Перейти на главную страницу
Природа языкового знака (или вторых сигналов, по И. П. Павлову, то есть речемыслительных сигналов) такова, что он опосредует не просто мир вещей (окружающую человека «действительность»), но сенсомоторные реакции, охватывающие нервные сигналы сугубо физиологического характера, обусловливающие процессы низшей нервной деятельности, и первые сигналы (образы), которые уже регулируют рефлекторные акты высшей нервной 'деятельности. Человеческую речь отличает от «языка животных» (его чисто коммуникативная функция вряд ли может вызывать сомнения) именно этот обобщенный «второй сигнал», сыгравший в эволюции мышления такую же орудийную роль, которую в истории материальной культуры исполнили камень и палка. Однако, не следует полагать, что слово «обобщает» всегда и совершенно одинаковым образом, хотя в абсолютном смысле «второй сигнал» обязательно категориален - он есть именно некоторое обобщение каких-то свойств вещей, за ним закрепившихся в силу определеных совпадений данного предмета и его знака. Эти совпадения, оставляя «след» в памяти, имеют эффективный смысл (по определению Л, С. Выготского), они значимы для индивидуального сознания. Именно такие личностные смыслы, будучи социализированными языковой традицией в качестве общезначимых «словарных слов» с приписанными им в конкретной культуре «словарными значениями» (категориальными значениями, коррелирующими с понятиями), предопределяют идиоэтническую специфику исторических языков. Последние постоянно варьируют и видоизменяются под непрекращающимся взаимодействием субъективных и интерсубъективных смыслов. При этом вопрос о соотношении языка (образования социально-индивидуального, по определению Ф де Соссюра, и индивидуального в силу особенностей человеческого сознания; «общественное сознание» - не более, чем метафора) и мышления далеко не однозначен и в историческом, и в гносеологическом его аспектах.
В отечественной науке мышление обычно трактуется как высшая форма сознания. Рассматривая собственно лингвистические (семантические), а также психологические логические и философские аспекты речемыслительной деятельности, В. А. Михайлов переопределил сознание в качестве высшей формы мышления5 (что не лишено
5 По одной из его формулировок, если язык есть «действительность мысли», то сознание «есть вербализованное мышление, которое порождается в процессе трансформации сенсомоторного мышления в понятийную форму, трансформации, осуществляемой системой знаков». - Михайлов В. А. Смысл и значение в системе речемыслительной деятельности. – СПб.. 1992. – С. 51.
193
полемического подтекста, коль скоро мышление конституирует само сознание). Ибо, наряду с членораздельной речью, разбудившей человеческую мысль и онтологически от нее неотделимой (в этом внутренний смысл дефиниций типа психолингвистического термина речемыслительная деятельность или речевого мышления С. Д Кэцнельсона8), мышление имманентно сознанию и не может проявиться вне системы «вторых сигналов». Возможность существования «чистого» образного мышления («топографического», как его обозначает, например, К. Прибрам7) весьма сомнительна, когда речь идет о языке. - В психофизиологическом смысле понятия «образ» («первый сигнал») такое сочетание не противоречит определению И. М. Сеченова «сигнализация есть рефлекс», а также учению И П. Павлова о высшей нервной деятельности (мышление животных явно опирается на «первые сигналы» - образы). Однако применительно к человеку об «образном мышлении» можно говорить разве что метафорически, имея в виду отсутствие сознательной рефлексии, четкого представления о предстоящей восприятию вещи, сформировавшегося в «ясном поле сознания», а также то, что сенсомоторные образы остаются естественным субстратом речевых сигналов. За этим скрывается, в частности, загадка интуиции, на которую и ссылается Прибрам.
193
Последствия исторического обособления языка м мышления не следует недооценивать, поскольку семиотический (знаковый) и ноэматический (мыслительный) аспекты языкового высказывания оказываются, хотя и коррелирующими между собой, но не тождественными: они подразумевают овладение разными навыками деятельности - научение языку (представленному традиционным разнообразием своих идиоэтнических проявлений) и освоение логики умозаключений в той или иной сфере знания. Собственно речевое мышление соотносится с «научным» далеко не однозначно. В эволюции сознания (этого сугубо человеческого качества) от прагматически ориентированного мышления дописьменных традиций к отрефлектированному вербальному мышлению (логико-дискурсивному) письменных культур и вплоть до формализованных построений строго логических дисциплин (наука логики далеко не однородна), можно проследить преемственные черты но было бы неправомерным смешивать различные типы мышления.
