Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 13страница 14

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Саха государственная педагогическая академия

Лаборатория оценки управления развитием образовательных систем

Управление образования Мегино-Кангаласского улуса



оценка хода и результатов РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

МЕГИНО-КАНГАЛАССКОГО УЛУСА

«МЭнЭ КЭСКИЛЭ»
II ЭТАП

на 2001-2004 годы

Якутск


2005

ББК 74.04(2Рос.Яку-5)

УДК 37.014.3(571.56-37)

Утверждено решением учебно-методического совета

Саха государственной педагогической академии


Составители:

Саввинов В.М., Шишигина Ф.В., Птицын И.П., Шестаков И.И., Алексеева Л.М.,

Захарова О.И., Кривогорницына Е.П., Заровняева С.А., Дьячковская Л.Н.

Птицына М.П., Харитонов С.А., Дмитриева Т.М. Варламова Н.М., Ларионова С.Н., Федорова М.Н., Филиппова Л.И., Иванов А.В., Габышева Л.С., Тобонов А.А.


Научный редактор

Саввинов В.М.




Оценка хода и результатов реализации программы развития образования Мегино-Кангаласского улуса «Мэнэ кэскилэ». II этап. 2001-2004 г.г. / М-во образования Респ.Саха (Якутия), Саха гос.пед.акад., Лаб.оценки упр.развитием образов.систем, Упр. Образования Сегино-Кангалас.улуса; [науч.ред. В.М. Саввинов]. – Якутск: Изд-во СГПА, 2005. - ___ с.


О-93

Саха государственная

педагогическая академия, 2004


 Управление образования

Мегино-Кангаласского улуса, 2004



содержание

Введение 4.

Оценка программы «Мэнэ кэскилэ»: цели и методы 9.

Характеристика основных этапов реализации программы 12.

Оценка реализации программных мер 23.

Развитие дошкольного образования 24.

Развитие начального образования 50.

Обновление общего среднего образования 73.

Реализация Концепции «Социальное развитие современного сельского социума: межведомственный подход» 93.

Реализация программы «здоровье – норма жизни» 119.

Информатизация образования 127.

Ресурсное обеспечение 143.

Изменения в системе управления образованием 157.

Заключение 161.

Приложения 163.


ВВЕДЕНИЕ
Характерной чертой современного этапа развития управления образованием на всех уровнях (от федерального до муниципального) является переход на принципы программно-целевого управления, реализация долгосрочных и среднесрочных программ и проектов развития образования.

Программа развития образования Мегино-Кангаласского улуса «Мэнэ Кэскилэ» на 2001-2004 годы была разработана в соответствии с федеральными и республиканскими законами «Об образовании», «Об учителе», «О правах ребенка», федеральными документами «Основные направления развития социально-экономической политики Российской Федерации на долгосрочную перспективу», «Национальная доктрина развития российского образования», «Государственная программа развития образования Республики Саха (Якутия) на 2001-2006 г.г.», составлена на основе анализа «Программы развития образования Мегино-Кангаласского улуса на 1996-2000 г.г,.» и является её продолжением, вторым этапом.

Программа «Мэнэ кэскилэ» определяла стратегию развития системы образования улуса до 2005 года. Образование при этом рассматривалась как средство стабилизации и развития всей общественной системы улуса, включая духовную и производственную сферу жизни населения. Неотъемлемым условием программы являлась освоение людьми новых социальных навыков и ролей, повышение культурного и образовательного уровня населения с учетом открытости общества, его быстрой информатизации, динамики изменений.

Программа представляет собой нормативный и управленческий документ, занимающий свое место в иерархии стратегических документов управления образованием. В программе нашли свое отражение идеи развития российского образования, приоритеты государственной политики Республики Саха (Якутия) в области общего образования, учтены особенности социально-экономического развития улуса.





Схема 1. Иерархия стратегических документов развития образования

в Мегино-Кангаласском улусе
Программа являлась основанием для принятия Администрацией улуса, местными администрациями, народными депутатами распорядительных документов, обеспечивающих необходимые условия для развития образования.

В процессе разработки программы развития образования в улусе основными задачами явились:



  • анализ образовательной ситуации в улусе;

  • анализ итогов реализации первого этапа программы развития «Мэнэ кэскилэ»;

  • выявление пространства развития образования;

  • изучение тенденций развития образования в республике, стране;

  • определение ресурсного потенциала образовательных учреждений.

Проведенный анализ диагностических данных позволил выявить поле проблемное поле развития образования в улусе:

  • ухудшение состояния здоровья детей;

  • преобладание малочисленных школ: из 37 школ 20 – малочисленные, 5 – малокомплектные;

  • недостаточно высокий образовательный уровень педагогов: высшее образование имеют 65,8 % всех педагогических работников, в том числе 62 % учителей начальных классов, 15 % педагогов дошкольных учреждений. 3,5 % не имеют педагогического образования;

  • низкий уровень заработной платы педагогов;

  • невысокая обеспеченность работников образования жильем;

  • недостаточная обеспеченность образовательных учреждений всех ступеней учебно-лабораторным оборудованием, наглядными пособиями, специализированной мебелью;

  • недообеспеченность образовательных учреждений учебниками федерального и регионального компонента;

  • моральное и материальное старение и обветшание зданий образовательных учреждений;

  • недофинансирование статьи бюджета развития «Образование»;

Проведенная диагностика сильных и слабых сторон деятельности образовательных учреждений, сложившейся образовательной ситуации дала реальную оценку ресурсов и возможностей образовательной системы улуса и стала отправной точкой разработки Программы развития образования «Мэнэ кэскилэ» на 2001-2004 г.г.

После широкого обсуждения в педагогических советах, проблемных семинарах и конференциях в образовательных учреждениях, совещаниях работников образования улуса, соотнесения интересов всех субъектов образовательного процесса, программа была принята в 2001 г.

Цель программы: определить и создать основные стратегические направления развития образования, ресурсного обеспечения для повышения качества образования и удовлетворения образовательных потребностей жителей улуса.

Программа развития образования в улусе состоит из 7 локальных программ:



  1. Развитие дошкольного образования.

  2. Развитие начального образования.

  3. Обновление содержания образования.

  4. Концепция Администрации улуса «Социальное развитие современного сельского социума: межведомственный подход».

  5. Межведомственная программа «Здоровье – норма жизни».

