-
движение предполагает не только существование противоположностей, но и борьба между ними:
«должно знать, что война всеобща, что правда есть раздор и что все возникает через борьбу и по необходимости» (фрагмент 80)
«война есть отец всего, царь всего, она сделала одних богами, других людьми, одних рабами, других свободными»;
-
перенесение на всю природу наблюдений над фактами общественной жизни современной ему общественной жизни;
-
осознание громадного значения для человеческого общества борьбы в результате наблюдения над фактами обострения политической борьбы новый слоев горожан и старой аристократии;
-
враждебное отношение к демократической власти:
о демократических руководителях своего города: «Ибо каков у них ум или рассудок? Они верят народным певцам и учитель их – толпа. Ибо не знают они, что много дурных, мало хороших» (фрагмент 104);
-
власть должна принадлежать «лучшим»:
«ибо наилучшие одно предпочитают всему: вечную славу [всему] тленному. Толпа же набивает свое брюхо, подобно скоту»;
«эфесяне заслуживают, чтобы у них все взрослые перевешали друг друга и оставили бы город для несовершеннолетних, - за то, что они изгнали наилучшего своего мужа Гермодора, говоря: «Пусть не будет среди нас никто наилучшим. А раз такой оказался, то пусть он живет в другом месте и с другими» (фрагмент 121).
Демокрит:
-
учение о культуре:
развитие человеческой культуры – материальной и умственной;
движущая сила этого развития – нужда и польза (пригодность для удовлетворения нужды):
первая нужда – добывание пищи для того, чтобы существовать;
вторая нужда – потребность в жилище;
третья нужда – потребность в одежде;
материальная нужда – постоянно действующая коренная причина изменений, происходящих в развитии общества;
непосредственный повод к возникновению этих изменений – осознание людьми пользы для их жизни от нововведений;
мерило полезности – мера: «Прекрасна надлежащая мера во всем»;
политическое учение:
свободный грек – не изолированная от общества единица, а гражданин города-государства (полиса), качества, необходимые для гражданина, создаются воспитанием: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться», «Большле людей становится хорошими от упражнения, чем от природы».
хорошо управляемое государство есть величайший оплот: в нем всё заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно – с ним вместе и всё гибнет;
интересы государство должно ставиться выше всего остального;
наилучшее государство – демократия;
политическая деятельность – то, что человек добавляет к природе: «Учение перестраивает человека, природа же, перестраивая, делает человека, и нет никакой разницы, быть ли таковым, вылепленным от природы, или от времени и от учения быть преобразованным в такой вид».
Платон:
-
наука государственного человека, предмет которой – верховное руководство государством, сходное по своей природе с искусством пастуха;
-
«золотой век» идеального общества во времена Хроноса:
сами боги, как божественные пастухи, управляли отдельными областями, а в жизни общества наблюдалась достаточность всего необходимого для жизни, отсутствовали войны, разбои и раздоры;
люди непосредственно рождались из земли и не нуждались в жилищах и в постели, использовали немалые часы досуга для занятий философией;
недостижимый образец показывает условия, в которых приходится жить человеку: мы видим, в чем состоит зло, препятствующее правильному устройству общества и порождаемое нуждой, семейными отношениями, борьбой между классами и народами;
-
отрицательный тип общественного устройства – главный двигатель поведения – материальные заботы и стимулы (все существующие государства):
«Каково бы ни было государство, в нем всегда есть два государства, враждебные друг другу: одно – государство богатых, другое – бедных»;
-
4 формы отрицательного типа государства – тимократия, олигархия, демократия и тирания (в сравнении с идеальным обществом, каждое из этих форм есть последовательное ухудшение или извращения формы идеальной):
идеальный тип государства
|
отрицательные типы государства
|
| |
справедливое распределение обязанностей
|
насильственное принуждение и насилие
|
стремление правителей и воинов-стражей к высшим целям общежития
|
стремление к власти ради низких целей
|
отречение от материальных интересов
| |
в олигархическом государстве «был бы по необходимости не один город, а два: один из людей бедных, другой – из богатых, и оба они, живя в том же месте, злоумышляли бы друг против друга»;
в тирании:
тиран в первые дни и в первое время «улыбается и обнимает всех, с кем встречается, не называет себя тираном, обещает многое в частном и общем, освобождение от долгов, народу и близким к себе раздает земли и претворяется милостивым и кротким в отношении ко всем»;
так как постоянная война возбуждает против тирана ненависть и так как граждане, способствовавшие его возвышению, будут мужественно осуждать оборот, который приняли события, то тиран, если захочет удержать власть, вынужден будет исподволь уничтожать своих осудителей, «пока не останется у него ни друзей, ни врагов, от которых можно было бы ожидать какой-нибудь пользы»;
-
процесс отклонения от идеального государственного строя
-
| | | | |
| |
господство немногих над большинством
|
власть и правление большинства
| |
|
сохранение разделения на касты, но постепенное накопление собственности
| -
правление, основанное на переписи имущества;
-
власть богатых;
-
бесправие бедных;
|
обострение противоположности богатых и бедных
|
«избыток свободы должен приводить отдельного человека, так же как и полис, ни к чему иному, как к рабству»
|
|
каждый член общества «делает свое» и «только свое»
|
каждый занимается самыми разными делами
|
развитие роскошного образа жизни у части населения
|
тиран вырастает из представительства
|
| -
взаимопомощь и взаимовыручка;
-
правители – в почете;
-
трапезы - общие
|
богачи - расточители, подобно трутням в улье, но они становятся озлобленными и опасными бедняками
| -
возникновение злобы и зависти бедных к богатым;
-
восстания бедняков;
-
победа бедняков приводит к разделению государственной власти и функций управления между оставшимися членами общества
| -
тиран непрерывно затевает войну для понимания народом его потребности в вожде;
-
борьба с несогласными с его режимом
|
основная причина порчи человеческих обществ и государственных систем – в господстве материальных, а не нравственных интересов, в их влиянии на поведение людей;
Аристотель:
-
в силу несовершенства человеческой природы жизнь нуждается в ряде благ, которые по отношению к высшей цели блаженной жизни человека (идеал созерцательного постижения истины) – низшие и подчиненные (телесное здоровье, пища, определенные условия жизни);
-
богатство – «накопление хозяйственных благ, необходимых для жизни и полезных для государственного и домашнего общения»;
-
быть богатым –скорее пользоваться, чем владеть: богатство - действительное осуществление владения, или пользование имуществом;
-
истинное, самодостаточное для благой жизни имущество не беспредельно: благо есть то, что оказывается не в избытке, то, чего оказывается больше, чем нужно, дурно;
-
естественное стремление к увеличению хозяйственных благ перерождается в противоестественное и безграничное стяжательство оттого, что люди начинают заботиться только о жизни, а не о высшем благе;
-
совершенством человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина, в свою очередь, - совершенность его государства;