Природа сознания.
-
глубокие принципиальные изменения в психической деятельности животных, приведшие к появлению сознания:
-
труд – основа этих изменений: создание орудий труда + их использование для преобразования материальных предметов = удовлетворение потребностей людей;
-
на ранней стадии развития людей трудовая деятельность была под силу только коллективу;
-
хорошая сигнализация + быстрый обмен информацией + управление трудовой деятельностью = язык, как основа развития и совершенствования мышления;
-
стадо животных – самоорганизующаяся система:
-
осуществление управления посредством передачи тех или иных сведений одними животными другим: телодвижения, мимика = сигналы, знаки для всех;
-
знак – это чувственно воспринимаемое действие (предмет), играющее при общении роль представителя определенного события (предмета, свойства или действия) и используемое для передачи и получения сообщений;
-
эволюция головного мозга:
-
увеличение веса головного мозга по отношению к весу животного: кит – 1:10000, лев – 1:550, слон – 1:440, обезьяна – 1:90, человек – 1:40;
-
увеличение поверхности лобных долей головного мозга по отношению к поверхности всего мозга: кошка -3%, собака – 7%, обезьяна – 19%, человек – 29%; А.С.Пушкин: «Знавал я истины не мало, что лоб велик, да мозгу мало»;
-
усложнение отражения и поведения в окружающем мире:
-
человеческий мозг – 15 млрд. клеток, каждая клетка – до 10 тыс. связей, 1014 операций/сек, 2000 зон мозга;
-
компьютер – до 100млн элементов, 1012 операций/сек;
-
превращение стада в более сложную систему – общество:
-
многообразное и частое сотрудничество и общение;
-
совместный труд: выигрыш от него + коллективное использование информации;
-
усложнение знаковой системы: знак должен быть общим для определенного класса объектов и общим для всех участников трудового процесса;
-
звуковая система заменяет мимику и жестикуляцию (не все могут видеть)
-
мышление - это отражение общего в классе явлений (бег вообще, удар вообще, скала вообще) при отвлечении от различий между явлениями данного класса, отражение зависимостей, связей между явлениями;
-
язык - это звуковая система знаков, посредством которой создаются такие отражения и при помощи которой осуществляется общение;
-
развитие общения в тесной связи с усложнением орудийной трудовой деятельности:
камень
камень

камень

непригодны для удовлетворения удовлетворение потребности
его потребностей в пище
-
изготовление орудий, его применение требует определенных действий образование цепи связанных между собой звеньями определенным образом;
-
отражение наиболее общих черт связей при практическом овладении ими (при неправильном отражении – неудача, при правильном – удача);
-
в
озникновение умозаключений – выведение из некоторых известных посылок определенного нового знания на основе логических связей;
Т.О. сознание со всеми его атрибутами (ощущениями, мышлением, логикой и т.д.), возникшее в процессе превращения стада животных в человеческое общество и порожденное, как и язык, общественной деятельностью, представляет собой явление специфически общественное.
-
Понятие сознания.
Сознание – философская категория, характеризующая различные процессы психической жизни и мышления.
конкретные психические процессы
|
логическое мышление
|
-
ощущение (горячо, остро, громко, ярко, больно – через органы чувств);
-
восприятие (красиво, весело, грустно, страшно – более цельные образы);
-
представление (стол вообще... образы высшей степени обобщения);
-
память (ассоциативные связи);
-
сновидения (активность подсознания);
-
чувства (личное восприятие);
-
воля (сознательное регулирование человеком своих действий и поступков); схема № 2,3
-
мечты (идеализация реальности и её прогнозирование);
-
внимание (способность к концентрированному действию)
| -
понятие (яблоко – круглое, спелое);
-
суждение (яблоко – плод);
-
умозаключение (яблоня дает плоды – яблоки)
|
Сознание есть функция мозга.
В.И.Ленин: «Мозг человека – наиболее сложно организованный кусок материи».
