42 Шостак Г.В. Юрий Доманский. «Русская рок-поэзия: текст и контекст»: рецензия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nneformat.ru/reviews/?id=6062.
43 Первые попытки музыковедческих исследований русского рока относятся ко второй половине 80-х годов минувшего века (А.Е. Петров, Д.П. Ухов и др.). Музыковедческие аспекты русского рока могли рассматриваться не имманентно («внутри русского рока»), а в каком-то контексте – например, в сравнении с западным роком или с какими-то социальными феноменами. В этой связи интересны исследования: Набок И.Л. Рок-музыка: эстетика и идеология. – Л., 1989; Орлова И.В. В ритме новых поколений (молодёжные музыкальные жанры в общей системе современной музыкальной культуры). – М., 1988 и т.д. Некоторым аспектам отечественного рока посвящены статьи музыковедов Л.И. Березовчук, Т.А. Диденко, А.М. Цукера, Т.В. Чередниченко и некоторых других.
44 Бонфельд М.Ш. Музыка: язык или речь? // Музыкальная коммуникация. – СПб., 1996. – Вып. 8. – С. 16.
45 Земцовский И.И. Семасиология музыкального фольклора // Проблемы музыкального мышления. – М., 1974. – С. 191.
46 Ганзбург Г.И. О либреттологии // Советская музыка. – 1990. – № 2. – С. 79.
47 Егоров Е.А. Проблема художественной целостности рок-произведения // Русская рок-поэзия: Текст и контекст. – Тверь, 2002. – Вып. 6. – С. 116.
48 Абельская Р.Ш. Авторская песня как стихотворная форма: Некоторые особенности строфики и ритмики на примере песенной лирики Б. Окуджавы // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. – М., 2001. – Вып. 5. – С. 559.
49 Высказывание И.А. Соколовой: «Доминантой … является стихотворный текст, ему подчинены и музыкальная сторона, и манера исполнения» (Соколова И.А. Авторская песня: от фольклора к поэзии. – М., 2002. – С. 52.)
50 Беленький Л.П. Авторская песня как особое явление отечественной культуры в форме художественного творчества // Relga: научно-культурологический журнал. – 10.03.2009. – № 4 (184) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2344&level1;=main&level2;=articles
51 Щербенок А.В. Слово в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – Тверь, 1999. – Вып. 2. – С. 7.
52 Иванов Д.И. Рок-альбом 1980-х годов как синтетический текст: Ю. Шевчук «Пластун»: Дис. ... канд. филол. наук. – Иваново, 2008. – С. 60–61.
53 Там же. С. 60.
54 Томенчук Л. «…А истины передают изустно». – Днепропетровск, 2004. – С. 67.
55 Например, объектом докторской диссертации П.С. Волковой выступает «художественный текст, представленный вербальными, невербальными и синтетическими образцами», а исследование проводится на стыке «таких областей гуманитарного знания, как искусствознание, музыкознание, философия, герменевтика, семиотика, музыкальная психология, психолингвистика, литературоведение, эстетика и другие науки». (Волкова П.С. Реинтерпретация художественного текста (на материале искусства XX века): Автореф. дис. … д-ра искусств. – Саратов, 2009. – С. 8–10.)
56 Свиридов С.В. А. Башлачёв. «Рыбный день» (1984). Опыт анализа // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – Тверь, 2001. Вып. 5. С. 93–106.
57 Доманский Ю.В. «Ангедония» Янки Дягилевой: опыт анализа одного исполнения // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – Екатеринбург; Тверь, 2008. – Вып. 10. С. 153–165.
58 Роднянская И.Б. Художественность // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. – С. 489.
59 Волкова П.С. Синтетический художественный текст: интерпретация и реинтерпретация // Лихачёвские чтения. – СПб., 2007. – С. 270.
60 Снигирёва Т.А., Снигирёв А.В. О некоторых чертах рок-поэзии как культурного феномена // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – Тверь, 1999. – Вып. 2. – С. 44.
61 Авилова Е.Р. «Культовый» статус автора в русской рок-поэзии // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – Екатеринбург; Тверь, 2008. – Вып. 10. – С. 43.
62 Цвигун Т.В. Логоцентрические тенденции русской рок-поэзии (к вопросу о референтности текста) // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – Тверь, 2002. – Вып. 6. – С. 106.
