Перейти на главную страницу
Проректор по учебной работе
УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко
(подпись)
____________________
(дата утверждения)
Регистрационный № УД-____________/баз.
ЛИТЕРАТУРА СТРАН ИЗУЧАЕМОГО ЯЗЫКА
Учебная программа для специальности
1-02 03 06 Иностранные языки (с указанием языков)
(1-02 03 06 -01 Английский язык. Немецкий язык;
1-02 03 06 -03 Английский язык. Французский язык)
2010
Кафедрой теории и практики английского языка УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
Методическим советом факультета иностранных языков УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
Ответственный за редакцию: Ж.В. Малиновская
Ответственный за выпуск: Ж.В. Малиновская
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа дисциплины вузовского компонента «Зарубежная литература» для специальностей 1-02 03 06 -01 Английский язык. Немецкий язык;1-02 03 06 -03 Английский язык. Французский язык разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Целями дисциплины вузовского компонента «Зарубежная литература» являются:
- воспринимать художественный текст как совокупность историко-культурных лингвостилистических, литературных реалий, философских, эстетических и этических концепций;
- различать литературные направления, роды, виды и жанры произведений;
- выделять особенности сюжета, тему и идею произведения.
В результате изучения дисциплины вузовского компонента «Зарубежная литература» студент должен:
Знать:
- закономерности развития литературы Великобритании и США;
- определения и признаки основных литературных жанров;
- навыки тематического, композиционного и жанрового анализа художественного текста.
- навыки интерпретации художественного произведения.
На изучение учебной дисциплины отводится 110 часов, в том числе 76 аудиторных, из них на лекции – 52 часа, на семинарские – 24 часа.
Курс «Зарубежная литература» состоит из разделов:
№ пп
|
Наименование темы |
Лекции |
Практические |
Семинар. |
Лабораторные |
СУРС |
Всего |
1.1 |
Английская литература в Середине века |
2 |
|
|
|
|
2 |
1.2 |
Литература эпохи Возрождения |
4 |
|
2 |
|
|
6 |
1.3 |
Литература английской буржуазной революции и реставрации |
2 |
|
|
|
|
2 |
1.4 |
Литература эпохи Просвещения |
2 |
|
2 |
|
|
4 |
1.5 |
Литература XIX века |
4 |
|
2 |
|
|
6 |
1.6 |
Английская литература конца XIX века |
4 |
|
2 |
|
|
6 |
1.7 |
Английская литература XX века |
6 |
|
4 |
|
|
10 |
2.1 |
Американское Просвещение |
2 |
|
|
|
|
2 |
2.2 |
Американская литература первой половины XIX века |
4 |
|
2 |
|
|
6 |
2.3 |
Американская литература конца XIX начала XX вв |
2 |
|
2 |
|
|
4 |
2.4 |
Поколение писателей 20-30-ч гг. XX века |
2 |
|
2 |
|
|
4 |
2.5 |
Американская драматургия |
2 |
|
2 |
|
|
4 |
2.6 |
Американская поэзия XX века. |
2 |
|
|
|
|
2 |
2.7 |
Современная американская проза |
14 |
|
4 |
|
|
18 |
ВСЕГО часов: |
32 |
|
24 |
|
|
76 |
Проблема национального своеобразия английской литературы в ее связях с особенностями исторического развития Великобритании.
Роль народного творчества в развитии средневековой литературы. Кельтская традиция и ее роль в литературе Великобритании.
Памятники англосаксонской литературы раннего средневековья (V – XI вв.). Поэма “Беовульф” как образец средневекового героического эпоса. Понятие об аллитерационном стихе.
Творчество Чосера как переходное явление от литературы средних веков к эпохе Возрождения. Значение Чосера для становления английского литературного языка.
Тема 1.2. Литература эпохи Возрождения.
Понятие об эпохе Возрождения в западноевропейской литературе. Образ человека в культуре Ренессанса. Связь Ренессанса с народной культурой, обращение к античности. Понятия о раннем и позднем этапах в развитии культуры Возрождения.
