Перейти на главную страницу
г. Яранска Кировской области
Утверждена педагогическим советом
Протокол №1 от 30 августа 2010 года
Директор школы
_____________________М.М. Ванчугов
ПРОГРАММА
«Трудный подросток»
г. Яранск, 2010
О сложной ситуации в детской и подростковой среде свидетельствуют данные Государственного доклада «О положении детей в Российской Федерации». Растет распространенность в детской и подростковой среде алкоголизма. Сохраняется большое число венерических заболеваний у подростков (в 2004 году зарегистрировано 9, 3 тыс. случаев). Увеличивается число детей и подростков, оставшихся без попечения родителей (в 2004 году выявлено 128 075 таких детей). Сохраняется на высоком уровне число подростков, доставленных в органы внутренних дел за совершение преступлений и административные правонарушения (в 2004 г. - 1 140 169 чел.). Число преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии, составило в 2004 г. 185,4 тыс. В 2004 г. объявлялся местный и федеральный розыск в отношении 43, 9 тыс. несовершеннолетних. Увеличилось и число родителей (опекунов, попечителей), с которыми органы внутренних дел вынуждены вести специальную работу по предупреждению безнадзорности детей. Приведенные данные дают основания для вывода о существенных масштабах девиантного поведения детей и подростков, которое во многих случаях приобретает характер делинквентного поведения. Ежегодно в школе увеличивается количество детей, состоящих на внутришкольном учете. Количество детей, состоящих в ПДН не снижается (4-6 человек). Учащиеся школы нарушают правила поведения в школе и в общественных местах, учащаются случаи появления подростков в нетрезвом виде. Возросло количество краж, совершаемых несовершеннолетними. Количество неблагополучных семей также увеличивается. Это связано с тем, что многие родители вынуждены долгое время отсутствовать в семье (работают за пределами области), дети, таким образом, предоставлены самим себе, или же остаются под присмотром родственников. Часть родителей являются безработными, пьющими и не выполняют обязанности родителей по воспитанию детей.
Существующая практика профилактической деятельности в наибольшей мере направлена на предупреждение повторных нарушений учащимися с девиантным поведением, в наименьшей - на предупреждение первичных форм девиантного поведения. Методы разъяснительной работы зачастую оказываются малоэффективными, так как сама разъяснительная работа часто строится как серия «лобовых мероприятий», а не включается в логику учебного процесса.
На практике в той или иной мере используются все средства профилактики, но в ограниченных масштабах и не систематически. Эффективное использование средств профилактики возможно при взаимодействии образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием и других административных структур. Но такое взаимодействие является одним из слабых мест в системе профилактики.
Наиболее важной в решении вопросов профилактической деятельности остается работа с семьей. Отсутствие воспитания во многих семьях, их низкий культурный уровень, асоциальное поведение родителей, нежелание и неумение образовательных учреждений целенаправленно заниматься трудными семьями множат проблемы детской и подростковой дезадаптации. Для решения этих и других вопросов профилактики требуется разработка комплексных подходов, повышение координационной и контролирующей роли муниципальных органов управления образованием, ответственности должностных лиц, органов и учреждений образования по устранению причин и условий детской и подростковой преступности и социальной дезадаптации.
Эффективность профилактической деятельности в системе образования можно повысить за счет:
В самом общем понимании профилактика - это совокупность мероприятий образовательного учреждения, направленных на предупреждение, устранение и нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении детей и подростков.
Указанные проблемы требуют системного подхода к совершенствованию мер профилактики девиантного поведения. При этом профилактическое воздействие оказывается в рамках различных подходов:
Меры общей профилактики должны обеспечивать вовлечение учащихся в жизнь школы и предупреждать их неуспеваемость, создавая условия для нормального формирования детей и подростков. Смысл этих мер заключается в обеспечении условий, необходимых для удовлетворения значимых для учащихся потребностей, обусловленных спецификой их возраста, и блокированием факторов, которые могут оказать негативное воздействие на поведение учащихся в кризисной ситуации.
В деятельности педагогического коллектива в общей профилактике выделяются следующие направления:
1) сохранение психологического здоровья участников образовательного процесса (меры, связанные с созданием условий, сберегающих психологическое здоровье педагога и школьника);
- учить подростков осознанию своих жизненных трудностей (возрастных и
Меры специальной профилактики должны обеспечивать возможность выявления всех учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними на индивидуальном уровне. Меры специальной профилактики направлены в основном на предупреждение конкретных видов отклонений: табакокурения, алкоголизма, наркомании, проституции, суицида, безнадзорности и беспризорности, правонарушений, преступности.
