Перейти на главную страницу
Якутск
|
Оценка хода и результатов реализации программы развития образования Мегино-Кангаласского улуса «Мэнэ кэскилэ». II этап. 2001-2004 г.г. / М-во образования Респ.Саха (Якутия), Саха гос.пед.акад., Лаб.оценки упр.развитием образов.систем, Упр. Образования Сегино-Кангалас.улуса; [науч.ред. В.М. Саввинов]. – Якутск: Изд-во СГПА, 2005. - ___ с. |
О-93 |
Мегино-Кангаласского улуса, 2004
Введение 4.
Оценка программы «Мэнэ кэскилэ»: цели и методы 9.
Характеристика основных этапов реализации программы 12.
Оценка реализации программных мер 23.
Развитие дошкольного образования 24.
Развитие начального образования 50.
Обновление общего среднего образования 73.
Реализация Концепции «Социальное развитие современного сельского социума: межведомственный подход» 93.
Реализация программы «здоровье – норма жизни» 119.
Информатизация образования 127.
Ресурсное обеспечение 143.
Изменения в системе управления образованием 157.
Заключение 161.
Приложения 163.
ВВЕДЕНИЕ
Характерной чертой современного этапа развития управления образованием на всех уровнях (от федерального до муниципального) является переход на принципы программно-целевого управления, реализация долгосрочных и среднесрочных программ и проектов развития образования.
Программа развития образования Мегино-Кангаласского улуса «Мэнэ Кэскилэ» на 2001-2004 годы была разработана в соответствии с федеральными и республиканскими законами «Об образовании», «Об учителе», «О правах ребенка», федеральными документами «Основные направления развития социально-экономической политики Российской Федерации на долгосрочную перспективу», «Национальная доктрина развития российского образования», «Государственная программа развития образования Республики Саха (Якутия) на 2001-2006 г.г.», составлена на основе анализа «Программы развития образования Мегино-Кангаласского улуса на 1996-2000 г.г,.» и является её продолжением, вторым этапом.
Программа «Мэнэ кэскилэ» определяла стратегию развития системы образования улуса до 2005 года. Образование при этом рассматривалась как средство стабилизации и развития всей общественной системы улуса, включая духовную и производственную сферу жизни населения. Неотъемлемым условием программы являлась освоение людьми новых социальных навыков и ролей, повышение культурного и образовательного уровня населения с учетом открытости общества, его быстрой информатизации, динамики изменений.
Программа представляет собой нормативный и управленческий документ, занимающий свое место в иерархии стратегических документов управления образованием. В программе нашли свое отражение идеи развития российского образования, приоритеты государственной политики Республики Саха (Якутия) в области общего образования, учтены особенности социально-экономического развития улуса.
В процессе разработки программы развития образования в улусе основными задачами явились:
После широкого обсуждения в педагогических советах, проблемных семинарах и конференциях в образовательных учреждениях, совещаниях работников образования улуса, соотнесения интересов всех субъектов образовательного процесса, программа была принята в 2001 г.
Цель программы: определить и создать основные стратегические направления развития образования, ресурсного обеспечения для повышения качества образования и удовлетворения образовательных потребностей жителей улуса.
Программа развития образования в улусе состоит из 7 локальных программ:
Ключевой идеей программы выступает идея развития, понимаемая как:
В отчете представлены материалы итоговой оценки хода и результатов реализации Программы «Мэнэ кэскилэ».
В связи с вышеуказанным перед работниками образования, руководителями образовательных учреждений, специалистами Управления образования Мегино-Кангаласского улуса стояла серьезная задача оценки результативности, эффективности и социального влияния Программы развития образования «Мэнэ кэскилэ».
Предварительная и промежуточная оценки Программы, проведенные в 2000-2004 г.г., позволили обеспечить ее сопровождение и своевременную корректировку.
Задачи проведения итоговой оценки Программы заключаются в экспертизе результативности и эффективности программы, анализе причин ошибок и неудач, принятии адекватных управленческих решений, и в конечном итоге – в содействии эффективному развитию улусной образовательной системы через совершенствование процедур планирования, реализации и корректировки программы и проектов развития.