  6. Информатизация образования.

  7. Ресурсное обеспечение.

По каждому из выделенных программ были разработаны механизмы реализации, доработка которых происходила по мере реализации. Так происходило становление программно-целевого управления развитием улусной образовательной системы.

Ключевой идеей программы выступает идея развития, понимаемая как:



  • создание необходимых условий для развития личности юных жителей улуса;

  • совершенствование механизмов развития и саморазвития улусной образовательной системы: развитие должно быть направлено на расширение и углубление позитивных сдвигов в образовании улуса в конце ХХ века;

  • приоритетное развитие образования как один из основных факторов развития улуса.

Общими идеями разработки программы стали следующие идеи:

  • усиление социальных функций образования, их влияние на изменение окружающей среды;

  • усиление опережающего характера развития образования;

  • учет задач социально-экономического развития улуса, ее территориально-демографических особенностей;

  • гуманизация и гуманитаризация образования, его ориентация на целостное развитие растущего человека.

Приоритетными были определены следующие принципы:

  • целостность и системность образования;

  • непрерывность и преемственность ступеней образования;

  • дифференциация и вариативность образовательных учреждений и программ;

Ожидаемые результаты реализации программы и всех её проектов:

  1. Обеспечение целостности культурно-образовательного пространства Мегино-Кангаласского улуса, усиление роли образовательной системы в стабилизации всей общественной системы улуса, связей образования с жизнью, с социальной практикой построения нового общества.

  2. Удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей учителей, учащихся, воспитанников и их родителей возможностями и условиями, которые предлагает образовательная система улуса, работой школы, дошкольного или внешкольного учреждения.

  3. Рост социальной зрелости выпускников школ, рост профессионализма педагогических кадров, рост ресурсного обеспечения развития улусной образовательной системы.

Для реализации данной программы основными средствами выступали меры, направленные:

  • на стабилизацию улусной образовательной системы;

  • на привлечение инновационных технологий и способов организации образовательной деятельности;

  • на разработку механизмов отслеживания и контроля результатов деятельности образовательных учреждений.

Программа стала основным документом, определяющим приоритетные направления деятельности образовательных учреждений улуса в течение 4-х лет. Постоянно осуществляется мониторинг основных показателей, ежегодно проводится анализ и корректировка программы, по результатам которых составляется план работы управления образования улуса на учебный год, и по итогам учебного года ежегодно публикуется брошюра о состоянии образования по разным параметрам «Итоги года в цифрах и фактах».

В отчете представлены материалы итоговой оценки хода и результатов реализации Программы «Мэнэ кэскилэ».



Оценка программы «Мэнэ кэскилэ»:

цели и методы
Программа – это, прежде всего, деятельность, направленная на достижение конкретной цели (изменение определенной ситуации) в ограниченное время и с использованием заранее определенных ресурсов. Общей проблемой для всех без исключения программ и проектов является не столько обеспечение их реализации, а оценка эффективности и результативности их внедрения. Каковы фактические результаты программы и как они соотносятся с целями программы? Что можно считать основными достижениями программы? Как соотносятся средства, потраченные на выполнение программы с полученным эффектом? Каков социально-экономический эффект реализации программы? Ответы на эти вопросы может дать четко поставленная система оценки программы развития образования. При этом ясно, что оценка программы – это не только констатация выполнения программных мероприятий, но и, прежде всего, инструмент воздействия на развитие образовательной системы.

В связи с вышеуказанным перед работниками образования, руководителями образовательных учреждений, специалистами Управления образования Мегино-Кангаласского улуса стояла серьезная задача оценки результативности, эффективности и социального влияния Программы развития образования «Мэнэ кэскилэ».

Предварительная и промежуточная оценки Программы, проведенные в 2000-2004 г.г., позволили обеспечить ее сопровождение и своевременную корректировку.

Задачи проведения итоговой оценки Программы заключаются в экспертизе результативности и эффективности программы, анализе причин ошибок и неудач, принятии адекватных управленческих решений, и в конечном итоге – в содействии эффективному развитию улусной образовательной системы через совершенствование процедур планирования, реализации и корректировки программы и проектов развития.

Итоговая оценка хода и результатов реализации программы «Мэнэ кэскилэ» проведена в несколько этапов:


  1. Планирование оценки. Разработка основных принципов и критериев. Разработка инструментария оценки.

  2. Самоэкспертиза образовательных учреждений.

  3. Методические экспедиции по школам

  4. Работа экспертных групп по направлениям

  5. Обобщение материалов, подготовка итогового отчета

Итоговая оценка на всех этапах базировалась на исследовательских методах. В ходе оценки применялись следующие методы сбора данных:

    1. Изучение документации и аналитических материалов

    2. Самоэкспертиза образовательных учреждений

    3. Анкетирование

    4. Опрос

    5. Интервью

    6. Метод фокус-групп

    7. SWOT-анализ.

В ходе анализа полученных материалов применялись следующие методы количественного и качественного анализа.

  1. Описательный анализ (описание ситуации с помощью данных).

  2. Сравнительный анализ (сравнение программы «Мэнэ кэскилэ» с аналогичными программами других улусов и городов, с текущей ситуацией в прошлом).

  3. Реляционный (относительный) анализ (выявление взаимосвязи между разными показателями и переменными, между разными событиями и явлениями).

  4. Контент-анализ (анализ содержания, который дает ответ на вопрос, например, с какой частотой происходило какое-либо событие).

  5. Ситуационный анализ (анализ и разъяснение конкретных ситуаций).

  6. Эпизодический анализ (анализ и разъяснение конкретных эпизодов).

В целом, анализ программы развития образования «Мэнэ кэскилэ» носил комплексный характер и включал комбинирование приведенных методов анализа.

Примененные методы позволили определить поле проблем и пространство развития улусной образовательной системы, степень участия субъектов образовательного процесса в разработке и реализации программы, уровень удовлетворенности образовательными и социально-экономическими условиями, ходом и результатом реализации программы.

Большой объем материала дали результаты мониторинга реализации программы, проведенный специалистами Управления образования улуса. Широко использованы материалы статистической отчетности, комплексных и тематических проверок, ежегодных январских и сентябрьских совещаний работников образования.

Представленный итоговый отчет подготовлен специалистами Управления образования Мегино-Кангаласского улуса совместно с лабораторией оценки управления развитием образовательных систем Саха педагогической академии.

