Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 5страница 6




Приложение №1

Конспекты уроков.

Тема I. Специфика философского знания.

План:

  1. Роль мировоззрения в жизни людей.

  2. Исторические типы мировоззрения,

  3. Исторические типы философии.

С раннего детства, осваивая мир и накапливая знания, человек задает себе «вечные вопросы»:

  • Как устроен мир?

  • Хаос - закономерность или случайность?

  • Каково соотношение материального и духовного?

  • Что такое жизнь?

  • А что такое смерть?

  • Что есть истина?

  • Что такое совесть, честь и достоинство, добро или зло, красота?

  • Что есть личность, человек?

  • В чем смысл жизни?

Потребность человека в самоутверждении, самоопределении и в мире, в самовыражении ставит многие сложные вопросы. Все науки в той или иной мере помогают ответить на некоторые из них. Но на вопрос: «В чем смысл жизни?» ни одна из прикладных или фундаменталь­ных наук ответить не может. На этот вопрос каждый человек отвечает сам, на основе своего сложившегося мировоззрения.

Мировоззрение — 1. это система устойчивых взглядов, поня­тий и представлений об окружающем мире, которые переросли в убеждения и оказывают влияние на пове­дение и жизненную позицию человека.

2. это система принципов, взглядов, цен­ностей, идеалов и убеждений, определяющих как отно­шение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей.

Особенности мировоззрения:

1. исторический характер - преобладающие на том или ином этапе истории предельно общие убеждения, идеалы, принципы жизнедеятельности людей.

2. групповой характер - это воззрения определяющие жизнь

отдельных групп людей, слоев общества.

3. индивидуальный характер - это присущие данной личности общие представления о мире, жизненные программы.


Элементы мировоззрения

мироощущение

мировосприятие

миропонимание


Эмоционально- психологическая сторона мировоззрения

Образная картина мира

Познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения

NB! Особенности:


  • разный коэффициент эмоциональности и интеллектуальности.

  • о
    разум

    мировоззрение
    бязательность их сочетания.

з
воля, действие

убеждение
нания, идеалы


чувства



вера

сомнение

ценностные догматизм скептицизм

ориентиры фанатизм цинизм

Для понимания сути того или иного явления важно знать:



  • как оно возникло,

  • на смену чему пришло,

  • чем отличались его ранние стадии от последующих.

Каждый человек приходит к философским раздумьям своим путем.
Но есть также путь, по которому когда-то пришло к философии все человечество.

  1. Исторические типы мировоззрения,
    (см. таблицу)


  2. Исторические типы философии

Возникновение философии относится к глубокой древности. Зачатки философских знаний отчетливо обна­руживаются в VI-V вв. до н.э. в Китае, Индии, в Среднеземноморье. С образованием первых морских цивили­заций, с появлением классов, государства, с развитием земледелия, ремесла, торговли происходит накопле­ние различных сведений и знаний, составляющих предпосылки будущей науки и приходящих в противоречие с мифологически-религиозным мировоззрением.

  1. Основной вопрос философии (см. схему)


  • Чтобы проехать по городу - надо знать план города.

  • Чтобы сделать операцию - надо знать анатомию человека.

  • Чтобы управлять фирмой - надо знать систему производственных связей.

  • Чтобы правильно оценить перспективы своей деятельности – надо уметь анализировать свои поступки.

Каждая наука дает знания об определенной стороне мира,


но ни одна не дает основы для общей целостной картины мира.
Философия как знание «единого во всем» дает такую картину мира. «Художником « такой картины мира является все общество, все сооб­щество ученых. Процесс создания такой картины - синтез, стыковка, объединение основных элементов и деталей, которые вырабатываются

Но у каждой науки - свои задачи и вопро­сы.

Подобный синтез - это философская задача, в основе которой лежат дубинные стержневые отношения мир => человек => мир.

Т.О.: предмет философии - обоснование мировоззрения и синтез картины мира, фиксирующей отношения между человеком и окру­жающей средой, место человека во вселенной и в обществе.


  1. Методы познания

Естествознание

Гуманитарные науки

Эмпирические

методы


Теоретические

методы


Теоретические методы

  1. наблюдение

  2. опыт

  3. эксперимент

Применение к отвлеченным формальным отношениям, операциям между символами

И
1.диалектика

2.метафизика


сследование отношений человека и мира в целом

  1. классификация

  2. систематизация

  3. логический вывод

  4. доказательство

  5. обобщение

  6. сопоставление различных феноменов и поиск объединяющих их связей




Исторические типы мировоззрения,

название

Определение

Основные те­мы

содержание

функции

значение

1.

2

3

4

5

6

Мифология

Mvfos-


предание,

сказание


Logos — слово, понятие,

учение


1.форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.

2. целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, знание и веру.



1. КОСМОГОНИЯ (происхождение, начало и устройство мира, природные силы - хаос - демонические силы - космос).

2. происхождение людей (рождение, жизнь, смерть, память).

3. различные культурные достижения людей (огонь, ремесла, обычаи)


1.зачатки знаний,

религиозных верований, политических воззрений, искусства, философии.

2. поэтическое богатство и мудрость различных народов.

3. выражение мысли в конкретных образах, поэтических метафорах.



1. увязывание настоящего с прошлым и будущим.

2. формирование

коллективных представлений народа.

3. духовная связь

поколений.

4. закрепление системы ценностей, норм поведения.

5. поиск единства

природы и общества, мира и человека.



1.через эпос, легенды,

сказания исторические предания, мифологические образы вошли в гуманитарную культуру человечества.

2. наполнение мировых религий.

3. сохранение в массовом мышлении.

4. мифология, уйдя как особая ступень сознания, оставила поиск ответов на «вечные вопросы».


Религия

Religious -

благочестие,

набожность,

святыня,

предмет


культа.

1. форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на этот, «земной»,

чувственный, естественный мир и на тот, небесный, сверхчувственный, сверхъестественный мир.

2. сознательно организованная вера человечества, форма их поклонения «высшим силам», то есть воплощенным в них почитаемых обществом ценностей.


1. «высшие силы» (таинственные силы природы и истории, судьба)

2. осознание зависимости людей

от этих сил.

3. иллюзорное восполнение слабости человека и

общества перед ними.

4. сплетение на-

чал добра и зла, божественного и

демонического (развитие параллельно друг другу).



1. вера в существование тех или иных сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и в жизни людей.

2. наличие веры

(внутреннего способа существования религиозного сознания, особое переживание) и культа (внешний способ существования религиозного сознания, система утвердившихся ритуалов, догматов)


1. бог: владыка и защитник, спаситель и победитель зла, блюститель традиций, морали, культуры и духовных уз.

2. вера носит как

светлый, радостный характер (общечеловеческие высокие

ценности), так и черты непримиримости, вражды и фанатизма

3- мощное средство социальной регламентации и духовного гнета.

4. почва для ересей.



1. и мировоззренческое и нравственное влияние на общественное сознание.

2. возведение на пьедестал духовно- ценностной стороны жизни человека способствовало развитию духовности человека.

3.преимущественное внимание к человеческим тревогам, надеж-

дам и вере.



Философия

Phileo -


люблю

Sofia - муд-

рость


1.принципиально новый тип миропонимания, основанный на позициях разума, интеллекта.

2. «любовь к истине», мудрости, впитывающая в себя наиболее ценные, насыщенные смыслом достижения духовной культуры.



1. познание окружающего мира и его законов

2. раздумья о природе, о человеке, его судьбе, о разумном устройстве общества и смысле человеческой жизни.

3. поиск гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей.


1. стремление к совершенно особому - интеллектуальному постижению мира, основанному на бес-

корыстном служении истине.

2. знание особого рода - «знание единого во всем».


1. стремление не

просто накопить

сумму знаний, а

понять мир как целостный и единый в своей основе.

2. уравновесить

сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знание и

действие.


1. прогрессирующее

размежевание с мифологией, разрыв узких рамок обыденного сознания.

2. понимание того, что познание само по себе неполноценно (одна из функций культуры), оно становится важным лишь в сочетании с ценностями человеческой жизни.

3. мудрость =поиску истины напряжением ума


1. Предпосылки возникновения Философии:



1. расчеты, счет, торговля, налоги

изобретение чисел (0-10)

последовательность, систематичность знаний

математика

2.потребности земледелия, ирригация, точность дат

накопление астрономиче­ских и агрономических знаний

Регулярность, последовательность движения планет, смены сезонов

астрономия

3.переход от родоплемен­ного строя к рабовладельче­скому

разрушение старых обычаев, создание законов

изменения в общественном строе, в человеческих отношениях

новая религия

2. Этапы Формирования философских концепций

Древняя Греция VIII-III в. до н.э.