Итоговая оценка хода и результатов реализации программы «Мэнэ кэскилэ» проведена в несколько этапов:
Примененные методы позволили определить поле проблем и пространство развития улусной образовательной системы, степень участия субъектов образовательного процесса в разработке и реализации программы, уровень удовлетворенности образовательными и социально-экономическими условиями, ходом и результатом реализации программы.
Большой объем материала дали результаты мониторинга реализации программы, проведенный специалистами Управления образования улуса. Широко использованы материалы статистической отчетности, комплексных и тематических проверок, ежегодных январских и сентябрьских совещаний работников образования.
Представленный итоговый отчет подготовлен специалистами Управления образования Мегино-Кангаласского улуса совместно с лабораторией оценки управления развитием образовательных систем Саха педагогической академии.
Материалы по каждому направлению проструктурированы в логике проектирования и представлены следующим образом:
На развитие образовательной системы улуса значительное влияние оказывают административно-территориальные, социально-демографические, национально-культурные, социально-экономические, социокультурные факторы и объективно-образовательные потребности населения.
Административно-территориальные факторы: Мегино-Кангаласский улус расположен в Центральной Якутии, занимает площадь 11,7 тыс. км2. Имеется 29 наслегов, 36 населенных пунктов, в том числе 35 сельских, 1 поселок городского типа. Расстояние от с.Майа до Якутска составляет 52 км.
Территориальный разброс образовательных учреждений требует согласования целей, задач и направлений развития общего образования в образовательной системе улуса в целом.
Социально-демографические факторы: По данным Всероссийской переписи населения 2002 года население улуса составляет 32,2 тыс.чел., в том числе 28,9 тыс. – сельское население. Средний возраст населения – 30 лет.
Социально-экономические факторы: Улус располагает месторождениями строительных материалов, лечебных грязей, источниками подземных вод. В структуре экономики ведущее место занимает сельское хозяйство. Главная отрасль – животноводство (мясомолочное скотоводство, мясное табунное коневодство), возделываются зерновые, картофель, овощи и кормовые культуры. Общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет 123,4 тыс.га., из них пашни – 9,8%, сенокосы – 42,7%, пастбища – 43,8%.
Для того, чтобы образование стало фактором развития улуса должны быть разработаны механизмы развития самой образовательной системы. Среди множества нововведений, осуществляемых в образовательной системе Мегино-Кангаласского улуса, одним из наиболее значительных стала разработка и реализация Программы развития образования «Мэнэ кэскилэ».
Программа позволила в сложных социально-экономических условиях скоординировать усилия, направленные на стабилизацию и развитие образовательной системы, более целенаправленно использовать имеющиеся ресурсы, планово наращивать их в целях развития образования.
Подход к управлению Программой развития образования «Мэнэ кэскилэ» осуществлялся с трех позиций:
Этап разработки программы предполагал взаимосвязанное решение аналитико-прогностических задач, задач построения образа желаемого состояния улусной образовательной системы и задач выстраивания стратегии и тактики перехода к этому новому состоянию.
При этом разработка аналитического обеспечения программы включал следующие процедуры:
Образовательные учреждения улуса обсудили на педагогических советах итоги деятельности образовательного учреждения по реализации Программы. Составленные схемы, сводные данные, результаты достижений учащихся, педагогов и образовательных учреждений представили в Управление образования. Параллельно Управление образования приступило к анализу итогов на основе имеющихся данных статистической отчетности, мониторинга уровня обученности, банка данных по кадрам, достижениям учащихся и учителей. Так был осуществлен этап сбора первичной информации.
На основе собранных материалов и данных был проведен детальный анализ результатов реализации Программы развития «Мэнэ кэскилэ» на 1996-2000 г.г.». Отчет об анализе был выслушан на заседании руководителей образовательных учреждений, где получил одобрение. На этом совещании также было принято решение о разработке следующей программы, определяющей стратегию дальнейшего развития образования в улусе. Эта идея получила поддержку и одобрение на педагогических советах школ и дошкольных образовательных учреждений.
Приказом по Управлению образования была создана творческая группа из числа сотрудников, руководителей, педагогов улуса. Группа изучила нормативные документы, методические рекомендации по разработке муниципальных и региональных программ развития, познакомилась с опытом работы составления аналогичных программ в других улусах и городах, провела образовательные экспедиции. Было разработано несколько вариантов основного документа, которые прошли обсуждение в педагогических коллективах. Предложения и перспективные идеи, высказанные во время этих обсуждений, вошли в скорректированную Программу.
