Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3











Управление образования администрации Беловского района

МОУ «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа»


МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников


Составители:

Крысова Инна Анатольевна

учитель начальных классов

Петякшева Марина Геннадьевна

учитель истории

Толкачева Ирина Васильевна

учитель начальных классов

Тятюшкина Татьяна Христофоровна

учитель начальных классов

Харланова Анна Петровна

учитель начальных классов

Чувакова Лариса Алеквеевна

учитель начальных классов
с.Старопестерево

ул. Школьная 16

8-(38452)-53-3-45

Петякшева Марина Геннадьевна

8(923)-604-66-67

Старопестерево

2011

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………... 3-7

Учебно-тематический план………………………………………………………… 8-10

Тематические планы кафедр……………………………………………………….. 11-20

Литература………………………………………………………………………….. 21-22

Приложение 1 Игры на развитие памяти, внимания, воображения……………. 23-28

Приложение 2 Примерные сценарии занятий, дидактические материалы …….. 29-44

Приложение 3 Физминутки………………………………………………………… 45-54

Приложение 4 Рефлексия……………………………………………………………

Пояснительная записка

"

Знать – мало.

Научите

ребенка мыслить!

Актуальность рабочей программы «Малая академия наук» определена требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, предусматривающих организацию внеурочной деятельности младших школьников, которая должна стать полноценным пространством воспитания и образования. Внеурочная деятельность организуется по нескольким приоритетным направлениям, одно их которых обще-интеллектуальное, которое в условиях современной школы приобретает доминирующее значение.

Младший  школьный возраст   характеризуется интенсивным  интеллектуальным   развитием. В данный период происходит развитие  всех психических процессов и осознание ребенком  собственных изменений. Проблемы интеллекта и его развития изучались Г.Г. Андреевым, В.Ю. Крамаренко, В.Е. Никитиным, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейном, М.А. Холодной и другими учеными; пути и средства умственного развития учащихся, приёмы переноса умственной деятельности в различные ситуации рассматривались Д.Н. Богоявленским, Л.С. Выготским, Е.Н. Кабановой-Меллер, И.Я. Лернером, Н.Ф. Талызиной; вопросы развития интеллектуальных умений раскрывались И.И. Кулибабой, И.Я. Лернером, Н.А. Менчинской и другими исследователями, проблемой формирования учебно-интеллектуальных умений у школьников занимались Ю.К. Бабанский, Н.А Лошкарева. При этом особое значение учёные отводят временному фактору, указывая на наиболее плодотворный возраст для развития интеллекта ребёнка 7-10 лет. Общедидактические подходы к развитию у школьников интеллектуальных умений разрабатываются в рамках теории умственного развития (Д.Н. Богоявленский, Е.Н. Кабанова-Меллер) и теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Указанные авторы считают интеллектуальные умения одним из показателей умственного развития человека, фактором повышения качества знаний школьников, развития их познавательной самостоятельности, активности и общих умственных способностей.

Научить ребенка активно исследовать познаваемое явление, находить разные варианты решения поставленной задачи, проявлять самостоятельность и критичность мышления, осуществлять самоконтроль деятельности, то есть сделать его субъектом собственной организации знаний, возможно при условии стимулирования внутренних сил младших школьников, организации внеурочной деятельности так, чтобы востребовались самостоятельность мысли и действий.


Цель программы: формирование устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач.

Задачи программы:

  1. Развивать способности к мыслительным операциями – анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, а также их производным – творчеству и абстрагированию.

  2. Развивать такие качественные характеристики мышления как глубина, самостоятельность, критичность, гибкость, вариативность.

  3. Обучить способам самостоятельной организации учебной деятельности – мотивация, планирование, самоконтроль при выполнении исследовательских и проектных работ.

  4. Способствовать расширению кругозора.

  5. Обучать младших школьников работе с различными источниками информации.

  6. Развивать коммуникативную компетентность, самостоятельность и ответственность младших школьников через парную и групповую работу, интерактивные формы взаимодействия.

