Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

СД.01 «Элементарное музицирование»

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по направлению

070106.01 «Хоровое дирижирование»

(среднее профессиональное образование)


СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка 3

Учебно-тематический план 4

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5

1. Введение в раздел «Элементарное музицирование» 5

2. Речевые упражнения как необходимая форма элементарного музицирования 5

3. Звучащие жесты 5

4. Ритмические кубики как вспомогательное средство введения в музыкальный ритм 6

5. Моделирование музыкальных средств 7

6. Музыкальное движение. Формы танцевального движения на уроке 7

7. Игра на элементарных музыкальных инструментах 7

8. Построение музыкальной импровизации 8

9. Музыкальная композиция 8

10. ЗАЧЕТ: исполнение собственной музыкальной композиции 9

Самостоятельная работа студента 9

Контрольные задания 10

Критерии оценки 10

Материально-техническое обеспечение дисциплины 11

Примерный педагогический репертуар 11


Пояснительная записка


Дисциплина «Элементарное музицирование» разработана на основе педагогической концепции детского музыкального воспитания Карла Орфа, а также включает программу «Элементарное музицирование» Л.В.Виноградова (-Москва.: Полири, 2001. – 72 с)

Базой освоения данной программы являются дисциплины: «Развитие голоса», «Педагогическая практика», которые изучаются с I и II курсов.



В процессе занятий по программе «Элементарное музицирование на уроке музыки» используется опыт работы швейцарского музыканта и педагога Э. Жака – Далькроза, венгерского композитора Золтана Кодаи, голландского музыканта и педагога Пьера Ван Хауве.

Цель дисциплины - приобретение студентами знаний по педагогической практике разных стран в области элементарного музицирования.

Основные задачи дисциплины:

  • получение необходимых знаний по моделированию учебной деятельности средствами элементарного музицирования и закрепления их в практической работе;

  • овладение приемами построения музыкальной импровизации и применение в самостоятельной педагогической деятельности;

  • воспитание заинтересованности и умения творчески подходить к работе с музыкальным материалом;

  • получение необходимых музыкально-педагогических знаний для дальнейшего освоения курса «Педагогическая практика»;

  • формирование способности самоанализа и контроля в самостоятельной работе студентов;

Учебно-тематический план







Наименование темы

Практ. занятия

самост. работа

Форма контроля

Кол-во часов

Кол-во часов

1

Введение в программу «Элементарное музицирование на уроках музыки».

2

-

-

2

Речевые упражнения как исходная форма в элементарном музицировании.

3

1

Самостоятельная работа

3

Звучащие жесты.

3

1

Самостоятельная работа

4

Ритмические кубики как вспомогательное средство введения в музыкальный ритм.

3

1

Самостоятельная работа

5

Моделирование музыкальных средств.

4

-

Практическая работа с группой

6

Музыкальное движение. Формы танцевальных движений на уроке музыки.

3

1

Самостоятельная работа

7

Игра на элементарных инструментах.

3

1

Самостоятельная работа

8

Построение музыкальной импровизации.

3

1

Письменная работа, практическая работа с группой

9

Музыкальная композиция.

4

-

Практическая работа с группой

10

Зачет: исполнение собственной музыкальной композиции

2

-

Практическая работа с группой

Итого:

30

6

зачет

Дисциплина «Элементарное музицирование» изучается факультативно в течение 3, 4 семестра по 1 часу в неделю, общий объем 36 часов.



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




1. Введение в раздел «Элементарное музицирование»

Элементарное музицирование как основная форма учебной деятельности на уроке. Дидактические задачи в элементарном музицировании. Развивающие и воспитывающие задачи коммуникативной деятельности. Эффективность творческого метода свободной импровизации.



Практические занятия: ознакомление студентов с целями и задачами программы, ожидаемым результатом практической деятельности, формой и содержанием отчета и критериями оценки. Указание особенностей подхода традиционного инновационного к принципам организации урока. Постановка дидактических задач при подборе музыкального материала. Алгоритм определения дидактических задач.

