Перейти на главную страницу
3.1.1. Игровая модель межчеловеческих взаимодействий
3.1.2. Моделирование институционального поведения
3.1.3. Модели институционального поведения
3.2. Экспериментальная экономика в исследовании институтов
3.1. Теория игр и моделирование взаимодействий
3.1.1. Игровая модель межчеловеческих взаимодействий
Институты образуются в результате длительных общественных процессов посредством усвоения большинством населения норм поведения, которые в практической жизни зарекомендовали себя как наилучшие. Иными словами, институт есть результат анализа, обобщения и сравнительной оценки на уровне общественного сознания и личных вариантов действий, совершенных миллионами людей в течение длительного периода времени.
Любое действие человека всегда затрагивает интересы какого-либо другого человека, оно содействует или препятствует достижению целей последнего. Поэтому, планируя свои последующие действия, второй индивид оценивает возможные последствия для него различных вариантов действий первого индивида. Он стремится ослабить негативное воздействие (или усилить позитивное воздействие) первого индивида. Как правило, это стремление выражается во встречном воздействии его на первого индивида, в результате которого тот испытывает некоторые положительные или отрицательные последствия.
На практике любое действие человека затрагивает интересы не одного, а нескольких людей, порождая сложную цепочку межличностных взаимодействий. Реальная система межличностных взаимодействий столь сложна, что не может иметь наглядной математической интерпретации. Моделирование межчеловеческих взаимодействий есть способ их упрощенного представления, допускающий использование формально-математических методов анализа. Одной из таких моделей служит игровая модель межчеловеческих взаимодействий.
Создателями математической теории игр являются математик Дж. фон Нейман (1903–1957) и экономист О. Моргенштерн (1902–1977). Их совместная работа «Теория игр и экономическое поведение» была опубликована в 1944 г.
В дальнейшем для простоты изложения материала мы будем полагать, что игрок всегда следует какой-либо чистой стратегии, т.е. в рассматриваемый период времени он неизменно выбирает единственный вариант поведения из заданного множества альтернатив.
Первый игрок |
Второй игрок | ||
1 |
2 |
3 | |
1 |
6; 15 |
2; 13 |
3; 11 |
2 |
1; 10 |
5; 14 |
4; 12 |
3 |
4; 12 |
4; 13 |
3; 13 |
Различают кооперативные (солидарные) и некооперативые (несолидарные) стратегии поведения. Первые наиболее характерны для «институционального человека», а вторые – для «экономического человека». Некооперативные стратегии характеризуются тем, что индивид выбирает вариант своего поведения независимо, при этом он либо вовсе не учитывает поведение другого индивида, либо на основе имеющегося опыта предполагает возможный вариант его поведения.
К основным видам некооперативного поведения относятся следующие: нерациональное, осторожное, оптимизирующее, отклоняющееся и инновационное.
Нерациональное поведение. Обозначим две стратегии первого игрока через А и В соответственно. Стратегия А называется доминирующей по отношению к стратегии В, если при любом ходе второго игрока выигрыш первого игрока, отвечающий стратегии А, больше его выигрыша, отвечающего стратегии В. Таким образом, стратегия В является объективно худшей по отношению к стратегии А. Если стратегия А может всегда свободно выбираться игроком, то стратегию В вообще никогда не следует выбирать. Если все же стратегия В выбрана первым игроком, то его поведение в этом случае называют нерациональным. Для выявления нерационального поведения игрока достаточно проанализировать матрицу его выигрышей: матрица выигрышей другого игрока при этом не используется.
Подчеркнем, что термин «нерациональное поведение» заимствован из неоклассической теории. Он означает лишь то, что выбор данной стратегии заведомо не является лучшим в ситуации, когда оба игрока находятся в антагонистическом противостоянии, характерном для «экономического человека». Но для «институционального человека», вступающего в межчеловеческие взаимодействия с другими людьми, нерациональное поведение не только возможно, но может оказаться наиболее разумным вариантом поведения.
2. Осторожное поведение. «Институциональный человек», в отличие от «экономического человека», не является абсолютно рациональным, т.е. он не всегда выбирает самый лучший вариант поведения, максимизирующий выигрыш. Ограниченная рациональность «институционального человека» выражается в его неспособности выбрать наилучший вариант поведения в связи с большим количеством альтернатив, сложным алгоритмом определения оптимальной альтернативы, ограниченностью времени принятия решения и т.д. В то же время понятие ограниченной рациональности предполагает, что с учетом всех сложностей выбора человек способен выбрать достаточно хорошую альтернативу.
При игровом подходе к исследованию институтов ограниченная рациональность индивида иллюстрируется осторожным поведением игрока. Стратегия осторожного поведения – это такая стратегия игрока, которая гарантирует ему определенную величину выигрыша независимо от выбора (хода) другого игрока. Осторожную стратегию называют также максиминной, поскольку она рассчитывается посредством нахождения максимального значения из нескольких минимальных значений.
