Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4

УДК 321.013 (574) На правах рукописи


СЕЙСЕНОВА НАИЛЯ БАКЫТБЕКОВНА

Политическая модернизация в Республике Казахстан

в ценностном измерении

23.00.02 – Политические институты, этнополитическая конфликтология,

национальные и политические процессы и технологии

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени


кандидата политических наук

Республика Казахстан

Алматы, 2009

Работа выполнена на кафедре политологии и социологии Казахского национального педагогического университета им. Абая




Научный руководитель:



доктор философских наук, профессор Абсаттаров Р.Б.

Официальные оппоненты:

доктор политических наук Иренов Г.Н.





кандидат политических наук Даулбаев Т.Ф.


Ведущая организация:

кафедра политологии Казахского национального университета имени аль – Фараби.

Защита состоится 4 декабря 2009 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д. 14. 21.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора политических наук 23.00.02. – Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии при Казахском национальном педагогическом университете имени Абая, по адресу: 050010, г. Алматы, пр. Достык,13. Конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахского национального педагогического университета имени Абая по адресу: 050010, г. Алматы, ул. Казыбек би, 30.

Автореферат разослан 4 ноября 2009 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор политических наук Ж.Р. Жабина

ВВЕДЕНИЕ
Общая характеристика работы. В диссертации выработан системный, с учетом новых требовании, политологический подход к исследованию политической модернизации в Республике Казахстан в ценностном измерении. На базе исторического, системного, структурно-функционального, исторического, социологического, институционального, сравнительного, логического методов изучены теоретико-методологические основы исследования проблем политической модернизации в Республике Казахстан в ценностном измерении в условиях демократизации общества и укрепления суверенитета и независимости государства. В работе показаны проблемы и особенности политической модернизации в Республике Казахстан в ценностном измерении, предложены рекомендации для их дальнейшего развития.

Актуальность темы исследования. В условиях перехода общества к рыночным отношениям и радикальных перемен, происходящих как в нашей стране, так и в мире в целом, необходимость глубокого политологического осмысления процессов модернизации и реформирования общества является велением времени. В комплексе проблем развития полиэтнического общества, характеризующиеся сложностью и противоречивостью, вопросы политической модернизации в ценностном и культурном измерении занимают исключительно важное место. Без учета дихотомической связи общечеловеческих, национальных ценностей и политической модернизации, невозможно успешное решение вопроса эффективного инновационного преобразования общества и государства в контексте обеспечения его политической стабильности. В этой связи актуальность комплексного политологического исследования данной проблемы не вызывает сомнения у научного сообщества.

Всесторонний комплексный политологический анализ всех аспектов политической модернизации в ценностном измерении на пути построения демократии в Республике Казахстан, которая характеризуется сложностью и противоречивостью, позволяет выявить общую логику ключевых и второстепенных направлений общественно-политического, экономического, социального, правового и культурного развития государства. Следовательно, данный политологический анализ позволяет определить и выявить положительные и отрицательные стороны политического развития модернизации в ее ценностном измерении.

С началом становления правового государства и развития модернизационных процессов, в Казахстане встала задача формирования национальных ценностей, а также новых демократических институтов государственной власти. Отсутствие институтов демократии и частной собственности, экономический и политический кризис, падение жизненного уровня населения, существенное изменение в системе ценностей в условиях транзитного общества выявили повышенную ответственность государственных деятелей в осуществлении политико-экономических преобразований. Сообразно с этим, в полиэтническом государстве, каковым является Казахстан, казахи, прежде всего, должны выступать в качестве системообразующего ядра межнационального согласия внутри Казахстана, с целью повышения уровня ценностных качеств всех казахстанцев, в целом.

Ныне Казахстан твердо и последовательно идет по модернизационному пути утверждения демократического, правового государства, обусловленного кардинальными изменениями в государственном, экономическом и политическом устройстве страны, вызванными объективными потребностями общества и формированием новой системы общеказахстанских ценностей. Несомненно, формирование нового облика Казахстана напрямую связано с изменениями социо-культурных и ценностных ориентаций. Казахстанцы сумели сохранить межнациональное согласие и политическую стабильность, всемерно проявляя доверие к политическим реформам, которые были инициированы главой государства – Президентом Республики Казахстан. В Послании народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» от 6 февраля 2008 г. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев указал, в частности, что «За 16 лет Независимости мы реализовали собственную модель обеспечения общественной стабильности, межнационального согласия, формирования казахстанской идентичности и общеказахстанского патриотизма. Это наше казахстанское «ноу-хау», которым мы по праву гордимся и обязаны бережно охранять» [1].

