1.25 Утверждение Кавираджи Госвами говорит об эзотерической природе явления Махапрабху. И хотя это сложная тема, тем не менее кое-что можно понять, если принять во внимание те три желания, которые, как известно, Кришна испытывал по отношению к Радхе. Он лично хотел: (а) попробовать силу Ее любви к Нему; (б) почувствовать ее глубину; (в) ощутить ее восторг. Таковы чувства, которые хотел испытать Кришна, явившись как Чайтанья Махапрабху. Развивая эту тему дальше, можно сказать следующее: форма Радхарани подобна бесконечному челну, полному любви к Кришне, и как только Кришне становится известно все его содержимое, челн увеличивается и Ее любовь усиливается. Поскольку Кришна всеведущ, Он узнаёт о Ее бесконечной любви. Тогда любовь снова усиливается. Таким образом, Господь и Его Божественная Супруга ощущают духовное развитие, у которого нет пределов. И теперь, чтобы понять до конца любовь Радхи, Кришне пришлось проявить себя в облике совершенного преданного, чья любовь подобна любви Радхи. Этот преданный и есть Чайтанья Махапрабху.
1.26 Можно возразить, что Бог всеведущ и поэтому Ему нет нужды прилагать какие-либо внешние усилия, чтобы понять свою собственную природу. Это правда, но Его явление в образе Махапрабху не внешне. Это Его собственная природа в своей наиболее эзотерической форме. Таким образом, Он не становится вне себя самого для того, чтобы понять любовь Радхи к Нему. Вернее было бы сказать, что Он сам испытывает ее в своем самом экстатическом облике Чайтаньи Махапрабху. Господь - это Личность, и у Него есть поле деятельности и свой особый образ действия. Поэтому если Он нисходит как Махапрабху, то Он просто действует так по своей собственной методике, для того чтобы ощутить любовь Радхи.
1.27 Пытаясь понять Чайтанью Махапрабху с позиций философии, можно легко сбиться с толку. Лучше всего воспринимать Его, уравновесив философию с эстетикой. В конце концов, Он личность, а не какая-то абстрактная концепция или "таттва", предназначенная для академических исследований. Его биографам пришлось немало потрудиться, чтобы описать Его несравненный лик и непревзойденные качества. Рассказывают, что Он были высоким и красивым, с золотым цветом кожи и прекрасными перевязанными нитью жемчуга черными волосами с блестящим отливом цвета воронова крыла. На Его луноподобном лице обычно можно было увидеть мягкую и сладкую улыбку, полную любви и сострадания. Тело Его смазано различными экзотическими ароматными маслами, такими, как агуру и чандана, Он носит очень красивые, но в то же время простые одежды: ярко-желтое дхоти и тонкую шаль, или габардин, на плечах, всегда чистые и свежие. Ярко-желтая тилака, сверкавшая, словно молния, дополняет Его желтые одеяния. Также сияет и Его огромная гирлянда из пяти цветов, которая раскачивается в разные стороны, когда Он танцует. Киртан Его нескончаем, и Он всегда наслаждается расой со своими близкими преданными, а также с теми, кому выпала большая удача оказаться у Него на пути. Это описание, на которое предпочитают медитировать гаудия-вайшнавы, изображает Его в ашраме домохозяина. Однако, кроме этого есть также и подробные описания Его в детском возрасте и, позже, в одеяниях санньяси, с бритой головой и выглядящим сравнительно аскетически.
1.28 Махапрабху нельзя понять и к Нему нельзя приблизиться без милости Нитьянанды Прабху, главного гуру вселенной, служащего посредником между Махапрабху и преданным. Он - это движущий принцип Господа как в творении, так и в лилах. Эта всеобъемлющая и трудная для понимания роль Божеств подробно изложена Кришнадасой Кавираджей в пятой главе Ади-лилы "Чайтанья-чаритамриты". Если говорить вкратце, то как Баларама - это "второе тело" Господа Кришны, так и Нитьянанда Рама - это второе тело Шри Чайтаньи Махапрабху. Все остальные формы и экспансии Господа исходят из этого второго тела. Таким образом, Нитьянанда - это изначальный Санкаршана, Адипуруша, Чатурвьюха, Каранабдхишайи Вишну, Гарбходакашайи Вишну, Кширодакашайи Вишну и Лакшмана. Он - это вся Паравйома, Вайкунтха и Кришна-лока - само сердце духовного мира! Как Шеша, Он распространяет себя в зонт Господа, Его обувь, ложе, подушки, украшения, священный шнур, трон и т. д. Таким образом, проявляя свое неизмеримое могущество, Он помогает Господу в Его лилах, и Его роль "Бога-слуги" включает в себя каждое движение во вселенной.
