Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отельных предметов №2 имени Александра Жаркова

г. Яранска Кировской области


Утверждена педагогическим советом

Протокол №1 от 30 августа 2010 года

Директор школы

_____________________М.М. Ванчугов
ПРОГРАММА

«Трудный подросток»

г. Яранск, 2010



  1. Тема программы: «Трудный подросток»

  2. Сроки реализации программы: 2010-2013гг.

  3. Актуальность проекта:

Проблема «трудных» учащихся - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Среди подростков усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и насилие, возросла преступность.

О сложной ситуации в детской и подростковой среде свидетельствуют данные Государственного доклада «О положении детей в Российской Федерации». Растет распространенность в детской и подростковой среде алкоголизма. Сохраняется большое число венерических заболеваний у подростков (в 2004 году зарегистрировано 9, 3 тыс. случаев). Увеличивается число детей и подростков, оставшихся без попечения родителей (в 2004 году выявлено 128 075 таких детей). Сохраняется на высоком уровне число подростков, доставленных в органы внутренних дел за совершение преступлений и административные правонарушения (в 2004 г. - 1 140 169 чел.). Число преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии, составило в 2004 г. 185,4 тыс. В 2004 г. объявлялся местный и федеральный розыск в отношении 43, 9 тыс. несовершеннолетних. Увеличилось и число родителей (опекунов, попечителей), с которыми органы внутренних дел вынуждены вести специальную работу по предупреждению безнадзорности детей. Приведенные данные дают основания для вывода о существенных масштабах девиантного поведения детей и подростков, которое во многих случаях приобретает характер делинквентного поведения. Ежегодно в школе увеличивается количество детей, состоящих на внутришкольном учете. Количество детей, состоящих в ПДН не снижается (4-6 человек). Учащиеся школы нарушают правила поведения в школе и в общественных местах, учащаются случаи появления подростков в нетрезвом виде. Возросло количество краж, совершаемых несовершеннолетними. Количество неблагополучных семей также увеличивается. Это связано с тем, что многие родители вынуждены долгое время отсутствовать в семье (работают за пределами области), дети, таким образом, предоставлены самим себе, или же остаются под присмотром родственников. Часть родителей являются безработными, пьющими и не выполняют обязанности родителей по воспитанию детей.



Проблемы профилактики отклоняющегося поведения подростков.

Существующая практика профилактической деятельности в наибольшей мере направлена на предупреждение повторных нарушений учащимися с девиантным поведением, в наименьшей - на предупреждение первичных форм девиантного поведения. Методы разъяснительной работы зачастую оказываются малоэффективными, так как сама разъяснительная работа часто строится как серия «лобовых мероприятий», а не включается в логику учебного процесса.

На практике в той или иной мере используются все средства профилактики, но в ограниченных масштабах и не систематически. Эффективное использование средств профилактики возможно при взаимодействии образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием и других административных структур. Но такое взаимодействие является одним из слабых мест в системе профилактики.

Наиболее важной в решении вопросов профилактической деятельности остается работа с семьей. Отсутствие воспитания во многих семьях, их низкий культурный уровень, асоциальное поведение родителей, нежелание и неумение образовательных учреждений целенаправленно заниматься трудными семьями множат проблемы детской и подростковой дезадаптации. Для решения этих и других вопросов профилактики требуется разработка комплексных подходов, повышение координационной и контролирующей роли муниципальных органов управления образованием, ответственности должностных лиц, органов и учреждений образования по устранению причин и условий детской и подростковой преступности и социальной дезадаптации.

Эффективность профилактической деятельности в системе образования можно повысить за счет:


  • совершенствования организации управления этой деятельностью;

  • повышения уровня профессиональной квалификации педагогических и управленческих кадров;

  • стимулирования общественной активности;

  • использования мер финансовой поддержки эффективной профилактической деятельности;

  • взаимодействия педагогов, психологов, социальных педагогов, медицинских работников школы через реализацию комплексного подхода при четкой организации их деятельности администрацией;

  • организации тесного профессионального сотрудничества всех субъектов профилактической деятельности в рамках подготовки и проведения психолого-педагогического консилиума (административного совета, малого педсовета по проблемам трудных подростков) на пути поиска наиболее эффективных, индивидуально обусловленных, гуманистически ориентированных методов и приемов помощи трудному подростку;

  • построения четких организационно-управленческих моделей взаимодействия образовательных учреждений с комиссией по делам несовершеннолетних, медицинскими учреждениями, отделами по делам молодежи, учреждениями дополнительного образования и учреждениями культуры, детскими общественными организациями.

