Диаграмма 5. Количество дней, пропущенным одним ребенком в год
Мониторинг развивающей среды
Одним из ключевых направлений развития дошкольного образования в улусе в Программе «Мэнэ кэскилэ» определен мониторинг развивающей среды.
Таб. 9. Реализация программных мер по мониторингу развивающей среды
Запланированные действия
|
года
|
Реализация программы
|
Создание развивающей среды
|
2000
| -
Изучение нормативно-правовой базы.
-
Изучение опыта других регионов России.
-
Семинар «Организация развивающей среды в ДОУ».
-
Совещание руководителей по данной проблеме.
|
2001
|
Улусный конкурс «Лучшая развивающая среда ДОУ»
-Курсы: «Развивающие игры Воскобовича» город Санкт-Петербург – 2 педагога.
«Обновление содержания дошкольного образования» (по программе «Сообщество») «Новая школа», Москва – 2 педагога.
|
2002
|
Разработка методики использования развивающей среды по каждому возрасту.
-Улусный конкурс «Проектирование сюжетно-ролевых игр»
|
2003
|
Создание двигательно-игрового пространства на участках ДОУ
|
2004
|
-Конкурсы:
«Лучшая спортивная площадка ДОУ».
«Лучший спортивный зал ДОУ»
-Курсы ЦДО «Восхождение» «Формирование управленческих навыков по проектированию предметно-пространственной среды ДОУ» г.Москва – 14 педагогов.
|
Проведение экспертизы развивающей среды в ДОУ
|
2000
|
Изучение состояния развивающей среды.
Разработка параметров применительно к местным условиям:
-оценка соответствия к СанПиН
-оценка соответствия к возрастным особенностям детей.
-оценка соответствия к возрастным интересам детей.
- определение эффективности развивающей среды в развитии детей.
Апробация критериев.
|
2001
|
Экспертиза проведена по всем ДОУ улуса.
|
Создание единых критериев проведения мониторинга
|
2000
|
Критерии:
- Созданы условия для физического развития детей, охраны и укрепления здоровья детей.
- Имеются специальные помещения для коррекционной работы с детьми.
- Созданы условия для художественно- эстетического развития.
- Созданы условия для развития экологической культуры детей.
- Созданы условия для развития представлений о человеке в истории и культуре.
-.Созданы условия по методикам.
-.Созданы условия для игровой деятельности детей.
|
2001
|
Проведение мониторинга по всем ДОУ – выход на проблему: нужна методика деятельности по развивающей среде – разработка методики.
|
2004
|
Разработка методических рекомендаций по созданию развивающей среды.
|
Важный аспект, характеризующий качество дошкольного образования,- это предметно-развивающая среда ДОУ. Способствующей развитию средой является та, которая дает возможность двигаться в пространстве и предоставляет различные предметы для использования их в игре. Начиная с 2001 года, в ДОУ улуса системно проводится работа по созданию развивающей среды. Первым шагом в этом направлении стало изучение педагогами, методистами и руководителями ДОУ нормативно-правовой базы и опыта других регионов России по данной проблеме. Управлением образования улуса для этих целей педагоги были направлены на курсы повышения квалификации в центральные регионы страны («Развивающие игры Воскобовича», Санкт-Петербург – 2 педагога; «Обновление содержания дошкольного образования» (по программе «Сообщество») «Новая школа», Москва – 2 педагога; ЦДО «Восхождение» «Формирование управленческих навыков по проектированию предметно-пространственной среды ДОУ», Москва – 14 педагогов). Следующий шаг - проведение семинаров («Организация развивающей среды в ДОУ»; «Создание двигательно-игрового пространства на участках ДОУ»), совещания заведующих.
В 2001 году проведен конкурс «Лучшая развивающая среда» среди дошкольных учреждений улуса. Победителями по группам стали ДОУ «Кунчээн» Рассолода, «Чуораанчык» Майя, «Олимпионик» Тюнгюлю. В 2004 г. начат смотр дошкольных учреждений по критериям развития двигательно-игрового пространства на участках ДОУ. В этом году объявлены конкурсы среди ДОУ улуса «Лучшая спортивная площадка», «Лучший спортивный зал».