1.29 В лилах, проявленных на Земле, Нитьянанда Прабху старше Махапрабху более, чем на десять лет. Как и Его Господин, Он величав, и Его глаза, пьяные от любви, бешено вращаются под веками со скоростью стремительных колибри. Хотя Он беловатого цвета, как Баларама, иногда Его тело приобретает черный блеск, в силу отождествления с определенными формами Вишну. Одеяния Его подобны множеству синих лотосов, и говорится, что исходящее от Него сияние затмевает собой величие луны, восходящей на закате дня. Величие Его походки нередко сравнивали с поступью слона, и своим низким голосом Он всегда повторял: "Кришна, Кришна". Его внушительная фигура движется, словно разъяренный лев, и Он носит с собой красный посох, вид которого вселяет в сердца преданных радость, а в сердца демонов - страх. Лик Его прекрасней миллионов лун, а зубы Его от жевания бетеля стали ярко-красными. Вокруг Его стоп в экстазе пляшут шмели, жаждущие капли Его нектара. Эти же стопы украшены звонкими браслетами, красота которых дополняется золотыми серьгами и браслетами на запястьях и руках. Он совершенно беспечен, словно безумный авадхута, и никто не знает, что Он сделает в следующее мгновение.
1.30 Как Господь Шива постоянно медитирует на Господа Санкаршану (см. "Бхагавата Пурана", 5.17.16), так и Адвайта Ачарья всегда думает о Нитьянанде Прабху. Природа Адвайты Ачарьи подробно описана в шестой главе "Чайтанья-чаритамриты" (Ади-лила). Там объясняется, что материальная природа состоит из двух причинных истин: изначальной причины действия и непосредственно материальной причины. Источником обеих причин являются различные формы Маха-Вишну, божественного правителя космического творения. Основная действенная причина всего берет свое начало прямо от Маха-Вишну, который никогда не соприкасается с материальной природой непосредственно. Этот же самый Господь распространяется в Садашиву, который выступает в качестве посредника между божественным и земным мирами. Все материальный вселенные поддерживаются за счет дыхания Маха-Вишну, который считается владыкой времени, пространства, причины и следствия, мысли, элементов, материального эго, гун природы (добродетели, страсти и невежества), органов чувств и органов действия, Вселенской формой и Господом всех живых существ в целом. Как Садашива Он также находится за пределами материи, но в этой форме Он распространяется в Шиву, то есть в одиннадцать Рудр и через посредство своей супруги, Махамайи ("Великой иллюзии"), контролирует материальные причины трехмерного мира. И Маха-Вишну, и Садашива вошли в Чайтанья-лилу как Адвайта Ачарья. Его зовут Адвайта, "не отличающийся", потому что Он не отличается от Вишну, Господа, проникающего повсюду.
1.31 Как Садашива, Адвайта Ачарья - это причина явления Махапрабху в этом мире. Говорится, что Господь Шива всегда думает о том, как освободить обусловленные души и поднять их до трансцендентного положения (см. "Бхагавата Пурана", 4.6.37-40). Эти мысли также занимают Его ум, когда Он находится в облике Адвайты. В силу своего сострадания Он горячо молит Кришну снизойти сюда, чтобы противодействовать порокам нынешней эпохи. Сам Махапрабху подтвердил, что именно благодаря молитвам Адвайты проявил Он свои игры. Не следует забывать о том, что Садашива - это посредник между божественным и материальным мирами. Поэтому вполне естественно, что именно благодаря молитвам Адвайты Ачарьи Махапрабху явил землю Навадвипы.
1.32 Когда Махапрабху появился на свет, Адвайта Ачарья был старшим вайшнавом Навадвипы и был уже мужчиной средних лет. И хотя в сердце своем Адвайта был настроен по отношению к Махапрабху как друг и слуга, Махапрабху иногда обращался с Ним как с духовным учителем. Обычно Адвайту изображают с седыми волосами и длинной седой бородой (хотя в некоторых текстах говорится, что Он вечно выглядел молодо). Одежды, украшающие Его крепкое и сильное тело, так же белы, как и волосы, обрамляющие Его лицо, и иногда их сверкающую белизну сравнивают с белизной луны или цветка кунды (жасмина). Взгляд Его прекрасных глаз, расположенных на луноподобном золотом лице, всегда направлен на Махапрабху. Таким образом, Он - Господь бхакт, чистых преданных Навадвипы, которые служат Ему с великим восторгом. Шри Адвайта Ачарья всегда готов даровать им такие благословения, как бесстрашие, и Он очаровал их, потому что Его сияющее тело украшено божественным знанием и премой. Великие преданные медитируют о Нем как об источнике трансцендентной радости и причине явления Махапрабху в этом мире.
