Перейти на главную страницу
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
СД.01 «Элементарное музицирование»
Учебно-методический комплекс
для студентов, обучающихся по направлению
070106.01 «Хоровое дирижирование»
(среднее профессиональное образование)
Учебно-тематический план 4
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5
1. Введение в раздел «Элементарное музицирование» 5
2. Речевые упражнения как необходимая форма элементарного музицирования 5
3. Звучащие жесты 5
4. Ритмические кубики как вспомогательное средство введения в музыкальный ритм 6
5. Моделирование музыкальных средств 7
6. Музыкальное движение. Формы танцевального движения на уроке 7
7. Игра на элементарных музыкальных инструментах 7
8. Построение музыкальной импровизации 8
9. Музыкальная композиция 8
10. ЗАЧЕТ: исполнение собственной музыкальной композиции 9
Самостоятельная работа студента 9
Контрольные задания 10
Критерии оценки 10
Материально-техническое обеспечение дисциплины 11
Примерный педагогический репертуар 11
Базой освоения данной программы являются дисциплины: «Развитие голоса», «Педагогическая практика», которые изучаются с I и II курсов.
№ |
Наименование темы |
Практ. занятия |
самост. работа |
Форма контроля |
Кол-во часов |
Кол-во часов | |||
1 |
Введение в программу «Элементарное музицирование на уроках музыки». |
2 |
- |
- |
2 |
Речевые упражнения как исходная форма в элементарном музицировании. |
3 |
1 |
Самостоятельная работа |
3 |
Звучащие жесты. |
3 |
1 |
Самостоятельная работа |
4 |
Ритмические кубики как вспомогательное средство введения в музыкальный ритм. |
3 |
1 |
Самостоятельная работа |
5 |
Моделирование музыкальных средств. |
4 |
- |
Практическая работа с группой |
6 |
Музыкальное движение. Формы танцевальных движений на уроке музыки. |
3 |
1 |
Самостоятельная работа |
7 |
Игра на элементарных инструментах. |
3 |
1 |
Самостоятельная работа |
8 |
Построение музыкальной импровизации. |
3 |
1 |
Письменная работа, практическая работа с группой |
9 |
Музыкальная композиция. |
4 |
- |
Практическая работа с группой |
10 |
Зачет: исполнение собственной музыкальной композиции |
2 |
- |
Практическая работа с группой |
Итого: |
30 |
6 |
зачет |
Дисциплина «Элементарное музицирование» изучается факультативно в течение 3, 4 семестра по 1 часу в неделю, общий объем 36 часов.
Элементарное музицирование как основная форма учебной деятельности на уроке. Дидактические задачи в элементарном музицировании. Развивающие и воспитывающие задачи коммуникативной деятельности. Эффективность творческого метода свободной импровизации.
Опорные понятия:
Детский игровой фольклор как главная модель для речевых упражнений. Знакомство с международным опытом в сфере речевых игр. Нахождение метрического и ритмического рисунка имен слов, создание игровых речевых моделей. Построение звукоподражания, звуковых диалогов, композиций. Создание на основе своих фантазий музыкальных картинок с помощью речевого звука. Многообразие моделей ритма и слов. Опора на жизненный опыт и уровень подготовки учащихся, с учетом возрастных особенностей.
Опорные понятия:
Звучащие жесты, собственные инструменты. Игры на внимание. Обращение к внешнему музыкальному миру. Развитие внимания к тембровой трансформации пульса: 1. Собственное тело как первичный музыкальный инструмент; 2. Включение «звука». Хлопки в ладоши, шлепки по коленям, щелчки пальцами, притопы ногой. Ориентация в пространстве в заданном темповом режиме, направлении и пульсе. Выстраивание сопровождения песни из звучащих жестов – «собственных инструментов» и элементарных музыкальных инструментов.
