Перейти на главную страницу
Ответом на доклад ALA было, в числе прочих инициатив, создание в 1990 г. в США Национального форума информационной грамотности (NFIL), развернувшего работу по реализации рекомендаций, выработанных в отчете. Это коалиция более 70 образовательных, коммерческих и правительственных организаций, работающая по пропаганде информационной грамотности как в национальном, так и международном масштабе и поддерживающая проекты в этой сфере [19]. Еще одним учреждением, посвятившим свою деятельность развитию информационной грамотности, стал Институт информационной грамотности (IIL), основанный в 1997 г. как Национальный институт информационной грамотности. Институт преследует три основные цели: обучать библиотекарей, занятых обучением пользователей; разрабатывать программные материалы для библиотечных администраторов по вопросам информационной грамотности; поддерживать инициативы в сфере высшего образования таких учреждений, как Ассоциация научных библиотек и библиотек колледжей (ACRL) и Национального форума информационной грамотности (NFIL) [13]. Большую работу проводит секция обучения (Instruction Section) Ассоциации научных библиотек и библиотек колледжей (ACRL), которая видит свою миссию в усилении способности библиотекарей академических и научных библиотек, вовлеченных в библиографическое обучение, эффективно удовлетворять потребности настоящих и потенциальных пользователей [14].
В специальном отчете Ассоциации научных библиотек и библиотек колледжей (ACRL) 1998 г., представляющем собою анализ проделанной работы по развитию информационной грамотности, говорится о ряде интересных проектов, предпринятых как в США, так и в других странах. Составители данного отчета указывают, что умения в сфере информационной грамотности были важными для достижения успеха и высокого качества жизни во все времена, но количество и разнообразие информационных ресурсов в наши дни стремительно растет, и вместе с ними растет объем и уровень сложности навыков информационной грамотности [22].
Многие американские авторы дают развернутые определения информационной грамотности (information literacy), в которых, однако же, фундаментальные ее составляющие – умение получать доступ и искать, умение оценивать и отбирать, умение использовать информацию – остаются практически неизменными. Некоторые определения особо подчеркивают значимость информационной грамотности для жизненного успеха и самореализации человека, для его социализации в обществе. Согласно одной из таких дефиниций, быть информационно грамотным – значит выживать и иметь успех в информационно-технологической среде, вести продуктивную, здоровую и приносящую удовлетворение жизнь в демократическом обществе, эффективно справляться с быстро изменяющимся окружением, обеспечивать лучшее будущее для последующих поколений, находить подходящую информацию для разрешения профессиональных проблем, иметь письменные и компьютерные навыки [23].
Подробно раскрывающим все умения и навыки, образующие информационную грамотность человека, является определение C. Дойл. По ее мнению, информационно грамотный человек – это тот, кто:
- понимает, что точная и полная информация является основой для умных решений;
- распознает потребность в информации;
- формулирует информационные запросы;
- идентифицирует потенциальные источники информации;
- развивает успешные поисковые стратегии;
- получает доступ к источникам информации, включая доступ через использование компьютерных технологий;
- оценивает информацию;
- организует информацию для практического использования;
- интегрирует новую информацию в уже имеющуюся у него совокупность знаний;
- использует информацию для критичного мышления и решения проблем [7].
Представляется, что в нашем отечественном библиотековедении содержание термина “информационная грамотность” ближе всего к понятию информационная культура. Последняя определяется И. Гендиной как “систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности… В практическом плане это означает знание организации информационных процессов, владение приемами поиска, сбора, обработки, анализа и синтеза информации, умение применять технические средства, используемые в информационном процессе [1. C. 53].
Академические библиотеки США, в силу своей непосредственной связи с институтом высшего образования, наиболее интенсивно и глубоко занимаются вопросами воспитания информационной грамотности своих пользователей. Профессиональные ассоциации академических библиотек целенаправленно работают над проблемой развития информационной грамотности пользователей, вооружая библиотекарей, занятых в обучении пользователей, продуманными рекомендациями и стандартами. Cпециально разработаны стандарты компетентности информационной грамотности для высшего образования, представленные рабочей группой Ассоциации научных библиотек и библиотек колледжей (ACRL) и утвержденные в январе 2000 г. [12]. Для библиотекарей академических библиотек создан документ, названный “Задачи обучения информационной грамотности”, подготовленный одной из рабочих групп ACRL и утвержденный в январе 2001 г. [20].
