150 Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры (конец XVI – начало XX века) – М., 1986. – С. 40.
151 Скворцов А.Э. Лирический герой поэзии Бориса Гребенщикова и Михаила Науменко // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. – Тверь, 1999. – Вып. 2. – С. 162.
152 Доманский Ю.В. Тексты смерти русского рока // Сайт: Русский рок от «а» до «я». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://russrock.ru/books/2013-ju.v.-domanskijj-teksty-smerti-russkogo-roka.html
153 Здесь и далее все тексты песен Цоя приводятся по изданию: Цой В.Р. Группа крови. – М.: Эксмо, 2008. – 320 с.
154 Например, «Blood type» – перевод «Группы крови» на английский, сделанный Дж. Стингрей ещё при жизни автора и исполненный самим Цоем, а также «Hjorekhjong» – перевод той же песни на корейский язык, исполняемый южнокорейской группой «Yuun Do Hyun Band».
155 См.: Жолковский А.К. Блуждающие сны: Из истории русского модернизма: сб. ст. – М.: Сов. писатель, 1992.
156 Милюгина Е.Г. Феномен рок-поэзии и романтический тип мышления // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. – Тверь, 1999. – Вып. 2. – С. 57.
157 Поскольку данный вопрос не является предметом нашего исследования, укажем лишь, что мотив ухода наиболее отчетливо проявляет себя в песнях «Ночь», «Пора», «Группа крови», «Пачка сигарет», «Стук» и «Нам с тобой».
158 Возраст четырнадцати лет является для Цоя знаковым: стоит вспомнить одну из первых его песен «Песню для МБ» («Посвящение Марку Болану»), где есть слова: «Не надейся, что тебе будет навсегда всего четырнадцать лет…» [С. 140].
159 Интересно, что факт сидения на крыше имел место в биографии Гребенщикова и Цоя. Сохранился видиоматериал к клипу Дж. Стингрей «Feeling», где рок-музыканты сидят на крыше дома БГ на фоне собора «Спас-на-крови».
160 Фрагменты интервью В. Цоя передаче «До 16-ти и старше…», Москва, осень 1988. Гостелерадиофонд. BSP. 6/№ (75-0250).
161 Темиршина О.Р. Символическая поэтика Б. Гребенщикова: проблема реконструкции и интерпретации // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. – Тверь; Екатеринбург, 2007. – Вып. 9. – С. 177.
162 Гребенщиков Б.Б. Аригато [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.dainutekstai.lt/r1528.htm
163 «Еловая субмарина»: «Дети минут» (2008) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://art-sluza.ru/tag/elovaya_submarina/
© З.Г. Харитонова
164 Троицкий А. Воспоминания о группе «Кино». Электронный ресурс – Режим доступа: https://www.kino.volga.ru/black.htm
165 Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. – СПб, 1994. – С. 39.
166 См. об этом: Шакулина П.С. Русский и рок и русский фольклор // Русская рок-поэзия: текст и контекст – Тверь, 1999 – Вып. 2 – С. 38-42; Кормильцев И., Сурова О. Рок-поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – Тверь, 1998 и др.
167 Доманский Ю.В. Русская рок-поэзия: текст и контекст. – М., 2010. – С. 16.
168 Здесь и далее тексты песен цитируются с указанием номеров страниц по кн.: Цой В. Стихи, документы, воспоминания. – СПб, 1991.
169 Телия В.Н. Что такое фразеология. – М.: Наука, 1996.
170 Здесь и далее все фразеологизмы, цитируются с указанием номера тома и страницы по книге: Фразеологический словарь современного русского литературного языка / Под. ред. А.Н. Тихонова. В 2 т. – М. 2004.
171 Никитина А.В. Образ кукушки в славянском фольклоре. – СПб, 2003.
172
Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. – М., 1997. – С. 510-515.
© С.А. Петрова
173 Ни в одном из найденных нами исполнений название сказки не эксплицировано, однако известна сказка именно под этим названием.