Отсюда вытекает актуальность исследования ценностного измерения политической модернизации Республики Казахстан на современном этапе для определения современного состояния политической системы и выявления приоритетных направлений в реформировании социально-политических сфер общества. Глава государства Н. А. Назарбаев в нынешнем Послании народу Казахстана «Через кризис к обновлению и развитию» от 6 марта 2009 г. отмечает, что в современных условиях мирового финансово-экономического кризиса «страна не просто готова к этим испытаниям, но и справится с ними, выйдет из этого кризиса еще более сильным, процветающим государством и обществом. Для создания жизнеспособной и гибкой экономики в стране проведены структурные реформы, дан старт диверсификации, создан механизм сбережения финансовых ресурсов» [2].

На наш взгляд, развитие определенной модели общественного развития в процессе политического обновления казахстанского общества, фиксируется именно на базе общезначимых ценностей. Общемировая культура, вековые традиции, менталитет казахов оказывали и оказывают существенное влияние на динамику политических реформ и формирование, а также развитие общеказахстанского менталитета. Поэтому необходимо исследовать влияние культуры, традиций и иных аксиологических аспектов жизнедеятельности граждан нашего государства и социума в целом на проведение политической модернизации, а также изучать воздействие политической модернизации на изменение, возрождение культурно-ценностных аспектов казахстанского общества. Все эти стороны объективно вызвали насущную потребность изучения и обобщения казахстанского опыта политической трансформации по демократизации государства, органов государственной власти, формирования и развития гражданского общества и внедрения демократической культуры во все сферы общественной жизни Республики Казахстан.

Необходимость всестороннего комплексного анализа, обобщение политической модернизации определяется еще и тем, что в процессе модернизации традиционных обществ необходимо уделять культурной сфере большое внимание. Поскольку, культурные ценности и нормы традиционного общества играют значительную роль в процессе формирования целей, задач и содержания политической модернизации. Бывает, что отказ от них, искусственное насильственное вживление западных ценностей может носить весьма разрушительный характер. И привести не просто к краху процесса модернизации, но и к разрушению государственности.

При разумном, взвешенном, бережном подходе традиционные ценности и нормы могут сыграть весьма положительную роль в процессе модернизации. Опыт протестантских, католических, буддийских стран красноречиво свидетельствует об этом. Данные культурно-религиозные системы способны достаточно гибко приспосабливаться под новые технологические, духовные, социальные реалии современного общества. Исходя из этого, анализ и опыт политической модернизации в контексте сохранения культурно-ценностных сторон казахстанского общества, их приумножения в рамках создания демократического государства, повышение уровня политической культуры казахстанцев актуальны не только в теоретическом, но и в практическом плане. Это обусловлено тем, что уяснение сути модернизационных процессов очень важно для понимания реальных политических процессов, протекающих в суверенной независимой Республике Казахстан. Подтверждением тому, служит высказывание Президента народу страны в стратегии «Казахстан – 2030»: «…важно глубоко осмыслить ситуацию, проанализировать наше развитие с точки зрения мирового опыта и сравнить степень реализации наших реформ и формирования новых политических институтов с лучшим мировым опытом» [3].

Современная стратегия инновационного развития в процессе модернизации казахстанского государства и ставка на общечеловеческие ценности не могут быть осуществлены без демократической институционализации и повышения открытости органов государственной власти и самого общества, без активизации участия населения в общественно-политической жизни страны, что предопределяет широкое расширение демократических методов управления государством, прежде всего, в его ценностном измерении.

Кроме того, необходимо учитывать и нынешние как внутриполитические (конституционные реформы), так и внешнеполитические («цветные революции», мировой экономический кризис) т.е. события, которые обусловили поиск новых вариантов направлений дальнейшего общественно-политического развития страны, что, в свою очередь, не смогло не повлиять на процесс развития демократических ценностей казахстанцев.

Таким образом, актуальность, социально-политическая значимость, ее научно-теоретическое и практическое значение, достаточная неразработанность, отсутствие отдельного исследования, глубоко и содержательно раскрывающего содержание модернизационных процессов в ценностном измерении, концепции обновления и реформирования казахстанского общества, а также использование соответствующих методов анализа и прогнозирования основных тенденций и направлений модернизационных процессов развития в ценностном измерении, научно-практические рекомендации в принятии политических решении устойчивого и эффективного развития ценностных измерении казахстанского общества – все это определило выбор нами данной диссертационной темы по специальности – 23.00.02 – Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии.