Томас Мор как представитель раннего этапа английского Возрождения. “Утопия” Т. Мора. Критика общественных порядков в современной писателю Англии и картина государственного устройства на фантастическом острове Утопия. Творчество Э. Спенсера. Аллегорическая поэма Э, Спенсера “Королева фей”. Понятие о “спенсеровой строфе”.
Английский театр и рассвет драматургии в XVIв. Предшественники Шекспира – Т. Кид и К. Марло. Единство характера и действия в трагических драмах Т. Кида.
Всемирное значение творчества великого английского писателя Уильяма Шекспира. Биография Шекспира и периодизация его творчества. Сонеты Шекспира.
Исторические хроники Шекспира, источники их сюжетов и проблематика.
Комедии Шекспира, их жизнеутверждающий, оптимистический характер. Источники сюжетных мотивов и образов комедий Шекспира.
Трагедии Шекспира.
“Гамлет”. Конфликт между личностью и обществом в трагедии “Король Лир”. “Король Лир” как трагедия социальная.
Своеобразие трагедии Шекспира. Историзм Шекспира.
Творчество Шекспира последнего периода. Мечта о будущем прекрасном новом мире, воплощенная в форме фантастических элементом и аллегорий. (“Зимняя сказка”, “Буря”).
Комедия нравов Бена Джонсона. Теория “юмора”. “Вольпоне” – сатира на пороки буржуазного общества.
Джон Донн и проблема “метафизической” поэзии начала XVII веков.
Тема 1.3 Литература английской буржуазной революции и периода реставрации.
Буржуазная революция в Великобритании. Пуританство, нравственно-этическая и философская проблематика произведений XVII века.
Джон Мильтон – певец английской буржуазной революции. Мильтон – поэт, мыслитель и общественный деятель. Идейно-художественная эволюция. Поэма … “Потерянный рай”.
Тема 1.4 Литература эпохи Просвещения.
XVIII век – век промышленного переворота, успехов в развитии науки. Особенности развития философской мысли 18 столетия. Основные литературные направления эпохи Просвещения. Понятие о просветительском реализме.
Философские основы просветительской идеологии в Великобритании.
Творчество Александра Попа и классицизм в литературе раннего Просвещения. Философско-дидактическая поэма “Опыт о человеке”. Ирония и сатира в поэзии Попа. Журналистская деятельность Джозефа Аддисона и Ричарда Стиля, новаторский характер их нравоописательных очерков. Сатирико-нравоучительные журналы “Болтун”, “Зритель”.
Даниэль Дефо – создатель просветительского реалистического романа. Роман “Робинзон Крузо”. Историко-литературное и философское значение романа. Аллегорический смысл романа. Воплощение просветительских представлений о “естественном человеке”. Тема труда.
Джонатан Свифт – крупнейший сатирик XVIII века. Мировоззрение Свифта. Философско-политический характер его сатиры. Аллегорический способ изображения действительности. Реальная основа фантастических образов. “Путешествия Гулливера”. Жанровая природа и структура произведение, отражение в нем эволюции взглядов писателя.
Сэмюэль Ричардсон – создатель семейно-бытового психологического романа. Эпистолярная форма и психологизм. Реализм Ричардсона, сентиментализм и морализаторская направленность его романов. “Памела”.
Творчество Генри Филдинга – вершина просветительского реализма в Великобритании. Мировоззрение Филдинга. Жизнеутверждающий гуманизм и свободомыслие, сближающее Филдинга с писателями Возрождения.
“Готический” роман Г. Уолпола (“Замок Отранто”). “Удольфские тайны” А. Радклиф. Значение “готического” романа в развитии романтического философского романа.
Творчество Роберта Бернса как наиболее полное выражение народности в литературе XVIII века. Связь принципов просветительского реализма, элементов сентиментализма с фольклорной традицией. Прославление высоких нравственных качеств народа в поэзии Бернса, призыв к свободе. Жанровое многообразие стихотворений Бернса. Тема труда. Тема бессмертия народа (“Джон Ячменное зерно”).
