ШРИ ПАНЧА-ТАТТВА
Пять ипостасей Бога
Стивен Дж. Роузен
Посвящается Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, который принес Панча-таттву западному миру.
Я с благодарностью выражаю свою признательность Анилу Прабху, Брахмананде Прабху, Дашаратху Суте Прабху, Гаю Беку, Киранашу Прабху, Майапуру Прабху, Прадйумне ("Пандитуджи") Прабху, Радха-канте Даси, Рамбхадре Прабху, Сатйанарайану Прабху и всем преданным и ученым, которые, как прямо, так и косвенно, оказали содействие настоящему изданию.
Введение
Явление Шри Чайтаньи в Западной Бенгалии в конце пятнадцатого века вызвало огромную волну религиозного возрождения в виде бхакти, или преданности. Эта волна захлестнула практически всю Индию и даже вышла за ее пределы. Понятно, что как сам Господь Чайтанья, главная причина этого явления, так и его учение вызывают к себе большой интерес. Но постижение Шри Чайтаньи и его святой миссии было бы неполным без понимания Шри Панча-таттвы, Господа в пяти ипостасях. Иными словами, Шри Чайтанья является не в одиночку, а в сопровождении своих вечных спутников, которые помогают ему и даже разделяют с ним роль божественного Господа.
Использование ряда достоверных источников в сочетании с живым и понятным стилем изложения позволили Стивену Дж. Роузену создать удивительный пересказ развлечений не только Шри Чайтаньи, но и Шри Нитьянанды, Шри Адвайты, Шри Гададхары и Шри Шривасы Тхакура - Шри Панча-таттвы. Связывая эти пять личностей в единое целое, его яркий рассказ являет собой редкое сочетание преданности и учености, без которого невозможно было бы столь впечатляюще представить недостаточно известную, но очень важную часть истории религии.
Гай Л. Бек, автор книги "Звуковая теология, или Индуизм и священный звук".
Государственный Университет Луизианы, факультет философии и изучения религии.
Глава 1
ШРИ ПАНЧА-ТАТТВА
панча-таттва-эка-васту, нахи кичху бхеда
раса асвадите табу вивидха вибхеда
Между представителями Панча-таттвы не существует духовной разницы, ибо на трансцендентном уровне все абсолютно. Тем не менее, духовному миру присуще разнообразие, и чтобы ощутить разные духовные вкусы, нужно чувствовать между ними разницу.
1.1 На первый взгляд идея гаудия-вайшнавов о представлении Бога в пяти ипостасях может показаться странной. По определению, Бог - это единый и непревзойденный источник всего сущего. Это Верховное Существо, дающее начало всем остальным живым существам. Если Он разделит свое высочайшее положение с кем-либо еще, то Он не может считаться Богом, ибо Бог должен быть верховным, единственным, несравненным и не должен иметь себе равных. Это подтверждается вайшнавскими писаниями: "нитйо нитйанам четанаш четананам" ("Катха Упанишад", 2.2.13). У Бога множество имен, указывающих на то, что Он единственный: Эканатха, Экеша, Экендра. Эти имена начинаются с санскритского слова "эка", "один", от которого произошло ивритское "экод". (Например, в "Книге Второзакония", 6.4: "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш Господь един [экод] есть".) В арабском языке используется слово "илах" (например, в исламском символе веры: "Есть один [илах] Бог, и это Аллах..."). Великие монотеистические традиции немало потрудились над тем, чтобы утвердить единство Бога, Его неповторимость, а также Его исключительное положение как изначальной причины всех причин. Все величайшие религии мира провозглашают: "Господь, Бог наш, един".
1.2 Несмотря на то, что Библия настаивает на единстве Бога, имена Всемогущего употребляются в ней во множественном числе, например, Илохим. Пример тому можно найти в "Книге Бытия" (1.26): "Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему". Еврейские пророки постоянно употребляют в Библии такого рода высказывания (см. Бытия, 3.22, 11.7, а также Исаии, 6.2-3). Библейские комментаторы доказывают, что множественное число, употребляемое в этих стихах - это свойственная аристократам привычка говорить о себе "мы" вместо "я", что часто можно встретить в правительственных и великосветских кругах, а также в среде писателей и редакторов. Это не указывает, по их мнению, на множественность в буквальном смысле слова. Некоторые комментаторы осмеливаются даже утверждать, что эти стихи в действительности указывают не на самого Бога, а на Божьих ангелов, хотя этому и нет никаких доказательств. В христианской традиции доктрина Троицы породила множество споров относительно единства Господа. "Он един или тройственен?" - вопрошают христианские критики. На этот вопрос часто отвечают, что верно и то, и другое, и что это непостижимо, поскольку Господа нельзя ограничить законами логики.