Н
Схема №1
о сознание не существует изначально. Длительная эволюция природы, животного мира дала усложнение поведения животных, их приспособляемость и изменчивость.
Сознание есть функция лишь высокоорганизованной материи – мозга, отражать окружающую действительность.
Сознание – это наиболее сложная форма отражения реальности с помощью головного мозга.
Сознание – свойство высокоорганизованной материи отражать мир в духовных образах, способ его отношения к миру и самому себе, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.
Направленность деятельности человеческого сознания:
-
п
Познание действительности
ознание окружающего мира;
-
познание своего места в мире;
-
познание самого себя.
В.И.Ленин: «Сознание человека не только отражает мир, но и творит его».
К.Маркс: «…Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку».
Иллюстрации:
Схема №1: Природа сознания
человеческое стадо
эволюция
головного мозга
мышление







усложнение
знаков и сигналов
самосознание
человека
Рис.5
Схема № 2 «Воля»
.
Схема № 3 Волевое усилие
Тема V. Диалектика как учение о развитии.
План:
-
История диалектики.
-
Необходимость и случайность.
-
Понятие диалектики и её принципы.
-
Законы диалектики.
-
История диалектики.
Чтобы ориентироваться в быстро меняющемся мире, в потоке научной и политической информации, чтобы шагать в ногу со временем, человек должен иметь четкие ответы на следующие вопросы:
-
Все ли в мире меняется или в нем есть что-то неизменное?
-
Все ли изменения неповторимы или же среди них есть и такие, которые обязательно будут повторяться?
-
Исчезают ли в ходе изменений ранее существовавшие объекты и возникают ли при этом новое?
NB! Если систематическая и необратимая смена старого новым есть развитие, то развивается ли материя и сознание?
Десятки специальных наук изучают различные изменения (образование и разрушение соединений в химии, клетке, звезд, государств) – но ни одна из наук не может ответить на вопрос о характере изменений в целом. На этот вопрос отвечает только философия.
Диалектика – учение о наиболее общих законах изменений и развития в природе, обществе, мышлении.
Проблемы диалектики:
-
особенности, отличающие развитие от всяких других изменений, его направления;
-
источник развития;
-
формы, в которых совершается любое развитие.
Развитие учения о диалектики
| |
|
милетская школа
Гераклит
Эмпедокл
Демокрит
Эпикур
| -
мир существует вечно;
-
нынешнее его состояние – одна из многих пройденных ступеней, которые повторяются через 10 000 лет (циклический круговорот Вселенной);
-
источник изменения любого объекта находится в самом этом объекте, им является борьба заключенных в нем противоположностей;
-
непрекращаемость смены одних ступеней другими;
-
нет вечных и неизменных вещей;
-
вечны и неизменны первоосновы;
|
| -
единая основа мира – бытие – находится в вечном покое;
-
источник движения – бестелесная душа, приписываемая космосу;
-
«движущееся вообще должно приводиться в движение чем-то» извне;
-
материя инертна, то есть, лишена способности приводить в движение саму себя;
-
естественное состояние любого материального объекта – абсолютный покой, из которого его может вывести только внешний толчок - бог;
-
внимание философа привлекает вечное и неизменное, а для обывателей – изменчивое и преходящее;
|
|
| -
мир сотворен богом;
-
мир вечен и неизменен;
|
|
| -
удар по авторитету богословия;
-
отсутствие представлений о происходящем в природе непрестанном обновлении, о смене старого новым;
-
абсолютная неизменность природы (планеты, однажды приведенные в движение, будут вечно вращаться по своим орбитам, поверхность Земли, горы и океаны, растения и животные всегда были и останутся неизменными);
-
развитие – это образование все новых и новых комбинаций из материала, никогда не возникающего, никогда не исчезающего и неизменного;
-
совершающееся во Вселенной развитие = функционированию часового механизма:
-
изменение лишь положения и взаимного расположения деталей,
-
неизменность самих деталей;
-
появление нового, прежде не существовавшего характерно лишь для отдельных частей Вселенной;
-
круговорот Вселенной - периодическое повторение совершенно одинаковых циклов;
|
| -
уверенность в том, что мир существует таким, каким его создал бог;
-
звезды, Солнце, Земля возникли из вихреобразного движения частиц материи;
|
| -
возникновение солнечной системы в силу законов природы из облака частиц материи, вышедших из состояния хаоса;
-
развитие жизни на одних планетах, угасание - на других;
|
Б.де Майе
Ламетри
Дидро
Гольбах
| -
Земля была покрыта океаном и в нем возникли первые живые организмы;
-
после высыхания океана жизнь вышла на сушу;
-
дальнейшее усложнение физиологической организации привело к возникновению людей;
-
под влиянием условий изменялось строение организмов и человека.
