Основные философско-этические концепции античности. Протагор, Сократ, Эпикур.
Проблема чел-ка и этики, учение о морали, решались многими античными философами. Чео-кая личность ставилась ими очень высоко. Они положили нач фил антропологии, т.е. фил учен о чел-ке. Протогор: «
чел-к есть мера всех вещей» т.е.критерием истины того или иного утверждения явл чел-к имено он опред, что истина, а что нет. По мнению Протогора полезность и ценность любой вещи опред ее способностью удовлет те или иные потребности людей при этом под вещами поним не только предметы, но и услуги, госуд строй и т.п.
Учение Протогора полож гуманнистические традиции философии. Сократ – больш роль в учение о чел-ке (469-399 до н.э.) Осн интерес Сократа выяснить что-такое чел-к? как развивается чел-ское сознание? «
познай самого себя» В сознании чел-ка С. обнаружил
субъективный индивид уровень, т.е. личное мнение чел-ка о себе и др. людях, о явлении внешнего мира. Объективно-общественный ур-нь – это всеобщая обязательная для всех знания о добре и зле, о справедливости, о гос-ве, о доблести и чести. Зная это люди могут действовать согласов сочетая свои интересы. Надо логически доказать представлени, а не навязывать вое мнение другим. Сократ полаг что зло идет от незнания. Значит знания – источник нравственного совершенствования. Фил-фия как путь к знанию станов у С. ср-вом форм добродет людей и справедливого просвящения гос-ва. Знания добра открывают путь к нему и к счастью чел-ка. В самом сознание чел-ка Сократ пытается найти тверд опору на кот могло бы стоять здание нравствен, права и гос-ва. Эпикур (342-271 до н.э.) Э. развивал взгляд на философию как на практическое учение, обеспечив чел-ку счастливую безмятежную жизнь, свободную от чел-ских страданий. Цель Э. – помочь чел-ку разобрат в том, как след жить. Он задум над вопросом о счастье чел-ка и находит его в наслаждении. Цель счаст жизни – в душев спокойствии, т.е. такое душ равновесие, когда чел-к сохраняет свободу от всяких страстей – и от чрезм радости и от чрезм скорби.
-
Платон об «идеальном государстве».
Платон не только рассуждал об истинной добродетели, но и пытался воплотить ее в жизнь, разрабатывая проект
идеального государства, во главе которого должны стоять философы. Жизнь в таком государстве, по мысли Платона, строго регламентирована, права и обязанности каждого гражданина и сословия определены законами, частное подчинено общественному. В государстве Платона высшей целью выступала забота о благе граждан, причем это благо понималось как воплощение идей справедливости и разума. Обосновывая свой проект идеального государства, Платон сознанием дела подверг критике существовавшие формы государственной власти. Если концепция идеального государства в целом была утопией, то критика реальных форм государственной власти сохраняет свое значение и в настоящее время. Платон выделил четыре типа несправедливого государственного устройства:
тимократию (власть военного сословия, или честолюбцев);
олигархию (власть богатых);
демократию (власть толпы);
тиранию (власть тирана). Наиболее неприемлемыми для него формами власти были демократия и тирания. Демократия отвергалась Платоном в силу того, что, благодаря демократическим процессам, к власти приходят не наиболее мудрые и профессионально подготовленные люди, а субъекты, именуемые им трутнями. Подобные трутни, умеющие громко кричать и не умеющие ничего делать, есть в каждом обществе, Но в нормальном обществе их не допускают к власти и отстраняют от должностей. Однако ненасытное стремление к свободе и пренебрежение ко всему остальному искажает этот строй и создает все предпосылки для перехода к тирании, так как, провидчески замечает Платон, чрезмерная свобода и для отдельного человека, и для государства обращается не во что иное, как в чрезмерное рабство. «Тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии: иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство>
-
Аристотель о роли государства в обществе и формах государства.
