382 Там же.
383 Вардзелашвили Ж. Указ. соч.
384 См.: Лифшиц М. «Танцы минус» против наркотиков [Электронный ресурс] // New ведомости: официальный сайт. – 11.10.2000. – № 41 (099). – Режим доступа: https://nved.narod.ru/arhiv/a41_st03.htm (дата обращения: 11.09.2010).
385 Такое восприятие этой песни было спровоцировано ди-джеями «Нашего радио: они представили песню, как предчувствие рок-поэтом трагедии, произошедшей 23 октября 2002 года в театральном центре на Дубровке, когда во время представления мюзикла «Норд ост» артисты и зрители оказались заложниками террористов.
386 Конечно, можно предположить, что это лишь расхожая вариация устойчивого словосочетания «в наших (моих, твоих, его, её) руках». Однако интертекстуальная память читателя, который знаком с песней Кинчева, свяжет этот заголовок именно с ней.
387 Пьеге-Гро Н. Указ. соч. С. 133.
388 Конечно, нельзя не отметить, что и у названия песни Шклярского есть прототекст – фраза, до недавнего времени использовавшаяся отечественными телерадиокомпаниями перед началом прямого эфира. Однако в контексте современной культуры, особенно в сознании молодого поколения, актуальной оказывается именно песня Шклярского, как элемент культурной памяти.
389 См.: Всё идёт по плану: комментарии [Электронный ресурс] // «Время Z» – журнал для интеллектуальной элиты общества: сайт. – Режим доступа: https://www.ytime.com.ua/ru/50/798 (дата обращения: 11.10.2010).
390 Цой В. Интервью газете «Советская Молодёжь» (г. Рига, 6 мая 1989 г) // Виктор Цой: Стихи, документы, воспоминания. – Л.: Новый Геликон, 1991. – С. 207.
391 См.: Скованные одной цепью: комментарии [Электронный ресурс] // «Время Z» – журнал для интеллектуальной элиты общества: сайт. – Режим доступа: https://www.ytime.com.ua/ru/50/1334 (дата обращения: 11.10.2010).
© О.Э. Никитина
392 См.: Черняков А.Н., Цвигун Т.В. Поэзия Е. Летова на фоне традиции русского авангарда (аспект языкового взаимодействия) // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 1999. Вып. 2. – С. 86–94; Цвигун Т.В., Черняков А.Н. Александр Введенский и некоторое количество разговоров о рок-тексте // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Екатеринбург; Тверь, 2008. Вып. 10. – С. 20–30.
393 Библиотека Максима Мошкова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.lib.ru.
394 Наиболее полную (авторскую) подборку «хармсинок» см.: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hronop.ru/?tid=5.
395 Рудалев А. Хармсинки и кортасаринки. Вадим Демидов: «Мы были передним краем». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://exlibris.ng.ru/person/2010-10-14/2_demidov.html. (Курсив наш Т.Ц., А.Ч).
396 Вероятно, впервые этот цикл был связан с именем Хармса в издании: Хармс Д. Горло бредит бритвою: Случаи. Рассказы. Дневниковые записи. М., 1991. Ср. также наличие этого цикла в одном из последних изданий Хармса: Хармс Д. Нашествие смыслов: Проза. Трактаты. Письма. Тексты для детей. СПб.; М., 2004.
397 См.: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://veselyerebiata.narod.ru/.
398 См. об этом подробнее: Цвигун Т.В., Черняков А.Н. «Псевдохармс», или Авангардизм как популярная мифология (в печати).
399 Хармс Д. Нашествие смыслов... С. 177 178.
400 Там же. С. 171.
401 Там же.
402 Здесь и далее анекдоты цит. по: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hronop.ru/?tid=13.
403 Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. С. 223.
404 См.: Эко У. Роль читателя: Исследования по семиотике текста. М., 2005.
405 См. об этом: Падучева Е.В. Семантические исследования (Семантика времени и вида в русском языке; Семантика нарратива). М., 1996.
406 Хармс Д. Цирк Шардам: Собр. художеств. произведений. СПб., 1999. С. 846.
407
Хармс Д. Нашествие смыслов… С. 168.
© Т.В. Цвигун, А.Н. Черняков
408 Садовски Я. Железная дорога в русской рок-поэзии перестройки и постсоветского времени // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – Тверь, 2000. – Вып. 4. – С. 29 – 35.
409 Там же. С. 30 – 31.
410 Виктор Цой. Звезда по имени Солнце: Стихи, песни, воспоминания. М.: Эксмо-пресс, 2002. С. 32
411 БГ. Песни. М.: Нота-Р, 2002. С.381
412 Садовски Я. Указ. соч. С. 33.