|
|
| -
идея об историческом развитии земной поверхности;
|
| -
совершенствование строения растительных и животных организмов под влиянием внутренних и внешних факторов;
-
происхождение человека от животных;
|
| -
изучение ископаемых останков древней фауны и флоры
-
смена на Земле множества видов растений и животных;
|
| -
изучение эмбриона в утробе матери
-
установление последовательности смены видов и предков современных животных;
|
| -
доказательства того, что ныне существующие виды растений и живых существ, включая человека, - результат длившегося много миллионов лет процесса;
|
| -
противоположно направленные действия, то есть борьба внутренне присущих объекту тенденций, процессов – главный источник его движения, изменения, развития;
-
объединение всех различных изменений в природе, обществе, мышлении тем, что они – закономерно совершающийся процесс;
-
отмирание старого и замена его новым в ходе бесконечного процесса развития;
-
вечность лишь процесса смены ступеней развития и законов смены этих ступеней;
-
отличие законов развития общества от законов развития природы и мышления;
|
|
| -
в ходе эволюции видов организмы никогда не возвращаются точно к прежнему состоянию, даже попав в тождественные условия;
|
| -
история растений и животных – это периодическое возникновение чего-то совершенно нового, отсутствовавшего на прежних ступенях развития;
-
закономерность, необратимость и систематичность процесса появления ранее не существовавших видов;
|
| -
растительные и животные организмы – самоуправляющиеся многоуровневые системы;
-
управление вышестоящим уровнем нижестоящего уровня;
-
достижение в ходе эволюции определенного уровня сложности управления организмами;
-
при достижении предела управляемости – возникновение нового уровня управления;
-
осуществление управления каждого уровня с помощью информации;
-
сопровождение возникновения нового уровня управления новым уровнем информации;
-
существенное изменение роли и значения ранее существовавших уровней;
|
физика
А.Энштейн
А.А.Фрид-
ман
| -
необратимость взаимодействий – причина необратимости всех явлений нашей жизни (принцип: «Из елки можно сделать палку, а из палки не сделаешь елки»);
-
общая теория относительности: у уравнений нет решений, обеспечивающих Вселенной неизменность (подогнал уравнения под вывод о неизменности Вселенной);
-
Вселенная не может быть стационарной – она всегда должна либо сжиматься, либо расширяться, плотность материи Вселенной должна всегда либо возрастать, либо уменьшаться;
-
теория расширения Вселенной;
|
-
Необходимость и случайность.
Развитие – процесс, совершающийся с необходимостью.
Необходимость чего-то означает, что это нечто обязательно должно произойти. Так говорит диалектика. Возможны ли варианты?