Очевидно, что система образования является важным, но не единственным социальным институтом, который несет ответственность за предупреждение девиантного поведения детей и подростков. Основными структурами, которые должны играть ведущую роль в формировании и совершенствовании системы профилактики асоциального поведения, могут стать органы государственного управления, занимающиеся вопросами семьи, детства и молодежи, органы местного самоуправления, общественные организации (при поддержке государства) и органы внутренних дел. Вместе с тем система образования должна нести свою долю ответственности за решение проблем профилактики. Система образования имеет наибольшие возможности для обеспечения ранней профилактики девиантного поведения. Раннюю профилактику девиантного поведения в условиях образовательного учреждения следует рассматривать как необходимое звено воспитательной и образовательной деятельности школы, направленной на решение проблем социализации учащихся. Профилактические программы должны быть направлены на решение проблем, значимых не только для общества в целом, но и обеспечивающих решение проблем, актуальных для учащихся.

Система профилактики отклоняющегося поведения подростков в образовательном учреждении

В самом общем понимании профилактика - это совокупность мероприятий образовательного учреждения, направленных на предупреждение, устранение и нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении детей и подростков.

Указанные проблемы требуют системного подхода к совершенствованию мер профилактики девиантного поведения. При этом профилактическое воздействие оказывается в рамках различных подходов:


  • информационный (просвещение подростков в области социальных норм, прав и обязанностей, требований общества к морально-нравственным нормам граждан);

  • социально-профилактический (выявление, устранение и нейтрализация причин и условий девиаций);

  • медико-биологический (лечебно-профилактические мероприятия среди подростков, страдающих различными аномалиями, в том числе имеющих наследственную предрасположенность, например, к алкоголизму);

  • псиолого-профилактический (восстановление и коррекция качеств личности трудного подростка, помощь в социальной адаптации);

  • педагогический (устранение причин девиаций, которые связаны с недостаточным или неправильным воспитанием и обучением в семье и школе);

  • административный (связанный с применением санкций к подростку, совершившему девиантный поступок, основанный на административных мерах в управлении образовательным учреждением и привлечении правовых органов).

В системе профилактической деятельности школы выделяют два направления: меры общей профилактики и меры специальной профилактики.

Меры общей профилактики

Меры общей профилактики должны обеспечивать вовлечение учащихся в жизнь школы и предупреждать их неуспеваемость, создавая условия для нормального формирования детей и подростков. Смысл этих мер заключается в обеспечении условий, необходимых для удовлетворения значимых для учащихся потребностей, обусловленных спецификой их возраста, и блокированием факторов, которые могут оказать негативное воздействие на поведение учащихся в кризисной ситуации.

В деятельности педагогического коллектива в общей профилактике выделяются следующие направления:

1) сохранение психологического здоровья участников образовательного процесса (меры, связанные с созданием условий, сберегающих психологическое здоровье педагога и школьника);



  1. формирование и развитие уклада школьной жизни (меры, связанные с развитием внутришкольного самоуправления, повышением гражданской грамотности учащихся и педагогов, а также с развитием системы внеурочной деятельности, детского социального проектирования, открытости образовательного учреждения для социального партнерства);

  2. предупреждение неуспеваемости учащихся (меры, связанные с совершенствованием обучения и стиля педагогического общения, исключением возможности перегрузки учащихся, с отказом учителя от домашних заданий, рассчитанных на помощь ребенку со стороны родителя, с индивидуализацией учебного процесса, с психологической поддержкой развития подростка).