Материалы по каждому направлению проструктурированы в логике проектирования и представлены следующим образом:


  1. Поле проблем развития образовательной системы, выявленное в ходе оценки итогов реализации I этапа реализации программы «Мэнэ кэскилэ»;

  2. Цели и задачи программы (проекта);

  3. Основные направления реализации программы (проекта) и полученные результаты;

  4. Общие выводы;

  5. Перспективы дальнейшей работы по направлению.


Характеристика основных этапов

реализации программы
Современное состояние социально-экономической и культурной сфер улуса во многом обуславливают не только сегодняшние результаты, но и перспективы развития территориальной образовательной системы улуса.

На развитие образовательной системы улуса значительное влияние оказывают административно-территориальные, социально-демографические, национально-культурные, социально-экономические, социокультурные факторы и объективно-образовательные потребности населения.

Административно-территориальные факторы: Мегино-Кангаласский улус расположен в Центральной Якутии, занимает площадь 11,7 тыс. км2. Имеется 29 наслегов, 36 населенных пунктов, в том числе 35 сельских, 1 поселок городского типа. Расстояние от с.Майа до Якутска составляет 52 км.

Территориальный разброс образовательных учреждений требует согласования целей, задач и направлений развития общего образования в образовательной системе улуса в целом.

Социально-демографические факторы: По данным Всероссийской переписи населения 2002 года население улуса составляет 32,2 тыс.чел., в том числе 28,9 тыс. – сельское население. Средний возраст населения – 30 лет.

Социально-экономические факторы: Улус располагает месторождениями строительных материалов, лечебных грязей, источниками подземных вод. В структуре экономики ведущее место занимает сельское хозяйство. Главная отрасль – животноводство (мясомолочное скотоводство, мясное табунное коневодство), возделываются зерновые, картофель, овощи и кормовые культуры. Общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет 123,4 тыс.га., из них пашни – 9,8%, сенокосы – 42,7%, пастбища – 43,8%.





Диаграмма 1. Удельный вес Мегино-Кангаласского улуса

в общереспубликанских основных экономических показателях в 2003 г.
В этих условиях образование становится не только фактором духовно-нравственного развития подрастающего поколения, но и одним из условий, обеспечивающих поступательное социально-экономическое развитие улуса. Подготовка кадров, формирование информационной культуры, воспитание духовности и гражданственности, укрепление здоровья юных жителей Мегино-Кангаласского улуса – далеко не полный перечень приоритетных задач развития территориальной образовательной системы.

Для того, чтобы образование стало фактором развития улуса должны быть разработаны механизмы развития самой образовательной системы. Среди множества нововведений, осуществляемых в образовательной системе Мегино-Кангаласского улуса, одним из наиболее значительных стала разработка и реализация Программы развития образования «Мэнэ кэскилэ».

Программа позволила в сложных социально-экономических условиях скоординировать усилия, направленные на стабилизацию и развитие образовательной системы, более целенаправленно использовать имеющиеся ресурсы, планово наращивать их в целях развития образования.

Подход к управлению Программой развития образования «Мэнэ кэскилэ» осуществлялся с трех позиций:



  1. Программа «Мэнэ кэскилэ» как сценарий развития образовательной системы улуса в пределах пространства ее развития. Стратегические разработки нуждаются в определенных инновациях. Соответственно управление подготовкой и реализацией программы можно считать экспериментальной проверкой развития территориальной образовательной системы;

  2. Программа «Мэнэ кэскилэ» как способ решения назревших проблем развития образования в улусе Управление подготовкой и реализацией программы при этом позволяет обеспечить выявление проблем, их признание и адаптацию целей к изменениям в будущем возможном структурном разнообразии.

  3. Программа «Мэнэ кэскилэ» как условие для развития личности, как формы проявления творчества субъектов образовательного процесса. Следовательно, управление подготовкой и реализацией программы может трактоваться и как создание механизмов выявления заложенного в детях и подростках, педагогах и управленцах потенциала творить и созидать, обеспечение благоприятных условий для проявления их творчества.

Основная цель управления разработкой и реализацией Программы развития заключается в создании условий для обеспечения интегративности улусной образовательной системы, ее целостности и стабильности, оптимального соотношения инерционных и инновационных явлений. Основными принципами управления развитием образования в улусе были определены следующие:

  1. Принцип направляемого развития. Так как реальная система образования вне зависимости от преобразующей роли Управления образования улуса будет развиваться в силу внутренних и внешних факторов, то цель управления – направлять, корректировать объективно протекающие процессы саморазвития.

  2. Принцип партисипативности управления. В процесс принятия решений, связанных с реализацией Программы «Мэнэ кэскилэ», должны быть вовлечены не только органы управления, но и все субъекты образовательного процесса – педагоги, учащиеся, родители.

  3. Принцип учета ограниченности ресурсов. Так как ресурсы улусной образовательной системы ограничены, то управление реализацией программы предполагал оптимальный выбор и комбинирование ресурсов.

  4. Принцип компенсаторности системы. Образовательная система способна к компенсации недостатка ресурсов за счет активизации внутреннего потенциала. В связи с этим управление было направлено на поддержку, реализацию и развитие этого потенциала.

Исходя из указанных принципов на каждом этапе управления Программой решались конкретные задачи, внедрялись соответствующие механизмы.

Этап разработки программы предполагал взаимосвязанное решение аналитико-прогностических задач, задач построения образа желаемого состояния улусной образовательной системы и задач выстраивания стратегии и тактики перехода к этому новому состоянию.

При этом разработка аналитического обеспечения программы включал следующие процедуры:


  • анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней среды улусной образовательной системы;

  • анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа на образование;

  • анализ достижений улусной образовательной системы, ее потенциала с точки зрения развития.

В сентябре 2000 года на совещании работников образования было принято решение считать Программу развития образования «Мэнэ кэскилэ» на 1996-2000 года» завершенным и провести анализ результатов ее реализации.

Образовательные учреждения улуса обсудили на педагогических советах итоги деятельности образовательного учреждения по реализации Программы. Составленные схемы, сводные данные, результаты достижений учащихся, педагогов и образовательных учреждений представили в Управление образования. Параллельно Управление образования приступило к анализу итогов на основе имеющихся данных статистической отчетности, мониторинга уровня обученности, банка данных по кадрам, достижениям учащихся и учителей. Так был осуществлен этап сбора первичной информации.

