Перейти на главную страницу
Шипицина Л.М., ЗащиринскаяО.В., Воронова А.П., Нилова Т.А.
Азбука общения (Основы коммуникации): Программа развития личности ребенка,навыков его общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). – СПб: ЛОИУУ, 1996. (Рекомендовано к изданию министерством образования российской федерации).
Учебный материал практического курса «Азбука общения» для детей от 4 до 7 лет рассчитан приблизительно на 40-44 занятия в год (1-2 раза в неделю по 15-30 минут).
Обзор программы
Раздел |
Цель |
Тема |
Дата |
Раздел 1. « Мир познания».
«Языки общения». Раздел 3. « Тайна
моего Я». Раздел 4. «Умение владеть собой». Песочная терапия.
Раздел 6. «Фантазии характеров». Раздел 7. «Этот странный взрослый мир». Раздел 8. « Культура общения». Раздел 9. « Мальчик и девочка».
|
Дать детям представления о связи и взаимозависимости человека, животных и растительного мира, об особенностях общения человека с окружающим миром; развивать образное мышление. Дать детям представление о различных средствах и способах коммуникации с окружающим внешним миром, показать значение органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения. Учить детей видеть и понимать себя, осознавать то, что хорошо думать и говорить о себе – это проявление чувства собственного достоинства; - формирование у детей способность оценивать свои поступки, чувства; умение отражать их художественными и выразительными ( в рисунке, словом) (жесты, мимика, движения) средствами. Научить детей контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм общения между людьми. Снижение психофизического напряжения. Повышение активности мышления, речи, взаимодействия со сверстниками. Учить обращать внимание ребенка на индивидуальные особенности своих сверстников и выражать свое мнение о них; *воспитывать умение общаться друг с другом, несмотря на разницу желаний, и возможностей детей; *развивать умение сотрудничать и сопереживать, оказывать заботу и внимание в отношениях друг к другу; *учить переживать полож. эмоц. состояния от общения с другими детьми и использовать изо.средства для выражения своего полож. эмоц. отношения к сверстникам; *учить детей высказывать свое мнение о друзьях; замечать их хорошие и плохие поступки; *развивать чувство радости хорошего настроения от общения со сверстниками; *воспитывать желание нести радость другим. Научить детей понимать, что можно и что нельзя делать; определять и сравнивать основные черты характера у людей; на основе полученных знаний строить свое поведение в общении друг с другом. Дать детям представление о нравственном поведении, которое необходимо во взаимоотношенииях между взрослыми людьми. Научить детей понимать окружающих взрослых в духе добра, уважения, доверия, взаимопонимания и взаимопомощи, воспитывать заботливое отношение к ним Дать детям представление о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить их с правилами этикета. Воспитывать культуру общения мальчиков и девочек с учетом специфических черт их характера. |
1.Тема:«Времена года» 2.Тема: «У природы нет плохой погоды» 3.Тема: «Мой ласковый и нежный зверь» 4.Тема: «Мои зеленые друзья». 1.Тема:«Мои умные помощники». 2.Тема: «Как я помню то, что помню» 3.Тема: «Язык жестов и движений» 4.Тема: «Язык чувств» 1.Тема: «Кто такой Я.
1.Тема: «Умей рассла-биться» 2.Тема: «Будь внима-телен» . 3.Тема: «Как поступить» 1.Тема:«Игра-знакомство с «Царством песка». 2.Тема:«Образование команд». 3. Тема:«Работа в команде». 4. Тема: «Мы идем в гости» 1.Тема: «Я и другой мы разные» 2.Тема: «Дружба» 3.Тема: «День рождения» 4.Тема: «Мы улыбаемся» 1.Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» 2.Тема: «Давай никогда не ссориться». 3.Тема: «Дурные привычки» 1.Тема: «Никого роднее мамы в целом мире нет» 2.Тема: «Мамы разные нужны, мамы всякие важны». 3.Тема: «Я должен спросить у мамы 4.Тема: «Как мы ходили в магазин» 5.Тема: «На улице».
2.Тема:«Давай погово-рим» 3.Тема: «Телефон» 4.Тема: «Напиши мне письмо» 5.Тема: «За столом»
2.Тема: «Маленькие рыцари и дамы» 3.Тема: «Дружба девочек и мальчиков» 4.Тема: «Играем вместе» |
Сентябрь Октябрь
Октябрь/ ноябрь
Ноябрь Ноябрь Ноябрь
Ноябрь/ декабрь Декабрь.