63 Свиридов С.В. Альбом и проблема вариативности синтетического текста // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – Тверь, 2003. – Вып. 7. – С. 17.
64 Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб, 1998. – С. 256.
65 Гинзбург Л.Я. О лирике. – М., 1974. – С. 10.
66 Так, по наследию БГ защищено уже ряд филологических диссертаций (например, Логачева Т.Е. Русская рок-поэзия 1970-х – 1990-х гг. в социокультурном контексте: дис. ... канд. филол. наук. М., 1997; Колчина О.Н. Диалог культур в структуре языковой личности (На материале поэзии Б. Гребенщикова): дис. ... канд. филол. наук: Н. Новгород, 2004; Темиршина О.Р. Поэтическая семантика Б. Гребенщикова: дис. ... канд. филол. наук. М., 2006), а научные статьи, посвящённые его творчеству, исчисляются десятками.
67 Гребенщиков Б., Gabrielle Roth, the Mirrors. Прибежище. 1998.
68 «Гребенщиков обращается к различным моделям понимания и осмысления реальности. Такая “полиморфность”, выражающаяся в том, что Б. Гребенщиков апеллирует сразу к множеству культур, приводит его к созданию буддийской поэтики “неразличения”, где главным является принцип “сгодится всё” … буддистская философская основа позволяет многое объяснить в поэтике Б. Гребенщикова». (Темиршина О.Р. Символистские универсалии и поэтика символа в современной поэзии: Случай Б. Гребенщикова. – М, 2009. – С. 37–38.).
69 О том, как мы решили проблему комплексного литературоведческого анализа поэтико-синтетического текста см.: Гавриков В.А. Песня как система смешанного семиозиса: опыт литературоведческой интерпретации // Вестник ЧГПУ. № 9. – Челябинск, 2009. – С. 183–196.
70 «Cantus» в переводе с латинского значит «песня», «пение».
© В.А. Гавриков
71 Ворошилова М.Б. Советский прецедентный текст в дискурсе русского рока: «Дети красной звезды». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://journals.uspu.ru/i/inst/ling/ling28/ling_28_15.pdf.
72 Интервью с Ю. Шевчуком для «Новой» газеты. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/st/online/563756/00.html
73 Достаточно упомянуть недавние встречи знаковых фигур русского рока с премьер-министром В.В. Путиным и президентом РФ Д.А. Медведевым и круг обсуждаемых ими вопросов.
74 См. материалы сборников: Русская рок-поэзия: текст и контекст. – Тверь, 1998, 1999, 2000. – Вып. 1–3.
75
Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. – М.: ОГИ, 2004. – С. 138.
© Т.А. Сибаева
76 «Эхо Москвы в Санкт-Петербурге»: официальный сайт [Электронный ресурс] – 7 октября 2010. – Режим доступа: https://www.echomsk.spb.ru/content/store/default/root_site/shmode/2/ids/438/ida/103715/idt/news.html.
77 См. напр.: Стогоff Илья. Четвёртая волна. – СПб: Амфора, 2007.
78 См. напр.: Urban M. Russia Gets the Blues. – NY: Cornell University Press, 2004. Появились также несколько статьей о Егоре Летовe в контексте НБП, напр.: Mathyl M. The National-Bolshevik Party and Arctogaia: Two neo-fascist groupuscules in the post-Soviet political space // Patterns of Prejudice. – 2002. – 36:3. – С. 62–76.
79 См. Алексеев И. Рок. Питер. 1990-е. – СПб.: Геликон плюс, 2006. – С. 60–75; Wickström D.-E. Окна открой! – Open the Windows! Scenes, transcultural flows, and identity politics in popular music from Post-Soviet St Petersburg. – Copenhagen, Faculty of Humanities, 2009. – С. 166–168; Wickström D.-E., Steinholt Y. Visions of the (Holy) Motherland in Contemporary Russian Popular Music: Nostalgia, Patriotism, and Russkii rok // Popular Music and Society. – 32:3. – 2009. – С. 313–330.
80 Алексеев И. Указ. соч.