  7. Создавать условия для самореализации школьников – свободы и умения достигать своих индивидуальных целей в окружающей среде во взаимодействии с другими людьми.

Формы занятий:

  • творческие лаборатории

  • экскурсии

  • виртуальные путешествия

  • интеллектуальные марафоны

  • ученый совет

  • ролевая игра

  • «вертушки»

  • устный журнал

  • практическая работа

  • мини-исследования

Структура программы:

1. Программа состоит из 8 блоков, 5 из которых – предметные кафедры. Реализация программы предполагает проведение часов не отдельными блоками, а чередуя содержательные линии.

2. Продолжительность занятий по предметным блокам - 10 часов.

3. Итоговые занятия проводятся в форме парада наук и интеллектуального марафона.

4. Интеграция предметных знаний осуществляется через выполнение проектов.

Структура занятий:


  1. Разминка: игры или тренинги на развитие памяти, внимания, воображения, речи, мышления. (Приложение 1)

  2. Основное занятие: игра, викторина, исследование, решение поставленной задачи в группах, презентация работы. (Приложение 2) Смена видов деятельности сопровождается физминуткой. (Приложение 3)

  3. Рефлексия. (Приложение 4)

Организация занятий в системе интеллектуального развития основана на следующих принципах:

1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. Учитель  подбирает и составляет упражнения, в процессе выполнения которых у учащихся вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств: мышление, внимание, память, речь.

2.  Принцип действенного подхода к обучению  заключается в поиске детьми собственных, неординарных путей решения проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность.

3.    Принцип  обоснованного ответа.     Формируются задания таким образом, что школьники оказываются поставленными  перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.

4.   Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся

Методы: проблемного бучения, частично-поисковый, исследовательский.

Применяемые технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо, игровые, групповые, метод проектов.

Планируемые результаты реализации программы:

В результате освоения содержания программы обучающиеся получают возможность развить обще-учебные умения и навыки, освоить способы деятельности, научиться мыслить критически, находить вариативные пути решения поставленных учебных задач.


Познавательный аспект:

  • наблюдение объектов окружающего мира, описание характеристик объектов, наблюдение за их изменениями и анализ причин, приводящих к этим изменениям; постановка опытов и реализация мини-исследований; сравнение объектов, определение признаков сходства и различий, умение решать задачи творческого характера, проявлять нестандартность мышления, создавать творческие работы.

Речевая деятельность и работа с информацией:

  • чтение и анализ доступных литературных текстов, статей словарей, ресурсов Интернет, выполнение устных творческих работ, формулирование своего мнения, аргументация предлагаемых идей.

Организация деятельности:

  • выполнение инструкций, следование алгоритму действий, поиск вариантов решения поставленной задачи, управление собственной деятельностью, рефлексия процесса и результатов деятельности, простраивание учебного сотрудничества, умения работать в группах, распределять время, договариваться, распределять ответственность, защищать выполненную работу.


Учебно-тематический план



Раздел программы

Основное содержание и характер заданий

Количество часов

1

Ученый совет

Презентация кафедр. Выбор заведующих кафедр, определение документации (журнал иллюстраций), ознакомление с планом работы. Проведение Дня науки.

2

2

Кафедра окружающего мира и здоровьесбережения

Здоровье ребенка, его составляющие. Интеллект и способы его развития. Влияние питания на здоровье и интеллект ребенка. Способы сохранения здоровья, здоровый образ жизни. Природа: живая и неживая, явления природы, животный и растительный мир. Природные ярусы. Постановка простейших опытов, мини-исследования.

10

3

Кафедра математики

Задачи на развитие образного и логического мышлении, формирование первоначальных представлений о математике, решение практических задач. Задачи на ориентирование в пространстве, выбор маршрута, сравнение и упорядочение объектов по разным признакам, развитие навыков конструкторской деятельности.

10

4

Кафедра русского языка

Задания на развитие речи, мышления, воображения, элементарные способы анализа явлений языка, умений участвовать в диалоге, работать со словарями, соблюдать орфоэпические нормы, овладение нормами речевого этикета.