необходимости нет,
все случайно
|
случайности нет,
всё закономерно
|
золотая середина
|
нет ничего такого, что должно произойти или могло бы произойти
|
всё совершается по законам природы, всё предопределено роковым образом и ничего нельзя изменить, а события, не предопределенные законами – чудо!) - фатализм
|
крупные и значительные события - необходимы, неотвратимы, а мелкие, незначительные события - случайны, чудесны)
|
Диалектика:
-
закон определяет общее направление развития (геологические эпохи, эволюция животного и растительного мира);
-
случайность определяет возможности развития и их результат, пределы их осуществления;
-
необходимость осуществляется только во множестве случайностей, а каждая случайность есть одно из проявлений необходимости:
-
нет фактов абсолютно случайных (т.е. чудес), нет фактов фатально неотвратимых;
-
каждый факт необходим (он есть исполнение закона), и случаен (в нем проявляется отклонение от закона);
-
не во власти людей отменить или изменить законы природы или развития общества, но в допустимых ими пределах может своей деятельностью изменить ситуацию.
-
Понятия.
-
Диалектика - наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления.
-
Принципы диалектики:
-
все явления окружающего мира находятся во взаимосвязи друг с другом (главные связи – причинно-следственные);
-
мир находится в постоянном движении, покой относителен;
-
во всех формах движения главным, определяющим является движение от простого к сложному, от низшего к высшему;
-
наши знания о мире относительны, дают отражение постоянно развивающейся материи;
-
Предмет диалектики – изучение тех видов движения, которые определяют развитие мира от низшего к высшему, изучение изменяющихся, развивающихся объектов, явлений, связей, которые определяют развитие.
NB! Эти связи определяются наиболее общими законами!
-
Закон – внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение:
-
объективная – не зависит от воли и сознания людей;
-
всеобщая – проявление всегда при единых условиях;
-
необходимая – обязательна, вытекающая из них;
-
существенная – главная;
-
устойчивая – при определенных условиях;
-
повторяемая – результат один и тот же.
-
диалектика как метод познания и преобразования мира:
принципы
|
|
требования
|
-
всеобщая связь явлений в мире
|
|
рассмотрение явлений мира взаимосвязано
|
-
движение абсолютно, покой относителен
|
|
рассмотрение движения в развитии, а не статично («стоп-кадр» метафизики)
|
-
определяющее в движении - развитии, изменение
|
|
в познании мира главное внимание сосредоточено на процессе развития
|
-
относительность человеческого знания, дающего отражение вечно развивающейся материи
|
|
истина относительна – критическое отношение к знаниям о мире, проверка этих знаний практикой
|
-
диалектика как учение о развитии
-
Законы диалектики.
название
|
содержание
|
сторона развития
|
примеры
|
значение знания закона
|
-
закон единства и борьбы противоположностей.
Противоположностями называют две стороны, две тенденции одного предмета, явления, взаимно отрицающие друг друга по своим свойствам, но находящиеся в рамках данного предмета, явления.
Противоречие – это борьба противоположностей.
| -
все явления содержат в себе противоположности (Гераклит);
-
существование всех явлений основывается на единстве этих противоположностей;
-
они находятся в состоянии противодействия, борьбы, т.е. между ними возникает противоречие (И.Кант);
-
на определенной ступени развития борьба противоположностей приводит к изменению, т.е. к движению, развитию;
Т.О. противоречия являются источником движения
|
раскрытие источника движения, его внутренней причины
ПОЧЕМУ?
|
в неживой природе: электрон-протон, ассоциация-диссоциация, с - Ю., центробежная - центростремительная силы, Земля – Луна - Солнце;
в живой природе: травоядные - хищники, возбуждение-торможение в коре головного мозга, жизнь-смерть, мужчина-женщина, смена поколений, наследственность-изменчивость, естественный отбор-селекция, усвоение веществ из окружающей среды - выделение продуктов жизнедеятельности;
в обществе: война-мир, старое-новое, борьба классов, эксплуатация труда;
в мышлении: память-забывание, сосредоточенность-рассеянность,
анализ-синтез.
| -
выработка правильного подхода к анализу явлений;
-
выявление противоположностей;
-
выявление противоречий;
-
выделение главного противоречия как причины изменения, развития;
|
II.закон взаимосвязи и взаимоперехода количественных и качественных изменений:
Количество – это характеристика предмета, явления по степени интенсивности присущих ему свойств.
