ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
физическая культура и основы
здорового образа жизни
Современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержании репродуктивной функции.
Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья45.
Оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению работоспособности: гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью; сеансы аутотренинга, релаксации и самомассажа, банные процедуры.
Особенности соревновательной деятельности в массовых видах спорта; индивидуальная подготовка и требования безопасности.
Физкультурно-оздоровительная
деятельность 46
Оздоровительные системы физического воспитания.
Ритмическая гимнастика: индивидуально подобранные композиции из упражнений, выполняемых с разной амплитудой, траекторией, ритмом, темпом, пространственной точностью.
Аэробика: индивидуально подобранные композиции из дыхательных, силовых и скоростно-силовых упражнений, комплексы упражнений на растяжение и напряжение мышц.
Атлетическая гимнастика: индивидуально подобранные комплексы упражнений с дополнительным отягощением локального и избирательного воздействия на основные мышечные группы.
Индивидуально-ориентированные здоровьесберегающие технологии: гимнастика при умственной и физической деятельности; комплексы упражнений адаптивной физической культуры; оздоровительные ходьба и бег.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Подготовка к соревновательной деятельности; совершенствование техники упражнений в индивидуально подобранных акробатических и гимнастических комбинациях (на спортивных снарядах); в беге на короткие, средние и длинные дистанции; прыжках в длину и высоту с разбега; передвижениях на лыжах; плавании; совершенствование технических приемов и командно-тактических действий в спортивных играх (баскетболе, волейболе, футболе, мини-футболе); технической и тактической подготовки в национальных видах спорта.
Прикладная физическая подготовка
Приемы защиты и самообороны из атлетических единоборств. Страховка. Полосы препятствий. Кросс по пересеченной местности с элементами спортивного ориентирования; передвижение различными способами с грузом на плечах по возвышающейся над землей опоре; плавание на груди, спине, боку с грузом в руке.
4.4. Условия реализации образовательной программы
Организационно-педагогические условия
-
Учащиеся 10 - 11 -х классов работают в режиме шестидневной учебной недели. Продолжительность учебной недели не превышает: в 10-х и 11-х классах - 37 часов в неделю.
-
Занятия начинаются в 8 часов. Продолжительность занятий 45 минут.
-
Учебный год делится на 2 полугодия.
Индивидуальные и групповые занятия осуществляются во вторую половину дня вне сетки учебного расписания с интервалом от основных занятий не менее 45 минут.
Основной формой организации обучения является классно-урочная с элементами лекционно-семинарских и курсовых занятий.
Педагогические технологии
-
Общей особенностью используемых технологий обучения является ориентация на развитие: самостоятельности мышления;
-
исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
умения аргументировать свою позицию;
-
умения публично представлять результаты самостоятельно выполненных творческих работ;
-
потребности в самообразовании.
Образовательный процесс на 3 ступени обучения строится на основе принципов личностно-ориентированного подхода. Усилия педагогического коллектива направлены на реализацию индивидуальных образовательных потребностей учащихся и их права выбора уровня освоения образовательной программы и ее профиля. В качестве ведущих технологий используются
традиционные и
инновационные. Применение традиционных технологий в сочетании с инновационными технологиями позволяет повысить результативность обучения.
В образовательном процессе 3 ступени используются технологии, способствующие образовательному и профессиональному самоопределению, повышению уровня ключевых компетентностей учащихся и подготовке к продолжению образования, освоению ресурсов, адекватных планам на будущее:
-
формы обучения, используемые в вузе: лекции, семинары, лабораторные практикумы и т.п.
-
исследовательская деятельность учащихся и презентация полученных результатов;
-
самостоятельная образовательная деятельность учащихся, как планируемая учителем, так и планируемая самим обучающимся;
-
групповые и индивидуальные формы образовательной деятельности;
-
повышение уровня организационной и коммуникативной компетентности путем участия в организации научно-практической конференции, самоуправлении.
Общей чертой используемых в школе технологий обучения является ориентация на развитие:
-
самостоятельности и креативности мышления;
-
исследовательских умений в теоретической и научно-практической деятельности;
-
коммуникативной культуры, т.е. умение участвовать в коллективном поиске, аргументировать свою позицию, публично представлять результаты творческих работ;
-
умений рефлексии и саморефлексии, волевых качеств;
-
потребности в непрерывном образовании.
Дополнительное образование - целенаправленный процесс воспитания, развития и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и организации информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ.