На основе объективной телеологии, охватывающей весь космос, строится у Аристотеля его
этика и
политика. Жизнь, стремящаяся к высшему благу, должна быть деятельной, и не просто деятельной, а добродетельной. Настоящая цель человеческой жизни, как ее определяет Аристотель, не наслаждение, а блаженство, которое достигается в умозрительной деятельности души. Этическим идеалом для Аристотеля выступает мудрец, направивший свою жизнь к высшей цели — достиж блаженства путем созерцания истины. Человек, по Аристотелю, не только разумное, но и «политическое животное», жизнь которого вне общества немыслима. Человеческое общежитие, начиналось с семьи, через род и селение находит полное свое развитие в государстве, которое представляет собой общение родов и селений ради достижения совершенного самодовлеющего существования, которое, как утверждает Аристотель, состоит в счастливой и прекрасной жизни. Как высшего рода сообщество государство направлено к величайшему благу. С этой точки зрения Аристотель рассматривает семью, экономику, институт рабства, различные формы политического устройства древнегреческих полисов. В отличие от Платона он не разрабатывает идеал государственного устройства, а анализирует, какие из существующих политических форм правления наилучшим образом способствуют достижению цели — благой жизни.
-
Религиозная концепция мира в средневековой христианской философии. Теоцентризм, А. Блаженный, Ф. Аквинский.
Социалъно-философские концепции Средневековья
, сформировавшиеся в условиях глубоких социальных потрясений, вызванных переходом от рабовладельческого строя к феодальному, отличались большой противоречивостью, двойственностью своего содержания. Отражая прежде всего интересы правящих групп вновь возникающих феодальных централизованных государств, они отстаивали идеи сословного общества и монархического, централизованного, сильного, по своей сути, тоталитарного государства, соответствующего известной библейской установке: один Бог на небе и один Царь на земле. Но с другой стороны, социальная философия Средневековья содержала в себе также и некоторые демократические идеи, в том числе идеи всеобщего равенства людей, любви к ближнему и т.п. Первые идеи о тенденциях общественного развития были выражены в религиозной форме. Так, исходя из идей диалектики истории
Августин Блаженный (354—430) в своем знаменитом труде «О граде Божьем» предложил первый вариант периодизации всемирной истории, согласно которому она началась с наказания людей за их первородный грех..Ряд особенностей отличает и развитие в период средневековья
фчлософской мысли Руси. Развитие русской философии было не синхронным западно-европейской философии. К мировому философскому наследию Русь приобщалась через установки и концепции средневековой Византии. Основным источником их представлений о мире и человеке была Библия, впервые переведенная на родной язык славянскими просветителями, первоучителями
Кириллом (ок. 827—869) и
Мефодием (ок. 815—885) Средневековый период отечественной философии продолжался вплоть до XVII в. В течение этого периода сложились первые традиции отечественного философствования, заключающиеся в особом интересе к нравственной, антропологической проблематике, в тесной связи с литературой и искусством, в тяготении к просветительской, доступной манере изложения, большой любви к сократовско-платоновской линии в философии. Наиболее ярким и крупным представителем средневековой | западноевропейской философии был
Фома Аквинский (1225— 1274). Его философия представляет собой как бы энциклопедию официальной католической религиозной идеологии. Главные положения созданной им философии, названной
томизмом. составляют основу современной католической христианской философии —
неотомизма. Главная заслуга Фомы Аквинского — разработка проблемы соотношения веры и разума в познании, сравнительного значения истин, принятых на веру, и истин, полученных путем логических доказательств, основанных на разуме. Эта проблема стала одной из центральных в средневековой философии.
-
Ф. Аквинский о соотношении веры и знания.
