Перейти на главную страницу
2. это система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей.
Особенности мировоззрения:
1. исторический характер - преобладающие на том или ином этапе истории предельно общие убеждения, идеалы, принципы жизнедеятельности людей.
2. групповой характер - это воззрения определяющие жизнь
отдельных групп людей, слоев общества.
3. индивидуальный характер - это присущие данной личности общие представления о мире, жизненные программы.
Элементы мировоззрения
мироощущение
мировосприятие
миропонимание
Эмоционально- психологическая сторона мировоззрения |
Образная картина мира |
Познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения |
чувства
ценностные догматизм скептицизм
ориентиры фанатизм цинизм
Для понимания сути того или иного явления важно знать:
|
Каждая наука дает знания об определенной стороне мира, но ни одна не дает основы для общей целостной картины мира. |
Но у каждой науки - свои задачи и вопросы.
Подобный синтез - это философская задача, в основе которой лежат дубинные стержневые отношения мир => человек => мир.
Т.О.: предмет философии - обоснование мировоззрения и синтез картины мира, фиксирующей отношения между человеком и окружающей средой, место человека во вселенной и в обществе.
Естествознание |
Гуманитарные науки | |
Эмпирические методы
|
Теоретические методы
|
Теоретические методы |
|
Применение к отвлеченным формальным отношениям, операциям между символами |
И 1.диалектика 2.метафизика сследование отношений человека и мира в целом
|
Исторические типы мировоззрения, | |||||
название |
Определение |
Основные темы |
содержание |
функции |
значение |
1. |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Мифология Mvfos-
предание, сказание
Logos — слово, понятие, учение
|
1.форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. 2. целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, знание и веру. |
1. КОСМОГОНИЯ (происхождение, начало и устройство мира, природные силы - хаос - демонические силы - космос). 2. происхождение людей (рождение, жизнь, смерть, память). 3. различные культурные достижения людей (огонь, ремесла, обычаи)
|
1.зачатки знаний, религиозных верований, политических воззрений, искусства, философии. 2. поэтическое богатство и мудрость различных народов. 3. выражение мысли в конкретных образах, поэтических метафорах. |
1. увязывание настоящего с прошлым и будущим. 2. формирование коллективных представлений народа. 3. духовная связь поколений. 4. закрепление системы ценностей, норм поведения. 5. поиск единства природы и общества, мира и человека. |
1.через эпос, легенды, сказания исторические предания, мифологические образы вошли в гуманитарную культуру человечества. 2. наполнение мировых религий. 3. сохранение в массовом мышлении. 4. мифология, уйдя как особая ступень сознания, оставила поиск ответов на «вечные вопросы».
|
Религия Religious - благочестие, набожность, святыня, предмет
культа. |
1. форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на этот, «земной», чувственный, естественный мир и на тот, небесный, сверхчувственный, сверхъестественный мир. 2. сознательно организованная вера человечества, форма их поклонения «высшим силам», то есть воплощенным в них почитаемых обществом ценностей.
|
1. «высшие силы» (таинственные силы природы и истории, судьба) 2. осознание зависимости людей от этих сил. 3. иллюзорное восполнение слабости человека и общества перед ними. 4. сплетение на- чал добра и зла, божественного и демонического (развитие параллельно друг другу). |
1. вера в существование тех или иных сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и в жизни людей. 2. наличие веры (внутреннего способа существования религиозного сознания, особое переживание) и культа (внешний способ существования религиозного сознания, система утвердившихся ритуалов, догматов)
|
1. бог: владыка и защитник, спаситель и победитель зла, блюститель традиций, морали, культуры и духовных уз. 2. вера носит как светлый, радостный характер (общечеловеческие высокие ценности), так и черты непримиримости, вражды и фанатизма 3- мощное средство социальной регламентации и духовного гнета. 4. почва для ересей. |
1. и мировоззренческое и нравственное влияние на общественное сознание. 2. возведение на пьедестал духовно- ценностной стороны жизни человека способствовало развитию духовности человека. 3.преимущественное внимание к человеческим тревогам, надеж- дам и вере. |
Философия Phileo -
люблю Sofia - муд- рость
|
1.принципиально новый тип миропонимания, основанный на позициях разума, интеллекта. 2. «любовь к истине», мудрости, впитывающая в себя наиболее ценные, насыщенные смыслом достижения духовной культуры. |
1. познание окружающего мира и его законов 2. раздумья о природе, о человеке, его судьбе, о разумном устройстве общества и смысле человеческой жизни. 3. поиск гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей.