Географический фактор

Экономический

Фактор


Политический фактор

Элементы философии




Греческие города

> на берегу моря,

> пересечение

тор­говых путей

Бурный обмен знаниями, навы­ками, товарами,

> Развитие производительных сил требовало обобщения и системати­зации накопленных знаний,

> Огромные строительные работы

Возникновение древне­греческой демократии - развитие риторики:

> умение убеждать в сво­ей правоте (доказательство),

> соединение знаний с систематичностью математики (логика)

> сравнение различных мифов, картин мира,

> критическое отношение при выявлении противо­речий и несоответствий,

> развитие строго систематического мышления,

> поиск новых форм объяснения мира,




натурфилософы

Основа вещей - воз­дух, вода, земля, огонь, апейрон - воспринимаются чувственно, естест­венно


атомисты

Неделимые частицы - атомы, чувственно невоспринимаемые фи­зические частицы, различающиеся по размеру, сцеплению, положением, фигурой


пифагорейцы

Все мировые про­цессы определяются математическими атомами, целыми числами

элеаты

Единое, незримое бы­тие, которое можно постичь разумом, но не чувствами

платоники

Мир идей, царство чистого разума и чистой мысли во­площаются в мате­риальных объектах, которые – лишь тень, отражение их в земном мире объектах, которые – лишь тень, отражение их в земном мире




Создание новой картины мира:

Космоцентризм








Из чего все возникает?

К чему все возвращается?

Замкнутость системы




Конечность системы



Цикличность системы






Общее:

  1. стремление объяснить мир из самого себя;

  2. второстепенность сверхъестественных сил;

  3. осознание взаимосвязи вещей.



Значение:

  1. круговорот космоса – большой шаг в развитии философии;

  2. зарождение двух противоборствующих линий в философии;

  3. развитие и усовершенствование логики для доказательства своей позиции.



































средневековье

теоцентризм

(мир создан Богом; мир создан одним, раз и навсегда; мир неделим)



Эпоха Возрождения (XIV — XVI вв.)

Географический фактор

Экономический
фактор

Политический фактор

Идеологический
фактор

Элементы

философии



Великие географи­ческие открытия - расширение сферы действия западной цивилизации

Зарождение капита­лизма (развитие инициативы и ак­тивности человека)

Борьба буржуазии за политическую власть


Необходимость в новом видении ми­ра, в моральном и юридическом равен­стве людей, самоутверждении лично­сти

В центре внимания - человек, его достоинство, свобода разум



Новое время (XVI-XIX вв.)

в сферу мирового капитализма втянута почти вся планета

  • победа капитализма в большинстве стран

  • создание колониальных империй

  • победа буржуазии в революциях;

  • завоевание политической власти и установление буржуазной демократии

  • возникновение нового естествознания

  • накопление огромного фактического материала

  • обнаружение противоречий в научных проблемах

  • необходимость в философском анализе естествознания

  • необходимость в общей методологии познания

бицентризм

социоцентризм

гносеоцентризм

ключевой вопрос философии – вопрос о месте и роли человека в обществе, о его правах, об отношении к власти и государственной системе

центральная проблема философии – вопрос об отношении человека к изучаемым материальным предметам, к природе в целом

рационализм

эмпиризм

главное: логическое обоснование науки (идеи присущи человеку, являются врожденными).

НО: каким образом эти идеи могут дать точное, правильное или истинное знание об окружающем мире?

главное: обоснование экспериментального естествознания (все знания возникают из опыта и наблюдения).

НО: как возникают научные теории, законы, понятия, которые нельзя получить из опыта и наблюдения непосредственно («на кончике пера»)?


  • Наличие универсального (божественного) сознания, изначальных идей;

  • Они существуют вне и независимо от материи и сознания человека.

  • Сознание человека – частное проявление мирового сознания.

  • Нет доказательств существования ни материи, ни мира идей.

  • Признание лишь наличия индивидуального (человеческого, т.е. субъективного) сознания.

  • Все остальное – есть результат его (сознания) деятельности, плод воображения.


ИЛЛЮСТРАЦИИ ДЛЯ ОБШЕСТВОЗНАНИЯ

Тема I. Роль философии в формировании ми­ровоззрения.

II. Исторические типы мировоззрения.

Мифология.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. Бытие 1:31

1.В начале сотворил Бог небо и землю.

2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Бо­жий носился над водою.

3" И сказал Бог: «Да будет свет». И стал свет.

4" И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.


  1. И назвал Бог свет „днем", а тьму „ночью". И был вечер, и было утро: день один.

  2. И сказал Бог: «Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды». И стало так.

  3. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от во­ды, которая над твердью. И стало так.

  4. И назвал Бог твердь „небом". И увидел Бог, что [это] хорошо. И был вечер, и было утро: день второй.

  5. И сказал Бог: «Да соберется вода, которая под небом, в одно ме­сто, и да явится суша». И стало так. И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.

10. И назвал Бог сушу „землею", а собрание вод назвал „морями". И увидел Бог, что [это] хорошо.

11. И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву, сеющую се­мя породу и по подобию [ее], и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле». И стало так.



  1. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле. И увидел Бог, что [это] хорошо.

  1. И был вечер, и было утро: день третий.

