8. Организация индивидуальной работы со студентами
Организация индивидуальной работы со студентами по дисциплине «Психология и педагогика» представляет собой подготовку к зачету. Зачет охватывает целый круг вопросов (см. вопросы к РКМ) – рассмотренных на лекциях, на семинарских занятиях и в процессе самостоятельных занятий по данной программе.
9.Тесты по дисциплине «Психология и педагогика»
Часть 1. Педагогика
Выберите правильные варианты ответа из предложенных:
-
Предметом педагогики как науки является…
-
образовательные системы;
-
развитие личности;
-
профессиональная педагогическая деятельность;
-
целенаправленно организуемый педагогический процесс;
-
Основными категориями педагогики являются…
-
созревание, система, социализация;
-
знания, умения, навыки;
-
воспитание, обучение, образование;
-
среда, наследственность, воспитание;
-
Содержание образования как общественного явления определяется …
-
социально-экономическим и политическим строем данного общества, уровнем его материально-технического и культурного развития;
-
уровнем развития общественных наук;
-
совокупностью знаний, умений и навыков, составляющих государственные стандарты образования;
-
уровнем развития педагогической науки и педагогической деятельности;
-
К эмпирическим (практическим) методам педагогического исследования относятся …
-
наблюдение, анализ, эксперимент, интервьюирование;
-
наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент;
-
беседа, классификация, синтез, шкалирование;
-
эксперимент, моделирование, рейтинг, тестирование;
-
Цели обучения определяются…
-
мастерством педагога;
-
потребностями и возможностями общества;
-
средствами обучения;
-
индивидуальными особенностями учащегося;
-
Единство и взаимодействие компонентов, составляющих педагогический процесс, определяют его…
-
индивидуальность;
-
целенаправленность;
-
целостность;
-
управляемость;
-
Движущими силами процесса обучения являются …
-
профессионализм педагога;
-
образовательная активность ученика;
-
закономерности и принципы его построения;
-
противоречия, возникающие в ходе обучения;
-
Сущность принципа доступности обучения заключается в том, что …
-
преподавание и усвоение знаний происходит в определенном порядке, который определяет логическое построение как содержания, так и процесса обучения;
-
содержание изучаемого материала и методы его изучения должны соответствовать уровню развития учащихся;
-
процесс усвоения сопровождается систематическим контролем за его качеством;
-
изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни;
-
Система государственных и общественных институтов, обеспечивающих процесс образования личности в течение всей жизни, называется …
-
непрерывным образованием;
-
образованностью;
-
образованием;
-
системой образования;
-
Учебное занятие, организуемое в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов, называется …
-
факультативом;
-
беседой;
-
уроком систематизации и обобщения знания;
-
семинаром;
-
Основополагающим и определяющим компонентом любой системы воспитания являются …
-
цели воспитания;
-
методы, приемы и технологии воспитания;
-
основные направления воспитательной деятельности;
-
результаты воспитания;
-
Организация регулярного выполнения воспитанниками действий с целью превращения их в привычные формы поведения называется …
-
воспитывающей ситуацией;
-
поручением;
-
приучением;
-
педагогическим требованием;
-
Основными признаками коллектива являются…
-
наличие общей цели и совместной деятельности;
-
разнообразие социальных ролей;
-
общность ценностных ориентаций;
-
традиции;
-
Важнейшими асоциальными причинами, вызывающими дисфункцию семейных отношений, являются …
-
низкий прожиточный уровень, безработица членов семьи, увеличение бытовых нагрузок;
-
нарушение связи между поколениями, отсутствие одного из родителей, конфликты между родителями;
-
алкоголизм родителей, наркомания, проституция, детская безнадзорность;
-
жесткость, агрессивность, психические и сексуальные отклонения;
-
Основным заказчиком образовательных учреждений выступают: …
-
учащиеся;
-
государство и его ведомства;
-
педагогический коллектив;
-
родители учащихся;
-
Гимназии, лицеи, вечерние школы относятся к учебным заведениям ________ образования.