10

5

Кафедра литературного чтения

Формирование и расширение читательского кругозора, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, развитие творческих и познавательных способностей, интереса к изучению фольклора

10

6

Кафедра краеведения

История и природа Кузбасса. История Старопестерево: жизнь села, известные люди. История семьи. Проведение акций по благоустройству села, выставки детского творчества. Формирование любви к малой Родине.

10

7

Парад наук

Заключительное праздничное действие как смотр достижений разных кафедр.

2

8

Проектная и исследовательская деятельность

Формирование навыков выполнения проектов: выбор проблемы, составление плана работы, сбор и систематизация материала, выполнение и защита проекта.

10

8

Интеллектуальный марафон

Конкурс эрудитов.

2


Тематические планы кафедр



Тема занятия

Количество часов

Кафедра окружающего мира и здоровьесбережения




1.

«Как стать умным или загадки интеллекта»

«Круглый стол» - встреча с сельским педиатром, школьной медицинской сестрой, психологом, родителями отличников.

Цель: формирование знаний младших школьников об умственных способностях, факторах, влияющих на их развитие.

1

2.

«В здоровом теле – здоровый дух»

Подвижные игры на свежем воздухе.

Цель: формирование здорового образа жизни.

1

3.

«По рецептам Гиппократа или война с полуфабрикатами и гамбургерами»

Мини-исследование: состав продукта по информации на этикете, группировка продуктов по принципу «полезные»-«вредные», решение проблемной задачи.

Проблемная задача: полезны или вредны для человека чипсы и мороженое? (используются материалы ученической конференции «Первые шаги», привлекаются старшеклассники).

Цель: формирование навыков здорового и сбалансированного питания, развитие навыков анализа информации, решения проблемных задач.

1

4.

«Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты»

Игра-демонстрация «Как приготовить салат?»

Цель: формирование навыков здорового и сбалансированного питания, развитие практических навыков приготовления полезной пищи, формирование вариативного мышления.

1

5.

«В царстве волшебной природы»

Игра «Зодчие природы» (работа в группах по алгоритму)

Группы формируются по средам обитания - «Вода», «Земля», «Воздух». Задача для групп: «заселить» среду обитания представителями растительного и животного мира, предметами живой и неживой природы.



Цель: расширение представлений о живой и неживой природе, развитие умения соотносить представителей флоры и фауны среде обитания, выполнять работу на листах ватмана с использованием красок, иллюстративного материала, клея; формирование умений группового взаимодействия, защиты выполненной работы, развитие навыков сравнения, определения закономерностей, черт сходства и различий.

1

6.

«Следы птиц»

Экскурсия на природу

Цель: изучение следов птиц, выполнение зарисовок, сооружение кормушки, охрана и привлечение птиц , наблюдение за птицами.

1

7.

«Кто лучше знает животных?»

Игра-эстафета

Цель: обобщение, систематизация и расширение знаний младших школьников, выявление и награждение лидеров.

1

8.

«Настроение цветов»

Практическая работа: составление словарика на тему «Цветы»

Цель: расширение знаний о цветах, формирование умений наблюдать, получать информацию из разных источников, обрабатывать информацию в заданном формате, выполнять творческую работу.

1

9.


«Тонет - не тонет»

Практическая работа

Подобрать предметы из металла, дерева (другие материалы) линейки, ложки, пуговицы, карандаши, гвозди и др. Предложить обучающимся угадать, что из них утонет, а что поплывет. Свои предположения дети проверяют, бросая предметы в таз с водой. Плавающие предметы складывают в одну сторону, не плавающие - в другую. Сами делают вывод о том, что предметы из железа тонут, а из дерева – нет.



1

10

«Времена года»

Фестиваль

Цель: обобщение и систематизация знаний, применение их на творческом уровне.

1

Кафедра математики




1.

«Думать учимся логично, чтоб учиться на отлично»

Марафон логических задач

Цель: развитие логического мышления, формирование познавательного интереса к решению задач.