1.3 Если иудейско-христианская традиция, будучи монотеистической, признаёт имена Бога, стоящие во множественном числе и даже концепцию Триединого Бога, то также не должно быть сложностей с признанием Панча-таттвы.
1.4 Что касается Троицы, то ранним христианским мыслителям приходилось с четырех сторон выслушивать критику по этому поводу: со стороны еврейского монотеизма, греческого политеизма, доктрин об эманациях и посредничестве неоплатонизма, а также теогонических спекуляций гностицизма. Говоря в двух словах, консервативные проповедники монотеизма отказывались признать, что один Бог мог проявиться в трех лицах, в то время как неистовые сторонники политеизма отказывались принять, что Три Личности могут в конечном счете оказаться Одной. Точно так же и сейчас есть люди, которые найдут, что концепция Панча-таттвы сбивает людей с толку и которые, вполне возможно, спросят: "Бог один или их пять?" и, в заключение, добавят: "Почему о Панча-таттве не упоминается в Библии?"
1.5 Большинство христиан принимают идею Отца, Сына и Святого Духа, даже несмотря на то, что ни слово "Троица", ни некоторые моменты, касающиеся самой доктрины, ни разу не упомянуты в Библии. Однако, идея Троицы подразумевается текстами Нового Завета, и поэтому в "Никейском символе веры", составленном во время Никейского Собора в 325 г. н.э. провозглашается о христианской вере в Триединого Бога. Это говорит не о том, что большинство христиан верят в трех богов, что было бы политеизмом, но скорее о том, что они верят в трех отдельных совершенных личностей, которые вместе являются единым Богом. Верующие в Панча-таттву также принимают одного Бога, который проявляется в пяти ипостасях (аналогично трем христианским). Эта способность распространять себя в различных личностей служит доказательством непостижимой природы Бога, и о ней подробно рассказывают все священные писания, начиная с Библии и заканчивая ведической литературой.
1.6 Для того, чтобы объяснить мистическое единение трех личностей, которые вместе являются одним Богом, христианские теологи начиная с шестого века используют греческий термин "perichoresis", указывающий, что каждая из божественных личностей содержит в себе две другие; каждая пронизывает собой две другие и сама, в свою очередь, пронизана ими; каждая живет в двух других, и наоборот. Латинское слово "circumincessio" подразумевает подобную идею, указывая на взаимопроникновение, на статическое и (или) экстатическое единство по существу и, одновременно с этим, отделенность индивидуальностей. Предание ясно говорит о том, в чем три личности, образующие вместе Триединого Бога, едины и в чем они расходятся. Монистическое единение трех божественных личностей касается только их сущности; как личности они различны. Поэтому согласно христианской традиции правильное видение Бога - это Отец, Сын и Святой Дух, которые вместе представляют одну и ту же духовную субстанцию (в этом состоит их единство), которых следует считать отличными друг от друга в смысле их личностей, и поэтому они отображают различные божественные аспекты и играют различные роли в жизни верующих.
1.7 Чтобы полнее разъяснить теологический вопрос единства в троице и троицы в единстве, Св. Августин (354-430 гг. н.э.) сравнивает христианскую Троицу с мыслью, знанием и любовью. Каждое из этих понятий содержит в себе оба других: мысль заключает в себе и знание, и любовь, знание подразумевает наличие мысли и любви, а любовь - наличие мысли и знания. Августин сравнивает также Троицу с памятью, рассудком и желанием: невозможно помнить без желания понять, невозможно понять без желания запомнить, невозможно желать, не понимая и не помня. Эти аналогии дают смутное представление о более великой и еще более тонкой истине.