Таким образом, в результате творческой работы по подготовке проекта Программы «Мэнэ кэскилэ»:
Государственные и общественные организации и ведомства, жители наслегов с интересом познакомились с основным стратегическим документом системы образования. Многие высказывали свои пожелания и предложения по ее реализации. Впоследствии именно этот шаг оказал большую помощь школам, дошкольным учреждениям в создании своего стиля, почерка, реализации проектов.
В феврале 2001 года Программа развития образования «Мэнэ кэскилэ» была обсуждена и одобрена на сессии депутатов улусного собрания.
Можно сделать следующие выводы об особенностях управления на этапе принятия Программы:
Вопросы |
статус |
время |
Организация летней занятости детей |
Совет Главы МО |
март |
Готовность школ к новому учебному году |
Совет Главы МО |
август |
Организация горячего питания в образовательных учреждениях улуса |
Совет Главы МО |
сентябрь |
Итоги летней занятости детей |
Совет Главы МО |
октябрь |
Кроме этого на коллегии, затем Совете Главы муниципального образования «Мегино-Кангаласский улус (район) обсуждались следующие вопросы развития образования в улусе:
Направления |
года |
Тематика |
статус |
решение |
Реализация Концепции Администрации улуса |
2001 |
Утверждение Концепции улуса «Социальное развитие современного сельского социума: межведомственный подход» |
Коллегия Главы улуса |
Постановление от 21 января № 31. |
2002 |
Реализация Концепции Администрации улуса |
Коллегия Главы улуса |
Распоряжение Главы от 16/ II № 78 | |
Здоровье детей |
2002 |
Реализация программы «Здоровье – норма жизни» |
Коллегия Главы улуса |
Распоряжение Главы от 16/ II № 79 |
2004 |
Утверждение программы «Здоровые дети – здоровые будущее» |
Совет Главы МО |
Постановление Главы от 19/ II № 10-н | |
Развитие образовательных учреждений |
2003 |
Предоставление земельного участка образовательным учреждениям |
Совет Главы |
Постановление Главы от 19/IV № 81н-120н, от 2/IV №148н–150н, от 28/IV № 167н-174н, 188н |
2004 |
Проблемы и перспектива развития ДОУ |
Совет Главы |
Постановление Главы от 30/ V № 23-н |
Обсуждение хода и результатов реализации Программы «Мэнэ кэскилэ» на уровне Главы улуса помогает:
Педагоги улуса, как непосредственные исполнители Программы, принимали активное участие в обсуждении хода и результатов реализации Программы. Анализируя образовательную ситуацию в наслеге, промежуточные результаты образовательного процесса, коллективы школ и дошкольных учреждений на педагогических советах обсуждали вопросы обеспечения высокого качества образования, воспитания детей, сохранения и укрепления их здоровья, повышения профессионального мастерства. Многие педагогические советы проходили с участием глав наслегов, руководителей предприятий и учреждений, общественности.
На традиционных сентябрьских и январских совещаниях работников образования улуса обсуждался ход реализации Программы, определялись приоритетные направления работы на текущий учебный год.
Таб.3. Тематика январских и сентябрьских совещаний работников образования
|
Тематика совещаний |
Форма проведения |
сроки проведения |
2001 |
«О5о кэлэр кэскилбит – бастын байбыт» |
Научно-практическая конференция |
январь |
«Программа развития образования «Мэнэ кэскилэ» - 2 этап на 2001 – 2004 года» |
Совещание |
сентябрь | |
2002 |
«Современный урок: проблемы и перспектива» |
Семинар-совещание |
январь |
«Роль образовательных учреждений в формировании личности и развитии села» - интеллектуальный потенциал села |
Совещание |
сентябрь | |
2003 |
«Сельская школа и ее развивающая миссия» |
Региональная научно-практическая конференция |
январь |
«Компетентностный подход как одно из направлений обновления содержания образования» |
Совещание |
сентябрь | |
2004 |
Открытие Года образования в улусе |
Торжественное открытие |
январь |
«Здоровье детей как приоритетное направление развития образования улуса» |
Научно-практическая конференция сети школ здоровья |
сентябрь |
Таким образом, удалось обеспечить партисипативность управления, т.е. участие в обсуждении хода и промежуточных результатов реализации программы «Мэнэ кэскилэ» ее непосредственных исполнителей, ход реализации постоянно отслеживалось на разных уровнях, рассмотрение шагов по внедрению программы на самых разных уровнях – от педагогических советов образовательных учреждений до Совета Главы улуса.
