Перейти на главную страницу
«Ферзиковская средняя общеобразовательная школа»
муниципального района «Ферзиковский район» Калужской области
Конспект урока
10 класс
Раствор этилового спирта куриное яйцо, пробирка, учебник 10 класс О.С.Габриелян, рабочая тетрадь.
Как вы думаете, зная свойства спирта, его возможно его применение.
Сегодня нам предстоит выяснить, вреден ли спирт или помимо вредного действия спирт имеет и положительные качества. ….
4. Проведение игры.
Спирты имеют самое широкое распространение в природе, особенно в виде сложных эфиров, однако и в свободном состоянии их можно встретить достаточно часто.
Метиловый спирт в небольшом количестве содержится в некоторых растениях, например: борщевике (Heracleum).
Этиловый спирт — естественный продукт спиртового брожения органических продуктов, содержащих углеводы, часто образующийся в прокисших ягодах и фруктах без всякого участия человека. Кроме того, этанол является естественным метаболитом и содержится в тканях и крови животных и человека.
В эфирных маслах зеленых частей многих растений содержится «спирт листьев», придающий им характерный запах.
Фенилэтиловый спирт — душистый компонент розового эфирного масла.
Очень широко представлены в растительном мире терпеновые спирты, многие из которых являются душистыми веществами.
2 Аргумент.
В медицинской практике спирт этиловый применяют преимущественно как наружное антисептическое (обеззараживающее) и раздражающее средство для обтираний, компрессов и т. п. Спирт этиловый широко применяют в различных разведениях для изготовления настоек, экстрактов и лекарственных форм для наружного применения. Применяется также в качестве пеногасителя при отеке легких и предотвращения преждевременных родов. Применяют наружно в виде примочек как средство противовоспалительной консервативной терапии начальных стадий фурункулов (острого гнойно-некротического воспаления волосяного мешочка), панарициев (острого гнойного воспаления тканей пальца), инфильтратов (уплотнений). Примочки накладывают 3-5 раз в день по 15 мин. Используют в качестве антисептика (обеззараживающего средства) для обеззараживания рук хирурга (способы Фербрингера, Альфреда и др.), а также для обработки операционного поля, особенно у лиц с повышенной чувствительностью к другим антисептикам, у детей и при операциях на областях с тонкой кожей у взрослых (шея, лицо). В качестве раздражающего средства рекомендуют для обтираний и компрессов.
Этиловый спирт широко используют в различных областях промышленности и прежде всего в химической. Из него получают синтетический каучук, уксусную кислоту, красители, эссенции, фотопленку, порох, пластмассы. Спирт является хорошим растворителем и антисептиком. Поэтому он находит применение в медицине. Спирты довольно широко используются в качестве душистых веществ для составления композиций в парфюмерно-косметической промышленности. В пищевой промышленности широкое применение спиртов общеизвестно: основой всех алкогольных напитков является этанол, который получается при сбраживании пищевого сырья — винограда, картофеля, пшеницы и прочих крахмало- или сахаросодержащих продуктов. Кроме того, этиловый спирт используется в качестве компонента (растворителя) некоторых пищевых и ароматических эссенций (ароматизаторов), широко используемых в кулинарии, при выпечке кондитерских изделий, производстве шоколада, конфет, напитков, мороженного, варений, желе, джемов, конфитюров и пр.
Использование спиртов в качестве растворителей включает в себя следующие направления:
Еще одно свойство спирта - противошоковое. Он действует на организм как наркоз, и при травме, когда под рукой нет обезболивающих препаратов, выручит полстакана разведенного спирта. Любые травы, настоянные на водке или спирте, действуют на организм сильнее, чем отвары и настои. Метиловый спирт по запаху и вкусу трудно отличить от этилового. Он чрезвычайно опасен: прием внутрь приведет к слепоте или летальному исходу. Неразборчивые любители спиртного, добывающие спирт на работе, рискуют отравиться. И спасти такого горемыку может только... стакан разбавленного этилового спирта - единственного эффективного противоядия.
