Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 19страница 20страница 21страница 22страница 23страница 24

150 Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры (конец XVI – начало XX века) – М., 1986. – С. 40.

151 Скворцов А.Э. Лирический герой поэзии Бориса Гребенщикова и Михаила Науменко // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. – Тверь, 1999. – Вып. 2. – С. 162.

152 Доманский Ю.В. Тексты смерти русского рока // Сайт: Русский рок от «а» до «я». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://russrock.ru/books/2013-ju.v.-domanskijj-teksty-smerti-russkogo-roka.html

153 Здесь и далее все тексты песен Цоя приводятся по изданию: Цой В.Р. Группа крови. – М.: Эксмо, 2008. – 320 с.

154 Например, «Blood type» – перевод «Группы крови» на английский, сделанный Дж. Стингрей ещё при жизни автора и исполненный самим Цоем, а также «Hjorekhjong» – перевод той же песни на корейский язык, исполняемый южнокорейской группой «Yuun Do Hyun Band».

155 См.: Жолковский А.К. Блуждающие сны: Из истории русского модернизма: сб. ст. – М.: Сов. писатель, 1992.

156 Милюгина Е.Г. Феномен рок-поэзии и романтический тип мышления // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. – Тверь, 1999. – Вып. 2. – С. 57.

157 Поскольку данный вопрос не является предметом нашего исследования, укажем лишь, что мотив ухода наиболее отчетливо проявляет себя в песнях «Ночь», «Пора», «Группа крови», «Пачка сигарет», «Стук» и «Нам с тобой».

158 Возраст четырнадцати лет является для Цоя знаковым: стоит вспомнить одну из первых его песен «Песню для МБ» («Посвящение Марку Болану»), где есть слова: «Не надейся, что тебе будет навсегда всего четырнадцать лет…» [С. 140].

159 Интересно, что факт сидения на крыше имел место в биографии Гребенщикова и Цоя. Сохранился видиоматериал к клипу Дж. Стингрей «Feeling», где рок-музыканты сидят на крыше дома БГ на фоне собора «Спас-на-крови».

160 Фрагменты интервью В. Цоя передаче «До 16-ти и старше…», Москва, осень 1988. Гостелерадиофонд. BSP. 6/№ (75-0250).

161 Темиршина О.Р. Символическая поэтика Б. Гребенщикова: проблема реконструкции и интерпретации // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. – Тверь; Екатеринбург, 2007. – Вып. 9. – С. 177.

162 Гребенщиков Б.Б. Аригато [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.dainutekstai.lt/r1528.htm

163 «Еловая субмарина»: «Дети минут» (2008) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://art-sluza.ru/tag/elovaya_submarina/

© З.Г. Харитонова



164 Троицкий А. Воспоминания о группе «Кино». Электронный ресурс – Режим доступа: https://www.kino.volga.ru/black.htm

165 Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. – СПб, 1994. – С. 39.

166 См. об этом: Шакулина П.С. Русский и рок и русский фольклор // Русская рок-поэзия: текст и контекст – Тверь, 1999 – Вып. 2 – С. 38-42; Кормильцев И., Сурова О. Рок-поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – Тверь, 1998 и др.

167 Доманский Ю.В. Русская рок-поэзия: текст и контекст. – М., 2010. – С. 16.

168 Здесь и далее тексты песен цитируются с указанием номеров страниц по кн.: Цой В. Стихи, документы, воспоминания. – СПб, 1991.

169 Телия В.Н. Что такое фразеология. – М.: Наука, 1996.

170 Здесь и далее все фразеологизмы, цитируются с указанием номера тома и страницы по книге: Фразеологический словарь современного русского литературного языка / Под. ред. А.Н. Тихонова. В 2 т. – М. 2004.

171 Никитина А.В. Образ кукушки в славянском фольклоре. – СПб, 2003.

172 Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. – М., 1997. – С. 510-515.

© С.А. Петрова



173 Ни в одном из найденных нами исполнений название сказки не эксплицировано, однако известна сказка именно под этим названием.

174 Глембоцкая Я.О. Творческая рефлексия в контексте художественной циклизации на материале русской поэзии ХХ века. Автореф. дисс. … канд.филол. наук.   Новосибирск, 1999.   С. 16.

175 «Универсальность сказки <...> столь же поразительна, как и её бессмертие». См.: Пропп В.Я. Русская сказка.   Л., 1984. – С. 26.

176 Определение типа субъекта в данной ситуации в силу особенностей исполнения и бытования рассматриваемой сказки является отдельной проблемой, для данного исследования несущественной, поэтому определим субъекта речи как повествователя ввиду его неэксплицированности и немаркированности речи.