Основные закономерности развития литературного процесса XIX века. Романтизм в литературе XIX века. Отражение в романтической культуре процесса отчуждения личности. Неприятия романтиками современного им буржуазного общества. Отражение в романтической литературе противоречий эпохи. Повышенная роль эмоционального начала и воображения в романтическом искусстве. Пересоздание реальности с помощью поэтической фантазии.
Особенности романтизма в Великобритании. Основные течения в английском романтизме. Роль "озерной школы" (У. Вордсворд, Т. С. Колридж, Р.Сути), революционные романтики Байрон и Шелли. Национальное своеобразие английского романтизма.
Творчество Уильяма Блейка как явление романтической поэзии на раннем этапе его развития. Идейно-художественная общность поэтических сборников "Песни невинности" и "Песни Опыта". Категория воображения и ее роль в эстетике и творчестве Блейка.
"Озерная школа" в английской романтической поэзии. Поэтическое новаторство и характер эволюции творчества "лейкистов" - Вордсворта, Колриджа и Саути.
Джордж Гордон Байрон. Основные этапы жизни и творчества. Революционные романтизм Байрона и национально-освободительные движения в странах Европы. Борьба против тирании как основа жизненных устремлений и творчества поэта. Идеал свободы.
Поэма "Паломничество Чайльд Гарольда". Гражданский пафос поэмы. Соотношение лирического и эпического начала в поэме.
Перси Биши Шелли. Основные этапы жизни и творчества. Особенности мировоззрения и эстетики Шелли.
Лондонские романтики и поэзия Джона Китса. Сонеты Китса. Проблема романтического идеала Китса.
Вальтер Скотт. Особенности мировоззрения и проблема метода. Творчество Скотта = движение от романтизма к реализму. Значение Скотта как создателя исторического романа. Поэзия Скотта и ее связь с народным творчеством.
Критический реализм в английской литературе и его национально исторические особенности. Творчество Диккенса, Теккерея, сестер Бронте.
Чарльз Диккенс и его роль в развитии социального реалистического романа. Демократический характер творчества Диккенса.
Уильям Мейкпис Теккерей. Своеобразие и сила его сатирического таланта. “Ярмарка тщеславия. Роман без героя”. Смысл названия романа и его связь с аллегорической традицией Джона Беньяна. Социально-политические и эстетические проблемы в романе
Творчество сестер Бронте. Пафос протеста против социальной несправедливости и неравноправного положения женщин в буржуазном обществе в романах Шарлотты и Эмилии Бронте. Традиции романтизма и воплощение принципов критического реализма в их творчестве. Новаторский характер романов “Джейн Эйр” Ш. Бронте и “Грозовой перевал” Э. Бронте.
Английская поэзия 40-70-х гг. XIX в. Творчество Роберта Браунинга. Поэзия Альфреда Теннисона, Алджернона Чарлза Суинберна.
Тема 1.6 Английская литература на рубеже XIX - XX веков.
Основные литературные направления эпохи. Декаданс как идеология кризиса буржуазного общества. Идейно-художественное обогащение реализма на данном этапе его развития. Развитие социально-утопического, философско-фантастического, исторического романа. Проблема натурализма в литературе конца XIX в. Натурализм как метод и как течение.
Явления “неоромантизма”.
Томас Харди (Гарди) – автор романов о народной жизни, раскрывающих драматические конфликты эпохи. Трагическое звучание его произведений, пессимистические и фаталистические настроения.
Социально-философская фантастика Герберта Уэллса. Проблематика и идейно-эстетическое новаторство ранних романов – “Машина времени” и “Война миров”. Осуждение империалистических захватнических войн.