81 Dockwray R. Deconstructing the Rock Anthem: Textual Form, Participation and Collectivity: diss. – Liverpool, 2005.
82 Tagg. God, Queen, Jude and nation. 2007 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.youtube.com/user/etymophony#p/u/28/F8mloXf07-I (дата обращения: 30.08.2010); см. также: Kremlin.ru [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kremlin.ru/m/2008_03_02_01_01.wmv (дата обращения: 30.08.2010).
83 Группа «Алиса». Видеоклип «Власть». 2008 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=btf-HqGMvYo (дата обращения: 30.08.2010).
84 «ДДТ» и Юрий Шевчук. «Когда закончится нефть». 2007 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=BAjD1rEVCko.
85 Шевчук и Путин (полная весрия). 2010 [Электронный ресурс] – Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=WtyQHfNc3nk&feature;=related (дата обращения: 30.08.2010).
86
Борзыкин М. Заколотите подвал [Текст песни] // Официальный сайт группы «Телевизор» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.televizor.spb.ru/dejavu.html#2 (дата обращения: 13.10.2010).
© И. Стейнхольт, И. Гололобов
87«Megaherz». Лирика // Germanrock. Немецкая музыка в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.germanrock.ru/node/80.
88 «Агата Кристи» // Антология русского рока. Тексты песен с аккордами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.russiarock.narod/ru/other/ agata /index.htm.
893«Кукрыниксы». Тексты песен // Официальный сайт группы «Кукрыниксы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kukryniksi.ru/texts/
90 «ДДТ» // Поэты русского рока. Антология отечественной рок-поэзии в 10-ти томах. Т.3. – СПб.: Азбука, 2005.
91«ASP». Лирика // Germanrock. Немецкая музыка в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.germanrock.ru/node/4.
92«Letzte Instanz». Лирика // Germanrock. Немецкая музыка в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.germanrock.ru/node/74.
93«Би-2» // Антология русского рока. Тексты песен с аккордами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.russiarock.narod/ru/other/ bidva /index.htm.
94 «Сплин». Дискография // Официальный сайт группы «Сплин» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.splean.ru/root/discogr.
95 «Eisbrecher». Лирика // Germanrock. Немецкая музыка в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.germanrock.ru/node/49.
96 «ASP». История группы // Сайт немецкой музыки в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gerrock.ru/publ/68-1-0-93.
97 См. «In Extremo» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.inextremo.de/home.php; «In Extremo». История группы // Сайт группы In Extremo в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.xtremo.ru/?page_id=65.
98 Борис Гребенщиков о религии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fillosoff.ru/knowledge/celebrities/111-boris-grebenschikov-religion.html.
99 «Eisbrecher». Лирика // Germanrock. Немецкая музыка в России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.germanrock.ru/node/49.
100
Мелетинский Е.М. Культурный герой // Мифы народов мира. Энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1982. – С. 25.
© Ю.Э. Пилюте
101 Юхананов Б. Интервью с Александром Башлачёвым (1986) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://lib.ru/KSP/bashlach/intervie.txt
102 Доманский Ю.В. «Тексты смерти» русского рока: пособие к спецсеминару. – Тверь, 2000. – С. 26.
103 Пушкин А.С. Сочинения: В 3 т. Т. 1. Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила: Поэма. – М.: Худож. лит., 1985. – С. 635.
104 Есенин С.А. Я, Есенин Сергей: Поэзия и проза. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – С. 23.
105 Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Кн. 1: Метрика и ритмика. – М.: Флинта: Наука, 2002. – С. 257.
106 Там же. С. 252.
107 Наумов Л. Александр Башлачёв: человек поющий – СПб.: Амфора; ТИД Амфора, 2010. – С. 178.
108 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: в трёх томах. – М.: Современный писатель, 1995. – Т. 2 – С. 83.
109
Наумов Л. Указ. соч. С. 204.
© А.С. Иванов
110 Николаев А.И. Словесное и до-словесное в поэзии А. Башлачёва. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.uchcom.botik.ru/az/lit/coll/ontolog1/22_nikola.htm.
111 Логачева Т.Е. Тексты русской рок-поэзии и петербургский миф: аспекты традиции в рамках нового поэтического жанра [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.uchcom.botik.ru/az/lit/coll/ontolog1/21_logach.htm.
112 Там же.
113 Там же.
114 Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. – М., 1978. – С. 170.