Январь-февраль Февраль
Март Апрель
Май |
Диагностика детей проводится:
входная – в сентябре на первом занятии;
промежуточная - в декабре, на занятиях песочной терапии;
констатирующая – в мае.
Раздел 1. « Мир познания»/единство с природой/.
1.Тема: «Времена года»/общение с природой/
4-5лет Задачи:
Учить детей видеть красоту окружающей природы, чувствовать, как она влияет на настроение. Обучение выразительным движениям и звукоподражанию. |
5-6 лет Задачи:
Дать общие представления о признаках лета, весны, зимы, осени. Учить работать вместе, составляя коллективную работу. Вызывать радостные эмоции в коллективной игре. |
6-7 лет Задачи:
Учить понимать и ценить красоту родной природы, чувствовать и понимать ее. Воспитывать умение рассказывать о своих переживаниях, разных эмоциональных состояниях под влиянием красоты природы. Дать детям представление о том, что общение с природой поможет им стать лучше, добрее, научит понимать хорошее и плохое. |
Знакомство «Экскурсия» в лес. Игра инсценировка «Гав-гав»;с64 П/и «Принеси шишки» с68 |
Знакомство. Рассматривание картины «Экскурсия в лес» с 67; П/и «Принеси шишки» с68 Кол. рисование «Осень наступила» с 69 И. «Листопад».
|
Знакомство. Д/и Времена года с 64 Беседа «Как я отдыхал летом» Д/и «Загадки о лете» с63; Игра «Салют из листьев» Соревнование «Чья команда быстрее соберет листья» Рисование «Чудеса лета»
|
4-5лет Задачи:
Научить детей понимать и оценивать различные явления в природе, их влияние на эмоциональное состояние человека. |
5-6 лет Задачи:
Научить детей понимать и оценивать различные явления в природе, их влияние на эмоциональное состояние человека; Учить детей передавать свои эмоциональные состояния в мимике, жестах, движениях под влиянием природных явлений. |
6-7 лет Задачи: дать детям представление о том, что в любом природном явлении можно найти хорошее и радостное; обучить детей передавать свои эмоциональные состояния в мимике, жестах, движениях под влиянием природных явлений. |
Беседа про погоду.с 80 Рисунок «Солнышко» Загадка про солнышко Игра-имитация «Дождь» с 81, «Лес шумит» с 82 Д/и «Какая бывает погода» П/и «Солнышко и дождик» с 83 |
Беседа «Про погоду».с 80 Д/и «Загадки про погоду»с 78 Этюд «Солнечные зайчики» с 77 Хороводная игра «По солнышку» с 80 Стрелкова Л. 3.1
|
1. Приветствие «Хлопки» Этюд «Просыпаемся утром, идем в детский сад» Беседа–опрос: С каким настроением пришли в д/с? Марионетки -солнышко и тучка.Сравнение двух картин осени. Загадки с занятия №1+ новые. Рисуем свое настроение ( солнышко или тучу). 2. Игровая тв. ситуация с 76 Сост-ние рассказа про погоду Рисование рассказа. с 77 Д/и «Загадки про погоду» с 78 П/и «Живое домино» с 80 Фесюкова с 416-420
|
4-5лет Задачи:
Расширять представления детей о том, что за животными нужно ухаживать, заботиться о них, не обижать; Воспитывать у детей желание ухаживать за животными. Тренировка тонких движений пальцев рук и закрепление знаний об особенностях голосовых реакций животных. Учить детей различать диких и домашних животных, особенности их обитания и отношение к ним человека; Дать представление о детенышах животных, показать, как взрослые животные заботятся о своих детенышах, общаются с ними, обучают их всему, охраняют от опасности.
|
5-6 лет Задачи:
Научить детей отвечать на вопросы о различении голосов домашних животных. Развитие у детей по характеру движений и походки правильного понимания особенностей общения животных. Учить детей характерным движениям животных. Развитие координации речи и движений в процессе общения. Научить умению пользоваться выразительными движениями для передачи настроения, чувств.
