МБОУ СОШ № 2 с. Стерлибашево
|
Равнобедренный треугольник
|
Разработка урока геометрии в 7 классе с применением СДП
|
Загидуллин Н. Р.
17.12.2012
|
«
Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»
К.Д. Ушинский
Тема урока: Равнобедренный треугольник.
Цель урока: ввести определение равнобедренного треугольника и его элементов; познакомить со свойством углов равнобедренного треугольника;
научить пользоваться доказанным свойством при решении задач;
развивать умение анализировать и сравнивать данные, речи;
воспитывать познавательный интерес к предмету
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.
Ход урока
-
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (5мин)
«Я хочу»
Ребята, вы хотите сегодня узнать что-то новое на уроке?
Хотите научиться решать задачи по геометрии?
Если да, то многое будет зависеть от вас. Вы должны переключить все свое внимание на урок, убрать лишние вещи, на время забыть жизненные проблемы.
«Я могу»
Если на уроке вам что-то не будет понятно, обращайтесь к учителю. Проблемы, которые вы будете решать на уроке, вполне преодолимы, нужно всего лишь сделать небольшое усилие, напрячь мозги.
-
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.(7 мин)
Слайд 1 Давайте вместе отгадаем ребус:
Даем шанс ответить слабым ученикам, хвалим(Молодчина, умница…)
Слайды 2-3 Вопросы
-
Какими могут быть треугольники в зависимости от величины углов?
(остроугольные, тупоугольные, прямоугольные.)
-
Какие треугольники называются равными?
(Ответ: У которых попарно равны все три угла или все три стороны)
-
Какое условие необходимо добавить, чтобы доказать равенство треугольников
а) по первому признаку равенства треугольников
(Ответ: FM = NM; ).
б) по второму признаку равенства треугольников
(Ответ: ∟Е = ∟К; ).
-
Выявление места и причины затруднения.(7 мин)
Слайд 4 Рисунки
Давайте посмотрим на рисунки, какие сходные элементы вы там видите?(треугольники)
Какие это треугольники?(боковые стороны равны)
О чем мы будем говорить на уроке?( возможный ответ: о равнобоких треугольниках)
Слайд 5 Сообщение темы урока: Пишем и запоминаем
Треугольник называется равнобедренным, если у него две стороны равны.
Эти равные стороны называются боковыми сторонами, а третья сторона называется
основанием треугольника.
Треугольник, у которого все стороны равны, называется равносторонним.
Что можно сказать об углах при основании?(Они равны)
Теорема. В равнобедренном треугольнике углы при основании равны.
А как это доказать?
-
Построение проекта выхода из затруднения(5 мин)
Постановка цели:
В чем заключается цель нашей дальнейшей работы?(доказать теорему)
Как будем доказывать?
Мозговой штурм. Каждая группа из 3-4 учащихся разрабатывает план решения с проговариванием алгоритма решения вслух
.
Выслушиваются все мнения.
Отмечаем плюсы и минусы каждого решения(Принцип вариативности
) и сравниваем с решением, который приведен в учебнике.
Слайд 6 Демонстрация решения из учебника
Физкультминутка(Принцип комфортности)
-
Реализация построенного проекта.(5 мин)
Слайд 7
Решите устно. Если получилось, на полях тетради ставим плюс, если нет -вопрос
1.В равнобедренном треугольнике боковая сторона равна 9см, а основание 5см. Вычислите периметр треугольника.
Ответ: 23см.
2. В равнобедренном треугольнике основание равно 7см, а периметр равен 17см. Вычислите боковую сторону треугольника.
Ответ:5см.
3. В равнобедренном треугольнике боковая сторона равна 6см, а периметр 22см. Вычислите основание треугольника.
Ответ:10см.
4. В равностороннем треугольнике периметр равен 21см. Вычислите сторону треугольника.
Ответ: 7см.
Слайды 8 - 9 Найдите угол KBA.
A
70
K
B
E
C
4
A
K
B
50
5
B
C
A
K
6
A
B
K
70
1
A
K
B
C
40
2
C
B
70
A
K
3
Слабые ученики решают по 1 примеру. Учитель задает вопросы и приближает зону ближайшего действия.
-
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.(10 мин)
Слайды 10-11
Первая задача решается вместе с учителем(эталонная задача).
Даем подсказки(Ситуация успеха)
2. Докажите, что ∆BAM = ∆BCN. Определите вид ∆BMN.
3. ∆ AFB = ∆ CFD. Докажите, что ∆ AFD – равнобедренный.
Если получилось, на полях тетради ставим плюс, если нет - вопрос
6. Рефлексия учебной деятельности.(5 мин)
А теперь посчитайте, сколько у вас плюсов и знаков вопросов. Если у вас нет вопросов, значит, вы справились со всеми заданиями. Если есть вопросы, то нужно будет прорешать эти задачи дома ещё раз.(раздаются карточки)
Спасибо за урок!
Литература
-
Яковлева Л. В. Разработка урока «Равнобедренный треугольник». Самосдельская средняя общеобразовательная школа имени Шитова В.А.
-
Погорелов А.В. Геометрия: учебник для 7 – 9 кл. общеобразовательных учреждений/ А. В.
-
Погорелов. М.: Просвещение, 2010. Геометрия. 7 класс: поурочные планы по учебнику А. В. Погорелова/ авт. – сост. Е. П. Моисеева.- Волгоград: Учитель, 2006.
-
Хухрина Е.П. ИРО РБ, Системно-деятельностный подход.
-
Системно-деятельностный подход, https://okt59316.edusite.ru/dokument/SDP.docx
-
Проектировнаие урока с применением системно-деятельностного подхода. https://sites.google.com/site/sisdpodhod/info/support