Особенно актуальной для репертуара молодежного хора в настоящее время представляются духовные сочинения русских композиторов (С. Рахманинов, П. Чесноков, А. Кастальский и др.).
Духовная музыка является прародительницей всего русского музыкального творчества (Б. Тевлин и др.). История духовной музыки начинается с ХI века. Основным мелодическим материалом, из которого слагались первые образцы дошедших русских церковных песнопений Х – ХVI веков на Руси, был знаменный распев. Он представлял собой монодию, исполнявшуюся в унисон. К середине ХVI века в нем появляются элементы многоголосия.
Одной из основных форм духовной музыки во второй половине XVII века становится многоголосие, а именно знаменный распев включается в богатые многоголосные построения, изменяется его ладовая структура. Вместе с тем в этот период древние церковные напевы начинают отходить на второй план и даже предаются некоторому забвению.
Позднее в ХIХ веке наблюдается постепенное возвращение русских композиторов к истокам национальной музыки. Они активно с большой увлеченностью пишут духовную музыку.
На рубеже ХIХ-ХХ веков появляется целая плеяда русских композиторов – представителей Нового направления в духовно-музыкальном творчестве. Среди них А. Гречанинов, А. Кастальский, С. Рахманинов, П. Чесноков.
В XX веке русская духовная музыка прошла несколько этапов, отражающих не только внутренние процессы, но и воздействие внешних условий и представлена двумя самостоятельными сферами, - литургической и духовно-концертной.
В репертуар современного молодежного хора необходимо вводить лучшие образцы духовной музыки, как непосредственно литургической, так и духовно-концертной. Глубина, проникновенность этого пласта русской музыкальной культуры пробуждает у исполнителей и слушателей возвышенные чувства и благородные мысли.
В настоящее время во многих городах России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь и др.) наблюдается возвращение к традициям концертного исполнения духовной музыки в Храмах и монастырях. Акустика Храма, обогащая тембральную палитру хора, придает новое дыхание этим сочинениям и благодатно воздействует как на исполнителя, так и на слушателя.
Учитывая специфику хорового искусства, правомерным представляется использование в молодежном хоре элементов театрализации. Безусловно, ее внедрение возможно в определенный хоровой репертуар. Благодатным для этого является русский музыкальный фольклор. Так, например, хор В. Калистратова «Плач невесты-сироты на могиле родителей» можно трактовать как целую сценку плача-причитания, в театрализации которой следует использовать элементы характерные для данного жанра (костюм, расположение солистки, хора и т. п.).
Известно, пропаганде хоровой музыки способствует концертно-исполнительская деятельность – важная составная часть творческой работы хорового коллектива. Публичное выступление хора на концертной сцене вызывает у исполнителя особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью, взволнованностью. Концертно-исполнительская деятельность хора является одним из активных средств музыкально-эстетического и духовного развития исполнителей, а также слушателей. В связи с этим каждое концертное выступление хора должно быть тщательно подготовлено. Виды концертных выступлений могут быть разными как по объему выступлений, так и по содержанию концерта. Это может быть самостоятельный концерт хорового коллектива (в одном или двух отделениях) или участие хора в сводном концерте наряду с другими творческими коллективами (хор исполняет два-четыре произведения). И в первом и во втором случае необходимо тщательно продумывать вопрос репертуара, а именно, о наличии контрастности в драматургии концертного выступления хора.
Учитывая современные тенденции развития хорового исполнительства, а также особенности исполняемого репертуара необходимо решать вопрос о расстановке молодежного хора, подбора костюмов, использование мультимедийных средств и т. п. При этом все должно быть ориентировано на раскрытие художественного образа исполняемых сочинений.
Русская хоровая музыка уникальна. Она всегда получала и получает очень высокую оценку и у европейского слушателя. Свидетельством того являются выступления российских хоров на европейских конкурах, и в частности Академического хора Пермского государственного института искусства и культуры на Международных конкурсах («Рождество в России», Екатеринбург, 2003 г.; Финляндия, г. Тампере, 2003 г.; Чехия, г. Пардубице, 2004 г., 2006 г.; Словакия, г. Братислава, 2008 г.). Это также является свидетельством огромного художественного воздействия русской хоровой музыки на слушателя, а, следовательно, и духовного.
В последние десятилетия XX века в России, накопленные веками хоровые традиции, претерпевают значительные сложности, обусловленные изменением социально-экономических условий. В конце XX века наблюдается спад в хоровом исполнительстве.
В настоящее время функционируют, главным образом, профессиональные и учебные хоры. Действующие любительские хоры посещают, в основном большинстве, люди старшего поколения. Вместе с тем активно развиваются в Храмах церковные хоры. В связи с этим встает задача сохранения традиций хорового исполнительства как уникального Российского явления, могучего средства духовного и нравственного воспитания личности.
Представляется, что в целом эта проблема государственная, но если рассматривать ее с позиции вклада в ее решение специалистов хорового искусства, то здесь возникает вопрос воспитания молодых кадров – дирижеров-хормейстеров. В настоящее время совершенствованию их подготовки способствуют:
- развитие самостоятельности и творчества студентов (участие в конкурсах, фестивалях и т. п.);
- репертуарная политика;
- развитие художественного и гуманитарного мышления студентов;
- активная концертно-исполнительская, гастрольная деятельность.
Безусловно, эти факторы являются, в определенной степени, традиционными. Сегодня преподавателям творческих вузов и средних учебных заведений необходимо учитывать современные тенденции развития хоровой культуры и стремиться к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства, позволяющего плодотворно решать задачи духовного воспитания молодежи средством русской хоровой музыки.
ЛИТЕРАТУРА
-
Ильин, В. П. Очерки истории русской хоровой культуры. Ч. 1. – М.: Сов. композитор, 1985. - С. 15-55.
-
Парфентьев, Н. К проблеме типологизации явлений русской духовной музыки XX в. / Н. Парфентьев // Церковное пение в историко-литературном контексте: Восток – Русь – Запад. Гимнология. / сост. и ответств. ред. И. Лозовая; ред. О. Живаева. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. – Вып. 3. – С. 358-365.
<предыдущая страница