1

2.

«Путешествие в страну Геометрию»

Цель: формирование представления о геометрических фигурах, развитие навыков комбинаторики

1

3.

«Мастерская форм»

Цель: обучение конструкторским умениям, навыкам сравнения.

1

4.

«Час веселой математики»

Цель: развитие логического мышления, формирование интереса к математике

1

5.

«Задачи на совмещение и отрицание»

Практикум

Цель: развитие логического мышления

1

6.

«Задачи на сравнение и различия»

Практикум

Цель: развитие логического мышления

1

7.

«Арифметическое ассорти»

Конкурс

Цель: развитие логического мышления, формирование коммуникативных качеств младших школьников

1

8.


«Магазин головоломок»

Цель: развитие логического мышления, воображения, внимания

1

9.

Теремок «Смекалка»

Цель: формирование математических умений, развитие логического мышления

1

10

Математический КВН

Цель: формирование коммуникативных навыков,

1

Кафедра русского языка




1.

«Увеличь слово»

Соревнование

Цель: обогащение словарного запаса, развитие навыков соревновательности.

1

2.

«Спрятанные имена»

Игра «Шерлок Хомс»

Цель: развитие наблюдательности, умения видеть в одном слове несколько.

1

3.

«Зашифрованные слова»

Игра «Шифровальщик»

Цель: развитие логического мышления, навыков кодирования и раскодирования информации.

1

4.

«Пирамида из слов»

Мастерская слова

Цель: обогащение словарного запаса, развитие воображение и конструкторских навыков.

1

5.

«Крылатые выражения с числами»

Аукцион

Цель: актуализация знаний, развитие навыков работы с источниками информации, формирование навыков употребления в речи устойчивых фраз, цитат, пословиц.

1

6.

«Слова, в которых живет УЖ»

Эстафета

Цель: развитие наблюдательности, умения видеть в одном слове несколько.

1

7.

«Волшебные фразы из фильмов и книг»

Перестрелка

Цель: развитие навыка отбора информации, внимательного прочтения и понимания литературных текстов, содержания мультипликационных фильмов, кинофильмов, обогащение активного словарного запаса младших школьников.

1

8.

«Говорим правильно, взяв в помощники словари»

Практикум

Цель: развитие навыков работы сл словарями.

1

9.

«Переплетенные слова или как разгадывать и составлять кроссворды и сканворды»

Практикум

Цель: формирование умения составления и разгадывания кроссвордов и сканвордов, оперирования словарным запасом в заданных условиях.

1

10

«Праздник грамматики»

Цель: обобщение и систематизация знаний, формирование познавательного интереса.

1

Кафедра литературного чтения




1.

Рисование и составление рассказа на тему «Я люблю»

Конкурс

Цель: определение внутренней мотивации и интереса младших школьников, развитие творческих способностей.

1

2.

«Дорогами сказок»

Викторина

Цель: формирование интереса к чтению сказок, навыков анализа литературного произведения, определения причин, влияющих на поступки героев, оценочных суждений, развитие творческих способностей при придумывании своего окончания сказки.

1

3.

«В стране Вообразилии»

Конкурс баронов Мюнхаузенов: «Сказка про… и про…» (составление своей сказки, может быть сказка от группы)

Цель: развитие воображения и творческих способностей младших школьников.

1

4.

«Литературно-музыкальное лукоморье»

Театр-экспромт

Цель: развитие творческих способностей младших школьников, развитие чувства музыкального темпа и ритма, умения соотносить сюжет сказки с музыкальным рисунком.

1

5-6

«Добрая пословица ко времени молвится»

Устный журнал

Цель: развитие навыков поиска информации, подбора информации по темам (страницы виртуального журнала), презентации работы.

2

7.

«На золотом крыльце сидели…» (О красоте пестушек, потешек, считалок)

Сельские посиделки

Цель: формирование интереса к русскому народному творчеству, раскрытие ценности красоты слова

1

8.