Управлением образования улуса было принято решение провести анализ итогов реализации программы за 4 года. Созданная рабочая группа разработала план действий по составлению анализа:
В ходе анализа деятельности дошкольных образовательных учреждений, результатов реализации программы «Мэнэ кэскилэ» (1997-2001 г.г.) выявились следующие проблемы развития дошкольного образования в Мегино-Кангаласском улусе:
Исходя из анализа проблем и возможностей образовательной системы улуса основными задачами развития дошкольного образования в Программе были указаны:
РАЗВИТИЕ СЕТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
Создание новых типов и видов ДОУ
Одной из ярко выраженных тенденций развития образования в улусе за годы реализации Программы «Мэнэ кэскилэ» является расширение вариативности образовательной сети. Эта тенденция четко видна на примере дошкольного образования.
Таб. 4. Развитие сети ДОУ в Мегино-Кангаласском улусе
Виды ДОУ |
года |
Реализация программы |
Центры развития ребенка |
2000 |
Центр развития ребенка: Хаптагай «Хомусчаан», Тюнгюлю «Олимпионик», Майя «Сардаана», Павловск «Мичээр». |
2002 |
Дополнительно получили статус ЦРР «Мичил» с. Майя, «Чэчир» с. Бютейдях. Всего 6 центров развития ребенка. | |
ДОУ общеразвивающего вида – с приоритетным осуществлением определенных направлений развития воспитанников: | ||
Интеллектуального направления |
2000 |
Майя прогимназия «Кэнчээри», Майя ЦРР «Сардаана», Павловск «Мичээр», Бедимя «Чуораанчык». |
2002 |
Тюнгюлю «Чэчир», Мельжехси «Хатынчаан» | |
Художественно-эстетического направления |
2000 |
Майя «Мичил», Хаптагай «Хомусчаан», Майя «Кустук». |
2001 |
Техтюр «Мичил» | |
2004 |
Павловск «Лена» | |
Физического направления |
2000 |
Тюнгюлю «Олимпионик», Хара «Кэрэчээн». |
2004 |
Нахара «Кунчээн» | |
Экологического направления |
2000 |
Матта «Ньургуhун», Бютейдях «Чэчир», Чемоики «Катюша». |
Агрономического направления |
2003 |
Рассолода |
Детский сад компенсирующего вида – с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников |
2004 |
На базе ДОУ «Кустук» с.Майя открылась отдельная смешанная коррекционная группа для детей с нарушением зрения. Организована специальная оздоровительно - развивающая среда, приобретены специальные коррекционные оборудования |
Детский сад комбинированного вида |
2004 |
Майинское ДОУ «Кустук» Майинское ДОУ «Чуораанчык» |
Как видно из таблицы, в улусе продолжается дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам, позволяющая обеспечивать право выбора форм и направленности содержания дошкольного образования в соответствии с личностными особенностями ребенка.
Очевидно, что сегодня каждое дошкольное образовательное учреждение должно занять свою индивидуальную нишу в образовательном пространстве улуса, постоянно доказывая свою привлекательность, оригинальность и необходимость. Поэтому позитивным является создание гибкой и многофункциональной сети дошкольных образовательных учреждений. По данным на 1 января 2005 г. в улусе функционируют 38 дошкольных образовательных учреждений с наполняемостью 1765 детей. Действуют ДОУ следующих видов: одна прогимназия, 6 центров развития ребенка, 2 образовательных комплекса «школа - детский сад», 2 детских сада комбинированного вида.
Диаграмма 2. Типы дошкольных учреждений в Мегино-Кангаласском улусе
В начале 2001 года в улусе было всего 4 центра развития ребенка: Хаптагай «Хомусчаан», Тюнгюлю «Олимпионик», Майя «Сардаана», Павловск «Мичээр». К 2002 году дополнительно получили статус центра развития ребенка ДОУ «Мичил» с. Майя, ДОУ «Чэчир» с. Бютейдях.