  2. И сказал Бог: «Да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;

  1. и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю». И стало так.

  2. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;

  3. и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,

  1. и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что [это] хорошо.

  2. И был вечер, и было утро: день четвёртый.

2О И сказал Бог: «Да произведет вода пресмыкающихся, душу жи­вую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной". И стало так.

  1. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пре­смыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо.

  2. И благословил их Бог, говоря: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле".

  3. И был вечер, и было утро: день пятый.

24" И сказал Бог: «Да произведет земля душу живую по роду ее, ско­тов, и гадов, и зверей земных по роду их». И стало так..

25" И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что [это] хорошо.



  1. И сказал Бог: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле».

  2. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божий» сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

  3. И благословил их Бог, и сказал им Бог: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».

29" И сказал Бог: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, ка­кая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам [сие] будет в пищу;

30. а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому га­ду, пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зе­лень травную в пищу». И стало так.

31.И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был ве­чер, и было утро: день шестой, (1)

Бытие 2:25

1. Так совершены небо и земля и все воинство их.

2.И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмым от всех дел Своих, которые делал.

З.И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

4" Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,


  1. и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посы­лал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,

  2. но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.

  3. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою.

  4. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

9" И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево по­знания добра и зла.

10. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделя­лась на четыре реки.

11. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золо­то;

12.и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.

13"Имя второй реки Тихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.

14.Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.

15. И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

16. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: «От всякого дерева в саду ты будешь есть,

17. а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в ко­торый ты вкусишь от него, смертью умрешь".

18. И сказал Господь Бог: «Не хорошо быть человеку одному; со­творим ему помощника, соответственного ему».

19. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он на­зовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.


  1. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

  2. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он ус­нул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

22.И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и при­вел ее к человеку.

23" И сказал человек: «Вот, это кость от костей моих и плоть от пло­ти моей; она будет называться „женою", ибо взята от мужа своего.

24" Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть».

25" И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.



КАЛЕВАЛА (фино-карелъский эпос)

Я, бывало, слышал речи,

Слышал, как слагались песни.



  1. По одной идут к нам ночи,

  2. Дни идут поодиночке —

Был один и Вяйнямёйнен,

Вековечный песнопевец,

-Девой выношен прекрасной,

110 Он от Ильматар родился.

Дочь воздушного пространства,

Стройное дитя творенья,

Долго девой оставалась,

Долгий век жила в девицах

115 Средь воздушного простора,

В растянувшихся равнинах.

Так жила — и заскучала,

Странной жизнь такая стала:

Постоянно жить одною

120 И девицей оставаться

В той большой стране воздуш­ной,

Средь пустынного пространства.

И спустилась вниз девица,

В волны вод она склонилась,

125 На хребет прозрачный моря,

На равнины вод открытых;

Начал дуть свирепый ветер,

Поднялась с востока буря,

Замутилось море пеной,

130 Поднялись высоко волны.

Ветром деву закачало,

Било волнами девицу,

Закачало в синем море,

На волнах с вершиной белой.

135 Ветер плод надул девице,

Полноту дало ей море.

И носила плод тяжелый,

Полноту свою со скорбью

Лет семьсот в себе девица,

140 Девять жизней человека —

А родов не наступало,

Не зачатый — не рождался.

Мать воды, она металась

То к востоку, то на запад,

145 То на юг, а то на север

И ко всем небесным странам,

Тяжко мучимая болью,

А родов не наступало,

150 Не зачатый - не рождался...

..Мало времени проходит,

Протекло едва мгновенье —

Вот летит красотка-утка,

Воздух крыльями колышет,

Для гнезда местечко ищет,

Ищет место для жилища...

. Полетала, осмотрелась,

Призадумалась, сказала:

«Коль совью гнездо на ветре,

На волне жилье поставлю,

Мне гнездо развеет ветер,

Унесут жилище волны".

195 Мать воды то слово слышит,

Ильматар, творенья дева,

Подняла из волн колено,

На пространстве этом темном,

В неудобном, темном месте,

Где свет солнца не сияет,

300 Блеска месяца не видно.

Он сказал слова такие

И такие молвил речи:

«Месяц, солнце золотое

И Медведица на небе!

305 Дайте выход поскорее

Из неведомой мне двери,

Из затворов непривычных

Очень тесного жилища!

Дайте вы свободу мужу.

310 Вы дитяти дайте волю,

Чтобы видеть месяц светлый,

Чтоб на солнце любоваться,

На Медведицу дивиться,

Поглядеть на звезды неба!»

315 Но не дал свободы месяц,

И не выпустило солнце.