«Кто такой царь Горох?» (фразеологические выражения при царе Горохе)

Клуб «Исток»

Цель: развитие навыков поиска фразеологизмов в рассказе учителя. Объяснения устойчивых старых выражений (перевод информации из одной системы в другую)

1

9.

История появления слов

Практическая работа со словарем «Интересно о словах»

Цель: развитие навыков работы со словарем, расширение информации о происхождении слов.

1

10

«Театральные подмостки»

Литературное кафе

Цель: развитие творческих и коммуникативных способностей школьников.

1

Кафедра краеведения




1.

«Природа родного края»

Экскурсия по окрестностям села

Цель: знакомство с природой села, выполнение зарисовок, фотографирование природных объектов.

1

2.

«История родного края»

Заочное путешествие

Цель: формирование представления о родном крае, развитие навыков работы с картой, выбора способов передвижения, маршрута, ведения путевого журнала символическими значками.

1

3.

«Старопестерево – капелька России»

Экскурсия по селу (исторические объекты, самые старые дома, первая улица, памятники, школьный музей)

Цель: воспитание любви к малой родины, желание созидать ради ее процветания.

1

4.

«Доска почета жителей села»

Встреча с интересными людьми

Цель: воспитание уважение к почетным жителям села.

1

5.

«Семейные предания и истории»

Телепередача «Пока все дома»

Цель: пропаганда семейных ценностей.

1

6.

«Традиции моей семьи»

Карусель

Цель: позиционирование лучших семейных традиций, развитие навыков презентации.

1

7.

«Корнями дерево сильно»

Практическая работа

Цель: формирование навыков исследовательской деятельности младших школьников при составлении генеалогического древа.

1

8.

Операция «Хранитель родника»

Цель: очистка и благоустройство села Старопестерево.

1

9.

Акция «Чистая улица»

Цель: очистка и благоустройство территории села.

1

10

Конкурс-выставка детских работ «Мое село, мой край родной»

Цель: развитие творческих способностей младших школьников.

1

Парад наук




1.

Праздник «День наук»

Цель: обобщение итогов работы кафедр, создание диафильма «Хочу все знать»

2


2.







Проектная и исследовательская деятельность




1.

«Если бы я был ученым, то занялся бы изучением…»

(«Мозговой штурм» для изучения тем, проблем, интересных обучающимся, систематизация тем и выбор 1-2 из них наиболее интересных для выполнения группового проекта)



Цель: выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).


1

2

«Сколько путей ведет к истине?»

(Накидывание «корзины идей», анализ предложенных вариантов, выбор)

Цель: Поиск возможных вариантов решения, выбор лучших.

1

3

«Через тернии к звездам»

Лаборатория сбора и систематизации материала



  1. Экскурсия по объектам социума по теме исследования, сбор материала.

  2. Посещение школьной, сельской библиотек, работа с ресурсами Интернет.

  3. Интервьирование респондентов по теме исследования.

  4. Обработка полученного материала.

Цель: сбор материала, обобщение полученных данных

5

1

2



1

1


4.

«Если долго мучится, что-нибудь получится»

Цель: подготовка проекта (сообщение, доклад, реферат, книга и т.д.)


2

5.

«Звездный час»

Цель: защита проекта.




1

Интеллектуальный марафон




1.

Клуб любителей ЭМУ

1

2.

Клуб Любителей ЭМУ

1



Литература

Литература

  1. Амосов Н.М., Никитина Л.А., Воронцов Д.Д. Страна детства. Сборник. М.: Знание, 1990. – 288 с.

  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.

  3. Бондарчук Е. И., Бондарчук Л. И. Б81 Основы психологии и педагогики: Курс лекций. 3-е изд., стереотип. К.: МАУП, 2002. — 168 с.

  4. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. – 288 с.

  5. Детская психология. Методические указания. Автор-составитель Р.П. Ефимкина. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995.

  6. Зюбин Л.М. Психология воспитания. Метод. Пособие. М.: Высш. шк., 1991. – 96 с.