177 Аристотель. Сочинения: В 4 т.   М., 1984.   Т. 4.   С. 648.

178 См.: Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4 т.   М., 1971.   Т. 3.   С. 419−420.

179 Доманский Ю.В. Русская рок-поэзия: текст и контекст. – М., 2010. – С. 202.

180 См.: Бройтман С.Н. Субъектная структура лирического произведения // Теория литературы: В 2 т.   М., 2004.   Т. 1.   С. 341−347.

181 Фоменко И.В. О поэтике лирического цикла: учеб. пособие.   Калинин, 1984.   С. 12

182 Глембоцкая Я.О. Указ. соч. С. 11

183 Польшикова Л.Д. Сказка литературная // Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий.   М., 2008.   С. 235.

© А.Н. Ярко



184 Здесь и далее тексты А. Непомнящего цитируются по официальному сайту Александра Непомнящего. Режим доступа: https://www.nepomn.ru.

185 Вихлянцев В. Библейский словарь (историко-религиозный). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://interpretive.ru/dictionary/559/word/%EF%F0%EE%F0%EE%F7%E5%F1%F2%E2%EE.

186 Толковый словарь русского языка Ушакова. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://slovari.yandex.ru/~книги/Толковый%20словарь%20Ушакова/Пророчество.

187 Непомнящий А. Интервью журналу «ФАНограф». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.filgrad.ru/texts2/nepomn2.htm.

188 Там же.

189 Непомнящий А. «Время колокольчиков» в свете церковного суда. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://yanka.lenin.ru/stat/nepomn.htm.

© Е.Е. Чебыкина, 2010



190 Группа была образована осенью 1969 года. Подробнее см.: Владимир Рекшан и группа «Санкт-Петербург». Официальный сайт. История в датах. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rekshan.ru/index.php?option=content&task;=view&id;=148

191 Об этом подробнее см.: Матвеева Н.М. Поэзия В. Маяковского в современной рок-культуре: группы «Сансара» и «Сплин» // Русская рок-поэзия: текст и контекст. –Екатеринбург; Тверь, 2010.   Вып. 11.   С. 183–189.

192 Подробнее см.: Матвеева Н.М. Поэзия С. Есенина в современной песенной культуре: опыт построения типологии // Слово: Сборник научных работ студентов и аспирантов.   Тверь, 2009.  Вып. 7.   С. 37–40.

193 Владимир Рекшан и группа «Санкт-Петербург». Официальный сайт. Дискография. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rekshan.ru/content/view/101/34/.

194 Там же.

© Н.М. Матвеева



195 См.: Толоконникова С.Ю. Русская рок-поэзия в зеркале неомифологизма // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр.   Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999.   Вып. 2.   С. 47-53. Яркова А.В. Мифопоэтика В. Цоя // Русская рок- поэзия: текст и контекст : сб. науч. тр.   Тверь : Твер. гос. ун-т, 1999.   Вып. 2.  С. 101 106. Гавриков В.А. Мифопоэтика в творчестве Александра Башлачева. – Брянск: Ладомир, 2007.

196 См.: Логачева Т.Е. Тексты русской рок-поэзии и петербургский миф: аспекты традиции в рамках нового поэтического жанра [Электронный ресурс]   Режим доступа: https://dll.botik.ru/az/lit/coll/ontolog1/21_logach.htm.

197 Шевчук Ю. Сольник.   М.: Новая газета, 2009.   С. 92.

198 Дёринг-Смирнова И.Р., Смирнов И.П. «Исторический авангард» с точки зрения эволюции художественных систем // Russian Literature, 1980.   № VIII.   С. 418 419.

199 Шевчук Ю. Дискография ДДТ. [Электронный ресурс]   Режим доступа: https://lib.ru/KSP/shewchuk.txt.

200 Там же.

201 Там же.

202 Там же.

203 Шевчук Ю. Сольник.   М.: Новая газета, 2009.   С. 63.

204 Там же. С. 64.

205 Там же. С. 45.

206 См.: Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города. // Учёные записки Тартуского гос. ун-та. Вып. 684.   1984.   С.30 45.

207 Там же. С. 110.

208 См.: Манн Ю.В. Динамика русского романтизма.   М.: Аспект-Пресс, 1995.

209 Шевчук Ю. Сольник. С. 111.

210 Там же. С. 112.