1.8 Практический пример вышесказанного можно увидеть в Евангелии от Иоанна (10.30), где Иисус говорит: "Я и Отец - одно". Если взглянуть на греческий оригинал, то можно увидеть, что Иисус не употребляет единственное число, которому в греческом соответствует слово "heis", а использует слово "hen", означающее "мы вместе". Иисус употребляет это слово и восьмью стихами позже, где он говорит: "Отец во Мне, и Я в Нем". Библейские ученые показывают, что в этих стихах (а также других аналогичных) единство подразумевает различие. Если я и мой отец "друг в друге", то это значит, что мы две разные личности. Сам факт того, что мы можем говорить о "едином бытии" указывает на то, что в каком-то смысле нас "двое". В конечном итоге, на самом деле здесь подразумевается непостижимое одновременное единство и отличие, существующее между разными проявлениями Бога.
1.9 В терминологии гаудия-вайшнавов непостижимое одновременное единство и различие известно как ачинтйа-бхедабхеда-таттва; этот термин употребляется не только при обозначении взаимоотношений между различными проявлениями Бога, но также распространяется и на взаимоотношения между Богом и обычными живыми существами. Гаудия-вайшнавы утверждают, что Бог и живое существо практически равны в качественном отношении. Они отличаются размерами. Традиционно приводится аналогия с золотом и золотоносной жилой или же с каплей океанской воды и самим океаном. С точки зрения химического анализа, они одинаковы. Но в золотоносной жиле гораздо больше золота, чем в небольшом золотом куске, а океан куда более огромный, чем капля воды. Подобным же образом, Бог бесконечно велик, красив, знающ, силен, богат, знаменит и так далее; живое существо обладает теми же самыми качествами, но в незначительном количестве.
1.10 Гаудия-вайшнавы видят аналогичные взаимоотношения между различными проявлениями Бога: эти проявления суть одно, но они отличаются друг от друга практически таким же образом, как Троица - один Бог по своей сути - представляет из себя несколько личностей. Например, Брахман, Параматма и Бхагаван - это три ведических обозначения Верховного. Эти три проявления Бога считаются равными, но тем не менее в каждом из них представлены различные проявления божественной природы. Брахман - это безличный аспект Божества, это Бог, представленный таким, каким Он существует в космосе, Вселенский Дух, пронизывающий собою все сущее. Затем, когда этот Дух становится локализованным и проявляется уже как личность, Его называют Параматмой, Сверхдушой каждой личности, Господом, пребывающим в каждом атоме. И наконец в ипостаси Бхагавана Господь проявляет свои внутренние качества как всемогущий Бог, Личность Бога.
1.11 Хотя Брахман, Параматма и Бхагаван абсолютны, неотличны друг от друга и находятся на одном уровне, наряду с этим они существуют внутри иерархической структуры, занимающей центральное место в теологии гаудия-вайшнавизма. Для иллюстрации этого момента часто используется аналогия с тремя крестьянами, отправившимися в город посмотреть, что такое поезд. Придя на станцию, они увидели вдалеке головной прожектор приближавшегося локомотива. Ослепленный головным прожектором, один из крестьян почувствовал полноту своих теперешних знаний о поездах и, довольный, оставил двух своих товарищей и радостно отправился по своим делам. Через несколько мгновений второй парень увидел, что за головным прожектором находятся локомотив и ряд вагонов. Довольный тем, что он знал теперь по-настоящему, что такое поезд, он также покинул станцию. Оставшийся крестьянин дождался, однако, самого поезда, вошел внутрь и встретил там кондуктора и пассажиров. Его всесторонние представления о поезде были полнее, чем у двух его друзей. Он познал то, что познали и первые двое, но помимо этого он познал также то, что осталось для них неведомым. Брахман, которому в этой аналогии соответствует восприятие поезда первым крестьянином - это фундаментальное откровение Абсолюта; Параматма постигается тем, кто, продолжая практику, идет дальше, подобно второму крестьянину, постоявшему на платформе немного дольше; постичь Бхагавана может лишь возвышенный преданный, поднявшийся до высочайших духовных вершин и прошедший два предшествующих уровня осознания Бога.
1.12 Сам Бхагаван проявляется во множестве форм, подобных Нрисимхе, Раме, Вамане, Вишну и т. д. Эти воплощения также образуют иерархическую систему, в которую входит и Кришна как Свайам Бхагаван, или Верховная Личность Бога. Подробности, касающиеся того, как Кришна проявляется в виде сва-рупы и свайам-пракаши, своих изначальных форм, а также того, как Он затем распространяет себя в Васудеву, Санкаршану, Прадйумну и Анируддху, а также Маха-Вишну, Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну, и, наконец, в такие разнообразные формы, воплощающиеся в материальном мире, как лила-аватары, гуна-аватары, манвантара-аватары, йуга-аватары и шактйавеша-аватары, являются техническими и описать их здесь не представляется возможным. Однако основы этой иерархии можно найти в таком писании, как "Бхагавата-пурана", а глубокое рассмотрение данного вопроса содержится в наставлениях Чайтаньи Махапрабху Санатане Госвами ("Чайтанья-чаритамрита", "Мадхйа-лила", глава 20).