  7. Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Изд.4-е. ростов н/Д: Феникс, 2007. – 375 с. (Психологический практикум)

  8. Кулагина И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998.

  9. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. М.: Педагогика, 1983. – 192 с.

  10. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007. – 583с.

  11. Матвеева Л.Г. и др. Что я могу узнать о своем ребенке? Психологические тесты. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1996. – 320 с.

  12. Мир детства. Младший школьник. Под ред. А.Г. Хрипковой. 2-е изд., доп. М.: Педагогика, 1988. – 272 с.

  13. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.

  14. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. — 672 с.

  15. Психологическая диагностика. Учебное пособие. Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. М.: Изд-во УРАО, 1997.

  16. Психология. Республиканские межведомственные научные сборники. Выпуск 4. Психология общения. Мн.: Народная асвета, 1984. – 112 с.

  17. Рабочая книга школьного психолога. И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др. Под ред. И.В.Дубровиной. М.: Просвещение, 1991.

  18. С чего начинается личность. Под общ. ред. Р.И. Косолапова. М.: Политиздат, 1979. – 238 с.

  19. Сборник психологических тестов. Часть 3. Пособие. Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 120 с.

  20. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М.: Просвещение, 1991. – 207 с.

  21. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.

  22. Чеховских М.И. Психология.

  23. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. — 349 с.



Приложение 1

Игры на развитие восприятия

  1. «Выложи сам». Ребёнку даётся контурное изображение предмета, составленного из нескольких геометрических фигур, и набор этих фигур. Необходимо выложить из них изображение.

  2. «Магазин ковров». Сделать коврик для куклы. В середине большой квадрат, сверху 3 круга, снизу 3 треугольника, слева 4 прямоугольника, справа 4 овала. Когда сделано несколько ковриков можно играть в магазин и продавать их.

  3. «Волшебная палитра». Предлагается нарисовать красками осенние листья, цветы на лугу, восход солнца и т. д.

Упражнения и игры на внимание

  1. Упражнение «Ладонь-кулак». Руки на столе, поочерёдно одну разжимаем, другую – в кулак. При этом одновременно проговаривается таблица сложения однозначных чисел.

  2. Даётся текст, где в каждом слове подчёркивается только первая, только вторая, только третья буква и т. д.

  3. Игра «Пройди лабиринт».

  4. Поиски различий.

  5. Игра «Ищи безостановочно». В течение 15-20 секунд найти вокруг как можно больше предметов одной и той же формы, цвета, размера и т. д.

  6. Игра «Заметь всё». Положите перед ребёнком до 10 различных предметов, прикройте их. Приоткрыв их на 10 секунд, снова закройте и предложите перечислить. Приоткрыв снова на 10 секунд, попросите перечислить, что за чем лежало. Поменяйте местами два предмета, приоткрыв на 10 секунд, попросите назвать два предмета, которые переложили.

  7. Игра «Запомни порядок». Выстроить в ряд человек 6-7 в произвольном порядке. Водящий за 30 секунд запоминает этот порядок. Потом отворачивается и перечисляет, кто за кем стоит. Затем водит другой.



Игры на развитие памяти

  1. «Повтори за мной». Учитель простукивает определённый ритм карандашом по столу (фраза чёткая и короткая). Каждый из детей повторяет фразу.

  2. «Запомни движение». Учитель показывает детям движения из 3-4 действий. Дети должны повторить их в том же порядке, потом в обратном.

  3. «Художник». Выбирается 2 ребёнка, остальные смотрят. Один из выбранных детей – «художник», другой – «заказывает» ему свой портрет. «Художник» внимательно рассматривает заказчика (2 мин), затем отворачивается и по памяти описывает его внешность.

Игры на развитие воображения

  1. «Волшебное яйцо». Детям раздаётся шаблон в виде яйца, они обводят его на бумаге и дорисовывают овал так, чтобы получился новый предмет.

  2. «Узнай, кто я?» Нужно отгадать предмет по устному описанию.