Психологическое сопровождение образовательного процесса на стадии общей профилактики предполагает активную работу в рамках родительских собраний по повышению психологической культуры семьи, работу с педагогическим коллективом по развитию психологической компетентности педагога, работу с подростками с целью:

- учить подростков осознанию своих жизненных трудностей (возрастных и


индивидуальных) и формировать готовность решать свои проблемы;

  • учить навыкам саморегуляции психического состояния (от осознания до способов эффективной разрядки);

  • учить навыкам эффективной коммуникации со сверстниками, учителями и родителями (включая коррекцию коммуникативных трудностей);

  • обучать навыкам уверенного поведения и эффективным способам отказа от неконструктивных поступков в ситуации группового давления (включая коррекцию самооценки и работу по принятию своего тела, своего пола, своей личности);

  • формировать умение видеть в сложной ситуации многообразие вариантов поведения, делать осознанный выбор, взвешивая позитивные стороны и негативные (риск);

  • формировать ответственное отношение к другим и себе, к своему телу, своему-здоровью, своему будущему;

  • содействовать позитивному принятию и выстраиванию (планированию) будущего;

  • оказывать индивидуальную помощь в профессиональном самоопределении;

  • оказывать психологическую помощь ученику в стрессовой ситуации.

Меры специальной профилактики

Меры специальной профилактики должны обеспечивать возможность выявления всех учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними на индивидуальном уровне. Меры специальной профилактики направлены в основном на предупреждение конкретных видов отклонений: табакокурения, алкоголизма, наркомании, проституции, суицида, безнадзорности и беспризорности, правонарушений, преступности.

Можно выделить следующие элементы системы специальной профилактики в образовательном учреждении:


  • выявление и учет школьников, требующих особого педагогического внимания, в том числе определение детей «группы риска» по фактору семейного неблагополучия;

  • анализ причин отклонения в поведении;

  • определение и реализация мер, направленных на коррекцию поведения и связанных с системой отношений внутри школы («ученик-учитель», «ученик-ученик»);

  • определение и реализация мер по коррекции поведения, связанных с «внешкольными» факторами (отношения в семье, отношение к ребенку в семье, материальное положение семьи, контакты с криминальными группами и т.д.);

  • определение и реализация мер по коррекции поведения, связанных с вовлечением учащихся в социально ценные виды деятельности (дополнительное образование, спорт, общественная работа);

осуществление мер, связанных с применением санкций в отношении несовершеннолетнего или его родителей.

Простроить такую систему работы образовательного учреждения возможно при условии включения в профилактическую деятельность всех субъектов образовательного процесса на основе четкого самоопределения каждого специалиста в профилактике, в том числе: классных руководителей преимущественно в рамках информационного и педагогического подходов, социальных педагогов в рамках социально-профилактического подхода, школьных медицинских работников в рамках медико-биологического подхода; школьных психологов в рамках психологического подхода, администрации школы в рамках административного подхода.



Для эффективного осуществления специальных профилактических мер необходимо выделить те признаки девиантного поведения учащихся, которые лежат в сфере ответственности различных специалистов школы согласно задачам их профессиональной деятельности и компетентности.

Классный руководитель организует профилактическую работу при признаках девиаций в сферах учебной деятельности, поведения и проведения подростком свободного времени: 1) отношение к учебе (равнодушие, нежелание учиться); 2) успеваемость (отставание в учебе, низкая успеваемость, затруднения в освоении учебных программ, систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам); 3) поведение в школе (прогулы, систематические нарушения дисциплины, нецензурная брань и жаргонная речь, порча школьного имущества, срыв уроков, драки); 4) поведение в семье (побеги из дома, невыполнение домашних обязанностей, непослушание, ложь); 5) досуг (отсутствие систематических занятий в кружках и секциях, вхождение подростка в асоциальную группу, употребление спиртных напитков, наркотиков, курение, бесконтрольная работа на улице, пребывание в игровых и компьютерных залах, нахождение вне дома без взрослых в позднее время, и т.д.). В профилактической работе с трудными подростками классный руководитель (учитель) использует методы и технологии педагогики.