Можно выделить следующие элементы системы специальной профилактики в образовательном учреждении:
Простроить такую систему работы образовательного учреждения возможно при условии включения в профилактическую деятельность всех субъектов образовательного процесса на основе четкого самоопределения каждого специалиста в профилактике, в том числе: классных руководителей преимущественно в рамках информационного и педагогического подходов, социальных педагогов в рамках социально-профилактического подхода, школьных медицинских работников в рамках медико-биологического подхода; школьных психологов в рамках психологического подхода, администрации школы в рамках административного подхода.
Организация деятельности образовательного учреждения по профилактике, минимизации и коррекции девиантного поведения подростков.
Закон РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями)
Семейный Кодекс РФ (от 29.12.1995 № 223 - ФЗ)
Федеральный закон (от 28.06.95 № 98 - ФЗ) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»
Федеральный закон (от 28.01.98 № 3 - ФЗ) «О наркотических средствах и психотропных веществах»
Федеральный закон (от 24.07.98 № 124 - ФЗ) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями)
Федеральный закон (от 24.06.99 № 120 - ФЗ) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Федеральный закон (от 17.07.99 № 178 - ФЗ) «О государственной социальной помощи»
Указ Президента РФ (от 15.01.98 № 29 - ФЗ) «О президентской программе «Дети России»
Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г., № 420)
Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998г., № 867)
Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (Приказ Министерства образования РФ от 22 октября 1999г., № 636)
Примерное положение о Центре содействия укреплению здоровья обучающихся воспитанников образовательного учреждения (Приказ Министерства образования РФ от 15 мая 2000 г., № 1418)
7. Теоретические основы программы:
В зарубежной науке психология девиантного поведения сложилась как самостоятельная научная и учебная дисциплина. В России эта наука не имеет такого теоретического и эмпирического опыта: она на пути становления и развития. Тем не менее ни у зарубежных, ни у отечественных авторов нет единой точки зрения на термин «отклоняющееся поведение».
В отечественной психолого-педагогической литературе проблемы, посвященные девиантному поведению, связаны главным образом с трудными детьми и подростками, которые представляют собой группу повышенного социального риска. В науке существует несколько понятий, характеризующих эту группу подростков: «трудновоспитуемый ребенок» (Ю.В.Гербеев, Н.Н.Верцинская, А.И.Кочетов), «трудный подросток» (С.А.Беличева, Л.М.Зюбин), «педагогически запущенный ребенок» (Г.П.Медведев, О.В.Свиридов), «социально-педагогически запущенный ребенок» (И.А.Невский), «подросток с асоциальным поведением» (В.Ф.Володько, И.А.Фурманов), «подросток с отклоняющимся поведением» (В.Н.Кудрявцев).
Поведение, отклоняющееся от нормы (отклоняющееся поведение, или асоциально поведение). Термин социальное отклонение означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими и нарушаются. В эту группу попадают: преступники, отшельники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы.
Социальные отклонения могут иметь для общества двоякое значение. Позитивные -служат средством, механизмом развития системы, повышения уровня её организованности, устраняя устаревшие стандарты поведения. Негативные - дезорганизуют систему (Я.И. Гилинский).
Виды социальных отклонений (К.Ю. Добрин):
- невыполнение социальных обязанностей,
Виды девиантного поведения:
мнимая девиантность (вынужденное отклонение в поведении - подросток вынужден украсть, чтобы поесть),
истинная девиантность Поведение подростков отличается рядом особенностей:
При оптимальных условиях воспитания указанные особенности подростков могут быть нейтрализованы соответствующей социально-положительной деятельностью. При неблагоприятных социальных условиях эти особенности «катализируют» вредные влияния, приобретают негативную направленность.
Динамизм психической деятельности подростка в одинаковой мере делает его податливым как в сторону социально-позитивных, так и в сторону социально-негативных влияний. В силу этих обстоятельств ряд авторов предлагают различать «первичную» и «вторичную» девиацию.
И.С. Кон утверждает, что стремление к лидерству и престижности как поиск самоутверждения может нанести серьезный урон самосознанию, порождать честолюбие, неадекватность самооценки личностных свойств, противоречивость во взаимоотношениях с окружающими.