174 Глембоцкая Я.О. Творческая рефлексия в контексте художественной циклизации на материале русской поэзии ХХ века. Автореф. дисс. … канд.филол. наук. Новосибирск, 1999. С. 16.
175 «Универсальность сказки <...> столь же поразительна, как и её бессмертие». См.: Пропп В.Я. Русская сказка. Л., 1984. – С. 26.
176 Определение типа субъекта в данной ситуации в силу особенностей исполнения и бытования рассматриваемой сказки является отдельной проблемой, для данного исследования несущественной, поэтому определим субъекта речи как повествователя ввиду его неэксплицированности и немаркированности речи.
177 Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1984. Т. 4. С. 648.
178 См.: Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4 т. М., 1971. Т. 3. С. 419−420.
179 Доманский Ю.В. Русская рок-поэзия: текст и контекст. – М., 2010. – С. 202.
180 См.: Бройтман С.Н. Субъектная структура лирического произведения // Теория литературы: В 2 т. М., 2004. Т. 1. С. 341−347.
181 Фоменко И.В. О поэтике лирического цикла: учеб. пособие. Калинин, 1984. С. 12
182 Глембоцкая Я.О. Указ. соч. С. 11
183
Польшикова Л.Д. Сказка литературная // Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. М., 2008. С. 235.
© А.Н. Ярко
184 Здесь и далее тексты А. Непомнящего цитируются по официальному сайту Александра Непомнящего. Режим доступа: https://www.nepomn.ru.
185 Вихлянцев В. Библейский словарь (историко-религиозный). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://interpretive.ru/dictionary/559/word/%EF%F0%EE%F0%EE%F7%E5%F1%F2%E2%EE.
186 Толковый словарь русского языка Ушакова. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://slovari.yandex.ru/~книги/Толковый%20словарь%20Ушакова/Пророчество.
187 Непомнящий А. Интервью журналу «ФАНограф». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.filgrad.ru/texts2/nepomn2.htm.
188 Там же.
189
Непомнящий А. «Время колокольчиков» в свете церковного суда. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://yanka.lenin.ru/stat/nepomn.htm.
© Е.Е. Чебыкина, 2010
190 Группа была образована осенью 1969 года. Подробнее см.: Владимир Рекшан и группа «Санкт-Петербург». Официальный сайт. История в датах. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rekshan.ru/index.php?option=content&task;=view&id;=148
191 Об этом подробнее см.: Матвеева Н.М. Поэзия В. Маяковского в современной рок-культуре: группы «Сансара» и «Сплин» // Русская рок-поэзия: текст и контекст. –Екатеринбург; Тверь, 2010. Вып. 11. С. 183–189.
192 Подробнее см.: Матвеева Н.М. Поэзия С. Есенина в современной песенной культуре: опыт построения типологии // Слово: Сборник научных работ студентов и аспирантов. Тверь, 2009. Вып. 7. С. 37–40.
193 Владимир Рекшан и группа «Санкт-Петербург». Официальный сайт. Дискография. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rekshan.ru/content/view/101/34/.
194 Там же.
© Н.М. Матвеева
195 См.: Толоконникова С.Ю. Русская рок-поэзия в зеркале неомифологизма // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. Вып. 2. С. 47-53. Яркова А.В. Мифопоэтика В. Цоя // Русская рок- поэзия: текст и контекст : сб. науч. тр. Тверь : Твер. гос. ун-т, 1999. Вып. 2. С. 101 106. Гавриков В.А. Мифопоэтика в творчестве Александра Башлачева. – Брянск: Ладомир, 2007.
196 См.: Логачева Т.Е. Тексты русской рок-поэзии и петербургский миф: аспекты традиции в рамках нового поэтического жанра [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dll.botik.ru/az/lit/coll/ontolog1/21_logach.htm.
197 Шевчук Ю. Сольник. М.: Новая газета, 2009. С. 92.