Социальный педагог организует профилактическую работу при признаках девиаций в сферах противоправных действий, отношения к труду и профессиональной деятельности и взаимоотношений со взрослыми: 1) противоправные поступки (бродяжничество, попрошайничество, работа на улице, азартные игры, употребление наркотиков, проституция, кражи, вымогательство, порча имущества, нанесение телесных повреждений, учет в КДН); 2) выбор профессии (профессиональная неопределенность, незнание своих возможностей и способностей, неразвитость тех черт личности, которые необходимы для выбранной профессии); 3) отношение к труду (отрицательное отношение к труду, недобросовестное отношение к труду, невыполнение трудовых обязанностей в школе и дома, раннее вступление в трудовые отношения, связанные с работой на улице); 4) взаимоотношения с учителями (конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями, грубость, бестактность, ложь); 5) взаимоотношения с родителями (конфликтный характер взаимоотношений, ложь, грубость, хамство).

Психолог организует профилактическую работу при признаках девиаций в сферах взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, отношения к труду и профессиональной деятельности: 1) положение в классе (изоляция, противопоставление себя коллективу, положение дезорганизатора, положение вожака микрогруппы, состоящих из «трудных» учащихся); 2) характер взаимоотношений со сверстниками (жестокость, пренебрежительное отношение к сверстникам, ранние половые связи, аморальные поступки); 3) принадлежность к различным асоциальным молодежным группам и религиозным сектам; 4) взаимоотношения с учителями (конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями, грубость, бестактность, ложь); 5) взаимоотношения с родителями (конфликтный характер взаимоотношений, ложь, грубость, хамство); 6) выбор профессии (профессиональная неопределенность, незнание своих возможностей и способностей, неразвитость тех черт личности, которые необходимы для выбранной профессии); 7) отношение к труду (отрицательное отношение к труду, недобросовестное отношение к труду, невыполнение трудовых обязанностей в школе и дома, раннее вступление в трудовые отношения, связанные с работой на улице).

4. Цель программы:

Организация деятельности образовательного учреждения по профилактике, минимизации и коррекции девиантного поведения подростков.



5. Задачи программы:

  • Построение системы мер общей профилактики отклоняющегося поведения подростков на основе комплексного подхода (в рамках деятельности всех специалистов образовательного учреждения)

  • Построение системы мер специальной профилактики отклоняющегося поведения у подростков «группы риска» на основе комплексного подхода (в рамках деятельности всех специалистов образовательного учреждения).

  • Разработка модели взаимодействия с организациями и учреждениями, решающими проблемы трудных подростков (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при органах местного самоуправления, учреждения социальной защиты, органы опеки и попечительства, учреждения здравоохранения, центры занятости, органы внутренних дел).

6. Нормативно-правовая база проекта:

Закон РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями)

Семейный Кодекс РФ (от 29.12.1995 № 223 - ФЗ)

Федеральный закон (от 28.06.95 № 98 - ФЗ) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»

Федеральный закон (от 28.01.98 № 3 - ФЗ) «О наркотических средствах и психотропных веществах»

Федеральный закон (от 24.07.98 № 124 - ФЗ) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями)

Федеральный закон (от 24.06.99 № 120 - ФЗ) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Федеральный закон (от 17.07.99 № 178 - ФЗ) «О государственной социальной помощи»

Указ Президента РФ (от 15.01.98 № 29 - ФЗ) «О президентской программе «Дети России»

Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г., № 420)

Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998г., № 867)

Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (Приказ Министерства образования РФ от 22 октября 1999г., № 636)

Примерное положение о Центре содействия укреплению здоровья обучающихся воспитанников образовательного учреждения (Приказ Министерства образования РФ от 15 мая 2000 г., № 1418)

7. Теоретические основы программы:

В зарубежной науке психология девиантного поведения сложилась как самостоятельная научная и учебная дисциплина. В России эта наука не имеет такого теоретического и эмпирического опыта: она на пути становления и развития. Тем не менее ни у зарубежных, ни у отечественных авторов нет единой точки зрения на термин «отклоняющееся поведение».