|
1. стремление к совершенно особому - интеллектуальному постижению мира, основанному на бес- корыстном служении истине. 2. знание особого рода - «знание единого во всем».
|
1. стремление не просто накопить сумму знаний, а понять мир как целостный и единый в своей основе. 2. уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знание и действие.
|
1. прогрессирующее размежевание с мифологией, разрыв узких рамок обыденного сознания. 2. понимание того, что познание само по себе неполноценно (одна из функций культуры), оно становится важным лишь в сочетании с ценностями человеческой жизни. 3. мудрость =поиску истины напряжением ума |
1. Предпосылки возникновения Философии:
1. расчеты, счет, торговля, налоги |
изобретение чисел (0-10) |
последовательность, систематичность знаний |
математика |
2.потребности земледелия, ирригация, точность дат |
накопление астрономических и агрономических знаний |
Регулярность, последовательность движения планет, смены сезонов |
астрономия |
3.переход от родоплеменного строя к рабовладельческому |
разрушение старых обычаев, создание законов |
изменения в общественном строе, в человеческих отношениях |
новая религия |
Древняя Греция VIII-III в. до н.э. |
| |||||||||
Географический фактор |
Экономический Фактор |
Политический фактор |
Элементы философии |
| ||||||
Греческие города > на берегу моря, > пересечение торговых путей |
Бурный обмен знаниями, навыками, товарами, > Развитие производительных сил требовало обобщения и систематизации накопленных знаний, > Огромные строительные работы |
Возникновение древнегреческой демократии - развитие риторики: > умение убеждать в своей правоте (доказательство), > соединение знаний с систематичностью математики (логика) |
> сравнение различных мифов, картин мира, > критическое отношение при выявлении противоречий и несоответствий, > развитие строго систематического мышления, > поиск новых форм объяснения мира, |
| ||||||
натурфилософы Основа вещей - воздух, вода, земля, огонь, апейрон - воспринимаются чувственно, естественно |
атомисты Неделимые частицы - атомы, чувственно невоспринимаемые физические частицы, различающиеся по размеру, сцеплению, положением, фигурой |
пифагорейцы Все мировые процессы определяются математическими атомами, целыми числами |
элеаты Единое, незримое бытие, которое можно постичь разумом, но не чувствами |
платоники Мир идей, царство чистого разума и чистой мысли воплощаются в материальных объектах, которые – лишь тень, отражение их в земном мире объектах, которые – лишь тень, отражение их в земном мире |
| |||||
Создание новой картины мира: Космоцентризм |
| |||||||||
![]() ![]() ![]() Из чего все возникает? К чему все возвращается? Замкнутость системы ![]() ![]() Конечность системы ![]() Цикличность системы |
| |||||||||
Общее:
|
Значение:
|
| ||||||||
|
| |||||||||
|
| |||||||||
|
| |||||||||
|
| |||||||||
|
|
средневековье | ||||
теоцентризм (мир создан Богом; мир создан одним, раз и навсегда; мир неделим) | ||||
Эпоха Возрождения (XIV — XVI вв.) | ||||
Географический фактор |
Экономический фактор |
Политический фактор |
Идеологический фактор |
Элементы философии |
Великие географические открытия - расширение сферы действия западной цивилизации |
Зарождение капитализма (развитие инициативы и активности человека) |
Борьба буржуазии за политическую власть |
Необходимость в новом видении мира, в моральном и юридическом равенстве людей, самоутверждении личности |
В центре внимания - человек, его достоинство, свобода разум |
Новое время (XVI-XIX вв.) | ||||||
в сферу мирового капитализма втянута почти вся планета |
|
|
|
| ||
бицентризм | ||||||
социоцентризм |
гносеоцентризм | |||||
ключевой вопрос философии – вопрос о месте и роли человека в обществе, о его правах, об отношении к власти и государственной системе |
центральная проблема философии – вопрос об отношении человека к изучаемым материальным предметам, к природе в целом | |||||
рационализм |
эмпиризм | |||||
главное: логическое обоснование науки (идеи присущи человеку, являются врожденными). НО: каким образом эти идеи могут дать точное, правильное или истинное знание об окружающем мире? |
главное: обоснование экспериментального естествознания (все знания возникают из опыта и наблюдения). НО: как возникают научные теории, законы, понятия, которые нельзя получить из опыта и наблюдения непосредственно («на кончике пера»)? |
|
|
1.В начале сотворил Бог небо и землю.
