Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6

Т.Гоббс

  1. ощущение есть движение в частях человеческого тела, вызванного действием вещей;


  2. представление е6сть лишь остаток того движения, сохранившегося после ощущения;

  3. мышление есть оперирование словами и предложениями, обеспечивающими представления;

  4. мысли тождественны ощущениям;

К.Гельвеций

общее для обоих


  1. все операции ума сведены к ощущениям: в нашем сознании нет ничего кроме чувственности и памяти, но это свойственно и животным;


  2. НО: то, что мы не можем ощущать, недоступно нашему уму;

  3. абсолютная зависимость мышления от внешнего мира;

  4. пассивность сознания: человек лишь созерцает, то есть внешний мир определяет возникновение мыслей и их содержание;

  5. единство психики человека и животных;

Ф.Бэкон

  1. отражение действительности может быть искаженным, значит и мысли могут быть неправильными (кентавр = лошадь + человек);


  2. источник ошибочных мыслей коренится в особенностях людей и общественной жизни: все ошибочные мысли – это искаженные отражения;

  3. содержание сознания зависит и от объектов внешнего мира и от самих людей;

  4. НО: нельзя тогда объяснить:

    1. можно ли считать отражением событий то, что люди не наблюдали (прошлое, геология);

    2. прогнозирование, открытия и изобретения (будущее - их ведь еще нет);

П.Кабанис

  1. отражение действительности нашим мозгом – своеобразно: мозг вырабатывает чувства и мысли так же, как поджелудочная железа вырабатывает желудочный сок, печень - желчь ;


  2. сознание, мышление, мысль – материальны, столь же, как и мозг, в котором оно возникает, то есть сознание является одним из видов материи.

идеалисты

материалисты

  • абсолютная независимость мышления от человеческого тела, от окружающих его материальных явлений, от ощущений

  • абсолютная зависимость мышления от человеческого тела, от окружающих его материальных явлений, от ощущений

  • приписывание мышлению, воле, «духу» едва ли не всемогущую активность

  • воздействие материального мира на человека, на возникновение его ощущений, мыслей, желаний, их содержание;

  • пассивность материи

  • пассивность человеческого сознания

  • непроходимая пропасть между людьми, носителями бессмертной души и лишенными её животными

  • наличие общего в строении и деятельности органов людей и животных
  1. Теория отражения.


    1. отрицание отождествления сознания и материи или их чрезмерного противопоставления;

    2. «вся материя обладает свойством, по существу, родственным ощущениям, - свойством отражения»:

      уровни развития материи

      формы материального взаимодействия

      формы отражения

      неживая природа

      механические

      физические

      химические


      простейшие

      элементарные



      органический мир

      реагирование

      поведение



      раздражимость

      чувственность

      психика


      человеческое

      общество


      практика

      познание

      мышления

      сознание

      отражение

      в идеальных образах



    3. особенности процесса отражения:

      1. зависимость физических особенностей отражения от природы отражающего объекта (эхо в горах, локатор, эхолот);

      2. воспроизведение отражением отражаемого лишь частично;

      3. воспроизведение упорядоченности отражаемого объекта в той или иной мере искаженно;

    4. при переходе от неорганической природы к органическому миру отражение становится фактором управления организмом (даже самый примитивный организм - самоуправляющаяся система), который сохраняется и возрастает;

    5. фактор самоуправления – отражение организмом тех изменений в его среде обитания, который способствует или препятствует его сохранению и росту его организованности;

    6. информация – это отражение, которое возникает, передается, хранится, перерабатывается и используется в процессе управления;

    7. совершенствование в результате длительного естественного отбора способности организмов регулировать свои реакции на внешние воздействия – возникновении е нервной системы;

    8. с возникновением нервной системы управление в организмах осуществляется несравненно более эффективно благодаря тому, что отражение в них становится переживанием субъективной реальности;

      1. ощущения, переживаемые живыми организмами, суть субъективные проявления объективных процессов, происходящих в их нервной системе (зрительное ощущение);

      2. объективность внешнего объекта, отражением которого данное ощущение является;

      3. субъективность психики заключается в том, что в ней налицо не только отражение внешних явлений, но и отношение живого организма к ним - побудительные состояния (чувства), влекущие к объектам полезным, отталкивающие от вредных (у низших – удовольствие и боль, у высокоорганизованных - многообразные эмоции и потребности);

    9. огромное значение психики:

      1. более точный выбор выгодного образа действий при переработке нервной системой и мозгом поступающей с периферии информации;

      2. чувства побуждают живой организм проявлять такую энергию при реализации этого образа действий;

    10. в ходе эволюции все более возрастает роль мозга, регулирующего целесообразное поведение живого организма;

    11. сознание – результат длительного развития человеческого общества.

  2. <предыдущая страница | следующая страница>


Конспекты уроков. Тема I. Специфика философского знания. План: Роль мировоззрения в жизни людей

С раннего детства, осваивая мир и накапливая знания, человек задает себе «вечные вопросы»

947.93kb.

25 09 2014
6 стр.


Вопросы к вступительному экзамену по дисциплине

Природа и проблематика философского знания. Мировоззренческий смысл философской рефлексии; система философского знания

50.28kb.

10 09 2014
1 стр.


Набатова О. Г. Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6-7 кл.: Метод, пособие

Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6—7 кл.: Метод, пособие. — М.: Изд-во владос-пресс, 2001. 400 с

5033.25kb.

09 10 2014
33 стр.


Программа Конспекты уроков Достижения учащихся Распространение педагогического опыта Повышение квалификации
286.33kb.

14 09 2014
1 стр.


План и содержание лекций Общий план курса

Проблема предмета социологии. Специфика предмета социологии. Роль понятийно-категориального аппарата социологии в определении ее предмета. Развитие предмета социологии в основных с

168.35kb.

02 09 2014
1 стр.


Курсовая должна быть на укр языке План Введение Общая характеристика и специфика современной социологии

Проблема классификации и систематизации основных парадигм современного социологического знания

38.98kb.

25 12 2014
1 стр.


V интуитивизм и иерархический персонализм

Ему удалось детально разработать и связать воедино три вет­ви философского знания — теорию бытия (онтологию), теорию знания

361.86kb.

10 09 2014
1 стр.


План урока производственного обучения профессия: «Повар, кондитер» Курс первый Группа №101 Тема программы по перспективно-тематическому плану: Тема №18«Приготовление и порционирование первых блюд». Тема урока

Сформировать у обучающихся профессиональные знания по приготовлению заправочных супов. Изучить технологию приготовления щей; их разновидности, подачу, требования к качеству и хране

198.87kb.

17 12 2014
1 стр.