В отечественной психолого-педагогической литературе проблемы, посвященные девиантному поведению, связаны главным образом с трудными детьми и подростками, которые представляют собой группу повышенного социального риска. В науке существует несколько понятий, характеризующих эту группу подростков: «трудновоспитуемый ребенок» (Ю.В.Гербеев, Н.Н.Верцинская, А.И.Кочетов), «трудный подросток» (С.А.Беличева, Л.М.Зюбин), «педагогически запущенный ребенок» (Г.П.Медведев, О.В.Свиридов), «социально-педагогически запущенный ребенок» (И.А.Невский), «подросток с асоциальным поведением» (В.Ф.Володько, И.А.Фурманов), «подросток с отклоняющимся поведением» (В.Н.Кудрявцев).

Поведение, отклоняющееся от нормы (отклоняющееся поведение, или асоциально поведение). Термин социальное отклонение означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими и нарушаются. В эту группу попадают: преступники, отшельники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы.

Социальные отклонения могут иметь для общества двоякое значение. Позитивные -служат средством, механизмом развития системы, повышения уровня её организованности, устраняя устаревшие стандарты поведения. Негативные - дезорганизуют систему (Я.И. Гилинский).

Виды социальных отклонений (К.Ю. Добрин):



  • корыстной направленности (хищения, кражи, спекуляции - в основе материальная выгода),

  • агрессивной ориентации (оскорбления, хулиганство, побои, убийство - направлены против личности),

  • социально-пассивного типа (уклонение от учёбы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, погружение в мир иллюзий, разрушающих психику, самоубийство - уход от активной общественной жизни, уклонение от своих гражданских обязанностей и долга, нежелание решать как личные, так и социальные проблемы).

Виды социальных отклонений (Г.И. Забрянский):

- невыполнение социальных обязанностей,



  • нарушение норм морали,

  • нарушение норм права (не уголовного),

  • нарушение уголовного закона.

Девиантное поведение_- система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Отклоняющееся поведение - это и есть девиантное.

Виды девиантного поведения:



  • непротивоправное (уголовно не наказуемое, собственно девиантное),

  • преступное (делинквентное, уголовно наказуемое),

  • криминальное (противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела).

Виды девиантного поведения (Гиббоне Д., Джоунс Дж.):

мнимая девиантность (вынужденное отклонение в поведении - подросток вынужден украсть, чтобы поесть),

истинная девиантность Поведение подростков отличается рядом особенностей:


  • недостаточностью жизненного опыта и низким уровнем самокритики,

  • отсутствием всесторонней оценки жизненных обстоятельств,

  • повышенной эмоциональной возбудимостью, импульсивностью,

  • двигательной и вербальной активностью,

внушаемостью,

  • обостренностью чувства независимости,

  • стремлением к престижу в референтной группе,

  • негативизмом,

- неуравновешенностью возбуждения и торможения.

При оптимальных условиях воспитания указанные особенности подростков могут быть нейтрализованы соответствующей социально-положительной деятельностью. При неблагоприятных социальных условиях эти особенности «катализируют» вредные влияния, приобретают негативную направленность.

Динамизм психической деятельности подростка в одинаковой мере делает его податливым как в сторону социально-позитивных, так и в сторону социально-негативных влияний. В силу этих обстоятельств ряд авторов предлагают различать «первичную» и «вторичную» девиацию.


  • Первичная девиация - это собственно ненормативное поведение, имеющее различные причины («бунт» подростка, стремление к самореализации, которые почему-либо не осуществляются в рамках нормативного поведения).

  • Вторичная девиация - подтверждение (вольное или невольное) того ярлыка, которым общество отметило ранее имевшее место поведение.

Д.И.Фельдштейн утверждал, что самоутверждение подростка может играть социально-полярные основания - от подвига до правонарушения.

И.С. Кон утверждает, что стремление к лидерству и престижности как поиск самоутверждения может нанести серьезный урон самосознанию, порождать честолюбие, неадекватность самооценки личностных свойств, противоречивость во взаимоотношениях с окружающими.

На поведение подростка оказывает влияние и складывающаяся «система отношений» (В.Мясищев), особенности взаимоотношений с учителями, их положение в классе, психологическая атмосфера в школе, отношение учащихся к обучению, классу, самой школе, своим сверстникам, своему будущему, жизненным целям (А.Личко).