Осторожная стратегия первого игрока определяется следующим образом. В каждой строке матрицы его выигрышей находят минимальный элемент, а затем из таких минимальных элементов выделяют максимальный, или максимин первого игрока. Строка игровой матрицы, на которой расположен максимин первого игрока, соответствует его осторожной стратегии. Осторожная стратегия второго игрока получается аналогично. В каждом столбце матрицы его выигрышей находят минимальный элемент, а затем из таких минимальных элементов определяют максимальный. Столбец игровой матрицы, в котором расположен максимин второго игрока, отвечает его осторожной стратегии. Подчеркнем, что каждый игрок может иметь несколько осторожных стратегий, но все они характеризуются одним значением максимина, или гарантированного выигрыша. Осторожные стратегии существуют в любой матричной игре. Для выявления осторожной стратегии игрока достаточно проанализировать матрицу его выигрышей, а матрица выигрышей другого игрока при этом не используется. Эта особенность является общей для нерационального и осторожного поведения.
1 |
6 |
2 |
3 |
2 |
|
2 |
1 |
5 |
4 |
1 |
|
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
* |
1 |
2 |
3 |
15 |
13 |
11 |
10 |
14 |
12 |
12 |
13 |
13 |
10 |
13 |
11 |
|
* |
|
а) первого игрока; б) второго игрока
Поведение игрока, следующего равновесной стратегии, называют оптимизирующим. Оно отличается от максимизирующего поведения. Во-первых, равновесный выигрыш игрока не является максимальным из всех возможных выигрышей. Он отвечает не глобальному максимуму, а локальному оптимуму. Так, глобальный максимум функции, заданной на числовом отрезке, превышает каждый из ее локальных максимумов. Во-вторых, следование равновесной стратегии одним игроком влечет достижение им локального максимума лишь при условии сохранения равновесной стратегии другим игроком. Если второй игрок отклонится от равновесной стратегии, то дальнейшее использование первым игроком равновесной стратегии не даст ему максимизирующего эффекта.
Равновесные стратегии определяют по следующему правилу: клетка игровой матрицы считается равновесной, если соответствующий ей выигрыш первого игрока является максимальным в столбце, а соответствующий ей выигрыш второго игрока – максимальным в строке. Таким образом, в алгоритме поиска равновесных стратегий используются матрицы выигрышей обоих игроков, а не одна из них, как в случаях нерационального и осторожного поведения.
Пример 3.4. На рис. 3.2 показан алгоритм поиска равновесных стратегий для игровой матрицы, заданной в таблице 3.1. Первая точка равновесия (6; 15) задает пару равновесных стратегий: для обоих игроков равновесными являются первые варианты поведения. Вторая точка равновесия (5; 14) задает другую пару равновесных стратегий: для обоих игроков равновесными являются вторые варианты поведения.
6 15
|
6
|
2
|
2 |
| |
3 |
|
|
2 |
|
10
|
5 14
|
12
|
|
4 |
|
а) первая точка равновесия; б) вторая точка равновесия
Стратегия |
Ход |
Выигрыш |
Эффект отклонения | |||
1-го игрока |
2-го игрока |
1-го игрока |
2-го игрока |
1-го игрока |
2-го игрока | |
Равновесная |
Равновесная |
1 |
1 |
6 |
15 |
0 |
Отклоняющаяся |
Равновесная |
2 |
1 |
1 |
10 |
–5 |
Отклоняющаяся |
Равновесная |
3 |
1 |
4 |
12 |
–2 |
Равновесная |
Отклоняющаяся |
1 |
2 |
2 |
13 |
–2 |
Равновесная |
Отклоняющаяся |
1 |
3 |
3 |
11 |
–4 |
5. Инновационное поведение. Выше было рассмотрено отклоняющееся поведение, главной целью которого служит эмпирическое обоснование и закрепление исходной равновесной стратегии. Однако цель отклонения от равновесной стратегии может быть принципиально иной. Инновационное поведение представляет собой систематическое отклонение от привычной равновесной стратегии с целью поиска другого равновесного состояния, более выгодного для игрока-новатора. Иными словами, цель инновационного поведения состоит не в закреплении сложившихся равновесных стратегий, а в попытке перейти от старого равновесного состояния в новое, более предпочтительное.
