Перейти на главную страницу
философы |
основные идеи | ||||
Древняя Греция | |||||
П «Избыток свободы должен приводить отдельного человека и полис ни к чему иному, как к рабству» латон |
| ||||
А ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() высший средний низший
высший средний
ристотель |
| ||||
Средневековье | |||||
Богословие |
| ||||
Новое время | |||||
Т.Гоббс Дж.Локк
Ж-Ж.Руссо |
![]() материальная жизнь общества определяется его сознанием | ||||
Просвещение | |||||
Ж. де Ламетри Д.Дидро
П.Гольбах К.Гельвеций Л. Фейербах
|
существующие материальные условия жизни общества, господствующие в нем отношения и взгляды должны исчезнуть только потому, что они противоречат идеалам: «мнения управляют обществом», «идеи правят миром» | ||||
к. XIX- XXв. В.Дельтей Г.Зиммель А.Бергсон О.Шпенглер
|
Теория «философии жизни»:
Теория «технологического детерминизма»: 1.развитие общества и культуры жестко зависит от техники и технологий; 2.общественные изменения зависят от совокупности частных и групповых целей, мотивов, ценностей и культурных установок. | ||||
![]() и идеалисты, и материалисты пришли к идеалистическому пониманию истории и общественной жизни. |
домарксовая социология |
марксистская социология |
|
|
|
|
|
|
Рис.17
I II III
рельеф, климат, флора, фауна |
численность, плотность, демографическая характеристика |
материальные и духовные блага |
1.какова роль этого фактора в развитии общества? 2.каково влияние наличия или отсутствия полезных ископаемых, тех или иных ресурсов? |
1.как высокая или низкая плотность населения влияла на развитие хозяйства, решения военных конфликтов? |
1.почему испанцам удалось легко покорить народы Латинской Америки, Африки? 2.какова роль показателей уровня развития промышленности, сельского хозяйства, технологии? |
ВЫВОД: на жизнь общества влияют все три фактора. è НО: Равноценно ли?
Схема «Способ производства и его определяющая роль в развитии общества»
Соотношение
исторической необходимости и
сознательной деятельности людей
название |
сущность |
объективность |
механизм действия |
примеры |
I.Закон определяющей роли способа производства |
«Способ производства материальной жизни обуславливает социальные, политические и духовные процессы жизни вообще» (К.Маркс) |
|
«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил» (К.Маркс) |
|
II.Закон возрастания роль народных масс в истории |
с развитием человеческого общества постоянно возрастает роль народных масс в истории |
народные массы: 1.главная производительная сила; 2. главное условие изменения общественной жизни; 3.главная политическая сила; 4.главная сила классовой борьбы; 5. главный творец и хранитель культурных ценностей. |
с развитием обобществления производства материальных благ всё более широкие народные массы вовлекаются в общественной жизни и начинают отстаивать свои собственные интересы. |
|
III. Закон соответствие производственных отношений уровню и характеру производительных сил |
каждому уровню развития производительных сил для быстрого поступательного их развития должны соответствовать определенные производственные отношения |
«С изменением экономической основы… происходит переворот во всей громадной надстройке» (К.Маркс) |
«На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальных революций» (К.Маркс) |
Великие географические открытия è новое дворянство è создание экономической и финансовой власти буржуазии è борьба в парламенте за свое политическое господство è Великая Английская буржуазная революция |
IV. Закон постоянного роста производительных сил |
производительные силы находятся в постоянном развитии, совершенствовании и изменении |
Люди-производители – самая революционная, подвижная система. |
«постоянные перевороты в орудиях производства» («Манифест Коммунистической партии») |
палка-копалка è мотыга è соха, рало è плуг |
V.Закон последовательной и закономерной смены ОЭФ |
история – это процесс последовательной и закономерной смены ОЭФ |
развитие материального производства è смена способов производства è смена ОЭФ |
действие III закона è смена базиса è смена надстройки |
первобытность è рабовладение è феодализм è капитализм |
VI. Закон обострения классовой борьбы |
«История всех до сих пор существовавших обществ была историей классовой борьбы» («Манифест Коммунистической партии») |
«Новейшая эпоха… показала борьбу классов как двигатель событий» (В.И.Ленин) |
«Угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу и вели… борьбу классов, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания» («Манифест Коммунистической партии») |
|
Закон определяющей роли способа производства
Производительные силы – это вся совокупность материальных факторов, необходимых для производственной деятельности.
Производственные отношения – это отношения, возникающие между людьми в процессе общественного производства материальных и духовных благ.
схема №1
NB! С развитием производительных сил связь «человек-природа» усложняется – господство над природой. НО: это опасная иллюзия экологические проблемы.
Ф. Энгельс: «За каждую нашу победу над природой она нам жестоко мстит».
Схема №3
Общественно-экономическая формация – это определенный тип общества, характеризующийся исторически конкретным способом производства, соответствующей ему организацией всей общественной жизни, развивающейся по своим специфическим законам на основе способа производства.
формационный |
цивилизационный |
К.Маркс, Ф.Энгельс |
О.Шпенглер, А.Тойнби |
признание внутреннего единства общечеловеческой, всемирной истории |
признание обладания цилизациями собственной спецификой, уникальностью духовной, соцтальной и материальной жизни |
выделение универсальных этапов общественного развития (формаций), через которые должно пройти любое общество |
отрицание существования единой истории человечества |
выражение единства исторического процесса в последовательной смене общественно-экономических формаций и их универсальности |
изучение, исследование именно специфического, уникального в истории того или иного общества, народа, их «непохожести» на других |
определение развития общества процессами, происходящими в экономической сфере (базисе), по отношению к которой все остальные сферы (институты надстройки) находятся в подчиненном положении | общественная развитие как постоянная смена цивилизаций |
пять формаций как этапы развития любого общества: первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм |
опора на глубокие различия между культурами и цивилизациями |
сопровождение смены формаций обязательным открытым социальным конфликтом, резкими, глобальными революционными преобразованиями социальной системы. |
|
приоритет изучения материальных сторон жизни общества |
приоритет изучения социальной и духовной сторон жизни общества, менталитета |
С раннего детства, осваивая мир и накапливая знания, человек задает себе «вечные вопросы»
25 09 2014
6 стр.
Природа и проблематика философского знания. Мировоззренческий смысл философской рефлексии; система философского знания
10 09 2014
1 стр.
Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6—7 кл.: Метод, пособие. — М.: Изд-во владос-пресс, 2001. 400 с
09 10 2014
33 стр.
14 09 2014
1 стр.
Проблема предмета социологии. Специфика предмета социологии. Роль понятийно-категориального аппарата социологии в определении ее предмета. Развитие предмета социологии в основных с
02 09 2014
1 стр.
Проблема классификации и систематизации основных парадигм современного социологического знания
25 12 2014
1 стр.
Ему удалось детально разработать и связать воедино три ветви философского знания — теорию бытия (онтологию), теорию знания
10 09 2014
1 стр.
Сформировать у обучающихся профессиональные знания по приготовлению заправочных супов. Изучить технологию приготовления щей; их разновидности, подачу, требования к качеству и хране
17 12 2014
1 стр.