198 Дёринг-Смирнова И.Р., Смирнов И.П. «Исторический авангард» с точки зрения эволюции художественных систем // Russian Literature, 1980. № VIII. С. 418 419.
199 Шевчук Ю. Дискография ДДТ. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lib.ru/KSP/shewchuk.txt.
200 Там же.
201 Там же.
202 Там же.
203 Шевчук Ю. Сольник. М.: Новая газета, 2009. С. 63.
204 Там же. С. 64.
205 Там же. С. 45.
206 См.: Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города. // Учёные записки Тартуского гос. ун-та. Вып. 684. 1984. С.30 45.
207 Там же. С. 110.
208 См.: Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. М.: Аспект-Пресс, 1995.
209 Шевчук Ю. Сольник. С. 111.
210 Там же. С. 112.
© Е.Р. Авилова
211 Текст песни цитируется по изданию: Поэты русского рока: Ю. Шевчук, А. Башлачев, А. Чернецкий, С. Рыженко, А. Машнин. – СПб.: Азбука-классика, 2005.
© А.В. Чемагина
212 Здесь и далее в работе, тексты песен Ю. Шевчука цитируются по: https://plennic.narod.ru/ddtalb.html. В скобках после цитаты указано название песни.
213 Киров А. Лирический роман в поэзии Н. Рубцова: Автореф. дис. …канд. филол. наук. – Вологда, 2004.
214 Словарь литературных терминов [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://slovar.lib.ru/dictionary/lirichsubjekt.htm.
215 Энциклопедия «Религия» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://slovari.yandex.ru/dict/religion.
© И.Н. Троценко, Е.П. Воробьеёва
216 См., например: Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л.: Советский писатель, 1974.
217 Тексты песен Э. Шклярского цитируются по: Официальный сайт группы «Пикник» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: htpp://www.piknik.info.
218 Напомним основные постулаты философии Гераклита: изменчивость мира (самое известное высказывание: «В одну реку нельзя войти дважды»), непрерывный переход из одного состояния в другое как основа мироздания, огонь как первооснова всего сущего, Логос – основа существования мира, «устроитель мира», бог. См., например:
Бакина В.И. Космологическое учение Гераклита Эфесского // Вестник Московского университета. – Сер.7. – Философия. – 1998. – № 4. – С.42–55.
© Е.Э. Никитина
219 Никитина Е.Э. «Квазимодо – урод»: безобразные и странные персонажи Эдмунда Шклярского // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – Екатеринбург; Тверь, 2010. – Вып. 11. С. 207 – 214.
220 Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. С. 140.
221 О своеобразии результатов, получаемых при использовании методологии М.М. Бахтина для анализа синтетических текстов см.: Миловидов В.А. Сука ли Офелия? Или несостоявшийся опыт теории синтетического текста // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – Тверь, 2005. – Вып. 7.
222 Здесь и далее тексты песен приводятся по материалам официального сайта группы «Пикник». Режим доступа: https://www.piknik.info/lyrics
223 Бахтин М.М. Указ. соч. С. 140.
224 Там же. С. 142.
225 Здесь необходимо отметить, что альбом «Дым» первый альбом группы, записанный в 1982 году, когда это было достаточно проблематичным, как и само выступление рок-коллектива. Скорее всего, образ человека с гитарой в то время воспринимался как отсылка ко вполне определенной субкультуре, их скитание «от дома к дому» может быть воспринято как поиск места для репетиции/выступления, и, поскольку автор текста и его реципиенты воспринимали «человека с гитарой» не просто как нечто положительное, но и как нечто особенное, запрещённое, можно говорить о «профанации сакрального» в данном случае.
226 Бахтин М.М. Указ. соч. С. 143.
227 Никитина Е.Э. Указ соч.
228 Бахтин М.М. Указ. соч. С. 143.
229 Там же. С. 145.
230 Этот образ в поэзии Э. Шклярского подробно описан с статье В.А. Курской (см.: Курская В.А. Образ огня в поэзии Эдмунда Шклярского // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – Екатеринбург; Тверь, 2010. – Вып. 10 – С. 191 – 197).