Стало жить ему там тяжко,

Стала жизнь ему постыла:

Тронул крепости ворота,

320 Сдвинул пальцем безы­мянным,




Подняла плечо из моря,

Чтоб гнездо слепила утка,



  1. Приготовила жилище.

Утка, та красотка-птица,

Полетала, осмотрелась,

Увидала в синих волнах

Матери воды колено.

205 Приняла его за кочку

И сочла за дерн зеленый.

Полетала, осмотрелась,

На колено опустилась

И гнездо себе готовит,

210 Золотые сносит яйца:

Шесть яичек золотые,

А седьмое — из железа.

Вот наседкой села утка,

Греет круглое колено.

215 День сидит, сидит другой день,

Вот уж третий день проходит –

Ильматар, творенья дева,

Мать воды, вдруг ощутила

Сильный жар в своем колене:

220 Кожа так на нем нагре­лась,

Словно в пламени колено

И все жилы растопились.

Сильно двинула колено,

Члены сильно сотрясает —

225 Покатились яйца в воду,

В волны вод они упали,

На куски разбились в море

И обломками распались.

Не погибли яйца в тине

230 И куски во влаге моря,

На волнах морских туманных.

Но чудесно изменились

И подверглись превращенью:

Из яйца, из нижней части,

Вышла мать — земля сырая;


  1. из яйца, из верхней части,

Встал высокий свод небесный,

Из желтка, из верхней части,

Солнце светлое явилось;

Из белка, из верхней части,



  1. Ясный месяц появился;

Из яйца, из пестрой части,

Звезды сделались на небе;

Из яйца, из темной части,

Тучи в воздухе явились.



  1. И вперед уходит время,

Год вперед бежит за годом,

При сиянье юном солнца,

В блеске месяца младого...

( Ильмантар творит мир)

285 Камни ярко запестрели,

Встали в трещинах утесы,

Только вещий песнопевец

Вяйнямёйнен не рождался.

Старый, верный Вяйнямёйнен


  1. В чреве матери блуждает,

Тридцать лет он там проводит,

Зим проводит ровно столько ж

На водах, дремотой полных,

295 Он подумал, поразмыс­лил:

Как же быть и что же делать

Костяной замок открыл он

Малым пальцем левой нож­ки;

На руках ползет с порога,

На коленях через сени.

325В море синее упал он,

Ухватил руками волны.

Отдан муж на милость моря,

Богатырь средь волн остался.

Пролежал пять лет он в море,

330 в нем пять лет и шесть ка­чался,

И еще семь лет и восемь.

Наконец плывет на сушу,

На неведомую отмель,

На безлесный берег выплыл.

335 Приподнялся на колени,

Опирается руками.

Встал, чтоб видеть светлый ме­сяц,

Чтоб на солнце любоваться,

340 На Медведицу дивиться,

Поглядеть на звезды неба.

Так родился Вяйнямёйнен,

Племени певцов удалых

Знаменитый прародитель,

Девой Ильматар рожден­ный.




ТЕОГОНИЯ (Гесиод)

Вначале существовал лишь вечный безграничный темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей так далеко, как дале­ко от нас необъятное светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной мглы.

Из Хаоса родилась и могучая сила, все оживляющая любовь — Эрос. Безграничный Хаос породил вечный мрак - Эреб и темную ночь — Нюкту. А от ночи и мрака произошли вечный свет — Эфир и радост­ный светлый день - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая благодатная Земля породила безграничное небо - Уран, и раскинулось небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие горы и широко разлилось вечно шумящее море. Уран-небо воцарился в ми­ре. Он взял себе в жены благодатную Землю.


«БАЛЛАДА О ЛЮБВИ» (В.Высоцкий)

Когда вода Великого потопа

Вернулась вновь в границы берегов,

Из пены уходящего потока,

На сушу тихо выбралась Любовь

И растворилась в воздухе до срока,

А срока было сорок сороков.

Тема II. Материальность мира.

План:


  1. Понятие бытия.

  2. Философские учения о материальности мира.

  3. Материя и движение.

  4. Единство и многообразие мира.

  1. Понятие бытия.

Люди рождаются, живут и умирают – никому еще не удалось отменить этот порядок вещей. Возникают вопросы:

  • В чем смысл существования человека?

  • Какова цель его жизни?

  • Как и зачем преодолевать препятствия, которые преподносит нам жизнь?

    Обращаясь к окружающему миру, различным событиям люди постоянно обнаруживают:



  • Мир противоречив: постоянство - изменчивость;

  • Судьбы людей имеют различия и общее;

  • Время течет: это было – это есть – это будет.

    Запомним необходимые понятия:

    Состояние – это вся совокупность событий и ситуаций, процессов и явлений, внутренних переживаний, намерений и замыслов, с которыми человек имеет дело.