На значимость для подростка принадлежности к неформальным группам, к асоциальным и антисоциальным компаниям, руководимым правонарушителями, его социально-статусного положения в микросоциальных, социометрических исследованиях указывают Я.Л.Коломинский и другие авторы.

По данным А.В. Мудрика и И.С. Кона, типичными чертами подростков являются стремление к новизне, к оригинальности поведения (в том числе и отклоняющегося), желание понимать, борться, достигать, утверждаться, пытаться изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения. Это становится почвой для девиантного поведения. Следует отметить, что особенности личности подростка оказываются противоречивыми. Например, потребность в аффилиации не исключает любви и тяготения к одиночеству; доверительность в общении с друзьями сочетается со скрытностью в общении с родителями; тенденции к самоутверждению, постоянный интерес к оценке своих качеств другими переплетается с напускным равнодушием к оценке себя взрослыми и сверстниками.

Ю.А. Клейберг определил девиантное поведение как специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним. Для этого используются собственные приемы самовыражения: сленг, стиль, символика, мода, манеры, поступок и т.п. При этом девиантные действия выступают:



  • в качестве средства достижения значимой цели;

  • как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;

  • как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении (в этом случае девиантное поведение непосредственно связано с «Я-концепцией» личностиподростка).

Отклоняющееся поведение несовершеннолетних является результатом взаимодействия двух факторов: влияния среды и уровня социализации личности. Низкий уровень социализации личности подростка характеризуется неразвитостью свойств субъекта общения, деятельности и самосознания и соответствующей им неадекватной активностью во взаимодействии с окружением. Эти особенности переживаются подростком как особый образ «Я» и выражаются в неадекватной самооценке и неудовлетворенности.

Считается, что в подростковых девиациях наиболее ярко выступают следующие особенности:

высокая аффективная заряженность поведенческих реакций;

импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию;

кратковременность реакций с критическим выходом;

низкий уровень стимуляции;

недифференцированная направленность реагирования;

высокий уровень готовности к девиантным действиям. Девиантные подростки часто обнаруживают ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что затрудняет их общение с окружающими и создает значительные трудности с точки зрения их воспитания. Для девиантных подростков характерны тревожность, дефектность ценностной системы (особенно в области целей и смысла жизни).

К средовым факторам относятся неправильные отношения в семье, ошибки в школьном воспитании, изоляция от товарищей и другое. Сама школа представляет собой определенную среду, которая может провоцировать любое поведение личности. Каждая школа характеризуется определенными отношениями между учащимися, между учащимися и учителями, между учителями и администрацией. Эта система отношений, весь уклад школьной жизни являются весьма значимым фактором формирования социального поведения учащихся.

По данным исследований, противоправное поведение возникает не вдруг, ему предшествует серия поступков, которые расцениваются как аморальные, антиобщественные и которые говорят о деформации личности подростка.

Выделяют следующие стадии развития отклоняющегося поведения:


  1. Неодобряемое поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством и т.д.

  2. Порицаемое поведение, вызывающее более или менее резкое осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, лживости, нечестности).

  3. Девиантное поведение, основу которого составляют нравственно отрицательные действия и поступки (нечестность, лживость, притворство, ложь, лицемерие, эгоизм, эгоцентризм, конфликтность, агрессивность, кражи и т.д.), принявшие характер систематических или привычных.

4) Предпреступное поведение, которое несет в себе зачатки криминального и деструктивного поведения - эпизодические умышленные нарушения норм и требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе: хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т.д.

5) Противоправное и преступное поведение, основу которого составляют различные правонарушения и преступления.

Эти, довольно условные этапы обычно сменяют друг друга, составляя определенную линию развития. В некоторых случаях противоправное поведение может возникнуть внезапно у подростка, который до этого проявлял себя лишь с положительной стороны. Это может быть результатом сильного влияния извне, случайного стечения обстоятельств, психологических стрессов и других патогенных факторов. Но в большинстве случаев оно лишь следствие длительно действующих неблагоприятных факторов, таких, как систематическая неуспеваемость, отчуждение в семье, в школьном коллективе, психологический дискомфорт, ведущих к психологической дестабилизации, дезориентации, дезадаптации личности в окружающей ее микросреде.