1.13 Точно так же и в христианской традиции существует своя иерархия внутри Троицы. Иисус столь же часто с раболепством обращается к Отцу, как и заявляет о своем единстве с Ним. Что касается Святого Духа, то на этот счет существуют разные точки зрения. Приверженцы традиции часто воспринимают Святой Дух как вездесущего Бога (не совсем аморфного, как Брахман, но в то же время и не соответствующего в точности концепции Параматмы). Поэтому временами Святой Дух представляется более великим, нежели Иисус, совершавший свои деяния "в силе духа" (см. Луки, 4.14). Ранние сирийские и еврейские тексты, а также более поздняя мистическая литература приписывали Святому Духу женскую природу, считая Его Святой Матерью, действующей в мире через своего Сына. Иисус, о котором было сказано, что он был "зачат" от Святого Духа, представляется как воспитанный Ею и подготовленный для совершения своей миссии. В этом смысле Святой Дух иногда стоит выше в системе иерархии, в то время как в других случаях выше ставят Иисуса. Кстати, заметим здесь, что "женский" по своей природе Святой Дух не противопоставляется Марии, которая известна как Теотокос, Мать воплощения Бога.
1.14 Итак, мы установили, что один Бог может проявляться в различных формах и что эти формы одновременно и едины, и различны. Теперь у нас остается еще один вопрос: зачем было Единому Верховному Существу проявляться в трех (или пяти) лицах?
1.15 Этим вопросом задавались великие мыслители запада: Платон, затем Августин, и позже Бонавентура, возглавлявший орден францисканцев. Сущность их общего мистического восприятия может быть выражена следующим образом: Бог - это больше, чем просто Совершенный Дух; это Высочайшее Благо, или Высшая Любовь. Благу и Любви свойственно разрастаться и объединяться, не замыкаться в себе, но поделиться собой с другими. По мере того, как бесконечный принцип любви расширяется, он проявляет себя как Сын или Слово, которые имеют ту же природу, что и их источник, и в то же время они доступны нашему восприятию в этом мире. Иными словами, именно благодаря им любовь Отца может достичь других, именно благодаря им может Он проявить себя в людских взаимоотношениях. Эта любовь передается от Отца к Сыну, от Сына к Миру через Святой Дух, или, изъясняясь терминами вайшнавов, через шакти, энергию, Мать.
1.16 Мыслители гаудия-вайшнавизма подтверждают, что Единый становится Многими для того, чтобы обмениваться божественной любовью и распространять ее. Кавираджа Госвами писал (Ч.Ч. Ади, 7.21), что качества Кришны следует понимать как подобие кладезя трансцендентной любви. И хотя эта сокровищница любви и находилась рядом с Кришной, когда Он присутствовал в этом мире (пять тысяч лет назад), она был запечатана. Когда же явилась Панча-таттва (пятьсот лет назад), они сорвали печать и разграбили ее, чтобы напиться трансцендентной любви к Кришне. И чем больше Они пробовали ее, тем сильней возрастала Их жажда. Такова природа любви. Это постоянное динамичное движение вперед. Чем больше ею наслаждаешься, тем больше хочешь.
1.17 Из этого следует, что если у Бога больше любви, чем у любого другого существа - и, действительно, Он считается воплощением любви - то Его жажда любви должна быть сильнее, чем жажда любого другого (а также Его способность эту жажду утолить). Но любовью не наслаждаются в одиночку, в пустоте; любовь разделяют с людьми. Поэтому Единый стал многими. Сначала Он распространился в свою вечную супругу, Шри Радху, и в свои безграничные экспансии и воплощения, а затем - в разнообразных живых существ (хотя обычные живые существа [дживатмы] - это экспансии, покинувшие свою обитель, которые образуют таким образом целую отдельную категорию божественной энергии, известной как джива-таттва). Два изначальных живых существа, Радха и Кришна, воссоединяются в образе Чайтаньи Махапрабху, и поэтому та любовь, которую проявляет Господь в этом облике, лежит далеко за пределами как обычного, так и сверхъестественного восприятия.
