Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6
Тема VI. Общественное бытие и

Общественное сознание

План:

  1. Объяснение общественной жизни в философии.

  2. Переворот во взглядах на общество.

  3. Сущность материалистического взгляда на историю общества.

  4. Роль народных масс в истории.

  5. Законы исторического материализма.

  6. Цивилизационный подход к изучению истории человеческого общества.




  1. Объяснение общественной жизни в философии.

философы

основные идеи

Древняя Греция

П
«Избыток свободы должен приводить отдельного человека и полис ни к чему иному, как к рабству»
латон

  1. во времена Хроноса существовало совершенное общество: сами боги управляли земными делами, в них был полный порядок и достаток, без войн и болезней;

  2. существование 4 отрицательных форм власти:

    1. т
      постепенное вырождение идеального общества
      имократия (власть честолюбцев);

    2. олигархия (власть немногих);

    3. демократия (власть народа);

    4. тирания (власть одного над другими);

  3. создание проекта-утопии (форма наилучшего государства и правления);

    1. принципы: + власть немногих (способных и компетентных); + справедливость (каждому – свое: занятия, положение и др.);

    2. основные задачи:

  • обладание необходимой силой организации и защиты общества;

  • систематическое снабжение всех членов общества необходимыми благами;

  • руководство и направление развития духовной деятельности и творчества;

    «Афинская идеализация египетского кастового общества» (К.Маркс)



А
высший
средний

низший


высший

средний
низший


ристотель

    1. «государство – некий вид общения», в пределах государства осуществляется целая система других социальных отношений (свои цели и пути развития;

    2. экономические отношения:

      1. общение в рамках отдельной семьи-дома;

      2. общение в ходе ведения хозяйственных дел;

      3. общение для обмена благами;

    1. общение в государстве не ради существования, но скорее ради благой жизни;

    2. совершенство человека – «совершенный гражданин» (если вне общения и государства – либо животное, либо бог);

    3. основа жизни города-государства – рабский труд;

    4. 2 формы правления: олигархия и демократия;

    5. учение о среднем элементе: не противопоставление богатых и бедных, а создание «среднего элемента» - большинства населения зажиточного уровня (средний размер имущества) – стабилизирующий фактор общества, а не антагонистические крайности;

    6. критерий правильности выбора обществом устройства – наибольшая общественная польза:

наилучшие

наихудшие

монархия, аристократия, политийя

олигархия, демократия, тирания




Средневековье

Богословие

  1. достоверные факты прошлого тонут в массе легенд;

  2. попытки объяснения общественной жизни различными способами:

      1. противоречивость и запутанность общественных отношений;

      2. отсутствие принципов и методов исследований;

  3. основы развития общества: деятельность «божьего промысла», результат саморазвития «мирового духа»;

Новое время

Т.Гоббс

Дж.Локк


Ж-Ж.Руссо

    1. идея «общественного договора»: осознание целесообразности объединения усилий заключение «общественного договора» (главный фактор возникновения цивилизованного общества);

    2. первые люди были свободны (нет неравенства, пороков, войн), но развитие средств существования породило зависимость людей друг от друга необходимость их объединения;

    3. новое общество, где большинство членов порабощено, несчастно и порочно, развивается на основе прогресса средств существования, обусловленное развитием сознания людей;

    4. изменения в общественной жизни совершаются «по мере того как понятие и чувства возникают одно за другим».


материальная жизнь общества определяется его сознанием



Просвещение

Ж. де Ламетри

Д.Дидро


П.Гольбах

К.Гельвеций

 Л. Фейербах


    1. общество есть совокупность составляющих его людей;

    2. общественная жизнь объясняется свойствами, присущими каждому человеку;

    3. образ жизни людей во многом отличается от образа жизни животных в связи с отличием телесной организации животных (и только);

    4. «естественная природа» человека должна определять порядки общества, идеи, мораль, мысли, поведения и др.;

    5. современное общество противоречит «естественной природе» человека è необходимо заменить его порядками и идеями, вытекающими из «естественной природы» человека.