Если теперь задуматься, что же представляет собой когнитивная составляющая языка, то приходится согласиться с тем, что так или иначе необходимо разграничивать «когницию» речевую и чисто когнитивные схемы мышления, направленные на прагматическую деятельность в различных ее формах - от непосредственной оценки сугубо экзистенциальных ситуаций и коллизий до необходимости осмысления абстрактных концептов научного познания и проникновения в сущность вещей (осмысления «истины»). Не говоря о том, что как фактор сознания и культуры естественный язык (языки) по-разному
8 Леви-Брюль Л. Первобытное мышление / Перев с франц. под ред. В К Никольского и А В. Киссина М, 1930 С. 4
9 С э п и р Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Перев. с англ. под ред. и с предисл А. Е. Кибряка М 1993 С. 35-36.
196
В традициях французской философии и, соответственно, в лингвистической мысли в какой-то мере аналогичной когнитивизму оказывается эпистемология, восходящая к Г. Башляру, или исторический эпистемология (термин С. Башляр - дочери философа)11. При этом в самых различных дефинициях эпистемологии (в том числе лингвистической эпистемологии}, в целом акцентирующих культурно-исторические аспекты познания в его реальных состояниях (зпистемах, по определению М. Фуко), подчеркивается ее отличие от гносеологии, трактуемой как обобщение сугубо научной теории познания, а также от методологии частных наук. По существу речь идет о своеобразном науковедческом направлении, подключающем к осознанию методов и приемов рассматриваемой науки культурно-историческую и мировоззренческую ее составляющие. Наибольшим признанием пользуется международная и междисциплинарная по своей значимости школа генетической эпистемологии или генетической психологии Ж. Пиаже12, исследовавшего генезис схем мышления, в том числе в процессе формирования логических и языковых навыков у детей. Примечательно, что Пиаже считал нужным разграничивать предпонятия и понятия13, которые соотносятся с разными структурам интеллекта. Пиаже был убежден, что способность «мыслить зависит от эволюционных механизмов и форм мышления, перестраивающегося при подключении к нему новых
196
В отечественной науке, если не останавливаться на публикациях ленинградского Института языка и мышления АН СССР (в Ленинградском отделении Института языкознания это направление логически было завершено монографией С. Д. Кацнельсона «Типология языка...», 1972) или на трудах антропологов15 и на исследованиях по психолингвистике, проблемами соотношения языка и мышления в контексте психологии личности и теории деятельности плодотворно занимались ученики и последователи ровесника Пиаже Л. С. Выготского. Особо следует упомянуть размышления А. Н. Леонтьева о специфике первобытного мышления, предположительно не различавшем личностный смысл и категориальные значения слов16, сформировавшиеся уже в письменную эпоху, а также подкрепленный полевыми обследованиями 30-х годов,вывод А Р. Лурия о различиях между конкретным ситуационным воспроизведением действенного опыта и «категориальным поведением», базирующемся на вербальном (логико-дискурсивном) мышлении и абстрактных классификациях17.
Необходимо оговорить, что на фоне достижений последователей Пиаже и Выготского некоторые постулаты когнитивизма кажутся декларативными, пусть они и воспринимаются как созвучные им. Более всего это проявляется в имплицитно (и даже эксплицитно) выраженных представлениях о природе образа и его роли в логических схемах языка. Конечно же, всякое познание дается в сравнении. Однако словесный образ и стоящие за ним сенсомоторные процессы ничуть не предполагают прямых не опосредованных сознанием зрительных слуховых или каких-
14 Ср.: «Центральной моей идеей было и остается поныне положение, что развитие не является прямолинейным, что возникновение новых структур ведет к перестройке старых». –Пиаже Ж., Инельдер Б., Генезис элементарных логических Структур. Классификации и операции. М , 1963 С. 435 .
15 Ср.: Б у н а к В. В. Начальные этапы развития мышления и речи по данным антропологии // Советская этнография. 1951, N 3. С 41-53.
16 «Совпадение смыслов и значения составляет главную особенность первобытного сознания» — Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М , 1981. С 303.
17Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. Экспериментально-психологическое исследование. М-. 1974 С 61-68.