При организации дополнительного образования школа опирается на следующие приоритетные принципы:
-
свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
-
ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
-
возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
-
единство обучения, воспитания и развития;
-
практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Педагогами школы создаются наиболее комфортные условия пребывания детей на занятиях.
Учебно-воспитательный процесс происходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью совместной деятельности.
Одним из приоритетных направлений является развитие познавательного интереса и рост интеллектуального уровня учащихся:
-
Участие в предметных олимпиадах, в том числе через Internet
-
Участие в конкурсах и конференциях.
Внешкольная образовательная среда создает возможность формирования допрофессиональной компетентности и повышения культурного уровня и кругозора учащихся. Совместная образовательная, профессиональная и культурная деятельность включена как в учебную, так и внеучебную деятельность учащихся. Обязательным компонентом образовательной среды является библиотека и медиатека школы и связанный с ней комплекс средств и условий для самостоятельной работы учащихся и использования современных ИКТ. Учащиеся успешно выступают с презентацией результатов своей научно - исследовательской деятельности на конференциях, конкурсах школьного, городского, регионального, республикансого, всероссийского уровней.
Значительно расширяется пространство для проявления творческой активности учащихся 10-11-х классов в жизнедеятельности школы. Свою субъектность, креативность и индивидуальность они могут проявлять в жизни не только класса, но и всего школьного сообщества. По сравнению с другими возрастными группами школьников старшеклассники имеют наибольшее представительство в органах школьного самоуправления - Совете школы и ДГД учащихся, НОУ. Все это позволяет создать ситуацию успеха для каждого учащегося.
4.5. Формы контроля и учета достижений
Основные формы аттестации достижений учащихся
Текущая успеваемость
-
контрольные и диагностические работы по предметам учебного плана;
-
контрольные работы по профильным предметам, содержание которых разрабатывается педагогическим коллективом;
-
срезовые работы после изученной темы;
-
тесты;
-
зачеты;
-
рефераты, творческие работы, доклады учащихся на конференциях, выставках.
Аттестация по итогам полугодия, по итогам учебного года.
Все формы промежуточной аттестации личностных достижений учащихся, характеризующих их успехи в учебной и внеучебной (исследовательской, трудовой, общественной) деятельности. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся производится по 5-ти балльной системе. Академическая неуспеваемость фиксируется при наличии неудовлетворительной годовой оценки по одному из предметов основного учебного плана.
Кроме этого, в школе организован внутренний и внешний аудит качества знаний (проведение тестирования в формате ЕГЭ).
Методы диагностики освоения образовательной программы
Диагностика включает в себя:
-
наличие условий для домашней работы;
-
состав семьи;
-
необходимость оказания различных видов помощи;
-
показатели физического здоровья
-
психологическую диагностику:
-
уровень общей тревожности (отсутствие выраженных противоречий между
-
требованиями педагогов и возможностями подростка);
-
включенность учащихся в деятельность и общение (эмоционально-
-
положительное восприятие подростков системы своих отношений со сверстниками, субъективная включенность в отношения, восприятие своего статуса в классе как положительного и удовлетворенность им);
-
отношения с педагогами (эмоционально-положительное восприятие
-
подростком системы своих отношений с педагогами, восприятие этих отношений как уважительных, доверительных, но сохраняющих его автономность);
-
отношение к себе (позитивная «Я- концепция», устойчивая адекватная
-
самооценка, ориентация на будущее
субъективное ощущение адекватности своего поведения и эмоциональных реакций);
-
определение степени удовлетворенности школьной жизнью; наличие и
-
характер учебной мотивации(интерес к способам получения знаний, умение ставить и достигать конкретные цели самообразования, интерес ксамостоятельным формам учебной деятельности, интерес к использованию результатов учебной работы социально-значимых
формах деятельности)
-
педагогическую диагностику:
-
предметные и личностные достижения;
-
диагностика сформированности учебно-познавательных мотивов
-
(интерес к основам наук и методам теоретического мышления, развитый мотив самообразования, связанный с жизненными перспективами и самовоспитание, стремление к анализу индивидуального стиля своей учебной деятельности, мотивационная избирательность интересов, обусловленная выбором профессии);
-
диагностика сформированности важнейших учебных действий (выделение
-
существенных признаков изучаемых понятий, оперирование всей системой данных учебной задачи, ориентация на всю систему требований учебной задачи, способность к рассмотрению изучаемого предмета с разных сторон, способность к смене стратегии в процессе решения учебной проблемы);
-
развитие мышления (освоение методов теоретического и творческого мышления,
-
использование исследовательских методов в обучении);
-
развитие речи (богатый опыт речевого общения, использование речи как
-
инструмента мышления, грамотность, богатый словарный запас устной речи); взаимодействие с педагогами (включенность в личностное общение с педагогами способность к установлению деловых, партнерских отношений с взрослыми);
-
умственная работоспособность и темп учебной деятельности (сохранение
-
учебной активности в течение всего урока, адаптация к учебной нагрузке, способность работать в едином темпе со всем классом и предпочтение высокого темпа работы);
-
взаимодействие с педагогами (включенность в личностное общение с
-
педагогами, способность к проявлению эмпатии по отношению к взрослым);
-
поведенческая саморегуляция (способность длительно подчинять поведение к
-
намеченной цели, умение сдерживать эмоции, моральная регуляция поведения и способность к ответственному поведению);
-
диагностика интересов.