Есть высказывание «Вино топит больше людей, чем вода». Среди ядовитых веществ, что оказывает воздействие на организм человека – это этиловый спирт. Смертность от употребления этилового спирта превышает число смертельных случаев, вызываемых всеми инфекционными заболеваниями. Проследим прохождение спирта в организме человека: обжигая слизистую оболочку полости рта, глотки, пищевода, он поступает в желудок. В отличии от других веществ спирт быстро всасывается в желудке, часть в тонком кишечнике и быстро всасывается в кровь, потом спирт с кровью поступает во все клетки организма. Нарушая функции клеток, спирт вызывает их гибель: при употреблении 100 гр. пива погибает около 3000 клеток мозга, 100 гр. вина – 500, 100 гр. водки - 7500,соприкосновение эритроцитов с молекулами спирта к свёртыванию кровяных клеток. В головном мозге спирт обнаруживается в неизменном виде, через 20 дней после его принятия.
Повреждается также и поджелудочная железа. Снижается выработка пищеварительных ферментов, необходимых для расщепления пищи. Эти ферменты, в поджелудочной железе содержатся в неактивной форме, иначе они «переваривали» бы саму железу. Поступают в кишечник они в небольшом количестве и только там становятся активными. Но при употреблении алкоголя возникают нарушения работы пищеварительного тракта, способствующие активации ферментов внутри железы. Развивается панкреатит. Помимо того, что поджелудочная железа вырабатывает ферменты, в ней же находятся клетки, вырабатывающие инсулин. При хроническом панкреатите гибнут и эти клетки — развивается сахарный диабет. Острый же панкреатит опасен для жизни. После всасывания алкоголя в желудке, с кровотоком спирт поступает в печень, где происходит его окисление (90–95%) до ацетальдегида — очень опасного и токсичного вещества. В свою очередь он окисляется до уксусной кислоты и расщепляется до углекислого газа и воды. Под действием ацетальдегида часть клеток печени гибнет. Об этом свидетельствует сдвиг ферментов печени (биохимический анализ крови). При хроническом употреблении алкоголя развивается гепатит, гепатоз и цирроз. При употреблении некачественного алкоголя или различных «коктейлей», содержащих дополнительную «химию», может развиться острый гепатит (массовая гибель клеток) или «желтуха», что потребует немедленной госпитализации (порой в отделение реанимации).
А что же творит алкоголь в крови? Как только он попадает в кровь, начинается гемолиз (разрушение) эритроцитов. Разрываются мембраны этих клеток, и гемоглобин уже не может переносить кислород. С током крови алкоголь разносится по всем органам и клеткам организма.
Головной мозг имеет хорошее кровоснабжение, поэтому этанол хорошо накапливается в нем. Но всем так же известно, что «нервные клетки не восстанавливаются». К сожалению, этанол действует на нейроны так же, как и на клетки печени. А вот выведение этанола из нервной системы затруднено. Поэтому его действие на головной мозг более длительное, чем на другие органы.
Каждый прием алкоголя связан с образованием многочисленных кровеносных тромбов в головном мозге, в результате чего отмирает большое количество мозговых клеток. Значительные изменения структуры головного мозга возникают уже после нескольких лет употребления спиртного. Фактически у всех обследованных пьющих людей установлено уменьшение объема мозга, вместе с уменьшением интеллектуальных способностей.
Алкоголь является ядом, убивающим клетки (поэтому, например, порез или ссадину можно обработать спиртом, и микробы погибнут). Этанол концентрируется в печени и мозге (если принять содержание спирта в крови за единицу, то в печени будет 1,5, а в мозге 1,75) – следовательно, в первую очередь убиваются клетки в этих органах. Концентрация этанола, достаточная для убийства клеток мозга, создается после приема более 20 мл спирта у мужчин и более 10 мл у женщин.
4 Аргумент .
Алкоголь является мутагеном.
Мутантные клетки собственного тела во взрослом организме обычно уничтожаются иммунной системой (а если она почему-то не справляется, то возникает рак, у алкоголиков – рак ротовой полости, пищевода, желудка и печени).
Мутации в половых клетках никак не проявляются у человека, который выработал эти клетки, зато они проявляются у его детей.
Сперматозоиды в семенниках у мужчин развиваются в течение 75 дней, поэтому если вы запланировали кого-нибудь зачать – перед этим 2,5 месяца полностью воздержитесь от алкоголя, и все будет хорошо.
