Пивоварова Валентина Петровна
Учитель начальных классов
Орловская общеобразовательная школа I-IIIступеней
Раздольненский район
АР Крым
Формирование природоведческих знаний
в процессе ухода за комнатными растениями
Комнатные растения есть в каждом классе, однако младшие школьники часто не умеют за ними правильно ухаживать, не проявляют интереса к ним. В детском саду дети поливали комнатные растения, в некоторых детских садах в старших группах их учили удалять пыль с листьев разными способами: протирать влажной тряпкой, обливать из леечки с распылителем, стирать влажной и сухой кисточкой; учили определять потребность растения в свете, влаги в зависимости от особенностей листьев. Чтобы младшие школьники научились узнавать, сколько требуется растению света, влаги, желательно поставить определенные опыты и затем закрепить выявленные особенности растений в играх с моделями, которые можно изготовить на уроках природоведения, трудового обучения или во внеурочное время.
Как показали исследования, младшим школьникам доступен для выявления такой признак тенелюбивых растений, как наличие у них тонких зеленых листьев. С такими тонколистными комнатными растениями проводится такой опыт: одну ветку бальзамина, зеленой традесканции поставить на солнечную, а другую — на теневую сторону, далее понаблюдаем, с какой стороны растение будет более живое и зелёное. На светлой солнечной стороне листочки бальзамина станут бледными, желтоватыми, а в тени останутся зелеными. У такого листа на опорной карточке зеленым карандашом нарисован контур (рис. а).
Растения, у которых толстые плотные листья - светолюбивые. Чтобы детям было понятно по рисунку, что листья плотные, толстые, их изобразили в виде двойного контура (б). Растения с опушенными, пестрыми листьями или те, у которых листья полностью окрашены в другой, не зеленый цвет, также относятся к светолюбивым. Исключения из этого правила составляют бегонии и фиалки узамбарские. На опорных карточках волоски изображены черточками, а наличие другой окраски — пятнами (в, г).
Опорные карточки к формированию понятий: засухоустойчивые, влаголюбивые и теневыносливые растения.
Каким способом можно удалять пыль с растений.
а — тонкий, зеленый лист; б — лист толстый; в — лист опушенный;
г — лист цветной;
д — ежевый кактус;
е — частая поливка;
ж ~ редкая поливка; з — светолюбивые растения;
и — тенелюбивые растения;
к — обливание;
л — протирание тряпочкой;
м — стряхивание сухой кисточкой.
Хорошо сделать опыт с колеусом: выяснить, с какой стороны листья будут лучше — на теневом или солнечном окне. У колеуса, стоящего на солнышке, больше ярких цветных пятен. Несомненно, что к светолюбивым можно отнести растения с цветной окраской листьев.
Путем логического рассуждения можно подвести детей к выводу, что растения с толстыми листьями, колючие кактусы тоже любят солнце.
Засухоустойчивые растения имеют кожистые, плотные, восковые листья с запасом воды или листья с волосками, сильно опушенные. К этой группе растений относятся и ежевые кактусы, они же и светолюбивые (д).
Чтобы закрепить знания детей о том, к какой группе по отношению к свету, влаге относятся растения, можно сделать дополнительные карточки с рисунками тучи, солнышка и леек с рызным уровнем воды (е, ж, з, и).
Вначале дети учатся соотносить опорные карточки с листьями растений. Например, подобрать растения, листья у которых такие же, как на рисунках а и г; объяснить, почему выбрано такое растение. Ученик должен найти колеус, зебринк. У колеуса лист тонкий, цветной. Можно дать задание подобрать опорную карточку, которая была бы похожа на лист воскового плюша, столетника, и ребенок должен найти карточку с рисунком б.
Затем знакомим детей с правилами полива, т.е. как часто поливать то или иное растение. Тонколистные растения больше берут воды, а цветы с утолщёнными листьями или опушенными меньше. В этом поможет опыт: взять эталоны-лоскутки ткани различой толщины. Предложить учащимся смочить лоскут из шелка и из сукна, разложить их на подоконнике и понаблюдать, какой из лоскутов испарит воду раньше. Учащиеся сами прходят к выводу, почему бальзамин надо поливать чаше, а фиалку узамбарскую нет. У бальзамина листочек гладенький и тоненький, у фиалки же они толстые, опушенные. Листок бальзамина схож с лоскутком из шёлкового материала, а фиалковые листочки напоминают сукно. Тонкий материал высох раньше, поэтому для бальзамина требуется больше влаги, а значит и более частого полива, чем фиалка узамбарская.
Таким образом, к влаголюбивым растениям относятся тонколистные растения, например: бальзамин, колеус.
В заключение дети учатся подбирать все опорные карточки, характеризующие растение.
— Подбери карточку к колеусу; объясни, почему так сделал.
— У колеуса листья тонкие (а), цветные (г), это светолюбивое растение (з), любит обильную, частую поливку (г).
Игра с опорными карточками позволит сформировать у детей знание о дифференцированных потребностях растении во влаге, свете.
Эти карточки можно использовать для усвоения учащимися правил, как надо правильно удалять пыль с растений. У бальзамина лист тонкий (а), его надо обливать (к), у фиалки лист опушенный, с него пыль надо удалять сухой кисточкой (м), у сансевьерры лист толстый, гладкий, его лучше мыть тряпочкой (л).
Использование сенсорных карточек способствует формированию у учащихся природоведческих знаний, развитию внимания, наблюдательности, основам анализа, умению обобщать, оперировать понятиями, рассуждать.
Хорошо всё исправлено
Литература
-
Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению. – М.: Просвещение 1981.
-
Долгачева В.С. Изучение комнатных растений с младшими школьниками в связи с экологизацией образования. ж-л Начальная школа, 1996 N8, с. 52.
-
Журкова Е.Н. Ильина Е.Я. Комнатные растения /Справочная книга для учителя/ - М., 1968.
-
Изучение комнатных растений в начальной школе /рекомендации в помощь учителю начальных классов./ - Саратов, 1973.
https://images.yandex.ru/yandsearch
https://iplants.ru/aloe.htm
https://greenokonze.ru/pustyna.html
https://www.floriculture.ru/rast/Chlorophytum.shtml
https://ficusweb.ru/ficus-elastica.html