Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5



Это сочинение – по сути, скорее воплощением духовности в музыкальном искусстве. Общая драматургия произведения выстраивается из развития музыкального материала (подобно западно-европейской духовной музыке). Поэтому в таких сочинениях необходимо проанализировать художественную форму (особенности построения частей, разделов, фраз и т. п.) и выявить особенности развития музыкального материала как условия определяющего исполнительскую трактовку.

Известно, церковное пение отличается от светского, что обусловлено ролью песнопений в драматургии Божественной Литургии православного Храма и в связи с этим необходимости воплощения духовного начала в пении. Поэтому в процессе изучения и интерпретации образцов русской духовной музыки в вузе (Хоровое дирижирование, Хоровой класс) необходимо стремиться учитывать эти особенности.

При исполнении духовных сочинений русских композиторов следует добиваться четкого произношения слов. Вместе с тем неуместны слишком утрированное произношение согласных и форсированные возгласы при исполнении отдельных слов.

Важно произносить текст песнопений не механически, а вникать в их содержание и добиваться эмоционально-осознанного отношения к нему. В связи с этим также как изучение особенностей духовных жанров западно-европейской музыкальной культуры (мессы, реквиема и т. п.) необходимо знать идею и драматургию Божественной Литургии и Всенощного Бдения православной Церкви (содержание, смысловое значение и последовательность каждой из ее номеров).

В случае исполнения духовных произведений на духовные стихи («Воззвала душа» (древнерусский духовный стих) из оратории «Преображение» В. Каллистратова) необходимо изучить особенности эпохи их создания, проанализировать структуру поэтического текста и особенности его взаимодействия с музыкальным материалом:



С целью глубокого погружения в текст исполняемого сочинения с особым вниманием следует отнестись к темпу и метроритму. «…Ничто так не наполняет любовью к мудрости и равнодушием к житейским делам как пение стройное, как песнь священная, сложенная по правилу ритма» (беседа на псалом 41) [4, с. 382].

Важнейшей задачей исполнения сочинений духовной музыки в учебной практике является так называемая стройность в пении. Известно, под стройностью в пении, в современном значении принято понимать гармоническую согласованность в хоре между отдельными голосами и хоровыми партиями (П. Чесноков, А. Дмитриевский, К. Пигров, В. Краснощеков и др.). Такая согласованность возможна когда участники хора будут сливаться в единый художественный ансамбль. Это предполагает высокий уровень вокально-исполнительской культуры хорового коллектива, а именно, владение техникой певческого дыхания, звукообразования, звуковедения. Необходимо, чтобы звук был округленным, прикрытым и вместе с тем ярким и звонким.

Решение этих задач будет способствовать постоянная целенаправленно организованная вокальная работа на «Хоровом классе», а именно исполнение различных упражнений, направленных на достижение тембрального унисона, единой манеры произношения гласных, сглаживания регистров певческих голосов, гармонического ансамбля и т. п., то есть на воспитание певца-ансамблиста [3].

Известно, что многие образцы русской духовной музыки написаны в сложных, переменных и ассиметричных размерах. Во многих сочинениях отсутствует обозначение размера как такового (С. В. Рахманинов № 7 «Шестопсалмие» из «Всенощного бдения» или Г. В. Свиридов «Покаянный стих» из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» или и т. п.):

В таких случаях, решая вопрос о рисунке схемы, следует иметь в виду:



  • указанную автором метроритмическую счетную единицу;

  • темп, ритмику;

  • строение простых и сложных тактов (определение сильных и слабых долей);

  • фразировку и запись группировки в данном произведении или его части.

Выбор схемы для дирижирования тем или иным духовным сочинением имеет существенное значение. Схема должна исходить из музыки, способствовать выразительности и точности ее исполнения.

При моделировании ритмической структуры схемы произведения нельзя основываться на одностороннем понимании стихового ритма как основополагающего, т. к. существуют образцы русской духовной музыки, где доминантой становится музыкальный ритм:





В таком случае необходимо уделить внимание анализу метроритма (строение сложных тактов, определение сильных и слабых долей).