  3. «Возьми и передай». Дети стоят в кругу и передают друг другу воображаемые предметы, называя их. Например, Аня передаёт Наташе «горячий утюг», та боится обжечься, показывая какой он горячий.

Игры на развитие мышления и речи

  1. «Ну-ка, отгадай!» Класс делится на две группы. Первая группа задумывает какой-либо предмет. Вторая группа должна отгадать, задавая вопросы. На эти вопросы вторая группа имеет право отвечать только «да» или»нет». Дети из двух групп встают в две линии напротив друг друга. Сначала задаёт вопрос первый ребёнок из второй группы. Первый ребёнок из первой группы отвечает. Затем задаёт вопрос второй ребёнок из второй группы. Второй ребёнок из первой группы отвечает. После угадывания предмета группы меняются ролями.

  2. «Определим игрушку». Дети приносят на игру какую-либо игрушку. Выбирается водящий. Он выходит за дверь. Учитель с ребятами придумывают какую-нибудь историю, в которой главным персонажем является одна из игрушек. Приглашается водящий. Ребёнок рассказывает ему придуманную историю, не называя главного персонажа. Ведущий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказа. Если водящий угадал правильно, выбирается другой ведущий и игра продолжается.

Упражнение «Чем похожи слова»

  1. Корка, кашка, крупа (к, а, 5 букв).

  2. Змея, гусеница (ползают).

  3. Небо, речка (синие).

  4. Сахар, конфеты (сладкие).

  5. Лампа, солнце (светят).

Упражнение «Чем отличаются ?»

(попросите ребенка найти как можно больше отличий):



  • подберезовик от поганки;

  • стрекоза и вертолет;

  • кровать от дивана;

  • сани и телега;

  • воробей и синица;

  • тетрадь от журнала;

  • бык и конь:

  • платье от юбки;

♦ дикобраз и сосна;

♦ дыня от вишни:

♦ моряк и пехотинец.


  • попугаи от орла;

  • весна от осени.

Игра “На что похоже?”

Для игры можно использовать цифры, геометрические фигуры и др. Детям предлагается придумать, на что похожа цифра, фигура (например: “7” - похожа на кочергу, “е” на дверной замочек т.д.).



Пальчиковые игры.

В младшем школьном возрасте более эффективной формой проведения гимнастики для пальцев и кисти рук является игровая. Ко всему прочему, пальцевые упражнения могут служить не только в качестве средства для снятия утомления с кисти рук и пальцев, но и как способ развития памяти, внимания, координации движения и т. п.

Игра «Письмо на ладони»

Эта игра позволяет хорошо усвоить тему «Геометрические фигуры», «Виды углов». Ее можно проводить с целым классом. Дети встают в три ряда друг за другом, каждый заводит ладонь правой руки за спину. Последний игрок получает карточку с изображением геометрической фигуры и чертит фигуру пальцем на ладони предпоследнего игрока, тот на ладони впередистоящего и т. д., пока знак не дойдет до первого игрока. Первый молча рисует фигуру мелом на доске. Дойдет ли «письмо» до первого игрока неизмененным? Какой ряд победит? В классе можно проиграть несколько вариантов, каждый раз усложняя «письмо». Эта игра может стать связующим звеном при переходе с одного вида деятельности на другой. После того как на доске появляются геометрические фигуры, учитель предлагает учебные задания на нахождение их площади или периметра и т. п.

Игра «Встречные колечки»

Ее можно использовать для концентрации внимания в начале урока. Правая рука: кончик мизинца встает на кончик большого пальца - это маленькое колечко. Левая рука: кончик округленного указательного пальца встает на кончик большого - это большое колечко. Колечки размыкаются. Новое колечко для правой руки строят кончики безымянного и большого пальцев, для левой - кончики среднего и большого пальцев. Оба движения производятся одновременно. Следующую пару колечек, опять же одновременно, строят большой со средним пальцы правой руки и большой с безымянным пальцы левой. Последняя пальцевая позиция становится зеркальным отражением первой