    Действительность, реальность – это совокупность всех состояний в прошлом, настоящем и будущем (реальность очень сложна, изменчива, состояния постоянно переходят друг в друга). Реальность существует в трех видах:



    Бытие - есть единство субъективной и объективной реальности.

    Место человека – центр бытия.





  1. Философские учения о материальности мира.

философы

основные положения их теорий

Античность

Материалисты: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит,

Эмпедокл



существует материал, из которого состоят все вещи – субстанция (Фалес, Гераклит – вода, Анаксимен – воздух, Эмпедокл – все стихии):

  • все вещи возникают, но не из ничего, а из вещей;

  • все вещи гибнут, но они превращаются не в ничто, а в другие вещи;

  • вечных вещей не бывает, а есть вечная субстанция;

  • существование большой разницы между тем как выглядят наблюдаемые нами явления природы и вещи, и тем, каковы они в действительности;

Левкипп,

Демокрит



атомарная теория:

  • основа всего сущего – атомы (первичный структурный уровень природы);

  • атомы объективны, вечны, несоздаваемы и неуничтожимы;

  • атомы неизменяемы, обладают физическими свойствами;

  • объяснение всего многообразия мира, явлений природы её формой, связью и свойствами атомов и их перемещениями;

Платон

идеализм:

  • субстанция мира – идеи;

  • атомы обладают геометрическими характеристиками, так как есть воплощение математических идей;

  • многообразие мира объясняется тем, что воплощение, реализация идей происходит искаженно;

средневековье

христианская философия

  • основа – учение о богосозданности и неизменяемости мира (не способствовала экспериментальному исследованию природы)

Новое время

Г.Галилей

И.Ньютон


Г.Гельмгольц


  • субстанция – вещество (физические характеристики);

  • все определяется законами механики (силы притяжения и отталкивания, механическое взаимодействие частиц);

  • все качественные различия между телами сводятся к количественным, все изменения – к перемещениям, все сложные – к простым, из которых состоят;

Ч.Дарвин

(XIX в.)


Естествознание:

  • рассмотрение вещей и процессов в развитии, во взаимных превращениях;

  • изучение источников развития и их противоречивых моментов, форм перехода одних явлений в другие;

  • концентрация внимания на универсальных связях, «соединяющей… процессы природы в одно великое целое» (К.Маркс);

Дж. Кларк Максвелл

физика:

  • обнаружение связи между электромагнитными и оптическими явлениями (создание электродинамики);

  • описание законами электродинамики движение э/магнитного и электрического полей (НО: поле  веществу) – Что же это такое?

  • 3 точки зрения:

    1. э/м и электрическое поле – состояние частиц вещества;

    2. наряду с веществом есть и поля;

    3. всё это – сочетание абстрактных понятий;

     предпосылка философского кризиса в естествознании!

Э.Мах

критика и механицизма, и атомистики: «существуют лишь наши ощущения и понятия, а верить в реальное существование явлений природы, изучаемых естествознанием, все равно, что верить в ведьм».

Открытия в ХХ в.

Идеалисты:

«Это кризис материализма, новые открытия опровергли материализм, доказали бытие Бога»


  • отрицательное электричество образуется из потока электронов;

  • открытие протонов;

  • экспериментальное доказательство существования атомов;

  • открытие радиоактивности;

  • все, что считалось материей (= веществу), свелось к электрически заряженным частицам (не материальны!);

    ТО: философский кризис в естествознании:



  1. если первичный структурный уровень природы составляют не атомы, а электрически заряженные частицы, то можно ли это назвать материей?

  2. если «весь мир состоит из электричества», а не из материи (электричество - нематериально), то материи нет, есть только наши понятия.

906 – В.И.Ленин

«Материализм и эмпириокритицизм»

понятие


  • эти открытия опровергают взгляды метафизического материализма о том, что природа, бесконечная вширь, конечна вглубь (есть «дно» - атомы), вещество ест нечто неизменное;

  • при переходе с одного уровня природы на другой исчезают старые и возникают новые её свойства и так до бесконечности;

  • выявленные свойства материи на первичном, структурном уровне природы отражают представления о строении материи на данном этапе развития науки;

  • материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях, которая копируется, фотографируется и отражается в нашем сознании, существуя независимо и вне его;

  • «един6ственное» свойство материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания;

  • Мир является не собранием готовых вещей, а совокупностью процессов, связей и отношений;

    Выводы:


  1. природа бесконечная и вширь и вглубь (атом так же бесконечен и неисчерпаем, как и природа);

  2. эти представления о свойствах материи носят естественнонаучный характер, а не философский;

  3. материя выражает всеобщие, универсальные свойства природы – философская категория:

    1. материя – то, что существует вне и независимо от нашего сознания;

    2. материя – то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;

    3. материя – то, отражением чего является сознание;

  4. все материальное существует объективно, но и все существующее объективно, вне сознания – материально.