Большая часть детских учреждений решает задачи общего развития детей. В последние годы значительно расширилась доля детских садов с приоритетным осуществлением: интеллектуального развития ребенка (в 2000г.- 10,5%, в 2004 г. – 15,8 %).
Доля дошкольных учреждений с приоритетным развитием экологического воспитания составляет 7,8%; художественно- эстетического развития – 13,1%; физического развития – 13%; агрономического воспитания – 2,6; детских садов комбинированного вида – 5,2%.
Диаграмма 3. Виды ДОУ в Мегино-Кангаласском улусе
В последние годы возникла возможность интегрированного образования детей с особыми нуждами в нормально развивающемся детском сообществе. В 2001 году на базе ДОУ «Кустук» с. Майя открылась коррекционная группа для детей с нарушением зрения. В группе 15 детей. Организована специальная оздоровительно-развивающая среда, приобретено специальное коррекционное оборудование. Дополнительно предусмотрены штаты медицинского работника, психолога, логопеда.
Таб. 5. Установление различных режимов работы ДОУ
Запланированные действия |
года |
Реализация программы |
Открытие групп кратковременного пребывания детей |
2004 |
Функционирует 1 группа количеством 25 детей с 4 лет на базе центра детства «Кэскил». |
Открытие адаптационных прогулочных групп |
2004 |
Функционирует адаптационная группа посещают детей с 1,5 до 2 лет в ЦД «Кэскил». Практикуется совместное пребывание детей с родителями на 2-3 часа. |
Кратковременные группы подготовки к школе на базе ДОУ |
2000 |
Подготовка детей к школе в кратковременных группах практикуется в Центре детства «Кэскил». |
Интегрированные /домашнее обучение с получением образовательных услуг в ДОУ |
2000 |
Детей-инвалидов дошкольного возраста получающих домашнее обучение 6, 4 из них посещают центр детства «Кэскил»: тренажерный зал, кружки, занятия. |
Новые формы дошкольного образования, такие как группы кратковременного пребывания детей, адаптационные прогулочные группы, кратковременные группы подготовки к школе, домашнее обучение с получением образовательных услуг в ДОУ, функционируют только в центре детства «Кэскил» с.Майя. Открытие в других ДОУ не практикуется вследствие отсутствия социального заказа населения.
в дошкольных образовательных учреждениях
В ноябре 2003 г. статус федеральной экспериментальной площадки присвоен Павловскому ЦРР «Мичээр» по теме ОЭР «Совместное проживание взрослого и ребенка в пространстве сказки».
В улусе действуют 4 республиканских экспериментальных площадки:
ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кроме этого дошкольные учреждения улуса реализуют программы раннего обучения чтению Н.А. Зайцева, “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, “Юный эколог”, “Сообщество”, «Я – человек» и другие. По авторским программам, которые прошли экспертизу в Управлении образования улуса, работают 52 % ДОУ улуса.
Второй год ДОУ работают по программно-методическому комплекту «Кэнчээри» для дошкольных учреждений.