231См.: Бахтин М.М. Указ. соч. С. 147.
232 Там же. С. 146.
233 Бахтин М.М. Указ соч. С. 141.
234 Примеры взяты из концертов: Концерт в ленинградском спортивно-концертном комплексе им. Ленина 30 сентября 1988 года (видеозапись); концерт в г. Мурманске 1 октября 2008 г. (видеозапись), концерты в г. Твери 03.03.2006, 05.02.2007 (ОДК «Пролетарка»).
235 Огонь, появляющийся на концертах, как амбивалентный и карнавальный может рассматриваться только с учетом контекста творчества группы.
236
Бахтин М.М. Указ. соч. С. 141.
© Е.С. Воробьёва, А.П. Сидорова
237 Здесь и далее тексты песен Э. Шклярского даны в соответствии с официальным сайтом группы «Пикник». Режим доступа: https://www.piknik.info.
2382 Флобер Г. Госпожа Бовари / Пер. с фр. А. Ромма. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – С. 195.
2393 Иванов С.А. Блаженные похабы: Культурная история юродства / Рос. академия наук. Ин-т славяноведения. – М.: Языки славянских культур, 2005. – С. 48.
240 Никитина Е.Э. «Квазимодо – урод»: безобразные и странные персонажи Эдмунда Шклярского // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. – Екатеринбург; Тверь, 2010. – Вып. 11. – С. 208.
241 Курская В.А. Образ огня в поэзии Эдмунда Шклярского // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. – Екатеринбург, Тверь, 2008. – Вып. 10. – С. 191 197.
242
Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. – М.: Вече, АСТ, 1996. – С. 367.
© В.А. Курская, 2010
243 Илья Кормильцев. 1959–2007. Rolling Stone – 2007. – № 33 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rollingstone.ru/articles/756
244 Голышев В. Жив как я и ты [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.apn.ru/opinions/article11344.htm.
245 Цит. по: Порохня Л., Кушнир А., Кормильцев И., Бутутсов В., Сурова О., Пинич В. NAUTILUS POMPILIUS: Введение в наутилосоведение. – М., 1997. – C. 68. Далее ссылки на это издание даются в тексте статьи с указанием страницы.
246 Цит. по: «Акулы пера» (1997) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ytime.com.ua/ru/50/1315.
247 Там же.
248Умер поэт Илья Кормильцев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://forum.novotroitsk.info/topic.php?forum=11&topic;=158
249 Порохня Л.и др. Указ. соч. С. 68.
250 Цит. по: Интервью А. Житинского с Вячеславом Бутусовым (1988) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ytime.com.ua/ru/50/1320.
251 См.: Бройтман С.Н. Лирический субъект // Ведение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб. пособие. – М., 1999.
252 Все цитаты из текстов песен приводятся по изданию:
Порохня Л. и др. Указ соч. С. 191–316.
© Е.А. Селезова
253 Иванов Д.И. Синтетическая модель рок-текста: структура и взаимоотношение компонентов // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. Екатеринбург; Тверь, 2000. Вып. 11. С. 21.
254 Ивлева Т.Г. Анализ одного рок-стихотворения: Вячеслав Бутусов «Чистый бес» (альбом «Чужая земля») // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. Тверь: Твер. гос. Ун-т, 2000. Вып. 3. С.181.
255
Лексина А.В. Танатология в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. Тверь: Лилия Принт, 2003. Вып. 7. С.187.
© Е.В. Исаева
256 Кормильцев И., Сурова О. Рок-поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – Тверь, 1998 – Вып. 1. – С. 23.
257 Здесь и далее тексты группы цитирую по изданию: Калинов мост. – М, 2001. – 638 с.
258 В вышеназванной статье И. Кормильцева и О. Суровой высказывается следующее суждение: «Думается, что в случае с такими поэтами, как Башлачёв, Ревякин, Кинчев, можно говорить о школе – слишком очевидно их взаимодействие и не случайно глубинное сходство поэтических систем»". См.: Кормильцев И., Сурова О. Указ. соч.