Качество – это характеристика предмета по таким его свойствам, признакам, которые отличают его от других предметов, явлений.
Мера – это такое соотношение между количеством и качеством, при котором изменение количественных характеристик ещё не приводит к качественному скачку.
| -
каждое явление характеризуется как количественными, так и качественными показателями, которые находятся в тесной взаимосвязи;
-
изменение количественных характеристик на определенном этапе развития – при выходе за рамки меры – приводит к качественному скачку;
-
новое качество обладает новыми количественными характеристиками, следовательно, качественные изменения влекут за собой и новые количественные изменения.
|
раскрытие процесса развития
КАК?
|
в неживой природе: периодическая система Д.И.Менделеева (металл – не металл: построение в зависимости от заряда, а значит от количества материи), О2-О3, Н2О (лед-вода-пар), усложнение неживой природы – жизнь;
в живой природе: гусеница-куколка-бабка, зерно-стебель-колос, селекция;
в обществе: ручной труд-машина-автомат-робот, тренировки в спорте, навыки письма;
в мышлении: наблюдение-анализ-вывод, незнание-знание;
| -
объяснение динамики изменений;
-
определение важнейших условий изменений;
|
III. закон отрицания отрицания
Отрицание – это такой этап развития, который по своим свойствам отрицает предыдущий этап, являясь более прогрессивным
| -
на место старого приходит новое, более прогрессивное;
-
затем новое стареет и на его место приходит новое, ещё более прогрессивное (Гегель).
|
прогрессивность развития, движение от простого к сложному.
В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ?
|
в неживой природе: нарастание в периоде неметаллических свойств;
в живой природе: клетка – простейшие - млекопитающиеся;
в обществе: этапы развития общества, культуры;
в мышлении: этапы познания
| -
определение направления развития;
-
выделение прогрессивных этапов развития, взаимосвязь и преемственность между ними.
|
-
Два подхода к изучению истории человеческого общества.
В истории социально-философской мысли в рамках рассмотрения единства и многообразия истории и иногда пересекаются два основных подхода: формационный и цивилизационный.
формационный
|
цивилизационный
|
К.Маркс, Ф.Энгельс
|
О.Шпенглер, А.Тойнби
|
признание внутреннего единства общечеловеческой, всемирной истории
|
признание обладания цилизациями собственной спецификой, уникальностью духовной, социальной и материальной жизни
|
выделение универсальных этапов общественного развития (формаций), через которые должно пройти любое общество
|
отрицание существования единой истории человечества
|
выражение единства исторического процесса в последовательной смене общественно-экономических формаций и их универсальности
|
изучение, исследование именно специфического, уникального в истории того или иного общества, народа, их «непохожести» на других
|
определение развития общества процессами, происходящими в экономической сфере (базисе), по отношению к которой все остальные сферы (институты надстройки) находятся в подчиненном положении
|
общественная развитие как постоянная смена цивилизаций
|
пять формаций как этапы развития любого общества: первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм
|
опора на глубокие различия между культурами и цивилизациями
|
сопровождение смены формаций обязательным открытым социальным конфликтом, резкими, глобальными революционными преобразованиями социальной системы.