См. конец 18 билета + в период позднего Средневековья, под влиянием непрекращающегося роста научных знаний, обострения споров по поводу содержания основных церковных догм церковь вынуждена была занять более гибкую позицию по вопросу о соотношении истин, полученных с опорой на веру, и истин, полученных с помощью разума. Формулируя эту более гибкую позицию, допускавшую возможность сочетания веры и разума, еще в период раннего Средневековья Августин Блаженный выдвинул формулу: «Верую, чтобы понимать». Развивая эти мысли, Ф. Аквинский создал развернутое учение, обосновывающее возможность гармонии веры и разума. Это учение включало следующие основные положения: 1) Между методами познания с помощью веры и с помощью разума есть много общего, есть сходство. • И вера, и разум познают один и тот же предмет — бога и созданный им мир. • Оба метода познания — вера и разум — не исключают, а дополняют друг друга. • Оба источника познания созданы Богом и потому имеют одинаковое право на существование. 2) Однако сходство между этими источниками наших знаний не означает их равенства, равноправия. Между ними есть существенные различия:: Вера принимает истину, прежде всего, истину о существовании Бога-творца, основываясь на чувстве, желании, воле. • Разум же постоянно сомневается в добытых им истинах, ищет доказательств даже такой истины, как бытие Бога. • Поэтому вера выше разума; это «божественный, сверхъестественный свет», непосредственно, исходящий от Бога. Этим светом наполнена Библия, истины богословия. Разум же — это человеческий инструмент, данная человеку непосредственная способность. Это «естественный свет», воплощенный в истинах философии, призванной быть лишь «служанкой богословия». Такова была концепция соотношения веры и разума, созданная Ф. Аквинским и использующаяся до сих пор современной религиозной философией.
-
Реализм и номинализм в западноевропейской средневековой философии.
Речь идет о 2-х основ направл средневековой схоластики. Реалисты счит, что подлин реальностью обладают только общие понятия универсальн заключ в себе сущ-ть вещей. Др. словами сачала идет доброта, красота, форма, а затем вещь – чисто по Платону. Номиналисты(от лат имя) исход из того, что сначала сущ-ют вещи, а затем идеи. Т.е.из учен Аристотеля. Общие понятия (универсали) истолковывались лишь как … вещей. Не облдающ самостоятел сущ-нием. Они образуются нашим умом путем отражения отдел вещей, выделение в неск общих, в т.ч. наиболее сущ-ных св-тв. Т.образом номинализм близок к материализму (к явл. Природа, общ-во и чел-к)
-
Религиозно-этическая концепция человека в средневековой философии.
Возникло феод. общество (крепостное право). Знач. роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очагами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. Раннее средневековье характер. становлением христ. догматики в услов. формирования евр. гоуд. в р-те падения Римской империи. В условиях жесткого диктата церкви и гос власти ф. была объявлена служанкой богословия, кот. должна была использовать свой рацион. аппара для подтверждения догматов христианства. Эта фил. получила название “схоластики”.(опиралась на форм. логику Аристотеля). Еще в 5 в.(христианство уже гос. религия в Греции и Риме) было сильно влияние фил. неоплатонизма, враждебного христианству. (Нехрист. ф. школы были закрыты по декрету имп. Юстиана в 529г.) При этом одни хр. идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию учений ф. идеалистов древности. Так возникла лит-ра
апологетов (защитников) христианста, а за ней возн.
патристика - соч. отцов церкви, писат., заложивших основы ф. христианства. Со 2в. Гр. апологеты обращ к императорам, преследовавшим хр. Они стрем доказать, что хр. поднимает такие вопр. кот. ставила и предшеств. гр. фил., но дает более оверш их разрешение. Видный апологет - Тертуллиан (из Карфагена, 2в.) - сущ. непримиримое разногласие между религией, бож. откровением, свящ. писанием и чел. мудростью. Не создав ф. систем ап. однако наметили круг вопросов, кот. стали основными для хр. ф. (о боге, о творении мира, о прир. чел и его целях).
-
Социально-исторические предпосылки философии эпохи Возрождения.