-
среднего профессионального;
-
начального профессионального;
-
высшего профессионального;
-
общего среднего;
-
Реализация принципа общедоступности образования предполагает…
-
учет национальных культурных традиций;
-
светский характер образования;
-
приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности;
-
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития учащихся;
-
Изучение состояния и тенденций развития педагогического процесса, объективная оценка его результатов, на основе которого вырабатываются управленческие решения, называется …
-
внутришкольным управлением;
-
педагогическим планированием;
-
внутришкольным контролем;
-
педагогическим анализом;
-
В Древней Греции педагогами называли …
-
рабов, сопровождающих детей своего господина в школу;
-
учителей Спарты;
-
преподавателей ораторского искусства;
-
старейшин, возглавлявших школу в Афинах;
-
Интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности составляют ___________ учителя.
-
научно-теоретическую подготовку;
-
профессиональную направленность личности;
-
психофизиологическую готовность;
-
профессиограмму;
-
Профессиограмма педагога включает в себя …
-
умения и знания, составляющие профессиональную компетентность педагога;
-
квалификационные характеристики оценки педагогической деятельности;
-
системное описание социальных, психологических и иных требований к педагогической профессии;
-
личностные качества и способности отдельного педагога;
-
Стиль педагогического общения, при котором педагог единолично определяет цели взаимодействия и субъективно оценивает результаты деятельности ученика, называется …
-
попустительским;
-
игнорирующим;
-
авторитарным;
-
демократическим;
-
Общая дидактика своими исследованиями охватывает:
-
все предметы и уровни обучения;
-
все предметы и только один определенный уровень обучения;
-
один предмет, содержание которого раскрывается на всех уровнях обучения;
-
правильного ответа нет;
-
Дидактика – это:
-
отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования;
-
часть педагогики, разрабатывающая проблемы методики преподавания отдельных дисциплин;
-
часть педагогики, разрабатывающая проблемы образования и воспитания подрастающего поколения;
-
отдельная наука о закономерностях развития личности;
-
Преподавание, учение, обучение, образование, цель, содержание обучения – это:
-
дидактические принципы;
-
закономерности обучения;
-
категории дидактики;
-
дидактический (учебный) процесс;
-
Упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний – это:
-
учение;
-
обучение;
-
преподавание;
-
воспитание.
-
Процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные – это:
-
учение;
-
обучение;
-
преподавание;
-
воспитание;
-
Совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом – это:
-
знание;
-
умение;
-
образование;
-
навыки;
-
Овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике – это:
-
метод;
-
умение;
-
образование;
-
навыки;
-
Умения, доведенные до автоматизма – это:
-
знание;
-
средство;
-
образование;
-
навыки;
-
Передача социального опыта (знаний, умений, способов мышления, нравственных, правовых, этических норм …) от старших поколений к младшим – это:
-
понимание воспитания в широком социальном смысле;
-
понимание воспитания в узком социальном смысле;
-
понимание воспитания в широком педагогическом смысле;
-
понимание воспитания в узком педагогическом смысле;
-
Основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы процесса воспитания – это
-
закономерности воспитания;
-
принципы воспитания;
-
педагогические правила;
-
педагогическая система;
-
Конкретные действия педагога в определенных условиях для достижения определенной цели – это
-
закономерности воспитания;
-
принципы воспитания;
-
педагогические правила;
-
педагогическая система;
-
Выберите правильное соотношение закономерностей, принципов, правил:
-
Закономерность Правило Принцип;
-
Закономерность Принцип Правило;
-
Принцип Правило Закономерность;
-
Принцип Закономерность Правило;
-
Целенаправленное влияние на личность ребенка с целью оказания помощи в актуализации его положительного фонда и преодолении недостатков – это:
-
воспитание;
-
перевоспитание;
-
самовоспитание;
-
социализация;
-
Целенаправленная, систематическая, самостоятельная работа человека по формированию и развитию своих лучших, социально ценных свойств и изжитию недостатков, осуществляемая с целью максимальной самореализации – это:
-
воспитание;
-
перевоспитание;
-
самовоспитание;
-
социализация;
-
Упражнение; приучение; педагогическое требование; воспитывающие ситуации - все это
-
методы формирования сознания;
-
методы стимулирования;
-
методы организации деятельности и формирования опыта поведения;
-
Составной элемент метода воспитания – это
-
методический прием;
-
принцип воспитания;
-
правило воспитания;
-
закономерность воспитания;
Часть 2. Психология
1.Выберите наиболее полные и правильные суждения:
-
Психология – наука, изучающая основные закономерности поведения человека и животных, как отражающие объективную реальность;
-
Психология – наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний, которые устанавливаются посредством интроспекции;
-
Психология - наука, изучающая закономерности развития и функционирования психики, как определенной реальности;
-
Психология – отрасль естественного знания, занимающаяся исследованием развития и функционирования нервной системы;
2. Выберите определение предмета научного психологического исследования.