На основе собранных материалов и данных был проведен детальный анализ результатов реализации Программы развития «Мэнэ кэскилэ» на 1996-2000 г.г.». Отчет об анализе был выслушан на заседании руководителей образовательных учреждений, где получил одобрение. На этом совещании также было принято решение о разработке следующей программы, определяющей стратегию дальнейшего развития образования в улусе. Эта идея получила поддержку и одобрение на педагогических советах школ и дошкольных образовательных учреждений.

Приказом по Управлению образования была создана творческая группа из числа сотрудников, руководителей, педагогов улуса. Группа изучила нормативные документы, методические рекомендации по разработке муниципальных и региональных программ развития, познакомилась с опытом работы составления аналогичных программ в других улусах и городах, провела образовательные экспедиции. Было разработано несколько вариантов основного документа, которые прошли обсуждение в педагогических коллективах. Предложения и перспективные идеи, высказанные во время этих обсуждений, вошли в скорректированную Программу.

Таким образом, в результате творческой работы по подготовке проекта Программы «Мэнэ кэскилэ»:


  • проведен анализ реализации предыдущей программы развития образования;

  • проведен анализ образовательной ситуации;

  • подготовлен проект новой Программы развития образования

  • удалось включить в проектную деятельность будущих исполнителей программы (педагогов, воспитанников, учащихся, родителей, руководителей, представителей общественности);

  • удалось вызвать резонанс среди населения, обратить их внимание на роль образования в развитие улуса и каждого жителя.

В июне 2000 года расширенная коллегия Министерства образования РС(Я) и Администрации Мегино-Кангаласского улуса утвердила проект Программы развития образования. Затем в феврале 2001 года доработанную Программу утвердило собрание депутатов улуса. На традиционном сентябрьском совещании «Программа развития образования «Мэнэ кэскилэ» - II этап на 2001- 2004 года: основные направления» утверждена работниками образования. Было принято решение обсудить Программу развития на уровне Глав наслегов.

Государственные и общественные организации и ведомства, жители наслегов с интересом познакомились с основным стратегическим документом системы образования. Многие высказывали свои пожелания и предложения по ее реализации. Впоследствии именно этот шаг оказал большую помощь школам, дошкольным учреждениям в создании своего стиля, почерка, реализации проектов.

В феврале 2001 года Программа развития образования «Мэнэ кэскилэ» была обсуждена и одобрена на сессии депутатов улусного собрания.

Можно сделать следующие выводы об особенностях управления на этапе принятия Программы:



  • в принятии, обсуждении Программы участвовали представители всех ветвей власти и разных уровней управления образованием;

  • проекты Программы развития образования улуса впоследствии переплелись с программой социально-экономического развития улуса, проектами Государственной программы развития образования РС (Я);

  • программа вызвала интерес и одобрение общественности улуса;

  • были заложены основы государственно-общественного управления развитием образования в улусе.

Ход реализации программы ежегодно обсуждался в педагогических советах, на совещаниях руководителей образовательных учреждений, в Управлении образования и администрации улуса, Совете Главы улуса. Ряд вопросов Администрация улуса взяла под свой постоянный контроль:
Таб.1. Вопросы, выносимые на заседание Совета Главы муниципального образования


Вопросы

статус

время

Организация летней занятости детей

Совет Главы МО

март

Готовность школ к новому учебному году

Совет Главы МО

август

Организация горячего питания в образовательных учреждениях улуса

Совет Главы МО

сентябрь

Итоги летней занятости детей

Совет Главы МО

октябрь

Кроме этого на коллегии, затем Совете Главы муниципального образования «Мегино-Кангаласский улус (район) обсуждались следующие вопросы развития образования в улусе:


Таб.2. Вопросы, рассмотренные на заседаниях

Коллегии и Совета Главы муниципального образования


Направления

года

Тематика

статус

решение

Реализация Концепции Администрации улуса

2001

Утверждение Концепции улуса «Социальное развитие современного сельского социума: межведомственный подход»

Коллегия Главы улуса

Постановление от 21 января № 31.

2002

Реализация Концепции Администрации улуса

Коллегия Главы улуса

Распоряжение Главы от 16/ II № 78

Здоровье детей

2002

Реализация программы «Здоровье – норма жизни»

Коллегия Главы улуса

Распоряжение Главы от 16/ II № 79

2004

Утверждение программы «Здоровые дети – здоровые будущее»

Совет Главы МО

Постановление Главы от 19/ II № 10-н

Развитие образовательных учреждений

2003

Предоставление земельного участка образовательным учреждениям

Совет Главы

Постановление Главы от 19/IV № 81н-120н, от 2/IV №148н–150н,

от 28/IV № 167н-174н, 188н



2004

Проблемы и перспектива развития ДОУ

Совет Главы

Постановление Главы от 30/ V № 23-н

Обсуждение хода и результатов реализации Программы «Мэнэ кэскилэ» на уровне Главы улуса помогает:



  • обеспечить открытость образовательной системы и управляемость Программы;

  • выносить на обсуждение актуальные проблемы развития образования в улусе, которые требуют оперативного вмешательства и решения или носят стратегический характер и требуют определения приоритетов в вопросах социально-экономического развития улуса;

  • обеспечить межведомственный характер реализации Программы, привлекать специалистов Администрации улуса, учреждения и ведомства в решение проблем развития образовательных учреждений;

  • отслеживать ход реализации Программы развития образования, проводить внешнюю экспертизу проведенной работы;

  • своевременно корректировать и вносить изменения в программу исходя из социально-экономического положения улуса.

В ходе реализации Программы заложены основы социального партнерства в области образования. В 2001 году создан новый коллегиальный орган «Ил Субэ» при первом заместителе Главы улуса. В его состав входят начальники управлений и ведомств улуса. Выезжая на места, Ил Субэ решает проблемы и перспективы развития данного наслега. Круглые столы, заседания проходили в селах Табага, Мельжехси, Ломтука, Беке. Новый общественный орган вызвал интерес жителей улуса, помог администрациям наслегов ответственнее относиться к решению вопросов развития образования.