1.18 Точно так же, как христианская концепция любви к Богу пришла в этот мир через Сына и Святого Духа, так и Панча-таттва, как рассказывает нам Кавираджа Госвами (Ч.Ч. Ади, 7.22), танцевали вместе, снова и снова, и благодаря этому стало легче пить нектар трансцендентной любви духовного царства. Они танцевали, смеялись, плакали и бормотали, как сумасшедшие, распространяя таким образом любовь к Богу. Это важный момент. Их взаимное единство раскрылось, подобно лотосу, приглашая человеческие существа и всех остальных во вселенной присоединиться к божественным лилам, или играм Бога: "И они да будут в Нас едино (хен)... да будут едино, как Мы едино". (Иоанна, 17.21-2) Чтобы узнать, как это произошло в точности в случае с Панча-таттвой (дословно, "пятью истинами"), нужно подробно узнать о Чайтанье Махапрабху (иша-шакти) и Его различных экспансиях: Нитьянанде (бхакта-сварупе), Адвайте (бхакта-аватаре), Гададхаре (бхакта-шакти) и Шривасе (шуддха-бхакти). Дальше и последует краткий рассказ об этих личностях, а также объяснение категорий и терминов, связанных с их природой.
1.19 Однако, прежде чем мы к этому приступим, было бы благоразумным заметить ограниченность теологии ("отражения природы Бога") по отношению ко всему, что обсуждалось выше и ко всему, о чем будет говориться далее. Для того, чтобы поникнуть в тонкости трансцендентных тайн, теологию нужно дополнить доксологией ("восхвалением") и праксиологией ("практикой"). Поэтому теологию, доксологию и праксиологию можно принять за Троицу, без которой невозможно должным образом постичь духовные истины. Говоря иными словами, между разумом и верой должно быть равновесие, если мы хотим понять то, что лежит за пределами нашего непосредственного восприятия.
1.20 Визуальная вера (в отличие от слепой) развивается тогда, когда мы видим живой пример чистой преданности. Последователи Иисуса могли иметь веру в своего невидимого Бога на небесах, потому что они видели качества Иисуса, которые говорили о высоком положении того, кто стоит на духовном пути. Даже такой великий интеллект, как Фома Аквинский (1224-1274 н.э.) понимал ограниченность познаний, приобретенных самостоятельно. Он видел необходимость принятия духовного учителя и с верой учился у Альберта Великого. Живой святой - это живое доказательство силы чистой преданности. Тот, в ком воплотился блеск преданности, не только демонстрирует качества святого, но также и говорит в соответствии с авторитетом традиции. Поскольку он учился у предшествующих учителей и пророков, которые были чисты (гуру-парампара), то его голос - это голос внутреннего осознания. В соответствии с традицией гаудия-вайшнавизма, таких личностей называют гуру. Его роль в жизни тех, кто стремится к духовному, столь важна, что к Панча-таттве иногда обращались как к "Чхайа-таттве" (дословно "шесть истин", под шестой истиной подразумевается гуру), например, в "Чайтанья-чаритамрите" Кришнадаса Кавираджи Госвами (1.7.3). Теперь, когда мы подчеркнули важность изучения духовных истин от духовного учителя, давайте перейдем непосредственно к самой Панча-таттве.
1.21 Считается, что первое упоминание о Панча-таттве как таковой содержится в работе Сварупы Дамодары Госвами "Гаура-таттва-нирупана", которая была написана, скорее всего, еще при жизни Шри Чайтаньи или вскоре после Его ухода. Хотя относительно достоверности этой книги среди ученых возникли споры, тем не менее Кави Карнапура прославил Сварупу Дамодару в своей "Гаура-ганоддеша-дипике" (стих 6) за то, что тот систематизировал учение о Панча-таттве. Именно Кави Карнапура был популяризатором идеи Панча-таттвы и привнес ее в общество вайшнавов посредством своих работ, сначала "Чайтанья-чаритамрита-махакавйи" (1542 г.) и, позже, "Гаура-ганоддеши-дипики" (1576 г.). Согласно ему, а также более поздним авторитетам (таким, как Кришнадас Кавирадж), не только в Чайтанье Махапрабху слились воедино и проявились Радха и Кришна, но также Нитьянанда Прабху - это Баларама (старший брат Кришны), Адвайта Ачарья - это Садашива (или Маха-Вишну), Гададхара Пандит - это Радхарани (вечная супруга Кришны и внутренняя энергия), а Шриваса Тхакур - это воплощение Нарады (идеального преданного). Теперь мы более подробно раскроем теологический смысл этих идей, а также взаимоотношения между этими божественными личностями.