Опорные понятия:
Использование немузыкальных средств (мяч, клавесы) при построении ритмической непрерывности. Построение музыкального квадрата как доминанты композиционной организации в музыке. Ритмические игры с использованием приема «эхо», диалога, репризы. Закрепление за кубиками функции «шаг-бег» с дальнейшим переводом на ритмические длительности. Манипуляция кубиками в импровизационной форме. Ритмические кубики как алгоритм работы дидактических задач.
Опорные понятия:
Возможные формы моделирования на фольклорном материале (потешки, скороговорки) и выполнение речевых упражнений. Создание комбинации звучащих жестов с использованием их в качестве остинатного фона. Создание аккомпанемента из инструментов малого ударного состава.
Опорные понятия:
Опорные понятия:
Подготовительные упражнения. Основные инструменты в элементарном музицировании инструменты малого ударного состава (М.У.С. – барабан, пандейра, блоктроммель, треугольник). Штабшпили (ксилофоны, металлофоны, глокеншпили). Блокфлейта как дополнительный музыкальный инструмент.
Опорные понятия:
Импровизация как способ познания музыки. Импровизация как музыкальное учебное действие с взаимоотношением продукта импровизации и способа ее получения. Устная и письменная импровизация в процессе практических действий. Непрерывные движения музыкального материала как главное условие организации импровизации. Реализация схемы – модели импровизации в условиях коллективных действий. Проведение импровизации «по кругу» с комбинированием ритмических и мелодических формул. Работа по созданию новых музыкальных комбинаций.
Опорные понятия:
Построение собственной композиции в форме классического периода (восьмитакта). Использование инструментов малого ударного состава. Формула диалога как базисная структура импровизации. Выстраивание действий с последующей фиксацией их в графической записи. Особенности построения музыкальной композиции. Индивидуальный почерк.
Опорные понятия:
Возможность комбинации и сочетания музыкальных квадратов в импровизационном построении с опорой на предыдущий опыт переработки, обобщения музыкального материала.
Исполнение. Оценочная деятельность.
Для выполнения заданий самостоятельной работы студенты обеспечиваются методическими разработками по элементарному музицированию.
Для подготовки игры на элементарных музыкальных инструментах, танцевальным движениям на уроке музыки студентам предлагается использовать сборник пьес для чтения с листа и домашнего музицирования «Наиграл сверчок» в двух частях, а также серией сборников «Давай, Земля, покружимся!» Попляновой Е.М.
- качество игры аккомпанемента «музыкальных приложений»;
- владение навыками танцевальных движений при исполнении танца;
- качество звукового насыщения игрового сюжета;
- качество навыка самостоятельной игры на музыкальных инструментах;
- качество работы в семестре, отношение к дисциплине и наличие количества промежуточных заданий.
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ: видеозаписи практических занятий с учащимися педагогов – практиков Виноградова Л.В., Жилина В.А., Мауте Х., Вутака Й., аудиозаписи произведений педагогического репертуара «Встретил ежика бычок» Виноградова Л.В., «Recorder Fun» - произведения для блокфлейты, наглядные материалы.
13 10 2014
1 стр.
Дисциплина «Элементарное музицирование» разработана на основе педагогической концепции детского музыкального воспитания Карла Орфа, а также включает программу «Элементарное музицир
14 12 2014
1 стр.
«Дирижирование (по видам исполнительских коллективов: дирижирование академическим хором)»
08 10 2014
5 стр.
Данный учебно-методический комплекс составлен на основе
08 10 2014
10 стр.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления»
14 12 2014
4 стр.
Учебно-методический комплекс, подготовленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом, включает рассмотрение основных тем по источникам истории Башкортостана. Пр
15 09 2014
1 стр.
Учебная дисциплина изучается студентами в следующем часовом объеме: 94 часа в 1, 2 семестрах, в том числе лекционных 72 ч., 22 часа для самостоятельной работы студентов
18 12 2014
1 стр.
Опд. Ф. 03. 1 «Цитология» для студентов, обучающихся по специальности 020201. 65 и по направлению
24 09 2014
1 стр.