413 Гарик Сукачев. Там, где кончается дождь. М.: Эксмо-пресс, 2001. С. 142
414 Андрей Макаревич. Семь тысяч городов: Стихи и песни. М.: Эксмо-пресс, 2004. С. 146
415 Садовски Я. Указ. соч. С. 33.
416 Поэты русского рока: Илья Кормильцев, Вячеслав Бутусов, Дмитрий Умецкий С-Пб.: Азбука- классика, 2007. С. 232
417 Сайт группы «Nautilus pompilius» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nautilus.ru
418 Садовски Я. Указ. соч. С. 34.
419 Там же. С. 35.
© Е.А. Гидревич
420 См.: Баранова Е.Н., Хацкевич А.В. «И это новая смерть на новом витке…»: некоторые особенности андеграунда в современной России // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – Екатеринбург; Тверь, 2007. – Вып. 9. – С. 223–232; Симановская Н.Н. Метрико-ритмическая организация песенных текстов Вени Д'ркина // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – Екатеринбург; Тверь, 2010. – Вып. 11. – С. 137–143; Шостак Г.В. Циклообразующие мотивы в альбоме Жели «Underground» // Там же. С. 227–233.
421 «Я (Романтика)» – сольный альбом, записанный Микитенко под одну акустическую гитару. Однако Александр предпочитает обозначать его как альбом группы «Исток».
422 Акустическая версия песни входила в альбом «Эй!», электрическая – в альбом «Исток».
423 Песня цит. по фонограмме альбома «Исток». Здесь и далее цитаты приводятся без соблюдения пунктуации.
424 Чебыкина Е.Е. Русская рок-поэзия: прагматический, концептуальный и формо-содержательный аспекты: Дис. … канд. филол. наук. – Екатеринбург, 2007. – С. 75.
425 Песни Б. Гребенщикова цит. по изд.: БГ. Книга песен. – М., 2007 (далее после цитаты в круглых скобках указывается номер страницы).
426 Песня цит. по фонограмме альбома «Исток». Её акустический вариант входил в альбом «Эй!»
427 Песня цит. по фонограмме альбома «Исток». Её акустический вариант входил в альбом «Я (Романтика)».
428 Песня цит. по MP3-диску «Зоопарк». Текст приводится без соблюдения пунктуации.
429 Песня цит. по фонограмме альбома «Исток». Ее акустическая версия входила в альбом «Эй!»
430 Здесь и далее песни А. Башлачёва цит. по изд.: Наумов Л. Александр Башлачёв: человек поющий. Стихи. Биография. Материалы. – СПб., 2010 (далее после цитаты в круглых скобках указывается номер страницы).
431 Песня цит. по фонограмме альбома «Выдохновение». Её акустический вариант входил в альбом «Я (Романтика)».
432 Песня цит. по фонограмме альбома «Выдохновение».
433 Песня цит. по фонограмме альбома «45». CD. «Moroz records». Тексты приводятся без соблюдения пунктуации.
434 Песня цит. по фонограмме альбома «Я (Романтика)».
435 Песня цит. по фонограмме альбома «45».
436 Песня цит. по фонограмме альбома «Исток». Её акустический вариант входил в альбом «Эй!»
437 Песня цит. по фонограмме альбома «Ночь». CD. «Moroz records».
438 Песня цит. по фонограмме альбома «Исток».
439 Песня цит. по фонограмме альбома «Группа крови». CD. «Moroz records».
440 Здесь и далее песни Е. Летова цит. по MP3-диску «Гражданская Оборона» за исключением особо оговорённых случаев. Тексты приводятся без соблюдения пунктуации.
441 Песня цит. по фонограмме альбома «Исток».
442 Здесь и далее песни Я. Дягилевой цит. по изд.: Е. Летов, Я. Дягилева, К. Рябинов. Русское поле экспериментов. – М., 1994 (далее после цитаты в круглых скобках указывается номер страницы).
443 Песня цит. по фонограмме альбома «Выдохновение». Её акустический вариант входил в альбом «Я (Романтика)».
444 Гавриков В.А. А. Непомнящий как представитель русского построка // Проблемы современной литературы: теория и практика. Вып. 1: Рок-поэзия Александра Непомнящего. – Иваново, 2009. – С. 70.
445 Песня цит. по изд.: Е. Летов, Я. Дягилева, К. Рябинов. Русское поле экспериментов. – М., 1994. – С. 90.
446 Песня цит. по фонограмме альбома «Я (Романтика)»
447 Песня цит. по фонограмме альбома «Исток».
© Г.В. Шостак
448 Надпись на обложке альбома «Летать».
449 Интервью музыкантов группы «ЛихоЛесье» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://liholesie.ru/publ/inter_letat.
450 Надпись на обложке альбома «Летать».
451 Интервью музыкантов группы «ЛихоЛесье».