Степень научной разработанности темы. Проблемам формирования и развития общечеловеческих и национальных ценностей уделяли и уделяют пристальное внимание известные отечественные и зарубежные ученые прошлого и современности. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев неоднократно обращался и обращается к отечественным политологам, ученым сферы общественных наук, чтобы они изучали политическую модернизацию в контексте общечеловеческих ценностей гуманизма.

Первоисточниками по исследованию проблемы ценностного измерения политической модернизации являются труды таких видных ученых как: Г. Алмонд, Д. Аптер, Аристотель, Ж. Боден, М. Вебер, А. Гершенкрон, Э. Дюркгейм, О. Конт, Дж. Коулман, Д. Лернер, А. Лейпхарт, Дж. Локк, Н. Макиавелли, К. Маркс, Ш. Л. Монтескье, Л. Пай, Платон, У. Ростоу, Г. Спенсер, А. Штепан, Ф. Шмиттер, Ш. Эйзенштадт, Ф. Энгельс, С. Хантингтон, А. Хиршман и другие. Эти ученые в разное время плодотворно и разносторонне занимались различными вопросами общественно-политического развития в ее теоретическом и эмпирическом истолковании, по преимуществу в контексте теории модернизации.

Разносторонние проблемы политической модернизации Казахстана, а также вопросы национальных и общечеловеческих ценностей были комплексно изучены в трудах казахстанских ученых Р.Б. Абсаттарова, В.Х. Баймурзаевой, Ф.Бейсенбаева, К.Н.Бурханова, Г.П.Выжеленова, Т.Ф. Даулбаева, Ю.А. Демидова, Ж.Х. Джунусовой, С.А. Дьяченко, К.М.Жаулина, К. Жукешева, М. Жукупова, Л.М.Иватовой, Л.И. Иванько, Р.К. Кадыржанова, Б.Г. Капустина, М.Б. Касымбекова, И.М. Клямкина, Д.К.Кшибекова, Г.В. Малинина, Г. Матаева, М.С. Машана, Л.С. Момута, К.Ж. Нугмановой, Н.З. Нигматуллина, С.Е. Нурмуратова, Т.С. Сарсенбаева, В.Н. Супруна, Н.В. Романовой, М.Б. Татимова, Н.С. Федоркина и другие.

В работе казахстанского политолога К.Ж. Нугмановой «Ценностные ориентации казахстанского общества: теоретико-методологический анализ»[4] автор раскрыл сущность ценностных ориентаций казахстанцев и особенности формирования гражданского общества в Республике Казахстан.

Научно-теоретический анализ формирования и развития общечеловеческих и национальных ценностей содержится в работах – А.Н. Бабенко [5], М.П. Бочарова [6], В.В. Водзинской [7], Н.А. Данилова [8], Л.Н. Егоровой [9], А.Г. Здравомыслова [10], О.И. Зотовой [11], Т.Г. Исламшиной [12], Д.А. Леонтьева [13], А.С. Мадатова [14], М.М. Назарова [15], А.М. Пономарева [16], А.В. Русецкого [17], Г.Г. Силасте [18], В.П. Тугаринова [19], А.В. Чазова [20], В.А. Ядова [21] и др. Общественно-политические идеи и концепции данных авторов очень важны для исследования политической модернизации в Республике Казахстан в ценностном измерении.

В целом, данные научные труды отечественных и зарубежных исследователей позволили автору выработать ряд концептуальных позиций, имеющие теоретико-методологический характер для исследования особенностей политической модернизации в контексте общечеловеческих и национальных ценностей.

Проблемам модернизации, узловым аспектам социально-экономического и политического развития на этапе «догоняющей модернизации» посвящена работа российского ученого И. А. Александрова. Он отмечает, что модернизация – исключительно емкое, всеохватывающее по своему смыслу понятие. В применении к обществу, государству оно означает движение от старого к новому, которое в большей мере отвечает данному этапу цивилизации. Однако, пользуясь таким весьма общим критерием, можно практически любой исторический отрезок эволюционного развития, если в его рамках не произошел регресс, назвать этапом модернизации, поскольку поступательное движение осуществляется по законам совершенствования. И это будет правомерно. В то же время, нельзя не согласиться с тем, что темпы модернизационного процесса являются неодинаковыми даже для одного и того же народа или государства [22].