“Задачи обучения информационной грамотности” для библиотекарей академических библиотек являются отличным инструментом для разработки полноценных университетских программ по обучению информационной грамотности. Задачи в этом документе представлены как стандарты, долженствующие быть достигнутыми в конечном результате. Каждый стандарт снабжен группой подробно прописанных индикаторов выполнения, пользуясь которыми можно оценивать степень приближенности к стандарту. Опираясь на видение проблемы информационной грамотности как комплексной задачи, решать которую необходимо совместными усилиями, разработчики дифференцировали ответственность за различные компоненты информационной грамотности путем проставления специальных тэгов, а именно:
Индикатор выполнения 1: Информационно грамотный студент определяет и четко формулирует свою информационную потребность.
Широкое распространение термина информационная грамотность побудило ряд авторов к размышлениям относительно соотнесенности его с традиционной функцией академических библиотек, определяемой как библиографическое обучение. Такие авторы, как Х. Радер, Н. Кунс, А. Лори и другие, считают, что это не синонимы, хотя в их содержательном наполнении много общего. Х. Радер и Н. Кунс пишут, что “Библиографическое обучение есть чаще ситуативно-ориентированный ответ, в то время как информационная грамотность делает вклад в образование в течение всей жизни путем обучения людей эффективно использовать и оценивать информацию [цит. по: 24. C. 10]. А. Лори предостерегает, что термин “информационная грамотность” предполагает иерархическое упорядочивание навыков и обязательное тестирование, и его применение библиотекарями в целях обучения пользователей должно быть осторожным [18].
В то же время является знаменательным тот факт, что вышеназванный документ “Задачи обучения информационной грамотности” является обновленной версией утвержденных в 1987 г. “Задач библиографического обучения” для академических библиотек, а сама секция библиографического обучения Ассоциации научных библиотек и библиотек колледжей (ACRL) переименована в секцию обучения. Практика убеждает, что традиционно существующие в американских академических библиотеках программы библиографического обучения трансформируются сегодня в программы по развитию информационной грамотности пользователей. Последние могут рассматриваться как новая стадия в эволюции библиографического обучения, как его современная форма, обусловленная изменением общественных потребностей в информации и технологическим прогрессом. Библиографическое обучение, всегда находившееся в центре внимания академических библиотек США, трансформируется под воздействием новых технологий, новых исследовательских запросов научного сообщества и новых стилей обучения [9].
Обращаясь к аспекту, связанному с применением новых методов обучения пользователей в академических библиотеках, можно указать на следующие формы и техники обучения, активно используемые сегодняшними университетскими библиотекарями при воспитании информационной грамотности:
Интересное описание интерактивной обучающей программы дается в одной из статей К. Дюзенбьюри и Б. Пиз, библиотекарей университета штата Калифорния. Вообразите себе, пишут авторы, новичка-студента, сидящего за рабочим компьютерным местом и нажимающего на иконку с надписью “hello”. Перед ним открывается видеозапись библиотекаря, дающего предварительные пояснения по работе с такой программой. Следующий шаг – это выбор из меню, включающего видеотур по библиотеке; объяснение с одновременной демонстрацией того, как работает информационая сеть кампуса, и набор входов для начала поиска информации. Последний набор в свою очередь ведет студента к мультимедийной презентации всех элементов, обычно входящих в проводимое библиотекой обучение новых пользователей, и работа в нем интерактивна. Когда студент сталкивается с непонятным термином, к его услугам словарь или энциклопедия, доступные простым нажатием кнопки мыши. Для ресурсов имеются мультимедийные обучающие инструкции. Если студент находит книгу или журнальную статью, которые представляются ему релевантными его запросу, система выводит его на похожие материалы, которые могут быть как полными текстами, так и изображениями, видеоклипами, графикой [9].
Составными элементами университетских программ развития информационной грамотности являются долгосрочные и краткосрочные курсы, семинары, тренинги, консультации, онлайновые обучающие программы и другие формы занятий, которые в совокупности служат достижению общей цели. Каждая библиотека выбирает и использует те формы, которые представляются ей наиболее эффективными и соответствующими ее конкретной ситуации и кругу пользователей. Часто главное место в программе информационной грамотности занимают специальные учебные курсы, входящие в академические программы университетов и засчитываемые студентам как кредитные1. К настоящему времени университетские библиотеки США накопили уже немалый опыт по преподаванию таких курсов. Подобные курсы могут называться по-разному: “Основы информационной грамотности”, “Новые технологии поиска информации”, “Электронный доступ к информации” и т.д.
