Философия всеединства В. Соловьева.
Религ-ная фил В Соловьева (1853-1900) была выражен в виде опред системы взглядовв кот доминир след основн идеи: идея всеедин-ва чел-ва, природы и бога. Идея богачел-ка или божеств природа чел-ка. Его свободы ответ за свои дела. Идея об осуществ цапрства бож ша Земле. Идея миров мудрости, кот хар-тся понятием софия. Гл идея – всеединства. Речь идет о един-ве чел-ва, кот изначально облад общими родовыми кач-вами. Имея единую природу (от Бога) и данную богом душу чел-во тем не менее расколол на мн народы, нации, рассы, кот вражд др с др на полит эконом и религиозн почве. С. счит что фил должна способствоваьб воссоединен чел-ва через объедин кл-р и религии всех народов. В этом проявл идея соборности на мир уровне. По С. воссоедин чел-ка долно происход в услов торжества христ-ва, кот будет принято боьшинством населен планеты. Выступ за объединене катол-ва, протестанцизма и правос-вия, как ветви внутри христ-ва. Он писал о победе христ-ской идеи в буд, ког «все челов-тво сольется в единую и неразд-ную вселенск церковь». Фил всеедин ориент не только на сближение всего народа, но и на сближен чел-ка и природы, а гл о сближен чел-ваа и бога. Это возможно лишь если чел-во будет жить в соответ с учением и заповед бога. Конечн рез-том развит мира будет утвержд царства Божия, воссоед мира со своим творцом, т.самым бует восстанов абсолют всеединство. С. развил учен о софии, как мир мудрости, кот. Явл основой всеедин, объедин людей на принципах истны, добра и красоты. На этих полож основ фил любви и нравствен Вл.Сол. Принциы всеед отмеч и теорией познания (гносеолог) С. Он счит, что познан мира чел-ка и бога должно носить целостн хар-ер. В нем соед: опыт людей, наука, интуитив созерцание, мистич восприят мира, вера. Фил и наука значимы лишь в единстве с религ верой. При этом знание о реальн мире дает наука, о дух мире – фил, о боге – верой.
-
Философия свободы Н. Бердяева.
Николай Александрович Бердяев (1874-1948) был самой ярк личн-ю в рус фил 20 в. Для Запада, где он прожил знач-ную часть своей жизни, он стал гл выразит духа рус религиозн Ренессанса. Вместе с тем позднее творчество Б. выходит уже за пределы Ренессанса и представл собой сам-ную ценность. Б. обладал исключит даром синтеза различных фил-ких идей. Его твор-во — рез-тат самых разнообраз влиян: Достоев., Вл. Солов., Канта, Шопенгауэра, Маркса и т.д. Дух биография Б. нач с его раннего увлечения марксизмом. Затем прех к идеализму и далее к православию. Его нескол раз арестовывали, а затем. выслали за границу. Изложение идей Бердяева — задача не легкая. В его построен очень много противоречий, мысли часто отрывочны, фрагментарны. Но он силен в чеканке отдельн формул, афоризмов, запомин навсегда. Сильн сторона его фил стиля — публицистичность. Основн вед темы: моральная тема, заняв централ место в его твор-ве; проблема сущности и сущес-ния чел-ка; историческая, социальная тема. Гл. из этих 3-х тем, была проблема
нравственной природы человека. Б. прежде всего фил-моралистом. Постижен людьми бож-ного закона длител процес, в кот разные виды морали смен др друга, развив от низших ее ступеней к высшим. Он выделяет 3 ее основн формы.
Этика закона — древн ее вид, она осн-на на своде определенных запретов, табу, она держится на страхе, насилии. Более выс ступень раз-тия морали —
этика искупления. В ней с особой силой проявл благодатная сила Бога, она -наполнена терпимостью, любовью. Высшая ступень развития морали —
этика творчества. именно в твор-ве чел-к станов соавтором, соучастником сотворения мира, «меньшим братом Божьим». Нравствен спасен может быть только соборным.
Идея соборности, столь харак-ная для рус-ого религиозн сознания, постоянно звуч в этической концепции Бердяева. Важной проблем его твор-ва -
тема человека. Его фил явл гимном чел-ку, ярким выражен абсолютного поклонен ему. По мнению фил,
чел-к явл абсолютным центром не только данной замкнутой планетной сист-мы, но и
центром всего бытия. Б. счит свою фил-ию
антропоцентристской,. Его также относят к числу вед представ-лей 1-го из основн направл в соврем западной фил —
экзистенциализма, или фил чел-ого сущ-ния. Именно эти черты и сделали его выдающ личн-ю в истор рус фил 20 в.
-
В. Соловьев и Н. Бердяев о «Русской идее».