© Е.Р. Авилова



211 Текст песни цитируется по изданию: Поэты русского рока: Ю. Шевчук, А. Башлачев, А. Чернецкий, С. Рыженко, А. Машнин. – СПб.: Азбука-классика, 2005.

© А.В. Чемагина



212 Здесь и далее в работе, тексты песен Ю. Шевчука цитируются по: https://plennic.narod.ru/ddtalb.html. В скобках после цитаты указано название песни.

213 Киров А. Лирический роман в поэзии Н. Рубцова: Автореф. дис. …канд. филол. наук. – Вологда, 2004.

214 Словарь литературных терминов [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://slovar.lib.ru/dictionary/lirichsubjekt.htm.

215 Энциклопедия «Религия» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://slovari.yandex.ru/dict/religion.

© И.Н. Троценко, Е.П. Воробьеёва



216 См., например: Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л.: Советский писатель, 1974.

217 Тексты песен Э. Шклярского цитируются по: Официальный сайт группы «Пикник» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: htpp://www.piknik.info.

218 Напомним основные постулаты философии Гераклита: изменчивость мира (самое известное высказывание: «В одну реку нельзя войти дважды»), непрерывный переход из одного состояния в другое как основа мироздания, огонь как первооснова всего сущего, Логос – основа существования мира, «устроитель мира», бог. См., например: Бакина В.И. Космологическое учение Гераклита Эфесского // Вестник Московского университета. – Сер.7. – Философия. – 1998. – № 4. – С.42–55.

© Е.Э. Никитина



219 Никитина Е.Э. «Квазимодо – урод»: безобразные и странные персонажи Эдмунда Шклярского // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – Екатеринбург; Тверь, 2010. – Вып. 11.  С. 207 – 214.

220 Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского.   М., 1979.   С. 140.

221 О своеобразии результатов, получаемых при использовании методологии М.М. Бахтина для анализа синтетических текстов см.: Миловидов В.А. Сука ли Офелия? Или несостоявшийся опыт теории синтетического текста // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – Тверь, 2005. – Вып. 7.

222 Здесь и далее тексты песен приводятся по материалам официального сайта группы «Пикник». Режим доступа: https://www.piknik.info/lyrics

223 Бахтин М.М. Указ. соч. С. 140.

224 Там же. С. 142.

225 Здесь необходимо отметить, что альбом «Дым»   первый альбом группы, записанный в 1982 году, когда это было достаточно проблематичным, как и само выступление рок-коллектива. Скорее всего, образ человека с гитарой в то время воспринимался как отсылка ко вполне определенной субкультуре, их скитание «от дома к дому» может быть воспринято как поиск места для репетиции/выступления, и, поскольку автор текста и его реципиенты воспринимали «человека с гитарой» не просто как нечто положительное, но и как нечто особенное, запрещённое, можно говорить о «профанации сакрального» в данном случае.

226 Бахтин М.М. Указ. соч. С. 143.

227 Никитина Е.Э. Указ соч.

228 Бахтин М.М. Указ. соч. С. 143.

229 Там же. С. 145.

230 Этот образ в поэзии Э. Шклярского подробно описан с статье В.А. Курской (см.: Курская В.А. Образ огня в поэзии Эдмунда Шклярского // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – Екатеринбург; Тверь, 2010. – Вып. 10 – С. 191 – 197).

231См.: Бахтин М.М. Указ. соч. С. 147.

232 Там же. С. 146.

233 Бахтин М.М. Указ соч. С. 141.

234 Примеры взяты из концертов: Концерт в ленинградском спортивно-концертном комплексе им. Ленина 30 сентября 1988 года (видеозапись); концерт в г. Мурманске 1 октября 2008 г. (видеозапись), концерты в г. Твери 03.03.2006, 05.02.2007 (ОДК «Пролетарка»).

235 Огонь, появляющийся на концертах, как амбивалентный и карнавальный может рассматриваться только с учетом контекста творчества группы.

236 Бахтин М.М. Указ. соч. С. 141.

© Е.С. Воробьёва, А.П. Сидорова



237 Здесь и далее тексты песен Э. Шклярского даны в соответствии с официальным сайтом группы «Пикник». Режим доступа: https://www.piknik.info.

2382 Флобер Г. Госпожа Бовари / Пер. с фр. А. Ромма. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – С. 195.

2393 Иванов С.А. Блаженные похабы: Культурная история юродства / Рос. академия наук. Ин-т славяноведения. – М.: Языки славянских культур, 2005. – С. 48.

240 Никитина Е.Э. «Квазимодо – урод»: безобразные и странные персонажи Эдмунда Шклярского // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. – Екатеринбург; Тверь, 2010. – Вып. 11. – С. 208.