Многие дети к моменту поступления в школу уже имеют различные отклонения от нормы в своем психическом и физическом развитии, это обусловлено как биологическими факторами (повреждение генетического аппарата, родовые травмы, асфиксии, бытовые травмы и болезни), так социальными (плохое питание, неустроенность быта) и педагогическими (серьезные недостатки, ошибки, просчеты воспитания в семье, дошкольных учреждениях). Все эти группы факторов сочетаются. В результате, поступив в школу, такие дети начинают испытывать серьезные трудности в адаптации к усложняющимся по мере перехода из класса в класс требованиям. Низкая адаптация обуславливает неадекватные поведенческие реакции, вместо адаптации происходит дезадаптация. Она может проявляться трояко: в формировании устойчивых стереотипов отклоняющегося и асоциального поведения; в формировании патологических черт характера; в деформации системы отношений данного несовершеннолетнего с окружающими его людьми.

Особенности младшего подросткового возраста определяют и особенности отклоняющегося поведения, которые в основном связаны с невыполнением подростком своих социальных обязанностей. Вместе с тем, хотя и редко, уже встречается и поведение, связанное с нарушением норм морали (курение, употребление спиртного и т.п.). В этом возрасте впервые кража становится достаточно распространенным явлением. Нарушение норм морали и права совершается подростком почти всегда в группе. Единоличное антиобщественное поведение в этом возрасте - явление исключительно редкое.

Механизм формирования антиобщественного поведения младшего подростка (11-13 лет) может быть описан следующим образом. В пятом классе у подростков снижается успеваемость. Плохая учеба влечет за собой три рода конфликтов: между подростком и учителем; между подростком и классом; между подростком и родителями. Если конфликты вовремя не разрешены, подросток оказывается вне основных социальных коллективов. Но особенности этого возраста таковы, что он не может находиться в изоляции. Подросток ищет группу сверстников, в которых он был бы равным, и находит ее среди подростков, находящихся в таком же положении. Так формируется отрицательная группа подростков. В ней действуют уже другие, нежели в школьном коллективе или семье, способы самоутверждения - от курения и мелких краж до употребления спиртного и избиения «отличников».

Переход от младшего к старшему подростковому возрасту (14-15 лет) сопровождается рядом изменений. Свобода действия, независимость, поиск самого себя, стремление к популярности, потребность что-то значить, высокий уровень самолюбия - основные характеристики подростка на данном этапе развития личности. Существенно изменяется в этом возрасте отношение к коллективу и друзьям. В коллективе старший подросток стремится добиться большей в большей степени автономии, чем поддержки, для него более значимо утвердиться в собственном мнении, чем во мнении других, важнее достойно выглядеть в собственных глазах, чем в глазах окружающих. Особенностью подростков данного возраста является потребность гордиться своими родителями, поэтому одной из основных причин семейных конфликтов является разочарование в своих родителях. Следствием описанных особенностей являются изменения в интенсивности и содержании отклоняющегося поведения. Формы отклоняющегося поведения связаны с нарушением норм морали и права. Значительно чаще обнаруживаются смешанные и сложные формы отклоняющегося поведения.

Следующую стадию развития личности - юность (16-17 лет) - определяют как период перехода от детства к взрослости. На этом этапе впервые обретается автономия от семьи и других формальных коллективов и приобретает большое значение дружба. В этом возрасте несовершеннолетние часто попадают в конфликтные ситуации. В результате несоответствия требований жизни и знания реальной обстановки возникает противоречие между ожиданиями и действительностью, между завышенным уровнем потребностей и ограниченными возможностями их удовлетворения. Эти противоречия могут повлечь неудовлетворенность учебой, трудом, отношениями в семье, следствием чего являются конфликтные ситуации, которые могут привести к преступному поведению.

