Перейти на главную страницу
Решение поставленных задач, указанных выше, позволило автору получить ряд научно-теоретических результатов, которые, как представляется, обладают определенными достоинствами научной новизны:
- определены основные критерии и аспекты исследования проблемы возрождения и развития культурно-ценностных аспектов политической модернизации Республики Казахстан как целостного феномена и механизма в современной внутригосударственной политической системе;
- выявлены современные основные тенденции в ходе углубления модернизации и дальнейшей демократизации политической системы казахстанского общества;
- намечены основные проблемы формирования демократических политических институтов в Казахстане в контексте общечеловеческих ценностных принципов;
- предлагаются практические предложения и рекомендации по дальнейшему качественному продвижению процессов политической модернизации в социокультурном ценностном измерении, что одновременно позволит повысить эффективность функционирования политической системы в Казахстане;
- определены пути и политические перспективы социально-политического демократического развития Казахстана в ценностном измерении;
- разработаны практические рекомендации и предложения по углублению политической модернизации в Республике Казахстан в ценностном измерении.
Основные положения, выносимые на защиту. Данные положения определены постановкой проблемы исследования ценностного измерения политической модернизации, которые сводятся к следующему.
1. Общественно-политический процесс модернизации в разных странах осуществляется различными путями и темпами с учетом своих специфических особенностей, т.е., вследствие воздействия объективных и субъективных факторов (политический, личностный, культурный, ценностный, социальный, отсутствие гражданского общества и т.д.) на политическое сознание, в целом. При этом автор выявляет, что в одних обществах причины модернизации вызревают изнутри, а в других государствах под внешним воздействием тех обществ, которым уже довелось пройти начальный этап модернизационного процесса. В связи с этим, определяет процесс развития политической модернизации в ее ценностном измерении.
2. Системный анализ теории политической модернизации позволяет обобщить стандарты в области экономики, политики, культуры, присущие современным обществам. Так, внедрение рыночной экономики, обеспечение экономического роста, развитие высоких технологий, повышения уровня образования в Республике Казахстан являются на сегодня не только универсальными демократическими ценностями, но и своеобразными общественно-политическими стандартами нового жизнеустройства. При этом социальное развитие современного общества в отличие от традиционного, где наблюдается принуждение, нежели свободная экономическая деятельность, определяется социально-экономическими и иными интересами отдельно взятого гражданина.
3. Внутриполитический процесс перехода к индивидуалистическим ценностям может лежать на основе приверженности к национальным формам организации экономической, политической, культурной жизнедеятельности, а также доказывает наличие различных моделей политической модернизации. Для Республики Казахстан наиболее приемлемым политическим вариантом процесса перехода к современному демократическому обществу является система преобразования, которая основана на одновременном осуществлении экономических и политических реформ, с учетом традиционных культурных и ментальных ценностей.
4. В Республике Казахстан процесс перехода к современному обществу, как и требуется, происходит эволюционным путем. Основными факторами эволюционного процесса модернизации, являются соблюдение таких общепризнанных принципов преобразования традиционного общества, как последовательность, системность и своевременность.
5. Процессы политической модернизации, в свою очередь, повышают актуальность изучения проблемы сохранения национальной культуры, свободного приобщения к общемировой цивилизации и общечеловеческим ценностям. Республика Казахстан имеет свою собственную уникальную историю, богатую культурным наследием, а также общественно-политическими событиями и культурными свершениями, поэтому первоочередная задача всех казахстанцев сохранить это наследие и потенциал.
6. Для обеспечения высокой эффективности внутриполитического процесса реформирования в Республике Казахстан необходимо поэтапно, эволюционно, последовательно и своевременно осуществлять последующие этапы политической модернизации в контексте сохранения социо-культурных ценностных аспектов казахстанского общества и использования позитивного использования зарубежного опыта.
7. Государственная политика Казахстана должна быть максимально рационализирована и последовательна. Ее основной задачей в контексте обозначенных элементов кризиса становится снижение высоко уровня напряженности, конфликтности, а также умение найти возможные варианты и пути сохранения и встраивания традиционных ценностей в новые социально-экономические, политические реалии реформируемого общества.