На поведение подростка оказывает влияние и складывающаяся «система отношений» (В.Мясищев), особенности взаимоотношений с учителями, их положение в классе, психологическая атмосфера в школе, отношение учащихся к обучению, классу, самой школе, своим сверстникам, своему будущему, жизненным целям (А.Личко).
На значимость для подростка принадлежности к неформальным группам, к асоциальным и антисоциальным компаниям, руководимым правонарушителями, его социально-статусного положения в микросоциальных, социометрических исследованиях указывают Я.Л.Коломинский и другие авторы.
По данным А.В. Мудрика и И.С. Кона, типичными чертами подростков являются стремление к новизне, к оригинальности поведения (в том числе и отклоняющегося), желание понимать, борться, достигать, утверждаться, пытаться изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения. Это становится почвой для девиантного поведения. Следует отметить, что особенности личности подростка оказываются противоречивыми. Например, потребность в аффилиации не исключает любви и тяготения к одиночеству; доверительность в общении с друзьями сочетается со скрытностью в общении с родителями; тенденции к самоутверждению, постоянный интерес к оценке своих качеств другими переплетается с напускным равнодушием к оценке себя взрослыми и сверстниками.
Ю.А. Клейберг определил девиантное поведение как специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним. Для этого используются собственные приемы самовыражения: сленг, стиль, символика, мода, манеры, поступок и т.п. При этом девиантные действия выступают:
Считается, что в подростковых девиациях наиболее ярко выступают следующие особенности:
высокая аффективная заряженность поведенческих реакций;
импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию;
кратковременность реакций с критическим выходом;
низкий уровень стимуляции;
недифференцированная направленность реагирования;
высокий уровень готовности к девиантным действиям. Девиантные подростки часто обнаруживают ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что затрудняет их общение с окружающими и создает значительные трудности с точки зрения их воспитания. Для девиантных подростков характерны тревожность, дефектность ценностной системы (особенно в области целей и смысла жизни).
К средовым факторам относятся неправильные отношения в семье, ошибки в школьном воспитании, изоляция от товарищей и другое. Сама школа представляет собой определенную среду, которая может провоцировать любое поведение личности. Каждая школа характеризуется определенными отношениями между учащимися, между учащимися и учителями, между учителями и администрацией. Эта система отношений, весь уклад школьной жизни являются весьма значимым фактором формирования социального поведения учащихся.
По данным исследований, противоправное поведение возникает не вдруг, ему предшествует серия поступков, которые расцениваются как аморальные, антиобщественные и которые говорят о деформации личности подростка.
Выделяют следующие стадии развития отклоняющегося поведения:
5) Противоправное и преступное поведение, основу которого составляют различные правонарушения и преступления.
Эти, довольно условные этапы обычно сменяют друг друга, составляя определенную линию развития. В некоторых случаях противоправное поведение может возникнуть внезапно у подростка, который до этого проявлял себя лишь с положительной стороны. Это может быть результатом сильного влияния извне, случайного стечения обстоятельств, психологических стрессов и других патогенных факторов. Но в большинстве случаев оно лишь следствие длительно действующих неблагоприятных факторов, таких, как систематическая неуспеваемость, отчуждение в семье, в школьном коллективе, психологический дискомфорт, ведущих к психологической дестабилизации, дезориентации, дезадаптации личности в окружающей ее микросреде.
Многие дети к моменту поступления в школу уже имеют различные отклонения от нормы в своем психическом и физическом развитии, это обусловлено как биологическими факторами (повреждение генетического аппарата, родовые травмы, асфиксии, бытовые травмы и болезни), так социальными (плохое питание, неустроенность быта) и педагогическими (серьезные недостатки, ошибки, просчеты воспитания в семье, дошкольных учреждениях). Все эти группы факторов сочетаются. В результате, поступив в школу, такие дети начинают испытывать серьезные трудности в адаптации к усложняющимся по мере перехода из класса в класс требованиям. Низкая адаптация обуславливает неадекватные поведенческие реакции, вместо адаптации происходит дезадаптация. Она может проявляться трояко: в формировании устойчивых стереотипов отклоняющегося и асоциального поведения; в формировании патологических черт характера; в деформации системы отношений данного несовершеннолетнего с окружающими его людьми.
Особенности младшего подросткового возраста определяют и особенности отклоняющегося поведения, которые в основном связаны с невыполнением подростком своих социальных обязанностей. Вместе с тем, хотя и редко, уже встречается и поведение, связанное с нарушением норм морали (курение, употребление спиртного и т.п.). В этом возрасте впервые кража становится достаточно распространенным явлением. Нарушение норм морали и права совершается подростком почти всегда в группе. Единоличное антиобщественное поведение в этом возрасте - явление исключительно редкое.