-
Предмет психологии – исследование закономерностей функционирования психики как определенной реальности;
-
Предмет психологии – исследование поведения человека, реализующее и отражающее закономерности определенной реальности;
-
Предмет психологии – изучение переживаний и психических состояний, которые устанавливаются посредством интроспекции;
-
Предмет психологии – изучение и описание различных эмоциональных состояний человека, как отражающих закономерности объективной реальности;
3 . Выберите определение субъекта научного психологического исследования:
-
Субъект психологического исследования – человек;
-
Субъект психологического исследования – человек и животные;
-
Субъект психологического исследования – животные;
4. С точки зрения психологии человека от животного отличает наличие следующей особенности:
-
Психики;
-
Речи;
-
Сознания;
-
Индивидуальности;
5. Самое существенное свойство психики это:
-
Эмоции;
-
Индивидуальность;
-
Отражение;
-
Чувства;
6. Выберите правильный вариант ответа: бихевиоризм:
-
опирался на схему «S-R»;
-
превратил психологию в психологию без психики;
-
ввел понятие научения;
-
заложил идеи программированного обучения;
-
все ответы верны;
-
все ответы неверны.
7. Выберите правильный вариант ответа: психоанализ:
-
опирался на практику лечения неврозов;
-
сделал предметом рассмотрения бессознательные явления;
-
ввел в психологию метод свободных ассоциаций;
-
утверждал, что психическая жизнь человека подчинена дихотомии принципов удовольствия и реальности;
-
все ответы верны;
-
все ответы неверны.
8. Выберите правильный вариант ответа: Гештальтпсихология:
-
сделала предметом психологии образы восприятия;
-
определила гештальт как форму, структуру, целостную конфигурацию;
-
ввела в психологию идею инсайта;
-
определила гештальты как элементы сознания;
-
все ответы верны;
-
е) все ответы неверны.
9. Выберите правильный вариант ответа: Гуманистическая психология:
-
ориентирована на расцвет всех потенциальных возможностей человека;
-
сделала целью воспитания личностный рост;
-
отводит главную роль индивидуальному опыту;
-
опирается на учение богословов;
-
все ответы верны;
-
все ответы неверны.
10. Выберите правильный вариант ответа: Психология деятельности:
-
сделала предметом исследования поведенческий акт;
-
ввела понятие установки;
-
сделала предметом рассмотрения деятельность как вид появления психической активности;
-
занимается проблемами адаптации и социализации;
-
все ответы верны;
-
все ответы неверны.
11. Выберите правильный вариант ответа: Недостатком метода интервьюирования является:
-
структурированность;
-
гало-эффект;
-
неструктурированность;
-
все ответы верны;
-
все ответы неверны.
12. Выберите правильный вариант ответа: К ситуативному тестированию относятся:
-
анкетирование;
-
опросники типа «карандаш-бумага»;
-
проективные тесты;
-
имитация реальных условий жизни;
-
наблюдение;
-
все ответы верны;
-
все ответы неверны.
13. Выберите правильный вариант ответа: Надежность личностных опросников - это:
-
близкие показатели для одного и того же человека;
-
измерение тестом именно заявленного параметра;
-
обоснование нужного числа опытов для достижения правильного результата;
-
определение необходимого числа опытов;
-
все ответы верны;
-
все ответы неверны.