1.33 Гададхара Пандита - личность сложная. Теологически Он считается шакти Кришны и описывается по-разному: как непосредственное воплощение Радхарани, как воплощение сияния Радхарани и как источник всех безупречных преданных, относящихся к категории сакхи, или гопи. Поскольку Он относится к Радха-таттве, Его взаимоотношения с Махапрабху необычны: 'гададхара-прана-натха' нама хаила йайа: "[Чайтанью Махапрабху] называют "Гададхара-прананатха", то есть "жизнью и душой Гададхары Пандита". И далее, гададхара гауранга бали йанре локе гайа: "все знают Господа как "Гадаира Гауру" - Господа Гаурангу [Махапрабху], "который принадлежит Гададхаре Пандите". (см. Ч.Ч. Антйа, 7.163-4) Поэтому считается, что взаимоотношения между Махапрабху и Гададхарой Пандитой не только чрезвычайно близки, но также и запутанны. Например, поскольку Махапрабху - это и Радха, и Кришна, а Гададхара - это фактически Радха, то иногда кажется, будто происходит непонятное сочетание духовных сущностей. Таково толкование непреданных. Никогда не следует распространять мирскую ограниченность на духовных личностей, и поступать так - значит показывать свое незрелое понимание их трансцендентной природы. Более того, поскольку как Махапрабху, так и Гададхара Пандита являются проявлениями Радхи, внутренняя бхава Гададхары Пандиты отлична от бхавы Махапрабху, который не всегда проявляет бхаву Радхи, и, если и проявляет, то обычно это Радха, переживающая разлуку. Но настроение Гададхары больше похоже на настроение Рукмини, царицы Кришны, и поэтому Он всегда испытывает благоговение перед могуществом Господа и при любых обстоятельствах покорен Ему. (см. Ч.Ч. Антйа, 7.142-145) Эти качества относят Гададхару к правому крылу гопи (т.е. послушных, зависимых и покорных), в то время как Махапрабху, исполненного мыслей Радхи, и Джагадананду, другого близкого спутника, которого отождествляют с Сатйабхамой, царицей Кришны, относят к левому крылу гопи (темпераментных, своенравных и совершенно безбоязненно стремящихся к еще большей близости). Эти бхавы весьма сложны, и нужно быть расикой, чтобы разобраться во всех подробностях этой темы.
1.34 Гададхара Пандита - это совершенное проявление энергии Кришны, называемой хладини, воплощением которой является Шри Радха. Эта энергия хладини представляет собой наиболее эзотерическое качество Господа - это сила, благодаря которой Он наслаждается. Согласно Ведам, Верховного Господа можно привлечь и победить любовным преданным служением, которое доставляет Ему большее удовольствие, чем что-либо еще. Материальные прелести, существующие благодаря Майе, энергии, вводящей в заблуждение, никогда не причиняют страданий Личности Бога. Поэтому Его влечение к преданному служению берет свое начало совершенно из другого источника, который полностью духовен. В вайшнавской литературе эта трансцендентная сила Господа называется хладини-шакти, божественной энергией исполненных счастья наслаждений. В своей "Бхагавата-сандарбхе" (стих 102) Джива Госвами объясняет, что у Господа есть три основные энергии: (а) энергия сандхини, благодаря которой Он поддерживает все сущее; (б) энергия самвит, благодаря которой Он познаёт себя и с помощью которой Его познают другие; (в) энергия хладини, благодаря которой Он и Его преданные испытывают несказанное блаженство, которого невозможно достичь в материальном мире. Эти три энергии соответствуют трем ведическим принципам существования: сат (вечности), чит (знанию) и ананде (блаженству).
