Рейтинговая система отслеживания общеучебных и специальных знаний, умений и навыков, ключевых компетентностей учащихся по химии
(из опыта работы учителя химии Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Минусинска Генераловой Татары Яковлевны).
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить
то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь
В. Ключевский.
Основой своего жизненного и профессионального кредо считаю слова основоположника педагогики А. Дистервега
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным желанием».
Глубоко убеждена, что главным предназначением учителя является способность разбудить в каждом ребенке это желание, научить способам деятельности и двигаться вместе с ним к вершинам познания, доказывая себе и обществу, что нет неталантливых детей, нужно только помочь им раскрыться.
И в этой связи, кроме личности самого учителя, его педагогического мастерства, на первый план выступает умение учить детей анализу своей собственной деятельности, подведению итогов своей учебной работы.
Какова же динамика учебных достижений моих учеников? Все эти годы имею 100% успеваемость по предмету.
Каким же образом я добиваюсь такой результативности? Как отслеживаю учебные достижения детей? В основе моей работы лежит выработанная годами работы рейтинговая система учета учебных достижений учащихся, которая включает в себя следующие разделы:
1. Учебная работа обучающихся на уроках химии
2. Внеклассная работа по предмету.
Остановимся подробнее на учебной работе. С 8 класса ввожу рейтинговую систему, решая тем самым проблему глобального поэтапного контроля ЗУНов учащихся. В тетради учета знаний фиксирую все успехи и пробелы ребят. Эта тетрадь представляет собой как бы послужной список каждого ребенка, а оценки приобретают значение итоговой характеристики. В этой связи учитываю знание ключевых понятий и применение их для решения расчетных и экспериментальных задач, владение предметной терминологией при устных выступлениях на семинарских занятиях, проведение экспериментов, умение грамотно с соблюдением правил техники безопасности выполнить и оформить практическую работу, составить кроссворд, «химическую сказку», задачу, устное выступление, также выполнение домашних заданий, ведение рабочей тетради, выполнение самостоятельных, контрольных и зачетных работ. Непременным условием высокого рейтингового балла считаю умение учащихся иллюстрировать свои работы с помощью фотографий и ИКТ. Систематически подводя итоги рейтинга по отдельным темам, подвергаю их «гласности», обращая внимание ребят на максимальный рейтинговый балл.
Наиболее целесообразным считаю систему накопления баллов с переводом их суммы в итоговую оценку по пятибалльной шкале. При этом разным видам учебной работы и соответствующим достижениям в зависимости от их конкретного значения устанавливается разная «цена» в баллах. Для лучшего понимания системы разработаны различные памятки, которые получает каждый учащийся в начале учебного года. Например:
• памятка по оформлению рабочей тетради по химии;
• памятка по выполнению домашних работ;
• правила повторной пересдачи работ и улучшения рейтингового балла. Здесь оговаривается срок, в течение которого возможна пересдача изучаемой темы, также учащиеся информируются о том, что повторная пересдача темы оценивается более низким баллом.
Важным обстоятельством является то, что данная информация является открытой для ребят, они всегда могут узнать, как у них обстоят дела на данный момент времени, что им можно предпринять для повышения рейтинговой оценки. Я же со своей стороны всячески поощряю попытки детей улучшить ситуацию, представляя для этого все возможности. В этом состоит мой принцип открытых перспектив. Считаю, что каждая оценка должна быть стимулом, вызывающим положительную реакцию ученика. Такая система почти никого не оставляет равнодушным и исключает конфликтные ситуации.
Не секрет, что в школе очень разный контингент детей, а наш предмет по трудности сравнивается с математикой, и все же цифры говорят о том, что данная система начинает работать уже с 8 класса. Отслеживая качество успеваемости учащихся 8 классов по годам, можно увидеть устойчивый интерес к предмету.
Раскрою данную систему на примере темы «Введение» курса неорганической химии 8 класса (работаю по программе и учебному комплексу О. С. Габриеляна).
О. С Габриелян
Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных
Учреждений
Допущено министерством образования и науки Российской Федерации
Дрофа. М., 2005 год.
8 КЛАСС
(2/3 ч в неделю; всего 68/102 ч)
Введение (4/6 ч)
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
Перед изучением конкретной темы тщательно изучаю программу, составляю требования к результатам усвоения учебного материала по данной теме, выделяя конкретные понятия, которые должны знать и применять школьники после изучения темы. Особое внимание при этом уделяю сквозным понятиям, проходящим по всему курсу неорганической химии, например: химический элемент. Вещество, химическая формула, относительная молекулярная масса, умение составлять формулы и другие. Определяю требования к усвоению химического языка и решению расчетных задач, выделяя задачи, которые можно углубить через факультативные занятия.
Требования к результатам усвоения учебного
материала по теме «Введение»
Учащиеся должны:
Знать и применять понятия:
- предмет химии
- вещество
- простые и сложные вещества
- свойства веществ
- химический элемент
- формы существования химических элементов
- физические и химические явления
- структура периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева
(период, группа, порядковый номер химического элемента).
- использование ПСХЭ как справочного пособия для получения сведений о
химических элементах
- формулировку химических формул, индекса, коэффициента
- знать определение Аr и Мr
Требования к усвоению химического языка:
- знать символы химических элементов (не менее 18)
- знать состав молекул кислорода, водорода, воды, углекислого газа и других
веществ
- знать понятия индекса и коэффициента и уметь применять их при работе с
химическими формулами
- уметь разъяснять смысл химических формул
- уметь давать характеристику вещества по его химической формуле
Требования к решению расчетных задач:
- уметь пользоваться понятием Аr химического элемента для вычисления Мr
веществ
- уметь рассчитывать соотношения масс химических элементов в веществе
- уметь находить массовые доли химических элементов в веществе
- уметь решать задачи типа 1-1 - 1-7 из сборника задач Г. Л. Маршанова, «500
задач по химии». Издат-школа, М., 1997 год.
Далее продумываю рейтинговую систему отслеживания общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся и ключевых компетентностей, таких как решение учебных проблем, информационная и коммуникативная компетентности. Составляю рейтинг-таблицу и знакомлю с нею ребят. На протяжении изучения темы таблица постепенно заполняется и находится в поле зрения школьников. Систематически подвожу итоги рейтингового балла и окончательный результат после изучения темы. В зависимости от того, как освоен материал по данной теме, планирую индивидуальную работу с детьми. Рейтинг-таблица по теме «Введение» прилагается.
Конечно, такая система оценки знаний требует от учителя очень четкой работы, оперативности в проверке и выставлении результатов работ учащихся, чтобы они по горячим следам могли улучшить свои результаты. В целом, нагрузка на учителя заметно возрастает, зато и результат стоит затраченных усилий.