Механизм формирования антиобщественного поведения младшего подростка (11-13 лет) может быть описан следующим образом. В пятом классе у подростков снижается успеваемость. Плохая учеба влечет за собой три рода конфликтов: между подростком и учителем; между подростком и классом; между подростком и родителями. Если конфликты вовремя не разрешены, подросток оказывается вне основных социальных коллективов. Но особенности этого возраста таковы, что он не может находиться в изоляции. Подросток ищет группу сверстников, в которых он был бы равным, и находит ее среди подростков, находящихся в таком же положении. Так формируется отрицательная группа подростков. В ней действуют уже другие, нежели в школьном коллективе или семье, способы самоутверждения - от курения и мелких краж до употребления спиртного и избиения «отличников».
Переход от младшего к старшему подростковому возрасту (14-15 лет) сопровождается рядом изменений. Свобода действия, независимость, поиск самого себя, стремление к популярности, потребность что-то значить, высокий уровень самолюбия - основные характеристики подростка на данном этапе развития личности. Существенно изменяется в этом возрасте отношение к коллективу и друзьям. В коллективе старший подросток стремится добиться большей в большей степени автономии, чем поддержки, для него более значимо утвердиться в собственном мнении, чем во мнении других, важнее достойно выглядеть в собственных глазах, чем в глазах окружающих. Особенностью подростков данного возраста является потребность гордиться своими родителями, поэтому одной из основных причин семейных конфликтов является разочарование в своих родителях. Следствием описанных особенностей являются изменения в интенсивности и содержании отклоняющегося поведения. Формы отклоняющегося поведения связаны с нарушением норм морали и права. Значительно чаще обнаруживаются смешанные и сложные формы отклоняющегося поведения.
Следующую стадию развития личности - юность (16-17 лет) - определяют как период перехода от детства к взрослости. На этом этапе впервые обретается автономия от семьи и других формальных коллективов и приобретает большое значение дружба. В этом возрасте несовершеннолетние часто попадают в конфликтные ситуации. В результате несоответствия требований жизни и знания реальной обстановки возникает противоречие между ожиданиями и действительностью, между завышенным уровнем потребностей и ограниченными возможностями их удовлетворения. Эти противоречия могут повлечь неудовлетворенность учебой, трудом, отношениями в семье, следствием чего являются конфликтные ситуации, которые могут привести к преступному поведению.
Этот возрастной контингент совершает большинство всех преступлений несовершеннолетних. Для него характерны сложные формы отклоняющегося поведения, выше уровень распространения курения, употребления алкоголя, наркотических веществ, половой распущенности. В этом возрасте чаще, чем в подростковом, совершаются агрессивные преступления: тяжкие телесные повреждения, изнасилования, насильственные формы изъятия имущества. 16-17-летние чаще, чем подростки, совершают преступления единолично.
В советской педагогике сформировалось три основных концепции воспитания «трудных» подростков.
10 10 2014
3 стр.
Помочь шестиклассникам разобраться в содержании рассказов П. Краснова «Шатохи» и е носова «Трудный хлеб»; привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятиями «у
23 09 2014
1 стр.
Юрий Вяземский – писатель необычный. Необычны и темы его произведений. «Трудный вторник» – история жизни мальчика, которому было предсказано великое и одновременно страшное будущее
30 09 2014
27 стр.
Я не торопил события, почти уверенный, что приход его к нам всего лишь случайность. Но Бахмутов продолжал приходить на наши
15 12 2014
13 стр.
Урок литературы в 7 классе с применением технологии личностно-ориентированного подхода разработан учителем Дьяконовской средней школы Яблоковой Л. В
25 12 2014
1 стр.
Задание Подростковый возраст – самый трудный из всех детских возрастов. Его называют переходным возрастом. Почему?
23 09 2014
1 стр.
О. де Бальзаком, Э. Золя, Мориак исследует тончайшие нюансы человеческой психологии. В центре повествования большинства его произведений – отношения внутри семьи
25 12 2014
13 стр.
Мы с вами будем также разговаривать и о проблеме подросткового алкоголизма, т к текст, над которым мы сегодня будем работать, носит именно такое название «Алкоголь и подросток»
01 10 2014
1 стр.