В данном исследовании проанализированы процессы политической модернизации Республики Казахстан в ценностном и культурном аспектах политической жизни казахстанского общества в контексте значительных изменений казахстанского общества и мирового сообщества. Настоящая диссертация является еще одним из важных научных вкладов в разработку проблем развития модернизации и трансформации политической системы Казахстана и становления демократии в ее ценностном измерении.
Выводы автора могут послужить исходной базой для дальнейшего исследования проблем общенациональных ценностей в модернизационный период и уточнения понятийного аппарата. Ряд материалов диссертации может быть полезным как для философских, социологических, культурологических, правоведческих, исторических, психологических исследований, так и при подготовке спецкурса по национальным и общечеловеческим ценностям по теории ценностей или по политической модернизации на факультетах философии и политологии, истории и социологии, курсов политологии и аксиологии, при проведении методологических и теоретических семинаров, а также при создании учебных пособий и т.д.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры политологии и социологии Казахского национального педагогического университета им. Абая.
Все основные положения, выводы и заключение диссертации получили отражение в докладах на пяти научно-практических и научно-теоретических международных конференциях: «Гражданское общество и философские проблемы права»: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Акманбетова Т.Т. (Алматы: КазГЮУ, 2005); «Культурное наследие Казахстана: открытия, проблемы, перспективы»: материалы Международной научной конференции (Алматы: КазНПУ им.Абая, 2005); «Казахстанская цивилизация: проблемы адаптации и социализации человека»: материалы Международной научной конференции (Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2005); «Актуальные проблемы демократической модернизации казахстанского общества»: материалы Международной научной конференции, посвященной - 70летию Сарсенбаева Т.С. (Алматы: КазНПУ им. Абая, 2005); «Пути реализации основных приоритетов по повышению благосостояния народу Казахстана в свете задач, поставленных Президентом РК Н.А.Назарбаевым в Послании народу Казахстана» материалы Международной научно-практической конференции (Алматы: КазНПУ им. Абая, 2008).
Результаты и содержание диссертации, теоретические положения, идеи, выводы и рекомендации изложены автором в общей сложности в 10 научных статьях, указанных в заключительной части автореферата, в том числе в изданиях, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки МОН РК.
Структура и объем диссертации. Диссертационная работа обусловлена логикой достижения поставленной цели и задач исследования, которые определили структуру диссертации. Данная работа состоит из следующих структурных элементов: введение, двух разделов (пяти подразделов), заключения и списка использованных источников.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Во введении обоснована актуальность темы диссертации, показана степень ее научной разработанности проблематики, источниковая база, определены цели, задачи, предмет и теоретико-методологические основы исследования, раскрыты научная новизна и практическая значимость исследования, выделены основные положения, выносимые на защиту, приведены сведения об апробации результатов диссертационной работы.
В первом разделе – «Теоретико-методологические основы политологического исследования проблемы политической модернизации в ценностном измерении» автором диссертационного исследования анализируются основные теоретико-методологические направления отечественной и зарубежной модернизации, в частности в ее ценностном измерении, а также проводится компаративистский анализ категориального аппарата понятий «политическая модернизация» и «ценности». При этом, изучены сущность основных разновидностей политической модернизации в ценностном измерении, рассматриваются содержание ценностей и их актуальные проблемы в Казахстане в политологическом аспекте.
В первом подразделе «Компаративистский анализ категориального аппарата понятий «политическая модернизация» и «ценности» автор, прежде чем, представить общую картину методологии исследования политической модернизации в ценностном измерении, сначала изучает понятийный аппарат категории «политическая модернизация». В рамках данной проблемы приводятся идеи великих мыслителей: Ф. Теннис, М.Вебер, Т. Парсонс и др. В контексте данной проблемы автор выявляет, что сам термин «модернизация» можно использовать для характеристики социального, экономического, культурного, политического развития. Как таковой общей теории модернизации не существует. Однако отличительной чертой является стремление к универсализации. Эти теории предлагали рассматривать процесс развития общества как некий универсальный процесс, имеющий одинаковые закономерности и этапы для самых различных стран и народов.