существующие материальные условия жизни общества, господствующие в нем отношения и взгляды должны исчезнуть только потому, что они противоречат идеалам:

«мнения управляют обществом», «идеи правят миром»



к. XIX- XXв.

В.Дельтей

Г.Зиммель

А.Бергсон

О.Шпенглер


Теория «философии жизни»:

        1. основа общества – «жизнь», как бытие живого организма («естественное»), отличается от бытия механизма («искусственное») или является особой космической силой («жизненный порыв») – внутренний фон бытия;

        2. разум – «болезнь», которой противопоставляются стремление к простоте и культ силы;

        3. аккумулирование в культуре стимулов, духовных ценностей и идеалов;

        4. культура – резервуар жизненной силы для совершенствования и развития;

        5. отделение материальных условий жизни общества от культуры социальными структурами – внешний фон бытия.

Теория «технологического детерминизма»:

    1.развитие общества и культуры жестко зависит от техники и технологий;

    2.общественные изменения зависят от совокупности частных и групповых целей, мотивов, ценностей и культурных установок.




и идеалисты, и материалисты пришли к идеалистическому пониманию истории и общественной жизни.






  1. Переворот во взглядах на общество.

    домарксовая социология

    марксистская социология

    1. рассмотрение идейных мотивов исторической деятельности людей

    1. исследование причин этих мотивов, объективные закономерности в развитии системы общественных отношений – степень развития материального производства.

    1. отсутствие исследования действий масс населения

    1. исследование общественных условий жизни масс и изменения этих условий

    1. накопление сырых фактов, отрывочно набранных и изображение отдельных сторон исторического процесса.

    1. всестороннее изучение общественно-экономическ5их формаций, рассмотрение совокупности всех противоречивых тенденций определяемых условиями жизни и производства различных классов общества.

  2. Сущность материалистического взгляда на историю общества.

  • В.И.Ленин: «Если материализм вообще объясняет сознание из бытия, а не обратно, то в применении к общественной жизни человечества материализм требовал объяснения общественного сознания из общественного бытия»:

  1. «общественное бытие» - это материальная сторона жизни общества, прежде всего способ производства материальных благ и те экономические отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, обмена и распределения.

  2. «общественное сознание» - это взгляды, представления, идеи, политические, юридические, эстетические и другие теории, философия, мораль, религия и другие формы сознания.




Рис.17



I II III



рельеф, климат, флора, фауна

численность, плотность, демографическая характеристика

материальные и духовные блага

1.какова роль этого фактора в развитии общества?

2.каково влияние наличия или отсутствия полезных ископаемых, тех или иных ресурсов?



1.как высокая или низкая плотность населения влияла на развитие хозяйства, решения военных конфликтов?

1.почему испанцам удалось легко покорить народы Латинской Америки, Африки?

2.какова роль показателей уровня развития промышленности, сельского хозяйства, технологии?


ВЫВОД: на жизнь общества влияют все три фактора. è НО: Равноценно ли?




  • К.Маркс: «Способ производства материальных благ обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества».

          1. Исторический материализм – это наука о наиболее общих законах развития общества, определяемых первичностью общественного бытия.

          2. Главный закон исторического материализма – определяющая роль способа производства.

Схема «Способ производства и его определяющая роль в развитии общества»




  • К.Маркс: «Свобода – это осознанная необходимость».


М.Горький «Городок Окуров»: беседа доктора Ряхина с телеграфистом о закономерностях жизни – нельзя изменить то, что является законом (ни дождь, ни развитие общества):

1. Что важное уловил доктор Ряхин? – объективность законов развития природы и общества.

2. В чем ошибся докотор Ряхин? – законы развития природы = законам развития общества.

3. Что не дочитал в марксизме доктор Ряхин? – люди могут воздействовать

на законы развития общества, так как те реализуются через деятельность людей

Соотношение

исторической необходимости и

сознательной деятельности людей





  1. Роль народных масс в истории.