В казахстанской политической науке прослеживается процесс повышения интереса к проблемам именно политической модернизации. В теоретико-методологическом и прикладном аспекте особое место занимают труды, статьи и выступления Президента РК Н. А. Назарбаева - «Пять лет независимости. Из докладов, выступлений, статей Президента Республики Казахстан» [23]; «Новые приоритеты и задачи внешней политики Казахстана // Актуальные проблемы внешней политики Казахстана» [24]; «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства» [25]; «Стратегия трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации» [26]; Стратегия «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» [27]; «В потоке истории» [28]; «Мы строим новое государство: труды и речи» [29]; «Критическое десятилетие» [30] и иные ежегодные Послания Президента страны народу Казахстана» и т.д.

В контексте нашего исследования следует выделить работу казахстанского ученого Е. Ертысбаева «Казахстан и Назарбаев: логика перемен», в которой проведен объективный анализ современной казахстанской истории, позволяющий исследовать взаимосвязь и взаимозависимость всего спектра движущих сил внутриполитических процессов, анализировать деятельность главы государства в обеспечении полнокровного и сбалансированного развития Казахстана в условиях обостряющейся неравномерности мирового исторического процесса [31].

Весьма интересны научные труды казахстанских исследователей А.Д. Жусуповой [32-33] и Г.Н. Иренова [34-35].

В контексте изучения становления и развития института президентства выделяется работа М. Б. Касымбекова «Институт президентства как инструмент политической модернизации» [36]. В ней рассматривается политический феномен института президентства в развитии стран первого эшелона модернизации и государств, осуществляющих догоняющую модернизацию. На основе обширного материала автор исследует роль и место Президента РК Н. А. Назарбаева в процессе обретения Казахстаном независимости, его выдающийся вклад в строительство новой государственности, осуществление коренных преобразований общества и формирование нового образа жизни казахстанцев.

В совместной работе А.Н. Нысанбаева, М. С. Машана, Ж. Мурзалина, А. Тулегулова «Эволюция политической системы Казахстана» рассмотрены ключевые вопросы трансформации политических институтов современного Казахстана, анализируются концептуальные основы исследования постоталитарной модернизации политических систем, пути повышения адаптационных возможностей политической системы и становление политической элиты нашей страны [37].

В работе отечественного исследователя А.Х. Бижанова «Республика Казахстан: демократическая модернизация общества переходного периода» рассмотрены особенности и специфика переходного периода в контексте демократической модернизации казахстанского общества [38].

Несомненно, весьма ценной научной работой является книга казахстанского ученого, аналитика М. Ашимбаева «Политический транзит: от глобального к национальному измерению». По его мнению, по широте диапазона системные изменения в Казахстане затронули практически все сферы общественной жизни. Каждый казахстанец прочувствовал и пережил на своем жизненном опыте не только позитивные результаты реформ, но и их издержки, без которых, наверное, не обходится любая общественная модернизация [39].

Таким образом, изучению и анализу проблем модернизации Республики Казахстан с момента обретения независимости и суверенитета уделялось и уделяется достаточное научно-исследовательское внимание. Это подтверждает и наличие кандидатских и докторских диссертаций по трансформации и модернизации политической системы Республики Казахстан. В том числе, разносторонним проблемам политической модернизации Казахстана в контексте темы данного исследования посвящены работы таких казахстанских исследователей как Р.Б.Абсаттарова[40], З.И. Ашимовой[41], Г.Ж. Ельмуратова[42],, К.М. Жаулина[43], Г.Р. Нурымбетовой[44] и др.

Однако проблема ценностного измерения политической модернизации Республики Казахстан, как самостоятельная тема исследования, казахстанскими учеными-политологами еще не достаточно изучена, а научные разработки проблем национальных, общенациональных и общечеловеческих ценностей в целом не отвечают требованиям подлинной демократизации и обновления, модернизации общества. За годы модернизации казахстанского общества еще не было проведено комплексное, фундаментальное исследование по проблемам ценностных измерении политической модернизации в Республике Казахстан.

К сожалению, в настоящее время различным проблемам ценностного измерения политической модернизации общества, уделяется не достаточное внимание.