452 Марченко Т. «Что-то все-таки поменялось в параде планет» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://liholesie.ru/news/rezen_letat.
453 Песня «Над головой». Здесь и далее тексты песен цитируются по альбому «Летать». Поскольку они имеют некоторые отличия с текстами размещенными на сайте группы
454 Ранее вошла в альбом «Ощущение Б» (2007 г.).
455 Ср.: Майк Науменко и гр. «Зоопарк» «Белая полоса» (1984 г.).
456 Ранее вошла в концертник «Обязательно сгорю» (2005 г.).
457 Испанская драма «La Celestina».
458 Песня «APOCALYPTO», альбом «Дневник Тани Савичевой» (2008 г.).
459 См.: Шемахова А.С. Человек периода «распутья» (на материале текстов альбома «Дневник Тани Савичевой» рок-группы «ЛихоЛесье») // Седьмые ознобишенские чтения: Сборник материалов международной научно-практической конференции / Под ред. О.М. Буранка, В.Н. Шкунова. – Инза-Самара: ПГСГА, 2009. – Т. I. – С. 65-67.
460 Песня неизвестного автора «Крутится, вертится».
461 Ранее вошла в альбом «Третий берег» (2004 г.).
462 Марченко Т. Указ. соч.
463 Там же.
464 Лермонтов М.Ю. «Тучи».
465 Песня посвящена другу погибшему в шахте.
466 Ассоциация с «Крыльями» «Наутилуса» возникает сама собой.
467 Ранее вошла в альбом «Желание чтобы» (2001 г.).
468 Ранее вошла в концертник «Обязательно сгорю» (2005 г.).
469 Ранее вошла в альбом «Одна тоска» (2002 г.).
470 Ранее вошла в альбом «Третий берег» (2004 г.).
471 Ранее вошла в концертник «Обязательно сгорю» (2005 г.).
472 Интервью музыкантов группы «ЛихоЛесье».
473 Интервью с фронтменом группы Д. Дубровым [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://liholesie.ru/publ/dubrov_interv.
474 Интервью музыкантов группы «ЛихоЛесье».
© А.С. Шемахова, 2010
475 Śmieci Pana Boga [в:] «Teraz Rock», nr 3 (85) /2010, с. 20; все переводы с польского мои – Д.Г.
476 Там же.
477 Все отрывки стихотворений цитируются по книжке, являющийся приложением к диску: «Strachy na Lachy», «Dodekafonia», 2010.
478 Там же.
479 Там же.
480 Редемпторист Тадеуш Рыдзык (р. 1945), кандидат теологических наук, основатель и директор радиостанции «Radio Maryja» и телеканала TV Trwam, ректор Высшей школы общественной и медийной культуры в Торуни.
481 Особенно враждебными считаются представители ежедневника «Gazeta Wyborcza» и телеканала TVN, которым якобы управляет Сатана.
482 Śmieci Pana Boga... Указ. соч. С. 21.
483 «Strachy na Lachy», «Dodekafonia», 2010.
484 Там же.
486Информацию о музыкальной и иной творческой деятельности авторов альбома можно найти на их официальных сайтах. Режим доступа: http//www.gimaldin.com, https://www.myspace.com/valurgunnarsson.
487 Известный исландский филолог-русист Ауртни Бергманн не без основания называет такой извод «советского дискурса» описаниями Утопии. (См.: Bergmann Á. Trúin á Rússland // Tímarit Máls og Menningar 2004:3 bls. 79. В этой же статье помещён анализ «Сказки из Гардарики» Х.К. Лакснесса в контексте общеевропейской рецепции России и Советского Союза).
488 Здесь необходимо добавить, что авторам анализируемого здесь альбома постсоветское культурное пространство также знакомо по личному опыту: оба долгое время жили в Санкт-Петербурге (а Валюр Гуннарссон, кроме того – в Мурманске, а также Эстонии и Финляндии).
489 См.: Silja Aðalsteinsdóttir: "Gúanóskáld og önnur skáld" //Tímarit Máls og Menningar, 41. árg., bls. 348-353; Sjón "Vondir strákar. Um textagerð Einars Arnar á hljómplötum Purrks Pillnikks" // Tímarit Máls og Menningar, 47. árg., bls. 366-373.
490 Все тексты песен цитируются по электронному ресурсу. Режим доступа: https://www.myspace.com/valurgunnarsson.
© О.А. Маркелова
491 Здесь и далее стихи Дж. Моррисона цитируются по материалам сайта https://www.huddersfield1.co.uk. Тексты песен цитируются преимущественно без знаков препинания.
492 Роменець В.А. Психологія творчості. – Київ, 2004. – С. 135.
493
Girard R. Couleur et composition. – Paris., 1969. – P. 6.
© А.Ю. Жуковский, 2010
<предыдущая страница