Выделяя разновидности парадигм понимания термина «модернизация» автором кратко рассматриваются наиболее общие и главные модели современной модернизации и трансформации политических систем, экономической, социальной условий жизни и развития государства и общества, такие как: классическая модель органической модернизации; запаздывающая или неорганичная модель модернизации; запоздалая модернизация; форсированная модель модернизации. Актуальность и научная потребность краткого рассмотрения моделей современной модернизации данных типов определяется тем, что каждая из моделей представляет свое толкование и содержание понятия «модернизация». Более того, каждая из моделей по-своему определяет и объясняет роль и влияние традиционных, и общечеловеческих ценностей на развитие и осуществление модернизации.
Политическая модернизация демократизации общественных процессов, системы и институтов государственного управления, принятия решений неизбежно сталкивается с внутренними ограничителями, как традиции и ценности. Западные, универсальные ценности либерализации особенно сильно сталкиваются, создают рискованные ситуации в обществах, которые переживают периоды трансформации, имеют особенные культурные, этнические, религиозные традиции, устои и нравы. Не исключение и современный Казахстан, где элементы либерализации политической системы, демократизации наталкиваются на объективные внутренние условия традиционных ценностей, идеалы этатизма и коллективизма.
Так, основываясь на трудах древнегреческих ученых, автор обосновывает интересный факт, что слово «ценность» уже было хорошо известно древним грекам и, что в переводе с греческого «аксиос» означает «ценность». Они считали, что ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Однако только в ХХ веке философы стали развивать учение о ценностях, поскольку человек далеко не сразу осознал свое собственное положение в мире, это происходит лишь в Новое время. Именно в этот период появились первые концепции о ценностях.
Для нас же исследование проблемы ценностного измерения политической модернизации, невозможно провести в рамках какой-то одной конкретной социально-политической науки и более того, при изучении происходящих процессов в их ценностном измерении, возникает потребность выхода за пределы политологии, поскольку в дифференциации и интеграции наук и социально-политических дисциплин возникает возможность разрабатывать новые методологические приемы, находить новые пути к изучению политической жизни.
Сообразно с этим, понятие «ценность» широко используется в философской, социологической, экономической, юридической, психологической и политической науках для обозначения определенных социально-политических и культурных явлений человеческой действительности, то есть бытия.
Политологический анализ ценностного измерения политической модернизации предполагает сравнительный анализ категориального аппарата понятий «ценности» и «политическая модернизация». Прежде чем перейти к компаративистскому исследованию данных понятий, автор проводит сравнительное исследование базисных теоретических положений как российских, отечественных, так и зарубежных исследователей выступающих основаниями данного исследования. Данные понятия относятся к числу основных теоретических концептов, где выступает понятие ценность и политическая модернизация. В свою очередь, выявление содержания данных понятий и их взаимодействие, позволяет понять и обосновать научным путем специфику и влияние ценностей как, национальных, так и человеческих, на ход и развитие политической модернизации и национальной политики в системе национальных и социально-политических процессов.
Так, автор в ходе сравнительно-политологического исследования теоретических концепций системы ценностей выявил, что, российские ученые в отличие от зарубежных в своих исследованиях базируются на утилитаристских и социологических концепциях при определении системы ценностей. При этом он обосновывает, что в социально-политических направлениях познания ценностей потребительские, психологические и социологические трактовки лишают ценности самостоятельного концептуального наполнения. Сущность ценностей, понимаемых таким образом, заключена не в них самих, а в потребностях и интересах.
В свою очередь, по мнению автора, зарубежные ученые такие как – А. Мейнонг, К.И. Льис, З.П. Менцер, И. Александер, З. Фрейд и другие представители натуралистического психологизма определяют ценности так: «чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением» [44].
Таким образом, проводя скрупулезный компаративистский анализ, посредством политологического анализа теоретико-методологических аспектов автор приводит свою теорию понятия «ценности». При этом, на взгляд автора, ценности отдельно взятого человека выполняют функцию перспективных стратегических жизненных целей и мотивов жизнедеятельности, реализация которых выражается в личностном вкладе каждого казахстанца в культуру, политику, экономику и другие сферы общественного бытия, с целью формирования им новых объективированных форм ценностей. Следовательно, социально-политические ценности это и есть фундаментальные нормы общественного бытия, обеспечивающие целостность социально-политических систем, что выражается в значимости существования и развития материальных и духовных благ общества.