Приложение
Организация внеурочной деятельности
образовательного процесса в рамках введение ФГОС
В том, что школа по сути своей есть особое социокультурное пространство, сомневаться не приходится. В ней ребенок впервые знакомится с новыми социальными ролями, получает определенный багаж знаний, раскрывает свой творческий потенциал. Именно в школе закладывается тот культурный базис, который человек пронесет через всю жизнь. Главное, чтобы образовательный и воспитательный процессы соответствовали требованиям времени, точнее, по возможности даже опережали его. Процесс воспитания в школьном пространстве непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности. Основой формирования гражданской позиции и социальной активности может явиться внеурочная деятельность школьников. Она имеет большее, чем урок временное пространство, большее количество субъектов – участников того или иного вида деятельности и несёт в себе приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств. С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает (при определённых условиях) огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствие со своей шкалой ценностей. Таким образом, внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время.
Деятельностный подход, организуемый участниками образовательного процесса, отличен от урочной системы обучения - это экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся, позволяет в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации
Рассматривая внеурочную деятельность как основу процесса формирования гражданской позиции и социальной активности, следует заметить, что внеурочная деятельность,
-
в первую очередь, должна провозглашать и гарантировать условия осуществления этого процесса;
-
во-вторых, внеурочная деятельность не должна быть догматической или насильственной (приказной) и формальной;
-
в – третьих, при организации внеурочной деятельности необходимо максимально опираться на позитивный опыт ребёнка.
Одним из основных документов регламентирующих разработку базовой программы школы в рамках ФГОС является «Концепция духовно – нравственного воспитания».
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.
Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Концепция определяет:
-
характер современного национального воспитательного идеала;
-
цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
-
систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
-
основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты обучающихся, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.
В современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.
Организация социально-педагогического партнёрства может осуществляться путём согласования социально-воспитательных программ общеобразовательных учреждений и иных субъектов социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей. Это возможно при условии, что субъекты воспитания и социализации заинтересованы в разработке и реализации таких программ.
Развитие социально-педагогического партнёрства должно стать приоритетной сферой государственной политики.
На основании «Концепции духовно – нравственного воспитания» стандарт определяет организацию внеурочной деятельности. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении, реализующем стандарт нового поколения.
Наша школа в рамках реализации ФГОС предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конкурсы, различные виды самоуправлений, диспуты, школьные олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
Внеурочная деятельность в школе осуществляется на основании годового плана воспитательной работы и планов классных руководителей, с учетом времени на подготовку, осуществление и рефлексию запланированных мероприятий. В качестве методического пособия, позволяющего учителям грамотно в соответствии с новыми целями выстроить систему воспитательной работы в классе, используется пособие из серии «Стандарты второго поколения»: Д.В. Григорьева Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
Согласно прописанным в Концепции направлениям развития личности внеурочная деятельность в нашей школе строится по следующим пунктам:
-
Личностно – ориентированное направление;
-
Спортивно-оздоровительное направление;
-
Художественно – эстетическое направление;
-
Военное – патриотическое направление;
-
Научно – познавательное направление;
-
Общественно – полезное направление;
-
Проектная деятельность.
Для гармоничного развития духовно-нравственной личности школа самостоятельно не справиться, поэтому мы поддерживаем партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.