Концертное исполнение учебным хором духовных сочинений определяет актуальность вопроса выстраивания концертной программы. Учитывая исполнительские традиции русской духовной музыки, а также особенности концертного исполнительства, представляется правомерным выстраивать программу:

- по очередности номеров в Божественной Литургии православной Церкви («Благослови душе», «Слава Единородный» и т. д.);

- по принципу контраста и динамического развития от начала концертной программы к завершению – последнему номеру (в случае если в программу включены отдельные сочинения композиторов и фрагменты из Божественной православной Литургии).

Одним из примеров выстраивания концертной программы может быть:

- П. Чесноков. Из Литургии Святого Иоанна Златоуста (соч. 44)

«Благослови душе моя, Господа»;

- А. Никольский «Господь просвещение мое»;

- П. Чесноков «Херувимская песнь» (опус 33, № 6);

- П. Чайковский. Из Литургии Святого Иоанна Златоуста:

- После возглашения «Твоя от Твоих…»;

- «Молитва Господня»;

- Д. Бортнянский «Достойно есть»;

- А. Архангельский «К богородице прилежно ныне притецем»;

- С. Рахманинов Из Всенощного бдения «Богородице, Дево, радуйся»;

- А. Кастальский «Хвалите имя Господне».

Вышеотмеченные особенности изучения и интерпретации русской духовной музыки легли в основу работы над духовными произведениями русских композиторов XVIII-XX веков в классе Хорового дирижирования, а также в процессе подготовки концертной программы духовной музыки «Святая Русь» Лауреата Международных и Всероссийских конкурсов Академического хора Пермского государственного института искусства и культуры (художественный руководитель - автор данной статьи).

Анализ проделанной работы свидетельствует о плодотворности данных позиций и необходимости их дальнейшего развития в профессиональной подготовке дирижеров-хормейстеров в вузах искусства и культуры.

литература

1. Келдыш, Ю. В. История русской музыки: в 10 т. / Ю. В. Келдыш. - М.: Музыка, 1983. – Т. I. : Древняя Русь XI –XVII века. – 382 с.

2. Парфентьев, Н. К проблеме типологизации явлений русской духовной музыки XX в. / Н. Парфентьев // Церковное пение в историко-литературном контексте: Восток – Русь – Запад. Гимнология. / сост. и ответств. ред. И. Лозовая; ред. О. Живаева. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. – Вып. 3. – С. 358-365.

3. Пигров, К. К. Руководство хором / К. К. Пигров ; под ред. К. Б. Птицы – М.: Музыка, 1964. – 220 с.

4. Сикур, П. И. Воспою тебе. Основы вокальной техники и исполнительства для вокалистов, руководителей хоров, профессионалов и любителей светского и церковного пения / П. И. Сикур. – М.: Русский хронограф, 2006. – 408 с.

5. Холопова, В. Н. Русская музыкальная ритмика / В. Н. Холопова. - М.: Сов. композитор, 1983. – 280 с.

л. а. Кузьмина, Л. В. Соснина

ФГОУ ВПО «Пермский государственный

институт искусства и культуры»

г. Пермь
ОРГАН В ДУХОВНЫХ СОЧИНЕНИЯХ А. ГРЕЧАНИНОВА


Эпоха рубежа XIX – XX веков явилась подлинным «духовным ренессансом» русской церковной музыки. Характерно, что композиторы Нового направления отвергли путь секуляризации церковного пения, возникший под влиянием европейского барокко и классицизма в XVII – XVIII века (храмовые композиции Н. Дилецкого, В. Титова, Д. Бортнянского и др.). Их движение было откликом на утверждение национальных начал профессионального искусства, осуществленное ранее русскими композиторами-классиками XIX века на основе музыкального фольклора и в рамках светских жанров. Это способствовало возобновлению диалога русских музыкальных традиций древности и современности.

В начале XX века в России наблюдается новое явление в музыке, получившее название музыкальный экуменизм (от греч. oikoumene — вселенная, обитаемый мир). Композиторы задумываются о введении инструментов, в частности, органа в церковную службу.