Игра «Ладонь-кулак»

Эта игра на концентрацию внимания. Правила ее таковы. Одна рука направлена вверх, ладонь выпрямлена. В основание ладони упираются кончики пальцев выпрямленной ладони другой руки. Это положение называется «ладонь». Одна рука сжата в кулак, в основание кулака упираются кончики пальцев ладони другой руки. Это положение называется «кулак». Ведущий командует, сопровождая слова соответствующими жестами: «Ладонь! Кулак! Ладонь! Кулак!» и т. д. С каждой командой меняется положение рук; то правая рука упирается в основание ладони левой, то наоборот. Играющие должны быстро выполнять команды. По мере освоения игры дети с удовольствием выполняют роль ведущего.

Игра «Рожки да ножки»

Развивает координацию движений, позволяет размять пальцы перед письмом. «Рожки»: средний и безымянный пальцы обеих рук прижаты к ладони, придерживаются большим пальцем, указательный и мизинец вытянуты. «Ножки»: вытянуты средний и безымянный пальцы, указательный и мизинец прижаты к ладони и придерживаются большим. Одна рука показывает «рожки», вторая - «ножки» (см. рис.). Затем руки одновременно меняются ролями.



Игра «Перекаты»

Ее можно рекомендовать в качестве физкультминутки, особенно на тех уроках, где приходится много писать, чертить. В этой игре используются растяжки. Левая рука повернута ладонью к себе, правая - ладонью от себя, пальцы растопырены, кончик большого пальца правой руки встает на кончик мизинца левой (рис. а). Руки слегка поворачиваются, сомкнутые пальцы расходятся, и тотчас же безымянный палец левой руки смыкается с указательным правой (рис. б). Затем поочередно соединяются средние пальцы обеих рук (рис. в), безымянный правой с указательным левой (рис. г) и, наконец, мизинец правой с большим левой руки (рис. д). Затем следует разворот рук вокруг сомкнутых пальцев, правая ладонь теперь повернута к себе, а левая - от себя (рис. е). Движения продолжаются. Когда дети освоят игру, учитель может предложить повторить ее с закрытыми глазами.

рис. а


рис. б


рис. в


рис. г


рис. д


рис. е



Приложение 2

Кафедра математики

Занятие


следующая страница>


Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников Составители: Крысова Инна Анатольевна учитель начальных классов

Внеурочная деятельность организуется по нескольким приоритетным направлениям, одно их которых обще-интеллектуальное, которое в условиях современной школы приобретает доминирующее з

817.19kb.

25 12 2014
3 стр.


Конкурс методических разработок, номинация «Программа для организации внеурочной деятельности»

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности учащихся начальных классов «Дорогою добра» (в рамках введения фгос ноо) 1-4 класс

235.95kb.

01 10 2014
1 стр.


Рабочая программа по литературному чтению 1 класс на 2011-2012 учебный год Учителя начальных классов

Умк «Перспективная начальная школа» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться

205.55kb.

13 10 2014
1 стр.


Программа внеурочной деятельности младших школьников срок реализации 2011-2015 гг. Мельниково 2011
653.13kb.

12 10 2014
2 стр.


Программа внеурочной деятельности начального общего образования в рамках внедрения фгос ноо актуальность проблемы

Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать

614.3kb.

25 12 2014
4 стр.


Рабочая программа по технологии для 1 класса Учитель начальных классов Лётова В. Н. Николаевск, 2011
113.01kb.

10 10 2014
1 стр.


Программа по внеурочной деятельности «Экологическая почта»

«Экологическая почта»- это одна из форм детского экологического объединения младших школьников, созданного на базе школьного класса

69.4kb.

30 09 2014
1 стр.


Программа внеурочной деятельности для учащихся начальных классов на 2011 2015 учебные годы

Министерства образования России (МОин РФ №373 от 06. 10. 2009г.) и с учетом особенностей и специфики Основной образовательной программы начального общего образования

206.87kb.

11 10 2014
1 стр.