Таб. 7. Опорные дошкольные учреждения улуса
Направления деятельности |
года |
Реализация программы |
по интеллектуальному развитию |
2001 |
Майя, прогимназия |
по математическому образованию |
2002 |
Хаптагай «Хомусчаан» Майя «Мичил» |
по игровой деятельности |
2001 |
Хаптагай «Хомусчаан» |
2003 |
Павловск «Мичээр» | |
по адаптации программы «Развитие» |
2001 |
Павловск «Мичээр». Майя «Сардаана» |
по физическому воспитанию |
2001 |
Тюнгюлю «Олимпионик», Хара «Кэрэчээн» |
2003 |
Нахара «Кунчээн» | |
по экологическому воспитанию |
2002 |
Матта «Ньургу´ун» |
по художественно-эстетическому |
2002 |
Тюнгюлю «Чэчир» |
Участие в проведении научно-практической конференции «Современный урок» |
2001 |
Были собраны различные формы анализов занятий. Анализ занятий. Самоанализ. |
2001 |
Семинар-практикум «Урок как средство повышения результативности» - открытые занятия. | |
2003 |
Конкурс «Сельская школа» - фестиваль открытых уроков – открытые занятия. | |
2004 |
НПК «Урок как процесс развивающий личность». |
Охрана и укрепление
физического и психического здоровья детей
Приоритетным направлением деятельности всех видов дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей. Программой предусмотрена система мер по совершенствованию форм организации физкультурных занятий, организации коррекционно-педагогической поддержки, проведению мониторинга состояния здоровья детей, внедрению методик диагностики и коррекции здоровья детей, организации рационального питания детей. Поэтапную реализацию указанных мер можно представить следующим образом:
Таб. 8. Реализация программных мероприятий по охране и укреплению здоровья детей
Запланированные действия |
года |
Реализация программы |
Совершенствование форм организации физкультурных занятий, закаливающих процедур |
2001 |
Семинар- практикум инструкторов физического воспитания «Здоровый ребенок». Объединение медицинских работников ДОУ. |
2002 |
Создана творческая группа инструкторов физического воспитания. Совещание работников дошкольного образования «Здоровье и физическое развитие детей: проблемы и пути оптимизации» Семинар для физруков «Программно-нормативные документы по физическому воспитанию для ДОУ»
| |
2003 |
НПК работников дошкольного образования «Укрепление здоровья детей и формирование предпосылок здорового образа жизни». Проект «Здоровый дошкольник» Семинар «Здоровьесохраняющее сопровождение образовательного процесса». Улусный конкурс «Лучший инструктор физического воспитания» - победитель Попова С.А., физрук ДОУ Хара. Проводится отслеживание промежуточных результатов физического развития по республиканскому стандарту «Кэнчээри»
| |
2004 |
Методическое объединение инструкторов физического воспитания. Улусный конкурс «Лучший инструктор физического воспитания» победитель Стручкова Г.А.(физрук ДОУ «Чэчир» Тюнгюлю). 3 место на республиканском конкурсе. Конкурсы «Лучший спортивный зал ДОУ», «Лучшая спортивная площадка ДОУ.
| |
Организация коррекционно-педагогической поддержки |
2001 |
Определение групп здоровья |
2002 |
Комплексный медико-психологический мониторинг здоровья и развития детей: выявление детей с отклонениями физического развития, здоровья. Разработана единая карта развития ребенка. | |
2003 |
Постоянно действующие семинары. Обсуждение результативности на семинарах. | |
2004 |
Личностно-ориентированная деятельность ДОУ. Ведение индивидуальных дневников развития ребенка | |
Проведение мониторинга состояния здоровья детей |
2001 |
Анализ состояния здоровья детей по критериям: Анализ заболеваемости:
Антропометрические данные. Определение группы здоровья |
2002 |
Комплексный медико-психологический мониторинг здоровья и развития детей (ЦУБ, педагоги.) Выявление уровня здоровья детей по улусу. |
|
2003 |
В результате мониторинга осуществлен выход на проект «Здоровый дошкольник». Применяются здоровьесохраняющие технологии. Организуется развивающая среда ДОУ Устанавливается пространство двигательной активности детей. |
2004 |
Разработан проект концепции «Образование и здоровье». | |
Создание центра психологической службы |
2001 |
Сохранен штат 7 психологов ДОУ. Психологи входят в состав Совета методистов. |
2002 |
-Организовано объединение психологов образовательных учреждений улуса. -Улусный конкурс «Психолог года». | |
2003 |
Постоянно действующие семинары по психологическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса. | |
Организация квалифицированной логопедической помощи Внедрение методик диагностики и коррекции детей с нарушениями речи. |
2001 |
-Создана творческая группа по развитию речи. - Дополнительно предусмотрен один штат логопеда. |
2002 |
Организовано методическое объединение по развитию речи. | |
2003 |
Организована улусная выездная бригада логопедов. Постоянно действующие семинары Мониторинг Индивидуальная работа. | |
2004 |
Постоянно действующие семинары. | |
Организация рационального питания детей |
2001 |
Работа с ГСЭН. Семинар- практикум поваров. |
2002 |
Совещание руководителей, завхозов, поваров ДОУ, медиков, специалистов ГСЭН «Обеспечение полноценного питания детей» | |
2003 |
50% родительского взноса используется на питание. | |
2004 |
Родительский взнос полностью используется на питание. |
Оздоровительное направление работы ДОУ всегда составляло одну из самых сильных сторон их деятельности. Медицинский и педагогический персонал проводит комплексное оздоровление детей с учетом состояния их здоровья, включающее: щадящий режим, рациональное питание, лечебную физкультуру, массаж, санацию хронических очагов инфекции, специальные закаливающие процедуры и прогулки.
