Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6.

Электролитическая диссоциация.

        1. Разделы теоретического курса для повторения.

Электролиты и неэлектролиты. Отличие свойств растворов солей кислот и оснований от свойств растворов неэлектролитов. Изотонический коэффициент. Основные положения теории электролитической диссоциации. Свойства кислот, оснований и солей с точки зрения теории электролитической диссоциации. Амфотерные электролиты. Ступенчатая диссоциация. Факторы, влияющие на процесс электролитической диссоциации. Количественные характеристики процесса диссоциации: степень и константа диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Ионные равновесия в растворах слабых электролитов. Уравнения реакций в растворах электролитов в полной и сокращенной ионно-молекулярных формах. Влияние внешних факторов на процесс диссоциации. Произведение растворимости. Условия образования и растворения осадков.
2. Вопросы и упражнения.

1. Напишите в полной и сокращенной ионно-молекулярных формах уравнения реакций, представленных следующими схемами:

AgCH3COO + KCl →; NH4OH + H2SO4→;

CaCl2 + Na3PO4 →; Na2SO4 + Ba(OH)2 →;

Na2S + HCl →;

2. Составьте уравнения реакций в молекулярной форме, которые будут соответствовать следующим уравнениям в сокращенной ионно-молекулярной форме:

Cu2+ + S2- = Cu2S↓; FeO + 2H+ =Fe2+ + Н2О

Ba2+ + SO42- = BaSO4

3. Какие из приведенных ниже реакций протекают практически необратимо? Запишите уравнения в полной и сокращенной ионно-молекулярной формах. Укажите причину, определяющую практическую необратимость каждой реакции.

HCN + KOH →; CaCl2+AgNO3→;

Ba(OH)2 + NaCl →; Cu(OH)2 + H2SO4 →;

Ca(NO3)2 + HCl →; FeSO4 + HCl →;

4. Определите, в какую сторону смещено равновесие в реакциях:

КCN + CH3COOH D CH3COOК + НCN

NH4OH + HCl D NH4Cl + H2O ?

Кд(HCN) = 7,9∙10-10 Кд(NH4OH) = 1,8∙10-5

Кд(CH3COOH) = 1,8∙10-5 Кд(H2O) = 1,8∙10-16

5. Произведение растворимости бромида серебра при 250С равно 6,0∙10-13. Вычислите концентрацию ионов серебра в насыщенном растворе AgBr. Чему равна растворимость бромида серебра при данной температуре в г/л?


3.Экспериментальная часть.

  1. Сравнение химической активности электролитов.

Поместите в две пробирки по одной грануле цинка и добавьте в одну из пробирок разбавленный раствор соляной кислоты, а в другую - раствор уксусной кислоты той же концентрации. Обе пробирки нагрейте в пламени газовой горелки до кипения и дайте немного постоять. Сравните интенсивность протекания химических реакций в растворах этих кислот.

Какая кислота более энергично взаимодействует с цинком? Объясните наблюдаемое явление, используя понятие «сила электролита».

Напишите уравнения этих реакций в молекулярной и ионно-молекулярной формах.

Напишите выражение для константы диссоциации уксусной кислоты и, пользуясь данными табл.1, запишите ее значение.



2. Влияние сильного электролита, содержащего одноименный ион, на диссоциацию слабого электролита.

В пробирку налейте разбавленный раствор аммиака и добавьте 2-3 капли раствора фенолфталеина. Как изменился цвет раствора? Окрашенный раствор разделите на две части. Одну оставьте для сравнения, а в другую добавьте немного твердого хлорида аммония и хорошо размешайте. Объясните изменение цвета раствора. Для этого напишите:

- уравнение процесса диссоциации гидроксида аммония;

- выражение для константы диссоциации гидроксида аммония;

- уравнение процесса диссоциации хлорида аммония;

Пользуясь данными табл.1 запишите значение величины константы диссоциации для гидроксида аммония.

На основании принципа Ле - Шателье сделайте вывод о влиянии сильного электролита, содержащего одноименный ион на диссоциацию слабого электролита.

3. Реакции обмена в растворах электролитов.

а) Реакции, протекающие с образованием осадков.

В пробирку налейте раствор сульфата натрия и добавьте раствор нитрата серебра до выпадения осадка. Отметьте цвет образовавшегося осадка. Затем к содержимому пробирки добавьте раствор хромата калия. Перемешайте стеклянной палочкой содержимое пробирки. Отметьте изменение цвета осадка.

Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионно-молекулярной формах. Сформулируйте условие, при котором осадок может образоваться. Обоснуйте переход первого малорастворимого соединения в еще менее растворимое второе. Для этого запишите значения величин произведения растворимости получающихся осадков из данных табл. 2. данной работы.

б) Реакции, протекающие с образованием газообразных веществ.

В пробирку налейте раствор карбоната натрия и добавьте раствор соляной кислоты. Что наблюдается? Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионно-молекулярной формах. При этом учтите, что в результате реакции образуется нестойкая угольная кислота, разлагающаяся с образованием углекислого газа и воды.

Объясните причину, определяющую практическую необратимости данной реакции ионного обмена.

в) Реакции, протекающие с образованием слабых электролитов.

В две пробирки налейте по несколько капель раствора соли алюминия и добавьте в каждую по каплям разбавленный раствор гидроксида натрия до образования осадка. Какое вещество выпало в осадок?



Внимание. Следует избегать избытка раствора щелочи, так как в этом случае может произойти растворение первоначально выпавшего осадка амфотерного гидроксида.