В 1-ые о РИ высказал Сол. в своей работе под назван «РИ». С. поставил и по своем решение таких вопрос. Своеобраз историч пути россии? Ее место и призван в мире? Роль интеллегн в судьбе России, ее отношен к гос-ву и народу? Основ содерж «РИ» - развитие хар-ра и историч призвания рус народа. В книге Берд. под таким же назв «РИ» (1946) развиви обогащ мысли Сол. Он пишет: «рус мысль, рус-кие дух искания конца 19 нач 20 вв. свидет о сущ-нии рус идеи, кот соответ хар-ру духовностии призван рус народа. Характерные черты «РИ»: -1русское мессианство 0 об особой роли рус народа, ведомая церквью в осуществлен града божьего на земле и в спасени чел-ва. –2 религиозн как изначал черта рус самосознания. В ко. Отразил вечные стрем к богу. Берд: «рус народ – религиозн по своему типу и своей душ структуре». –3 рус люди выс ценят справедл, но любовь ставят выше справедливсти. –4 рус религиозн носит соборн хар-ер. Рус люди ценят общение и обществ образ жизни. Они склон к вселен общ-нию и братству людей. –5 в рус проваславии, как в сердцевине рус дух-ти «больше свободы, больше доброты, больше истинного смирения, мен властолюбия, чем в зап христ-ве.» Таким образом «РИ» - это выражение дух русского народа, его дух сути. Это путеводная звезда его жизни, выраж его историч судьбы и его истор мысли.
-
Русская религиозная философия первой половины ХХ в, ее представители.
Рус фил-кий Ренессанс, или Возрожд рус религ-но-идеал-кой фил нач века, базиров на 2-х основ идейных источн: на предшествующем развитии миров фил и кул-ры, с одной стороны, и с др — на длительном процессе развития отечеств фил-ской мысли. русская религиозно-идеалистическая фил начала 20 в. следов по пути славянофилов. Отлич от них положит оценкой современ им искании запад фил-ской мысли (Дост. и Солов). Идея Соловьева о возмож достиж единства рус православия и зап религии и кул-ры оказ воздействие на фил-ские построения. Бердяева, Булгакова, Шестова и др. Централ пунктом фил-кого твор-ва стало понятие
«РИ», выдвинутое Солов.. Содерж этого многопланового понят было глубоко рассмотрено Бердяевым. Богатство содерж и форм рус фил-фии обусловили ее непреход значен не только для России, но и для Запада. В западной фил часто воспроизводились фил-ские построения Розанова, Бердяева, Шестова и др мыслителей.
Василии Васильевич Розанов (1856—1919) был в высш степени оригинал фил, обладав бол лит-ным талантом. По мн Горького, Розанов был гениал чел-ком, замечат мыслителем и превосходным писателем. В своих основн произв-ях Розанов предстает перед нами прежде всего ка.к
религиозный мыслитель. Он был глубоко верующим чел-ком. Др волновавшей его темой
темой человека, антрополог проблематикой. В поним сущ-сти чел-ка он отстаивал представл о единстве божеств и природ начал духа и плоти чел-ка. Половая жизнь, не есть нечто постыдное, запретное, а есть мистическая основа жизни чел-ка, семьи, общ-ва. Третьей его основ теме —
теме Родины, России. Тема судеб России — 1 из глав связующих нитей его творч-ва.
Лев Шестов (1866-1938) Шест. отлич исключ-ное литер-ное дарование. Он пиш не только с редкой для фил простотой и ясностью, но и увлекательно. Свою гл идею
утверждение фил теоцентризма, всецело основанной на вере Шест. по праву счит 1-м из самых глуб и радикал критиков рационализма в истории фил. Мир для Шест. полон бесчисленных тайн. По его мнен, мы даже не подозрев, что творит во Вселенной. Окруж нас мир — это мир хаоса, господ-ва стихии, случайности. Он делает гл для своей системы вывод:
истинная философия вытекает из того, что есть Бог. Таким образом, по оценке С. Левицкого, «Шест. — скептик и иррацио-налист во имя Божие». Концепция всеединства, получ дальн развитие у
Павла Александровича Флоренского (1882—1937). Гл идея книги «Столп и утверждение истины» состоит в обоснов мысли о том, что именно
всеединство — основной принцип бытия. Сущностью всеединства у Ф. явл
любовь, создающая и скрепляющая единство. Ф. открыв новую главу в истории всеединства, включ в круг ее применения новые прикладные области. Др крупным продолжат идей Вл. Соловьева был
Сергей Александрович Булгаков (1871 —1944). Мир, согло учен С. Булгакова, представляет собой такое творение, основой кот явл особое, идеал, божеств начало, -
Святая София. Поэт. мир в целом заслуживает к себе не негатив, а позитивн отнош. Божественной явл не только потусторонняя, но и земная жизнь. Софиология, развитая Б. оказал во многом созвучной западной религиозй фил 20 в.
Семен Людвигович Франк (1877—1950). Основ мотив его фил —
стремление примирить рацион мысль и религиоз веру. В подходе С. Франка к пониманию концепции всеединства проявл интерес к 2-м ее аспектам: онтологическому, проблеме соотнош матер-ного и идеального, и гносеологическому, проблеме соотнош постижимого и непостиж.
ДК – духовная культура;
М – материализм;
И – идеализм;
Д – диалектика и
Мф – метафизика;
А – атомизм;
ЭВ – эпоха Возрождения;
НВ – Новое время;
ЭП – Эпоха Просвещения;
НКФ – Немецкая классическая философия;
ир – иррационализм;
экз-м – Экзистенциализм;
«РИ» - «русская идея»
<предыдущая страница