В 2000 году проведено изучение состояния развивающей среды в дошкольных учреждениях улуса. Разработаны параметры применительно к местным условиям:
- оценка соответствия СанПиН;
- оценка соответствия возрастным особенностям детей;
- оценка соответствия возрастным интересам детей;
- определение эффективности развивающей среды в развитии детей.
В 2001 году экспертиза развивающей среды проведена по всем дошкольным образовательным учреждениям улуса. Были апробированы параметры мониторинга развивающей среды ДОУ. В результате проведения мониторинга по всем ДОУ улуса вышли к проблеме разработки методических рекомендаций по созданию развивающей среды, созданию двигательно-игрового пространства. Итог - проекты «Развивающая среда ДОУ», «Сюжетно-ролевая игра», «Играя, развиваемся».
Новые педагогические технологии
Дошкольные образовательные учреждения улуса осуществляют свою деятельность в условиях вариативности. Педагогические коллективы ДОУ свободны в выборе программ воспитания и развития детей, технологий обучения и воспитания. Программные мероприятия предусматривали создание творческих групп и объединений для координации усилий педагогических коллективов и отдельных педагогов по внедрению новых педагогических технологий, обучению эффективных технологиям и распространению передового опыта.
Таб. 10. Реализация программных мер по
внедрению новых педагогических технологий в ДОУ
Запланированные действия
|
года
|
Реализация программы
|
Создание творческих лабораторий НПТ на базе ДОУ
|
2000
|
Созданы улусные творческие лаборатории по технологиям:
- Венгер «Развитие» - Майя «Сардаана», Павловск «Мичээр»
- КСО – Тюнгюлю «Чэчир», Тюнгюлю «Олимпионик».
- Петерсон –Бедимя, Тыллыма, Хоробут, Майя прогимназия.
-
авторских программ:
«Кэнчээри» - физическое воспитание.
«Ылгын уус», «Кыра ха´аайка», «Кэрэчээнэ Куо» - трудовое воспитание.
Технология игрового обучения во всех ДОУ.
|
|
2001
|
В связи с созданием развивающей среды осуществлен переход с традиционных форм организации занятий к активным формам.
Иванова М.П. (Хаптагай ЦРР), Никифорова У.С., Аммосова К.С. (Майа ЦРР «Мичил»).
|
2002
|
Изобразительное искусство – Тюнгюлю «Чэчир».
«Сообщество» ЦРР «Мичил» Майя.
|
2003
|
«Совместное проживание взрослого с ребенком в пространстве сказки» - ЦРР «Мичээр» Павловск.
|
2004
|
Итого 12 творческих лабораторий.
|
Создание временных творческих микрогрупп по основным направлениям содержания дошкольного образования:
оздоровительная работа
|
2000
|
Объединение медиков.
Творческая группа музыкальных руководителей.
Творческая группа по изобразительной деятельности.
|
2001
|
Творческая группа по развитию речи.
Творческая группа физруков.
|
2002
|
Созданы методические объединения педагогов, углубленно работающих по:
-
Развитию речи
-
Физическому воспитанию
-
Математике
Изобразительной деятельности
|
|
2003
|
Методическое объединение по обучению русскому языку.
|
2004
|
Совет методистов курирует деятельностью методических объединений.
|
Внедрение новых педагогических технологий с учетом специфики работы ДОУ и школы
|
2000
|
КСО - образовательные учреждения с Тюнгюлю.
Петерсон-ОУ Бедимя.
«Развитие» Венгер – Эльконин - Давыдов -ОУ Павловск, Хаптагай .
«Здоровый первоклассник» - Майинская школа 1 ступени, ЦРР «Мичил» Майя.
|
2001
|
Художественно-эстетическое воспитание «Уран» - ОУ Хоробут
|
2003
|
Агрономическое воспитание - ОУ Рассолода
|
Обучение педагогов ДОУ новым педагогическим технологиям.
|
2001
|
НПК «Модернизация содержания дошкольного образования»
Курсы: «Развивающие игры Воскобовича» город Санкт-Петербург – 2 педагога.
«Обновление содержания дошкольного образования» (по программе «Сообщество») АПК, «Новая школа», Москва – 2 педагога.
|
2002
|
Семинар «Педагогические технологии».