115 Николаев А.И. Указ. соч.
116 Бочаров С.Г. Роман Л. Толстого «Война и мир». – М., 1978. – С. 38.
117 Там же. – С. 44
118 Манн Т. Избранник: роман и новеллы. – СПб, 2002 – С. 689.
119 Азбелев С.Н. Русские исторические песни и баллады // Исторические песни. Баллады. – М., 1986. – С. 13.
120 Поспелов Г.Н. Указ. соч. – М., 1978 – С. 188.
121
Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. – М., 1975. – С. 162.
© Н.К. Данилова
122 О том, что А. Башлачев действительно слушал «Электричество», свидетельствуют неоднократные (в песнях «Зимняя сказка» и «Случай в Сибири») аллюзии на песню «Минус 30» из этого альбома, соответственно: «Нынче – славный мороз. Минус тридцать, если Боб нам не врёт» и «Он взял гитару и запел. Пел за Гребенщикова. / Мне было жаль себя, Сибирь, гитару и Бориса. / Тем более, что на Оби мороз всегда за тридцать».
123 Перед тем, как начать анализ, хотелось бы оговориться. В обоих случаях: Башлачёва и БГ – есть две песни – одна звучащая, а другая – напечатанная. Между ними существуют принципиальные различия (в одном есть интонация, паузы, темп, громкость, звучание музыкальных инструментов, а в другом ничего этого нет, но есть прописные и строчные буквы, пунктуация, разделение на строфы и т.д.). Но, несмотря на все различия, мы считаем, что за этими двумя песнями стоит одна и та же сущность, что напечатанный текст позволяет лучше понять звучащее и наоборот. Поэтому в процессе анализа по мере необходимости мы будем обращаться к обоим вариантам песен – печатному и звучащему. Обращение к последнему будет специально оговариваться.
124 Гребенщиков Б.Б. Книга Песен БГ. – М.: «ОЛМА Медиа Групп», 2006. – С. 48. Далее текст этой и других песен БГ цитируется по этому изданию с указанием страниц в скобках.
125 Башлачёв А. Как по лезвию. – М.: Время, 2006. – С. 167. Далее текст этой и других песен Башлачёва цитируется по этому изданию с указанием страниц в скобках.
126 Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты; Образные выражения. – М.: Худож. лит., 1987. – С. 226.
127 Афоризмы [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://letter.com.ua/phrase/index.php?id=2362
128 Это значение формирует не только контекст песни (конкретнее, её последние две строфы), но и контекст творчества поэта в целом. Например, в песнях «Случай в Сибири», «Если баба трезва. Если баба скушна» (2-я часть триптиха «Слыша В.С. Высоцкого»), «Посошок», «Хороший мужик» («Песня о Родине»).
129 Словосочетание «северная страна» в творчестве Башлачёва является контекстуальным синонимом топонимов Петербург и шире – Россия. Например: «Под суровой шинелью спит Северная страна» («Осень»).
130 Ср. у Цветаевой: «То никогда не начиналось, / Что кончилось» («Минута»).
131 Иоанн Златоуст. Толкование на святаго Матфея Евангелиста. – М.: «Посад», 1993. – С. 335–336.
132 Протоиерей Александр Шаргунов. Толкование Евангелия на каждый день года. Среда 20-й седмицы по Пятидесятнице. Лк., 5, 33-39 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.pravoslavie.ru/put/3678.htm.
133 Фрагмент интервью, данного А. Башлачёвым весной 1986 года Б. Юхананову и А. Шипенко для спектакля «Наблюдатель» // Башлачёв А. Как по лезвию. – М.: Время, 2006. – С. 206–207.
134 БГ «Герои рок-н-ролла (Молодая шпана)» («Синий альбом», 1981).
135 БГ «Сидя на красивом холме» (альбом «День серебра», 1984).
136 Иными словами – здесь можно говорить о скрытом хиазме.
137 Говорить об этом с известной долей уверенности, позволяет контекст творчества БГ, в котором серебро в большинстве случаев контекстуально связано с духовной чистотой: «Я вижу признаки великой весны, / Серебряное пламя в ночном небе» («Партизаны полной луны»); «Серебро Господа моего, Серебро Господа – / Выше слов, выше звезд, вровень с нашей тоской» («Серебро Господа моего»); Мы стали настолько сильны / Что нам уже незачем петь / Настолько популярны, что туши свет / Мы танцуем удивительные танцы / Превращая серебро в медь» («Нами торгуют»); «Но возьми меня в пламя и выжги пустую породу, / И оставь серебро для того, чтобы ночь стала чистой» («Охота на единорогов»).