Личность в истории:

            1. народные массы – совокупность личностей с собственными интересами;

            2. личность можно противопоставить массам (индивидуальность запросов и интересов);

            3. личность способна либо ускорить, либо затормозить ход истории;

            4. личность не способна изменить ход истории;

            5. условия формирования личности:

                1. осознание исторической необходимости;

                2. поддержка определенными свлоями общества;

                3. организаторские способности, харизма.

  1. Законы исторического материализма.

название

сущность

объективность

механизм действия

примеры

I.Закон определяющей роли способа производства



«Способ производства материальной жизни обуславливает социальные, политические и духовные процессы жизни вообще» (К.Маркс)

    1. общественное бытие определяет общественное сознание;

    2. общественное бытие – это материальная сторона жизни, которые люди постоянно воспроизводят

«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил» (К.Маркс)

  • первобытность è общественная собственность на средства производства è язычество è обычное право;

  • рабовладение è частная собственность è политеизм è писанное право

    II.Закон возрастания роль народных масс в истории

с развитием человеческого общества постоянно возрастает роль народных масс в истории

народные массы:

1.главная производительная сила;

2. главное условие изменения общественной жизни;

3.главная политическая сила;

4.главная сила классовой борьбы;

5. главный творец и хранитель культурных ценностей.



с развитием обобществления производства материальных благ всё более широкие народные массы вовлекаются в общественной жизни и начинают отстаивать свои собственные интересы.

      1. строители пирамид, ремесленники, земледельцы,

      2. ремесленники, горожане – буржуа;

      3. солдаты, избиратели;

      4. крестьяне, рабочие;

      5. народное творчество

    III. Закон соответствие производственных отношений уровню и характеру производительных сил




каждому уровню развития производительных сил для быстрого поступательного их развития должны соответствовать определенные производственные отношения

«С изменением экономической основы… происходит переворот во всей громадной надстройке» (К.Маркс)

«На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальных революций» (К.Маркс)

Великие географические открытия è новое дворянство è создание экономической и финансовой власти буржуазии è борьба в парламенте за свое политическое господство è Великая Английская буржуазная революция

    IV. Закон постоянного роста производительных сил

производительные силы находятся в постоянном развитии, совершенствовании и изменении

Люди-производители – самая революционная, подвижная система.

«постоянные перевороты в орудиях производства» («Манифест Коммунистической партии»)

палка-копалка è мотыга è соха, рало è плуг

    V.Закон последовательной и закономерной смены ОЭФ

история – это процесс последовательной и закономерной смены ОЭФ

развитие материального производства è смена способов производства è смена ОЭФ

действие III закона è смена базиса è смена надстройки

первобытность è рабовладение è феодализм è капитализм

    VI. Закон обострения классовой борьбы

«История всех до сих пор существовавших обществ была историей классовой борьбы» («Манифест Коммунистической партии»)

«Новейшая эпоха… показала борьбу классов как двигатель событий» (В.И.Ленин)

«Угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу и вели… борьбу классов, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания» («Манифест Коммунистической партии»)

  • восстание рабов в Римской империи;

  • крестьянские войны в средневековье;

  • пролетарские революции XIX –XX вв.

Закон определяющей роли способа производства

Производительные силы – это вся совокупность материальных факторов, необходимых для производственной деятельности.

Производственные отношения – это отношения, возникающие между людьми в процессе общественного производства материальных и духовных благ.


схема №1


NB! С развитием производительных сил связь «человек-природа» усложняется – господство над природой. НО: это опасная иллюзия  экологические проблемы.

Ф. Энгельс: «За каждую нашу победу над природой она нам жестоко мстит».

Схема №3




Схема № 2 (рис.18)


производственные

отношения

производительные

силы

производственные

отношения

производственные

отношения

производительные

силы

производительные

силы

производительные

силы

производственные

отношения

Общественно-экономическая формация – это определенный тип общества, характеризующийся исторически конкретным способом производства, соответствующей ему организацией всей общественной жизни, развивающейся по своим специфическим законам на основе способа производства.



Взаимосвязь базиса и надстройки:

  1. экономический строй играет определенную роль по отношению к надстройке

«Манифест Коммунистической партии»: «Ваше право есть ни что иное как возведенная в закон воля вашего класса».

