Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3 ... страница 5страница 6

Тема III. Материя и сознание.

План:

  1. Взгляды на сознание в истории философии.

  2. Теория отражения.

  3. Природа сознания.


  4. Понятие сознания.
  1. Взгляды на сознание в истории философии.

Когда человеку снится, что он совершает различные поступки, размышляет, испытывает определенные чувства, его тело вроде бы пребывает в покое, ничего не воспринимая извне. Объяснить сны, предчувствия, прозрения, дежавю и другие психические процессы человек стремится давно.


Что представляет собой наше мышление?

  • 70-80-е гг. ХХ века – первые сложнейшие ЭВМ: производство десятков миллионов операций в секунду, осуществление сложных программ;

  • сообщения в печати о скоростном счете отдельных людей;

  • точнее и совершеннее переводы с иностранного языка делает только человек;

  • компьютеры не обладают творческим воображением;

  • для решения особо важных проблем необходим естественный интеллект;

  • появление суперкомпьютеров со сложнейшими операционными системами;

  • возникновение проблем:

    • может ли машинный интеллект заменить человеческий;

    • могут ли мыслить неодушевленные предметы;

    • в чем сущность мышления, особенности взаимосвязи материи и сознания.

период,

ученые

основные идеи

идеализм


Древняя Греция

мифология

религия

Платон


Средневековье

христианство

    1. сознание – деятельность таинственного бестелесного начала, управляющего телом человека – души (управление телом, постановка целей);


    2. перенесение сознания на всю природу – мировая душа;

    3. у человека – смертное тело, оно временное вместилище бессмертной души и её раб;

    4. бестелесная вечная душа космоса управляет все во всей Вселенной, она заставляет вещи подражать «идеям», а «идеи» - присутствовать в вещах»;
    1. мысль и воля надмирового бестелесного духовного начала – главное, существует до мира и создает мир из ничего;


    2. божественный разум – мыслит, желает, чувствует в человеческом сознании, а разум человека – «искра божья»;

Новое время

Р. Декарт

    1. необходимо все подвергать сомнению (события его времени показали несостоятельность большинства общепризнанных мнений):


      1. если я поставлю под сомнение, даже признаю всё ложным, что я знаю, сочту, что ни моего тела, ни окружающего мира не существует, то, несомненно, лишь одно – «я сомневаюсь, то есть я – мыслю»;

      2. мыслить может только то, что существует, значит: «я мыслю, следовательно, я – существую»;

    2. сознание, мышление есть деятельность «мыслящей субстанции», существующей самостоятельно, независимо от человеческого тела;

    3. весь материальный мир – «протяженная субстанция», материя существует независимо от сознания, «мыслительной субстанции»;

    4. введение в систему понятие БОГ




человек, ограничиваясь только своими мыслями без данных опыта, ничего узнать о мире не может

  • все очевидное разуму истинно;

  • окружающие нас тела реальны;

  • БОГ не может быть обманщиком, значит, они действительно существуют



Г.Лейбниц


Н.Мальбранш

Г.Гегель

    1. реальность всецело зависит от сознания;


    2. сознание – это активная деятельность особого нематериального начала – духа, оказывающая решающее влияние на все материальные процессы, происходящие в человеке, в обществе, в природе;

    3. сама материя есть сознание.

Дж. Беркли

    1. дух является деятельным: мне стоит лишь только захотеть и у меня сразу появляется определенная идея, которая вытесняет предыдущую;


    2. творческая активность нашего «духа»:

      1. работа воображения, создающего образы явлений, не встречающихся в нашем опыте;

      2. нет власти, способной принудительно навязать человеку какую-нибудь мысль;

    3. независимость «духа» от материи и зависимость материи от «духа»: цели, которые мы себе ставим, как и мышление находятся «во власти самого мыслящего, когда бы оно не захотело помыслить» (Аристотель)

материализм

Древняя Греция

Демокрит


Эпикур

Древний Рим

Лукреций Кар

  1. сознание зависит как от тела, так и от воздействия окружающих его тел;


  2. сознание – прирожденное свойство человека, постоянно совершенствующееся и развивающееся со временем (зарождение – развитие – упадок);

  3. ощущения, мысли, чувства – это определенные изменения, происходящие в некоторых частях человеческого тела под воздействием окружающих тел;

  4. от поверхности тел отделяются тончайшие слои атомов (сохранение формы и очертания тел) и создают определенное впечатление об окружающем мире;

  5. душа – материальная субстанция (тело, состоящее из тонких частиц), так как пустота не может ни действовать, ни испытывать действие;


<предыдущая страница | следующая страница>


Конспекты уроков. Тема I. Специфика философского знания. План: Роль мировоззрения в жизни людей

С раннего детства, осваивая мир и накапливая знания, человек задает себе «вечные вопросы»

947.93kb.

25 09 2014
6 стр.


Вопросы к вступительному экзамену по дисциплине

Природа и проблематика философского знания. Мировоззренческий смысл философской рефлексии; система философского знания

50.28kb.

10 09 2014
1 стр.


Набатова О. Г. Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6-7 кл.: Метод, пособие

Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6—7 кл.: Метод, пособие. — М.: Изд-во владос-пресс, 2001. 400 с

5033.25kb.

09 10 2014
33 стр.


Программа Конспекты уроков Достижения учащихся Распространение педагогического опыта Повышение квалификации
286.33kb.

14 09 2014
1 стр.


План и содержание лекций Общий план курса

Проблема предмета социологии. Специфика предмета социологии. Роль понятийно-категориального аппарата социологии в определении ее предмета. Развитие предмета социологии в основных с

168.35kb.

02 09 2014
1 стр.


Курсовая должна быть на укр языке План Введение Общая характеристика и специфика современной социологии

Проблема классификации и систематизации основных парадигм современного социологического знания

38.98kb.

25 12 2014
1 стр.


V интуитивизм и иерархический персонализм

Ему удалось детально разработать и связать воедино три вет­ви философского знания — теорию бытия (онтологию), теорию знания

361.86kb.

10 09 2014
1 стр.


План урока производственного обучения профессия: «Повар, кондитер» Курс первый Группа №101 Тема программы по перспективно-тематическому плану: Тема №18«Приготовление и порционирование первых блюд». Тема урока

Сформировать у обучающихся профессиональные знания по приготовлению заправочных супов. Изучить технологию приготовления щей; их разновидности, подачу, требования к качеству и хране

198.87kb.

17 12 2014
1 стр.