2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
3" И сказал Бог: «Да будет свет». И стал свет.
4" И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
11. И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя породу и по подобию [ее], и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле». И стало так.
25" И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что [это] хорошо.
30. а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу». И стало так.
31.И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой, (1)
Бытие 2:25
1. Так совершены небо и земля и все воинство их.
2.И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмым от всех дел Своих, которые делал.
З.И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
4" Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,
10. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
11. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
12.и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
13"Имя второй реки Тихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.
14.Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.
15. И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
16. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: «От всякого дерева в саду ты будешь есть,
17. а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь".
18. И сказал Господь Бог: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему».
19. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
23" И сказал человек: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться „женою", ибо взята от мужа своего.
24" Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть».
25" И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.
Я, бывало, слышал речи, Слышал, как слагались песни.
Был один и Вяйнямёйнен, Вековечный песнопевец, -Девой выношен прекрасной, 110 Он от Ильматар родился. Дочь воздушного пространства, Стройное дитя творенья, Долго девой оставалась, Долгий век жила в девицах 115 Средь воздушного простора, В растянувшихся равнинах. Так жила — и заскучала, Странной жизнь такая стала: Постоянно жить одною 120 И девицей оставаться В той большой стране воздушной, Средь пустынного пространства. И спустилась вниз девица, В волны вод она склонилась, 125 На хребет прозрачный моря, На равнины вод открытых; Начал дуть свирепый ветер, Поднялась с востока буря, Замутилось море пеной, 130 Поднялись высоко волны. Ветром деву закачало, Било волнами девицу, Закачало в синем море, На волнах с вершиной белой. 135 Ветер плод надул девице, Полноту дало ей море. И носила плод тяжелый, Полноту свою со скорбью Лет семьсот в себе девица, 140 Девять жизней человека — А родов не наступало, Не зачатый — не рождался. Мать воды, она металась То к востоку, то на запад, 145 То на юг, а то на север И ко всем небесным странам, Тяжко мучимая болью, А родов не наступало, 150 Не зачатый - не рождался... ..Мало времени проходит, Протекло едва мгновенье — Вот летит красотка-утка, Воздух крыльями колышет, Для гнезда местечко ищет, Ищет место для жилища... . Полетала, осмотрелась, Призадумалась, сказала: «Коль совью гнездо на ветре, На волне жилье поставлю, Мне гнездо развеет ветер, Унесут жилище волны". 195 Мать воды то слово слышит, Ильматар, творенья дева, Подняла из волн колено, На пространстве этом темном, В неудобном, темном месте, Где свет солнца не сияет, 300 Блеска месяца не видно. Он сказал слова такие И такие молвил речи: «Месяц, солнце золотое И Медведица на небе! 305 Дайте выход поскорее Из неведомой мне двери, Из затворов непривычных Очень тесного жилища! Дайте вы свободу мужу. 310 Вы дитяти дайте волю, Чтобы видеть месяц светлый, Чтоб на солнце любоваться, На Медведицу дивиться, Поглядеть на звезды неба!» 315 Но не дал свободы месяц, И не выпустило солнце. Стало жить ему там тяжко, Стала жизнь ему постыла: Тронул крепости ворота, 320 Сдвинул пальцем безымянным, |
Подняла плечо из моря, Чтоб гнездо слепила утка,
Утка, та красотка-птица, Полетала, осмотрелась, Увидала в синих волнах Матери воды колено. 205 Приняла его за кочку И сочла за дерн зеленый. Полетала, осмотрелась, На колено опустилась И гнездо себе готовит, 210 Золотые сносит яйца: Шесть яичек золотые, А седьмое — из железа. Вот наседкой села утка, Греет круглое колено. 215 День сидит, сидит другой день, Вот уж третий день проходит – Ильматар, творенья дева, Мать воды, вдруг ощутила Сильный жар в своем колене: 220 Кожа так на нем нагрелась, Словно в пламени колено И все жилы растопились. Сильно двинула колено, Члены сильно сотрясает — 225 Покатились яйца в воду, В волны вод они упали, На куски разбились в море И обломками распались. Не погибли яйца в тине 230 И куски во влаге моря, На волнах морских туманных. Но чудесно изменились И подверглись превращенью: Из яйца, из нижней части, Вышла мать — земля сырая;
Встал высокий свод небесный, Из желтка, из верхней части, Солнце светлое явилось; Из белка, из верхней части,
Из яйца, из пестрой части, Звезды сделались на небе; Из яйца, из темной части, Тучи в воздухе явились.
