Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5

Шипицина Л.М., ЗащиринскаяО.В., Воронова А.П., Нилова Т.А.

Азбука общения (Основы коммуникации): Программа развития личности ребенка,навыков его общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). – СПб: ЛОИУУ, 1996. (Рекомендовано к изданию министерством образования российской федерации).
Учебный материал практического курса «Азбука общения» для детей от 4 до 7 лет рассчитан приблизительно на 40-44 занятия в год (1-2 раза в неделю по 15-30 минут).

Обзор программы


Раздел

Цель

Тема

Дата

Раздел 1.

« Мир познания».
Раздел 2.

«Языки общения».

Раздел 3.

« Тайна


моего Я».

Раздел 4. «Умение владеть собой».


Песочная

терапия.
Раздел 5. «Как мы видим друг друга».

Раздел 6. «Фантазии характеров».

Раздел 7. «Этот странный взрослый мир».

Раздел 8.

« Культура общения».

Раздел 9.

« Мальчик и девочка».


Дать детям представления о связи и взаимозависимости человека, животных и растительного мира, об особенностях общения человека с окружающим миром; развивать образное мышление.
Дать детям представление о различных средствах и способах коммуникации с окружающим внешним миром, показать значение органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения.
Учить детей видеть и понимать себя, осознавать то, что хорошо думать и говорить о себе – это проявление чувства собственного достоинства;

- формирование у детей способность оценивать свои поступки, чувства; умение отражать их художественными и выразительными ( в рисунке, словом) (жесты, мимика, движения) средствами.


Научить детей контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм общения между людьми.

Снижение психофизического напряжения. Повышение активности мышления, речи, взаимодействия со сверстниками.


Учить обращать внимание ребенка на индивидуальные особенности своих сверстников и выражать свое мнение о них;

*воспитывать умение общаться друг с другом, несмотря на разницу желаний, и возможностей детей;

*развивать умение сотрудничать и сопереживать, оказывать заботу и внимание в отношениях друг к другу;

*учить переживать полож. эмоц. состояния от общения с другими детьми и использовать изо.средства для выражения своего полож. эмоц. отношения к сверстникам;

*учить детей высказывать свое мнение о друзьях; замечать их хорошие и плохие поступки;

*развивать чувство радости хорошего настроения от общения со сверстниками;

*воспитывать желание нести радость другим.


Научить детей понимать, что можно и что нельзя делать; определять и сравнивать основные черты характера у людей; на основе полученных знаний строить свое поведение в общении друг с другом.

Дать детям представление о нравственном поведении, которое необходимо во взаимоотношенииях между взрослыми людьми. Научить детей понимать окружающих взрослых в духе добра, уважения, доверия, взаимопонимания и взаимопомощи, воспитывать заботливое отношение к ним

Дать детям представление о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить их с правилами этикета.

Воспитывать культуру общения мальчиков и девочек с учетом специфических черт их характера.




1.Тема:«Времена года»

2.Тема: «У природы нет плохой погоды»

3.Тема: «Мой ласковый и нежный зверь»

4.Тема: «Мои зеленые друзья».


1.Тема:«Мои умные помощники».

2.Тема: «Как я помню то, что помню»

3.Тема: «Язык жестов и движений»

4.Тема: «Язык чувств»

1.Тема: «Кто такой Я.
2.Тема: «Я сам»
3.Тема: «Я хочу»

1.Тема: «Умей рассла-биться»

2.Тема: «Будь внима-телен» .

3.Тема: «Как поступить»


1.Тема:«Игра-знакомство с «Царством песка».

2.Тема:«Образование команд».

3. Тема:«Работа в команде».

4. Тема: «Мы идем в гости»


1.Тема: «Я и другой мы разные»
2.Тема: «Дружба»
3.Тема: «День рождения»
4.Тема: «Мы улыбаемся»

1.Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»


2.Тема: «Давай никогда не ссориться».
3.Тема: «Дурные привычки»
1.Тема: «Никого роднее мамы в целом мире нет»

2.Тема: «Мамы разные нужны, мамы всякие важны».