Помимо кредитных курсов для студентов, университетские библиотекари все активнее организуют специальные краткосрочные курсы и семинары по развитию информационной грамотности преподавателей. Чаще всего такие занятия бывают посвящены различным аспектам использования ресурсов Интернет и Интернет-технологий. Опытом в этом направлении деятельности делятся в листе рассылки BI-L сотрудники библиотек университета в Центральной Оклахоме, Медицинского центра университета в
____________
1 Кредитный курс – курс, дающий студентам определенное количество “кредитов”, или баллов, которые засчитываются в общее количество “кредитов”, необходимое для получения степени и диплома.
Небраске и университета Южного Орегона [25]. А. Бриттон пишет о занятиях по поиску сайтов научного характера через поисковые системы Интернет для преподавателей университета в Центральной Оклахоме и отмечает, что занятия хорошо посещались и планируется их продолжение. В. Роуз описывает большой успех специального класса для преподавателей по поиску информации в Интернет, разработанного тремя библиотекарями Медицинского центра университета Небраски. В ходе обучения решаются четыре основных задачи:
Для занятий в этом классе был создан 22-х страничный пакет рекомендаций и описаний поисковых систем с практическими упражнениями. Изначально планировавшийся раз в семестр, класс повторялся ежемесячно с количеством желающих, превышающим возможности компьютерной лаборатории, рассчитанной на 12 мест. К. Видмар, библиотекарь университета Южного Орегона, регулярно проводит семинары для преподавателей по продвинутому поиску в Интернет, используя как базу для обучения собственный Вэб сайт о средствах поиска в Интернет [25].
Семинары-тренинги по онлайновым ресурсам для студентов – уже вполне привычное для университетских библиотекарей США дело. Благодаря гибкому расписанию и продуманной системе записи, которую можно осуществить как в библиотеке, так и с библиотечного Вэб сайта, такие семинары повторяются столько раз, сколько это бывает необходимo, чтобы полностью удовлетворить потребности в обучении пользователей. Хорошее представление о тематике занятий по онлайновым ресурсам дает страница Вэб сайта библиотеки Гатман Высшей школы образования Гарвардского университета, посвященная занятиям, организуемым справочно-библиографическим отделом библиотеки. В весенний семестр 1999 г. студентам школы образования предлагалось записаться на следующие семинары-тренинги:
- HOLLIS – онлайновый каталог Гарварда, открывающий доступ к более чем 8 миллионам книг, журналов, правительственных документов и других источников;
- HOLLIS PLUS – коллекция электронных ресурсов Гарварда, включающая HOLLIS, онлайновые каталоги других библиотек, базы данных по периодике и многие другие ресурсы;
- ERIC (OVID) – база данных по образованию, главный источник для научного поиска в этой сфере; в Гарварде доступна через Вэб-интерфейс компании OVID;
- LEXIS-NEXIS Academic Universe – полнотекстовый ресурс новостей, информации по бизнесу и праву для научных изысканий в академических институтах;
- Finding United States Education Statistics – семинар по эффективным стратегиям поиска статистической информации о школьном и высшем образовании в США;
- World Wide Web – семинар по обучению поиску во Всемирной Широкой Паутине; проводится для групп двух уровней [29].
Пожалуй, одним из наиболее ярких примеров применения современных информационных технологий в образовании библиотечных пользователей выступают онлайновые семинары (программы) информационной грамотности. Главная цель такой формы обучения состоит в помощи самостоятельному овладению навыками и умениями в сфере информационной грамотности. Однако, как отмечают Дж. Свансон и Д. Уард, пока не все подобные проекты являются действительно эффективными. Некоторые неинтерактивные семинары, представленные на библиотечных сайтах, просто предлагают студентам прочитать о том, что такое информационная грамотность, но не развивают и не тестируют ее. Шагом вперед по сравнению с такими разработками можно считать программы, которые включают методы оценки понимания студентами прочитанного текста: к примеру, после чтения материала об оценке Вэб сайтов студентам предлагается ответить на ряд вопросов. Однако по-настоящему верный подход к созданию онлайнового семинара информационной грамотности начинается тогда, когда студенты применяют полученные знания на практике, удовлетворяя реальные информационные потребности [27].