Одним из представителей этого музыкального направления является А. Гречанинов — выдающийся русский композитор. В его творчестве переплелись традиции XIX века и новые позиции школы Синодального училища. Тяготея к сценическим жанрам, композитор отдал дань как крупной оперной форме («Добрыня Никитич»), так и импрессионистской музыкальной драме («Сестра Беатриса»). Однако наиболее ярко его одаренность проявилась в сфере духовной музыке, которую Гречанинов писал с конца XIX века до середины XX века.

Самой яркой и значительной областью творчества А. Гречанинова была церковная музыка. Среди его духовных сочинений четыре литургии, Всенощное бдение, шесть месс, цикл «Страстная Седмица», кантаты, мотеты, арии, псалмы.

Начало работы А. Гречанинова в церковно-хоровых жанрах отмечено естественностью, которое потом будет характерно для всего его духовного творчества. В выборе текстов ранних духовных сочинений преобладают «хвалитные» песнопения: «Воскликните Господеви», «Свете тихий», «Хвалите имя Господне», «Хвалите Бога», «Слава в вышних Богу», «О Тебе радуется»; либо картинно-повествовательные: «Благослови, душе моя, Господа», «Волною морскою», «Внуши, Боже» завершающие «славами». Это не только следствие увлечения автора богатырскими былинами, но и знамение времени, и выражение миросозерцания художника.

К идее сочинения духовной музыки на церковно-славянские тексты с включением органа композитор пришел в предреволюционные годы. Это было обусловлено поиском новых способов выражения музыки. В автобиографии «Моя жизнь» А. Гречанинов так описывает эту идею: «С детства я одинаково любил музыку церковного стиля и нашу православную, и западную. В Москве я довольно часто ходил в католическую церковь на М. Лубянке послушать орган. Скажу откровенно — я завидовал им и ревновал: почему же вся эта роскошь музыкальная им дозволена, а у нас почитается за грех?.. Написав две литургии, «Страстную Седмицу», Всенощную и несколько больших сложных хоров... я исчерпал в них все технические возможности, какие только может дать хор a’cappella. Хор симфонизирован, что же дальше? Куда идти, как расширить средства выражения в духовной музыке, к сочинению которой меня всегда тянуло… Церковь наша ежедневно возносит Богу моление о соединение церквей, но ведь соединение возможно лишь при условии взаимных уступок. А попробуйте заговорить с православным о введении в нашу церковь органа, он вас сочтет за великого грешника и еретика...» [1, с. 110].

Обращение А. Гречанинова к органу было обусловлено стремлением расширить выразительные возможности церковной православной музыки, соединить человеческий голос со звучанием органа, как это было принято в католических и протестантских храмах.

Одним из таких произведений является «Демественная литургия», написанная в 1917 году для голоса с фортепиано. Известно, что демественная – от лат. domesticus – домашняя. Ее возникновение было связано с идеей создания церковной музыки для домашнего музицирования, а в широком смысле — идеей приобщения народа «к настоящему высокому искусству» [1, с. 112].

Объясняя свой замысел, автор пишет: «Существует немало любителей, для которых большое удовольствие — сесть за фортепиано и попеть что-нибудь из церковной музыки. Отчего бы ни сочинить для них какое-нибудь песнопение для голоса с аккомпанементом фортепиано? Написал «Святый Боже». Новая форма родила и новые возможности, и я с увлечением стал продолжать работать дальше. Написал все главнейшие песнопения литургии, дав ей древнее название «Демественной», то есть домашней…» [1, с. 113].

Для концертных выступлений А. Гречанинов сделал переложение литургии для тенора, струнного оркестра, органа, арфы и челесты.

Первое исполнение «Демественной литургии» состоялось 30 марта 1918 года на симфоническом концерте С. Кусевицкого. Дирижировал сам автор.

В 1926 году, находясь в Париже, А. Гречанинов пишет новую редакцию Литургии, в которой он прибавил к сольным номерам хоровые и ввел соло баса с хором в «Сугубой ектеньи». В таком виде она была исполнена в первый раз в Париже в церкви Notre Dame Blancs Manteaux 25 марта 1926 года и через два года в Salle Gaveau.