1.35 Самой могущественной из трех является энергия хладини, которая по самой своей сути несет в себе высочайшее духовное счастье - любовь к Богу. Сущность любви к Богу - это бхава, сильные духовные переживания, которые находят свое высочайшее выражение в махабхаве. Эти сильнейшие эмоции воплотились в личности Шри Радхи. Мир очарован Господом Кришной, но сам Кришна очарован Шри Радхой. Поэтому Она - верховная богиня, стоящая над всеми остальными. Она - пурна-шакти, всемогущая, и в Чайтанья-лиле Она проявилась как Гададхара Пандита. Тем, кому настолько повезло, что они общались с Ним лично, замечали исходившее от Его тела сияние, напоминавшее Брахмаджйоти. Те, кто о Нем медитируют - чрезвычайно мудры, ибо, как уже было сказано выше, никто так не дорог Махапрабху, как Он. Дхйаначандра Госвами в своей "Гаура-говиндарчана-паддхати" изображает Шри Гададхару, который своими вытянутыми руками кладет тамбулу прямо в уста Шри Чайтаньи. Как и Адвайта Ачарья, Он носит белые одежды, но иногда Он одевается и в другие цвета. Сияние, исходящее от Его тела, непревзойденно, ибо Он всю жизнь соблюдает целибат и считается лучшим среди садху. Проявляя все качества брахманов, Он служит примером совершенного преданного. И тем не менее, Он - это олицетворение рага-марги. Гададхара Пандит - это само воплощение счастливой любви и взглянуть на Его милое улыбающееся лицо - это все равно, что увидеть олицетворенную любовь. Он проникнут настроением мадхурйа-расы, и получить возможность с Ним общаться значит достичь цели своего существования.
1.36 Самый любимый товарищ Гададхары Пандита - Шриваса Тхакур, воплощение Нарады Муни (в первую очередь, шуддха-бхакта). Традиция относит Нараду к числу двенадцати махаджан, или истинных ведических авторитетов и совершенно безукоризненных преданных Господа. Он столь близко связан с внутренней природой Бога, что к Нему часто обращаются как к Бхагавану (см., например, "Бхагавата Пурана", 1.13.38 и 40). Этим титулом величают только Господа и Его самые непосредственные экспансии. Жизнь Нарады, посвященная преданному служению, совершенно уникальна, поскольку Он был благословлен тем, что получил духовное тело и способность перемещаться в космическом пространстве, пробуждая людей к абсолютной истине. Интересно, что Нарада - музыкант, и Его изображают играющим на вине (инструменте с семью струнами, натянутыми на длинный бамбуковый гриф, закрепленный между двумя тыквами) и мелодично воспевающим святые имена Господа. Шриваса Тхакура, будучи воплощением Нарады, также придавал воспеванию особое значение, и бесподобные киртаны, происходившие во дворе Его дома, стали легендами. Махапрабху и Его близкие спутники, которые там обычно собирались, устраивали по ночам неистовые киртаны, от которых преданные просто сходили с ума. Во время ранних лил Махапрабху (на протяжении целого года) Он регулярно устраивал эти бурные музыкально-медитативные веселья, превратив, по существу, "Шриваса-анган", как стали называть Его дом, в храм, из которого берет свое начало вселенская миссия санкиртаны Шри Чайтаньи. Точная копия дома Шривасы Тхакура и по сей день стоит в Майапуре (Навадвипе) и известна под тем же самым именем.
1.37 Шриваса Тхакур - это идеальный преданный-домохозяин, и Он известен также, как Ачарья марйада-марги (также известного как ваидхи-бхакти, пути священных предписаний). Он достоин подражания для всех преданных, поклоняющихся Лакшми-Нарайане на Вайкунтхе или Шри Гаура-Нараяне в Навадвипе. Он был первым, кому Махапрабху явил себя как всемогущий Бог, с четырьмя руками, во всей своей славе и величии. И хотя Шриваса Тхакура женат, гаудия-вайшнавы обычно размышляют о нем как о лучшем из брахмачари, возможно, потому что они отождествляют Его с Нарадой Муни (который всегда соблюдает целибат). Поэтому Его часто изображают с бритой головой и в шафрановых одеждах, хотя еще чаще - с длинными волосами и в белых одеяниях. Особенно прекрасно выглядит Он во время киртанов - глаза Его подобны большим лотосам, и Его украшает испарина, похожая на капли муссонного дождя. Говорится, что, кроме этих капель, тело Его украшено также слезами любви и что, находясь рядом с ним, можно увидеть и другие признаки саттвика-бхавы. Он - лидер среди своих товарищей-преданных, которые, словно черные шмели, пьют мед с лотосных стоп Шри Чайтаньи. Шриваса и Его последователи всегда заняты Кришна-севой и, хотя все они - отличные слуги, совершенно очевидно, что Он выполняет преданное служение лучше всех. Поэтому Он считается первым среди преданных, обычных бхакт. Вот почему преданные, вознося Ему молитвы, добавляют приставку "ади", которая указывает как на самого Шривасу, занимающего самое высокое положение, так и на Его последователей. Это можно видеть на примере широко известной молитвы Джайа Шри Кришна Чайтанья, Прабху Нитьянанда, Джайа Адвайта, Гададхара, Шриваса, ади Гаура бхакта вринда, которая означает "Вся слава Кришне Чайтанье, Нитьянанде Прабху, Адвайте Ачарье, Гададхаре Пандиту и всем членам семьи преданных (Господа Чайтаньи), начиная со Шривасы Тхакура" (на бенгали слово "вринда" указывает на всех гаура-бхакт в целом).