Педагоги улуса, как непосредственные исполнители Программы, принимали активное участие в обсуждении хода и результатов реализации Программы. Анализируя образовательную ситуацию в наслеге, промежуточные результаты образовательного процесса, коллективы школ и дошкольных учреждений на педагогических советах обсуждали вопросы обеспечения высокого качества образования, воспитания детей, сохранения и укрепления их здоровья, повышения профессионального мастерства. Многие педагогические советы проходили с участием глав наслегов, руководителей предприятий и учреждений, общественности.

На традиционных сентябрьских и январских совещаниях работников образования улуса обсуждался ход реализации Программы, определялись приоритетные направления работы на текущий учебный год.
Таб.3. Тематика январских и сентябрьских совещаний работников образования




Тематика совещаний

Форма проведения

сроки проведения

2001

«О5о кэлэр кэскилбит – бастын байбыт»


Научно-практическая конференция

январь

«Программа развития образования «Мэнэ кэскилэ» - 2 этап на 2001 – 2004 года»

Совещание

сентябрь

2002

«Современный урок: проблемы и перспектива»

Семинар-совещание

январь

«Роль образовательных учреждений в формировании личности и развитии села» - интеллектуальный потенциал села

Совещание

сентябрь

2003

«Сельская школа и ее развивающая миссия»

Региональная научно-практическая конференция

январь

«Компетентностный подход как одно из направлений обновления содержания образования»

Совещание

сентябрь

2004

Открытие Года образования в улусе

Торжественное открытие

январь

«Здоровье детей как приоритетное направление развития образования улуса»

Научно-практическая конференция сети школ здоровья

сентябрь

Таким образом, удалось обеспечить партисипативность управления, т.е. участие в обсуждении хода и промежуточных результатов реализации программы «Мэнэ кэскилэ» ее непосредственных исполнителей, ход реализации постоянно отслеживалось на разных уровнях, рассмотрение шагов по внедрению программы на самых разных уровнях – от педагогических советов образовательных учреждений до Совета Главы улуса.



2004 год – год знаменательный для образования улуса: 130 лет тому назад в селе Россолода открылась первая школа в улусе; год завершения Программы развития образования «Мэнэ кэскилэ» - 2 этап».

Управлением образования улуса было принято решение провести анализ итогов реализации программы за 4 года. Созданная рабочая группа разработала план действий по составлению анализа:



  1. Внутренняя экспертиза деятельности образовательных учреждений, оценка участия в реализации Программы по следующим позициям:

    • позитивные тенденции, которые выявлены в ходе работы по направлениям, проектам Программы развития;

    • затруднения, вызванные реализацией программы, основные проблемы, требующие решения;

    • перспективы развития образовательного учреждения.

  2. Образовательную экспедицию по образовательным учреждениям улуса с целью изучения социального влияния программы.

  3. Экспертный анализ программы по основным направлениям, проектам

Таким образом можно выделить взаимосвязанные этапы реализации Программы развития образования в Мегино-Кангаласском улусе «Мэнэ» кэскилэ: анализ образовательной ситуации в улусе  разработка вариантов программы «Мэнэ кэскилэ»  оформление, обсуждение программы  принятие программы  разработка целевых проектов развития образования  анализ хода и промежуточных результатов реализации;  доработка и корректировка программы  оценка результативности, эффективности программы  определение дальнейших направлений развития. На каждом этапе управление программой решает конкретные цели и задачи и имеет свои разработанные механизмы.



Схема 2. Этапы реализации программы «Мэнэ кэскилэ»

оценка реализации программных мер

Развитие дошкольного образования

В ходе анализа деятельности дошкольных образовательных учреждений, результатов реализации программы «Мэнэ кэскилэ» (1997-2001 г.г.) выявились следующие проблемы развития дошкольного образования в Мегино-Кангаласском улусе:



  1. Ухудшение состояния здоровья детей.

  2. Низкий образовательный уровень педагогов (только 15% педагогов ДОУ имели высшее образование).

  3. Сохранение устойчивой тенденции старения педагогических кадров.

  4. Необходимость переподготовки педагогов по узким специализациям, такие как логопед, психолог, инструктор по физическому воспитанию.

  5. Необходимость организации мониторинга развития детей.

  6. Слабая преемственность и согласованность целей, задач, методов и приемов между дошкольным и начальным звеньями образования.

  7. Слабое оснащение материально-технической базы ДОУ.

Актуальность решения указанных проблем стало предпосылкой для разработки целевой программы развития дошкольного образования улуса.

Цель программы – создать открытую и вариативную систему дошкольного образования, обеспечивающую полноценное развитие ребенка. Предназначение дошкольного образования состоит в том, чтобы оказать ребенку помощь и поддержку в его стремлении узнать новое, сориентироваться в мире людей и предметов, открывая мир через опыт своих личных ощущений, действий, переживаний.

Исходя из анализа проблем и возможностей образовательной системы улуса основными задачами развития дошкольного образования в Программе были указаны:



  • ориентировать процесс обучения на полноценное личностное развитие воспитанников с учетом их психофизиологических особенностей и состояния здоровья;

  • обеспечить вариативность содержания и методов дошкольного образования через введение новых технологий;

  • расширить спектр инновационной деятельности педагогических коллективов;

  • формировать развивающую среду в дошкольных учреждениях;

  • создать единую систему мониторинга развивающей среды в ДОУ;

  • обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования;

  • повысить образовательный и профессиональный уровень педагогических работников ДОУ;

Для решения поставленных задач Программа реализовывалась по следующим ключевым направлениям:



Схема 3. Ключевые направления развития дошкольного образования

в Мегино-Кангаласском улусе

РАЗВИТИЕ СЕТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

Создание новых типов и видов ДОУ
Одной из ярко выраженных тенденций развития образования в улусе за годы реализации Программы «Мэнэ кэскилэ» является расширение вариативности образовательной сети. Эта тенденция четко видна на примере дошкольного образования.
Таб. 4. Развитие сети ДОУ в Мегино-Кангаласском улусе

Виды ДОУ

года

Реализация программы

Центры развития ребенка



2000


Центр развития ребенка: Хаптагай «Хомусчаан», Тюнгюлю «Олимпионик», Майя «Сардаана», Павловск «Мичээр».

2002


Дополнительно получили статус ЦРР «Мичил» с. Майя, «Чэчир» с. Бютейдях. Всего 6 центров развития ребенка.