3.Тема: «Я должен спросить у мамы

4.Тема: «Как мы ходили в магазин»

5.Тема: «На улице».
1.Тема: «Секрет вол-шебных слов»

2.Тема:«Давай погово-рим»

3.Тема: «Телефон»

4.Тема: «Напиши мне письмо»

5.Тема: «За столом»
1.Тема: «Внешность»

2.Тема: «Маленькие рыцари и дамы»

3.Тема: «Дружба девочек и мальчиков»

4.Тема: «Играем вместе»



Сентябрь

Октябрь


Октябрь/

ноябрь


Ноябрь
Ноябрь

Ноябрь
Ноябрь


Ноябрь/ декабрь

Декабрь.


Январь-февраль

Февраль


Март

Апрель


Май

Диагностика детей проводится:

входная – в сентябре на первом занятии;

промежуточная - в декабре, на занятиях песочной терапии;

констатирующая – в мае.

Раздел 1. « Мир познания»/единство с природой/.

1.Тема: «Времена года»/общение с природой/


4-5лет

Задачи:


Учить детей видеть красоту окружающей природы, чувствовать, как она влияет на настроение.

Обучение выразительным движениям и звукоподражанию.



5-6 лет

Задачи:


Дать общие представления о признаках лета, весны, зимы, осени.

Учить работать вместе, составляя коллективную работу. Вызывать радостные эмоции в коллективной игре.



6-7 лет

Задачи:


Учить понимать и ценить красоту родной природы, чувствовать и понимать ее. Воспитывать умение рассказывать о своих переживаниях, разных эмоциональных состояниях под влиянием красоты природы.

Дать детям представление о том, что общение с природой поможет им стать лучше, добрее, научит понимать хорошее и плохое.




Знакомство

«Экскурсия» в лес.

Игра инсценировка «Гав-гав»;с64

П/и «Принеси шишки» с68



Знакомство.

Рассматривание картины «Экскурсия в лес» с 67;

П/и «Принеси шишки» с68

Кол. рисование «Осень наступила» с 69

И. «Листопад».


Знакомство.

Д/и Времена года с 64

Беседа «Как я отдыхал летом»

Д/и «Загадки о лете» с63;

Игра «Салют из листьев»

Соревнование «Чья команда быстрее соберет листья»

Рисование «Чудеса лета»


2.Тема: «У природы нет плохой погоды»/общение с внешним миром/


4-5лет

Задачи:


Научить детей понимать и оценивать различные явления в природе, их влияние на эмоциональное состояние человека.

5-6 лет

Задачи:


Научить детей понимать и оценивать различные явления в природе, их влияние на эмоциональное состояние человека; Учить детей передавать свои эмоциональные состояния в мимике, жестах, движениях под влиянием природных явлений.

6-7 лет

Задачи: дать детям представление о том, что в любом природном явлении можно найти хорошее и радостное; обучить детей передавать свои эмоциональные состояния в мимике, жестах, движениях под влиянием природных явлений.



Беседа про погоду.с 80

Рисунок «Солнышко»

Загадка про солнышко

Игра-имитация «Дождь» с 81, «Лес шумит» с 82

Д/и «Какая бывает погода»

П/и «Солнышко и дождик» с 83



Беседа «Про погоду».с 80

Д/и «Загадки про погоду»с 78

Этюд «Солнечные зайчики» с 77

Хороводная игра «По солнышку» с 80

Стрелкова Л. 3.1


1. Приветствие «Хлопки»

Этюд «Просыпаемся утром, идем в детский сад»

Беседа–опрос: С каким настроением пришли в д/с? Марионетки -солнышко и тучка.Сравнение двух картин осени.

Загадки с занятия №1+ новые.

Рисуем свое настроение ( солнышко или тучу).