Онлайновые семинары информационной грамотности доступны на Вэб сайтах целого ряда университетских библиотек США. Их основным содержанием выступают методы и стратегии эффективной поисковой деятельности в библиотеке. Аннотированный список хороших библиотечных семинаров, доступных через Вэб, размещен на сайте https://www.bk.psu.edu/academic/library/istm/tutorials.html. Тематика семинаров может быть разной в зависимости от групп пользователей. Так, например, в библиотеках университета штата Орегон существуют две программы Library Research Process и Literature Review Tutorial. Первая предназначается для студентов, обучающихся на степень бакалавра и дает краткое общее введение в основные методы исследования с помощью библиотечных ресурсов и средств [16]; вторая адресована студентам, делающим магистерские программы, и ее задача – помочь в серьезных глубоких исследованиях, главным образом в сфере образования и социальных наук [17]. Выдающимся примером интерактивного онлайнового семинара является обучающая программа библиотеки университета штата Калифорния CalPoly. Она организована в виде 10 модулей, имеющих интерактивные возможности обеспечения немедленной обратной связи и финальные практические упражнения, которые могут быть использованы как тесты для самооценки. Семинар начинается с модуля “Сформулируйте тему исследования” и постепенно проводит студента по различным аспектам поисковой деятельности, стимулируя его способности к критическому самостоятельному мышлению [4]. Онлайновая обучающая программа библиотеки yниверситета Корнелл Library Research at Cornell в свою очередь предлагает освоить семь ступеней эффективного библиотечного поиска для нахождения информации, необходимой для написания письменной работы [15]. Создание подобных форм продвижения информационной грамотности требует много труда. Так, библиотекарь из yниверситета Гриффис (Австралия) в листе рассылки BI-L, анонсируя новый онлайновый семинар Library Research Tutorial, сообщает, что его разработка заняла двадцать месяцев и еще не осуществлены все задуманные добавления и изменения.
Разновидностью онлайновых семинаров по развитию информационной грамотности можно считать электронные руководства к базам данных, которые также разрабатываются университетскими библиотеками. Их задача состоит в обучении поиску в данной конкретной базе данных. Электронные руководства могут быть доступны либо одновременно с доступом к базам данных, как, например, в разработках, сделанных библиотеками yниверситета Индианы в Блумингтоне [11], либо отдельно от них. Примерами электронных руководств последнего типа являются разработки библиотеки университета в Сиракузах [28] и библиотеки Международного университета Соединенных Штатов [30].
В контексте реформирования образования актуальна концепция так называемого доступного обучению момента (teachable moment). Согласно К. Дюзенбьюри и Б. Пиз, доступный обучению момент – это оптимальное время, когда обучаемый готов учиться, и лучшее время, а в иных случаях и единственно возможное, когда это обучение может быть проведено [9]. Современная университетская библиотека – место, где такие моменты, требующие вмешательства библиотекаря именно как педагога, возникают очень часто. Исследовательские потребности студентов становятся все более сложными, а характер и способы их удовлетворения все более изощренными в смысле использования новейших технических средств и электронных ресурсов. На университетских же библиотекарей студенты закономерно смотрят как на экспертов в использовании всех предоставляемых библиотекой ресурсов. Момент, когда пользователь не может получить какой-то информации, в которой он нуждается, наиболее благоприятен для его обучения. В отличие от традиционных форм библиографического обучения, ориентированного на то, чтобы научить студента сейчас отвечать на вопросы, которые возможно возникнут у него в будущем, при использовании доступного обучению момента библиотекарь вооружает студента совершенно однозначно привязанными к конкретной информационной потребности знаниями и навыками, в полезности которых обучаемый убеждается тут же.
С распространением информационных технологий и новых видов ресурсов и студенты, и преподаватели чаще приходят в библиотеку за помощью, поскольку каждая новая база данных и каждый новый электронный ресурс порождают и новый запрос на обучение [8]. Одной из самых важных проблем, принесенных развитием сетевых ресурсов Интернет, становится проблема, как научить студентов критически относиться к информации, уметь ее оценивать. В прошлом высшее образование опиралось главным образом на чтение печатных текстов. Современная академическая информационная среда заполнена разнообразными ресурсами нетрадиционных форматов: визуальными, аудио, мультимедийными, цифровыми и т.п. Ресурсам, получаемым посредством Интернет, бесспорно принадлежит пальма первенства. Сегодня студенты должны понимать достоинства и ограничения источников информации в глобальных компьютерных сетях, уметь их критически оценивать и эффективно использовать для своих целей. Соответственно на библиотекарей как субъектов обучения ложится задача вооружить их системой оценочных критериев и научить их применять, преодолевая тенденцию слепого доверия к источнику.