А.Энштейн,

П.Дирак,


Д.Бош,

Н.Бор


(ХХ век)

  • физика элементарных частиц:

    1. элементарные частицы точечны, движутся по определенным траекториям с определенными в каждой точке скоростями, подчиняясь законам Ньютона в своих движениях;

    2. поля непрерывны, движение их – распространение волн с определенной амплитудой, частотой, фазой, по законам Максвелла;

  • атомная физика:

    1. микромир развивается и движется не так как макромир (элементарные частицы обладают свойствами и частиц и волн);

    2. тысячи элементарных частиц по сложности не уступают атому (фотон, электрон, позитрон, протон, нейтрон, нейтрон, нейтрино, мю-мезон, гравитон, глюон, кварк и др.)
      НО: Поль Дирак:

    «Я уверен, что та стадия физики, которая достигнута на сегодняшний день, не является окончательной… Это только переходная ступень к более совершенным стадиям…»

III. Материя и движение.

    1. понятие движения:

      1. важнейший атрибут, способ существования материи;

      2. в самом общем виде – это изменен6ие вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний;

      3. в мире нет материи без движения и движения без материи;

      4. движение материи абсолютно, покой относителен, так как представляет собой один из моментов движения.

        Античность




        Милетская школа

        все вещи пребывают в вечном движении и изменении.

        Элеатская школа

        Зенон


        Левкипп
        Гераклит

        отрицание постоянности и вечности движения:

        • нечто возникает из небытия или переходит в небытие НО: несуществующее не существует; небытие – несуществующее;

        • существует лишь бытие, но оно не может возникнуть из небытия или перейти в него: все существующее абсолютно неизменно;

        • бытие – заполненность, небытие – пустота, так как небытие не существует, то бытию некуда двигаться: бытие неподвижно;

        • единственное средство постижения истины – разум: существует то, что мыслимо, всё что мыслимо – существует;

        • пустота (небытие) существует нисколько не меньше, чем заполненность (бытие);

        • неизменные атомы перемещаются в пустоте;

        • учение о становлении и исчезновении вещей: бытие переходит в небытие, небытие – в бытие;

        XVIII в. н.э.

        механицизм



        • все процессы обратимы во времени;

        • действие законов классической механики материальной точки.

        XIXв.

        достижения естествознания

        К.Маркс

        Ф.Энгельс



        • хаотическое движение частиц приводит к необратимым процессам;

        • каждая форма движения подчинена своим законам, постоянны их переходы;

        • ни в природе, ни в обществе нет ни одного неизменного объекта;

        • движение неуничтожимо;

        • движение есть всякое изменение вообще;

        • формы движения: физическое, химическое, биологическое, социальное.

    2. Виды движения:



  1. Единство и многообразие мира.

    1. процесс унификации

Достаточно взглянуть на окружающую нас обстановку (город, производство, дом, природа), чтобы сразу оценить многообразие, предлагаемое нам миром. Это многообразие явлений в повседневной жизни и природе всегда привлекало людей, их внимание, заставляло задуматься над его причинами и происхождением. При этом люди всегда стремились унифицировать, объединить многообразные явления природы и общественной жизни в какие-то группы, более или менее устойчивые, обнаружить их единство.

НО ПОЧЕМУ?

Интерес к проблеме единства в многообразном возник в глубокой древности и был продиктован не только наблюдательностью людей, но и потребностью общества и производства. Как древний пастух, охотник, земледелец, гончар, так и современный рабочий должен был решать определенные производственные задачи, от которых зависит само существование. При этом человек всегда располагает ограниченным набором орудий труда, производственных навыков, норм общественного поведения. А задача состояла в том, чтобы, имея ограниченные возможности, овладеть неограниченным, разнообразным миром, приспособиться к нему. Для решения этой задачи нужно было научиться выделять и группировать сходные явления, находить в них нечто общее, сводить к чему-то единому, предпринимать определенные решения и согласованные действия.



рожь

пшеница


овес

ячмень





злаки

земледелие



различное

единое

общее действие


Задачи унификации





потребность объяснить саму возможность такого объединения и группировок

выработка практических, социальных и производственных навыков и приемов классификации сходных предметов и явлений

    1. идейное наследие философии.