  1. в свою очередь надстройка играет активную роль по отношению к базису, защищая существующие производственные отношения (схема №5);

  2. в обществе, разделенном на антагонистические классы, надстройка противоречива, так как служит интересам не только господствующих классов, но и народным массам;

  3. между противоположными сторонами в надстройке существует противоречие, которое воздействует на надстройку, вплоть до её разрушения

  4. каждая революция готовится идеологически, а в ходе революции удары революционных масс наносятся не только по базису (изменение производственных отношений), но и по надстройке (политические организации господствующих классов)

А.И.Герцен: «Россия – это большая казарма, к обвалившейся двери которой прислонен Николай I».


  1. Два подхода к изучению истории человеческого общества.

В истории соцаильно-философской мысли в рамках рассмотрения единства и многообразия истории и иногда пересекаются два основных подхода: формационный и цивилизационный.


формационный

цивилизационный

К.Маркс, Ф.Энгельс

О.Шпенглер, А.Тойнби

признание внутреннего единства общечеловеческой, всемирной истории

признание обладания цилизациями собственной спецификой, уникальностью духовной, соцтальной и материальной жизни

выделение универсальных этапов общественного развития (формаций), через которые должно пройти любое общество

отрицание существования единой истории человечества

выражение единства исторического процесса в последовательной смене общественно-экономических формаций и их универсальности

изучение, исследование именно специфического, уникального в истории того или иного общества, народа, их «непохожести» на других

определение развития общества процессами, происходящими в экономической сфере (базисе), по отношению к которой все остальные сферы (институты надстройки) находятся в подчиненном положении

    общественная развитие как постоянная смена цивилизаций



пять формаций как этапы развития любого общества: первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм

опора на глубокие различия между культурами и цивилизациями

сопровождение смены формаций обязательным открытым социальным конфликтом, резкими, глобальными революционными преобразованиями социальной системы.




приоритет изучения материальных сторон жизни общества

приоритет изучения социальной и духовной сторон жизни общества, менталитета

Схема № 4.


<предыдущая страница | следующая страница>


Конспекты уроков. Тема I. Специфика философского знания. План: Роль мировоззрения в жизни людей

С раннего детства, осваивая мир и накапливая знания, человек задает себе «вечные вопросы»

947.93kb.

25 09 2014
6 стр.


Вопросы к вступительному экзамену по дисциплине

Природа и проблематика философского знания. Мировоззренческий смысл философской рефлексии; система философского знания

50.28kb.

10 09 2014
1 стр.


Набатова О. Г. Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6-7 кл.: Метод, пособие

Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6—7 кл.: Метод, пособие. — М.: Изд-во владос-пресс, 2001. 400 с

5033.25kb.

09 10 2014
33 стр.


Программа Конспекты уроков Достижения учащихся Распространение педагогического опыта Повышение квалификации
286.33kb.

14 09 2014
1 стр.


План и содержание лекций Общий план курса

Проблема предмета социологии. Специфика предмета социологии. Роль понятийно-категориального аппарата социологии в определении ее предмета. Развитие предмета социологии в основных с

168.35kb.

02 09 2014
1 стр.


Курсовая должна быть на укр языке План Введение Общая характеристика и специфика современной социологии

Проблема классификации и систематизации основных парадигм современного социологического знания

38.98kb.

25 12 2014
1 стр.


V интуитивизм и иерархический персонализм

Ему удалось детально разработать и связать воедино три вет­ви философского знания — теорию бытия (онтологию), теорию знания

361.86kb.

10 09 2014
1 стр.


План урока производственного обучения профессия: «Повар, кондитер» Курс первый Группа №101 Тема программы по перспективно-тематическому плану: Тема №18«Приготовление и порционирование первых блюд». Тема урока

Сформировать у обучающихся профессиональные знания по приготовлению заправочных супов. Изучить технологию приготовления щей; их разновидности, подачу, требования к качеству и хране

198.87kb.

17 12 2014
1 стр.