2. Игровая тв. ситуация с 76

Сост-ние рассказа про погоду

Рисование рассказа. с 77

Д/и «Загадки про погоду» с 78

П/и «Живое домино» с 80

Фесюкова с 416-420


3.Тема: «Мой ласковый и нежный зверь»/общение с животными/


4-5лет

Задачи:


Расширять представления детей о том, что за животными нужно ухаживать, заботиться о них, не обижать;

Воспитывать у детей желание ухаживать за животными.

Тренировка тонких движений пальцев рук и закрепление знаний об особенностях голосовых реакций животных.

Учить детей различать диких и домашних животных, особенности их обитания и отношение к ним человека;

Дать представление о детенышах животных, показать, как взрослые животные заботятся о своих детенышах, общаются с ними, обучают их всему, охраняют от опасности.


5-6 лет

Задачи:


Научить детей отвечать на вопросы о различении голосов домашних животных.

Развитие у детей по характеру движений и походки правильного понимания особенностей общения животных.

Учить детей характерным движениям животных.

Развитие координации речи и движений в процессе общения.

Научить умению пользоваться выразительными движениями для передачи настроения, чувств.


6-7 лет

Задачи:


Научить детей видеть общие и специфические особенности общения разных животных друг с другом, возможности понимания ими друг друга, понимания их человеком ( по жестам, движениям, эмоциональным реакциям).

Учить детей изображать характерные движения животных, развивать умение общения с ними.

Формирование доброжелательного и заботливого отношения к домашним животным, обучение умению понимать особенности поведения животных.

Воспитывать у детей любовь и привязанность к животным, умение сопереживать попавшим в беду зверям.



И/драм. «Маша обедает»

с 84


И. «Чей голос?»

«Кто как разговаривает», «Повстречались», «Угощение» с 94,

Д/и «Кто где живет?»,

«Кто чей?», «Загадки о дом животных» с96,

П/и «Курочка хохлатка»с 97.


И/драм. «На бабушкином дворе»с 86,

П/и «Кот Васька»с 87,

«На птичьем дворе» с88,

«Звери в лесу» с 89,

И/драм. «Заяц» с 89;

Хороводная игра с90;

Д/и «Загадки о дом. животных» с 91

Имитация: медведь, лиса,

волк.


1. Приветствие «Хлопки»

Игрушки.«Кто я? Как меня зовут? Как я кричу?»

Узнай меня по голосу (звукоподражание за ширмой)» Походка животных.

Беседа «Расскажи о животных, которые живут в твоем доме» с98

2.Д/и «Расскажи о животных, которые живут в лесу» с99

Чтение стих. «Про котенка» с100

Беседа о животных с101.


4.Тема: «Мои зеленые друзья»/общение с растениями/.

4-5лет

Задачи:


Научить детей узнавать овощи зрительно, научить детей узнавать овощи на ощупь, определять овощи по вкусу развивать бережное отношение к растениям; навыки ухода за ними


5-6 лет

Задачи:


Снять напряжение с мышц туловища, расслабиться.

Совместное выполнение упражнений в команде. Формировать понимание значения растительного мира для хорошего настроения и самочувствия людей.



6-7 лет

Задачи:


Формировать понимание значения растительного мира для хорошего настроения и самочувствия людей.


И. «Знаешь ли ты овощи?»

«Чудесный мешочек» с 105;

«Определи на вкус»105

«Загадки об овощах» с 106,

П/и-хоровод«Огурчик» 107


Упр. На расслабление с104,

Игра-драматизация «Сказка-сон» с107;

Чтение стих. О цветах

Загадки с 108



Приветствие «Хлопки»

Разная осень( 2 картины)

Тетушка Фекла с мешочком овощей:

- ощупывание мешочка и выдвижение гипотез

- достают овощи и фрукты, акцент на том, что это- овощ или фрукт?

Игра «Фокус»

Рисование (свеча).