Опорные понятия:



  • Элементарное музицирование

  • деятельность

  • коммуникативная деятельность



2. Речевые упражнения как необходимая форма элементарного музицирования

Детский игровой фольклор как главная модель для речевых упражнений. Знакомство с международным опытом в сфере речевых игр. Нахождение метрического и ритмического рисунка имен слов, создание игровых речевых моделей. Построение звукоподражания, звуковых диалогов, композиций. Создание на основе своих фантазий музыкальных картинок с помощью речевого звука. Многообразие моделей ритма и слов. Опора на жизненный опыт и уровень подготовки учащихся, с учетом возрастных особенностей.



Практические занятия: принцип подбора музыкального материала с позиций здоровьесберегающего подхода в работе с детскими голосами. Организация учебного процесса с учетом возрастных закономерностей развития школьника. Направленность речевых игр на развитие музыкальных способностей.

Опорные понятия:



  • метр

  • музыкальная интонация

  • музыкальный диалог



3. Звучащие жесты

Звучащие жесты, собственные инструменты. Игры на внимание. Обращение к внешнему музыкальному миру. Развитие внимания к тембровой трансформации пульса: 1. Собственное тело как первичный музыкальный инструмент; 2. Включение «звука». Хлопки в ладоши, шлепки по коленям, щелчки пальцами, притопы ногой. Ориентация в пространстве в заданном темповом режиме, направлении и пульсе. Выстраивание сопровождения песни из звучащих жестов – «собственных инструментов» и элементарных музыкальных инструментов.



Практические занятия: действия, направленные на поиск «звуков» в окружающем ребенка мире. Основные понятия, связанные с принципом звукоизвлечения. Возможность экспериментирования и нахождения тембровых звуковых характеристик шага, хлопка и др. Совершенствование приемов работы со звучащими жестами. Перевод на инструментальную основу.

Опорные понятия:



  • темпы

  • пульс

  • модель

  • звуковая модель

  • собственные инструменты.


4. Ритмические кубики как вспомогательное средство введения в музыкальный ритм

Использование немузыкальных средств (мяч, клавесы) при построении ритмической непрерывности. Построение музыкального квадрата как доминанты композиционной организации в музыке. Ритмические игры с использованием приема «эхо», диалога, репризы. Закрепление за кубиками функции «шаг-бег» с дальнейшим переводом на ритмические длительности. Манипуляция кубиками в импровизационной форме. Ритмические кубики как алгоритм работы дидактических задач.



Практические занятия: овладение дидактическими приемами по расстановке и манипуляции кубиками. Ритмические кубики как средство построения музыкальной непрерывности. Введение в элементарные ритмические формулы. Овладение развернутой формой квадратного построения и выход на тембры.

Опорные понятия:



  • ритм

  • ритмическая непрерывность

  • алгоритм

  • реприза

  • музыкальный квадрат.


5. Моделирование музыкальных средств

Возможные формы моделирования на фольклорном материале (потешки, скороговорки) и выполнение речевых упражнений. Создание комбинации звучащих жестов с использованием их в качестве остинатного фона. Создание аккомпанемента из инструментов малого ударного состава.



Практические занятия: организация самостоятельной работы студентов с группой сокурсников по построению простейших ритмических квадратов. Логика построения работы от речевого упражнения к ритмическому оформлению, графической записи и исполнению с группой.

Опорные понятия:



  • остинато

  • малый ударный состав



6. Музыкальное движение. Формы танцевального движения на уроке


Движение как форма развития музыкального мышления. Упражнения с воображаемыми предметами. Выполнение упражнений в движении для формирования музыкального состояния. Пантомима как средство нахождения музыкального ритма. Воспроизведение музыкальных средств немузыкальным способом. «Свое движение». Знакомство с интернациональной музыкальной практикой. Танцы «со словами» - как разновидность танцевальной формы.

Практические занятия: освоение возможных форм движения на уроке. Особенности организации единых учебных задач при работе по группам. Вариативный подход к включению двигательных упражнений в содержание урока. Варианты использования элементарных инструментов для сопровождения движения. Анализ формы и средств по организации танцевальных движений и композиций.

Опорные понятия:



  • пантомима

  • «свое движение»

  • креативный танец.



7. Игра на элементарных музыкальных инструментах

Подготовительные упражнения. Основные инструменты в элементарном музицировании инструменты малого ударного состава (М.У.С. – барабан, пандейра, блоктроммель, треугольник). Штабшпили (ксилофоны, металлофоны, глокеншпили). Блокфлейта как дополнительный музыкальный инструмент.