Этот возрастной контингент совершает большинство всех преступлений несовершеннолетних. Для него характерны сложные формы отклоняющегося поведения, выше уровень распространения курения, употребления алкоголя, наркотических веществ, половой распущенности. В этом возрасте чаще, чем в подростковом, совершаются агрессивные преступления: тяжкие телесные повреждения, изнасилования, насильственные формы изъятия имущества. 16-17-летние чаще, чем подростки, совершают преступления единолично.

В советской педагогике сформировалось три основных концепции воспитания «трудных» подростков.



  1. Рефлексологическая педагогика. Видела трудность воспитания в плохих рефлексах ребёнка. Личность - это совокупность условных и безусловных рефлексов, биологический организм, описываемый схемой «стимул - реакция». Представители данного подходу изучали модели поведения трудного подростка и искали систему педагогических стимулов, регулирующих поведение. Само воспитение сводилось к упорядочению реакций ребёнка, к накоплению полезных условных рефлексов, переходящих в привычку. Представители - И.А. Арямов, Е.А. Аркин, В.М. Бехтерев, А.А. Дернова-Ермоленко. Теория была подвергнута критике ив 1931 году запрещена.

  2. Биосоциальная педагогика. Сформировалась в начале века и достигла расцвета к 20-м гг. В рамках данной теории существовало множество течении, которые в разной степени придавали значение социальным и биологическим факторам в становлении девиантного поведения и перевоспитания трудных подростков.

Представители П.П. Блонский, А.Б. Залкинд, А.Г. Калашников, Н.И. Озерецкий, В.Н. Мясищев, Г.А. Фортунатов и др. В рамках данного течения разработано и введено в науку понятие социальной активности личности, деятельности, сотрудничества. Разработаны различные типологии трудных подростков, учитывающие влияние среды, наследственности, психики и соматики подростка, его эмоциональность и черты характера.

  1. Микросоциальная концепция. Коллектив рассматривается как звено, связующее личность и общество. Воздействие среды на личность определяется нормами коллектива. Обладая социальной активностью, личность способна в свою очередь преобразовывать коллектив. Представители предлагали использовать коллектив как инструмент перевоспитания трудных подростков. Главная задача воспитателя - формировать коллектив и организовать сотрудничество в нём проблемного ребёнка с другими. Это А.С. Макренко, В.Н. Сороки-Росинский, И.В. Ионин, М.М. Пистрак, СТ. Шацкий, М.С. Погребинский.


следующая страница>


Программа «Трудный подросток»
442.87kb.

10 10 2014
3 стр.


Урок по рассказам П. Краснова «Шатохи» ие носова «Трудный хлеб»

Помочь шестиклассникам разобраться в содержании рассказов П. Краснова «Шатохи» и е носова «Трудный хлеб»; привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятиями «у

78.16kb.

23 09 2014
1 стр.


Детство Понтия Пилата. Трудный вторник Юрий Павлович Вяземский

Юрий Вяземский – писатель необычный. Необычны и темы его произведений. «Трудный вторник» – история жизни мальчика, которому было предсказано великое и одновременно страшное будущее

5553.62kb.

30 09 2014
27 стр.


Трудный путь к читателю

Я не торопил события, почти уверенный, что приход его к нам всего лишь случайность. Но Бахмутов продолжал приходить на наши

3023.73kb.

15 12 2014
13 стр.


Трудный путь к любви истинной

Урок литературы в 7 классе с применением технологии личностно-ориентированного подхода разработан учителем Дьяконовской средней школы Яблоковой Л. В

37.49kb.

25 12 2014
1 стр.


Модуль девиации как социально-педагогическая проблема

Задание Подростковый возраст – самый трудный из всех детских возрастов. Его называют переходным возрастом. Почему?

67.42kb.

23 09 2014
1 стр.


Франсуа Мориак Подросток былых времен

О. де Бальзаком, Э. Золя, Мориак исследует тончайшие нюансы человеческой психологии. В центре повествования большинства его произведений – отношения внутри семьи

2080.9kb.

25 12 2014
13 стр.


Урок русского языка

Мы с вами будем также разговаривать и о проблеме подросткового алкоголизма, т к текст, над которым мы сегодня будем работать, носит именно такое название «Алкоголь и подросток»

51.87kb.

01 10 2014
1 стр.