259 В данной песне идёт речь о таком общественном явлении, как манипуляция сознанием, описываемом С.Г. Кара-Мурзой в его обстоятельном труде «Манипуляция сознанием». Ср.: «Наше внимание привлекают не состояния покоя, не торчащий в доске гвоздь и не мирная гора песка, а ситуации слома стабильной системы, смены («перестройки») ее структуры – ситуации катастроф. Нас поражает, что маленький, даже по капельке, ручеек может размыть огромную плотину. И этого ручейка нельзя допускать ни в коем случае, ибо он «запускает» цепной, самоускоряющийся процесс. (Потому что то, что с нами сделали, называется скучным термином: манипуляция общественным сознанием. По своим масштабам, затратам, продолжительности и результатам эта программа манипуляции не имеет аналогов в истории). <…> Поговорим о той огромной технологии, которую используют согласно своим служебным обязанностям и за небольшую зарплату сотни тысяч профессиональных работников – независимо от их личной нравственности, идеологии и художественных вкусов. Это – та технология, которая проникает в каждый дом и от которой человек в принципе не может укрыться».
260 Калинов мост. – М, 2001. – С. 93.
261 В данном контексте очень интересна работа Константина Николаевича Леонтьева (1831-1891) «Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения», где автор отмечает тенденцию ко «всеобщему смесительному европейскому упрощению», благодаря которому весь мир превратится в серую единообразную массу, грозящему России потерей лица, оригинальности и неповторимости: «…внешние формы быта, одежды, обряды, обычаи, моды, все эти разности и оттенки общественной эстетики
живой …суть
неизбежные последствия, органически вытекающие из перемен в нашем внутреннем мире, это неизбежные
пластические символы идеалов, внутри нас созревших или готовых созреть…». См.:
Леонтьев К.Н. Избранное. – М., 1993. – С. 168.
© А.В. Лексина
262 Болотнова Н.С. Типы концептуальных структур поэтических текстов // Художественный текст: Слово. Концепт. Смысл. Томск, 2006. С. 241.
263 См., например: Гончар И.А. О статусе рок-поэзии как литературного текста // Русская литература в формировании современной языковой личности. Литература в формировании языковой личности: этапы и варианты: В 2 ч. Ч. I. СПб., 2007; Никитина О.Э. Биографический миф как литературоведческая проблема (на материале русского рока): автореф. ... канд. филол. наук. Тверь, 2006; Солодова М.А. Текст и метатекст молодёжной субкультуры в лингвокультурном аспекте (на материале текстов песен отечественных рок-групп и рецензий на них): автореф. ... канд. филол. наук. Томск, 2002; Чебыкина Е.Е. Русская рок-поэзия: прагматический, концептуальный и формо-содержательный подход: автореф. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2007; Шинкаренкова М.Б. Метафизическое моделирование художественного мира в дискурсе русской рок-поэзии: автореф. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2005.
264 Кормильцев И., Сурова О. Рок-поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 1998. С. 5.
265 Доманский Ю.В. «Тексты смерти» русского рока. Тверь, 2000; Доманский Ю.В. О культурном статусе русского рока // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 2000. Вып. 3; Доманский Ю.В. Русская рок-поэзия: проблемы и пути изучения // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 1999.
266 При цитировании в круглых скобках указываются номера страниц по изданию: Поэты русского рока: Е. Летов, Д. Ревякин, Я. Дягилева, К. Рябинов, В. Кузьмин, Н. Кунцевич. СПб, 2005; названия текстов, опубликованных на официальном сайте группы «Калинов мост», и не вошедших в указанное издание.
267
Пименова М.В. Концепт Надежда в русской языковой картине мира // Человек и его язык (к 75-летию проф. В.П. Недялкова). Кемерово, 2003.
© Д.В. Калуженина