Игра «Толстячки и худышки»

Инд. работа с мешочками.

Игра Узнай на вкус.

Рефлексия.


Раздел 2. « Языки общения» /навыки общения с внешним миром/.

1.Тема: «Мои умные помощники»/глаза, уши, рот, нос, руки/




4-5лет

Задачи:


показать роль наших умных помощников (органов чувств) в познании окружающего мира и их значение для развития общения (в процессе восприятия, внимания, памяти, двигательной и эмоциональных сферах)

5-6 лет

Задачи:


показать роль наших умных помощников (органов чувств) в познании окружающего мира и их значение для развития общения (в процессе восприятия, внимания, памяти, двигательной и эмоциональных сферах)

6-7 лет

Задачи:


показать роль наших умных помощников (органов чувств) в познании окружающего мира и их значение для развития общения (в процессе восприятия, внимания, памяти, двигательной и эмоциональных сферах)


Чтение рассказа Е.Пермяка «Про нос и язык» с 112

Д/и «Посылка от обезьянки», «Послушай и угадай» с 113,

«Олины помощники» с 58 (З)


Приветствие «В нашей группе».

Чтение рассказа Е.Пермяка «Про нос и язык» с 112

Д/и «Посылка от обезьянки», «Послушай и угадай» с 113, «Что ты слышал?» с 73(з)

«Олины помощники» с 58 (З)



Приветствие «В нашей группе

Чтение рассказа Е. Пермяка

Беседа «А у вас так? Для чего вам нужны УП?»

Игра «Послушай и угадай»

Игра «Чудесный мешочек» (такт.ощущения)

Найди в группе такую же поверхность.

Инд работа: «Найди такую же форму»

Шкатулка с запахом.

Рефлексия.

2.Тема: «Как я помню то, что помню»/что мы помним друг о друге/




4-5лет

Задачи:


Показать роль памяти (зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной) в процессе общения детей друг с другом, формировании личности и поведения ребенка.

Развитие зрительно-моторной памяти и внимания



5-6 лет

Задачи:


Показать роль памяти (зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной) в процессе общения детей друг с другом, формировании личности и поведения ребенка.

Развитие зрительно-моторной памяти и внимания



6-7 лет

Задачи:


Показать роль памяти (зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной) в процессе общения детей друг с другом, формировании личности и поведения ребенка.

Развитие зрительной и эмоциональной памяти.

Развитие слухоречевой памяти.


Д/и «Радио» с115,

Упр. «Запомни движение», «Запомни мое лицо» с116,

Д/и «Чего не стало?»,

«Кто больше знает имен?» с 116



Д/и «Чудесный мешочек с игрушками»,

И. «Фокусы»,

«Чемодан» с 15 (Галанов)

И «Радио»

«Кто больше знает имен?» с 116


Приветствие «В нашей группе»

Вспомнить тему предыдущего занятия.

Д/и «Чудесный мешочек с игрушками»( запомнить игрушку до конца занятия),

И. «Поезд» (собрать чемодан) оценка кратк. памяти

Запомни и нарисуй.(3-5 деталей). Оценка рисунка.

Вспомни игрушку из волшебного мешочка (оценка длит. памяти)

Рефлексия.

3.Тема: «Язык жестов и движений»




4-5лет

Задачи:


обучать детей по особенностям жестов, мимике, движений различать определенные эмоциональные состояния окружающих взрослых людей и детей.

5-6 лет

Задачи:


обучать детей по особенностям жестов, мимике, движений различать определенные эмоциональные состояния окружающих взрослых людей и детей ;

обучение детей выразительным движениям и жестам.



6-7 лет

Задачи:


учить воспроизводить выразительные позы и движения.

Развитие пантомимики, последовательное изучение поз, походки и других выразительных движений.