241 Курская В.А. Образ огня в поэзии Эдмунда Шклярского // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. – Екатеринбург, Тверь, 2008. – Вып. 10. – С. 191 197.

242 Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. – М.: Вече, АСТ, 1996. – С. 367.

© В.А. Курская, 2010



243 Илья Кормильцев. 1959–2007.   Rolling Stone – 2007. – № 33 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rollingstone.ru/articles/756

244 Голышев В. Жив как я и ты [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.apn.ru/opinions/article11344.htm.

245 Цит. по: Порохня Л., Кушнир А., Кормильцев И., Бутутсов В., Сурова О., Пинич В. NAUTILUS POMPILIUS: Введение в наутилосоведение. – М., 1997. – C. 68. Далее ссылки на это издание даются в тексте статьи с указанием страницы.

246 Цит. по: «Акулы пера» (1997) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ytime.com.ua/ru/50/1315.

247 Там же.

248Умер поэт Илья Кормильцев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://forum.novotroitsk.info/topic.php?forum=11&topic;=158

249 Порохня Л.и др. Указ. соч. С. 68.

250 Цит. по: Интервью А. Житинского с Вячеславом Бутусовым (1988) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ytime.com.ua/ru/50/1320.

251 См.: Бройтман С.Н. Лирический субъект // Ведение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб. пособие. – М., 1999.

252 Все цитаты из текстов песен приводятся по изданию: Порохня Л. и др. Указ соч. С. 191–316.

© Е.А. Селезова



253 Иванов Д.И. Синтетическая модель рок-текста: структура и взаимоотношение компонентов // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр.   Екатеринбург; Тверь, 2000.   Вып. 11.   С. 21.

254 Ивлева Т.Г. Анализ одного рок-стихотворения: Вячеслав Бутусов «Чистый бес» (альбом «Чужая земля») // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр.   Тверь: Твер. гос. Ун-т, 2000.   Вып. 3.   С.181.

255 Лексина А.В. Танатология в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр.   Тверь: Лилия Принт, 2003.   Вып. 7.   С.187.

© Е.В. Исаева



256 Кормильцев И., Сурова О. Рок-поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – Тверь, 1998 – Вып. 1. – С. 23.

257 Здесь и далее тексты группы цитирую по изданию: Калинов мост. – М, 2001. – 638 с.

258 В вышеназванной статье И. Кормильцева и О. Суровой высказывается следующее суждение: «Думается, что в случае с такими поэтами, как Башлачёв, Ревякин, Кинчев, можно говорить о школе – слишком очевидно их взаимодействие и не случайно глубинное сходство поэтических систем»". См.: Кормильцев И., Сурова О. Указ. соч.

259 В данной песне идёт речь о таком общественном явлении, как манипуляция сознанием, описываемом С.Г. Кара-Мурзой в его обстоятельном труде «Манипуляция сознанием». Ср.: «Наше внимание привлекают не состояния покоя, не торчащий в доске гвоздь и не мирная гора песка, а ситуации слома стабильной системы, смены («перестройки») ее структуры – ситуации катастроф. Нас поражает, что маленький, даже по капельке, ручеек может размыть огромную плотину. И этого ручейка нельзя допускать ни в коем случае, ибо он «запускает» цепной, самоускоряющийся процесс. (Потому что то, что с нами сделали, называется скучным термином: манипуляция общественным сознанием. По своим масштабам, затратам, продолжительности и результатам эта программа манипуляции не имеет аналогов в истории). <…> Поговорим о той огромной технологии, которую используют согласно своим служебным обязанностям и за небольшую зарплату сотни тысяч профессиональных работников – независимо от их личной нравственности, идеологии и художественных вкусов. Это – та технология, которая проникает в каждый дом и от которой человек в принципе не может укрыться».

260 Калинов мост. – М, 2001. – С. 93.

261 В данном контексте очень интересна работа Константина Николаевича Леонтьева (1831-1891) «Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения», где автор отмечает тенденцию ко «всеобщему смесительному европейскому упрощению», благодаря которому весь мир превратится в серую единообразную массу, грозящему России потерей лица, оригинальности и неповторимости: «…внешние формы быта, одежды, обряды, обычаи, моды, все эти разности и оттенки общественной эстетики живой …суть неизбежные последствия, органически вытекающие из перемен в нашем внутреннем мире, это неизбежные пластические символы идеалов, внутри нас созревших или готовых созреть…». См.: Леонтьев К.Н. Избранное. – М., 1993. – С. 168.