О первом исполнении композитор писал в Москву: «Великолепный орган сопровождал пение и прекрасный, лучший здесь оркестр Lamoureux. К сожалению, слабоват был тенор-солист. Зато превосходный бас Мозжухин произвел громадное впечатление чтением Сугубой ектеньи. Церковь была переполнена, и успех превзошел все ожидания» [2, с. 214].

«Демественная литургия» (издание Брайткопфа и Гертеля, 1927 год) состоит из пятнадцати номеров: «Великая ектения», «Антифоны», «Слава и Единородный», «Трисвятое», «После чтения Апостола», «Сугубая ектения», «Заупокойная и другие ектении», «Херувимская песнь», «После Херувимской песни», «Верую», «Милость мира», «Достойно есть», «Молитва Господня», «Хвалите Господа», «Конец литургии». Орган используется в четырнадцати номерах (без седьмого номера — «Заупокойная и другие ектении», где хор звучит a’cappell’но).

По своей фактуре произведение написано в традициях русской хоровой музыки и предназначено для концертного исполнения. Оно написано для смешанного хора. диапазон от до большой октавы до ля-бемоль второй октавы, divisi во всех партиях (9 голосов), кульминационных эпизодах элементы полифонии и т. д.

Внедрение звуковых эффектов (пассажи арпеджио на staccato на звуках развернутого трезвучия d-moll в малой октаве) в третьем номере «Слава и Единородный» придают музыке одухотворенность, возвышенность:



В последнем номере «Демественной литургии» — «Конец литургии» (на словах: «Аллилуйя, аллилуйя!») партия органа (аккорды в верхней тесситуре) способствует созданию настроения праздника:



В 1930 – 1940 годы, живя за границей (во Франции и США), А. Гречанинов создает ряд хоровых произведений на латинские тексты с использованием оркестра и органа, среди них: Вселенская месса для солистов, хора, оркестра и органа, 4 малые мессы для хора с органом, 6 мотетов для хора с органом и др. Месса «Et in terra pax» (op. 166) написана для солиста (бас), смешанного хора и органа.

Произведение написано, в основном, в полифонической фактуре, где хоровые партии передают друг другу мелодию, обособляются, сопоставляются партии солиста.

Орган, выполняя различные функции, звучит во всех шести частях мессы («Kyrie», «Gloria», «Credo», «Sanctus», «Benedictus», «Agnus Dei»).

Вторая часть «Gloria» построена по принципу сквозного развития. Партия органа продолжает развитие музыкального материала хорового эпизода, способствует созданию художественной целостности – то тембрально оттеняет звучание хора, то обогащает его мелодическим развитием:



вместе с тем орган также вносит некоторые самостоятельные элементы в фактуру произведения (сочетание триольного движения с двуольным в разных регистрах и др.). Так, например, в четвертом номере — «Sanctus» партия органа способствует созданию торжественного, величественного настроения:



Таким образом, в отечественной духовной музыке в XX веке наблюдается новое явление  — создаются произведения для хора и органа. Это обусловлено величием звучания органа, поражающего роскошным тембром (А. Гречанинов и др.), и, безусловно, придающего произведениям новое звучание, углубляющего содержание текста и, следовательно, силу его эмоционального воздействия.

Одним из первых композиторов сочинивших духовную музыку для хора и органа был А. Гречанинов («Демественная литургия», «Вселенская месса», «месса «Et in terra pax», 4 малые мессы, 6 мотетов и др.).

Художественная ценность этих сочинений позволяет считать плодотворным их внедрение в учебный процесс хоровых классов высших музыкальных учебных заведений.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Гречанинов, А. Т. Моя жизнь / А. Т. Гречанинов. – Нью-Йорк, 1951. – 219 с.

  2. Келдыш, Ю. История русской музыки в 12 томах / Ю. Келдыш. – М., 1997. – Т. 10А. – 542 с.

