лот 3.
SO42-
Al3+
(Слово жюри. Подведение итога конкурса)
Лот 3. «Поле чудес»
Цель: проверить умение решать задачи на применение понятия «массовая доля растворенного вещества
(командам раздаются карточки – задания.).
Заполните пустые места в таблице.
|
W
|
m (вещества)
|
m (воды)
|
m (раствора)
|
1 раствор
|
20%
|
|
|
200
|
2 раствор
|
|
30
|
300
|
|
1 +2 раствор
|
|
|
|
|
(Слово жюри. Подведение итога конкурса)
Лот 4. «Гонка за лидером»
Цель: проверить сформированность умений писать ионно-молекулярные уравнения
(Командам раздаются карточки – задания. Доска делится на 4 части. Участники команды по очереди выходят к доске и пишут уравнения. 1 участник – молекулярное уравнение, второй – полное ионное, третий – сокращенное ионное, четвертый – новое молекулярное уравнение и т.д. Кто быстрее сделает и меньше допустит ошибок).
(время – 15 минут)
Напишите уравнения в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме:
1 команда
Купрум хлорид + натрий гидроксид
Соляная кислота + натрий сульфит
Калий сульфат + барий гидроксид
Литий гидроксид + фосфорная кислота
|
2 команда
Аргентум нитрат + кальций хлорид
Калий сульфид + плюмбум нитрат
Сульфатная кислота + литий гидроксид
Калий карбонат + хлоридная кислота
|
3 команда
Алюминий сульфат + калий гидроксид
Барий гидроксид + нитратная кислота
Сульфатная кислота + барий нитрат
Натрий карбонат + манган хлорид
|
4 команда
Магний бромид + натрий гидроксид
Цинк нитрат + калий фосфат
Алюминий сульфат + натрий гидроксид
Натрий карбонат + бромидная кислота
|
(Слово жюри. Подведение итога конкурса)
Лот 5. «Экспериментальный»
Перед проведением этого конкурса обязательно вспомнить правила по технике безопасности при работе со стеклянной посудой, кислотами и щелочами ( в ходе эвристической беседы)
Цель: проверить навыки работы с лабораторным оборудованием, умение наблюдать анализировать, делать выводы.
(учащимся раздаются карточки задания и наборы реактивов для проведения эксперимента.)
Объясните увиденное и составьте ионно-молекулярное уравнение:
1 команда: к 1 мл уксусной кислоте добавьте щепотку соды
2 команда: к 1 мл соляной кислоте прилейте несколько капель раствора аргентум хлорида
3 команда: к 1 мл сульфатной кислоте прилейте несколько капель раствора барий хлорида
4 команда: к 1 мл раствору натрий гидроксида, подкрашенному фенолфталеиновым, прилейте 1 мл соляной кислоты
-
Подведение итогов конкурса.
-
Пока жюри подсчитывают общее число баллов, давайте отдохнем и отгадаем химические загадки.
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
(Вода)
Только в воду окунется,
Невидимкой обернется.
(Вещество растворенное в воде)
Купаются в холодную погоду,
А в теплую их не затащишь в воду.
(Газы)
Если крупинки в жидкости найдет,
Как такую муть химик назовет?
(Суспензия)
Стояла решетка, на солнце искрилась,
но дождик прошел и она растворилась.
(Кристаллическая решетка растворимой соли)
Лакмус будет в них краснеть,
Растворяться — цинк и медь.
А мелок в них, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работы
Эти жгучие …
(Кислоты)
Я растворчик изучал.
Лакмус в нем синее стал.
Поглощал раствор тотчас
Кислый углекислый газ!
Про такой раствор я знаю,
Что среда в нем …
(Щелочная)
Я, конечно, очень нужен.
Без меня не сваришь ужин,
не засолишь огурца,
не заправишь холодца.
Но не только лишь в еде –
я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
вкус припомнишь мой ты сразу.
Кто догадлив, говорит: это
(натрия хлорид)
-
Прежде чем дать слово жюри, давайте подведем итоги работы в группах. Заполните карточки взаимооценивания. Баллы (от 1 до 5)за каждый лот распределите между каждым членом команды в соответствии с такими критериями: активность, правильность ответов, умение помочь товарищу, умение работать в группе
|
Ф.И.
|
Ф.И.
|
Ф.И.
|
Ф.И.
|
Ф.И.
|
Лот 1.