|
6-7 лет Задачи:
Научить детей видеть общие и специфические особенности общения разных животных друг с другом, возможности понимания ими друг друга, понимания их человеком ( по жестам, движениям, эмоциональным реакциям). Учить детей изображать характерные движения животных, развивать умение общения с ними. Формирование доброжелательного и заботливого отношения к домашним животным, обучение умению понимать особенности поведения животных. Воспитывать у детей любовь и привязанность к животным, умение сопереживать попавшим в беду зверям. |
И/драм. «Маша обедает» с 84
И. «Чей голос?» «Кто как разговаривает», «Повстречались», «Угощение» с 94, Д/и «Кто где живет?», «Кто чей?», «Загадки о дом животных» с96, П/и «Курочка хохлатка»с 97.
|
И/драм. «На бабушкином дворе»с 86, П/и «Кот Васька»с 87, «На птичьем дворе» с88, «Звери в лесу» с 89, И/драм. «Заяц» с 89; Хороводная игра с90; Д/и «Загадки о дом. животных» с 91 Имитация: медведь, лиса, волк.
|
1. Приветствие «Хлопки» Игрушки.«Кто я? Как меня зовут? Как я кричу?» Узнай меня по голосу (звукоподражание за ширмой)» Походка животных. Беседа «Расскажи о животных, которые живут в твоем доме» с98 2.Д/и «Расскажи о животных, которые живут в лесу» с99 Чтение стих. «Про котенка» с100 Беседа о животных с101.
|
4-5лет Задачи:
Научить детей узнавать овощи зрительно, научить детей узнавать овощи на ощупь, определять овощи по вкусу развивать бережное отношение к растениям; навыки ухода за ними |
5-6 лет Задачи:
Снять напряжение с мышц туловища, расслабиться. Совместное выполнение упражнений в команде. Формировать понимание значения растительного мира для хорошего настроения и самочувствия людей. |
6-7 лет Задачи:
Формировать понимание значения растительного мира для хорошего настроения и самочувствия людей. |
И. «Знаешь ли ты овощи?» «Чудесный мешочек» с 105; «Определи на вкус»105 «Загадки об овощах» с 106, П/и-хоровод«Огурчик» 107
|
Упр. На расслабление с104, Игра-драматизация «Сказка-сон» с107; Чтение стих. О цветах Загадки с 108 |
Приветствие «Хлопки» Разная осень( 2 картины) Тетушка Фекла с мешочком овощей: - ощупывание мешочка и выдвижение гипотез - достают овощи и фрукты, акцент на том, что это- овощ или фрукт? Игра «Фокус» Рисование (свеча). Игра «Толстячки и худышки» Инд. работа с мешочками. Игра Узнай на вкус. Рефлексия.
|
1.Тема: «Мои умные помощники»/глаза, уши, рот, нос, руки/
4-5лет Задачи:
показать роль наших умных помощников (органов чувств) в познании окружающего мира и их значение для развития общения (в процессе восприятия, внимания, памяти, двигательной и эмоциональных сферах) |
5-6 лет Задачи:
показать роль наших умных помощников (органов чувств) в познании окружающего мира и их значение для развития общения (в процессе восприятия, внимания, памяти, двигательной и эмоциональных сферах) |
6-7 лет Задачи:
показать роль наших умных помощников (органов чувств) в познании окружающего мира и их значение для развития общения (в процессе восприятия, внимания, памяти, двигательной и эмоциональных сферах) |
Чтение рассказа Е.Пермяка «Про нос и язык» с 112 Д/и «Посылка от обезьянки», «Послушай и угадай» с 113, «Олины помощники» с 58 (З)
|
Приветствие «В нашей группе». Чтение рассказа Е.Пермяка «Про нос и язык» с 112 Д/и «Посылка от обезьянки», «Послушай и угадай» с 113, «Что ты слышал?» с 73(з) «Олины помощники» с 58 (З) |
Приветствие «В нашей группе Чтение рассказа Е. Пермяка Беседа «А у вас так? Для чего вам нужны УП?» Игра «Послушай и угадай» Игра «Чудесный мешочек» (такт.ощущения) Найди в группе такую же поверхность. Инд работа: «Найди такую же форму» Шкатулка с запахом. Рефлексия.