Л. А. Кузьмина

ФГОУ ВПО «Пермский государственный

институт искусства и культуры»

г. Пермь
Русская ХОРовая музыка КАК СРЕДСТВО ДУХОВНОГО

ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ


В современных условиях развития нашего общества одной из важнейших задач является возрождение духовных традиций, а, следовательно, поиски новых методов, приемов, средств духовного воспитания. Особые возможности для этого имеет русская хоровая музыка (А. Свешников, А. Юрлов, К. Птица, Б. Тевлин и др.). Это определило выбор темы данной работы: «Русская хоровая музыка как средство духовного воспитания молодежи».

Известно, хоровое искусство является основой русской музыкальной культуры: творчества, исполнительства, педагогики (Б. Асафьев, Д. Локшин, А. Свешников и др.).

В XI веке с утверждением на Руси христианства в Храмах активно создаются и развиваются хоры, певческие школы. Это обусловлено тем, что хоровое пение - важнейший составляющий элемент христианского церковного обряда. В XI веке очагами хоровой культуры были стольные города удельных княжеств: Новгород, Владимир, Суздаль, Псков, Чернигов, Рязань. В храмах этих городов создавались хоры и певческие школы. С образованием и ростом единого централизованного государства центр хоровой культуры переместился в Москву.

На протяжении последующих веков наблюдается активный рост профессионализма в церковных хорах. Следует отметить, что некоторые из них исполняют не только духовные, но и светские произведения, а позднее выполняют полифункциональные функции (участие в церковных службах, оперных спектаклях, государственных праздниках и т. п.), а позднее становятся светскими. Так, например, во второй половине XV века в период царствования Ивана III возникает хор Государевых певчих дьяков, который в 1713 году по указу Петра I был переведен в Петербург и преобразован в Придворный хор, а несколько позже стал носить название Придворной певческой капеллы.

В XIX веке помимо государственных и многих церковных хоров в России были высокопрофессиональные частные и любительские хоровые коллективы (Д. Н. Шереметева, Ю. Н. Голицына, А. А. Архангельского, Д. А. Агренева-Славянского и др.).

В XX веке в России успешно функционируют многие профессиональные (Государственный академический русский хор им. А. В. Свешникова; Государственная академическая хоровая капелла России им. А. А. Юрлова; Государственная академическая певческая капелла С. - Петербурга и др.) и любительские (Хор молодежи и студентов, рук. Б. Г. Тевлин; камерный хор ДК пищевой промышленности, рук. В. А. Чернушенко; камерный хор Московской консерватории, рук. Б. Г. Тевлин и др.) хоровые коллективы. Они достигли высокого исполнительского мастерства и имели широкое общественное признание в России и за рубежом.

Таким образом, русское хоровое исполнительство имеет давние традиции. Зародившееся в Храме оно способствовало становлению профессионального хорового исполнительства в России.

Следует также отметить, что вплоть до первой половины XIX века церковное пение было единственным источником развития музыкально-теоретической мысли и школы для подготовки профессиональных певцов, регентов и учителей пения.

Активное развитие хорового исполнительства в России (церковного и светского) на протяжении веков способствовало созданию отечественными композиторами прекрасных образцов хоровой музыки (как светской, так и написанной на церковные тексты).

Известно, хоровое искусство является синтезом музыки и поэтического текста (В. И. Краснощеков, Л. В. Живов, Л. В. Шамина и др.). Интонационная сущность музыкального искусства (Б. В. Асафьев) способствует углублению восприятия поэтического текста.

Следует также отметить, что отечественные композиторы писали хоровые сочинения на тексты выдающихся русских поэтов (А. Пушкина, Ю. Лермонтова, Н. Некрасова, Б. Пастернака, А. Блока и др.) в творчестве которых основной темой является тема Родины и судьба народа в различных гранях и проявлениях. Для многих хоровых сочинений характерна интонационная связь с русской народной песней. С одной стороны, композиторы использовали народную песню как цитату (Н. Римский-Корсаков, М. Мусоргский и др.), с другой стороны, - создавали музыку, интонационно близкую народным песням (С. Рахманинов, Г. Свиридов и др.).