П/и «Веселый хоровод» с117,

Инсц. «Мишка и зайка» с118



Приветствие «В нашей группе»

Имитация:«Обезьянки»

«Правила гигиены»,

«Кто лучше покажет позу», «Кто лучше пройдет» с 119 Этюды на имитацию выразительных движений. с 120-122.

И. «Царь горох»


Приветствие «В нашей группе»

Вспомнить умных помощников.

Знакомство с языком жестов и движений.

И. «Узнай по походке»

И. покажи походку солдат, старого человека, ребенка...

И. «Обезьянки».

И. «Передай предмет» (жесты и движения).

4.Тема: «Язык чувств»/наши эмоции/




4-5лет

Задачи:


дать представление детям об их собственных эмоциях и эмоциях других людей (хорошем и плохом настроении), учить быть внимательными к чувствам и желаниям других людей, обучать возможности разными средствами передавать свои эмоции другим людям.

5-6 лет

Задачи:


познакомить детей с эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением;

Учить детей различать эмоции по схематическим изображениям;

Учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом; продолжать учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; развивать эмпатию.


6-7 лет

Задачи:


познакомить детей с эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением;

Учить детей различать эмоции по схематическим изображениям;

Познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими.

Продолжать учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; развивать эмпатию.



И «Я люблю свою лошадку»с122,

Физкультминутка с лошадкой.

Д/и «Настроение»123

Этюды на выражение эмоц.состояния.125-126



Приветствие.

Чтение стихотворения «Облака».

Рассматривание изображений и беседа.

Беседа о своем настроении.

И. «Найди пару и передай настроение»

Рисование «Облачко» (веселое, грустное, сердитое, спокойное- на выбор)

Рефлексия и пожелания друг другу.


Приветствие «Здравствуй, друг».

Вспомнить УП. Знакомство с эмоциями, языком чувств.

Внесение Дракоши.

Беседа «Как себя вести, если Дракоша грустит ( злится, сердится, улыбается…)

Работа с иллюстрациями –выбрать и назвать эмоцию.

Рассмотреть конфликтную картинку «Космонавт», подвести к выводу, что эмоции человека выражаются на лице.

Рисование эмоций.

Рефлексия.


Раздел 3 «Тайна моего Я».

1.Тема: «Кто такой Я» /мой автопортрет/

4-5лет

Задачи:


учить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста.

Тренировать у детей способность к подражанию взрослым и детям.



5-6 лет

Задачи:


Помочь детям понять собственную индивидуальность в окружающем мире. Воспитание у ребенка самоопределения в предметном мире, осознание своего тела и его специфических особенностей.

6-7 лет

Задачи:


Помочь детям понять собственную индивидуальность в окружающем мире.

Воспитание у ребенка самоопределения в предметном мире, осознание своего тела и его специфических особенностей.



Д/и «Мой портрет» с 127,

Драм. «Наша Маша маленькая»,

И. «Почему так?»128

Тв/и. «Угадай кто это?»128,

Д/и «Что есть у игрушки?» с129,

Пальч. «Веселые колокольчики»,

Упр. «Обезьянка».131


И. «Почему так?»128

Тв/и. «Угадай кто это?»128,

Д/и «Что есть у игрушки?» с129,

Пальч. «Веселые колокольчики»,

Упр. «Обезьянка».131


1. Д/и «Мой портрет» с 127,

И. «Почему так?»128

Тв/и. «Угадай кто это?»128,

Д/и «Что есть у игрушки?» с129,

Тв/и «Кто здесь кто?»129, Упр. «Обезьянка».131,

Упр. «Кто я?»131.

2. Приветствие «В нашей группе»

Чтение рассказа Пермяка «Про нос»

Беседа: чем похожи? Чем отличаемся друг от друга? ( имя, внешность, одежда)

Что такое портрет?

Д/и «Портрет-картинка»

Рисование автопортрета.

И. «Узнай друга по портрету»

2.Тема: «Я сам» /ощущение собственной значимости/.