К содержимому одной пробирки добавьте разбавленный раствор любой сильной кислоты, а к содержимому другой – избыток раствора гидроксида натрия до исчезновения осадков.

Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионно-молекулярной формах, учитывая, что при действии на соль алюминия избытком раствора щелочи часто образуется растворимый в воде тетрагидроксоалюминат натрия Na[Al(OH)4].

Перечислите все условия, при которых реакции ионного обмена протекают практически до конца.



Таблица 1

Константы диссоциации некоторых слабых электролитов

в водных растворах при 25°C

Электролит

Кд

Электролит

Кд

Азотистая кислота HNO2

4*104

Теллуроводород H2Te

Кд1

Кд2

1*103

1*1011


Аммония гидроксид NH4OH

1,8*105

Угольная кислота H2CO3

Кд1

Кд2

4,5*107

4,7*1011


Борная кислота H3BO3 Кд1

5,8*1010

Уксусная кислота CH3COOH

1,8*105

Кремневая кислота H2SiO3 Кд1

Кд2


2,2*1010

1,6*1012


Хлорноватистая кислота HOCl

5*108

Муравьиная кислота HCOOH

1,8*104



Хлоруксусная кислота CH2ClCOOH

1,4*103

Селеноводород H2Se

К1

К2

1,7*104

1*1011


Фосфорная кислота H3PO4 Кд1

Кд2

Кд3

7,5*103

6,3*108

1,3*1012



Серная кислота H2SO4

К2



1,2*102

Фтороводород HF

6,6*104

Сернистая кислота H2SO3 К1

К2


1,6*102

6,3*108


Циановодород HCN

7,9*1010

Сероводород H2S

Кд1

Кд2

6*108

1*1014


Щавелевая кислота H2C2O4

К1

К2

5,4*102



5,4*105

Таблица 2

Произведения растворимости некоторых малорастворимых

электролитов при 25°C

Электролит

ПР

Электролит

ПР

AgBr

6*1013

Fe(OH)2

1*1015

AgCl

1,8*1010

Fe(OH)3

3,8*1038

Ag2CO3

8,2*1012

FeCO3

2,5*1011

Ag2CrO4

4*1012

FeS

5*1018

AgI

1,1*1016

HgS

1,6*1052

Ag2S

6*1050

MgS

2*1015

Ag2SO4

2*105

MgCO3

1*105

AgCN

7*1015

MnS

2,5*1010

AgSCN

1,1*1012

Mn(OH)2

2*1013

BaCO3

5*109

Ni(OH)2

1*1015

BaC2O4

2*107

PbBr2

9,1*106

BaCrO4

1,6*1010

PbCl2

2*105

BaSO4

1,1*1010

PbCO3

7,5*1014

CaCO3

5*109

PbCrO4

1,8*1014

CaC2O4

2*109

PbI2

8*109

CaF2

4*1011

PbS

1*1027

CaSO4

1,3*104

PbSO4

1,6*108

Ca3(PO4)2

1*1029

Pb(OH)2

2*1016

CdS

7,9*1027

SnS

1*1026

Cu(OH)2

2,2*1020

SrCO3

1,1*1010

Zn(OH)2

1*1017

SrC2O4

5,6*108

ZnS

1,6*1024

SrSO4

3,2*107

CuS

6*1036

Mg(OH)2

2*105

Лабораторная работа № Электролитическая диссоциация. Разделы теоретического курса для повторения

Сильные и слабые электролиты. Ионные равновесия в растворах слабых электролитов. Уравнения реакций в растворах электролитов в полной и сокращенной ионно-молекулярных формах. Влияни

116.67kb.

18 12 2014
1 стр.


Лабораторная работа №10 Коррозия металлов. Разделы теоретического курса для повторения

Коррозия с кислородной и водородной деполяризацией. Пассивность. Защита металлов от коррозии. Легирование, защитные покрытия, изменение свойств коррозионной среды, ингибиторы корро

129.97kb.

18 12 2014
1 стр.


Урок игра Повторение по теме «Растворы. Электролитическая диссоциация»

«Растворы. Электролитическая диссоциация»; закрепить умение писать ионно-молекулярные уравнения; решать задачи с использованием понятия «массовая доля растворенного вещества»

119.56kb.

09 09 2014
1 стр.


Электролитическая диссоциация

Сольватация (гидратация) и ее роль в процессе образования растворов. Сольватная (гидратная) оболочка

16.92kb.

10 10 2014
1 стр.


Лабораторная работа №1 Работа в Oracle Database Express Edition 1 Лабораторная работа №6

Лабораторная работа Выполнение расчетов с использованием программирования в среде Visual Basic for Applications

232.43kb.

18 12 2014
1 стр.


«Симптоматология лейкозов. Лабораторная диагностика лейкозов. Геморрагический синдром. Методы исследования системы гемостаза»

Технологическая карта самостоятельного изучения теоретического материала для студентов 3 курса стоматологического факультета

39.9kb.

14 10 2014
1 стр.


Урок по теме «Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты»

Объяснить учащимся, что такое электропроводимость, электронная и ионная электропроводимость

54.23kb.

15 12 2014
1 стр.


Лекция №4 Электролитическая диссоциация. Гидролиз. План лекции: Электролиты и неэлектролиты

Русские химики Каблуков И. А. и Кистяковский В. А. применили к объяснению процесса электролитической диссоциации химическую теорию растворов Менделеева Д. И

179.18kb.

15 12 2014
1 стр.