1.38 Личности Панча-таттвы могут осуществить любые желания в жизни преданных и приносят счастье и духовное блаженство всем, кто им служит. На более высоком уровне преданного служения Панча-таттва предоставляет все необходимое для того, чтобы наслаждаться расами, вкус которых хотят попробовать знатоки бхакти. Те, кто хотят заниматься сокровенным служением Махапрабху в дасйа-расе, сакхйа-расе или ватсалйа-расе - в настроении слуги, друга или родителя - делают это под руководством Нитьянанды Прабху в качестве гуру-таттвы. Но те, кто находится в мадхурйа-расе, выполняют свое служение под началом Шримати Джахнавы Деви (супруги и шакти Нитьянанды Прабху), которая не отличается от Ананги Манджари, младшей сестры Шри Радхи во Врадже. Если же умонастроение тех, кто находится в мадхурйа-расе, несколько иное, они могут выполнять служение под руководством Гададхары Пандита, изначального гуру преданных Гауры-Кришны или Шри Гауры-Гададхары; и те, кто разделяют такое же умонастроение, но являются преданными марйада-марги, благоговейного настроения, в котором совершается поклонение, могут служить под началом Вишнуприйи Деви, супруги Шри Гауры-Нарайаны. Но это очень возвышенные темы, которыми наслаждаются только расика-бхакты, и их не следует подробно здесь обсуждать.
1.39 Перед тем, как приступить к подробному описанию Панча-таттвы, Их жизней и развлечений, следует отметить, что они отличаются от группы преданных из Ориссы, которые были известны как Панча-сакха. В эту группу входили также и последователи Махапрабху: Ачйутананда Моханти, Ананта Даса, Баларама Даса, Джаганнатха Даса и Йашованта Даса. Однако, она не получила признания за пределами Ориссы, возможно, из-за того, что пропагандировала разновидность преданности, сосредоточенной на "деяниях Господа Джаганнатхи в пустоте (шунйате)", доктрине, презираемой ортодоксальным вайшнавизмом.
1.40 Точно так же, как эта работа не касается орийского предания о Панча-сакхе, так же она не имеет никакого отношения и ко многим ересям касательно Панча-таттвы. Тони К. Стюарт, заслуженный ученый, обнаружил ряд редких трудов, в которых особое внимание уделено Панча-таттве, и упомянул их в своей неопубликованной диссертации ("Кришна Чайтанья глазами биографов: наука познания божественного", стр. 206-7). Но, как он замечает, к сожалению, некоторые из них примешивают к Панча-таттве Харидаса Тхакура и Нарахари Шаркара, в то время как на другие работы сильное влияние оказали представления сахаджий. Я знаком с различными преданиями, возникшими вокруг Панча-таттвы и решил не вдаваться в подробные их обсуждения. В число таких преданий входит и сложная Гаура-нагара-вада, в особенности то, что касается теорий и онтологических взглядов Нарахари Шаркара Тхакура. Мой метод состоит в том, чтобы дать возможность изумительным лилам Панча-таттвы говорить самим за себя.