Женщинам такая мера не поможет: яйцеклетки имеются у них с рождения, так что если женщине 20 лет, значит и ее яйцеклеткам 20 лет, и все мутагенные воздействия, которые происходили за эти 20 лет, в яйцеклетках накапливаются.
Алкоголь нарушает развитие плода. Нарушения эти связаны не с мутациями, а с неправильным взаимодействием клеток развивающегося плода. Больше всего страдает мозг: дети алкоголиков обычно умственно отсталые. Кроме того, возможны и уродства: недоразвитие конечностей, поражение сердца, почек и т.д.
5 Аргумент.
Печень после алкоголя
В последние годы в большинстве индустриально развитых стран неуклонно растет число поражений печени алкогольной этиологии, нередко превосходя по частоте вирусные поражения. Алкогольные поражения печени составляют 30—40% в общей структуре заболеваний печени. При биопсии печени в общетерапевтической клинике алкогольные гепатопатии занимают первое место. Существует строгая корреляция между смертностью от циррозов печени (ЦП) и уровнем потребления алкоголя на душу населения. При аутопсии частота обнаружения циррозов печени у больных хроническим алкоголизмом составляет 8%, тогда как у «неалкоголиков» около 1%.
В зависимости от дозы, концентрации, пути попадания в организм и длительности воздействия этанол может обладать наркотическим и токсическим действием. Под наркотическим действием обозначается его способность вызвать кому, ступор, нечувствительность к боли, угнетение функций ЦНС, алкогольное возбуждение, привыкание, а также его наркозное действие. Тем не менее, с юридической точки зрения этиловый спирт наркотиком не признан, так как это вещество не включено в международный список контролируемых веществ конвенции ООН 1988 года. В определённых дозах к массе тела и концентрациях приводит к острому отравлению и смерти (смертельная разовая доза — 4-12 граммов этанола на килограмм массы тела).
Несмотря на наиболее ярко выраженный рост заболеваемости онкологическими заболеваниями при употреблении доз выше 25 г. этанола в день, увеличение частоты таких заболеваний по сравнению с трезвенниками наблюдается и в группе «умеренно употребляющих».
Вывод.
Ежедневное употребление более 20-40 г этилового спирта приводит к необратимым изменениям в органах, т.е. всего лишь бутылка пива либо полбанки алкогольного коктейля в сутки — это порог алкоголизма. Ты можешь сказать: я ведь не пью ежедневно, а лишь иногда напиваюсь. Редко, но метко, так сказать. Только порог алкоголизма для этих случаев тот же самый. Суммируешь количество употребляемого алкоголя за месяц (год), пересчитываешь на спирт и делишь за количество дней. Если получается больше 20-40 г на день, задумайся, не стало ли «расслабление» пагубным пристрастием? К тому же «ударные» дозы спиртного наносят организму более опустошающий урон, нежели бутылка пива в день.
1.Выслушав все аргументы, давайте сделаем выводы о пользе и о вреде спирта.
2. Понравился ли вам урок в такой форме?
Домашнее задание
Образовательная – повторить, обобщить и проконтролировать знания учащихся о спиртах
11 10 2014
1 стр.
Цель: Выяснить, в чём вред и польза шоколада – любимого лакомства детей и взрослых. В домашних условиях получить шоколад, путём соединения натуральных компонентов
17 12 2014
1 стр.
Цель урока: сформировать представление об алгоритме как фундаментальном понятии информатики
15 12 2014
1 стр.
Данная методическая разработка является одним из уроков по теме «Музыкальная драматургия», включает в себя: план-конспект урока, презентацию урока. Может быть использована для пров
15 10 2014
1 стр.
Тип урока: комбинированный (объяснение нового материала с элементами урока-практикума)
08 10 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.
Познакомить учащихся с веществами индикаторами, с историей открытия индикаторов, исследовать поведение индикаторов в различных средах
07 10 2014
1 стр.
Цели и задачи урока: Сформировать представление о климате Африки, основных факторах климатообразования. Учить работать с климатическими диаграммами, климатическими картами. Тип уро
08 10 2014
1 стр.