|
|
приоритет изучения материальных сторон жизни общества
|
приоритет изучения социальной и духовной сторон жизни общества, менталитета
|
Иллюстрации:
Примечания к законам:
-
Закон единства и борьбы противоположности:
-
понятиям конечного и бесконечного, единого и многого, необходимости и свободы присуща противоречивость («антиномии (противоречия) чистого разума» И.Канта);
-
наличие одной противоположности влечет за собой наличие другой, исчезновение одной – исчезновение другой;
-
в любом явлении природы или общественной жизни имеются совпадение тождество противоположностей, превращающихся друг в друга и неотделимых друг от друга:
-
«Противоположности не противоречивы, а дополнительны» (Н.Бор)
-
тождество и различие (в неживой природе всё находится в непрерывном механическом, электрическом, химическом изменении, любой объект, сохраняя до поры до времени ряд прежних своих характеристик (тождество самого с собой), каждое мгновение утрачивает ряд других характеристик и приобретает новые (отличие от самого себя);
-
прерывность и непрерывность материи (материя это вещество, частицы, корпускулы – неделимы, локализованы, и поле сплошных, непрерывных, распространяющихся в пространстве неограниченно волн, корпускулярно-волновой дуализм);
-
содержание и форма;
-
необходимость и случайность;
-
повторяемость и неповторимость;
-
причина и следствие (АБВ: всякий факт, будучи следствием одного факта, может быть причиной другого факта);
-
источником движения является борьба основных, специфических, главных противоположностей, внутренне присущих объекту;
-
внешние воздействия оказывают влияние на развитие, изменения и движение объекта, но они вторичны, их размеры и их характер в значительной мере зависят от внутреннего источника движения;
-
равнодействие противоположностей относительно и временно, несоответствие, противоречие между ними абсолютно, всегда налицо;
-
абсолютное равнодействие, взаимное погашение противоположностей означало бы исчезновение источника развития и потому самого развития, изменения, движения.
II. Закон взаимосвязи и взаимоперехода количественных и качественных изменений:
-
в процессах развития, происходящих в природе, обществе, мышлении существует постоянная нерасторжимая связь непрерывного и прерывного, постепенных малозаметных изменений и изменений заметных, скачкообразных, революционных;
-
перерыв постепенности (эволюции), скачок - явление, обусловленное определенными причинами:
-
взрыв, рождение сверхновой звезды причинно обусловлено непрерывным нарастанием температуры в ядре звезды;
-
рождение живого существа подготавливается непрерывным изменениями зародыша в период беременности, эти явления и являются причиной родов;
-
накопление теоретических и экспериментальных приобретений приводит к перевороту в науке;
-
сам скачок определяет характер того непрерывного изменения, какое происходит после скачка, в результате него:
-
взрыв сверхновой накладывает свою печать на её дальнейшее непрерывное изменение;
-
характер, направление, темпы жизненных процессов, родившегося живого организма, коренным образом отличаются от того, что происходило с зародышем до родов;
-
наука после скачка приобретает новые особенности, её непрерывное развитие после переворота происходит иначе;
-
диалектическая относительность противоположности непрерывных количественных и скачкообразных коренных качественных изменений:
-
то, что в основном отношении выступает как непрерывное изменение, в другом – представляется как скачкообразное, качественное изменение;
-
противоположности непрерывного и прерывного, качественного и количественного находятся в диалектическом единстве, во взаимопроникновении, они как бы превращаются друг в друга;
-
соотношение количества и качества:
-
каждый объект обладает множеством характеристик;
-
существенные характеристики те, утрата которых кладет конец существованию данного объекта;
-
качество – характеристики, утрата которых обязательно означает прекращение существования объекта;
-
количество – характеристики, утрата которых в определенных пределах не затрагивает существование объекта;
-
изменения
качественное изменение
|
количественное изменение
|
-
изменение, заключающееся в том, что объект, существовавший до этого изменения, исчезает, а на его месте возникает объект, которого до данного момента не было
| -
изменение различных сторон или частей объекта (уменьшение, увеличение, рост, перегруппировка в известных пределах - мера), не приводящее к исчезновению объекта
|
-
«не было, а теперь есть»
-
«было, а теперь нет»
| -
«больше – меньше»