14. Выберите правильный вариант ответа: Валидность личностных опросников - это:
-
близкие показатели для одного и того же человека;
-
измерение тестом именно заявленного параметра;
-
обоснование нужного числа опытов для достижения правильного результата;
-
определение необходимого числа опытов;
-
все ответы верны;
-
все ответы неверны.
15. Выберите правильные варианты ответа: Психоаналитик:
-
помогает преодолеть легкие психоэмоциональные нарушения с помощью психоанализа;
-
занимается диагностикой и коррекцией неуспеваемости в школе;
-
ставит медицинские диагнозы;
-
может не знать психологической теории;
-
все ответы верны;
-
все ответы неверны.
16.Выберите правильные варианты ответа: Психиатр:
-
помогает преодолеть легкие психоэмоциональные нарушения с помощью психоанализа; занимается диагностикой и коррекцией неуспеваемости в школе;
-
ставит медицинские диагнозы;
-
может не знать психологической теории;
-
все ответы верны;
-
все ответы неверны.
17. Выберите правильные варианты ответа: Клинический психолог:
-
выполняет те же функции, что и психиатр;
-
использует групповые формы работы;
-
выполняет только психотерапевтические функции;
-
может не знать психологической теории;
-
все ответы верны;
-
все ответы неверны.
18. Заполните пропуски в утверждениях:
-
Древних мыслителей, рассматривавших вопросы души, условно можно разделить на два направления: одухотворявших мироздание - …………… и оживлявших - ……………..
-
Во времена античности предметом психологического рассмотрения считали ……….
-
Сознание стало предметом психологического рассмотрения в эпоху ……….
-
Сегодня наиболее крупные течения психологии рассматривают в качестве ее предмета психику и …………
-
В 1879 г. в Лейпциге Вильгельм Вундт открыл первую психологическую лабораторию, которая занималась исследованием простейших структур осознаваемого внутреннего опыта, таким образом, было основано направление психологии, получившее название ……….
-
В 1881 г. Уильям Джеймс в США начал исследовать различные функциональные состояния психики, которые позволили бы выработать различные формы поведения. Так было основано направление психологии, получившее название ………..
-
Джон Уотсон утверждал, что психология должна рассматривать те явления, которые доступны наблюдению, и предложил отказаться от психики в качестве предмета психологического исследования. Это направление получило название ………..
-
Зигмунд Фрейд утверждал, что предметом психологического исследования должно стать выявление неосознаваемых мотивов поведения человека. Таким образом было создано направление, получившее название ……….
-
Курт Левин настаивал на неделимости психических явлений, утверждая, что предметом психологического рассмотрения должна стать психическая жизнь человека в комплексе – это направление получило название………….
-
Абрахам Маслоу утверждал, что задачей развития личности является реализация творческого потенциала, к которой стремится, по его мнению, каждый человек, но достигают этого состояния, названного им самоактуализацией немногие, так как для этого необходимы определенные условия, это направление психологии было названо …………
-
Выготский утверждал, что предметом психологического рассмотрения должна стать деятельность, так как, по его мнению, психику можно наблюдать только в процессе деятельности, эти явления взаимозависимы и невозможны друг без друга. Он принадлежал к направлению психологии, названному ……………..
19. Заполните пропуски в утверждениях:
-
…. – это рецепторная область нейрона.
-
Нервные импульсы распространяются по …. к ….
-
Место взаимодействия двух нейронов это - ….
-
Соматическая и автономная ветви являются частью …… нервной системы.
-
Простейшая реакция организма на внешний раздражитель это - …..
-
Парасимпатическая ветвь нервной системы наиболее активна …….
-
Активность нейронов регулируют …..
-
…… - это волокна. соединяющие полушария головного мозга
-
Три основных отдела головного мозга это - ……. или …. и …… и …….