Таким образом, проведенное автором диссертационное исследование политической модернизации в ценностном измерении показывает, что является теоретико-методологической проблемой политологии, которые составляют базу изучения общеказахстанских ценностей, в том числе национальных.
Во втором подразделе «Основные разновидности политической модернизации в ценностном измерении: уроки для Казахстана» автор анализирует и приводит некоторые разновидности политической модернизации в ее ценностном измерении. По мнению автора, важно было рассмотреть различные модели модернизации политической системы в целях определения наилучшего способа общественно-политических изменений в контексте сохранения политической стабильности и общественного согласия. Изучая различные виды политической модернизации, автор отмечает, что основную роль в процессе преобразований играли местные политические режимы, которые сами стали инициаторами обновления. Примечательно, что авторитарные режимы смогли обеспечить стабильность и правопорядок, что позволило избежать конфликтов в обществе. Следовательно, проблема ценностей возникает в обществе в процессе смены социально-политической парадигмы, обесценивания культурных традиций или дискредитации идеологических устоев в условиях любого политического режима.
Рассматривая негативные причины социально-политического развития, автор выявляет, что сюда можно отнести и состояние общества, характеризующееся некоторыми исследователями понятием «аномия», которое имеет три основных значения: 1) отсутствие или недостаток целей и ценностей у социальной группы или у общества в целом, ведущие к дезорганизации, отчужденности; 2) социальные условия, характеризующиеся ломкой норм, которые управляют поведением людей и обеспечивают общественный порядок; 3) у индивидов чувство тревоги, отчуждения и неопределенности, которые происходят от недостатка целей и идеалов.
В диссертационной работе автором было также было проведено изучение политологической проблемы аксиологии как особой области знания не только в западной, но и постсоветской традиции. При этом было выявлено, что современная аксиология выходит на новый этап своего развития (ценностный релятивизм постмодернизма, политическая ценность, компаративистская философия, герменевтические теории, философия и социология знания, философия и социология образования и т.д.), связанный, во многом, с трактовкой философии как самосознания культуры, как рефлексии над ее предельными (смысловыми и ценностными) основаниями, как средства конструирования и освоения новых "возможных человеческих миров" (в этом отношений соотносимой с искусством, политикой, религией и наукой), как задающей не только теоретическое, но и практически-духовное отношение к миру и человеку (в этом плане соотносимой с этикой, правом и наукой), в том числе на основе "ценностного причинения" (механизмы целеполагания и долженствования).
Далее в своем исследовании автор тщательно подходит к сравнительно-политологическому анализу двух направлений (либерального и консервативного), с целью выяснения наиболее оптимального выбора пути модернизации традиционных обществ. Так, диссертант, рассмотрев основные черты либерального и консервативного направлений делает определенные выводы. В свою очередь, представители консервативного направления обращают свое внимание на создание централизованных институтов власти, что позволит обеспечить благоприятный исход процесса перехода традиционных обществ к современному. Теоретики либерального же направления акцентируют наличие возможностей оказывать влияние со стороны населения на субъектов, принимающих властные решения.
Тем не менее, независимо от различий в данных направлениях выбора путей модернизации традиционных обществ они действительно предоставляют рационально и детально разработанные политические механизмы осуществления реформ преобразования отсталых обществ. В каждом из представленных направлений заложены самые рациональные элементы, руководство и учет которых позволит достичь успешной модернизации.
Несомненно, главным направлением политической модернизации Республики Казахстан является демократизация политической системы, что подразумевает формирование и развитие собственной модели демократии, поскольку в современной политической науке сформировалась устойчивая теоретико-практическая конструкция понимания демократии как идеально-типичного понятия и формы государственного устройства. В этом плане важно соблюсти приоритет вводимых универсальных ценностей современного демократического общества. Отклонение от демократической модернизации не могут объясняться никакими специфическими особенностями конкретной страны. Универсальные общепризнанные ценности, такие как правовое государство, гражданское общество, средний класс, рыночная экономика, конкуренция, плюрализм, многопартийность, неправительственный сектор и т.д. актуальны для всех, кто встал на путь демократической модернизации. Другое дело, что в процессе претворения реформ преобразования надо обязательно обращать внимание на последовательность, постепенность, своевременность, адекватность, имеющиеся рациональные традиционные ценности, уровень политической культуры и т.д.