-
«быстрее – медленнее»
-
«проще – сложнее»…
|
-
количественные изменения, происходящие непрерывно, и качественные изменения, представляющие собой перерыв постепенности органически обуславливают друг друга;
-
количественные изменения приводят к скачкообразному качественному изменению только по достижению меры;
-
основные положения
III. Закон отрицания отрицания:
-
отрицание как прогрессивная ступень развития не означает полного уничтожения предыдущего этапа, а включает важнейшие, наиболее ценные его элементы;
-
каждой ступени действительности присущ свойственный только ей способ исчезновения (отрицания) старой ступени развития и возникновения следующей:
-
10000 С гибель амебы при этом не возникает следующая ступень развития амебы только физико-химические процессы;
-
способ отрицания, присущий амебе: деление, в результате которого исчезает старый микроорганизм, и возникают два новых;
-
желудь – на корм отрицание желудя с завершением его развития;
-
способ смены ступеней, присущий желудю – его превращение в росток дуба:
-
п -
часть желудя вовсе не входит в растение;
-
коренное преобразование другой части;
-
в растении есть то, чего в желуде не было
ервые корешки и зеленые ростки образуются из материала, имеющегося внутри желудя, оболочка которого сгнивает и в состав нового растения не входит одна часть желудя при его отрицании отпадает, а другая, существенно преобразовавшись, сохраняется;
-
корешок и зеленый росток начинают извлекать из почвы и воздуха вещества для построения тела дубка;
-
растение, пришедшее на смену желудю, содержит, поэтому много такого, чего в самом желуде не было;
-
часто отрицание не бывает полным в том смысле, что рядом с новым сохраняются остатки старого, одной или нескольких ступеней: наряду с высшими организмами – простейшие, религия – через все этапы развития общества;
-
в процессе отрицания отрицания наблюдается повторяемость на более высокой ступени развития ряда черт предыдущего этапа, отрицавшийся ранее, повторяемость не по шаблону, не циклически – более высокий уровень, более сложный;
-
отрицание – объективный процесс, а не субъективное отношение к чему-либо;
Франсуа Рабле о необходимости и случайности:
-
сообщает, что его герой был рожден через ухо и прибавляет: «я подозреваю, что вы не поверите такому странному рождению… Никакой видимости правды, скажет вы… Но если бог так хотел, то ведь не скажете же вы, что он не мог этого сделать?.. Для бога нет ничего невозможного, и если бы он захотел, то все женщины рожали через уши»…
соотношение случайности и необходимости:
-
случайность: камень, о который споткнулся человек, может исполнить арию Ленского, или четвероногая собака родит щенка с 4000 ногами, или 2+2=4, а к вечеру – 378;
-
необходимость:
-
законы механики точно определяют направление и скорость движения отдельных предметов;
-
баллистика описывает усредненное движение снарядов нужен корректировщик стрельбы в бою!
-
Многолетний дуб может прожить и 1000 лет, а может и погибнуть через год-два;
-
1962 г. – в США взорвали стартовавшую к Венере ракету в 18 млрд. долл., так как в программе её компьютера был пропущен один знак препинания;
Барух Спиноза: «В природе вещей
нет ничего случайного»
Винер (1894-1964 – основатель кибернетики):
«… мир представляет собой некий организм, закрепленный не настолько жестко, чтобы незначительное изменение в какой-либо его части сразу же лишало его присущих ему особенностей, не настолько свободный, чтобы всякое событие могло произойти столь же легко и просто, как и любое другое. Это мир Процесса, а не окончательного мертвого равновесия… И это вовсе не такой мир, в котором все события заранее предопределены»…
Гераклит:
-
борющиеся противоположности не просто сосуществуют, они переходят одна в другую и переходят так, что при этом их переходе одной в другую сохраняется общая для обеих тожественная основа для перехода: «холодное становится теплым, теплое – холодным, влажное – сухим, сухое - влажным», «огонь живет смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, земля – смертью воды»;
-
постоянное движение, изменение, переход каждого явления в противоположное имеют в качестве необходимого следствия относительность всех свойств вещей: «иное удовольствие у лошади, иное у собаки и иное у человека», «Ослы солому предпочли бы золоту» (золото не безотносительная, абсолютная ценность), «… самая прекрасная обезьяна безобразна по сравнению с родом людей»;
-
постоянство происходящих в природе изменений: «нельзя дважды войти в одну и ту же реку».
<предыдущая страница | следующая страница>