Региональный семинар- практикум «Обновление содержания образовательно-воспитательной деятельности ДОУ» на базе прогимназии.
Семинары через ЦОТ:Петерсон, КСО, РО.
|
|
2003
|
Семинары через ЦОТ:
«Реализация авторских программ и технологий»
- С-Петербург (2 педагога)
|
2004
|
Курсы ЦДО «Восхождение» «Формирование управленческих навыков по проектированию предметно-пространственной среды ДОУ» г. Москва – 14 педагогов.
«Воспитание детей как феномен культуры: Китай и Россия» Пекин – Мартынова А.К., Шарина М.Е.
|
Проведение мастер-классов, авторских семинаров по НПТ
|
2001
|
НПК «Модернизация содержания дошкольного образования»
Семинар-практикум на базе прогимназии «Кэнчээри» «Барыта о5о туhугар» (МО РС(Я), СГПА, ГУО)
|
|
2002
|
-НПК «Подведение итогов Года дошкольного образования».
-Региональный семинар- практикум «Обновление содержания образовательно-воспитательной деятельности ДОУ» на базе прогимназии.
Фестиваль педагогических идей «Сельский учитель, и его развивающая миссия» (4 проекта, 5 доклада)
|
2003
|
Совещание работников образования «Компетентностный подход, как одно из направлений содержания образования» секция «Новые образовательные технологии развития интеллектуальных способностей дошкольников»
Региональный семинар по изобразительной деятельности на базе ДОУ «Чэчир» с.Тюнгюлю.
Творческие отчеты ДОУ с.Тюнгюлю.
|
2004
|
Творческий отчет ДОУ Хоробут.
|
За годы реализация Программы «Мэнэ кэскилэ» созданы улусные творческие лаборатории по технологиям:
-
Л.А. Венгер «Развитие» - Майя «Сардаана», Павловск «Мичээр»
-
КСО – Тюнгюлю «Чэчир», Тюнгюлю «Олимпионик».
-
Петерсон – Бедимя, Тыллыма, Хоробут, Майя прогимназия.
-
Изобразительное искусство –Тюнгюлю «Чэчир».
-
4 авторских программы («Кэнчээри» - физическое воспитание; «Ылгын уус», «Кыра хаhаайка», «Кэрэчээнэ Куо» - трудовое воспитание) – Майя прогимназия «Кэнчээри».
В связи с ориентацией деятельности дошкольных образовательных учреждений на создание развивающей среды осуществлен переход с традиционных форм организации занятий к активным формам:
-
«Сообщество» - ЦРР «Мичил» Майя.
-
«Совместное проживание взрослого и ребенка в пространстве сказки» - ЦРР «Мичээр» Павловск.
-
Технология игрового обучения практикуется во всех ДОУ.
Созданы временные творческие группы, методические объединения по основным направлениям содержания дошкольного образования, которые работают по своим планам, проводят семинары, семинары-практикумы, распространяют передовой педагогический опыт, проводят различные конкурсы по своим направлениям. С 2004 года деятельностью методических объединений курирует Совет методистов.
Обеспечение преемственности
дошкольного и начального образования
В связи с обеспечением вариативности на разных ступенях образования особую актуальность приобретает проблема преемственности. Как показывает практика, обучение и воспитание детей предшкольного возраста в дошкольных учреждениях является одним из наиболее эффективных путей дошкольного образования как подготовительная ступень начального образования.
Главным аспектом проблемы преемственности является отношение к ребенку. Возможно, решение вопроса не только и не столько в стыковке программ, сколько в преемственности педагогического стиля общения. В связи с этим Программой «Мэнэ кэскилэ» была поставлена обеспечения согласованности целей, содержания обучения, форм и методов дошкольного и начального звеньев образования.
Образовательные учреждения улуса разработали совместные программы по обеспечению преемственности:
-
преемственности содержания обучения и воспитания – образовательные учреждения с. Хоробут, Бедимя и Тыллыма (по программе Петерсона);
-
преемственности по технологиям обучения – образовательные учреждения с.Хаптагай, Павловск (программа Л.А. Венгер «Развитие» - Эльконин - Давыдов «Развивающее образование», Тюнгюлю – КСО.
<предыдущая страница | следующая страница>