В данном исследовании автор более детально останавливается на уже известные теории политической модернизации, которые входят в рамки общесоциологического развития, получившего название ''социология развития''. Основой теории политической модернизации является обоснование глобального развития цивилизации, перехода традиционных обществ к современным как неизбежная тенденция современного политического развития. Теория политической модернизации подразумевает глубокий анализ и раскрытие элементов преобразования традиционных обществ в процессе их модернизации в современные. Автор достаточно детально описывает предпосылки модернизации, приводит ее конкретные модели. При этом выделяет два базовых этапа развития теории политической модернизации. Первый этап развития теории модернизации – в 50-60-е гг. ХХ столетия модернизация воспринималась, как вестернизация. Ее сущностную характеристику можно обозначить, как слепое копирование основополагающих ценностей западного современного общества, принятого за эталон политического развития. Причем, данное копирование подразумевало заимствование устоев во всех сферах жизнедеятельности.
К этому этапу относится идея так называемого однолинейного развития, базовая суть которого заключается в следующем. Одни страны опережают другие в своем развитие, следовательно, другие от них отстают. Но в целом же, все страны мира двигаются по единому пути модернизации. Исходя из этого, независимо от того, что конкретная страна уступает развитой по многим основным характеристикам, рано или поздно она достигнет более высокого уровня, поскольку ее путь к модернизации предопределен.
Вестернизация ставила перед политической модернизацией следующие цели и задачи. Во-первых, все традиционные общества в процессе перехода к современным идеалам должны подвергнуться демократизации исключительно по западному образцу. Во-вторых, политическая модернизация отталкивалась от успешного социально-экономического роста страны. Именно эффективное социальное и экономическое развитие способно подтолкнуть политическое реформирование. В-третьих, и это последнее, политическая модернизация будет результативной, если традиционные общества будут активно развивать политику сотрудничества с развитыми странами Западной Европы и США. Таким образом, сотрудничество становится просто неизбежным.
Конечно, определенная логика здесь присутствует, но это не заложено априори, не является аксиомой. В начале процесса преобразований было вполне логичным существование данного метода. И сами условия мирового политического процесса вполне способствовали распространению данного убеждения. Ведь многие традиционные общества встали на путь модернизации, т.е. создания современных обществ, с присущими им западными ценностями существования и жизнеустройства.
Однако вестернизация получила, можно сказать, непреодолимое препятствие. Слепое копирование, без учета собственных особенностей, а особенно культурно-духовных ценностей повлекло за собой крах процесса модернизации. В свою очередь, это привело к появлению следующего этапа в развитии теории политической модернизации.
В 70-90-е гг. XX столетия произошла перестановка и пересмотр ранее существовавших принципов политической модернизации, воспринимавшейся как вестернизация. Сама модернизация стала рассматриваться как неотделимая часть развития, как его функция, а не как его условие. Происходит признание того факта, что проведение модернизации может происходить и вне западной демократической модели. Особую роль в этом процессе стали отводить историческим и национальным особенностям, культурного своеобразия традиционного общества.
Таким образом, можно сделать вывод, что выдвинутая типологизация модернизации является, как объективным, так и субъективным результатом многих факторов и условий. На основе научного исследования мнения ученых, объективной ситуации международных отношений, мировой политики, научных моделей и изысканий понятия «модернизация» показывают, что типологизация представляет собой уровень, глубину и состояние результатов, итогов политических, экономических, социально-культурных, идеологических реформ и изменений в обществе и государстве. Это урок для Республики Казахстан.
Работа выполнена на кафедре политологии и социологии Казахского национального педагогического университета им. Абая
09 10 2014
4 стр.
Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии
09 10 2014
3 стр.
Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии
25 12 2014
4 стр.
Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии
09 10 2014
2 стр.
Специальность 23. 00. 02 – Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии
09 10 2014
3 стр.
16 12 2014
4 стр.
Специальность 23. 00. 02 – политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии
17 12 2014
3 стр.
Специальность 23. 00. 02 – Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии
25 12 2014
3 стр.