|
2.Тема: «Как я помню то, что помню»/что мы помним друг о друге/
4-5лет Задачи:
Показать роль памяти (зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной) в процессе общения детей друг с другом, формировании личности и поведения ребенка. Развитие зрительно-моторной памяти и внимания |
5-6 лет Задачи:
Показать роль памяти (зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной) в процессе общения детей друг с другом, формировании личности и поведения ребенка. Развитие зрительно-моторной памяти и внимания |
6-7 лет Задачи:
Показать роль памяти (зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной) в процессе общения детей друг с другом, формировании личности и поведения ребенка. Развитие зрительной и эмоциональной памяти. Развитие слухоречевой памяти.
|
Д/и «Радио» с115, Упр. «Запомни движение», «Запомни мое лицо» с116, Д/и «Чего не стало?», «Кто больше знает имен?» с 116 |
Д/и «Чудесный мешочек с игрушками», И. «Фокусы», «Чемодан» с 15 (Галанов) И «Радио» «Кто больше знает имен?» с 116
|
Приветствие «В нашей группе» Вспомнить тему предыдущего занятия. Д/и «Чудесный мешочек с игрушками»( запомнить игрушку до конца занятия), И. «Поезд» (собрать чемодан) оценка кратк. памяти Запомни и нарисуй.(3-5 деталей). Оценка рисунка. Вспомни игрушку из волшебного мешочка (оценка длит. памяти) Рефлексия.
|
3.Тема: «Язык жестов и движений»
4-5лет Задачи:
обучать детей по особенностям жестов, мимике, движений различать определенные эмоциональные состояния окружающих взрослых людей и детей. |
5-6 лет Задачи:
обучать детей по особенностям жестов, мимике, движений различать определенные эмоциональные состояния окружающих взрослых людей и детей ; обучение детей выразительным движениям и жестам. |
6-7 лет Задачи:
учить воспроизводить выразительные позы и движения. Развитие пантомимики, последовательное изучение поз, походки и других выразительных движений. |
П/и «Веселый хоровод» с117, Инсц. «Мишка и зайка» с118 |
Приветствие «В нашей группе» Имитация:«Обезьянки» «Правила гигиены», «Кто лучше покажет позу», «Кто лучше пройдет» с 119 Этюды на имитацию выразительных движений. с 120-122. И. «Царь горох»
|
Приветствие «В нашей группе» Вспомнить умных помощников. Знакомство с языком жестов и движений. И. «Узнай по походке» И. покажи походку солдат, старого человека, ребенка... И. «Обезьянки». И. «Передай предмет» (жесты и движения).
|
4.Тема: «Язык чувств»/наши эмоции/
4-5лет Задачи:
дать представление детям об их собственных эмоциях и эмоциях других людей (хорошем и плохом настроении), учить быть внимательными к чувствам и желаниям других людей, обучать возможности разными средствами передавать свои эмоции другим людям. |
5-6 лет Задачи:
познакомить детей с эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением; Учить детей различать эмоции по схематическим изображениям; Учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом; продолжать учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; развивать эмпатию.
|
6-7 лет Задачи:
познакомить детей с эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением; Учить детей различать эмоции по схематическим изображениям; Познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими. Продолжать учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; развивать эмпатию. |
И «Я люблю свою лошадку»с122, Физкультминутка с лошадкой. Д/и «Настроение»123 Этюды на выражение эмоц.состояния.125-126 |
Приветствие. Чтение стихотворения «Облака». Рассматривание изображений и беседа. Беседа о своем настроении. И. «Найди пару и передай настроение» Рисование «Облачко» (веселое, грустное, сердитое, спокойное- на выбор) Рефлексия и пожелания друг другу.
|
Приветствие «Здравствуй, друг». Вспомнить УП. Знакомство с эмоциями, языком чувств. Внесение Дракоши. Беседа «Как себя вести, если Дракоша грустит ( злится, сердится, улыбается…) Работа с иллюстрациями –выбрать и назвать эмоцию. Рассмотреть конфликтную картинку «Космонавт», подвести к выводу, что эмоции человека выражаются на лице. Рисование эмоций. Рефлексия. |
Раздел 3 «Тайна моего Я».