ДОУ общеразвивающего вида – с приоритетным осуществлением

определенных направлений развития воспитанников:



Интеллектуального направления


2000

Майя прогимназия «Кэнчээри», Майя ЦРР «Сардаана», Павловск «Мичээр»,

Бедимя «Чуораанчык».



2002


Тюнгюлю «Чэчир»,

Мельжехси «Хатынчаан»



Художественно-эстетического направления

2000

Майя «Мичил», Хаптагай «Хомусчаан», Майя «Кустук».

2001

Техтюр «Мичил»

2004

Павловск «Лена»

Физического направления


2000

Тюнгюлю «Олимпионик», Хара «Кэрэчээн».

2004

Нахара «Кунчээн»


Экологического направления

2000

Матта «Ньургуhун», Бютейдях «Чэчир», Чемоики «Катюша».

Агрономического направления

2003

Рассолода

Детский сад компенсирующего вида – с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников

2004


На базе ДОУ «Кустук» с.Майя открылась отдельная смешанная коррекционная группа для детей с нарушением зрения. Организована специальная оздоровительно - развивающая среда, приобретены специальные коррекционные оборудования

Детский сад комбинированного вида

2004


Майинское ДОУ «Кустук»

Майинское ДОУ «Чуораанчык»


Как видно из таблицы, в улусе продолжается дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам, позволяющая обеспечивать право выбора форм и направленности содержания дошкольного образования в соответствии с личностными особенностями ребенка.

Очевидно, что сегодня каждое дошкольное образовательное учреждение должно занять свою индивидуальную нишу в образовательном пространстве улуса, постоянно доказывая свою привлекательность, оригинальность и необходимость. Поэтому позитивным является создание гибкой и многофункциональной сети дошкольных образовательных учреждений. По данным на 1 января 2005 г. в улусе функционируют 38 дошкольных образовательных учреждений с наполняемостью 1765 детей. Действуют ДОУ следующих видов: одна прогимназия, 6 центров развития ребенка, 2 образовательных комплекса «школа - детский сад», 2 детских сада комбинированного вида.


Диаграмма 2. Типы дошкольных учреждений в Мегино-Кангаласском улусе
В начале 2001 года в улусе было всего 4 центра развития ребенка: Хаптагай «Хомусчаан», Тюнгюлю «Олимпионик», Майя «Сардаана», Павловск «Мичээр». К 2002 году дополнительно получили статус центра развития ребенка ДОУ «Мичил» с. Майя, ДОУ «Чэчир» с. Бютейдях.

Большая часть детских учреждений решает задачи общего развития детей. В последние годы значительно расширилась доля детских садов с приоритетным осуществлением: интеллектуального развития ребенка (в 2000г.- 10,5%, в 2004 г. – 15,8 %).

Доля дошкольных учреждений с приоритетным развитием экологического воспитания составляет 7,8%; художественно- эстетического развития – 13,1%; физического развития – 13%; агрономического воспитания – 2,6; детских садов комбинированного вида – 5,2%.


Диаграмма 3. Виды ДОУ в Мегино-Кангаласском улусе
В последние годы возникла возможность интегрированного образования детей с особыми нуждами в нормально развивающемся детском сообществе. В 2001 году на базе ДОУ «Кустук» с. Майя открылась коррекционная группа для детей с нарушением зрения. В группе 15 детей. Организована специальная оздоровительно-развивающая среда, приобретено специальное коррекционное оборудование. Дополнительно предусмотрены штаты медицинского работника, психолога, логопеда.
Таб. 5. Установление различных режимов работы ДОУ


Запланированные действия

года

Реализация программы

Открытие групп кратковременного пребывания детей

2004


Функционирует 1 группа количеством 25 детей с 4 лет на базе центра детства «Кэскил».

Открытие адаптационных прогулочных групп

2004


Функционирует адаптационная группа посещают детей с 1,5 до 2 лет в ЦД «Кэскил». Практикуется совместное пребывание детей с родителями на 2-3 часа.


Таб. 6. Организация различных форм дошкольного образования


Кратковременные группы подготовки к школе на базе ДОУ

2000

Подготовка детей к школе в кратковременных группах практикуется в Центре детства «Кэскил».

Интегрированные /домашнее обучение с получением образовательных услуг в ДОУ

2000

Детей-инвалидов дошкольного возраста получающих домашнее обучение 6, 4 из них посещают центр детства «Кэскил»: тренажерный зал, кружки, занятия.

Новые формы дошкольного образования, такие как группы кратковременного пребывания детей, адаптационные прогулочные группы, кратковременные группы подготовки к школе, домашнее обучение с получением образовательных услуг в ДОУ, функционируют только в центре детства «Кэскил» с.Майя. Открытие в других ДОУ не практикуется вследствие отсутствия социального заказа населения.


Опытно-экспериментальная работа

в дошкольных образовательных учреждениях


Динамика развития различных направлений деятельности ДОУ показывает, что за годы реализации Программы «Мэнэ кэскилэ» увеличилось количество ДОУ, занимающихся экспериментальной работой.

В ноябре 2003 г. статус федеральной экспериментальной площадки присвоен Павловскому ЦРР «Мичээр» по теме ОЭР «Совместное проживание взрослого и ребенка в пространстве сказки».

В улусе действуют 4 республиканских экспериментальных площадки:


  1. Тюнгюлюнский ЦРР «Олимпионик», Тюнгюлюнское ДОУ «Чэчир» - «Создание единого образовательного пространства в сельском социуме». /2001г./

  2. Хоробутское ДОУ «Кунчээн» - «Сельское круглогодичное ОУ школа-сад «Уран кэскилэ» с продуктивным типом деятельности». /2003г./

  3. Рассолодинское ДОУ «Кунчээн» - «Организационно-педагогические условия формирования начал агрономической культуры у детей старшего дошкольного возраста»./2003г./

  4. Майинская прогимназия «Кэнчээри» - «Общечеловеческие ценности как основа гражданского воспитания детей в этносоциуме». /2004г., май/.

Статус улусной экспериментальной площадки имеют:

  1. Майинский ЦРР «Мичил» - «Субъектно-деятельностный подход в индивидуализации образовательного процесса в ДОУ» /2003 г./

  2. Бедиминское ДОУ «Чуораанчык» - «Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир». /2003 г, апрель/.

ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


В период реализации Программы «Мэнэ кэскилэ» существенно изменилось содержание дошкольного образования. Сегодня дошкольные учреждения самостоятельны как в выборе образовательной программы из комплекса вариативных программ, так и во внесении изменений и разработке собственных программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. В улусе на данный момент внедряются следующие программы.


Диаграмма 4. Программы, реализуемые в ДОУ Мегино-Кангаласского улуса
Вот такой широкий спектр программ, которые реализуются в дошкольных учреждениях. Как видно на круговой диаграмме, 69,2% дошкольных учреждений работают по комплексной республиканской программе “Тосхол” для национальных дошкольных учреждений, разработанной в 1998 году с учетом положений этнической педагогики и современных требований к содержанию дошкольного образования. В 4,7% ДОУ действует Типовая программа РФ, направленная на всестороннее развитие ребенка. 5,2% ДОУ работают по программе “Развитие” Венгера Л.А. и основное внимание уделяют формированию у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач. 5,3% ДОУ выбрали программу “Радуга”. 2,6% ДОУ внедряют программу “Детство”. 13% ДОУ выбрали программу “Школа 2100”, которая имеет преемственное содержание с начальной школой.

Кроме этого дошкольные учреждения улуса реализуют программы раннего обучения чтению Н.А. Зайцева, “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, “Юный эколог”, “Сообщество”, «Я – человек» и другие. По авторским программам, которые прошли экспертизу в Управлении образования улуса, работают 52 % ДОУ улуса.

Второй год ДОУ работают по программно-методическому комплекту «Кэнчээри» для дошкольных учреждений.
Таб. 7. Опорные дошкольные учреждения улуса


Направления деятельности

года

Реализация программы

по интеллектуальному развитию

2001

Майя, прогимназия

по математическому образованию

2002

Хаптагай «Хомусчаан»

Майя «Мичил»



по игровой деятельности

2001

Хаптагай «Хомусчаан»

2003

Павловск «Мичээр»

по адаптации программы «Развитие»

2001

Павловск «Мичээр».

Майя «Сардаана»



по физическому воспитанию

2001

Тюнгюлю «Олимпионик», Хара «Кэрэчээн»

2003

Нахара «Кунчээн»

по экологическому воспитанию

2002

Матта «Ньургу´ун»

по художественно-эстетическому

2002

Тюнгюлю «Чэчир»

Участие в проведении научно-практической конференции «Современный урок»

2001

Были собраны различные формы анализов занятий.

Анализ занятий. Самоанализ.



2001

Семинар-практикум «Урок как средство повышения результативности» - открытые занятия.

2003

Конкурс «Сельская школа» - фестиваль открытых уроков – открытые занятия.

2004

НПК «Урок как процесс развивающий личность».

Как показали четыре года реализации Программы «Мэнэ Кэскилэ», действительно, для разных видов дошкольных учреждений должны быть разработаны разные программы. А право выбора – за самими дошкольными учреждениями, в зависимости от того, какое «лицо» они желают иметь.

Охрана и укрепление

физического и психического здоровья детей
Приоритетным направлением деятельности всех видов дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей. Программой предусмотрена система мер по совершенствованию форм организации физкультурных занятий, организации коррекционно-педагогической поддержки, проведению мониторинга состояния здоровья детей, внедрению методик диагностики и коррекции здоровья детей, организации рационального питания детей. Поэтапную реализацию указанных мер можно представить следующим образом:
Таб. 8. Реализация программных мероприятий по охране и укреплению здоровья детей

Запланированные действия

года

Реализация программы

Совершенствование форм организации физкультурных занятий, закаливающих процедур

2001

Семинар- практикум инструкторов физического воспитания «Здоровый ребенок».

Объединение медицинских работников ДОУ.



2002

Создана творческая группа инструкторов физического воспитания.

Совещание работников дошкольного образования «Здоровье и физическое развитие детей: проблемы и пути оптимизации»

Семинар для физруков «Программно-нормативные документы по физическому воспитанию для ДОУ»


2003

НПК работников дошкольного образования «Укрепление здоровья детей и формирование предпосылок здорового образа жизни».

Проект «Здоровый дошкольник»

Семинар «Здоровьесохраняющее сопровождение образовательного процесса».

Улусный конкурс «Лучший инструктор физического воспитания» - победитель Попова С.А., физрук ДОУ Хара.

Проводится отслеживание промежуточных результатов физического развития по республиканскому стандарту «Кэнчээри»


2004

Методическое объединение инструкторов физического воспитания.

Улусный конкурс «Лучший инструктор физического воспитания» победитель Стручкова Г.А.(физрук ДОУ «Чэчир» Тюнгюлю). 3 место на республиканском конкурсе.

Конкурсы «Лучший спортивный зал ДОУ», «Лучшая спортивная площадка ДОУ.


Организация коррекционно-педагогической поддержки

2001

Определение групп здоровья

2002

Комплексный медико-психологический мониторинг здоровья и развития детей: выявление детей с отклонениями физического развития, здоровья.

Разработана единая карта развития ребенка.



2003

Постоянно действующие семинары.

Обсуждение результативности на семинарах.



2004

Личностно-ориентированная деятельность ДОУ.

Ведение индивидуальных дневников развития ребенка



Проведение мониторинга состояния здоровья детей

2001

Анализ состояния здоровья детей по критериям:

Анализ заболеваемости:



  • Случаи заболеваемости по болезням.

  • Общий пропуск за год.

  • Заболеваемость на одного ребенка в год.

  • % часто болеющих детей.

  • % детей с хроническими заболеваниями.

Антропометрические данные.

Определение группы здоровья



2002

Комплексный медико-психологический мониторинг здоровья и развития детей (ЦУБ, педагоги.)

Выявление уровня здоровья детей по улусу.









2003

В результате мониторинга осуществлен выход на проект «Здоровый дошкольник».

Применяются здоровьесохраняющие технологии.

Организуется развивающая среда ДОУ

Устанавливается пространство двигательной активности детей.



2004

Разработан проект концепции «Образование и здоровье».

Создание центра

психологической службы



2001

Сохранен штат 7 психологов ДОУ. Психологи входят в состав Совета методистов.

2002

-Организовано объединение психологов образовательных учреждений улуса.

-Улусный конкурс «Психолог года».



2003

Постоянно действующие семинары по психологическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса.