Год вперед бежит за годом, При сиянье юном солнца, В блеске месяца младого... ( Ильмантар творит мир) 285 Камни ярко запестрели, Встали в трещинах утесы, Только вещий песнопевец Вяйнямёйнен не рождался. Старый, верный Вяйнямёйнен
Тридцать лет он там проводит, Зим проводит ровно столько ж На водах, дремотой полных, 295 Он подумал, поразмыслил: Как же быть и что же делать Костяной замок открыл он Малым пальцем левой ножки; На руках ползет с порога, На коленях через сени. 325В море синее упал он, Ухватил руками волны. Отдан муж на милость моря, Богатырь средь волн остался. Пролежал пять лет он в море, 330 в нем пять лет и шесть качался, И еще семь лет и восемь. Наконец плывет на сушу, На неведомую отмель, На безлесный берег выплыл. 335 Приподнялся на колени, Опирается руками. Встал, чтоб видеть светлый месяц, Чтоб на солнце любоваться, 340 На Медведицу дивиться, Поглядеть на звезды неба. Так родился Вяйнямёйнен, Племени певцов удалых Знаменитый прародитель, Девой Ильматар рожденный.
|
Вначале существовал лишь вечный безграничный темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей так далеко, как далеко от нас необъятное светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной мглы.
Из Хаоса родилась и могучая сила, все оживляющая любовь — Эрос. Безграничный Хаос породил вечный мрак - Эреб и темную ночь — Нюкту. А от ночи и мрака произошли вечный свет — Эфир и радостный светлый день - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.
Могучая благодатная Земля породила безграничное небо - Уран, и раскинулось небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие горы и широко разлилось вечно шумящее море. Уран-небо воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю.
Когда вода Великого потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока,
На сушу тихо выбралась Любовь
И растворилась в воздухе до срока,
А срока было сорок сороков.
Тема II. Материальность мира.
План:
Обращаясь к окружающему миру, различным событиям люди постоянно обнаруживают:
Запомним необходимые понятия:
Состояние – это вся совокупность событий и ситуаций, процессов и явлений, внутренних переживаний, намерений и замыслов, с которыми человек имеет дело.
Действительность, реальность – это совокупность всех состояний в прошлом, настоящем и будущем (реальность очень сложна, изменчива, состояния постоянно переходят друг в друга). Реальность существует в трех видах:
Бытие - есть единство субъективной и объективной реальности.
Место человека – центр бытия.
философы |
основные положения их теорий |
Античность | |
Материалисты: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит, Эмпедокл |
существует материал, из которого состоят все вещи – субстанция (Фалес, Гераклит – вода, Анаксимен – воздух, Эмпедокл – все стихии):
|
Левкипп, Демокрит |
атомарная теория:
|
Платон |
идеализм:
|
средневековье | |
христианская философия |
|
Новое время | |
Г.Галилей И.Ньютон
Г.Гельмгольц |
|
Ч.Дарвин (XIX в.)