Творчество Бернарда Шоу как новый этап в развитии английской драмы. Шоу и фабианство. Новаторский характер “драмы-дискуссии” Шоу. “Неприятные пьесы”, “Приятные пьесы” и “Пьесы для пуритан”. Природа конфликта и смелость обличения. Социальная и этическая проблематика. Антивоенная и антиколониальная тема в пьесах Шоу.
Неоромантизм в творчестве Роберта Льюиса Стивенсона. Интерес к нравственным проблемам. Обостренный психологизм, драматизм ситуаций, фантастические элементы и экзотизм обстановки. Проблема добра и зла в человеческой натуре (“Странная история доктора Джекила и мистера Хайда”). Приключенческие романы Стивенсона и изображение романтических подвигов во имя добра и справедливости — “Остров сокровищ”.
Нравственно-психологическая проблематика в приключенческих романах Джозефа Конрада. “Лорд Джим”. Проблема совести и человеческого достоинства.
Оскар Уайльд, противоречия его взглядов и творчества. Эстетство и индивидуализм, сочетающиеся с критикой буржуазной Англии. Утверждение приоритета искусства над жизнью. Проблема красоты и нравственности в эстетике и творчестве Уайльда. Роман “Портрет Дориана Грея” и выявление в нем противоречивого характера взглядов писателя. Парадоксальность стиля Уайльда. Комедии Уайльда.
Тема 1.7 Литература XX века.
Модернизм в английской литературе.
Джеймс Джойс как один из “отцов модернизма”. Роман “Улисс”. Проблема мифотворчества в искусстве модернизма. Многозначность мифа в романе Джойса. Своеобразие структуры романа. “Поток сознания” в “Улиссе”.
Экспериментальный характер творчества Вирджинии Вулф. Эстетические принципы Вулф. Проблема психологизма в ее творчестве. Импрессионизм прозы Вулф. Роман “Миссис Деллоуэй”.
Творчество Д. Г. Лоуренса. Роман «Сыновья и любовники».
Творческий путь и эволюция мировоззрения Грэма Грина. Противоречивость идейных позиций писателя. Драматизм характеров, острота психологических конфликтов, парадоксальность в решении трагической темы. Антиколониальная тема в романе “Тихий американец”.
Творчество Дж. Оруэлла. Романы “1984” и “Скотный двор”.
Значение творчества Дж. Р. Толкиена. Трилогия “Властелин колец”.
“Сердитые молодые люди” (К. Эимс, Д. Уэйн, Д. Осборн, Джон Брейн) и их роль в литературном процессе 50-х годов. Пьеса Д. Осборна “Оглянись во гневе”. Компромисс с буржуазным обществом в романе К. Эмиса «Счастливчик Джим».
Уильям Голдинг. Сочетание модернистских тенденций с реалистическими принципами в творческом метоле Голдинга. Влияние экзистенциализма на Голдинга и формы проявления этого влияния в философско-аллегорических романах писателя. Проблемы нравственной сущности прогресса в романах “Повелитель мух”, “Наследники”. Своеобразие романа-притчи Голдинга. Преломление трагических событий современности в аллегорических образах Голдинга.
Проблема человеческой личности в романах Айрис Мердок. Экзистенциализм и неоплатонизм в творчестве Мердок. Роман «Черный принц».
Творчество Дж. Фаулза. Роман “Женщина французского лейтенанта”.
Место и значение в современной литературе романа Э. Бёрджеса “Заводной апельсин”. Драматургия Т. Стоппарда, Г. Пинтера. Английская поэзия 1950-1990-х годов.
Раздел 2 Литература США.
Тема 2.1 Американское Просвещение.
Проблема национального своеобразия американской литературы в связи с особенностями исторического развития США.
Историческое развитие Америки в XVII – XVIII вв. Особенности становления и развития американской литературы в условиях английских пуританских поселений в Новой Англии XVII в. Литература периода Просвещения и буржуазной революции XVIII в. в Америке.
Своеобразие литературы американского Просвещения. Просветительская журналистика. Американские просветители – Б. Франклин, Т. Джефферсон, Т. Пейн – как идеологи и политические вожди буржуазной революции.