Электронная информация существенным образом изменяет ожидания и восприятие обучаемых. Феномен гипертекста, на котором основана работа всей Всемирной Широкой Паутины, изначально предполагает иную природу общения автора электронного документа и его пользователя. По сравнению с классическим печатным текстом это общение интерактивно и дает пользователю гораздо больше возможностей выбора и манипулирования с предлагаемым ему некоторым объемом информации в виде Вэб сайта. Для библиотекарей университетов это означает серьезные изменения в методиках и техниках обучения пользователей, в создании в самих помещениях библиотек среды, способствующей такому интерактивному общению. Развитие библиотечных Вэб сайтов, о которых шла речь ранее, стимулирует библиотекарей-создателей сайтов на поиски соответствующих сегодняшним особенностям восприятия информации обучающих приемов и техник.
Новый, более глубокий и продуктивный, уровень взаимосвязи библиотекарей с преподавателями – это также следствие изменений в обучении пользователей и требований быть информационно грамотными. Многие библиотекари академических библиотек работают в тесном контакте с преподавателями над созданием заданий для студентов по использованию и оценке информационных ресурсов. Возрастает количество предлагаемых библиотеками курсов и семинаров, являющихся составной частью других университетских дисциплин (course-related instruction), где предметом обучения становится обзор и поиск по ресурсам данных курсов. Достаточно часто преподаватели и библиотекари сотрудничают в проектах, связанных с дистанционным образованием. Например, один из преподавателей университета Калифорнии в Беркли провел курс дистанционного обучения старокаталонскому языку и литературе и после его завершения отметил, что без помощи университетских библиотекарей курс не смог бы состояться. Преподаватель оценил вклад библиотеки в его разработку в размере 150 часов работы, включая дизайн домашней Вэб страницы, подготовку учебных материалов и выверку ошибок в HTML разметке документов [10]. М. Донован и А. Залд пишут: “Мы думаем, что библиотекари нацелены на то, чтобы быть ключевыми посредниками изменений [в высшем образовании. – Т.Е.], но принятие этой роли потребует более глубокого, неослабевающего взаимодействия с преподавателями, которые являются центром университетской научной и учебной жизни. Мы думаем, что преподаватели придут к видению библиотекарей как сильных союзников, как полностью состоявшихся партнеров по образованию при условии, если мы будем работать над охватом в нашей деятельности по развитию информационной грамотности социального контекста продуктов знания – сердца преподавательского мира” [6].
Изменяются требования к содержанию знаний, которыми обязан обладать сегодняшний библиотекарь, занимающийся обучением информационной грамотности. Х. Радер пишет о необходимости базового знания библиотекарями операционных компьютерных систем, знакомства с различными форматами. Он также подчеркивает, что библиотекари должны видеть перспективу, иметь чувство юмора, быть настойчивыми и твердо верить в ценность информационной грамотности [23]. Он отмечает, что современные университетские библиотекари нуждаются в специальных образовательных программах, помогающих им приобрести необходимые знания для проведения занятий по обучению пользователей информационной грамотности. Его поддерживают другие авторы, отмечая, что быстрота технологического прогресса ставит сегодняшних библиотекарей в ситуацию постоянного освоения новых знаний. Ряд профессиональных форумов и ассоциаций американских библиотекарей подчеркивают в своих итоговых документах, что базовое образование на степень магистра библиотечных и информационных наук, получаемое в высших библиотечных школах США, сегодня лишь начальная профессиональная степень. Так, в материалах “круглого стола” Американской библиотечной ассоциации по вопросам непрерывного библиотечного образования проводится мысль о том, что знания, навыки и подходы, приобретаемые в стенах библиотечных школ, должны поддерживаться и обновляться постоянно путем серьезных программ непрерывного образования [26].