Отечественные композиторы (М. Глинка, А. Даргомыжский, П. Чайковский, С. Танеев, С. Рахманинов, С. Стравинский, П. Чесноков, Д. Шостакович, А. Гречанинов, Г. Свиридов, Р. Щедрин и др.) создавали хоровую музыку разных жанров. Это оратории, кантаты, сюиты, хоровые концерты, поэмы, Православные литургии, хоровые миниатюры и др. Следует отметить, что одной из особенностей этой музыки как светской, так и написанной на церковные тексты (С. Рахманинов «Всенощное бдение», А. Гречанинов «Демественная литургия» и др.), является художественная ценность. В связи с этим в музыкальной педагогике отечественную хоровую музыку определяют как духовную и рассматривают в двух значениях: в широком - это образцы классической и современной хоровой музыки, имеющие высокую художественную ценность; в узком – музыка, написанная на церковные тексты и пронизанная соответствующим содержанием. Это правомерно позволяет рассматривать русскую хоровую музыку как средство духовного и нравственного становления личности (А. Свешников, А. Юрлов, Б. Тевлин, В Чернушенко и др.), а в ракурсе нашей работы – духовного воспитания молодого поколения.

Решению этой задачи будет способствовать приобщение молодежи к лучшим образцам русской хоровой музыки. В связи с этим важнейшими представляются ряд факторов, основополагающим из которых является репертуарная политика молодежного хорового коллектива, способствующая духовному воспитанию, как его участников, так и слушательской аудитории.

Известно, проблема репертуара является главной эстетической проблемой исполнительского искусства. Она является основополагающей и в хоровом творчестве (В. Чернушенко, Л. Шамина, В. Живов, Б. Казачков и др.). В практике хорового исполнительства сложились принципы формирования репертуара, основополагающими из которых является художественная ценность и соответствие поставленным педагогическим задачам. Опираясь на данные принципы подбора репертуара как условие духовного развития молодежи правомерным, представляется включение в репертуар молодежного хора сочинений отечественных композиторов различных по образам, фактурному и гармоническому мышлению (в сопровождении и a cappella).

Особый интерес, в ракурсе нашего вопроса, представляют хоровые сочинения с сопровождением, в которых можно использовать различные инструменты. Так, например, - гитару в хоре «Зорю бьют…» М. Кажлаева, сл. А. Пушкина из цикла «Рождение песни». Плодотворным является включение в репертуар молодежного хора сочинений для хора с органом (И. Брамс «Ave Maria», Г. Свиридов, сл. Ф. Тютчева «Осень», Г. Свиридов кантата «Курские песни» и др.). Использование в сопровождении хоровых сочинений различных инструментов будет способствовать активизации интереса молодежи к хоровой музыке, а, следовательно, их эстетическому и духовному развитию.


<предыдущая страница | следующая страница>


Учебно-методический комплекс д ля студентов очного отделения, обучающихся по специальности: 070105 «Дирижирование

«Дирижирование (по видам исполнительских коллективов: дирижирование академическим хором)»

768.31kb.

08 10 2014
5 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности: 071301 «Народное художественное творчество»

Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности

224.16kb.

09 10 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности: 0 71301 «Народное художественное творчество»

Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности

167.46kb.

11 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов специальностей 050601. 65 Музыкальное образование

Академическое пение 070100. 62 Инструменты эстрадного оркестра 070100. 62 Оркестровые струнные инструменты 070105. 65 Дирижирование (по видам исполнительских коллективов: дирижиров

296.84kb.

28 09 2014
1 стр.


Письменности учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления»

648.99kb.

14 12 2014
4 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование»
142.04kb.

13 10 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения

Учебно-методический комплекс предназначен для лиц, обучающихся в тгимэуп по специальности «Юриспруденция». Он включает в себя программу курса, планы семинарских и практических заня

712.72kb.

02 09 2014
3 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030401 «История» Сибай 2010 Учебно-методический комплекс «Источниковедение Башкортостана»

Учебно-методический комплекс, подготовленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом, включает рассмотрение основных тем по источникам истории Башкортостана. Пр

203.53kb.

15 09 2014
1 стр.