Стратегия |
Ход |
Выигрыш |
Эффект иннова-ции | |||
1-го игрока |
2-го игрока |
1-го игрока |
2-го игрока |
1-го игрока |
2-го игрока | |
Равновесная |
Равновесная |
2 |
2 |
5 |
14 |
0 |
Инновационная |
Равновесная |
1 |
2 |
2 |
13 |
–3 |
Инновационная |
Отклоняющаяся |
1 |
3 |
3 |
11 |
–2 |
Инновационная |
Отклоняющаяся |
1 |
1 |
6 |
15 |
1 |
Равновесная |
Равновесная |
1 |
1 |
6 |
15 |
1 |
Случай успешной инновации приведен в таблице 3.3. Первый игрок интуитивно, либо на основе своего практического опыта, либо в результате анализа игровой матрицы определил существование более предпочтительного равновесия (6; 15). В целях достижения этого равновесия он систематически выбирал первый вариант поведения вместо привычного второго. Такое поведение игрока-новатора спровоцировало второго игрока на разнообразные изменения вариантов своего поведения (3-я и 4-я строки таблицы). В итоге игроки пришли к новому равновесию, при этом инновационная стратегия первого игрока и последняя отклоняющаяся стратегия второго игрока стали по сути равновесными стратегиями (5-я строка таблицы). По достижении нового равновесия эффект инновации для игрока-новатора составил одну единицу полезности за один ход. Общий эффект от инновации зависит от продолжительности взаимодействия игроков на основе новых равновесных стратегий.
Таким образом, можно сделать вывод, что в каждом взаимодействии могут существовать различные виды равновесий, а именно: равновесие доминирующих стратегий, равновесие по Нэшу, равновесие по Штакельбергу и равновесие по Парето.
Доминирующей стратегией называется такой план действий, который обеспечивает участнику максимальную полезность вне зависимости от действий другого участника. Соответственно, равновесием доминирующих стратегий будет пересечение доминирующих стратегий обоих участников игры.
Равновесие по Нэшу – ситуация, в которой стратегия каждого из игроков является лучшим ответом на действия другого игрока. Иными словами, это равновесие обеспечивает игрока максимумом полезности в зависимости от действий другого игрока.
Равновесие по Штакельбергу возникает тогда, когда существует временной лаг в принятии решений участниками игры: один из них принимает решения, уже зная, как поступил другой. Таким образом, равновесие по Штакельбергу соответствует максимуму полезности игроков в условиях неодновременности принятия ими решений. В отличие от равновесия доминирующих стратегий и равновесия по Нэшу этот вид равновесия существует всегда.
Наконец, равновесие по Парето существует при условии, что нельзя увеличить полезность обоих игроков одновременно.
Фирма А |
Фирма Б | |
Оставить выпуск прежним |
Снижение выпуска | |
Входить на рынок |
–3; –2 |
4; 4 |
Не входить на рынок |
0; 10 |
0; 10 |
В реальной жизни взаимодействующие индивиды нередко договариваются следовать в будущем определенным стратегиям поведения. В этом случае поведение игроков называют кооперативным.
Основные причины солидарного поведения:
1) выгодность солидарного поведения для обоих игроков. В рамках игровой модели взаимодействия такая ситуация иллюстрируется игровой матрицей, в одной клетке которой выигрыши обоих игроков максимальны, но при этом она не является равновесной и не отвечает паре осторожных стратегий игроков. Стратегии, отвечающие этой клетке, едва ли будут выбраны игроками, реализующими несолидарные модели поведения. Но если игроки придут к соглашению о выборе cooтветствующих солидарных стратегий, то впоследствии им будет невыгодно нарушать соглашение, и оно будет выполняться автоматически;
2) этичность кооперативного поведения часто служит «внутренним» механизмом, обеспечивающим соблюдение соглашения. Моральные издержки в форме общественного осуждения, которые понесет иидивид в случае нарушения им соглашения, могут иметь для него большее значение, чем достигнутый при этом прирост выигрыша. Этический фактор играет важную роль в поведении «институционального человека», но он фактически не учитывается в игровой модели межчеловеческих взаимодействий;
3) принуждение к солидарному поведению служит «внешним» механизмом, обеспечивающим соблюдение соглашения. Данный фактор институционального поведения также не находит адекватного oтражения в игровой модели взаимодействий.
В начале XX в произошел синтез классической экономической теории и маржинализма, появилась неоклассическая экономическая теория, которая к середине ХХ в стала доминирующим течением
04 09 2014
5 стр.
«Становление общего социального анализа», продолжающей его методологические исследования, начавшиеся в 1998 году в работе «Кризис экономической теории»
18 12 2014
1 стр.
Теоретические основы принятия управленческих решений. Методологические основы теории принятия решений. Наука и практика (искусство)
27 09 2014
3 стр.
Тема основные направления экономической теории в конце 70 начале 90-х годов
14 12 2014
1 стр.
Работа выполнена на кафедре экономической теории Академии труда и социальных отношений
15 09 2014
3 стр.
Предмет экономической теории. Метод исследования в экономической теории. Основные принципы и допущения, экономическое моделирование, функциональный анализ
01 09 2014
1 стр.
Понятие о системе. Экономика как сложная система. Сущность и основные принципы управления экономикой
01 09 2014
1 стр.
Работа выполнена на кафедре теории и методики психолого-педагогической и дошкольной подготовки Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова
25 12 2014
3 стр.