Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6

надстройка

способ

производства

надстройка




способ
производства

способ

производства

производственные отношения (базис)

производительные силы

надстройка

базис



Рис.15

Рис.16

Схема №5






Господствующие классы

Идеология, мораль, философия, право, религия, политические, общественные организации, государственные учреждения

Подчиненные классы:

Идеология, мораль, религия, философия, политически, общественные, культурно-просветительские организации

надстройка



Базис

Остатки старых, зачатки будущих, господствующие производственные отношения, отношения собственности на средства производства, взаимоотношения между социальными группамив процессе производства, отношения обмена, распределения произведенных материальных благ


Иллюстрации:

Гераклит:

  • движение предполагает не только существование противоположностей, но и борьба между ними:

    «должно знать, что война всеобща, что правда есть раздор и что все возникает через борьбу и по необходимости» (фрагмент 80)

    «война есть отец всего, царь всего, она сделала одних богами, других людьми, одних рабами, других свободными»;


  • перенесение на всю природу наблюдений над фактами общественной жизни современной ему общественной жизни;

  • осознание громадного значения для человеческого общества борьбы в результате наблюдения над фактами обострения политической борьбы новый слоев горожан и старой аристократии;

  • враждебное отношение к демократической власти:

    о демократических руководителях своего города: «Ибо каков у них ум или рассудок? Они верят народным певцам и учитель их – толпа. Ибо не знают они, что много дурных, мало хороших» (фрагмент 104);



  • власть должна принадлежать «лучшим»:

    «ибо наилучшие одно предпочитают всему: вечную славу [всему] тленному. Толпа же набивает свое брюхо, подобно скоту»;

    «эфесяне заслуживают, чтобы у них все взрослые перевешали друг друга и оставили бы город для несовершеннолетних, - за то, что они изгнали наилучшего своего мужа Гермодора, говоря: «Пусть не будет среди нас никто наилучшим. А раз такой оказался, то пусть он живет в другом месте и с другими» (фрагмент 121).

    Демокрит:


  • учение о культуре:

    развитие человеческой культуры – материальной и умственной;

    движущая сила этого развития – нужда и польза (пригодность для удовлетворения нужды):

    первая нужда – добывание пищи для того, чтобы существовать;

    вторая нужда – потребность в жилище;

    третья нужда – потребность в одежде;

    материальная нужда – постоянно действующая коренная причина изменений, происходящих в развитии общества;

    непосредственный повод к возникновению этих изменений – осознание людьми пользы для их жизни от нововведений;

    мерило полезности – мера: «Прекрасна надлежащая мера во всем»;

    политическое учение:

    свободный грек – не изолированная от общества единица, а гражданин города-государства (полиса), качества, необходимые для гражданина, создаются воспитанием: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться», «Большле людей становится хорошими от упражнения, чем от природы».

    хорошо управляемое государство есть величайший оплот: в нем всё заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно – с ним вместе и всё гибнет;

    интересы государство должно ставиться выше всего остального;

    наилучшее государство – демократия;

    политическая деятельность – то, что человек добавляет к природе: «Учение перестраивает человека, природа же, перестраивая, делает человека, и нет никакой разницы, быть ли таковым, вылепленным от природы, или от времени и от учения быть преобразованным в такой вид».

    Платон:


  • наука государственного человека, предмет которой – верховное руководство государством, сходное по своей природе с искусством пастуха;

  • «золотой век» идеального общества во времена Хроноса:

    сами боги, как божественные пастухи, управляли отдельными областями, а в жизни общества наблюдалась достаточность всего необходимого для жизни, отсутствовали войны, разбои и раздоры;

    люди непосредственно рождались из земли и не нуждались в жилищах и в постели, использовали немалые часы досуга для занятий философией;

    недостижимый образец показывает условия, в которых приходится жить человеку: мы видим, в чем состоит зло, препятствующее правильному устройству общества и порождаемое нуждой, семейными отношениями, борьбой между классами и народами;