|
Естествознание:
|
Дж. Кларк Максвелл |
физика:
предпосылка философского кризиса в естествознании! |
Э.Мах |
критика и механицизма, и атомистики: «существуют лишь наши ощущения и понятия, а верить в реальное существование явлений природы, изучаемых естествознанием, все равно, что верить в ведьм». |
Открытия в ХХ в. Идеалисты: «Это кризис материализма, новые открытия опровергли материализм, доказали бытие Бога»
|
|
906 – В.И.Ленин «Материализм и эмпириокритицизм» понятие
|
|
А.Энштейн, П.Дирак,
Д.Бош, Н.Бор
(ХХ век) |
«Я уверен, что та стадия физики, которая достигнута на сегодняшний день, не является окончательной… Это только переходная ступень к более совершенным стадиям…» |
Античность |
|
Милетская школа |
все вещи пребывают в вечном движении и изменении. |
Элеатская школа Зенон
Левкипп Гераклит |
отрицание постоянности и вечности движения:
|
XVIII в. н.э. механицизм |
|
XIXв. достижения естествознания К.Маркс Ф.Энгельс |
|
Интерес к проблеме единства в многообразном возник в глубокой древности и был продиктован не только наблюдательностью людей, но и потребностью общества и производства. Как древний пастух, охотник, земледелец, гончар, так и современный рабочий должен был решать определенные производственные задачи, от которых зависит само существование. При этом человек всегда располагает ограниченным набором орудий труда, производственных навыков, норм общественного поведения. А задача состояла в том, чтобы, имея ограниченные возможности, овладеть неограниченным, разнообразным миром, приспособиться к нему. Для решения этой задачи нужно было научиться выделять и группировать сходные явления, находить в них нечто общее, сводить к чему-то единому, предпринимать определенные решения и согласованные действия.
рожь пшеница
овес ячмень
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
земледелие |
различное |
единое |
общее действие |
потребность объяснить саму возможность такого объединения и группировок |
выработка практических, социальных и производственных навыков и приемов классификации сходных предметов и явлений |
милетцы ионийцы
| |
мир един |
потому что |
он возникает из единой материальной первоосновы (огонь, вода, воздух, земля, силы – разум, любовь, дружба) | |
Платон | |
мир един |
потому что |
он есть осуществление вечных и неподвижных идей | |
Пифагор | |
мир един |
потому что |
он подчиняется единым математическим законам и числам; | |
Демокрит | |
мир един |
потому что |
разнообразные явления мира сконструированы из единой основы – материальных атомов | |
Аристотель | |
мир един |
потому что |
вещи, из которых он состоит, единичны и объективны, но объективны и нематериальны понятия, заключенные в эти вещи; единство многообразия вещей определяется единством содержащихся в них понятий | |
христианство | |
мир един |
потому что |
едино творение и божественный замысел | |
неоплатоники | |
мир един |
потому что |
реальны лишь общие понятии (универсалии универсальное) | |
номиналисты | |
мир един |
потому что |
общим в мире являются лишь имена, названия (nomen), приписываемые нами различным группам вещей по нашему усмотрению | |
NB! Решение этого вопроса стремились достичь путем логического доказательства, чисто умозрительных рассуждений. | |||||
Новое и Новейшее время | |
|
С раннего детства, осваивая мир и накапливая знания, человек задает себе «вечные вопросы»
25 09 2014
6 стр.
Природа и проблематика философского знания. Мировоззренческий смысл философской рефлексии; система философского знания
10 09 2014
1 стр.
Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6—7 кл.: Метод, пособие. — М.: Изд-во владос-пресс, 2001. 400 с
09 10 2014
33 стр.
14 09 2014
1 стр.
Проблема предмета социологии. Специфика предмета социологии. Роль понятийно-категориального аппарата социологии в определении ее предмета. Развитие предмета социологии в основных с
02 09 2014
1 стр.
Проблема классификации и систематизации основных парадигм современного социологического знания
25 12 2014
1 стр.
Ему удалось детально разработать и связать воедино три ветви философского знания — теорию бытия (онтологию), теорию знания
10 09 2014
1 стр.
Сформировать у обучающихся профессиональные знания по приготовлению заправочных супов. Изучить технологию приготовления щей; их разновидности, подачу, требования к качеству и хране
17 12 2014
1 стр.