      милетцы

      ионийцы




      мир един

      потому что

      он возникает из единой материальной первоосновы (огонь, вода, воздух, земля, силы – разум, любовь, дружба)

      Платон



      мир един

      потому что

      он есть осуществление вечных и неподвижных идей

      Пифагор



      мир един

      потому что

      он подчиняется единым математическим законам и числам;

      Демокрит



      мир един

      потому что

      разнообразные явления мира сконструированы из единой основы – материальных атомов

      Аристотель



      мир един

      потому что

      вещи, из которых он состоит, единичны и объективны, но объективны и нематериальны понятия, заключенные в эти вещи; единство многообразия вещей определяется единством содержащихся в них понятий

      христианство



      мир един

      потому что

      едино творение и божественный замысел

      неоплатоники



      мир един

      потому что

      реальны лишь общие понятии (универсалии  универсальное)

      номиналисты



      мир един

      потому что

      общим в мире являются лишь имена, названия (nomen), приписываемые нами различным группам вещей по нашему усмотрению

      NB! Решение этого вопроса стремились достичь путем логического доказательства, чисто умозрительных рассуждений.

      Новое и

      Новейшее время





      1. все спорные вопросы должны разрешаться научным экспериментом и наблюдением;

      2. природа имеет многообразные объективные модусы (modus – образ);

      3. единство природы определяется формами (устойчивы, постоянны, совпадают с понятием «закон природы»), которые открываются людьми в процессе наблюдения и эксперимента;

      4. монизм – предпочтение какому-то единому началу, первооснове мира [идеи Платона, абсолютный дух Гегеля, атомы Демокрита, всеобщая субстанция Спинозы];

      5. плюрализм – признание равноценности множества несводимых друг к другу оснований мира, форм существования и движения различных предметов и явлений мира.

    2. диалектический материализм о единстве и многообразии мира.

      1. все многообразные явления природы, общества и мышления внутренне связаны, находятся во взаимной обусловленности и зависимости:

        • астрофизика – физико-химическое единство строения мира (спектральный анализ звезд – состав основных химических соединений во всей Вселенной – таблица Менделеева);

        • астрономия – красное смещение световых волн (эффект Доплера) – «разбегание» Вселенной после «большого взрыва  единство видимой Вселенной;

        • биология – внутреннее единство живой природы (клеточное строение органического мира, общая структура клетки, общий механизм передачи информации – ДНК);

        • математика – установление связи в сложных системах с млрд. элементов (связь, электроника, АСУ. Интернет…)

      2. единство мира состоит в его материальности:

        • явления в природе, обществе, мышлении включены в единую систему связей и отношений;

        • эти связи и отношения существуют и изменяются объективно;

        • сознание, мышление людей включено в эту систему связей, так как возникает в результате объективного развития мира и существует как его активное, творческое отражение


  1. почему вопрос о единстве и взаимосвязанности мира – философский вопрос?

  2. разве специальные науки не могут ответить на этот вопрос?

  3. что может нового сказать философия, если она не ставит эксперимент?

  4. есть ли в этом смысл?






следующая страница>


Конспекты уроков. Тема I. Специфика философского знания. План: Роль мировоззрения в жизни людей

С раннего детства, осваивая мир и накапливая знания, человек задает себе «вечные вопросы»

947.93kb.

25 09 2014
6 стр.


Вопросы к вступительному экзамену по дисциплине

Природа и проблематика философского знания. Мировоззренческий смысл философской рефлексии; система философского знания

50.28kb.

10 09 2014
1 стр.


Набатова О. Г. Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6-7 кл.: Метод, пособие

Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6—7 кл.: Метод, пособие. — М.: Изд-во владос-пресс, 2001. 400 с

5033.25kb.

09 10 2014
33 стр.


Программа Конспекты уроков Достижения учащихся Распространение педагогического опыта Повышение квалификации
286.33kb.

14 09 2014
1 стр.


План и содержание лекций Общий план курса

Проблема предмета социологии. Специфика предмета социологии. Роль понятийно-категориального аппарата социологии в определении ее предмета. Развитие предмета социологии в основных с

168.35kb.

02 09 2014
1 стр.


Курсовая должна быть на укр языке План Введение Общая характеристика и специфика современной социологии

Проблема классификации и систематизации основных парадигм современного социологического знания

38.98kb.

25 12 2014
1 стр.


V интуитивизм и иерархический персонализм

Ему удалось детально разработать и связать воедино три вет­ви философского знания — теорию бытия (онтологию), теорию знания

361.86kb.

10 09 2014
1 стр.


План урока производственного обучения профессия: «Повар, кондитер» Курс первый Группа №101 Тема программы по перспективно-тематическому плану: Тема №18«Приготовление и порционирование первых блюд». Тема урока

Сформировать у обучающихся профессиональные знания по приготовлению заправочных супов. Изучить технологию приготовления щей; их разновидности, подачу, требования к качеству и хране

198.87kb.

17 12 2014
1 стр.