С 1-15 в. начин прелом в истории З.Европы ЭВ (ренессанс) сущ-вала до 16-17 вв – поздний ренессанс. Эпоха ознаменовалась быстрым распадом феодал отношений и развитием капиталист произ-ва. Развивались богатейшие гос-респуб: Венеция, Флоренция. Зн развитие получ ремесло, мануфакт, миров торговля. Круп открытие и изобретение –печатн станки, огнестрельн оружия и т.п. Колумб открыл Америку, Васко Дегама – нашел морской путь в Индию, Магилан – доказ шарообразность земли в кругосвет путешествии. Люди покаряли природу, развивали проз-во и дух ул-ру. Создавали шедевры в искусстве. Появил новая фил, отраж хар-ер Новой эпохи и решав свои специальные задачи. Эв – переворот в системе ценностей в оценке всего сущего и отнош к нему. Возникает убеждение в том, что человек — высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса — развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и перевод как возрождение). Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых было сказано выше. Важнейшая особенность философии Возрождения —
антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта — создание новой
пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу. Наконец, если фил Средневековья теоцентрична, то характерная особенность фил мысли Возрождения —
антропоцентризм. Человек — не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия.
-
Антропоцентризм в философии и искусстве эпохи Возрождения.
В данной эпохе светские интер и полнокровн земная жизнь, были противопоставлены религия аскетизму. Это проявл в фил, искусству, лит-ре. Бокачч в «де камерон» для кот хар-ен свободомысл и жизнерад юмор. Высмеив разврат католич духовенство и тунеядство дворянства, просл пытливый разум, стремление и кипуч энергию горожан. Петрарка собир древние рукописи в своих советах воспев красоту и благород чел-ка, особен женщин. Ранее Данте «Бож комед» в кот поставил пролему чел-кого достоинства. И ответств за свои дела. На 1-ый план – живой и разностор развитый чел-к, с его потребностями, интрес + способ реш своих проблем. Теоцентризм уступил Антропоцентризму т.е. в центре фил, лит-ры, иск, оказался чел-к полный жизненных сил и благород побуждений. Их воспели выд художн среди кот итальян Леонард Да Винчи, Микеладжело, Рафаэль, Рубенс, Птицеан и др. Рубенс, Вандейк, Ренбрант, испанцы: Веласкес, Сурбаран. Они утвержд физическую и духовн красоту чел-ка, его безгранич твор-кие возможности. Это взлет худож философии, выражен ср-вами искусства. Раньше чем в др. странах нов фил и кул-ра появилась в Италии.Больш роль играла антич к-ра Греции и Рима, с его ориентиром на чел-ка.
Возрожден этой кул-ры в новое время как ЭВ или Ренессанса.
-
Натурфилософия и пантеизм. Н. Кузанский, Дж. Бруно.
Натурфил или фил природы ЭВ часто носило пантеистич хар-ер («пантеизм» - бог всего, - прямоотриц божественного начала, бога) Натурфил отношение его с природой, как бы возвращ его из потусторон мира.Природа вновь выступает в кач-ве активного начала, причина всех вещей и явлений. Кузанский Николай (1401-1464) – кардинал, уч, философ, советник Папы 2 – высказал положение «
единое есть все». Он высказал ряд лиалектич идей и идею о том что источником движения и развития явл внутреннее противоречие, присуще тем или иным явлен. Он обосновал понятие научного метода, проблемы творчесва, безгранич познават возможностей чел-ка. Джордано Бруно (1548 – 1600)он отбросил чернов догматы о сотворен мира, но якобы имевшим месте начало мира и грядущ его конце Гелеоцентричность идеи Коперника – развил его идеи Бруно, согласно кот планеты солн системы вращ вокруг Солнца. Он утвержд, что во вселенной ущ-ет бесконечное множество миров. Эту идею он развил в работе «о бесконечности», «о вселенной и мирах»Он признавал всеобщ одущевл материи. Она есть живое и активное начало. Его бог – вселенная, кот «
творит и творящая» в последствии натурфил активно опирал на механику Галера, Ньютона, Кеплера.