Если рассмотрим более подробно:
-
Личностно-ориентированное развитие личности обучающихся происходит:
-
организацию всевозможных школьных олимпиад по предметам;
-
проведение индивидуальных конкурсов и выставок рисунков и проектных работ в рекреациях школы;
-
участие в онлайн конкурсах;
-
развитие школьного самоуправления обучающихся
-
участие учащихся в Городской Думе Учащихся (ДЮЦ № 14);
-
участие в учащихся республиканской программе «Я лидер» (ГДТДиМ № 1);
-
участие учащихся в республиканской прогамме SaMоSтоятельные дети;
-
постоянно действующие отряды ЮИД, ОППН, тимуровцев;
-
Спортивно-оздоровительное направление:
-
система профилактических и оздоровительных мероприятий (динамические паузы, кислородные коктейли, физминутки);
-
проведение (совместно с Школьным самоуправление) Дней здоровья.
-
проведение всевозможных флеш-мобов для пропаганды здорового образа жизни;
-
активное участие в мероприятиях по профилактики детского дорожного травматизма;
-
активная работа школьного отряда ЮИД;
-
организация совместно с учреждениями физкультуры и спорта и УДО секций на базе школы (секций баскетбола, кикбоксинг, футбола)
-
конкурсы по разработке пропагандирующих листовок и презентаций;
-
Художественно-эстетическое направление:
-
система классных часов в течение учебного года;
-
посещение учреждений культуры ( картинная галерея, органный зал, Музей истории города, театр «Мастеровые», театр кукол);
-
смотры художественной самодеятельности;
-
организация кружков совместно с УДО;
-
организация выездных тематических выставок учреждений УДО и учреждений культуры.
-
Военное – патриотическое направление:
-
система мероприятий и классных часов в течение года (в рамках дня старшего поколения, дня народного единства, 23 февраля, 9 мая, дня начала ВОВ);
-
участие в городских – патриотических программах и конкурсах в течение года;
-
организация, проведение и участие в военно-спортивных соревнованиях «Зарница», совместно с УДО;
-
организация тематических встреч с участниками различных горячих точках (Чечня, Афганистан, ВОВ);
-
участие в конкурса школьных отрядов ОППН;
-
несение вахты памяти на Посту № 1.
-
Научно – познавательное направление :
-
участие учащихся в городских и республиканских олимпиадах по предметам;
-
участие в интеллектуальных играх и конкурсах в УДО;
-
Общественно – полезное направление:
-
сбор макулатуры в течение учебного года;
-
общественно-полезный труд по очистки территории школы от листвы и снега и территории 10-го микрорайона.
-
оказание помощи в уборке помещений престарелым одиноким людям и инвалидам, в рамках тимуровского движения;
-
организация патрулирования территории школы в вечернее время членами отряда ОППН, совместно с инспектором ПДН;
-
участие в акциях организованными ЭБЦ № 4
-
Проектная деятельность:
-
Изготовление различных проектов по различным предметам;
-
Организация и проведение защиты проектов по физики, химии, технологии, окружающему миру и т.п. (ЦДТТ № 5, ЭБЦ № 4, ДЮЦ № 14).
Реализация программы внеурочной деятельности невозможна без наличия программы. Итак, исходя из требований Стандарта, программа внеурочной деятельности должна:
- быть направленной на обеспечение индивидуальных потребностей школьников;
- способствовать воспитанию школьников;
- разрабатываться в соответствии с такими направлениями развития личности школьника, как спортивно - оздоровительное, духовно – нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное;
- предполагать такие формы организации внеурочной деятельности, как секции, экскурсии, диспуты, конференции и др.
Структура программы внеурочной деятельности:
-
Титульный лист
-
Пояснительная записка
-
Тематическое планирование
-
Примерное содержание занятий
-
Предполагаемые результаты программы
Титульный лист
- название программы,
- направление развития личности школьника,
- вид внеурочной деятельности школьника, в рамках которого реализуется программа,
- возраст школьника,
- разработчик программы.
НАПРИМЕР(направление – духовно- нравственное, вид деятельности – проблемно-ценностное общение, возраст – 8-9 класс, разработчики - …)
Пояснительная записка:
В ней необходимо объяснить: Какую программу вы планируете реализовывать, зачем она нужна, что дает она детям, как вы планируйте по ней работать. В пояснительной записке необходимо:
- обосновать актуальность программы,
- указать назначение программы, ее цели,
- указать какое количество часов предполагает реализация данной программы
- выделить предусмотренные программой особенности работы с детьми.
<предыдущая страница | следующая страница>