Научно-практическое исследование проблемы политической модернизации в ценностном измерении требует специального изучения. Данная задача имеет не только теоретическое значение, но и выходит на практику политическо-идеологической деятельности. Вместе с тем, проблема ценностного измерения политической модернизации страны пока остается не исследованной, как самостоятельная тема, прежде всего, на современном этапе в свете нового осмысления национальной и общенациональной действительности Казахстана.

Необходимость научного политологического анализа в свете нового осмысления проблемы, обусловили выбор темы, цели и задачи исследования. Предлагаемая диссертация в определенной мере восполняет этот пробел.

Объектом исследования диссертационной работы является проблема политическая модернизация и ценности в Республике Казахстан.

Предмет исследования анализ и обобщение политической модернизации в Республике Казахстан в ценностном измерении.

Цель диссертационной работы комплексное исследование формирования и развития политической модернизации Республики Казахстан в ценностном измерении на современном этапе.

Для достижения этой цели определены следующие задачи:

- уточнить и обобщить основные теоретико-методологические подходы и концепции ценностей и политической модернизации, сформулированные в современной политической науке как Республики Казахстан, так и в зарубежных странах;

- дать авторское видение категории «политическая модернизация», концептуальных парадигм транзитологии и аксиологии;

- проанализировать особенности модернизации традиционных обществ на современном этапе посредством изучения мирового опыта;



  • обобщить теоретические знания в области проблем развития культуры, традиций и ценностей в контексте влияния на процессы политической модернизации;

  • раскрытие связи сущности и видов ценностей в контексте политической модернизации как теоретико-методологической проблемы политологии;

- выявить политико-теоретические проблемы исследования политической модернизации Республики Казахстан на современном этапе, ее своеобразие;

  • раскрыть органическую связь политической модернизации с процессом становления и развития демократии через ценностные измерения в Казахстане в постсоветский период;

- сформулировать авторскую периодизацию модернизации политической системы Казахстана на современном этапе в контексте глобализационных и интеграционных процессов в мировом сообществе;

- определить основные этапы политической модернизации Республики Казахстан в ценностном измерении;

- выявить недостатки и проблемы осуществления политической модернизации в Республике Казахстан в ценностном измерении;

- обозначить ведущие тенденции политического развития Республики Казахстан на современном этапе, позволяющие обосновать политологические прогнозы в отношении углубления и дальнейшего развития демократических принципов;

- разработать некоторые рекомендации и предложения практического характера по дальнейшему продвижению политической модернизации в Республике Казахстан.

Методологической и теоретической основой исследования послужили концепции и знания, сформированные путем синтеза идей, принципов и научных подходов политологических и философских учений, а также других научных дисциплин. Такая комплексная проблема, как влияние культурных ценностей в процессе проведения политической модернизации Республики Казахстан на современном этапе, может быть исследована лишь на основе применения различных теоретико-методологических парадигм.

В диссертационной работе использованы логический, сравнительный, системный, социологический, институциональный, исторический анализы, а также другие интегрирующие исследовательские возможности методов философии, политологии, социологии, а также ценностный и структурно-функциональные подходы. При этом выстраивалась последовательность использования в одном исследовании названных методологий и осуществлялась отвечающая данной последовательности смена различных аспектов действительности.



следующая страница>


Политическая модернизация в Республике Казахстан в ценностном измерении 23. 00. 02 Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

Работа выполнена на кафедре политологии и социологии Казахского национального педагогического университета им. Абая

541.51kb.

09 10 2014
4 стр.


Политическая субъектность Республики Казахстан в контексте деятельности Шанхайской Организации Сотрудничества 23. 00. 02 Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

500.82kb.

09 10 2014
3 стр.


Социально-политическая консолидация казахстанского народа: особенности и проблемы 23. 00. 02 Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

678.81kb.

25 12 2014
4 стр.


Политологический анализ интеграционных процессов стран Центрально-Азиатского региона на современном этапе 23. 00. 02 Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

422.99kb.

09 10 2014
2 стр.


Политическая ответственность в условиях модернизации казахстанского общества

Специальность 23. 00. 02 – Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

418.73kb.

09 10 2014
3 стр.


Национальная и региональная безопасность как политическая стратегиЯ современной России 23. 00. 02 Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии
649.26kb.

16 12 2014
4 стр.


Современный российский парламентаризм: политические проблемы развития и их отражение в общественном мнении страны

Специальность 23. 00. 02 – политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

723.11kb.

17 12 2014
3 стр.


Федеративный процесс и укрупнение российских регионов

Специальность 23. 00. 02 – Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

408.93kb.

25 12 2014
3 стр.