«Блицтурнир»
|
|
|
|
|
|
Лот 2.
«Ромашка»
|
|
|
|
|
|
Лот 3.
«Поле чудес»
|
|
|
|
|
|
Лот 4
«Гонка за лидером»
|
|
|
|
|
|
Лот 5.
«Экспериментальный»
|
|
|
|
|
|
Всего баллов
|
|
|
|
|
|
Если вы набрали от 25-до20 баллов – вы молодец. Хорошо усвоили учебный материал и можете работать в группе.
Если от 19 до 10 балов – вам необходимо обратить внимание на основные понятия и навыки, приобретенные в ходе изучения темы
Если у вас меньше 10 балов – обратитесь за помощью к учителю, чтобы восполнить пробелы в знаниях по данной теме.
-
Ну, а теперь слово жюри – подведение итогов конкурсов.
-
Награждение победителей в номинациях
-«Лучший заток темы «Растворы. Электролитическая диссоциация»
- «Знаток темы «Растворы. Электролитическая диссоциация»
- «Кандидат в знатоки темы «Растворы. Электролитическая диссоциация»
-
Коррекция знаний и умений по теме
(индивидуальные и групповые формы работы исходя из ощибок, допущенных в ходе игры).
- работа с учебником, дополнительной литературой, карточками – заданиями.
-
Подведение итогов урока.
- рефлексия:
• Что вы ожидали от проведенного урока и что получили? Проанализируйте свои предварительные цели и реально достигнутые результаты.
• Что вам более всего понравилось на уроке, что хотелось бы изменить?
• Какие проблемы и трудности удалось разрешить на этом уроке?
• Что вам показалось наиболее наглядным и доступным, что помогло вам усвоить тему урока?
• Что лучше всего удалось на данном уроке? Благодаря чему?
• Какие новые для вас элементы занятия удалось найти?
• Что было интереснее всего и почему?
• Что во время урока оказалось для вас неожиданностью?
• Какова результативность вашей ученической деятельности?
• Какие вопросы возникали в связи с темой урока и вашей деятельностью: а) к себе; б) к учителю?
-
Домашнее задание.
- выполнить тесты:
1. Укажите вещество - электролит:
а) кислород; б) дистиллированная вода;
в) соляная кислота; г) оксид серы(VI).
2. Выберите вещество, которое при диссоциации образует катионы металла?
а) кислоты; б) оксиды;
в) соли; г) основания.
3. Составьте молекулярное уравнение, соответствующее сокращенному ионному:
Zn2+ + 2OH– = Zn(OH)2 .
4. Напишите уравнения электролитической диссоциации:
а) калий хлорида; б) сульфатной кислоты;
в) кальций гидроксида; г) купрум (II) нитрата; д) алюминий сульфата.
5. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций, протекающих при сливании растворов:
а) натрий хлорида и аргентум нитрата
б) нитратной кислоты и кальций гидроксида
в) калий карбоната и хлоридной кислоты.
6.Укажите, с какими из перечисленных веществ будет реагировать соляная кислота: цинк, кальций оксид, ртуть, купрум (II) гидроксид, натрий нитрат? Напишите молекулярные и сокращённые ионные уравнения возможных реакций.
7. Выберите, какое вещество при диссоциации образует ион SiO32- ? Запишите уравнения его диссоциации:
а) H2SiO3; б) Na2SiO3; в) SiO2; г) CaSiO3.
8. Установите, какому молекулярному уравнению соответствует сокращенное ионное:
Al3+ + 3OH– = Al(OH)3 ?
а) Al2O3 + НСl → б) Al2O3 + Н2O →
в) АlPO4 + КОН → г) АlCl3 + КОН →
9. Составьте ионно-молекулярные уравнения реакции между барий хлоридом и сульфатной кислотой. Чему равны суммы всех коэффициентов в полном ионном и сокращенном ионном уравнениях?
10. Составьте ионно-молекулярное уравнения только для необратимой реакции:
а) NaCl + К2SO4 ... ;
б) СаСl2 + Na2СО3 ... .
11.Укажите, какие вещества взаимодействуют между собой с образованием аргентум хлорида?
а) AgNO3 и NаСl.
б) АgNO3 и НСl.