляции звуков.
Характеристика звуков.
Воспроизведение детьми слоговых рядов.
Игровое упражнение «Отбери картинки».
На первую полоску дети выкладывают картинки со звуком я; на вторую полоску— картинки со звуком и'; на третью полоску — картинки со звуком б; на четвертую полоску — картинки со звуком 6 в названиях.
Дидактическая игра «Чего не стало».
Игровое упражнение «Измени звук в слове». Словарный материал:
бас—пас бар—пар бух—пух
балка—палка бочка—почка пилить—белить
бетон—питон бить—пить бабочка—папочка
Игровое упражнение «Назови второй слог в словах». Словарный материал:
Игровое упражнение «Запомни и назови слова со звуками п, б».
Словарный материал:
В булочной у нас баранки, булки, бублики, буханки, пирожки, батоны, плюшки, и плетенки, и пампушки, курабье, бисквит, печенье, бутерброды, чай с вареньем, много пряников, конфет, пастила есть и шербет, и пирог с начинкой сладкой, и полено, и помадка... Называйте, не стесняйтесь, выбирайте, угощайтесь!
Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Пушок».
Книга предназначена для логопедов, воспитателей, работающих в специализированных дошкольных учреждениях, может быть использована учителями-дефектологами
26 09 2014
8 стр.
Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации. Поэтому детям, имеющим нарушения речи, следует вовремя оказать помощь, исправить деф
01 10 2014
1 стр.
Орг момент. Раздать материалы к уроку (текст, задания, таблицы «Стили речи» и «Типы речи»)
11 10 2014
1 стр.
Хорошо известно, что в речи нормально развивающихся детей есть множество отклонений от нормативного языка. Эти отклонения, нарушения нормы затрагивают все компоненты языковой компе
18 12 2014
1 стр.
Цель: Содействовать стремлению детей к преодолению нарушений в речи и двигательной сфере, субъективно – ценностному отношению к своему здоровью
15 10 2014
1 стр.
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе
08 10 2014
1 стр.
Основным направлением моей профессиональной деятельности является и развитие формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
13 10 2014
1 стр.
Однако в данном случае речь идет не только и не столько о содержании учебных предметов, сколько о необходимости изучения в школе раздела «Пожарная безопасность» курса «Специальна
27 09 2014
1 стр.