Бенджамин Франклин. Общественно-полтическая, научная и литературно-просветительская деятельность. “Автобиография ” Франклина и выдающееся литературное произведение эпохи.
Томас Джефферсон – крупнейший деятель американской революции и писатель-публицист, автор Декларации независимости.
Томас Пейн – просветитель-публицист. Памфлеты Пейна, их демократизм и широкая популярность. Отображение событий войны за независимость в публицистике Пейна.
Поэзия Филипа Френо. Черты просветительского классицизма и сентиментализма. Сатирический характер политической поэзии Френо.
Тема 2.2 Литература первой половины XIX века.
Основные особенности исторического развития США в период между войной за независимость и завершение гражданской войны между Севером и Югом. Романтизм в американской литературе.
Творчество Вашингтона Ирвинга как переход от просветительской сатиры к романтизму. История, быт и фантастика. Поэтизация патриархального прошлого (“Рип Ван Винкль”). Ирвинг – создатель американской новеллы.
Джеймс Фенимор Купер. Основные этапы творчества. Своеобразие романтического метода Купера. Многообразие романных форм в творчестве Купера (романы исторические, морские, авантюрные, социально-утопические, сатирико-аллегорические).
Творчество Эдгара Аллана По – новый этап в развитии американского романтизма. Рационализм, аналитический подход к явлениям и интерес к мистическому, необычайному. Поэтика ужаса. Документальное начало и фантасмагория кошмара в приключенческой повести.
Натаниел Готорн. Особенности нравственно-эстетического идеала и проблема личности в творчестве Готорна. Психологизм, интерес к моральной проблематике, дидактические тенденции. Роман “Алая буква”. Исторический колорит. Психологизм Готорна.
Герман Мелвилл. Проблема романа “Моби Дик”.
Писатели - “трансценденталисты”. Философская основа программы “трансценденталистов”.
Ралф Уолдо Эмерсон. Общественно-политическая деятельность Эмерсона.
Аболиционизм. Осуждение рабовладельческой системы США. Гарриет Бичер-Стоу и ее роман “Хижина дяди Тома”.
Творчество Генри Уодсуорта Лонгфелло. Мировоззрение и творческая эволюция Лонгфелло. Демократизм и гуманизм Лонгфелло. Критика рабства и расизма. Индейская тема и образ индейского народа в поэме “Песнь о Гайавате”. Эпический склад поэмы. Использование фольклорных источников – легенд и сказаний североамериканских индейцев.
Уолт Уитмен – крупнейший американский поэт XIX в. Особенности творческого метода. Проблематика творчества Уитмена.
Общественно-политическая ситуация в США после гражданской войны между Севером и Югом. Социально-политическое развитие США в конце XIX – начале XX века.
Ведущие тенденции в американской литературе на рубеже XIX – XX вв.
Натурализм в литературе США и его особенности. “Алый знак доблести” С. Крейна и его роль в развитии антивоенного романа. Трагическое и лирическое начала в творчестве Крейна.
Марк Твен. Мировоззрение и творческая эволюция писателя. Связь ранних юмористических произведений с фольклорной традицией. Своеобразие сатирического мастерства Твена-романиста. Место романа “Приключения Гекльберри Финна” в американской литературе.
Джек Лондон. Особенности творческого метода Лондона. Романтика в творчестве Лондона.
Теодор Драйзер. Значение романа “Американская трагедия”. Социальная и этическая проблематика романа.
Особенности творческого метода Ш. Андерсона. Сборник “Уансбургб Огайо”. Гротескные персонажи.
Первая мировая война в литературе США и “потерянное поколение”. Эрнест Хемингуэй. Роль подтекста и “принцип айсберга”. Роман “Прощай, оружие!”. Тема войны, ее осуждение и дегероизация.
Проблематика творчества Ф. С. Фитцжеральда. Роман “Великий Гэтсби”.
Уильям Фолкнер. Проблематика романа “Сарторис”.