1.22 Шри Чайтанья Махапрабху - это Верховный Владыка. И хотя Нитьянанда Прабху и Адвайта Ачарья (Прабху) - также властелины, по отношению к Шри Чайтанье они занимают подчиненное положение. Таким образом, Махапрабху - это Верховный Господь, в то время как Нитьянанда Прабху и Адвайта Прабху - второстепенные проявления Верховного Господа. Тем не менее, все трое относятся к категории Вишну-таттвы, Верховного Господа, и поэтому Им поклоняются все остальные живые существа. Хотя две остальные таттвы Панча-таттвы, а именно, шакти-таттва и джива-таттва, представленные, соответственно, Гададхарой Пандитой и Шривасой Тхакурой, и поклоняются Верховному Господу, считается, что они относятся к той же категории абсолюта, поскольку постоянно заняты трансцендентным служением и являются вечными спутниками Господа Чайтаньи. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура, святой и ученый Гаудии, резюмировал эти истины следующим образом: Чайтанья Махапрабху, Нитьянанда Прабху и Адвайта Ачарья относятся к категории шактиман-таттвы; иными словами, они представляют собой источник энергии для всего сущего. Гададхара и Шриваса, представляющие внутреннюю и пограничную энергии Господа соответственно, - это формы шакти-таттвы. Все пятеро вместе образуют Панча-таттву.
1.23 Согласно "Бхагавата Пуране" (11.5.32), кришна-варнам твишакришнам сангопангастра-паршадам/ йаджнаих санкиртана-прайаир йаджанти хи сумедхасах: "В веке Кали [нынешнюю эпоху], люди, в достаточной степени наделенные разумом, будут поклоняться Господу и Его спутникам [Панча-таттве], совершая санкиртана-йаджну [вместе воспевая и танцуя]". Согласно традиционному толкованию этого и других текстов, йуга-аватара, или Господь нашей эпохи, действительно распространивший движение санкиртаны по всему индийскому полуострову, - это Чайтанья Махапрабху. Его последователи видели в Нем эзотерическое проявление Радхи и Кришны в одном лице, они видели изначального Господа в наиболее сокровенном облике. Махапрабху всегда сопровождают Его Полная Экспансия (Нитьянанда Прабху), Его Воплощение (Адвайта Ачарья), Его Внутренняя Энергия (Гададхара Пандит) и Его Пограничная Энергия (Шриваса Тхакур). Когда бы Господь ни снисходил, Он всегда нисходит в этих пяти ипостасях.
1.24 Из этих пяти истин лишь Шри Чайтанью называют Махапрабху ("великий господин"), потому что Он занимает верховное положение даже среди проявлений Бога. Еще одно, более эзотерическое объяснение, можно сформулировать следующим образом: маха относится к махабхаве, высочайшей ступени духовного экстаза, воплощением которого является Шримати Радхарани, а прабху, что означает "Господь" или "Владыка", относится к Кришне. Поэтому "Махапрабху" указывает на совместное проявление Радхи и Кришны. Из поколения в поколение пели об этом гаудия-вайшнавы: "шри-кришна-чайтанья радха-кришна нахе анйа" (Радха и Кришна соединились вместе в форме Шри Чайтаньи Махапрабху). Или, как говорит Кришнадаса Кавираджа (Ч.Ч. Ади, 4.56-7): радха-кришна эка атма, дуи деха дхари'/ анйонйе виласе раса асвадана кари'// сеи дуи эка эбе чайтанья госани/ раса асвадибе донхе хаила эка-тхани//. "Радха и Кришна - это одна душа, у которой специально два тела, чтобы наслаждаться любовью друг друга. Но в конечном счете эти двое суть одно, и они вновь проявили свое единство в облике Чайтаньи Госвами просто для того, чтобы вкусить расы и насладиться личными взаимоотношениями".
следующая страница>