1.41 Те, кто по достоинству оценят Панча-таттву, смогут ощутить совершенство духовной деятельности. Согласно "Бхагавад-гите" (18.13-14) для совершения любой деятельности необходимы пять факторов: карта (совершающий деятельность), чешта (усилия), даивам (Сверхдуша, или воля Бога), каранам (органы чувств и действия) и адхиштханам (место действия). Совершающий деятельность - это преданный, которого представляет Шриваса Тхакура; усилия подразумевают энергию, высшая форма которой известна как Гададхара Пандита; Сверхдуша - это Адвайта, воплощение Вишну; органы чувств и действия контролируются, если следовать гуру, который не кто иной, как внешнее проявление Нитьянанды Прабху; и место действия - это сердце Махапрабху, из которого исходит всё остальное. Автор этой работы молится о том, чтобы вся его деятельность, а также деятельность читателей направлялась таким образом этими пятью изначальными причинами всякого действия, а именно Панча-таттвой.
Глава 2
Шри Чайтанья Маахапрабху
вишвамбхарайа гаурайа Чайтанйайа махатмане
шачи-путрайа митрайа лакшмишайа намо намах
Я вновь и вновь склоняюсь в почтении пред Великой Душой, которую знают под разными именами: как Вишвамбхару (хранителя вселенной), Гауру, Чайтанью, сына Шачи, супруга Лакшми и друга каждого.
2.1 В середине XV века Упендра Мишра и его семеро добродетельных сыновей (Камшари, Парамананда, Падманабха, Сарвешвара, Джаганнатха, Джанардана и Траилокьянатха) жили в округе Силхет, что в Восточной Бенгалии (ныне северный Бангладеш). Когда сыновья его выросли и возмужали, только юный Джаганнатха, питавший склонность к академическим занятиям, отправился жить в Навадвипу, тогдашнюю столицу учености, расположенную на берегу Ганги. Здесь он повстречался с Ниламбарой Чакраварти, знаменитым ученым и знатоком астрологических наук. Ниламбара проникся большим уважением к Джаганнатхе Мишре и устроил его брак со своей дочерью, Шачи Деви.
2.2 Поначалу попытки Джаганнатхи и Шачи Деви начать семейную жизнь были неудачны: у них подряд родились восемь дочерей, и все они вскоре после рождения умирали. Однако пришло время, и Шачи родила на свет сына, Вишварупу, и в доме Мишры стало радостней. Несколько лет спустя, в феврале 1486 года, родился и второй сын, Вишвамбхара, который был их десятым и последним ребенком. Позже Он стал известен как Шри Чайтанья, совместное проявление Радхи и Кришны, воплощение духовного экстаза.
2.3 Именем Вишвамбхара ребенка нарек Ниламбара Чакраварти - будучи астрологом, он смог прийти к заключению, что этот мальчик - действительно "хранитель вселенной", что Он станет мудрее Брихаспати, что Он - Нарайана и что Он упрочит веру в Бога во всем мире. По-видимому, гороскоп ребенка указывал также и на принятие Им со временем санньясы, но Ниламбара решил родителям Вишвамбхары об этом не говорить.
2.4 Маленьким ребенком Вишвамбхара приходил в неописуемый восторг, когда слышал, как местные жители воспевали имя Хари. По этой причине соседские женщины прозвали Его Гаурахари, в честь золотого цвета Его тела и привязанности к имени Бога. Одна из этих женщин, Сита Тхакурани (жена Адвайты Ачарьи), помня о том, какую боль причинила матери Шачи потеря восьми дочерей, которые умерли до этого счастливого события, молилась о том, чтобы на долю маленького Вишвамбхары не выпало никаких несчастий, и поэтому она благословила мальчика, назвав Его Нимаем. В Навадвипе говорят, что горькие листья дерева ним (Azadirachta indica) отгоняют злых духов и недоброжелателей. Кроме того, Нимай под деревом нима родился.
2.5 Нимай был ребенком резвым и проказливым, и в Нем воплотилось то милое мошенничество, которое было свойственно маленькому Кришне. Однажды Он резвился на капюшоне огромной змеи, вселив тем самым страх в сердца своих доброжелателей. Но змея уползла, и ничего страшного не случилось. Иногда, когда маленький Нимай ползал, Его ладони и стопы оставляли на земле следы со знаками Вишну: флагом, молнией и другими. Поначалу Его родители полагали, что это следы Дамодары Гопала, фамильного Божества-хранителя, однако спустя некоторое время они убедились, что эти знаки должны принадлежать их необычному чаду - Нимаю.
2.6 Однажды двое воров, залюбовавшись изделиями из золота и драгоценных камней, украшавшими тело Нимая, схватили Его и понесли прочь. Но юная аватара распространила на похитителей действие своей мистической силы, и вместо того, чтобы утащить Нимая в свое убежище, они по ошибке принесли Его обратно домой!
<предыдущая страница | следующая страница>