197
198
В конечном счете и «врожденные» грамматические структуры Хомского, и внутренние когнитивные структуры, акцентированные в результате «нового взгляда» на язык, являются редукционистскими преломлениями общего предмета теоретических размышлений языковедов. В свое время, отмежевываясь от «психологизма», Л. В. Щерба назвал этот аспект языка речевой деятельностью (А. М. Сухотин соотнес его определение с соссюровским термином (le lengage), в контексте «глубинных»» (то есть психологических) семантико-грамматических структур С.Д. Кацнельсон переопределил тот же предмет лингвистики в качестве речевого мышления. За инновационной терминологией лингвистического когнитивизма стоят все те же отношения означаемого и означающего, которые в их связи с языком, мышлением и сознанием привлекают постоянное внимание языковедов, психологов логиков философов.
Само по себе обращение к когнитивному аспекту языка достаточно показательно и перспективно, поскольку язык остается исключительным орудием познания, независимо от конкретных форм, в которых может проявляться познавательная деятельность. Знакомство с взглядами ведущих представителей американской когнитивной лингвистики всесторонне рассмотренными и добросовестно изложенными Т Г. Скребцовой, вызывает множество вопросов и побуждает к дальнейшим размышлениям о природе языка и познания, о природе слова, о том как мы говорим и воспринимаем язык, и о чем при этом думаем или полагаем, что думаем Многие теоретические предписания и аксиомы современного языкознания связанные с языком и мышлением предстают при более близком знакомстве с когнитивизмом в непривычном освещении Возможно, со временем они окажутся если не устаревшими, то существенным образом пересмотренными, и лингвистический когнитивизм (при условии что предлагаемая им исследовательская парадигма будет способствовать более адекватному осмыслению Слова), вероятно станет восприниматься как одно из органичных направлений общего языкознания.
Н.Л. Сухачев.
motion verbs and spatial PPs in French // Journal of Semantics
1995. Vol. 12, N 2. P. 163-209.
Aurnague M Orientation in French spatial expressions. Formal
representations and inferences // Journal of Semantics 1995
Vol. 12, N3. P. 239-267.
Avrnagus bf., Vieu L A three-level approach to the semantics of
space// The semantics of prepositions: From mental processing to
NLP. Berlin, 1993.
Raiiey D.. Feldman J. Naravanaa .V, Lakoff G Modeling embodied lexical development // Proc of the 19th Annual' Conference of the Cognitive Science Society (Stanford, Aug.7— 10, 1997). Mahwah, NJ; London, l°97. P. 19-24. Risnvisch M. Some semantic universal of German adjecrivals // Foundations of Language. 1967. Vol. 3. P. 1-36 Bierwisch M.. Lang Б. Dimensional adjectives: grammatical structure and conceptual interpretation Berlin etc., 1989. Borneto С S. «I.iegen» and tfstehcnv in German A study in horizontaliry and verticaliry и П. Н. Casr.d (ed i. Cognitive-linguistics in the redwoods: 'Hie expansion of a new paradigm in linguistics. Berlin; New York, 1996 P. 459-505. Chun L. Conceptualizing the world through spatial metaphors -An analysis of UP/DOWN vs. SHANG/XfA metaphors A'Proc. of the 19th Annual Conference of the Cognitive Science Society
(Stanford, Aug.7-10, 1997). Mahwah, NJ: London, 1997. P. 888.
and related problems. Cambridge, 1976.
and metonymies // Cognrtive Linguistics. 1993. Vol. 4, V4.
P. 335-370.
Deane P. D. On Jackendoffs conceptual semantics // Cognitive
Linguistics. 1996. Vol. 7,N 1. P. 35-9!.
Американская школа когнитивной лингвистики / Послесл. Н. Л. Сухачева. – Спб, 2000. 204 с
01 09 2014
9 стр.
Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных. Сразу и коротко (дальнейшее разъяснит) о главном. Это не формальное мероприятие
10 09 2014
1 стр.
Бессер Вилд Маленькая Лилу зав. Самофал Ю., Санкт-Петербург, Демитрова, 31-356 вл. Воеводина Н. А., Санкт-Петербург
17 12 2014
5 стр.
Федор сволочь feat. Макс Хаген / Zmitzer (clever) (Санкт-Петербург) Начало концерта 21. 00
14 12 2014
1 стр.
Хрестоматия феминистских текстов переводы. Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной, Санкт-Петербург, 2000
08 10 2014
4 стр.
Ф. Бартлеттом концепции схемы, демонстрация влияния этой теоретической конструкции на развитие когнитивной психологии, и помещение принципа схемы в контекст современных концепций п
11 10 2014
3 стр.
Учитывая традиционные дружественные связи между городами Санкт-Петербург и Роттердам
08 10 2014
1 стр.
Данное руководство и сохраните его в качестве используемого в дальнейшем справочного пособия
26 09 2014
7 стр.