20. Выберите правильный вариант ответа из предложенных:
-
Какой способ исследования головного мозга больше всего похож по способу действия на черепно-мозговую травму:
-
электроэнцефалограмма;
-
глубинная лезия;
-
позитронно-эмиссионная томография;
21. Зрительная область расположена:
-
в лобной доле головного мозга;
-
в височной доле головного мозга;
-
в теменной доле головного мозга;
-
в затылочной доле головного мозга;
22. Область головного мозга, анализирующая речь, расположена :
-
в лобной доле головного мозга;
-
в височной доле головного мозга;
-
в теменной доле головного мозга;
-
в затылочной доле головного мозга;
23. Область головного мозга, отвечающая за навыки в написании, расположена :
-
в лобной доле головного мозга;
-
в височной доле головного мозга;
-
в теменной доле головного мозга;
-
в затылочной доле головного мозга;
24. Область головного мозга, отвечающая за слух, расположена :
-
в лобной доле головного мозга;
-
в височной доле головного мозга;
-
в теменной доле головного мозга;
-
в затылочной доле головного мозга;
25. Область головного мозга, отвечающая за навыки ориентации и видение в пространстве, расположена :
-
в коре головного мозга;
-
в правом полушарии головного мозга;
-
в левом полушарии головного мозга;
-
в мозолистом теле
26. Ответьте на следующий вопрос: Является ли восприятие суммой отдельных ощущений?
-
Да;
-
Нет;
-
Восприятие больше чем ощущение;
-
Восприятие меньше чем ощущение;
27.Можно ли сказать, что человек, часто проявляющий аффект, невоспитан?
28. Заполните пропуски в утверждениях:
-
Минимально необходимый уровень стимуляции сенсорного рецептора это ………
-
Зависимость восприятия от психической жизни человека ………
-
Особенности восприятия ………………
-
Ошибочное восприятие …………
-
Восприятие без ощущения ……………
-
Слабовыраженное, но достаточно устойчивое эмоциональное состояние, причина которого часто неясна, это ……………
-
Представления бывают …………… и ……………..
-
Чувства отличаются от эмоций силой проявления и ……….
-
Высшие чувства подразделяют на нравственные и ……
29. Заполните пропуски в утверждениях:
-
Основные направления психологии личности это…….
-
Автором психоанализа является……….
-
Психологический детерминизм это ……….
-
В психоанализе выделяют следующие уровни психики ………..
-
Структура личности в психоанализе состоит из ………
-
К. Юнг разрабатывал следующее направление в психологии …………
-
По Юнгу структура личности включает ……………..
-
Архетип это …………
-
По Юнгу становление личности это ……………
-
А. Адлер разрабатывал следующее направление в психологии ……….
-
По Адлеру личность базируется на ………………….
-
Автор теории базальной тревоги ………….
-
В теории базальной тревоги выделяется основной мотив деятельности человека ……….
-
Автор интерперсональной теории личности ……
-
В интерперсональной теории личности выделяются два основных стремления человека ………….
-
Автор теории отчуждения……..
-
Теория отчуждения рассматривает дихотомию между побуждениями человека к ……………
-
Автор теории идентичности…………
-
Теории идентичности рассматривает восемь стадий развития личности и предлагает в качестве механизма смены стадий ……..
-
В рамках бихевиоризма рассматривают следующие две задачи психологии ……………
-
Автор оперантного бихевиоризма ………….
-
Оперантный бихевиоризм предложил следующую образовательную технологию ……
-
Автор когнитивного бихевиоризма ………….
-
Когнитивный бихевиоризм ввел в известную формулу S-R промежуточную переменную, которая включала ………….
-
Гуманистическое направление психологии личности включает теории …………….
-
Самоактуализации личности по Маслоу это……….
-
Конгруэнтность личности по Роджерсу это ……….
30. Заполните пропуски в утверждениях:
-
Образцы поведения, ожидаемого от людей, занимающих различные социальные позиции в группе, в различных ситуациях общения это ………
-
Социальные роли, независящие от желания человека, называют …………
-
Социальные роли, которые человек берет на себя добровольно, называют ……….