-
Н. Макиавелли о природе государства и способах осуществления государственной власти.
В эпоху возрождения развив фил взгляды на общ-во и гос-о. (1469-1527) Н. М. он считал, что побудительными мотивами деят людей явл эмоции и матер интерес. В силу изначального зла челвеч природы, а именно в стремл к власти и богатству. Возникает необходим обуздать человечес инстинктов в пользу гос-ва. В трактате гос-ва М. рассматрив способы созд сильного гос-ва и сильной гос-ной власти. Он пишет, что благораз гос-ву следует избегать тех пороков котор могут решить его власти. Это – мягкость, чрезмерная нравственность, излишняя щедрость и т.п. М. рассматривал такие вопросы: что лучше страх или любовь? (отв: страх) Как государь должен держать слово? (отв: пока ему это выгодно). «
Об уме правителя судят по тому, каких людей он к себе приближает» и что «
все сред-ва дозволены для достижен политич целей» и «
политика вне морали» Подобные рассуждения создали М. печальную славу учителя тиранов и автора тезиса: «цель оправдывает средства», а его имя стало синонимом проповеди политич вероломства и насилия – «макиавеллизма».
-
Философия и наука Нового времени. Ф. Бекон, Р. Декарт.
Семнадцатый век — период становления капитализма и начала буржуазных революций. Своеобразие НВ определялось промышленной и научной революциями. Выражением духа преобразований Нового времени стали философские системы Френсиса Бэкона, Рене Декарта, Бенедикта Спинозы, Готфрида Вильгельма Лейбница. Среди
этих открытий прежде всего следует выделить разработку гелиоцентрической картины мира Николаем Коперником, противопоставленную им геоцентрической картине мира Клавдия Птолемея (II в. н.э.). Согласно Птолемею, в центре мира находится неподвижная Земля. Дальнейшее развитие гелиоцентрической системы связано с именами датского астронома
Тихо де Браге (1546—1601) и немецкого ученого
Иоганна Кеплера (1571—1630). Заслуга Тихо де Браге заключается в накоплении ценных астрономических данных: более тридцати лет он проводил систематическое астрономическое наблюдение. На основе обобщения данных, полученных Тихо де Браге, И. Кеплер сформулировал три основных закона, описывающих движение планет.
Систематическое обоснование гелиоцентрической системы мира дал
Галилео Галилей (1564—1б42)Он основоположник научного естествознания, подведший твердый фундамент под астрономию и обосновавший новые методы научного исследования. Он утверждал, что философия природы написана на языке математики. Достигнутые научные результаты познания получили завершение в работах великого английского ученого
Исаака Ньютона (1642—1727). Важнейшим научным достижением И. Ньютона было создание теории движения планет и связанное с этим открытие закона всемирного тяготения, положенного в основу физического обоснования гелиоцентрической системы. Философия активно участвовала в развитии новой науки. Творчество Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г.В. Лейбница и других философов XVII в. способствовало развитию естествознания. И естествоиспытатели, и философы работали рука об руку над построением фундамента новой науки и нового мировоззрения. Такие мыслители, как Р. Декарт и Г.В. Лейбниц, были не только философами, но и крупнейшими учеными своего времени.
Эмпиризм (от греч— опыт) — направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание считало источником знания и критерием его истинности опыт прежде всего научно организованный опыт или эксперимент.