© А.В. Лексина



262 Болотнова Н.С. Типы концептуальных структур поэтических текстов // Художественный текст: Слово. Концепт. Смысл.   Томск, 2006.   С. 241.

263 См., например: Гончар И.А. О статусе рок-поэзии как литературного текста // Русская литература в формировании современной языковой личности. Литература в формировании языковой личности: этапы и варианты: В 2 ч. Ч. I.   СПб., 2007; Никитина О.Э. Биографический миф как литературоведческая проблема (на материале русского рока): автореф. ... канд. филол. наук.   Тверь, 2006; Солодова М.А. Текст и метатекст молодёжной субкультуры в лингвокультурном аспекте (на материале текстов песен отечественных рок-групп и рецензий на них): автореф. ... канд. филол. наук.   Томск, 2002; Чебыкина Е.Е. Русская рок-поэзия: прагматический, концептуальный и формо-содержательный подход: автореф. ... канд. филол. наук.   Екатеринбург, 2007; Шинкаренкова М.Б. Метафизическое моделирование художественного мира в дискурсе русской рок-поэзии: автореф. ... канд. филол. наук.   Екатеринбург, 2005.

264 Кормильцев И., Сурова О. Рок-поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция // Русская рок-поэзия: текст и контекст.   Тверь, 1998.   С. 5.

265 Доманский Ю.В. «Тексты смерти» русского рока.   Тверь, 2000; Доманский Ю.В. О культурном статусе русского рока // Русская рок-поэзия: текст и контекст.   Тверь, 2000.   Вып. 3; Доманский Ю.В. Русская рок-поэзия: проблемы и пути изучения // Русская рок-поэзия: текст и контекст.   Тверь, 1999.

266 При цитировании в круглых скобках указываются номера страниц по изданию: Поэты русского рока: Е. Летов, Д. Ревякин, Я. Дягилева, К. Рябинов, В. Кузьмин, Н. Кунцевич.   СПб, 2005; названия текстов, опубликованных на официальном сайте группы «Калинов мост», и не вошедших в указанное издание.

267 Пименова М.В. Концепт Надежда в русской языковой картине мира // Человек и его язык (к 75-летию проф. В.П. Недялкова).   Кемерово, 2003.

© Д.В. Калуженина



268 См.: Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем.   М.: Едиториал УРСС, 2004.   С. 26.

<предыдущая страница | следующая страница>


Русская рок-поэзия: текст и контекст выпуск 12

Р 66 Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб науч тр. – Екатеринбург; Тверь, 2011. – Вып. 12. – 300 с

5074.79kb.

09 10 2014
24 стр.


Русская рок-поэзия и художественный прием

Когда в конце 80-х Виктора Цоя одолевали с вопросами “об отличии рок-поэзии от поэзии вообще”, он всегда отвечал, что “тексты своих песен в отрыве от музыки” не может “рассматриват

128kb.

08 10 2014
1 стр.


О восприятии рок-поэзии (На материале альбомов "ддт" “Мир номер ноль” и “Метель августа”)

Рок-тексты в своем подавляющем большинстве обладают настолько низкой художественной ценностью, что фактически находятся за гранью литературы”; “Рок-текст не самодостаточен и не сам

110.86kb.

08 10 2014
1 стр.


Борис Николаевич Климычев член сп, почетный гражданин Томска

«Русская поэзия. XX век, в антологию» («Олма—Пресс», 1999 год), в «антологию сибирской поэзии» (Кемерово, 2008 год), в антологию «Русская поэзия ХХI век

43.61kb.

16 12 2014
1 стр.


Рок-поэзия как социокультурный феномен

Печатается по решению редакционно-издательского совета Гуманитарного института Череповецкого государственного университета

713.03kb.

30 09 2014
6 стр.


О поэзии Виктора Цоя

В современной отечественной литературе не столь давно появился особый культурный феномен – рок-поэзия. Именно она стала в конце прошлого века той трибуной, с которой личность могла

64.46kb.

07 10 2014
1 стр.


О все видавшем

И. Дьяконова текст воспроизводится с сокращениями по изданию Библиотека Всемирной Литературы, том Поэзия и проза Древнего Востока. М

464.75kb.

11 09 2014
1 стр.


Реферат Культурологические воззрения В. И. Вернадского

Понять и по достоинству оценить педагогическое наследие В. И. Вернадского возможно только на основе включения его в контекст современной культуры, в контекст новой экогуманитарной

384.3kb.

11 09 2014
2 стр.