В ДОУ улуса осуществляется мониторинг состояния здоровья и психофизического развития детей. Результаты мониторинга фиксируются в «Картах развития» каждого ребенка, на основании которых назначаются коррекционные мероприятия, осуществляется индивидуальный подход.
Особое внимание уделено физическому воспитанию. Педагоги ДОУ работают над совершенствованием физкультурных занятий, закаливающих процедур. Методической основой организации физического воспитания в ДОУ является комплексная программа физического воспитания для ДОУ Республики Саха (Якутия). Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю, включая одно занятие во время прогулки. Формы организации физкультурных занятий в большинстве ДОУ традиционные, в основном практикуются занятия - подвижные игры. В ДОУ «Кэнчээри», «Мичил», «Сардаана» с. Майя, «Олимпионик», «Чэчир» с. Тюнгюлю, «Хомусчаан» с. Хаптагай, «Хатынчаан» с. Мельжехси, «Чуораанчык» с. Бедимя и других физкультурные занятия ведутся раздельно для мальчиков и девочек. В этих ДОУ практикуются разные формы организации физкультурных занятий: занятия-подвижные игры, занятия-соревнования, занятия-эстафеты, занятия на тренажерах. Закаливающие процедуры систематически и планово ведутся во всех ДОУ.
Большое внимание уделяется психическому развитию ребенка, психологическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. В данное время по улусу работают 7 психологов ДОУ. В 2002 году организовано объединение психологов образовательных учреждений. В ДОУ, где работают психологи, проводятся диагностика психосоциального развития, психического развития. Во всех ДОУ проводится диагностика школьной зрелости.
В ДОУ улуса внедряется методика диагностики и коррекции детей с нарушениями речи. В 2001 году создана творческая группа по развитию речи детей дошкольного возраста. С 2003 года плодотворно работает творческая группа логопедов. Проводится цикл практических занятий и семинаров, мониторинг и коррекционная работа. Организованы выезды по ДОУ улуса.
В улусе установились традиции, направленные на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей:
Главным индикатором результативности реализации программы по данному направлению является снижение количества пропусков по болезни одним ребенком в год. Данный показатель имеет тенденцию к снижению: если в 2001 году он равнялся 13,3 дня, то в 2004 г. составил 10 дней.
Птицына М. П., Харитонов С. А., Дмитриева Т. М. Варламова Н. М., Ларионова С. Н., Федорова М. Н., Филиппова Л. И., Иванов А. В., Габышева Л. С., Тобонов А. А
17 12 2014
14 стр.
В рамках реализации программы развития школы в соответствии с введение фгос начального общего образования в школе был проведен комплекс мероприятий, направленных на разработку и со
08 10 2014
1 стр.
Районным маслихатом от 16. 03. 2013 №31 было принято решение реализации программы 2011- 2015 г системы отдела образования. После принятия решения на протяжении года отделом образов
09 10 2014
1 стр.
Самарской области, в составе: и о руководителя группы Белоглазова А. Н членов рабочей группы Панова А. С. и Скворка С. М. проведен анализ хода реализации программы модернизации здр
10 10 2014
1 стр.
В рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», с целью доведения до сведения общественности и педагогического сообщества результатов реализации про
15 12 2014
1 стр.
Комплексный проект модернизации образования (кпмо) как инструмент реализации целевой Программы развития образования, роль образовательного учреждения в достижении поставленных зада
14 09 2014
1 стр.
Ковалев В. А. врио руководителя Управления Росздравнадзора по г. Москве и Московской области, председатель
15 12 2014
1 стр.
В программе обозначены 27 целей и 37 задач 34 целевых индикаторов, из них достигнуто 30 исполнение 88,2%, 80 показатели прямых результатов, из которых исполнение
25 12 2014
1 стр.