Рационализм (от лат— разум) — направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающую разум как источник знания и высший критерий его истинности. Родоначальником эмпиризма был английский философ политический деятель
Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626), который, как и другие мыслители Нового времени, был убежден в том, что' философия способна стать наукой и должна ею стать. Науку, знание он рассматривает как высшую ценность, обладающую практической значимостью. Свое отношение к науке он выразил в афоризме «Знание — сила», или (более точн перевод) «Знание — власть». Бэкон любил повторять: мы стол ко можем, сколько мы знаем. Особенность индуктивного метода Ф. Бэкона —
анализ. Это аналитический метод, основанный на «расчленении» природы в процессе ее познания. Познав первичные, простые элементы, можно постичь тайну природы (материи) в целом и тем самым добиться власти над ней. Западноевропейский рационализм берет свое начало в философии французского ученого и философа
Рене Декарта (1596 — 1650), с которого, согласно Гегелю, начинается обетованная земля философии Нового времени и закладываются основы
дедуктивно-рационалистичвского метода познания. Кроме философских работ Р. Декарт известен как автор исследований в различных областях знания: он заложил основы геометрической оптики, явился создателем аналитической геометрии, ввел прямоугольную систему координат, выдвинул идею рефлекса.. Декарт был одним из тех мыслителей, кто тесно связал развитие научного мышления с общими философскими принципами. Эту свою мысль Р. Декарт поясняет с помощью образа дерева, корни кот составл философская Мф, ствол – физика как часть философии, а разветвленную кору – все прикладные науки, вкл. Этику, медицину, прикладную механику и т.д. рационалистический метод Д. предст собой философское осмысление методологии математика
-
Эмпирическое направление в философии. Индуктивный метод познания Ф. Бекона.
В 17-18 в фил развивалась под прям влияние естеств наук. Анг. фил. Ф. Бекон (1561-1626) соедение в своем тв-ве науку и философию. Свои взгляды он изложил в работе «Новый органон»
В этом произвед Б. сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на кот. основан “Органон” Аристотеля. Б. различает 2 вида опытов: 1. “плодоносные” - цель - принесение непоср. пользы человеку 2. “светоносные” - цель не непоср. польза, а познание законов и свойств вещей. В истории науки четко выступают 2 пути или метода иследов: догматический и эмпирический. Догм метод начин с общих умозр положений и стрем вывести из них все частн случаи. Догматик похож на паука, кот из самого себя ткет паутину. (выводит истины из разума, что ведет к пренебреж фактами). Ученый, следующий эмпир методу похож на муравья, кот беспорядочно тащит все, что ни попадется ему на пути. (умение собирать факты, но не умение их обобщать). Истинный метод состоит в умственной переработке материалов, кот доставляет опыт.( пчела) До сих пор открытия делались случайно. Их было бы больше, если бы исследов. были вооружены прав методом. Метод - это путь, главное средство исл. К нему относятся орудия, соверш. способность нашего восприятия, и орудия, соверш. саму челов мысль. Науку расширяет не пассивное созерцание, а эксперимент, т.е активное испытание природы. Главное условие прогресса знания - совершенствование способности умозаключения, важнейшей формой кот. является правильная индукция. Исходя из познавательных возможностей человека, которые включают в себя память, разум и воображение, Ф. Бэкон разработал классификацию наук. На памяти основывается история как описание фактов, на воображении — поэзия, литература и искусство вообще. Разум же лежит в основе теоретических наук или философии в широком смысле слова. Главное затруднение в познании природы, по мысли Ф. Бэкона, находится в уме человека в его употреблении и применении Суть в том, чтобы идти совершенно иным путем, иным методом. Метод выступает как величайшая преобразующая сила, поскольку ориентирует практическую и теоретическую деятельность человека. Указывая кратчайший путь к новым открытиям, он увеличивает власть человека над природой. индукция (термин «индукция» означает наведение), т. е. движение познания от единичного к общему. Индукция, по Б, — компас корабля науки. Особенность индуктивного метода Б — анализ. Это аналитический метод, основанный на «расчленении» природы в процессе ее познания. Познав первичные, простые элементы, можно постичь тайну природы (материи) в целом и тем самым добиться власти над природой. Влияние Б на развитие науки велико, поскольку его философия явилась выражением духа экспериментального естествознания.
-
<предыдущая страница | следующая страница>