138 Подобный композиционно-смысловой принцип можно наблюдать, например, и в песне «Пока не начался джаз» (альбом «День серебра», 1984).
139 О «балансировании между обобщением и эмпирикой» и «взаимодействии двух полюсов – “бытового” и “бытийного” планов текста» как об одной из характерных примет творчества БГ писала одна из первых исследователей русской рок-поэзии Т.Е. Виноградова (Логачёва). См.: Логачёва Т.Е. Суггестивная лирика БГ: «Дело Мастера Бо» // «ХХ век. Проза. Поэзия. Критика: А. Белый, И. Бунин, В. Набоков, Е. Замятин … и Б. Гребенщиков» / Сб. науч. трудов. Выпуск I. Под ред. Е.Б. Скороспеловой, Т.Е. Кучиной, Т.Е. Логачёвой. – М.: Русская энциклопедия, Диалог-МГУ, 1996. – С. 119–137.
140 Контркультура, частью которой являются рок-поэзия и рок-музыка, сегодня выполняет ту же функцию, что и народная, неофициальная культура, описанная М.М. Бахтиным. И БГ, и Башлачёв в своих интервью неоднократно говорили о единой природе рок-н-ролла и фольклора.
141 Есть версия, согласно которой рок относится к контркультуре, но не менее важно учитывать и точку зрения на рок как на субкультуру. Правда же, как это часто и бывает, где-то по середине.
142 Например, в одной из самых цитируемых монографий, посвящённых творчеству Гребенщикова в культурно-социальном контексте эпохи, переход БГ к «русской теме» напрямую и достаточно убедительно связывается с влиянием Башлачёва (благо, сам автор дал для этого повод в интервью ТВ «Графоман». РТР, 14.12.1997. – «Башлачёв после смерти переложил ответственность: “А теперь ты”»). См.:
Смирнов И. Прекрасный дилетант. Борис Гребенщиков в новейшей истории России. – М.: Изд-во ЛЕАН, 1999. – С. 309–310. С лёгкой руки Ильи Смирнова эта точка зрения на сегодняшний день стала общим местом в теме «Башлачёв – Гребенщиков».
© Е.М. Ерёмин
143 Троицкий А. Аквариум: «День серебра» // Троицкий А. Гремучие скелеты в шкафу: [Сборник статей]: в 2 т. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2008. – Т.2. – С.122.
144 См. об этом, в частности, интервью газете «Советская молодежь» 06.05.1989. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vitya-tsoy.narod.ru/inter.html#05.
145 Наиболее полным является интервью А. Липницкому в телепередаче «Дети минут» из серии «Еловая Субмарина», а также интервью БГ в программах «Пусть говорят», «Следствие вели» и др.
146 И можно жить с галлюциногенным кальмаром. / Можно быть в особой связи с овцой – / Но как только я засыпаю в восточных покоях, / Мне снится Басё с плакатом «Хочу быть, как Цой!» (Здесь и далее все тексты песен Гребенщикова (кроме отдельно оговариваемых случаев) приводятся по изданию: Гребенщиков Б.Б. Книга песен БГ. – М.: «Олма Медиа Групп», 2007.)
147 Вначале было весело, потом спустился сплин, / Когда мы слизывали слизь у этих ящериц со спин / В квартире не было прохода от языческих святынь / Я перевел все песни Цоя с урду на латынь. / Когда я допил все, что было у них меж оконных рам, / Я сел на первый сабвэй в Тируванантапурам. [С. 440].
148 Гребенщиков Б. Мы были, как пилоты в соседних истребителях… // Цой В.Р. Группа крови. – М.: Эксмо, 2008. – С. 180.
149 Об истории создания песни см.:
Коваленин Д., Смоленский В. На пути из Ямато в Ниппон… (Борис Гребенщиков в Японии, 4-10 марта 1999 г.) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.susi.ru/BG/
<предыдущая страница | следующая страница>