  • отрицательный тип общественного устройства – главный двигатель поведения – материальные заботы и стимулы (все существующие государства):

    «Каково бы ни было государство, в нем всегда есть два государства, враждебные друг другу: одно – государство богатых, другое – бедных»;



  • 4 формы отрицательного типа государства – тимократия, олигархия, демократия и тирания (в сравнении с идеальным обществом, каждое из этих форм есть последовательное ухудшение или извращения формы идеальной):

      идеальный тип государства

      отрицательные типы государства

      единомыслие

      раздоры

      справедливое распределение обязанностей

      насильственное принуждение и насилие

      стремление правителей и воинов-стражей к высшим целям общежития

      стремление к власти ради низких целей

      отречение от материальных интересов

      алчность

    в олигархическом государстве «был бы по необходимости не один город, а два: один из людей бедных, другой – из богатых, и оба они, живя в том же месте, злоумышляли бы друг против друга»;

    в тирании:

    тиран в первые дни и в первое время «улыбается и обнимает всех, с кем встречается, не называет себя тираном, обещает многое в частном и общем, освобождение от долгов, народу и близким к себе раздает земли и претворяется милостивым и кротким в отношении ко всем»;

    так как постоянная война возбуждает против тирана ненависть и так как граждане, способствовавшие его возвышению, будут мужественно осуждать оборот, который приняли события, то тиран, если захочет удержать власть, вынужден будет исподволь уничтожать своих осудителей, «пока не останется у него ни друзей, ни врагов, от которых можно было бы ожидать какой-нибудь пользы»;



  • процесс отклонения от идеального государственного строя


    • вопрос

      тимократия

      олигархия

      демократия

      тирания

      господствующие лица

      господство честолюбцев

      господство немногих над большинством

      власть и правление большинства

      власть одного над всеми

      положение людей

      сохранение разделения на касты, но постепенное накопление собственности

    • правление, основанное на переписи имущества;

    • власть богатых;

    1. бесправие бедных;

      обострение противоположности богатых и бедных

      «избыток свободы должен приводить отдельного человека, так же как и полис, ни к чему иному, как к рабству»

      основной закон жизни

      каждый член общества «делает свое» и «только свое»

      каждый занимается самыми разными делами

      развитие роскошного образа жизни у части населения

      тиран вырастает из представительства

      отношения между людьми

    • взаимопомощь и взаимовыручка;

    • правители – в почете;

    • трапезы - общие

      богачи - расточители, подобно трутням в улье, но они становятся озлобленными и опасными бедняками

    • возникновение злобы и зависти бедных к богатым;

    • восстания бедняков;

    • победа бедняков приводит к разделению государственной власти и функций управления между оставшимися членами общества

    • тиран непрерывно затевает войну для понимания народом его потребности в вожде;

    • борьба с несогласными с его режимом
    основная причина порчи человеческих обществ и государственных систем – в господстве материальных, а не нравственных интересов, в их влиянии на поведение людей;

    Аристотель:



  • в силу несовершенства человеческой природы жизнь нуждается в ряде благ, которые по отношению к высшей цели блаженной жизни человека (идеал созерцательного постижения истины) – низшие и подчиненные (телесное здоровье, пища, определенные условия жизни);

  • богатство – «накопление хозяйственных благ, необходимых для жизни и полезных для государственного и домашнего общения»;

  • быть богатым –скорее пользоваться, чем владеть: богатство - действительное осуществление владения, или пользование имуществом;

  • истинное, самодостаточное для благой жизни имущество не беспредельно: благо есть то, что оказывается не в избытке, то, чего оказывается больше, чем нужно, дурно;

  • естественное стремление к увеличению хозяйственных благ перерождается в противоестественное и безграничное стяжательство оттого, что люди начинают заботиться только о жизни, а не о высшем благе;

  • совершенством человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина, в свою очередь, - совершенность его государства;

      • нравственный совершенный человек не отказывается ни от благ, ни от самопожертвования ради других и ради отечества:

        • «Жить согласно мере щедро»;

        • «Искать повсюду лишь одной пользы всего меньше прилично для людей высоких душевных качеств и для свободнорожденных»;

  • два главных класса составляют государство-город: это военное сословие и лица, из числа которых выделяется законосовещательный орган, заботящийся об общих интересах государства;

  • две главные формы государственного устроения:

      демократия

      олигархия

    • верховная власть в руках большинства

    • верховная власть принадлежит меньшинству

        • в обеих системах: богатых – меньшинство, бедных – большинство:

          • богатые и бедные «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу»

    • обосновывание притязаний на власть в государстве тем, что имущественное благополучие – удел немногих, а свободой пользуются все граждане

    • строй, при котором свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках

    • строй, при котором власть находится в руках лиц богатых, отличающихся благородным происхождением и образующих меньшинство

    • защита интересов неимущественных классов

    • защита интересов зажиточных классов

    • ни одна из этих форм не имеет в виду общую пользу

        • учение о среднем элементе:

          • наилучшее государственное общение – то общение, которое достигается через посредство среднего элемента;

          • наилучшее государство имеет наилучший строй там, где средний элемент представлен в большем количестве, где он «пользуется большим значением сравнительно с обоими крайними элементами» (богатые – бедные);

          • средний элемент – та часть класса рабовладельцев, которые имеют средний размер имущественного состояния по отношению к богатейшей и беднейшей частям рабовладельцев;

          • среднее состояние может благоприятствовать цели государства, каковое есть общение родов и селений ради достижения совершенно самодостаточного существования, состоящего в счастливой и прекрасной жизни и деятельности: «В каждом государстве мы встречаем три части граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в середине между теми и другими … очевидно … средний достаток из всех благ всего лучше»;

          • государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь наилучший строй, а составляющие его граждане будут в наибольшей безопасности;

          • «средние» люди не стремятся к чужому добру, как бедняки, а другие люди не посягают на то, что этим «средним» принадлежит;

  • критерий для определения правильных форм государственного строя – способность формы правления служить делу общественной пользы.



<предыдущая страница


Конспекты уроков. Тема I. Специфика философского знания. План: Роль мировоззрения в жизни людей

С раннего детства, осваивая мир и накапливая знания, человек задает себе «вечные вопросы»

947.93kb.

25 09 2014
6 стр.


Вопросы к вступительному экзамену по дисциплине

Природа и проблематика философского знания. Мировоззренческий смысл философской рефлексии; система философского знания

50.28kb.

10 09 2014
1 стр.


Набатова О. Г. Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6-7 кл.: Метод, пособие

Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6—7 кл.: Метод, пособие. — М.: Изд-во владос-пресс, 2001. 400 с

5033.25kb.

09 10 2014
33 стр.


Программа Конспекты уроков Достижения учащихся Распространение педагогического опыта Повышение квалификации
286.33kb.

14 09 2014
1 стр.


План и содержание лекций Общий план курса

Проблема предмета социологии. Специфика предмета социологии. Роль понятийно-категориального аппарата социологии в определении ее предмета. Развитие предмета социологии в основных с

168.35kb.

02 09 2014
1 стр.


Курсовая должна быть на укр языке План Введение Общая характеристика и специфика современной социологии

Проблема классификации и систематизации основных парадигм современного социологического знания

38.98kb.

25 12 2014
1 стр.


V интуитивизм и иерархический персонализм

Ему удалось детально разработать и связать воедино три вет­ви философского знания — теорию бытия (онтологию), теорию знания

361.86kb.

10 09 2014
1 стр.


План урока производственного обучения профессия: «Повар, кондитер» Курс первый Группа №101 Тема программы по перспективно-тематическому плану: Тема №18«Приготовление и порционирование первых блюд». Тема урока

Сформировать у обучающихся профессиональные знания по приготовлению заправочных супов. Изучить технологию приготовления щей; их разновидности, подачу, требования к качеству и хране

198.87kb.

17 12 2014
1 стр.