Практические занятия: организация наблюдательно-аналитической деятельности и пробной практической работы по освоению приемов игры на элементарных инструментах. Овладение технологией и приемы игры на инструментах.

Опорные понятия:



  • штабшпили

  • блокфлейта



8. Построение музыкальной импровизации

Импровизация как способ познания музыки. Импровизация как музыкальное учебное действие с взаимоотношением продукта импровизации и способа ее получения. Устная и письменная импровизация в процессе практических действий. Непрерывные движения музыкального материала как главное условие организации импровизации. Реализация схемы – модели импровизации в условиях коллективных действий. Проведение импровизации «по кругу» с комбинированием ритмических и мелодических формул. Работа по созданию новых музыкальных комбинаций.



Практические занятия: ознакомление с исходными условиями построения импровизации. Работа по кругу в рамках музыкального квадрата. Нахождение многообразия музыкального материала. Принцип: от чувств – к понятию, от абстрактного – к конкретному.

Опорные понятия:



  • импровизация

  • музыкальная импровизация

  • ритмическая и мелодическая формулы

  • рефлексия



9. Музыкальная композиция


Построение собственной композиции в форме классического периода (восьмитакта). Использование инструментов малого ударного состава. Формула диалога как базисная структура импровизации. Выстраивание действий с последующей фиксацией их в графической записи. Особенности построения музыкальной композиции. Индивидуальный почерк.



Практические занятия: составление собственной композиции – модели. Импровизация и ее варианты. Создание новых музыкальных комбинаций. Исполнение ритмических и мелодических построений. Разучивание собственной модели. Выстраивание музыкальной непрерывности как свободного сочинения.

Опорные понятия:



  • классический период

  • индивидуальные особенности



10. ЗАЧЕТ: исполнение собственной музыкальной композиции


Возможность комбинации и сочетания музыкальных квадратов в импровизационном построении с опорой на предыдущий опыт переработки, обобщения музыкального материала.



Практические занятия: ансамблевая организация работы группы.

Исполнение. Оценочная деятельность.



Самостоятельная работа студента




  1. определение дидактических задач на примере произведения детского репертуара

  2. подбор произведения или попевки на предложенные дидактические задачи

  3. построение игрового сюжета с использованием речевых упражнений для работы с группой сокурсников

  4. исполнение упражнений под собственный аккомпанемент из звучащих жестов

  5. подготовка к разучиванию произведения детского репертуара под аккомпанемент группы инструментов

  6. подготовка плана по составлению музыкальной импровизации: дидактические задачи, выбор ритмического рисунка, распределение аккомпанирующих инструментов, приемы устранения трудностей звукоизвлечения, воспитательное значение, композиционное решение.

  7. подготовка разучивания собственной творческой работы (слово, ритм, мелодия)

  8. подготовка к анализу собственной творческой работы и работы сокурсников – определение положительных результатов и отрицательных моментов с выявлением причины неудачи

  9. подготовка ряда вопросов, входящих в необходимый теоретический минимум дисциплины «Элементарное музицирование»

Для выполнения заданий самостоятельной работы студенты обеспечиваются методическими разработками по элементарному музицированию.



  1. Виноградов, Л. В. Элементарное музицирование. – М., 2001.

  2. Жилин, В. А. Речевые упражнения. – Челябинск, 1996.

  3. Жилин, В. А. Занимательные игры для чтения с листа. – Челябинск, 2006.

  4. Жилин, В. А. ОРФ – уроки. – Челябинск, 1995.

  5. Голубева, Н. В., Каменева, Т.Е. Серебряный колокольчик. – Тюмень, 2002.

  6. Вестник педагогического общества Карла Орфа – 2005-09. – № 13-17.

Для подготовки игры на элементарных музыкальных инструментах, танцевальным движениям на уроке музыки студентам предлагается использовать сборник пьес для чтения с листа и домашнего музицирования «Наиграл сверчок» в двух частях, а также серией сборников «Давай, Земля, покружимся!» Попляновой Е.М.



Контрольные задания




  1. Исполнить аккомпанемент музыкальных приложений.

  2. Определить дидактические задачи танцевальных движений. Исполнить танец с текстом.

  3. Составить материал игрового сюжета с использованием речевых упражнений и звучащих жестов.

  4. Исполнить музыкальную импровизацию в объеме музыкального квадрата на элементарных инструментах.

