МКОУ «Коршуновская сош»
Литературная игра
для 2-5 классов
по детским рассказам Валентина Григорьевича Распутина
75 – летию писателя и нашего земляка, посвящается
Подготовила и провела Павлова Н.Л.,
библиотекарь школы
2011 – 2012 учебный год
«Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность
В раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему
Право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт
Воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар,
Но родиться ему следует в детстве».
В.Г.Распутин
Литературная игра
По детским рассказам Валентина Григорьевича Распутина
Посвящается 75-летнему юбилею писателя
Цель: Познакомить учащихся с творчеством великого земляка, вызвать эмоциональный интерес к детским рассказам писателя.
Задачи: Прочитать произведения писателя, предложить каждому ребенку распечатанные рассказы.
Оформление читального зала: Портрет писателя с эпиграфом. Книжно-иллюстративная выставка:
«Валентин Распутин: «Век живи – век люби», электронная презентация
«Портрет на фоне истории», выставка рисунков ребят:
«Река моя Ангара»
Предварительная работа учителя и библиотекаря: Чтение рассказов, беседа о жизни и творчестве писателя.
Действующие лица: Ведущий, библиотекарь и чтецы.
ХОД ИГРЫ:
Организационный момент: расположение команд, выбор капитанов и названия, объяснение правил игры, перед началом игры команды разыгрывают «стартовый вопрос»
Правила игры:
1.В игре принимают участие один или два класса. Класс делится на 4 группы : две в первой и две во второй игре. Победители первой и второй игр принимают участие в третьей игре. 2.Право первого хода разыгрывается по вопросу-жребию. 3. До начала игры команды проставляют кол-во баллов за каждый вопрос. При правильном ответе команда получат этот балл, а при неправильном штрафуется на указанное число баллов 4. В каждой игре команды отвечают на 5 вопросов ведущего и на 1 вопрос из ларца. 5. В зеленом ларце находится предмет – приз, который является ответом на заданный вопрос и который можно съесть (это может быть ягода голубица), а в черном ларце - нет.
Вступление:
Ведущий: Дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на игре, посвященной нашему великому земляку, писателю Валентину Григорьевичу Распутину. Вопросы к литературной игре были заранее вывешены, надеюсь, что вы прочитали рассказы В.Г.Распутина «Край у синего неба», «В тайге над Байкалом», « Ягоды», «На Ангаре», «Мама куда-то ушла», «Уроки французского».
Заключение: игра – лабиринт «Поздравь писателя» («Сибирячок»,№2, 2007г.) На разгадывание лабиринта 1-2 минуты.
Вопросы к Первой игре тема: «Детство»
Библиотекарь: Вопрос на право первого хода для команд: Для кого собирал ягоды мальчик Саня?(Для больной сестренки Кати)
1.Место рождения В.Г.Распутина? (деревня Аталанка, Усть-Удинского района, Иркутской области)
2. Чем любили заниматься деревенские ребята в Аталанке? (рыбачить,грести на лодке, ходить в тайгу за орехами, грибами и ягодами)
3.Назовите имена родителей В.Г.Распутина ( Нина Ивановна и Григорий Павлович Распутины)
4. В каком произведении писатель рассказывает о своей учебе в Усть–Уде?
5. В каких детских журналах печатался В.Г.Распутин? «Сибирячок»,2007, №2;1993,№2,выпуск первый,1988,с.9-16.
Выносят два ларца. Ведущий: В зеленом ларце находится то, что спасло жизнь герою автобиографического рассказа «Уроки французского».назовите это. (на обдумывание 1,2 мин.)
Чтец: стихотворение «Ангара» А.Ольхона в «Сибирячке»№2,07,с.29
Вопросы ко Второй игре тема: «Река моего детства»
Библиотекарь: Внимание, вопрос на право для первого хода: Ребята! Посмотрите на обложку журнала «Сибирячок». Что на ней изображено?(красавица Ангара)
-
Что ждал мальчик себе в подарок на День рождения в рассказе «День рождения»? (чтобы тронулся лед на реке)
-
В рассказе «За рекой» мальчик выпросил у бакенщика два ближних бакена. Вопрос: Что мальчик делал с ними утром и вечером?(зажигал и гасил бакены)
-
Рассказ «В лодке». Дедушка вечером брал мальчика с собой лучить. На носу лодки горело ярко смолье. Дедушка стоял в лодке, расставив ноги с наготовленной острогой. Вопрос: Что значит лучить? (добывать рыбу острогой в излучине реки)
-
В рассказе «Ночная гроза» мальчик встал и побежал. Куда он бежал?(на берег реки)
-
В рассказе «Лед идет». Что увидел ночью мальчик?(он увидел, как ломая лед выносит середину реки)
-
Еще несло льдины (рассказ «Лед идет» ),а мальчишки уже забрасывали в реку…Что они забрасывали?(переметы)
-
Выносят два ларца.
Ведущий: В каком ларце находитсято, что больше всего любили делать деревенские ребята.(ребята отвечают)
Библиотекарь:: Вопрос на право первого хода: Какую ягоду собирал мальчик в рассказе «Ягоды»
Чтец: Стихотворение «Ангара» О.Герасимова. (в «Сибирячке» №2,07,с.17)
Библиотекарь: Вопросы к третьей игре тема
: «В тайге над Байкалом»
1.Как мальчишки заманивали кабаргу в рассказе «Кабарга»? (они делали пикульки из березы и пищали, кабарга неслась на этот зов думая, что это ее кабаржонок)
2.Что боятся горы в рассказе «Горные речки»? (рек и ручьев)
3.Сколько рек и речек впадает в Байкал и сколько вытекает из него (Рассказ «336 и одна»)
4.Что видел мальчик с борта теплохода в рассказе «На теплоходе»?( на берегу людей, ребятешек, пасущихся коров, яр, остров)
5.В рассказе «Мама куда-то ушла», мальчик остался один. Что больше всего он боялся? (одиночества)
Дополнительные вопросы по книге «
Край возле самого неба» (о маленькой горной стране Тофаларии)
-
Как в переводе на русский язык звучит слово «тофалар? (человек)
-
Как называются горы, где живут тофалары? (Саяны)
3.Как волку удалось победить кабаргу в рассказе «Кабарга»?.(волк загнал кабаргу на скалы и через трое суток кабарга упала от голода и неподвижности)
4. Почему охотники с нетерпением ожидают снег?(на снегу остаются следы)
5.Как соболю удалось перехитрить собаку? (зверек схитрил, он забрался на скалу, на которую собаке не забраться, спрыгнул и пошел по своим следам)
6.Самый страшный враг для оленей и друг? (волк и собака)
7.Что делают с оленятами, чтобы не убежали из стойбища?(привязывают к жердям)
8.Из какого рассказа эти строки: «В горах чувствуется радостное волнение – кажется, они сдвинулись ближе к друг другу и отмечают какой то праздник»?(рассказ «Весна»
Заключение:
игра – лабиринт «Поздравь писателя» («Сибирячок»,№2, 2007г., с.15) На разгадывание лабиринта 1-2 минуты.
Поздравление
С днем рождения, дорогой Распутин Валентин Григорьевич!
Ведущий объявляет итоги игры и награждает победившие команды-группы и благодарит всех маленьких о взрослых читателей.