4-5лет

Задачи:


Развивать у детей умение видеть и понимать себя, свой внешний и внутренний мир.

5-6 лет

Задачи:


Научить детей средствами пантомимы выражать особенности своей внешности, движений.

6-7 лет

Задачи:


Развивать у детей умение видеть и понимать себя, свой внешний и внутренний мир.

Д/и «Мой день»131,

С/р «Забавные гномики»132,

Этюды на осознание собственных мышечных и эмоциональных ощущений.133-137.


Д/и «Мой день»131,

С/р «Забавные гномики»132,

Этюды на осознание собственных мышечных и эмоциональных ощущений.133-137.


Вспомнить тему предыдущего занятия. Вводная беседа «Зачем уметь все делать самому?»

Продолжалка «Я люблю..»

Чтение стихотворения «Мой день»

Беседа «Что вы умеете делать сами?»(Переход: а еще он мечтает завести животных).

Стихотворение «Моя мечта»

Беседа «Какого животного вы хотели бы завести?»

Диагн-е рисование и беседа


3.Тема: «Я хочу»/мои чувства и желания/.

4-5лет

Задачи:


Развивать у детей способность оценивать свои желания, дать ребенку понять, что настроение зависит от желаний и ситуаций.

5-6 лет

Задачи:


Учить детей с помощью мимики и выразительных движений с активным использованием пальцев рук отражать различные чувства

6-7 лет

Задачи:


Повышение самооценки участников, расширение представлений о самих себе, формирование доброжелательных отношений в группе.

Учить отражать свои желания в рисунке.



С/р «Ярмарка» 137

Беседа «Моя мечта»,

Этюд «Вот какой малыш»с138

Тв/и «Я волшебник»

Пальч/и «Зайчики и волк»

Этюд «Зайчики»



С/р «Ярмарка» 137

Тв/и «Я волшебник»

Пальчиковая игра «Зайчики и волк»


Беседа «Моя мечта»,

Загадки «Кто это? Что это?» с 68

Занятие «Наши достоинства».

Рисование подарка самому себе.




<предыдущая страница | следующая страница>


Программа практического курса «азбука общения»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №38 «Солнышко» комбинированного вида г. Орска»

1092.29kb.

06 10 2014
5 стр.


Практикум по культуре речевого общения учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов 1 курса специальности

Т. Ю. Кужелева. Практикум по культуре речевого общения: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 1 курса специальности «Лингвистика». Тюмень: Издательс

389.7kb.

10 09 2014
1 стр.


Практикум по культуре речевого общения (английский язык) направление 620100 (031200. 65) «Лингвистика и межкультурная коммуникация»

Программа курса «Практикум по культуре речевого общения (английский язык)». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2005. – 20 с

345.54kb.

24 09 2014
1 стр.


Література Базова

Крейндлин Г. Е., Кронгауз М. А. Семиотика, или Азбука общения: уч пособие. – М.: Флинта, 2004. – 240 с

29.83kb.

26 09 2014
1 стр.


Аннотация рабочей программы дисциплины

Программа курса построена…в виде практических занятий на приемах организации иноязычного общения разного типа

225.28kb.

14 12 2014
1 стр.


Цель и задачи дисциплины

Таким образом, главной целью курса "Практика речевого общения" является развитие и закрепление этих навыков с особенным акцентом на применение всех полученных студентами умений в к

29.3kb.

28 09 2014
1 стр.


Программа курса основы общей экологии и рационального природпользования специальность: 011600 биология; 013500 биоэкология

Программа курса предназначена для студентов 4 курса биологического факультета по специальностям «биология» и«биоэкология»

197.6kb.

15 12 2014
1 стр.


Программа курса по подготовке к олимпиадам по обществознанию представляет интегрированный курс обществознания, экономики, политологии, социологии и права для учащихся 8-11 классов

Рабочая программа разработана на основе программы курса «Обществознание»

170.13kb.

18 12 2014
1 стр.