-
Характеристика группы, представляющая собой сеть ролей, коммуникационных путей и структуру власти в группе, это ……………
-
Характеристика группы, определяющая степень взаимного притяжения членов группы или уровень обязательств члена группы по отношению к остальной части группы, это ………
-
Уровень социальной власти или значения человека в группе это ……….
-
Одна из основ добровольного объединения человека в группы, желание объединиться с другими людьми, это …………..
-
Общение, при котором люди находятся в прямом контакте, это ………….
10. Критерии оценки студентов на зачете
Зачет проводится в форме устного собеседования. Оценку «зачтено» студент получает, если:
1) названы и раскрыты все основные понятия по данному вопросу, ответ достаточно полон по содержанию (1-4 уточняющих вопроса позволяют получить основную информацию) (41-50 баллов)
2) допускаются малосущественные фактические ошибки и неточности в ответе, но они исправляются студентом в ходе рассуждений и ответов на уточняющие вопросы (31-40 баллов)
3) студент воспроизводит основные положения и понятия, поставленного вопроса, но значительно нарушается логика рассуждений и объяснений (21-30 баллов)
11. Примерные вопросы к зачету и РКМ
Вопросы к 1-ой контрольной работе (примерный вариант)
-
Предмет, задачи и методы психологии.
-
Проблема психического.
-
Головной мозг и нервная система человека.
-
Особенность эксперимента в психологии.
Вопросы к 2-ой контрольной работе (примерный вариант)
-
Предмет, задачи и методы педагогики.
-
История развития представлений об образовании и воспитании.
-
Основные категории педагогики.
Вопросы к зачету по курсу “Психология и педагогика”
(примерный вариант)
-
Предмет и задачи психологии.
-
Основные исторические этапы развития представлений о предмете психологии.
-
Методы исследования в психологии.
-
Предмет педагогики. Цели образования и воспитания.
-
Общие принципы дидактики
-
Выдающиеся педагоги и педагогические школы в истории и современности.
-
Сознание человека. Сознание и бессознательное.
-
Ощущения, их происхождение и виды.
-
Природа восприятия. Основные свойства восприятия.
-
Общее представление о памяти. Виды памяти и их особенности.
-
Определение воображения. Связь воображения с мышлением. Виды воображения.
-
Мышление, его виды. Соотношение мышления и речи.
-
Общее представление о личности. Человек, индивид, индивидуальность, личность: соотношение объема и содержания данных понятий.
-
Стадии развития личности, их характеристика.
-
Направленность личности: потребности, мотивы, мировоззрение и убеждения.
-
Темперамент, его свойства и виды.
-
Характер человека, его структура, формирование. Характер и темперамент.
-
Природа человеческих способностей и условия их развития. Задатки и способности. Классификация и структура способностей.
-
Определение общения. Виды и структура общения. Роль общения в психическом развитии человека.
-
Понятия малой группы и коллектива. Социально-психологические характеристики внутригрупповых процессов.
-
Интеллект. Особенности творческого мышления.
-
Психика человека в экстремальных ситуациях.
-
Самоконтроль и саморегуляция.
-
“Социальные роли”. Конформизм и нонконформизм.
-
Руководитель и лидер. Типы лидеров.
-
Особенности массового сознания
-
Предмет, цели и задачи педагогики.
-
Способы педагогического воздействия на личность.
-
Основные понятия педагогики.
-
Понятие и виды педагогических технологий.
-
Основы педагогического общения.
-
Понятие педагогической этики.
-
Понятие педагогического конфликта.
-
Стратегии конфликтного поведения.
Издание учебное
к.п.н., доц. Юркина Лера Валерьевна
Методические рекомендации по дисциплине «Психология и педагогика»
Учебно-методическое пособие
Подписано в печать Формат 60х84.16
Бумага писчая. Отпечатано на ризографе. Уч. изд. листов 1,4
Лицензия на деятельность ИД № 03507 от 15.12.2000
Московская государственная академия тонкой химической технологии
им. М.В. Ломоносова
Издательско-полиграфический центр
119571 Москва, пр. Вернадского,86.
<предыдущая страница