  5. Провести 5-ти минутную работу по разучиванию собственной музыкальной композиции.

  6. Проанализировать результативность собственной работы по пунктам контрольного задания.

Критерии оценки

- качество игры аккомпанемента «музыкальных приложений»;

- владение навыками танцевальных движений при исполнении танца;

- качество звукового насыщения игрового сюжета;

- качество навыка самостоятельной игры на музыкальных инструментах;

- качество работы в семестре, отношение к дисциплине и наличие количества промежуточных заданий.


Библиографический список


  1. Далькроз, Э. Ж. Ритм / Э. Ж. Далькроз. – Москва : Классика XXI, 2006. – 246 с.

  2. Орф, К. Музыка для детей. Русская версия / В. А. Жилин. – Челябинск, 2008. – 78 с.

  3. Тютюнникова, Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа / Т. Э. Тютюнникова. – Москва : АСТ, 2001.- 94.

  4. Тютюнникова, Т. Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей / Игры со знаками : учебно-методическое пособие / Т.Э. Тютюнникова. – Санкт- Петербург : ЛОИРО, 2003. – 100 с. – Выпуск 1.

  5. Вестник педагогического общества Карла Орфа / В. А. Жилин. – Челябинск : Автограф, 2007. – 48 с. – № 15.

  6. Вестник педагогического общества Карла Орфа / В. А. Жилин. – Челябинск : Автограф, 2008. – 56 с. – № 16.

  7. Вестник педагогического общества Карла Орфа / В. А. Жилин. – Челябинск : Автограф, 2009. – 88 с. – № 17.

  8. Голубева, Н. В. Серебряный колокольчик/ Н. В. Голубева. – Тюмень : Вектор Бук, 2008. – 72 с.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ: видеозаписи практических занятий с учащимися педагогов – практиков Виноградова Л.В., Жилина В.А., Мауте Х., Вутака Й., аудиозаписи произведений педагогического репертуара «Встретил ежика бычок» Виноградова Л.В., «Recorder Fun» - произведения для блокфлейты, наглядные материалы.



ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА: аудио, - видео или DVD проигрыватели – инструменты ОРФ-оркеста: ксилофон-альт, ксилофон-сопрано, глокеншпиль, пандейра, блоктроммель, треугольник, клавесы и др.

Примерный педагогический репертуар





  1. Жак-Далькроз Э. Ритмические марши

  2. Жак-Далькроз Э. Ритмические игры

  3. Пьер Ван Хауве «Ридель – Фидель»

  4. Пьер Ван Хауве «Rondospiel»

  5. Виноградова Л.В. «Приветствие» на материале тирольских мелодий

  6. Шуберт Ф. Вальс

  7. Лядов А. «Музыкальная табакерка»

  8. Моравская народная песня «Люди работают»

  9. Русская народная песня «У кота-воркота»

  10. Французский танец «Большой круг»

  11. Поплянова Е. «Марш королевского бутерброда»




Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование»
142.04kb.

13 10 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование»

Дисциплина «Элементарное музицирование» разработана на основе педагогической концепции детского музыкального воспитания Карла Орфа, а также включает программу «Элементарное музицир

139.08kb.

14 12 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс д ля студентов очного отделения, обучающихся по специальности: 070105 «Дирижирование

«Дирижирование (по видам исполнительских коллективов: дирижирование академическим хором)»

768.31kb.

08 10 2014
5 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 0502. 01 «Вокальное искусство

Данный учебно-методический комплекс составлен на основе

1411.62kb.

08 10 2014
10 стр.


Письменности учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления»

648.99kb.

14 12 2014
4 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030401 «История» Сибай 2010 Учебно-методический комплекс «Источниковедение Башкортостана»

Учебно-методический комплекс, подготовленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом, включает рассмотрение основных тем по источникам истории Башкортостана. Пр

203.53kb.

15 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению

Учебная дисциплина изучается студентами в следующем часовом объеме: 94 часа в 1, 2 семестрах, в том числе лекционных 72 ч., 22 часа для самостоятельной работы студентов

270.35kb.

18 12 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 03. 1 «Цитология» для студентов, обучающихся по специальности 020201. 65 и по направлению

Опд. Ф. 03. 1 «Цитология» для студентов, обучающихся по специальности 020201. 65 и по направлению

290.84kb.

24 09 2014
1 стр.