1.Тема: «Кто такой Я» /мой автопортрет/
4-5лет Задачи:
учить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста. Тренировать у детей способность к подражанию взрослым и детям. |
5-6 лет Задачи:
Помочь детям понять собственную индивидуальность в окружающем мире. Воспитание у ребенка самоопределения в предметном мире, осознание своего тела и его специфических особенностей. |
6-7 лет Задачи:
Помочь детям понять собственную индивидуальность в окружающем мире. Воспитание у ребенка самоопределения в предметном мире, осознание своего тела и его специфических особенностей. |
Д/и «Мой портрет» с 127, Драм. «Наша Маша маленькая», И. «Почему так?»128 Тв/и. «Угадай кто это?»128, Д/и «Что есть у игрушки?» с129, Пальч. «Веселые колокольчики», Упр. «Обезьянка».131
|
И. «Почему так?»128 Тв/и. «Угадай кто это?»128, Д/и «Что есть у игрушки?» с129, Пальч. «Веселые колокольчики», Упр. «Обезьянка».131
|
1. Д/и «Мой портрет» с 127, И. «Почему так?»128 Тв/и. «Угадай кто это?»128, Д/и «Что есть у игрушки?» с129, Тв/и «Кто здесь кто?»129, Упр. «Обезьянка».131, Упр. «Кто я?»131. 2. Приветствие «В нашей группе» Чтение рассказа Пермяка «Про нос» Беседа: чем похожи? Чем отличаемся друг от друга? ( имя, внешность, одежда) Что такое портрет? Д/и «Портрет-картинка» Рисование автопортрета. И. «Узнай друга по портрету»
|
2.Тема: «Я сам» /ощущение собственной значимости/.
4-5лет Задачи:
Развивать у детей умение видеть и понимать себя, свой внешний и внутренний мир. |
5-6 лет Задачи:
Научить детей средствами пантомимы выражать особенности своей внешности, движений. |
6-7 лет Задачи:
Развивать у детей умение видеть и понимать себя, свой внешний и внутренний мир. |
Д/и «Мой день»131, С/р «Забавные гномики»132, Этюды на осознание собственных мышечных и эмоциональных ощущений.133-137.
|
Д/и «Мой день»131, С/р «Забавные гномики»132, Этюды на осознание собственных мышечных и эмоциональных ощущений.133-137.
|
Вспомнить тему предыдущего занятия. Вводная беседа «Зачем уметь все делать самому?» Продолжалка «Я люблю..» Чтение стихотворения «Мой день» Беседа «Что вы умеете делать сами?»(Переход: а еще он мечтает завести животных). Стихотворение «Моя мечта» Беседа «Какого животного вы хотели бы завести?» Диагн-е рисование и беседа
|
4-5лет Задачи:
Развивать у детей способность оценивать свои желания, дать ребенку понять, что настроение зависит от желаний и ситуаций. |
5-6 лет Задачи:
Учить детей с помощью мимики и выразительных движений с активным использованием пальцев рук отражать различные чувства |
6-7 лет Задачи:
Повышение самооценки участников, расширение представлений о самих себе, формирование доброжелательных отношений в группе. Учить отражать свои желания в рисунке. |
С/р «Ярмарка» 137 Беседа «Моя мечта», Этюд «Вот какой малыш»с138 Тв/и «Я волшебник» Пальч/и «Зайчики и волк» Этюд «Зайчики» |
С/р «Ярмарка» 137 Тв/и «Я волшебник» Пальчиковая игра «Зайчики и волк»
|
Беседа «Моя мечта», Загадки «Кто это? Что это?» с 68 Занятие «Наши достоинства». Рисование подарка самому себе. |
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №38 «Солнышко» комбинированного вида г. Орска»
06 10 2014
5 стр.
Т. Ю. Кужелева. Практикум по культуре речевого общения: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 1 курса специальности «Лингвистика». Тюмень: Издательс
10 09 2014
1 стр.
Программа курса «Практикум по культуре речевого общения (английский язык)». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2005. – 20 с
24 09 2014
1 стр.
Крейндлин Г. Е., Кронгауз М. А. Семиотика, или Азбука общения: уч пособие. – М.: Флинта, 2004. – 240 с
26 09 2014
1 стр.
Программа курса построена…в виде практических занятий на приемах организации иноязычного общения разного типа
14 12 2014
1 стр.
Таким образом, главной целью курса "Практика речевого общения" является развитие и закрепление этих навыков с особенным акцентом на применение всех полученных студентами умений в к
28 09 2014
1 стр.
Программа курса предназначена для студентов 4 курса биологического факультета по специальностям «биология» и«биоэкология»
15 12 2014
1 стр.
Рабочая программа разработана на основе программы курса «Обществознание»
18 12 2014
1 стр.