Организация квалифицированной логопедической помощи

Внедрение методик диагностики и коррекции детей с нарушениями речи.



2001

-Создана творческая группа по развитию речи.

- Дополнительно предусмотрен один штат логопеда.



2002

Организовано методическое объединение по развитию речи.

2003

Организована улусная выездная бригада логопедов.

Постоянно действующие семинары

Мониторинг

Индивидуальная работа.



2004

Постоянно действующие семинары.

Организация рационального питания детей

2001

Работа с ГСЭН. Семинар- практикум поваров.

2002

Совещание руководителей, завхозов, поваров ДОУ, медиков, специалистов ГСЭН «Обеспечение полноценного питания детей»

2003

50% родительского взноса используется на питание.

2004

Родительский взнос полностью используется на питание.

Оздоровительное направление работы ДОУ всегда составляло одну из самых сильных сторон их деятельности. Медицинский и педагогический персонал проводит комплексное оздоровление детей с учетом состояния их здоровья, включающее: щадящий режим, рациональное питание, лечебную физкультуру, массаж, санацию хронических очагов инфекции, специальные закаливающие процедуры и прогулки.

В ДОУ улуса осуществляется мониторинг состояния здоровья и психофизического развития детей. Результаты мониторинга фиксируются в «Картах развития» каждого ребенка, на основании которых назначаются коррекционные мероприятия, осуществляется индивидуальный подход.

Особое внимание уделено физическому воспитанию. Педагоги ДОУ работают над совершенствованием физкультурных занятий, закаливающих процедур. Методической основой организации физического воспитания в ДОУ является комплексная программа физического воспитания для ДОУ Республики Саха (Якутия). Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю, включая одно занятие во время прогулки. Формы организации физкультурных занятий в большинстве ДОУ традиционные, в основном практикуются занятия - подвижные игры. В ДОУ «Кэнчээри», «Мичил», «Сардаана» с. Майя, «Олимпионик», «Чэчир» с. Тюнгюлю, «Хомусчаан» с. Хаптагай, «Хатынчаан» с. Мельжехси, «Чуораанчык» с. Бедимя и других физкультурные занятия ведутся раздельно для мальчиков и девочек. В этих ДОУ практикуются разные формы организации физкультурных занятий: занятия-подвижные игры, занятия-соревнования, занятия-эстафеты, занятия на тренажерах. Закаливающие процедуры систематически и планово ведутся во всех ДОУ.

Большое внимание уделяется психическому развитию ребенка, психологическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. В данное время по улусу работают 7 психологов ДОУ. В 2002 году организовано объединение психологов образовательных учреждений. В ДОУ, где работают психологи, проводятся диагностика психосоциального развития, психического развития. Во всех ДОУ проводится диагностика школьной зрелости.

В ДОУ улуса внедряется методика диагностики и коррекции детей с нарушениями речи. В 2001 году создана творческая группа по развитию речи детей дошкольного возраста. С 2003 года плодотворно работает творческая группа логопедов. Проводится цикл практических занятий и семинаров, мониторинг и коррекционная работа. Организованы выезды по ДОУ улуса.

В улусе установились традиции, направленные на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей:


  • ежегодно в начале учебного года проводится коллегия по проблеме организации рационального питания детей.

  • налажена совместная работа ЦГСЭН, ЦУБ, УУО.

  • работают постоянно действующие семинары.

  • регулярно проводятся совещания руководителей ДОУю

  • работают объединения медиков, инструкторов физического воспитания, психологов.

Результат проведенной работы – выход к проекту «Здоровый дошкольник». В улусе разработана локальная межведомственная программа «Здоровье – норма жизни», разработан проект концепции «Образование и здоровье».

Главным индикатором результативности реализации программы по данному направлению является снижение количества пропусков по болезни одним ребенком в год. Данный показатель имеет тенденцию к снижению: если в 2001 году он равнялся 13,3 дня, то в 2004 г. составил 10 дней.





следующая страница>


Оценка хода и результатов реализации программы развития образования мегино-кангаласского улуса

Птицына М. П., Харитонов С. А., Дмитриева Т. М. Варламова Н. М., Ларионова С. Н., Федорова М. Н., Филиппова Л. И., Иванов А. В., Габышева Л. С., Тобонов А. А

2927.28kb.

17 12 2014
14 стр.


Управление разработкой и реализацией программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения

В рамках реализации программы развития школы в соответствии с введение фгос начального общего образования в школе был проведен комплекс мероприятий, направленных на разработку и со

258.88kb.

08 10 2014
1 стр.


О ходе реализации «Программы развития системы образования в Зайсанском районе на 2011-2015 годы»

Районным маслихатом от 16. 03. 2013 №31 было принято решение реализации программы 2011- 2015 г системы отдела образования. После принятия решения на протяжении года отделом образов

105.39kb.

09 10 2014
1 стр.


Акт №21 заседания рабочей группы по анализу хода реализации региональной программы модернизации здравоохранения Самарской области на 2011-2012 годы

Самарской области, в составе: и о руководителя группы Белоглазова А. Н членов рабочей группы Панова А. С. и Скворка С. М. проведен анализ хода реализации программы модернизации здр

156.83kb.

10 10 2014
1 стр.


Доклад презентация директора моу мокрокурналинской сош Хушановой И. Л. Наша новая школа. Детей надо учить тому

В рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», с целью доведения до сведения общественности и педагогического сообщества результатов реализации про

184.19kb.

15 12 2014
1 стр.


Комплексный проект модернизации образования как инструмент реализации целевой Программы развития образования, роль образовательного учреждения в достижении поставленных задач

Комплексный проект модернизации образования (кпмо) как инструмент реализации целевой Программы развития образования, роль образовательного учреждения в достижении поставленных зада

30.88kb.

14 09 2014
1 стр.


Анализа хода реализации региональной программы модернизации здравоохранения г. Москвы

Ковалев В. А. врио руководителя Управления Росздравнадзора по г. Москве и Московской области, председатель

349.12kb.

15 12 2014
1 стр.


Аналитическая записка по реализации Программы развития территорий Кокпектинского района на 2011 – 2015 годы по итогу 2012 года

В программе обозначены 27 целей и 37 задач 34 целевых индикаторов, из них достигнуто 30 исполнение 88,2%, 80 показатели прямых результатов, из которых исполнение

303.29kb.

25 12 2014
1 стр.