В связи с возрастанием образовательной миссии академических библиотек живое обсуждение в профессиональной библиотечной среде получает вопрос о преподавании в библиотечных школах специальных курсов по библиографическому обучению пользователей. Эта проблема обсуждалась в листе рассылки BI-L в марте 2000 г., и К. Дэйвис сделала обзор полученных от подписчиков листа сообщений. Согласно ее анализу 16 библиотечных школ включают в свои учебные планы курсы по обучению пользователей (всего в США около 50 высших школ библиотечных и информационных наук). Среди названий таких учебных дисциплин “Информационная грамотность”, “Обучение библиотечных пользователей”, “Обучающая роль информационного специалиста”, “Библиографическое обучение”, “Образование пользователей: теория и методика”, “Образовательные сервисы в библиотеках”.
Использованные источники
Такой переход нелегок и чреват опасностями; для наших американских коллег он особенно труден, так как именно они берут на себя роль пионеров и тем самым облегчают путь идущим за ними библиотечным профессионалам из других стран. Несомненно лидируя в освоении современных информационных технологий, библиотекари США уже успели испытать на собственном опыте, ценой каких усилий стоит удерживать свое место на сегодняшнем рынке информационных продуктов и услуг, каковы реалии жизни в постоянной смене технологий и боязни отстать в развитии от конкурентов по информационному бизнесу. Установка на качество сервиса диктует новую философию обслуживания, в которой во главу угла ставятся потребности студентов и преподавателей как пользователей библиотек. Эффективность информационно-поисковой деятельности этих пользователей становится главной заботой и проблемой, на разрешение которой направляются усилия всех структурных подразделений библиотеки. Обеспечение доступа к разнообразию информационных ресурсов через все возможные каналы коммуникации рассматривается как необходимое условие продуктивного информационного поиска. Университетский библиотекарь все в большей степени принимает на себя роль педагога, инструктора, консультанта, роль навигатора в мире знаний для пользователей.
Что ожидает академические библиотеки США в ближайшем будущем? Джеймс Нил, директор библиотеки в университете Джона Хопкинса в Балтиморе, высказывает в своей статье следующие прогнозы:
- Академические библиотеки в ХХI веке, комбинируя собственные и удаленные ресурсы, будут приближаться к концепции виртуальной библиотеки, потребующей в свою очередь и “виртуозов”-библиотекарей, которые должны быть экспертами в поиске, приобретении и доступе к глобальным информационным ресурсам;
- В условиях ломки иерархических университетских структур и интеграции ключевых действий и операций под единым началом академические библиотеки примут на себя функцию административного контроля над компьютерными услугами для академического сообщества кампуса;
- Значительная часть бюджетов академических библиотек переместится на приобретение электронной информации;
- Преобладающая часть услуг библиотек – выдача, справочное обслуживание, МБА, резервные коллекции – будут осуществляться через компьютерные сети;
- Библиотеки университетов будут играть ключевые роли в развитии информационной среды кампусов и определять приоритеты во внедрении технологических инноваций;
- Высокий уровень кооперации между библиотеками, развитие партнерских отношений будут главными условиями их успешной работы и совместного использования ресурсов;
- Одной из самых насущных и больных проблем для библиотек будет проблема авторского права, т.к. именно закон об авторском праве является серьезным препятствием для развития электронных коллекций и услуг1.
Эти прогнозы были сделаны Дж. Нилом еще в 1996 г., и материал, изложенный в главах настоящей книги, показывает, что значительная часть их осуществилась. Темп изменений в академических библиотеках под воздействием технологического прогресса продолжает возрастать. По свидетельству самих работников академических библиотек США, за последние десять лет их библиотеки изменились до неузнаваемости. Вероятно, предстоящие десять лет будут означать для университетских библиотек США еще одну “тихую революцию”.
15 10 2014
6 стр.
Ключевые слова: образование, информатизация, информационные технологии, коммуникационные технологии, средства обучения, деятельностный подход, формы обучения, метод проектов
18 12 2014
1 стр.
Методические рекомендации предназначены для студентов 4-го курса экономических специальностей заочной формы обучения в помощь при изучении дисциплины "Информационные системы и техн
04 09 2014
1 стр.
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и Прооп впо по направлению подготовки 080100. 68 "Экономика"
01 10 2014
1 стр.
Одной из тем, которые усиленно обсуждаются в окрестностях отрасли информационных технологий в последние годы, стала пропасть между технологическими достижениями, включая и программ
17 12 2014
1 стр.
Век называют веком информации. Современные информационные компьютерные технологии все больше внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры
11 09 2014
1 стр.
«Информационные системы» по специальности 071900 «Информационные системы и технологии»
04 09 2014
1 стр.
Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность настоящего времени
23 09 2014
1 стр.