Ю. О’Нил и его роль в становлении современной американской драматургии. Пьесы “Любовь под вязами”, “Долгий день уходит в ночь”.
Драматургия Т. Уильямса. Пьесы «Трамвай желания», «Орфей спускается в ад».
Драматургия А. Миллера и его критика американской мечты в пьесе «Смерть коммивояжера».
Проблематика пьесы Т. Уайльдера «Наш городок». Э. Олби и др.
Тема 2.6 Американская поэзия XX века.
Гарлемский ренессанс. Творчество Л. Хьюза, К. Сэндберга. Творчество “битников”. Поэзия Р. Лоуэлла, Д. Ливертов.
Карл Сэндберг и развитие демократических уитменовских традиций в американской поэзии XX века. Вклад Сэндберга в развитие американской поэзии 20 – 30-х годов. Прославление простых людей Америки и величия труда в стихах Сэндберга. Эпическое начало поэзии Сэндберга (“Чикаго”, “В холстэдском трамвае”, “Три слова”).
Роберт Фрост. Этические и социальные проблемы стихотворений Фроста.
Творчество афроамериканских поэтов: Н. Джиованни, Э. Уокер, Г. Брукс.
Тема 2.7 Современная американская проза.
Воплощение идеалов контркультуры в творчестве “битников” Дж. Керуака.
Роман “На дороге” Дж. Керуака и “Пролетая над гнездом кукушки” К. Кизи.
Социально политические и духовные проблемы в романах Дж. Сэлинджера, Дж. Апдайка.
Научная фантастика. Гуманистические идеи в творчестве Р. Брэдбери. Роман “451о по Фаренгейту”. Будущее человечества в романах К. Воннегута.
Антивоенный роман. Проблематика романа Дж. Хеллера «Уловка 22», романа «Нагие и мертвые» Н. Мейлера и «Молодые львы» И. Шоу.
Творчество писателей юга США. Роман Р. П. Уоррена «Вся королевская рать». Роман К. Маккалерс «Сердце одинокий охотник». Романы Ю. Уэлти. Социальные и расовые проблемы в романах У. Фолкнера.
Феминистское движение в американской литературе. Поэзия Н. Джовании. Творчество афро-американских писателей. Дж. Болдуина, Р. Райта, Э. Уокер, Т. Моррисон.
Мультикультурализм современной американской литературы.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Литература Великобритании
1. Контрольные работы.
2. Терминологические диктанты.
3. Рефераты.
1. Английская драма 80-х – 2000 годов.
Ж. В. Малиновская – преподаватель кафедры теории и практики английского языка уо «ггу им. Ф. Скорины»
06 10 2014
1 стр.
Основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 050303 иностранный язык
13 10 2014
5 стр.
Мир изучаемого языка: лингвистика, переводоведение, культура: мат-лы студенческой научно-практической конференции. Иркутск: Изд-во Иргту, 2012. – 257 с
15 12 2014
22 стр.
Сша, которые необходимы для квалифицированной ориентации в текстах, связанных с разными аспектами американской жизни, проблемами интерпретации некоторых элементов американской куль
08 10 2014
1 стр.
Язык является хранителем национальной культуры народа, который на нем говорит. Поэтому на уроках иностранного языка очень важно прививать детям желание знать культуру и традиции но
15 12 2014
1 стр.
Социокультурный аспект (socio-cultural competence): знакомство с историческим периодом зарождения дипломатических отношений между Россией и Великобританией; историей, географией, к
18 12 2014
1 стр.
Блеза Паскаля. На основе языка Паскаль в 1985 г фирма Borland выпустила версию Turbo Pascal версии с этого времени язык Паскаль используется во всем мире в учебных заведениях в кач
02 10 2014
4 стр.
На уроках английского языка учащиеся имеют возможность в яркой, интересной форме познакомиться с реалиями страны изучаемого языка, а также применить и проверить свои умения и навык
09 10 2014
1 стр.